Military Review

Fallen Berlin in the summer of 1945-th: Pictures from the Life archive

2
The main part of this collection is the images of William Vandivert (William Vandivert, 1912-1989), which appeared as follows. In the summer of 1945, American and British troops entered their Berlin zone in exchange for the liberation of the territory of the Soviet zone, agreed in Potsdam. Following Western troops, reporters from leading publications, including Vandivert, went "into reconnaissance". Berlin lay in ruins, and the rigid order of the “cold war” was still not settled, and the borders of the zones could be crossed quite freely, which they used. That is why about half of the July photos of Vandivert were taken in the Soviet zone of occupation of Berlin - it went deep into it up to one and a half kilometers. And, of course, both Soviet soldiers and officers fell into his lenses, you will see that.

Valuable, these pictures are their detail and quality, as well as neutrality - they carry a minimal propaganda burden and simply record the condition of the city. I was especially impressed with the detailed photographs of the Reichstag murals by the Soviet soldiers, as well as the destruction of the Old Reich Chancellery in Wilhelmstrasse.



For the seed, the well-known snapshot of the Führer, taken on 20 on April 1945, where he presents the Iron Crosses to young boys from the Hitler Youth. He also belongs to Life, the magazine bought (or took a trophy, I don’t know for sure) the unique photo collections of Hugo Yager and Heinrich Hoffmann. The second is the official photographer of Hitler. The picture was taken at the back wall of the Reich Chancellery, in my opinion Old, inside the Garden.



This picture is from Karlshorst, where the Wehrmacht officially surrendered to the Allies. Made in the evening on May 8, Field Marshal Keitel (with a rod or some other ceremonial object), Stumpf from the Luftwaffe and Admiral Friedeburg come in to sign for the surrender.



And now - until the end of the post - the July series of Wandiverta will go.

View of the Reichstag from the edge of the Tiergarten. The highway leads to the Brandenburg Gate, they are to the right and not visible. As you can see, demining has already happened, the equipment has been dumped along the edges of the road, and civilians are walking along the sidewalks.



Now we come to the Reichstag itself.
This, if I am not mistaken, is one of its external colonnades.




Here the paintings are a bit larger, many are well read. Look, there are many cities there - Kiev, Leningrad, Michurinsk, Kharkov, Batumi, Moscow, etc., look for your own.



Inside, the Reichstag was also painted almost to the ceiling - apparently, there was not enough space outside, and the soldiers left autographs on the walls inside.



Brandenburg Gate through 2 month after the end of the fighting. They have already been cleared of debris, in the central span there is a garden for patrols, and two on the right and two on the left are used for movement. The travel speed limit is 5 km / h. It is also seen that the horse group at the top is partially damaged and tumbled down.
The border of the zones passes right here, in front of the gate.



Half-destroyed Krol-Opera.



Now we are moving south from the gate, along the German-Goeringstraße. Here is a snapshot of a dilapidated American embassy.



Without reaching Potsdamer Platz, we turn left on Fossstrasse, pass through it, and exit to the Old Reich Chancellery, with a facade on Wilhelmstrasse. As you can see, it was badly damaged, despite the fact that the Germans stood there until the very end and cleared it already at the time of the surrender of the garrison (May 1). What exactly is destroyed - by airstrikes, large caliber artillery or shelling of medium caliber? It seems to me - either the first or the second.

Behind her immediately - the entrance to Hitler's bunker, to him meters 50-70, if through the building.



View of the Garden of the Reich Chancellery - which is also turned into a desert. True, the rotunda gazebo, as we see, survived (but then it would be demolished in the general cleansing of the territory from the remnants of the New Reich Chancellery, in 1948). If you walk to the north garden, then you can come right to the "Adlon" and the Brandenburg Gate. The entrance to the Führerbunker is a little right, we don’t see it in the photo.



Pronik Vandivert and the Führerbunker, who was in the Soviet occupation zone. In the photo, a Soviet soldier with the Order of the Red Star and a medal posing for him. The annotation says that this is the Goebbels family in a bunker; the Reich Minister of Propaganda lived there until May 1.



At the Reich Chancellery. Soviet soldiers drove the car to the stairs, and something is loaded (perhaps - this very eagle). The destroyed parts are lying around, and they pose on a downed eagle with a swastika. In the background - a lot of broken equipment. In the truck is a civilian dandy in a suit.



In the garden of the Reich Chancellery, in the background is the terrace of the Diplomatic Hall. There are already allies (Americans) poking around in the ground, looking at something. In this trench, Kempka burned the body of the Fuhrer and Eva Braun.



If you go further south, then you can look at the main building of the Gestapo. Then it will be blown up, and through 16 years the wall will pass right here, in its place. Now there is a museum called "Topography of Terror".



Now we will leave on Wilhelmstrasse, to the Ministry of Propaganda, enclosed by a powerful stone fence. This is also a Soviet zone of occupation, the reporter went there at his own peril and risk.



One of the entrances to the Ministry building.




And another view, also signed, as "near the Ministry of Propaganda." And here on the street all the crumpled machinery is dragged to the edge.

Fallen Berlin in the summer of 1945-th: Pictures from the Life archive


The State Opera on Unter den Linden, also a Soviet zone of occupation. She is whole mostly visible chinks from shells.



However, not all of Berlin was destroyed; Vandiverta has in this session the views of completely whole blocks of the city, which are more fortunate than the center. For example.
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. nnz226
    nnz226 12 May 2011 16: 01
    +6
    In fact, after everything the Germans did on the territory of the USSR, Berlin had to be torn down to the foundations, sprinkled with salt and plowed, as the Romans did with Carthage. Or how Hitler planned to do the same with Moscow and Leningrad. Do not destroy the inhabitants, but evict them to the countryside. And then the Brandenburg Gate reminds about the militarism of the Germans. Then there would be no Berlin Wall
  2. SMERSH
    SMERSH 13 May 2011 13: 56
    +1
    1000 percent! And Hitler on a kalyma in a quilted jacket!

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life

Главная часть этой подборки – снимки Уильяма Вандиверта (William Vandivert, 1912-1989), которые появились следующим образом. Летом 1945-го американские и британские войска вошли в свою берлинскую зону, в обмен на освобождение территории советской зоны, согласованной в Потсдаме. Следом за западными войсками пошли «в разведку» и репортёры ведущих изданий, в том числе и Вандиверт. Берлин лежал в руинах, а жёсткий порядок «холодной войны» ещё не устоялся, и границы зон можно было пересекать довольно свободно, чем они и пользовались. Именно поэтому примерно половина июльских снимков Вандиверта сделана в советской зоне оккупации Берлина – он углублялся в неё до полутора километров. И, конечно, в его обьектив попадали и советские солдаты, и офицеры, вы это увидите.

Ценными же эти снимки являются своей детализацией и качеством, а также нейтральностью – они несут минимальную пропагандистскую нагрузку и просто фиксируют состояние города. Особенно меня восхитили детальные снимки росписей рейхстага советскими воинами, а также разрушений Старой Рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life



Для затравки – широко известный снимок фюрера, сделанный 20 апреля 1945-го, где он вручает Железные кресты юным мальчишкам из гитлерюгенда. Он тоже принадлежит «Лайфу» – журнал купил (или взял трофеем, точно не знаю) уникальные фотоколлекции Хуго Ягера и Генриха Гофмана. Второй – официальный фотограф Гитлера. Снимок сделан у тыльной стены рейхсканцелярии, по-моему Старой, внутри Сада.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Этот снимок – из Карлсхорста, где произошла официальная капитуляция вермахта перед союзниками. Сделан вечером 8 мая, в зал для подписания капитуляции заходят фельдмаршал Кейтель (с жезлом, или каким-то иным церемониальным предметом), Штумпф от люфтваффе и адмирал Фридебург.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


А теперь – до конца поста – пойдет июльская серия Вандиверта.

Вид на рейхстаг от края Тиргартена. Шоссе ведет к Бранденбургским воротам, они правее и не видны. Как видите, разминирование уже произошло, техника свалена по краям дороги, и по тротуарам ходят гражданские лица.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Теперь подходим собственно к рейхстагу.
Это, если я не ошибаюсь, одна из внешних его колоннад.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life



Тут росписи немного покрупнее, многие хорошо читаются. Смотрите, там есть многие города – Киев, Ленинград, Мичуринск, Харьков, Батуми, Москва и т.д., ищите свой.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Внутри рейхстаг тоже был расписан чуть ли не до потолка – видимо, снаружи места уже не хватало, и солдаты оставляли автографы на стенах внутри.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Бранденбургские ворота через 2 месяца после окончания боёв. Они уже освобождены от завалов, в центральном пролёте организована огородка для патрульных, а два справа и два слева используются под движение. Ограничение скорости для проезда – 5 км/ч. Также видно, что конная группа наверху частично повреждена и повалена.
Граница зон проходит именно тут, перед воротами.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Полуразрушенная Кроль-Опера.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Теперь продвигаемся на юг от ворот, по Герман-Герингштрассе. Вот снимок полуразрушенного американского посольства.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Не доходя до Потсдамер-плац, сворачиваем налево на Фоссштрассе, проходим её и выходим к Старой Рейхсканцелярии, фасадом на Вильгельмштрассе. Как видите, она сильно разрушена, несмотря на то, что тут до самого конца стояли немцы и очистили её уже в момент капитуляции гарнизона (1 мая). Чем именно разрушена – авианалетами, крупным калибром артиллерии или обстрелом средних калибров? Мне кажется – либо первое, либо второе.

За ней сразу – вход в бункер Гитлера, до него метров 50-70, если насквозь здания.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Вид в Сад рейхсканцелярии – который тоже превращен в пустыню. Правда, ротонда-беседка – как видим – уцелела (но её потом при общем очищении территории от остатков Новой рейхсканцелярии снесут, в 1948-м). Если идти по саду на север, то можно прийти аккурат к «Адлону» и Бранденбургским воротам. Вход в фюрербункер – чуть правей, мы его на фото не видим.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Проник Вандиверт и в фюрербункер, который был в советской зоне оккупации. На фото советский солдат с орденом Красной Звезды и медалью ему позирует. В аннотации написано, что это помещение семьи Геббельсов в бункере, тут жил рейхсминистр пропаганды до 1 мая.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


У Рейхсканцелярии. Советские воины подогнали авто к лестнице, и что-то грузят (возможно – этого самого орла). Валяются разрушенные части, а позируют они на сбитом орле со свастикой. На заднем плане – много разбитой техники. В грузовике стоит гражданский франт в костюме.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


В саду Рейхсканцелярии, на заднем плане видна терраса Дипломатического зала. Тут уже союзники (американцы) ковыряются в земле, что-то разглядывают. В этой траншее Кемпка жёг тело фюрера и Евы Браун.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Если пройти ещё южней, то можно посмотреть и на главное здание Гестапо. Затем оно будет взорвано, а через 16 лет именно здесь, на его месте, пройдет Стена. Сейчас тут музей под названием «Топография Террора».

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Теперь выйдем на Вильгельмштрассе, к Министерству Пропаганды, обнесенному мощным каменным забором. Это тоже советская зона оккупации, репортер тут ходил на свой страх и риск.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Один из входов в здание Министерства.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life



И ещё вид, тоже подписанный, как «возле Министерства Пропаганды». И тут на улице вся покореженная техника оттащена на край.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Государственная Опера на Унтер-ден-Линден, тоже советская зона оккупации. Она цела в основном, видны выщербины от снарядов.

Поверженный Берлин летом 1945-го: снимки из архива Life


Однако не весь Берлин был разрушен; есть у Вандиверта в этой сессии и виды совершенно целых кварталов города, которым повезло больше, чем центру. Вот, например.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. nnz226 12 мая 2011 16:01
    Вообще-то после всего сотворённого немцами на территории СССР Берлин надо было снести до фундаментов, посыпать солью и перепахать, как римляне это сделали с Карфагеном. Или как гитлер планировал сделать подобное с Москвой и Ленинградом. Жителей не уничтожать, но выселить в сельскую местность. А то Бранденбургские ворота напоминают про милитариз немцев. Тогда бы и Берлинской стены не было бы
    nnz226
  2. СМЕРШ 13 мая 2011 13:56
    1000 процентов! А Гитлера на калыму в телогреечке!
    СМЕРШ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня