Ущербная ВКО

11
Структура руководства воздушно-космической обороной страны создает неопределенность в ответственности за ее состояние и дальнейшее развитие

Теперь уже в далеких 80–90-х годах прошлого столетия группа специалистов главного командования Войск ПВО и 2-го ЦНИИ Минобороны СССР обосновала необходимость трансформации этого вида Вооруженных Сил в Войска воздушно-космической обороны. Основной доминантой данной идеи являлось объединение под централизованным управлением всех сил и средств, способных оказывать противодействие средствам ВКН и вести борьбу с ними в едином воздушно-космическом пространстве. При этом главной предпосылкой для ее реализации было объединение Войск ПВО и существовавшего тогда Управления начальника космических средств Минобороны СССР, впоследствии переименованного в Военно-космические силы (ВКС), в один вид Вооруженных Сил.

Все основания для этого были. В Войсках ПВО в то время уже существовали развернутые системы ракетно-космической и противоздушной обороны, велись интенсивные работы по наращиванию их эффективности. В техническом плане было выполнено сопряжение прежде самостоятельно существовавших системы ПРО А-135 Москвы и системы ПВО С-50 Московского региона. При проведении испытаний они показали высокую эффективность совместного применения и подтвердили возможность и целесообразность интеграции сил и средств, способных вести борьбу в едином воздушно-космическом пространстве. В Войсках ПВО существовал единственный в стране и в мире орбитальный комплекс противокосмической обороны ИС-МУ, на завершающей стадии создания находился авиационно-ракетный комплекс перехвата КА на базе истребителя дальнего действия МиГ-31Д.

Ущербная ВКООднако этой, казалось бы, простой и рациональной идее не суждено было сбыться. Несмотря на существование практически боеготовых и совместно функционирующих систем и комплексов ракетно-космической и противовоздушной обороны при централизованном управлении с ЦКП Войск ПВО, тогдашнее руководство Управления начальника космических средств, а потом Военно-космических сил сделали все, чтобы не допустить интеграции Войск ПВО и ВКС. С этой целью предпринимались попытки создать параллельную систему контроля космического пространства, космического базирования и средств противоспутниковой борьбы. В угоду своим интересам была выведена якобы на модернизацию стартовая позиция комплекса ПКО ИС-МУ, находившаяся в их ведении, которую они не собирались делать. Впоследствии это стало главной причиной прекращения работ по совершенствованию достаточно перспективного и эффективного средства противокосмической обороны.

К глубокому сожалению, с 1996 года многие перспективные наработки в этой области дальнейшего своего развития не получили, а само движение к построению целостной системы ВКО приобрело отрицательный вектор. Это явилось следствием субъективного и непродуманного решения по организационному разъединению войск РКО с Войсками ПВО и последовавшего за ним изменения организации управления основными составными частями ВКО при выполнении общих или смежных задач. Находясь в различных структурах, они стали существовать автономно и если получили какое-то развитие, то без взаимной связи, а лишь исходя из видения их перспектив своего руководства.

В 1996–1998 годах группа энтузиастов создания системы ВКО главного командования Войск ПВО, 2 и 45-го ЦНИИ с участием генеральных конструкторов основных систем и средств РКО и ПВО добилась рассмотрения этой проблемы Советом безопасности РФ и принятия положительного решения о необходимости создания ВКО. Однако оно не было реализовано, так как назначенный министром обороны главнокомандующий РВСН генерал армии Игорь Сергеев решил укрепить свой бывший вид ВС за счет включения в его состав войск РКО и ВКС МО РФ. В обоснование целесообразности такого шага утверждалось, что это позволит существенно повысить потенциал стратегического сдерживания ВС РФ и никоим образом не скажется на возможностях отражения наступательных операций и действий СВКН противника. В ряде статей часто публикуемых экспертов, таких как генерал-полковник Виктор Есин, генерал-майор Владимир Дворкин и других, до сих пор отрицается объективный процесс трансформации воздушного и космического пространства в единую воздушно-космическую сферу вооруженного противоборства и как следствие рациональность таких структурных преобразований ВС РФ.

Пробыв в РВСН три года, войска РКО превратились из ранее элитного рода Войск ПВО в объединение РКО и совместно с бывшими ВКС МО РФ в 2001-м стали одним из компонентов Космических войск России. Однако их злоключения на этом не закончились. Непонятно, с какой целью, имея ранее стройную и законченную как в организационном, так и в технически-функциональном плане структуру в виде объединения РКО, теперь уже командование Космических войск расчленяет его на составные части. Они преобразуются в какие-то странные для ВС РФ технические формирования типа главных центров ПРН, ККП, а также соединение ПРО. В таком разобщенном состоянии соединения и части РКО попали в созданные в 2011 году Войска ВКО.

Непонятно, по какой причине ранее существовавшая система контроля космического пространства ВС РФ, по своим возможностям незначительно уступающая по характеристикам такой же системе США, вдруг стала называться системой разведки космической обстановки. Очевидно, авторы ее переименования не понимали, что разведка космического пространства является одной из частных задач ее контроля, включающей, кроме того, анализ, оценку и прогнозирование космической обстановки.

Из сведений о нынешней структуре Войск ВКО и укрупненных четырех военных округов с подчинением им ВВС и ПВО всем специалистам, занимающимся вопросами организации борьбы со СВКН, становится понятной ущербность такой организации воздушно-космической обороны Российской Федерации. Бывшие инициаторы создания системы ВКО и подумать не могли, что в таком искаженном виде будут реализованы их предложения и утвержденная президентом России Концепция ВКО РФ.

Главная проблема заключается в децентрализации ответственности и руководства компонентами ВКО и отсутствии какой-либо логики в создании этих формирований и организации боевого управления ими. При этом основными недостатками являются:

1. Организационное разъединение сил и средств ПВО (ВКО) военных округов, которые одновременно находятся и в административном подчинении главного командования ВВС, и остатков бывшего оперативно-стратегического командования ВКО – трех бригад ВКО, вошедших в состав командования войск противовоздушной и противоракетной обороны Войск ВКО. Таким образом, за воздушно-космическую оборону Московского региона и остальной части Российской Федерации несут ответственность различные инстанции и неясно, кто, как и в какой степени будет планировать операции или боевые действия по отражению ударов СВКН и осуществлять управление ими.

2. Отсутствие в составе командования ПВО и ПРО воздушно-космической обороны Московского региона истребительной авиации, без которой невозможна организация эффективной борьбы с аэродинамическими целями в зоне ответственности этого командования, учитывая ограниченные возможности бригад ВКО по отражению ударов СВКН на дальних подступах.

3. Разобщенность систем РКО в административном отношении. Главные центры ПРН и ККП подчиняются космическому командованию, а соединение ПРО – командованию войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКО. В то же время системы ПРН, ККП, стратегической ПРО, а также средства ПКО уже к концу 80-х годов представляли единую крупномасштабную интегрированную структуру, функционирующую в автоматическом режиме. И естественно, что ее боевое применение должно осуществляться под единым руководством в рамках единой структуры.

4. И главное – существующая структура руководства воздушно-космической обороной государства создает неопределенность в ответственности за ее состояние и дальнейшее развитие.

Из этого следует, что необходим такой орган управления ВКО, который будет нести ответственность за выполнение всего комплекса задач по организации и руководству воздушно-космической обороной страны и ее ведением при централизованном оперативном (боевом) управлении всеми войсками и силами. В свою очередь ранее стоявший вопрос, на базе какой структуры он должен функционировать, и поныне не решен.

Особые условия организации и ведения борьбы в воздушно-космическом пространстве, в частности глобальный пространственный размах и высокая динамика действий СВКН, а также решающее значение фактора времени однозначно требуют сосредоточения в одном органе управления всех функций и задач по руководству воздушно-космической обороной как в мирное, так и в военное время.

В связи с этим на Войска ВКО необходимо возложить всю полноту ответственности за организацию воздушно-космических операций и иных форм действий, участвующих в них войск и сил, а также подготовку группировок ВКО и органов оперативного управления видов Вооруженных Сил и региональных командований к выполнению задач по воздушно-космической обороне.

В военное время этот орган должен руководить войсками, силами и средствами при выполнении задач воздушно-космической обороны государства и нести полную ответственность за результаты их применения. Выполнение этих задач ставит данный орган военного управления в статус стратегического, поскольку он должен решать вопросы ВКО государства и непосредственно руководить всеми войсками, силами и средствами, привлекаемыми к решению задач боевого дежурства по ВКО вне зависимости от их видовой, родовой или ведомственной принадлежности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 мая 2014 18:08
    надеюсь,с ВКО будет всё в порядке. а общевойсковая ПВО всегда нужна.и не надо смешивать эти понятия.
    пы.сы. а ис-ы жалко. дешевые и эффективные
    1. commbatant
      +4
      1 мая 2014 18:31
      он таки не слово не сказал об объединении ВКО с частями ПВО СВ РФ...
    2. +4
      1 мая 2014 21:50
      журнал ВКО № 2 2014 г ..доклад депутата Государственной думы, члена Комитета Госдумы по обороне Александра Тарнаева на общем собрании членов совета 28 февраля 2014 года «Итоги и перспективы деятельности НП «ВЭС ВКО» в создании воздушно-космической обороны Российской Федерации»
      основные предложения :"Среди них основными являются:

      1. Преобразовать Войска ВКО в вид Вооруженных Сил.

      2. Создать централизованный орган управления вооруженной борьбой в воздушно-космической сфере – Главное командование оперативно-стратегической группировки Войск воздушно-космической обороны.

      3. Повысить статус главкома оперативно-стратегической группировки Войск ВКО до заместителя министра обороны и назначить членом Совета безопасности. Предусмотреть его прямое подчинение Верховному главнокомандующему ВС РФ в части применения Войск ВКО для отражения нападения средств ВКН противника.

      4. Разработать и принять проект Федерального закона о ВКО. На наш взгляд, он может стать определенной гарантией от преобразований в системе ВКО по «сердюковскому» варианту, когда армия «отреформирована» до небоеспособного состояния, а ответственных за это днем с огнем не найти. Закона о Вооруженных Силах нет, военная наука некоторым отечественным стратегам не указ, на основании чего проводились военные реформы – большой секрет как от законодателей, так и от общества. Если создание ВКО дальше пойдет по такому же пути, быть большой беде.

      Поэтому мы приняли решение совместно с вами доработать и внести в Государственную думу проект закона о ВКО. Будем очень признательны за поправки и замечания к этому документу, которые позволят более четко сформулировать его положения.

      Комитетом по обороне создана рабочая группа для подготовки закона о ВКО к внесению в Государственную думу. Прошу подключиться к ее работе. Ваши знания и мнения очень важны для нас.

      5. Сформировать контролируемую государством организацию оборонно-промышленного комплекса, осуществляющую разработку и серийное производство основных боевых средств воздушно-космической обороны, а также их поставку в Войска ВКО (кстати, вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил о том, что по поручению президента работает над созданием концерна «Стратегические системы воздушно-космической обороны»).

      6. Передать авиационную группировку истребителей-перехватчиков в непосредственное подчинение командованию Войск ВКО.

      7. Модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими характеристиками.

      8. При формировании Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы предусмотреть разработку перспективного самолета для замены МиГ-31 и включить раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата для решения задач ВКО».

      9. Создать на базе Военной академии ВКО им. маршала Г. К. Жукова головную научно-исследовательскую организацию по изучению проблем воздушно-космической обороны, а также сформировать военное образовательное учреждение для командного состава Войск ВК
      Подробнее: http://www.vko.ru/strategiya/nadezhnoy-rossiyskoy-sistemy-vko-net
      1. Комментарий был удален.
      2. -1
        1 мая 2014 23:37
        Привет, безграничный "двоешник"! Я - не еврей, но вопрос напрашивается в стиле того: - а почем сушеные креветки на привозе, или мы уж таки меньше знаем за что покупаем? laughing Ответ: - вы не тот, кто знает всё.
  2. +4
    1 мая 2014 18:13
    Порядок превыше всего, нужен единный организм по взаимодействиям ПВО-ВКО,с этим не шутят...
  3. +3
    1 мая 2014 18:15
    Все эти вопросы находятся в компетенции высшего военного руководства страны, но насколько я знаю, там сидят отнюдь не дураки, и владеют информацией, которая никому не доступна. Думаю, что они примут верное решение.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      1 мая 2014 23:47
      [quote=Гигант мысли]"Все эти вопросы находятся в компетенции высшего военного руководства страны"...

      Обалдеть! Но это - единственно разумный комент. К чему догадки?
  4. +4
    1 мая 2014 18:41
    Думаю, что они примут верное решение
    Возможно до всего еще не добрались, и для оргструктуры вко скоро время подойдет , 15 лет ВС разваливали, восстанавливать пришлось-ой как тяжело
  5. +3
    1 мая 2014 19:36
    Будем надеяться, что высшее руководство страны и в том числе лично Владимир Владимирович знают, что делают. Не хотелось бы быть уничтоженными американскими ракетами из-за неправильной оборонной стратегии.
  6. 0
    1 мая 2014 19:50
    Есть идея Рогозина, двигаться на Луну. Очевидно нужна состыковка-корректировка программ.
    Т.е обсуждать в отрыве от создания комплексной стратегической программы освоения космического пространства,
    к примеру до 2020 года. А то, - как то рано и бестолку.

    У Амеров основные идеи космической программы выложены на госсайте по космонавтике и плюс текущие события
  7. 0
    1 мая 2014 20:32
    как всегда под надуманным предлогом в 90-е годы всё поразвалили а сейчас хватились что страна уязвима и решили восстановить то что нужно было не реформировать а развивать непрерывно-ВКО и систему ПВО
  8. +1
    1 мая 2014 20:41
    Одна из насаждаемых тенденций развития вооруженных сил начиная со времен перестройки была размытие ответственности командиров (особенно верхних) за состояние боеготовности. Введение различных вспомогательных структур с красивыми "важными" названиями добавляли звену полк и ниже получение многочисленных разносов и дополнительной отчетности. И вся эта дополнительная нагрузка ложилась на тех же взводных и ротных. Многочисленные приказы, указания, методические указания созданные всей этой сворой помощников были не согласованы, противоречили друг другу. В настоящее время даже святое для каждого военного Устав не соответствует оргштатной структуре войск, должностные обязанности командиров не обеспечиваются ни материально, ни финансово, ни наличием необходимого личного состава.
    Ликвидация последствий иваново-сердюковской модернизации и "нового облика" ВС увы процесс длительный. Ломать не строить!Очень хочется верить, что все получится. Но для этого необходима ЕДИНАЯ воля на выполнения общегосударственной задачи по укреплению обороноспособности страны, а выдергивание из бюджета средств по разным карманам.
  9. 0
    1 мая 2014 21:17
    ну хватит утки запускать! не то время!
  10. +2
    1 мая 2014 22:28
    Уважаемое сообщество ... мне статья не понравилась ... всё как-то недосказано ...

    Советская система построения Вооруженных сил была гораздо логичнее:
    - я имею ввиду войска ПРО в составе ПВО;
    - а Военно-космические силы как Род войск отдельно.

    Было много всяких теорий под которые подводились теоретические платформы (упражнение по подведению козы к бороде) ... например при объединении РВСН и ВКС под эгидой Ракетных войск ... много говорилось об замечательном эффекте объединения стратегической в масштабах планеты разведки и стратегических (а в любую точку доставим) средств поражения противника.

    Теории меняются ... продолжается слияние и оптимизация ... РКО обижена тем что при слиянии они на вторых ролях ... масса субъективных факторов и оценок.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»