Преступление и наказание. Французский линкор «Жан Бар»

35


Апрель 1689 года. Ла-Манш. 24-пушечный французский фрегат «Серпан» вступает в бой с голландским кораблем. Французы находятся в явно невыгодном положении. На борту «Серпана» груз бочонков с порохом — фрегат может в любой момент взлететь на воздух. В этот момент капитан корабля Жан Бар замечает 12-летнего юнгу, который в страхе присел на корточки. Капитан в ярости кричит матросам: «Привяжите его к мачте. Если он не умеет смотреть смерти в глаза, он недостоин жить».

12-летним юнгой был Франсуа-Корниль Бар, родной сын Жана Бара и будущий адмирал французского флота.

Ох, и лютое было семейство!

Особенно славен папаша — легендарный Жан Бар из Дюнкерка, самый дерзкий и удачливый из французских корсаров XVII века. Именно в его честь был назван лучший линкор ВМС Франции периода Второй мировой войны. «Жан Бар» — второй корабль в серии линкоров «Ришелье», на чью долю выпала на удивление долгая и насыщенная событиями жизнь.

Конструкция

Французские линейные корабли типа «Ришелье» по праву считаются наиболее сбалансированными и совершенными линкорами предвоенного периода. У них было много достоинств и почти не было серьезных недостатков. Мелкие недочеты в их конструкции постепенно устранялись за долгие годы их службы.

На момент постройки это были самые быстрые в мире линкоры (32 узла), заметно уступавшие по боевой мощи лишь одному «Ямато» и примерно равноценные немецкому «Бисмарку». Но при этом французские «35000-тонники» наряду с американскими «Норт Кэролайн» оставались самыми маленькими кораблями в своем классе.

Преступление и наказание. Французский линкор «Жан Бар»


Великолепные характеристики были достигнуты с помощью особой компоновки, с размещением двух четырехорудийных башен ГК в носовой части корабля. Это позволило сэкономить на массе башен (четырехорудийная башня весила меньше, чем две двухорудийные), а также сократить длину цитадели («погонный метр» которой весил 25 тонн), конвертировав выделившейся резерв нагрузки в дополнительную толщину брони.

С точки зрения боевых характеристик схема «all guns forward» также имела свои преимущества: возможность стрельбы полными залпами на носовых углах могла пригодиться при преследовании вражеских рейдеров и тяжелых крейсеров. Сгруппированные в носу орудия имели меньший разброс залпов и упрощенное управление огнем. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю улучшилась мореходность корабля, повысилась прочность корпуса. Размещенные в корме шлюпки и гидросамолеты более не подвергались риску воздействия дульных газов.

Недостатком схемы была «мертвая зона» на кормовых углах. Проблему частично решали беспрецедентно большие углы обстрела башен главного калибра — от 300° до 312°.

Четыре орудия в одной башне создавали угрозу потери половины всей артиллерии ГК от единственного попадания «шального» снаряда. С целью повышения боевой живучести башни «Ришелье» были разделены броневой перегородкой, каждая пара орудий имела свою независимую систему подачи боезапаса.

380 мм французские орудия превосходили по бронепробиваемости все существующие немецкие и британские морские пушки. Французский 844-кг бронебойный снаряд мог пробить 378 мм брони на дистанции 20 000 м.


Стремительный наклон дымовой трубы — фирменный знак французских линкоров

Установка девяти орудий среднего калибра (152 мм) оказались не слишком рациональным решением: их высокая мощность и бронепробиваемость не имела значения при отражении атак эсминцев, в то же время, недостаточная скорость наводки и малая скорострельность делали их практически бесполезными при отражении атак с воздуха. Добиться приемлемых характеристик удалось лишь после войны, когда в этом уже не было особого смысла.

Вообще, вопрос обо всём, что касается ПВО и систем управления огнем, «повис в воздухе»: ввиду специфических условий их достройки, «Ришелье» и «Жан Бар» остались без современных радаров. При том, что до войны Франция занимала ведущие позиции в области разработки радиоэлектронных средств.

Тем не менее, «Ришелье» удалось получить полный комплект современных радиотехнических средств во время ремонта в США в 1943 г. Восстановленный собственными силами «Жан Бар» также получил лучшие СУО своего времени. К 1949 г. на его борту было установлено 16 радиолокационных станций различного диапазона и назначения.


"Ришелье" прибывает в Нью-Йорк

Очень здорово выглядела система ПВО позднего периода: 24 универсальные 100 мм пушки в спаренных установках вкупе с 28 зенитными автоматами калибра 57 мм. Все орудия имели централизованное наведение по данным РЛС. «Жан Бар», без преувеличения, получил выдающуюся систему ПВО — лучшую из всех, когда-либо установленных на линкорах. Впрочем, приближающаяся эра реактивной авиации предъявляла уже иные требования к зенитным системам.

Несколько слов о броневой защите линкоров:

Линкоры типа «Ришелье» имели лучшее горизонтальное бронирование среди всех кораблей мира. Главная бронепалуба толщиной 150...170 мм, подкрепленная 40 мм нижней броневой палубой с 50 мм скосами — такими показателями не мог похвастаться даже великий «Ямато». Горизонтальное бронирование линкоров «Ришелье» не ограничивалось цитаделью: в корму уходила 100 мм бронепалуба со скосами (150 мм над отсеком рулевых машин).

Вертикальное бронирование французских линкоров достойно не меньшего восхищения. Сопротивляемость 330 мм бронепояса, с учетом его наклона на 15° от вертикали, обшивки борта и 18 мм подкладки из стали STS, была эквивалентна гомогенной броне толщиной 478 мм. А при угле встречи 10° от нормали сопротивляемость повышалась до 546 мм!

Дифференцированные по толщине броневые траверзы (233-355 мм), мощная боевая рубка, где толщиной стен составляла 340 мм сплошного металла (+ 2 подкладки из SТS, в сумме 34 мм), великолепная защита башен (430 мм лоб, 300 мм бока, 260-270 мм тыл), 405 мм барбеты (80 мм ниже главной бронепалубы), локальное противоосколочное бронирование важных постов — придраться не к чему.

Отдельное внимание было уделено вопросам противоторпедной защиты: глубина ПТЗ составляла от 4,12 метров (в районе носового траверза) до 7 метров (мидель-шпангоут). В ходе послевоенной модернизации «Жану Бару» добавили 122-метровые були шириной 1,27 м, Это еще более увеличило глубину ПТЗ, которая по расчетам могла выдержать подводный взрыв мощностью до 500 кг ТНТ.



И все это великолепие поместилось в корпусе полным водоизмещением всего 48 950 тонн. Приведенное значение соответствует «Жану Бару» образца 1949 г. после его достройки и всех послевоенных мероприятий по модернизации линкора.

Общая оценка

Richelieu и Jean Bart. Мощные, красивые и очень самобытные корабли, выгодно отличавшиеся от других линкоров своей продуманной до мелочей сбалансированной конструкцией. Несмотря на большое количество внедренных инноваций, французам ни разу не пришлось сожалеть о своих смелых решениях. Бесперебойно работали котлы системы Сюраль-Индрэ, в которых сгорание топлива происходило под избыточным давлением в 2 атм. Конструкция линкоров демонстрировала отличную боевую устойчивость. «Жан Бар», будучи в недостроенном состоянии, смог выдержать пять-семь попаданий американских 406 мм снарядов, каждый из которых весил тонну с четвертью. Легко представить разрушительную мощь этих «болванок»!



Можно смело утверждать, что в лице "Ришелье" и "Жана Бара" любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предсказать.

— «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"», С. Сулига

Отвага, предательство и искупление

10 мая 1940 г. немецкие войска вторглась во Францию. В этот момент в Сен-Назере находился недостроенный линкор «Жан Бар», чье вступление в строй было запланировано на октябрь того же года. Уже 17 мая положение стало настолько серьезным, что французам пришлось задуматься о немедленном выводе линкора из Сен-Назера.

Сделать это можно было не ранее, чем в ночь с 20 на 21 июня — в полнолуние, когда прилив достигнет наивысшей точки. Но перед этим следовало расширить и углубить канал, ведущий в Луару для беспрепятственного вывода огромного корабля.

Наконец, требовалось достроить сам линкор — частично ввести в строй его ГЭУ, генераторы электроэнергии, радиостанцию, установить винты и оснастить линкор необходимыми средствами кораблевождения. Подключить камбуз, обеспечить обитаемость отсеков для размещения в них личного состава. Установить весь запланированный состав вооружения не представлялось возможным — но французы планировали ввести в строй хотя бы одну башню главного калибра.

Весь этот грандиозный комплекс работ должен быть выполнен за один месяц. При малейшей задержке у французов не оставалось иного выбора, кроме как взорвать линкор.

Рабочие верфи в Сен-Назере начали гонку со временем. Под немецкими бомбежками, работая по 12 часов в смену, 3500 человек пытались совершить невозможное.

22 мая был осушен док, в котором стоял «Жан Бар». Рабочие приступили к окраске его подводной части.

3 июня на внутреннем валу левого борта был установлен винт (из комплекта запчастей для «Ришелье», доставленного с Брестской верфи). Спустя четверо суток установили винт на внутреннем валу правого борта.

9 июня ввели в строй некоторые вспомогательные механизмы, рулевой привод и камбуз.

12 июня ввели в строй три котла и приступили к работам по балансировке гребных винтов.

Башни среднего калибра к назначенному сроку не прибыли. Было срочно разработано компромиссное решение — смонтировать на их месте спаренные 90 мм зенитки (обр. 1926 г.). Орудия и системы подачи боезапаса установили за считанные дни, но отправленные из Бреста боеприпасы опоздали к отходу корабля. Линкор остался без среднего и универсального калибров.

13 и 14 июня была проведена сложная и трудоёмкая операция по установке четырех 380 мм орудий башни главного калибра.

16 июня были введены в строй главные турбины и генераторы, в котлах линкора подняли пары.

18 июня немцы вступили в Нант, лежащий всего в 65 км к востоку от Сен-Назера. В этот день на линкоре был поднят трехцветный флаг Франции. Прекратилась подача электроэнергии с берега, теперь вся необходимая электроэнергия вырабатывалась единственным турбогенератором на борту «Жана Бара».

К этому времени рабочим дноуглубительных установок удалось расчистить канал шириной всего 46,5 м (при ширине корпуса линкора 33 метра!). От экипажа «Жана Бара» требовалось недюжинное мужество и удачливость для безопасной проводки линкора таким узким путем.

Проведение операции назначили на следующую ночь. Несмотря на отсутствие на линкоре большей части вооружения и минимальный запас нефти на борту (125 тонн), расчетная глубина под килем не превышала 20-30 сантиметров.

Буксиры вытащили «Жан Бар» из дока, но уже через 40 метров движения нос линкора зарылся в ил. Его стащили с мели, однако через пару минут под днищем вновь заскрежетал грунт. На этот раз последствия оказались серьезнее — линкор повредил часть обшивки днища и правый винт.

К 5 утра, когда «Жан Бар», помогая собственными машинами, уже выходил на середину реки, в небе появились самолеты Люфтваффе. Одна из сброшенных бомб пробила верхнюю палубу между барбетами башен ГК и разорвалась во внутренних отсеках, образовав вздутие палубного настила. Возникший было пожар был быстро потушен водой из перебитого трубопровода.

В это время линкор уже уверенно двигался в сторону открытого океана, развив скорость 12 узлов. На выходе из гавани его поджидали два танкера и немногочисленный эскорт из французских эсминцев.

Теперь, когда ужасы заточения в Сен-Назере осталось позади, перед командиром линкора Пьером Ронарком встал очевидный вопрос: Куда идти?

Несмотря на недостроенное состояние и отсутствие большей части экипажа (на борту находилось всего 570 человек, в т.ч. 200 гражданских лиц — рабочие верфи), вечером 22 июня 1940 года линкор «Жан Бар» благополучно прибыл в Касабланку. В тот же день поступила новость о заключении перемирия с немцами.

Следующие два года «Жан Бар» тихо ржавел у причала в Касабланке; покидать гавань ему было строго запрещено. За линкором пристально следили немецкие и итальянские власти. С воздуха за ситуацией наблюдали британские разведывательные самолеты (один из которых был сбит зенитным огнем с линкора).

Французы, надеясь на лучшее, продолжали поддерживать механизмы «Жана Бара» в работоспособном состоянии, занимались самодельным ремонтом и модернизацией состава вооружений. Заделали пробоину от немецкой бомбы листами обычной стали. Барбет незаконченной башни II залили цементом с целью уменьшения дифферента на корму. Из Тулона был доставлен комплект дальномеров для управления огнем главного и универсального калибров, снятых с проходившего ремонт линкора «Дюнкерк». Зенитное вооружение было усилено пятью башнями со спаренными 90 мм орудиями. На крыше надстройки появился поисковый радар.

Наконец, 19 мая 1942 года дело дошло до главного калибра. С разрешения оккупационных властей «Жан Бар» дал пять четырехорудийных залпов в сторону моря. Испытания прошли успешно, но событие не осталось незамеченным (и тем более — неуслышанным) для американского консула в Касабланке. В Вашингтон полетела депеша о наличии у берегов Северной Африки мощного боеспособного линкора, который может представлять угрозу для союзников. В ходе запланированной на ноябрь 1942 г. операции «Факел» (высадка англо-американских войск в Северной Африке), «Жан Бар» был внесен в список первоочередных целей.

На рассвете 8 ноября 1942 года на борт линкора поступило сообщение о передвижении у берега группы неизвестных кораблей. В 6:00 по местному времени команда заняла места согласно боевому расписанию, были заряжены орудия главного калибра. Ближе к 8 утра, сквозь клубы дыма от стоявших в гавани разводящих пары эсминцев, были замечены силуэты линкора и двух крейсеров.

Американцы были настроены серьезно — к Касабланке приближалась боевая группа TG 34.1 в составе новейшего линкора «Массачусетс» с 406 мм главным калибром, при поддержке тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза» в окружении отряда эсминцев.


Корабль-музей USS Massachusetts, г. Фолл-Ривер, наши дни

Первый удар нанесли 9 пикировщиков «Донтлесс», взлетевших с находившегося в 30 милях от побережья авианосца «Рейнджер». Одна из бомб попала в кормовую часть «Жана Бара». Пробив несколько палуб и днище, она вызвала затопление отсека ручного управления рулевых машин. Еще одна бомба ударила поблизости в набережную — линкор осыпало каменным крошевом, обшивка получила косметические повреждения.

Это был лишь первый жестокий привет, которым янки приветствовали корабли вишистской Франции. В 08:04 по кораблям, находившимся в гавани Касабланки, открыли огонь главным калибром линкор и крейсеры ВМС США. В течение последующих 2,5 часов «Массачусетс» с дистанции 22 000 метров выпустил по французам 9 полных залпов по 9 снарядов и 38 залпов по 3 и 6 снарядов добившись пяти прямых попаданий в «Жан Бар».

Встреча со сверхзвуковой 1226 кг болванкой из легированной стали не предвещала ничего хорошего. Наибольшие последствия могло иметь попадание снаряда, пробившего палубу в кормовой части линкора и разоравшегося в погребе башен среднего калибра (на счастье французов — пустом). Ущерб от остальных четырех попаданий можно классифицировать, как умеренный.


Кусок бронебойного снаряда, попавшего в "Жан Бар"

Один из снарядов пробил насквозь часть трубы и надстройку, и разорвался снаружи, вызвав осколочные повреждения борта. Ближе к 9 утра корабль содрогнулся от двух прямых попаданий в барбеты башен ГК. Пятый снаряд вновь ударил в корму, в место, уже поврежденное бомбой. Также, имеются разночтения по поводу двух близких разрывов: французы утверждают, что имело место прямое попадание в бронепояс и бульб линкора.

Ввиду сильного задымления гавани, «Жан Бар» успел дать в ответ лишь 4 залпа, после чего корректировка огня оказалась невозможной.

Расстреляв неподвижный недостроенный линкор, янки посчитали задание выполненным, и отошли полным ходом в сторону открытого моря. Однако, уже к шести вечера того же дня «Жан Бар» восстановил боеспособность. На следующий день его универсальная артиллерия выпустила по наступающим англо-американским войскам 250 снарядов, но главный калибр не использовался, чтобы не раскрывать до конца всех козырей.

10 ноября к Касабланке самонадеянно приблизился американский тяжелый крейсер «Огаста». В этот момент «Жан Бар» дал по нему пристрелочный залп из 380 мм пушек. Янки в ужасе бросились наутек, в открытый эфир понеслись радиограммы о внезапно проснувшемся гиганте. Расплата была жестокой: спустя три часа на французский линкор набросились «Донтлессы» с авианосца «Рейнджер», добившиеся двух попаданий 1000-фн. бомбами.



Всего в результате артиллерийского обстрела и авиационных ударов «Жан Бар» получил тяжелые повреждения, лишился большей части электроэнергии, принял 4500 тонн воды и сел кормой на грунт. Безвозвратные потери экипажа составили 22 человека (из находившихся на борту 700 моряков). Великолепное бронирование до конца выполнило свое предназначение. Для сравнения — на борту находившегося поблизости легкого крейсера «Примоге» погибло 90 человек.

Говоря о повреждениях «Жана Бара», стоит принять во внимание, что корабль был недостроен, многие его отсеки были негерметизированы. Единственный турбогенератор оказался поврежден — питание осуществлялось с помощью аварийных дизель-генераторов. На борту корабля находился сокращенный экипаж. И тем не менее, неподвижный линкор оказался «крепким орешком» и здорово потрепал нервы союзникам.

После присоединения французских сил в Африке к союзникам, «Жан Бар» был снят с грунта и подготовлен к отправке своим ходом на ремонт в США. Однако, в отличие от своего головного "Ришелье", "Жану Бару" требовался обширный восстановительный ремонт с изготовлением отсутствовавшей башни главного калибра. Проблема осложнялась отсутствием чертежей механизмов башни и сложностью с переходом на метрическую систему мер и весов. Процесс затянулся, в результате к работам по восстановлению "Жана Бара" приступили собственным силами лишь после окончания войны.

Рассматривались смелые проекты переоборудования "Жана Бара" в авианосец или экзотический "линкор ПВО" с установкой 34 спаренных универсальных пятидюймовок и 80 зенитных автоматов "Бофорс". В результате всех дискуссий конструкторы вернулись с самому простому, дешевому и очевидному варианту. Достройке линкора по первоначальному проекту с внедрением последних достижений в области автоматизации и радиотехники.



Обновленный линкор вернулся в строй в апреле 1950 года. В течение последующих лет "Жан Бар" использовался в роли флагмана Средиземноморского флота ВМС Франции. Корабль совершил множество заходов в европейские порты, совершил в визит в США. Последний раз "Жан Бар" находился в зоне боевых действий в 1956 году, во время Суэцкого кризиса. В случае упрямства руководства Египта французское командование планировало использовать орудия линкора для бомбардировок египетских городов.

В период с 1961 по 1969 год "Жан Бар" использовался в качестве учебного корабля при артиллерийской школе в Тулоне. В январе 1970 года последний из французских линкоров был окончательно исключен из состава флота и выставлен на продажу. Летом того же года его отбуксировали в Ла Сейм для разборки на металл.


Ветеран почивает в лаврах славы на французской Ривьере


По материалам монографии «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"» Сергея Сулиги.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    15 мая 2014 08:53
    В целом и общем - действительно, один из лучших в мире линкоров. По совокупности ТТХ превосходил и "Кинг Джордж V", "Литторио" и "Бисмарк", да и американским линкорам лучше было бы с ним не встречаться. Фактически, уступал только Ямато, который был более чем полуторакратно крупнее.
    1. +10
      15 мая 2014 10:58
      Согласен с Вами, линкоры типа "Ришелье" действительно великолепные корабли, фактически вершина французской кораблестроительной школы.
      По факту это сильнейший линкор построенный в Европе.
    2. angolaforever
      0
      15 мая 2014 14:12
      Вроде как да, но у амеров калибр был 406, они могли держать дистанцию на недосягаемом расстоянии.
      1. Цитата: angolaforever
        Вроде как да, но у амеров калибр был 406, они могли держать дистанцию на недосягаемом расстоянии.

        Не могли, так как дальность огня обоих орудий, что французских 380-мм, что американских 406-мм превышает пределы видимости
        1. Крэнг
          0
          15 мая 2014 14:52
          Блин - да дальность стрельбы русских броненосцев в 1МВ уже превышала пределы горизонта и намного, че такого то.
          1. Цитата: Крэнг
            Блин - да дальность стрельбы русских броненосцев в 1МВ уже превышала пределы горизонта и намного

            wassat
            Что Вы там ниже писали?
            Цитата: Крэнг
            Как говаривал великий Владимир Ильич - "учиться, учиться и еще раз учиться!".

            Вот и поучитесь, в конце-то концов. Во первых, горизонт и предел видимости - это совершенно разные вещи, корабль может находиться за горизонтом, но при этом продолжать быть видимым (частью корпуса и надстройками, к примеру). Во вторых,русские ЭБР в ПМВ стреляли максимум на 110-120 кбт (это даже на 35 град возвышении) что не дотягивает до 23 км, так что ни о каком "загоризонте" и речи быть не может. А в третьих, если Вы не видите противника, Вы не можете по нему вести огонь иначе, как с выносного поста, таких дуэлей между кораблями в ВМВ не было, да и быть не могло. А посему рассуждения о дальностях, "с которой 406-мм пушка американского ЛК дострелит до француза а французская 380 не дострелит до американца" не имеют смысла
            1. Крэнг
              0
              15 мая 2014 15:31
              Цитата: Андрей из Челябинска
              . Во вторых,русские ЭБР в ПМВ стреляли максимум на 110-120 кбт (это даже на 35 град возвышении)

              При 35гр возвышении орудий ГК дальность стрельбы русских броненосцев 305мм снарядами обр.1907г составляла 135кбт или 25км.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              А посему рассуждения о дальностях, "с которой 406-мм пушка американского ЛК дострелит до француза а французская 380 не дострелит до американца" не имеют смысла

              Это мои рассуждения были?
              Цитата: Андрей из Челябинска
              что не дотягивает до 23 км,

              С чего вы взяли что дальность горизонта составляет именно 23км? Смотря с какой высоты наблюдать. Например два человека среднего роста учитывая кривизну земли видят друг друга с расстояния 8км (естественно они видят только головы друг друга). А если вы находитесь на верхнем мостике башенно-подобной надстройки огромного линкора 2МВ то увидеть вражеские мачты и башни можно и с 30км. Но для боевых кораблей от Цусимы до 2МВ учитывая высоту расположения приборов СУО дальность визуального контакта с целью была в районе 90-110кбт.
              1. +1
                15 мая 2014 16:18
                Цитата: Крэнг
                то увидеть вражеские мачты и башни можно и с 30км

                Цитата: Крэнг
                305мм снарядами обр.1907г составляла 135кбт или 25км.

                Цитата: Крэнг
                МВ уже превышала пределы горизонта и намного, че такого то

                Так привышал или нет?или тут горизонт
                Цитата: Крэнг
                человека среднего роста учитывая кривизну земли видят друг друга с расстояния 8км (

                ?
              2. Цитата: Крэнг
                При 35гр возвышении орудий ГК дальность стрельбы русских броненосцев 305мм снарядами обр.1907г составляла 135кбт или 25км.

                Это с каких же, позвольте спросить? А вообще - не имеет значения, тот же Виноградов определяет горизонт для боя ПМВ ("Слава") как 150 кбт
                Цитата: Крэнг
                Это мои рассуждения были?

                Так я и не с Вами разговаривал
                Цитата: Крэнг
                С чего вы взяли что дальность горизонта составляет именно 23км? Смотря с какой высоты наблюдать.

                Под горизонтом понимается дальность, на которую способен видеть наблюдатель конкретного корабля.
                Цитата: Крэнг
                Но для боевых кораблей от Цусимы до 2МВ учитывая высоту расположения приборов СУО дальность визуального контакта с целью была в районе 90-110кбт.

                То-то Битти в Ютланже обнаружил Хиппера с 14 миль.
                1. Крэнг
                  +1
                  15 мая 2014 19:07
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Это с каких же, позвольте спросить? А вообще - не имеет значения, тот же Виноградов определяет горизонт для боя ПМВ ("Слава") как 150 кбт

                  Это для наблюдателей, которые сидели на боевых марсах. Они да - может и видели на 150кбт. Но приборы ЦСУО "Славы" располагались значительно ниже: в боевой рубке и на мостике между трубами - все посты на высоте около 15м над водой. Для них пределом видимости было что то около 110-120кбт.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Под горизонтом понимается дальность, на которую способен видеть наблюдатель конкретного корабля.

                  Стрельба по голосовым поправкам наблюдателя который сидит сверху на марсе малоэффективна. Цель должны видеть визиры и директоры ЦСУО корабля.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  То-то Битти в Ютланже обнаружил Хиппера с 14 миль.

                  Обнаружил это только обнаружил. Для эффективного огня нужно сближаться. "Худ" и "Бисмарк" тоже обнаружили друг друга примерно с 25км, но для рокового попадания во врага "Бисмарку" пришлось сблизиться на 14км.
        2. -1
          17 мая 2014 09:51
          Потопили бы амеркиканцы этот Жан Бар ,быстро и весело ,как "Дюк оф Йорк" "Шарнхорста" .И плевать они хотели со своими радарами на ваши умозаключения о прямой видимости.
          1. Цитата: tomket
            И плевать они хотели со своими радарами на ваши умозаключения о прямой видимости.

            Угу. То-то "Вашингтон" и "Дакота" у Гуадалканала, воюя против одинокой "кошки адмирала Фишера", которую, по идее, должны были грохнуть всухую, умудрились огрести так, что "Дакота" полностью потеряла боеспособность
            1. -1
              17 мая 2014 16:34
              вы о бое с "Кирисимой" ? ну так сей линкор адмирала Конго вроде как затонул. Это раз ,два поврежденная Дакота обеспечила общую победу 64 соеденению. Кроме того делайте поправку на то что бой проходил не в открытом океане. Как тот же пример с "Шарнхорстом", или по вашему "Жан Бар" должен постоянно ныкаться между островов ,изображая из себя то ли монитор ,толи броненосец береговой обороны? тем самым спасая себя от гибели в открытом океане.
  2. +6
    15 мая 2014 09:00
    Красивый монстр, жаль не воевал против гитлероидов.
  3. avt
    +6
    15 мая 2014 09:24
    Цитата: fzr1000
    Красивый монстр,

    Да , действительно красивый корабль и довольно сбалансированный с инженерной точки зрения ! good
    Цитата: fzr1000
    жаль не воевал против гитлероидов.

    Зато ,,Ришелье " помотался по миру и под конец войны едва не зацепил тяжелый крейсер самураев. Даже под впечатлением этих проектов { предшественник ,,Дюнкерк"} В советском флоте прорабатывались варианты ,,дешевой" серии линкоров с подобной схемой расположения главного калибра .,,Недостатком схемы была «мертвая зона» на кормовых углах. Проблему частично решали беспрецедентно большие углы обстрела башен главного калибра — от 300° до 312°." -------Да нет . Никак это не устраняло недостатки схемы и у англов на ,,Родни" тоже , именно поэтому третий корабль франки прорабатывали с установкой третьей башни главного калибра на корме . Во монстрила бы была ! Можно было бы ,,Годзилой"назвать , а не именем маршала , правда был и вариант с двумя башнями в оконечностях и 8ю орудиями вместо 12и . Вообще то данная схема размещения орудий ГК ,как у франков так и у англов,связана с ограничением водоизмещения по ,, вашингтонским " соглашениям , как и калибр 203мм на тяжелых крейсерах и 152мм на легких . Так на переговорах , когда СССР присоединялся к ,,мировому сообществу" ,серию 26,,Киров" требовали признать тяжелым .Ну а в целом - красивые корабли у франков получились и довольно приличные как боевые единицы.
    1. Цитата: avt
      именно поэтому третий корабль франки прорабатывали с установкой третьей башни главного калибра на корме

      Нет:))) Первые два - ришелье и жан бар, с ними понятно все. Третий, "Клемансо", был той де схемы, обе башни впереди. А вот четвертый "гасконь" имел также две башни, но одну - спереди а вторую - сзади
      Кстати сказать, такая схема была предпочтительнее - не нужно было "задирать" вторую башню над первой, т.е. экономилось несколько сотен тонн на массе барбета
      1. А вот следующая серия с 12 орудиями ГК - это да!:))) Красава:)
      2. Комментарий был удален.
      3. avt
        +4
        15 мая 2014 10:16
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Нет:))) Первые два - ришелье и жан бар, с ними понятно все. Третий, "Клемансо", был той де схемы, обе башни впереди. А вот четвертый "гасконь" имел также две башни, но одну - спереди а вторую - сзади

        ,,Гасконь " запамятовал.
        1. Цитата: avt
          ,,Гасконь " запамятовал.

          Бываить! drinks
        2. Комментарий был удален.
      4. Крэнг
        0
        15 мая 2014 10:32
        "Гасконь" нормальный броненосец.
        1. Вы б его еще бронепалубной выхухолью третьего ранга обозвали
          1. Крэнг
            0
            15 мая 2014 14:54
            А че - выглядит как типичный эскадренный броненосец. Не выль мне доказывали абсурдную вещь что дредноут и броненосец это принципиальной разные корабли и линкором является только первый? Вы.
            1. Цитата: Крэнг
              А че

              Ниче
              Цитата: Крэнг
              выглядит как типичный эскадренный броненосец

              Уууу, как все запущено. Скажите, а электроплита тоже выглядит как эскадренный броненосец? А кирпич?
              1. Крэнг
                0
                15 мая 2014 15:12
                Дя дя дя - какого умного из себя строите. Не понимаете подкола да? Как говаривал великий Владимир Ильич - "учиться, учиться и еще раз учиться!".
                1. Цитата: Крэнг
                  Не понимаете подкола да?

                  Не понимаю. И шмыгающих броненосцев не ловлю. Вот такой вот я.
                2. Комментарий был удален.
  4. Крэнг
    +5
    15 мая 2014 10:37
    Эти французские линкоры уступали только "Ямато" и то пожалуй только из за размеров. По совершенству конструкции они были вполне на уровне японского суперлинкора. Единственная спорная вещь - разве что четырехорудийные установки ГК. Все остальное нормально. "Виторио Венетто" и "Рома" при всей их оригинальности обладали множеством недостатков, а "Бисмарки" были не совсем линкорами - скорее рейдерами.
    1. avt
      +2
      15 мая 2014 13:41
      Цитата: Крэнг
      Единственная спорная вещь - разве что четырехорудийные установки ГК.

      Там тоже было все достаточно хорошо продумано , на память детали не скажу , но в принципе это были спаренные двухорудийные башни ,разделенные бронеперегородкой и двумя системами подачи снарядов на каждую пару из своего ,для каждой полубашни,погреба. Кслову - такие башни в количестве 3х штук с 406мм орудиями ,прорабатывались для следующих , после ,,Измаила" и,,Петропавловска",линкоров , с линейной установкой на корпусе - носовой и кормовой залп из 4х орудий , бортовой - 12ти.
      1. Крэнг
        0
        15 мая 2014 14:56
        Цитата: avt
        Там тоже было все достаточно хорошо продумано

        Как бы хорошо она не была продумала - в плане живучести это все равно не то, что 3 - 3-х орудийные или тем более 4 - 2-х орудийные башни. Немцы кстати именно из за живучести не желали переходить на схему с тремя стволами в установке и на "Бисмарках" опять вернулись в четырем 2-х орудийным.
        1. Цитата: Крэнг
          Немцы кстати именно из за живучести не желали переходить на схему с тремя стволами

          Ага. И потому оснастили легкие крейсера, карманные линкоры и Шарнхорста с гнейзенау трехорудийныыми башнями ГК.
          Двухорудийные башни - это не вопрос живучести, это вопрос использования артиллерии - для ведения огня оптимальным считалось наличие восьми орудий в четырех башнях. Что, кстати, отмечали и наши военморы, при разработке линкоров "СовСоюз" (и были проигнорированы)
  5. +5
    15 мая 2014 12:03
    Я только не пойму, "Жан Бара" бомбили американцы, "Страсбург" и "Дюнкерк" англичане(операция "Катапульта"), как французы в победители затесались? Если к тому же после "странной войны", сдали Париж за 200 км не доходя до противника? Странны дела твои о Арес!
  6. Анальгин
    +3
    15 мая 2014 12:48
    Цитата: Крэнг
    Эти французские линкоры уступали только "Ямато" и то пожалуй только из за размеров.

    А американский проект "Монтана"? Жаль, не сложилось у него, опоздал и так и не был реализован. А то, глядишь, он "японца" как нашкодившего щенка гонял бы по морям по волнам - скорость позволяла... Почти 15 тонн отгружал бы 1 залпом главного калибра. Монстр и вершина эволюции, как по мне.
    1. Цитата: Анальгин
      А американский проект "Монтана"?

      Ну, построенные корабли надо сравнивать с построенными. А если рассуждать о проектах, так я Вам скажу, что Монтана - это просто детский лепет перед Н-44 (водоизмещение 131 тыс тонн, полное - 141,5 тыс. тонн и восемь 508-мм орудий)
      И даже этот сон разума сумрачного арийского гения меркнет перед линкорами Тиллмана. один из вариантов предусматривал 24 (прописью - ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!!!) 406-мм орудия, еще один - пятнадцать 457-мм.
    2. Крэнг
      0
      15 мая 2014 14:56
      Почему же? У немцев и японцев уже тогда были проекты линкоров с 508мм орудиями. То бишь 20".
  7. avt
    +2
    15 мая 2014 13:19
    Цитата: Анальгин
    А американский проект "Монтана"?

    Даа! Это еще круче агрегат был бы !Но до закладки дело не дошло , начали было задел делать на ВВ-67 и ВВ-68 , чтоб 25.1.41. заложить , но все окончательно остановили 06.1942 и аннулировали контракт 21.07.1943.А так бы был монстр 67000-70500тонн с тройным дном ! laughing
  8. 0
    15 мая 2014 15:51
    Крэнг (3) Сегодня, 14:52 ↑ Новый
    Блин - да дальность стрельбы русских броненосцев в 1МВ уже превышала пределы горизонта и намного, че такого то.

    А такого тут то, что обладая большей быстроходностью,"француз" мог выбирать дистанцию боя, как ему выгодно, если не прилетело по-крупному.
    1. Крэнг
      0
      15 мая 2014 16:06
      Как он это сделает? Эффективная дальность стрельбы на линкорах определялась в лучшем случае радио-горизонтом (чуть дальше расстояния прямой видимости) - это где то 18-20км. Какая разница в случае с линкорами 2МВ что у одного артиллерия бьет на 35км, а у другого на 45км? Совершенно никакой. Проводили было опыты по корректировке огня линкора по данным самолета-разведчика запускаемого с его борта, но на практике такой метод ведения огня был пригоден лишь супротив береговых объектов. Именно для стрельбы по наземным площадным целям и нужна была подобная дальнобойность. В случае морских баталий за всю историю противостояния линкоров не зафиксировано ни одного попадания с расстояния свыше 110кбт. Кстати своеобразным лидером по дальности поражения вражеского корабля стал отечественный эскадренный броненосец ЧФ "Пантелеймон" (быв. "потемкин") который именно со 110кбт "отоварил" "Гебена" во время второго боя. Так что в случае с линкорами 2МВ приведенное вами преимущество надуманное. Столкнись этот "француз" например с "Ямато" и он может конечно пользуясь своей быстроходностью выбрать дистанцию, но что толку? "Ямато" на любой дистанции его все равно уделает.
      1. Цитата: Крэнг
        В случае морских баталий за всю историю противостояния линкоров не зафиксировано ни одного попадания с расстояния свыше 110кбт

        Ага. Уорспайт в бою у Калабрии в Чезаре с 13 миль не попал.
        1. 0
          15 мая 2014 17:30
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Уорспайт в бою у Калабрии в Чезаре с 13 миль не попал.

          Да

          А Шарнхост и Гнейзенау промазали по авианосцу Глориес))
          1. avt
            +1
            15 мая 2014 18:30
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А Шарнхост и Гнейзенау промазали по авианосцу Глориес))

            Олег , ну не начинай .,,Глориес" вез из Норвегии 10 ,,Гладиаторов" и 10 ,,Ураганов" в сопровождении двух эсминцев.Даже если бы подняли сухопутные самолеты в воздух , что уже фантастика,винтовочным калибром что ли топить линкоры?Или из 120мм бортовых пушек?Вот и расстреляли , с помощью радаров , практически плавучую мишень,кстати попало три снаряда ,остальное пожар доделал,и то ,,Шарнхорст " торпеду словил от ,,Ардента".
        2. Крэнг
          0
          15 мая 2014 18:57
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Ага. Уорспайт в бою у Калабрии в Чезаре с 13 миль не попал.

          13 миль это 20,9км, что равно 113кбт. Какие вопросы?
          1. Цитата: Крэнг
            13 миль это 20,9км, что равно 113кбт. Какие вопросы?

            negative
            В морской миле, дорогой Крэнг, 10 кабельтовых, поэтому Уорспайт стрелял с расстояния 130 кбт (хотя мне попадались данные, что со 122 кбт)
            1. Крэнг
              0
              16 мая 2014 06:51
              Цитата: Андрей из Челябинска
              В морской миле, дорогой Крэнг

              Я думаю вы ошиблись.
              1. Не надо "думать". Надо знать. Все расстояния при описании войн на море даются в морских милях, а в морской миле вообще-то 1852 метра. Кабельтов, это 185,2 метра (международный)
                http://militera.lib.ru/h/smith_p4/05.html
                «Я следил за огромными всплесками наших 381-мм залпов, накрывающих цель, когда в 16.00 заметил огромную оранжевую вспышку возле основания трубы вражеского флагмана. Сразу после этого поднялся столб дыма, и я понял, что корабль получил серьезное попадание с внушительной дистанции 13 миль».

                «Попадание «Уорспайта» во вражеский линкор с дистанции 26000 ярдов можно назвать счастливой случайностью. Его тактический эффект оказался серьезным, потому что противник отвернул и прекратил бой. Но еще более значительным оказался стратегический эффект, подорвавший моральный дух итальянцев».
  9. +2
    15 мая 2014 18:53
    Красивейший корабль! Один из моих наилюбимейших в эстетическом контексте.Жаль,конечно, что его высокие заказанные боевые характеристики не были опробованы в реальном бою. Касабланка не в счёт.
  10. +1
    15 мая 2014 20:11
    Олег, добрый день. Я так понимаю Жан Бар очевидный претендент на переделку в неолинкор? Ну или применение схемы расположения орудий г/к?
    На носу две четырехорудийные башни 380-405мм, на корме УВП Mk41 Strike-Length на 549 ячеек, SPY-3 и AMDR поднятые метров так на 15-20 (водоизмещение позволяет), вертолётный ангар на две машины, ну и ессственно бронепояс, бронепалуба, противоторпедная защита...
    Верно?
    1. -3
      15 мая 2014 20:35
      Добрый
      Цитата: Nayhas
      На носу две четырехорудийные башни 380-405мм

      Избыточно
      Цитата: Nayhas
      на корме УВП Mk41 Strike-Length на 549 ячеек

      Не знаю, 549 это слишком
      Цитата: Nayhas
      AMDR

      Зачем? Он не собирается сбивать спутники

      SPY-3 шляпа, его высоко не разместить
      Самсон какой нибудь
      Цитата: Nayhas
      Верно?

      Почти
      1. 0
        15 мая 2014 20:53
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Избыточно

        Одна четырёх? Две трёх?
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Не знаю, 549 это слишком

        9Х61, по размерам Жана... Ну можно 4х61 и развитая посадочная площадка с подъёмником и пара F-35B...
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Зачем? Он не собирается сбивать спутники

        Ну уж если арсеналить, то по полной!
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        SPY-3 шляпа, его высоко не разместить

        Да ладно, не тяжелее КДП и уж тем более боевой рубки...
        1. 0
          16 мая 2014 01:23
          Цитата: Nayhas
          Одна четырёх? Две трёх?

          Трехорудийные
          Калибр в 406 мм избыточен
          Цитата: Nayhas
          9Х61, по размерам Жана...

          64 - погрузочных кранов не будет
          Свыше 300-400 лепить неактуально - наверняка возникнет проблема с обслуживанием, притом выпустить за раз такой б/к почти фантастика
          Цитата: Nayhas
          посадочная площадка с подъёмником и пара F-35B...

          Зачем
          БД в прибрежной зоне

          Шейх Иса, Бахрейн



          Кунсан, Ю. Корея


          Цитата: Nayhas
          Ну уж если арсеналить, то по полной!

          На замволте отказались от DBR
          Хотя можно и по-полной - как покажут расчеты
          Цитата: Nayhas
          Да ладно, не тяжелее КДП и уж тем более боевой рубки...

          Неэстетично))
  11. ded10041948
    +1
    15 мая 2014 21:26
    Все-таки красив, мерзавец! Мне кажется, или действительно у лягушатников и корабли и самолеты выглядят весьма прилично с эстетической точки зрения?
  12. 1969с9691г.
    -6
    16 мая 2014 08:46
    самый лучший показатель для любого корабля это бой.наши танки самые крутые наши корабли самые лучшие...Все решает бой и это аксиома.Вспомните цусимский бой и все станет на свои места.
  13. +1
    13 февраля 2018 12:11
    Не знаю... Мне итальянцы больше нравятся чисто внешне...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»