МиГ - 19. Китай прощается с легендой

МиГ - 19. Китай прощается с легендой
Народно-освободительная армия Китая "попрощалась" с самым известным своим боевым истребителем J-6 - копией советского МиГ-19
В минувший уикэнд новостной телеканал Центрального телевидения КНР показал необычный репортаж. На одном из военных аэродромов прошла церемония прощания с последними истребителями J-6. "Ветеран" не просто тихо списывается в запас. Истребителю, который верой и правдой служил более сорока лет, в Китае устроили торжественные проводы.

Последняя партия истребителей использовалась в учебных целях в Цзинаньском военном округе. Теперь J-6 в разобранном виде перевезут на один из складов ВВС НОАК, где вновь соберут и будут бережно хранить. Часть машин пополнит музейные коллекции, ведь речь идет действительно о легендарной боевой машине.

J-6 - копия советского МИГ-19 - относится к первому поколению сверхзвуковых истребителей, производившихся в КНР по советской лицензии. Кроме того, это самый массовый самолет, выпускавшийся за всю историю китайской авиапромышленности. За 20 с лишним лет в КНР было произведено около 4000 боевых машин.


В Советском Союзе производство МИГов-19 было прекращено в 1957 году - они вытеснялись более современными и быстрыми машинами. Судьба китайского родственника «девятнадцатого» сложилась куда более как счастливо.

Начало было положено в конце 50-х годов. В 1957 году между Советским Союзом и Китаем был подписан договор о лицензионном выпуске МиГ-19П и двигателя РД-9Б . МиГ-19П представлял собой всепогодный перехватчик, оснащенный РЛС и двумя пушками (в Китае он получил название J-6). Чуть позже Москва и Пекин заключили аналогичное соглашение по МиГ-19ПМ, на вооружении которого находились четыре ракеты «воздух- воздух». Последней, в 1959 году, была передана лицензия на МиГ-19С с пушечным вооружением.

СССР передал китайской стороне техническую документацию и пять разобранных МиГ-19П. В марте 1958 г. авиазавод в Шэньяне приступил к сборке истребителей. Первый самолет из поставленных советских запчастей взлетел в воздух 17 декабря 1958 г. А первый полёт J-6 китайской постройки состоялся в конце сентября 1959 года, к 10-й годовщине образования КНР.

Однако потребовалось ещё четыре года, чтобы наладить поточное производство этих машин. Поточная сборка J-6 в Шэньяне началась лишь с декабря 1963 года.

С середины 60-х гг. J-6 был главной машиной, стоявшей на защите воздушных границ КНР. С 1964 по 1971 год летчики ВВС и авиации ВМФ Китая на J-6 уничтожили 21 самолет- нарушитель воздушного пространства КНР. Среди них тайваньская амфибия HU-6 "Альбатрос", сбитая над морем 10 января 1966 г. Не обошлось без потерь - в 1967 году в бою с тайваньскими F-104C "Старфайтерами" были уничтожены два истребителя J-6.

Истребители J-6 и созданные на его основе модификации составляли основу ударной мощи китайской авиации вплоть до второй половины 1990-х годов. Китай применял истребители в ходе вооруженного конфликта с Вьетнамом в 1979 году, который нередко называют "первой социалистической войной".

J-6 несколько раз использовался летчиками-перебежчиками. Три таких инцидента связано с бегством китайских пилотов на Тайвань, два - в Южную Корею. В апреле 1979 году китайский пилот на J-6 совершил попытку бежать во Вьетнам, но погиб после того, как истребитель врезался в гору. Последний перебежчик - старший лейтенант Ван Баоюй - перелетел советско-китайскую границу в районе горы Столовой 25 августа 1990 года . Советская сторона через четыре дня передала властям Китая и истребитель, и пилота. Ван Баоюй был приговорен к смертной казни, которая затем была заменена пожизненным заключением.

Самолет уникален не только длительной историей, но и широким распространением по миру. Экспортные варианты J-6 обозначались F-6 и FT-6 (учебно-тренировочный вариант). Китай широко поставлял эти истребители в страны Азии и Африки. Первым покупателям стал в 1965 году Пакистан. Экспортные модификации J-6 также поступили на вооружение ВВС Албании, Бангладеш, Вьетнама, КНДР, Кампучии, Египта, Ирака ( при посредничестве Египта), Ирана, Танзании, Замбии, Судана и Сомали.

И хотя в Китае этот самолёт уже находится в запасе, не исключено, что какие-то экземпляры легендарной машины J-6 по-прежнему находятся в строю в развивающихся странах.

Отдавая честь выстроившимся в ряд самолетам, китайские военнослужащие на летном поле с заметной грустью расставались с легендарными машинами. После этого самолеты украсили яркие красные банты. А дальше - традиционное фотографирование на фоне уходящих "боевых друзей". На память. Память о себе J-6 оставил в Китае очень хорошую.
Автор: Игорь Денисов
Первоисточник: http://rus.ruvr.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://rus.ruvr.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. dred 29 ноября 2011 14:26
    ну конешно хорошее наши самолёты всегда были лутшие.
    dred
  2. tpanichkina 11 июня 2012 12:02
    Эхх хороший самолёт!
    tpanichkina
  3. parovozovo 6 мая 2013 19:13
    Ну вот не знаю, но есть в нем что то прекрасное.
    parovozovo

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня