Казахи хотят получить плавающие танки

28 апреля этого года генерал-лейтенант Ю. Коваленко, бывший 1-й замначальника Главного автобронетанкового управления МО РФ, рассказывая о российских танках, сказал, что российская военная промышленность много чего может предложить даже самому взыскательному заказчику. Так, он отметил, что не так давно казахское военное ведомство обратилось к Российской Федерации с просьбой произвести для Казахстана плавающие Т-72. Данная просьба несколько удивила российских экспертов. Зачем и куда казахи решили поплыть на танках?

По мнению Ю. Коваленко, вариант остается один – казахи готовятся делить Каспий.

Казахстану не везет со своим флотом. Так, в конце 90-х казахские моряки ухитрились потерять пять патрульных «Донтлесов» (безвозмездные подарки США и ФРГ) – катера затонули в момент шторма. Несомненно, с тех пор флот Казахстана укрепился, но, по мнению экспертов, его боевая результативность не очень высока. И вот новая, довольно оригинальная попытка приумножить позиции страны на Каспийском море. Получится ли у казахских военных плавать по морям на танках, давайте посмотрим.


Так, в начале 1951 года в СССР были начаты работы по проектированию индивидуальных систем для танков. Опытные образцы для танков Т-54 уже были созданы в 1952 году. В этом же году на Оке они прошли первые речные испытания. В период 1953-1954 годов индивидуальные плавательные средства для танков испытывались на море. В 1957 году плавсредство, получившее название ПСТ-54, взято на вооружение советской армии. Согласно штатному расписанию мотострелковой дивизии, таких систем в ней должно быть по наличию танков, т. е. до 187 штук. Производство ПСТ-54 велось на заводе №342 в городе Навашино. Дооборудование танков Т-54 для крепления ПСТ-54 велось в Харькове, на заводе №75. Танк Т-54, который был приспособлен для использования ПСТ-54, получил условное наименование "объект 485".

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54, обороудованный комплектом ПСТ-54. Фото 1952 года


Одновременно в конструкторских бюро шла работа по созданию индивидуальных плавающих систем для новых танков Т-55 и зенитной самоходной установки ЗСУ-57. Эти системы именовались ПСТ-55 для Т-55 и для доработанной ЗСУ-57, получившей заводской индекс "объект 510", ПСТ. В 59-м году Ленинградским государственным танковым заводом №174 и 342-м механическим заводом в Домодедово ПСТ было унифицировано. Уже в 60-м году прошлого века усовершенствованное ПСТ-У находилось на вооружении армии СССР.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54Б с унифицированным плавсредством ПСТ-У


Конструктивно система ПСТ-У состояла из пяти стальных понтонов (два основных понтона находились по бортам, два откидных, которые также располагались по бортам, и одного кормового). Заполнение понтонов пенопластом обеспечивало 40% запаса плавучести ПСТ-У с танком Т-54. Общая масса ПСТ-У составляла 10 тонн. Ведущие колеса танка приводили в движение два гребных винта, обеспечивая максимальную скорость на плаву порядка 12 км/ч. На суше максимальная скорость Т-54, оборудованного ПСТ-У, составляла около 19 км/ч. 500 литров топливных баков плавсредства обеспечивали дальность хода около 60-80 км, при этом топливо танка не использовалось.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54Б, оборудованный ПСТ-У


Казахи хотят получить плавающие танки

Испытания танка Т-55, оборудованного ПСТ-У


Танк, оборудованный ПСТ-У, мог передвигаться по водной поверхности, волнение которой достигало пяти баллов. Проведение стрельбы из танковой пушки было возможно при волнении в 1,5 балла. Кроме того, вместе с танком разрешалась перевозка до 25 человек десанта (для ЗСУ-57 десант мог составлять до 40 человек. Экипаж танка навешивал плавсредство на танк в течение 35 минут. Не выходя из машины, экипаж мог сбросить ПСТ-У практически мгновенно. Перевозка ПСТ осуществлялась на 4-х автомобилях ЗИС-151.

Казахи хотят получить плавающие танки

Установка ЗСУ-57 с навешенным ПСТ


Казахи хотят получить плавающие танки

ЗСУ-57 на испытаниях на Черном море


Развитие специальных плавающих систем продолжило свое развитие. Так, уже в 62-м году было испытано облегченное плавсредство ПС-1, предназначавшееся для танков Т-55 и танковых тягачей БТС. Вес нового ПС-1 составлял уже немногим более 5,5 тонн. Снижение массы было достигнуто за счет использования в конструкции понтонов алюминиевых сплавов. Тягач БТС с ПС-1 на плаву развивал максимальную скорость свыше 13 км/ч, а при движении задним ходом около 8 км/ч. При буксировке по воде скорость системы достигала 19 км/ч. По суше тягач БТС с ПС-1 мог двигаться со скоростью до 25 км/ч. До 100 км. был увеличен запас хода системы. Перевозка ПС-1 осуществлялась двумя автомобилями марки ЗИЛ-157В.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танковый тягач БТС, оборудованный ПС-1


ПС-1, исходя из проведенных испытаний, превосходил ПСТ-У и ПСТ-54 по своим мореходным качествам. Уже в 65-м году, после незначительных доработок, ПСТ-63 (новое обозначение ПС-1) было принято на вооружение СА СССР.

Дальнейшая работа по усовершенствованию плавающих систем для танков Т-55 и Т-62 привела к появлению новых модификаций, имевших наименование ПСТ-64 и ПСТ-63М.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-55 с новой системой ПСТ-63


Не обделили вниманием и советские тяжелые танки. Так, в 1955-1957 годах ленинградским ЦКБ-50 велись разработки «проекта 755», представлявшего собой подобное плавсредство для тяжелого танка Т-10. Три опытных образца «проекта 755» были построены в Горьком, на судостроительном предприятии «Красное Сормово». Однако дальнейшего развития этого проекта не было.

Казахи хотят получить плавающие танки

Т-10 с опытным образцом «проекта 755».


Одновременно с водоизмещающими плавсредствами для танков в конце 50-х годов велась работа по проектированию быстроходных десантных плавающих систем на подводных крыльях. Так, на Навашинском судостроительном заводе в 1958 году была разработана скоростная танко-десантная система на подводных крыльях, получившая название «проект 80». В состав системы входило 2 катера со складывающимися подводными крыльями. Каждый катер имел водоизмещение 12 тонн. «Проект 80» позволял транспортировать средний танк на удаление до 400 километров на скоростях до 30 узлов. На борту каждого катера-понтона имелся свой 1000-сильный мотор. В 61-м году был создан опытный образец комплекса.
В 1967-1968 годах два головных образца прошли испытания и было начато серийное производство плавающих средств. «Проектом 80» были оснащены два батальона - по одному на Черном море и Балтике.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-55 на плавающем средстве «проекта 80»


Казахи хотят получить плавающие танки

«Проект 80».


Более подробно о «проекте 80» Вы можете почитать здесь.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 6
  1. viktor_ui 11 мая 2011 18:01
    и ласты к танкам привинтить не забудут wink
  2. paster 11 мая 2011 19:14
    Позавидовать можно, какие у них мудрые военные аналитики. Маразм какой .
    paster
  3. Иван35 19 августа 2011 22:39
    Всплыла ссылка и я случаянно зашел на эту старую статью - глупейший вывод о том что "делить каспии" ! эта страна и эта армия ничего не будет делать без согласования и одобрения россииского руководства. если они собираются "делить каспии" то значит это в москве решили - что сейчас явно неактуально.
    На самом деле единственной причиной напряженности (пусть и небольшой - поэтому и реакция скромная и у казахстана и у россии) на каспии являются пендосы
    Они вооружают Азербайджан который может стать проводником НАТО и штатов на каспии
    Во вторых они реально угрожали агрессией и цветной революцией ирану - который в настоящее время дружественен - но что случится если вдруг планы сша претворятся в жизнь и мы получим новый ирак на границе (с проамериканским правительством и террористами)
    В третьих они раскачивают кавказ - который тоже доступен со стороны каспия . В таких условиях Россия вынуждена хотя бы немного но усилить военную составляющую на каспии как свою так и партнеров по одкб
    Никаких танков не вводится - просто казахстан закупает Буяны и др технику для вмс
    Иван35
  4. Денис 13 сентября 2011 17:27
    Извращенцы! Но не самое то,году в 95 или 96м в приложении АиФ Казахстан прочёл покруче.Вопрос-правда ли Казахстан хочет закупить авианосец?
    -...Да,он будет собран в Астане у президентского дворца,чтоб олицетворять военно-морскую мощь страны
  5. Alexandr_K 30 ноября 2011 01:58
    Наxepa казахам ПЛАВАЮЩИЕ танки? Кто-то объяснит?
    Alexandr_K
    1. Zlyden.Zlo 16 февраля 2012 01:36
      А шобы было.в хозяйстве все пригодится

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня