Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

«Наши военные не знают, к какой войне надо готовиться»

«Наши военные не знают, к какой войне надо готовиться»Сегодня Дмитрий Медведев пригрозил «наказать руководителей правительства» за срыв оборонного заказа. Он также поручил до конца мая завершить размещение Гособоронзаказа в полном объеме и представить авансы в соответствии с планами на 2011 и 2012–2013 годы. Президент «Института стратегических оценок» Александр Коновалов объяснил Slon.ru, почему поручениями Медведева нельзя исправить ситуацию в российском ВПК и для чего у президента и премьера не хватает компетенции.

– Александр, насколько неожиданным было то, что исполнение оборонного заказа столкнется с такими проблемами?

– Это было абсолютно ожидаемо, потому что оборонный заказ исполняется не оттого, что даются такие указания, а оттого, что создается финансовая база и, самое главное, материальная база для производства того вооружения, которое заказывается. Со вторым у нас особенно большие проблемы. Если в Советском Союзе военно-промышленный комплекс был островом военного коммунизма, куда выделялись любые средства, любые материалы, лучшие специалисты, то при столкновении с хоть сколько-нибудь рыночной ситуацией вся эта прелесть рухнула.


– А вам не кажется странным, что президент дает четкие указания по объему и видам вооружений, которые нужно поставить, в то время как на это нет материальной базы?

– Я думаю, что он просто не совсем понимает ситуацию и мыслит на уровне аппарата с кока-колой: опустил доллар – выкатилась баночка, опустил два доллара – выкатилось две баночки. Но военно-промышленный комплекс – это куда более сложный организм, страдающий системными проблемами. Развалились все технологические цепочки, отсутствуют современные элементы базовой электроники, 70% оборудования ВПК полностью изношено. В последние годы было невыгодно работать на военные заказы, и это не было сколько-нибудь благодарной работой.

– А как же военный экспорт?

– Это то, чем мы держались последние годы. То, что раньше было разработано, производилось на экспорт и помогало выжить, но это ни в коем случае не означало инвестиций во что-то новое и разработку новой техники. Как говорил не так давно командующий сухопутными войсками, наш танк Т-90 – это 17-я модификация советского Т-72. Ну, и кроме того у нас попросту нет разработанной и согласованной концепции развития ВПК.

– А чья это в первую очередь вина? Сердюкова? Или Верховного Главнокомандующего?

– Сердюков здесь меньше всего виноват. Это задача высшего политического руководства, которое должно определить возможный характер будущего конфликта: локальный, региональный или масштабный, в каком регионе он может произойти, в скольких конфликтах одновременно мы можем участвовать. У нас никак не разберутся: НАТО – наш враг или друг, надо ли готовиться к войне с Китаем или к угрозе исламского терроризма. В результате нет никакой поставленной задачи и нет системы приоритетов. Оборонный заказ становится похожим на лоскутное одеяло, которое тянут в разные стороны представители Вооруженных Сил. Кому-то нужен «Мистраль», который сейчас, на мой взгляд, нам совершенно ни к чему, кому-то нужен самолет пятого поколения, кому-то – ГЛОНАСС.

– Насколько в целом сильно в правительстве военное лобби?

– Военное лобби заинтересовано, чтобы все деньги шли через них, но само оно не отвечает на вопрос, к какой войне готовиться, какую принимать стратегию развития ВПК. А ведь здесь ключевой вопрос – это приоритеты. Нам что сначала разработать: «Мистраль» или систему связи и разведки для сухопутных сил? Истребитель пятого поколения или бронированные автомобили с противоминной защитой? В итоге на параде мы показываем бронированные автомобили «Тигр», а для производства покупаем патенты у итальянской фирмы Iveco, а броню для этой техники покупаем в Германии.

– А наш бюджет в принципе может позволить обеспечить нормальный оборонный заказ?

– Позволяет, но только в том случае если мы определимся с приоритетами. Нельзя делать все одновременно к 2020 году, тогда мы просто не получим ничего, хотя деньги будут освоены.

– Жесткие высказывания Медведева по поводу необходимости кадровых решений для наказания ответственных – это может помочь решить проблему?

– Трудно сказать, мне, вообще, кажется, что эти заявления носили скорее предвыборный характер. Путин параллельно Медведеву стал создавать инновационную структуру, Медведев же грозится, что те, кто срывает оборонный заказ, могут оказаться в местах не столь отдаленных и работать на свежем воздухе…

– То есть они используют риторику друг друга.

– Да, они пытаются показать, кто шибче.

– Если же оба они договорятся по поводу конкретной военной стратегии, ситуацию можно исправить?

– Я не думаю, что оба эти лидера могут выработать какую-то осмысленную политику в области оборонного заказа. Им это не под силу, это работа не их масштаба. Это задача президента и премьера, но более компетентных, чем ныне действующие.

– Сегодня большая часть оборонных расходов – это социальные статьи, можно ли назвать это сильным местом нашего ВПК?

– О положении военных лучше спрашивать самих военных, но едва ли можно говорить о хорошем социальном обеспечении, когда ветераны присылают Медведеву свои награды, так и не дождавшись получения квартиры. Да и разговоры о том, что лейтенант будет получать 50 000, пока только остаются разговорами. Может, для экономики в целом это и хорошо, но нынешнее положение военнослужащих может дорого обойтись властям. Можно вспомнить, как они перепугались пенсионеров с тазиками после монетизации льгот, можно себе представить, что будет, если возмущаться начнут мужчины в расцвете сил, обученные владеть автоматом.
Автор: Роман Доброхотов
Первоисточник: http://slon.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Иваныч 11 мая 2011 21:58
    – А вам не кажется странным, что президент дает четкие указания по объему и видам вооружений, которые нужно поставить, в то время как на это нет материальной базы?

    – Я думаю, что он просто не совсем понимает ситуацию и мыслит на уровне аппарата с кока-колой: опустил доллар – выкатилась баночка, опустил два доллара – выкатилось две баночки. - ЭТО ТОЧНО!!!

    – Если же оба они договорятся по поводу конкретной военной стратегии, ситуацию можно исправить?

    – Им это не под силу, это работа не их масштаба. Это задача президента и премьера, но более компетентных, чем ныне действующие. ТОЧНЕЕ НЕКУДА!!!
    Иваныч
  2. Андрей 11 мая 2011 22:41
    – Я не думаю, что оба эти лидера могут выработать какую-то осмысленную политику в области оборонного заказа. Им это не под силу, это работа не их масштаба. Это задача президента и премьера, но более компетентных, чем ныне действующие.

    Хоть кто-то в открытую выразил своё (и не только) мнение.
    Андрей
  3. юнга 12 мая 2011 01:57
    "В последние годы было невыгодно работать на военные заказы, и это не было сколько-нибудь благодарной работой"

    Очередной манипулятор, говоря правдивые вещи, не говорит правды. Вот и объяснил бы почему вдруг производить оружие в России для Российских ВС стало не выгодно. Рассказал бы уж, что предприятиям ВПК для того, что бы выполнить гособоронзаказ необходимо идти на поклон в коммерческие банки за кредитом с грабительскими процентами, что бы закупить необходимые материалы, а потом к чиновникам минфина с предложениями от которых те не соблаговолят отказаться, что бы государство рассчиталось за выполненный гособоронзаказ хотя бы в следующем году, а не лет так через пять. Или назвать истинного виновника деградации ВПК вера не позволяет? Заодно рассказал бы, на чьи деньги существует такая "замечательная" организация как «Института стратегических оценок»
    юнга

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня