Дипломат и реформатор. Князь Василий Васильевич Голицын

15
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…».
А.С. Пушкин


В 1721 году Императору Всероссийскому Петру Алексеевичу был определен титул «Великий». Однако в отечественной истории это было не ново — за тридцать пять лет до Петра I так называли «ближнего боярина, наместника новгородского и государственных посольских дел оберегателя» князя Василия Васильевича Голицына. Эта была во многом загадочная, неоднозначная и неоцененная по достоинству личность. По существу, Голицын опередил время, в эпоху правления Софьи приступив ко многим прогрессивным преобразованиям, подхваченным затем и продолженным Петром I. Современники Василия Васильевича — как друзья, так и недруги, — отмечали, что это был необыкновенно талантливый государственник. Именитый русский историк Василий Ключевский называл князя «ближайшим предшественником Петра». Похожих взглядов придерживался и Алексей Толстой в своем романе «Петр I». Так чем же прославился Голицын на самом деле?

Дипломат и реформатор. Князь Василий Васильевич Голицын


Он появился на свет в 1643 году в одной из именитейших семей России, ведущей свою родословную от литовского князя Гедимина, чей род, в свою очередь, возводился к Рюрику. Василий был третьим сыном князя Василия Андреевича Голицына и Татьяны Ивановны Стрешневой, принадлежавшей к не менее известному княжескому роду Ромодановских. Его предки уже несколько веков служили московским царям, занимали при дворе высокие должности, неоднократно награждались поместьями и почетными чинами. Благодаря стараниям матери он получил отличное домашнее образование по меркам той эпохи. С детства Татьяна Ивановна готовила сына к деятельности на высоких государственных должностях, причем готовила старательно, не жалея ни денег на знающих наставников, ни времени. Молодой князь был начитан, свободно разговаривал на немецком, польском, греческом, латинском языках, хорошо знал военное дело.

В пятнадцать лет (в 1658 году) он, благодаря своему происхождению, а также родственным связям, попал во дворец к государю Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Службу при дворе он начал царским стольником. Василий прислуживал за столом государевым, принимал участие в церемониях, сопровождал Алексея Михайловича в поездках. В связи с обострением отношений между России и Турцией в 1675 году Голицын находился вместе с полком на Украине для «сбережения городов от турскаго салтана».

Его жизнь круто изменилась с приходом к власти царя Федора Алексеевича. Вошедший на престол в 1676 году царь пожаловал его из стольников сразу же в бояре, минуя должность окольничего. Случай для того времени редкий, открывший Голицыну, как двери Боярской думы, так и возможности напрямую оказывать влияние на государственные дела.

Уже во время правления Фёдора Алексеевича (с 1676 по 1682) Голицын стал заметной фигурой в правительственном кружке. Он заведовал Владимирским и Пушкарским судными приказами, выделяясь среди остальных бояр своей гуманностью. Современники говорили про юного князя: «умен, учтив и великолепен». В 1676 году, находясь уже в звании боярина, Василий Васильевич был отправлен в Малороссию. Положение на юго-востоке Европы в это время было сложным. Весь груз боевых действий против Крымского ханства и Османской империи лежал на России и Левобережной Украине. Голицыну пришлось возглавить вторую южную армию, защищавшую Киев и южные границы Русского государства от турецкого нашествия. А в 1677-1678 годах он участвовал в Чигиринских походах русского воинства и запорожских казаков.

В 1680 году Василий Васильевич стал командующим всех русских войск на Украине. Искусной дипломатической деятельностью в Запорожье, крымских владениях и ближайших областях османской империи он сумел свести военные действия на нет. Осенью того же года послы Тяпкин и Зотов начали в Крыму переговоры, завершившиеся в январе 1681 Бахчисарайским мирным договором. В конце лета Голицына отозвали в столицу. За удачный исход переговоров царь Федор Алексеевич пожаловал ему огромные земельные владения. Именно с этого момента времени влияние князя Голицына при дворе начало стремительно расти.

Мудрый боярин предложил изменить налогообложение крестьян, организовать регулярную армию, сформировать независимый от всевластия воевод суд, провести обустройство городов русских. В ноябре 1681 года Василий Васильевич возглавил комиссию, получившую от царя указание «ведать ратныя дела для лучшаго своих государевых ратей устроения и управления». По факту, это явилось началом военной реформы, предполагавшей реорганизацию дворянского ополчения в регулярное войско. А в январе 1682 года комиссия выборных дворян, возглавляемая Голицыным, предложила упразднить местничество — «воистину азиатский обычай, возбранявший потомкам за столом сидеть дальше от государя, чем сидели предки их. Обычай этот, здравому смыслу противный, являлся неистощимым источником распрей между боярами, отражаясь на действиях правительства». Уже вскоре разрядные книги, сеявшие раздоры между знатными семействами, были преданы огню.

Болезнь царя Фёдора Алексеевича сблизила Голицына с царевной Софьей — дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Вскоре к ним примкнул придворный поэт и монах-библиограф Сильвестр Медведев и князь Иван Андреевич Хованский, возглавлявший Стрелецкий приказ. Из этих людей и возникла группа единомышленников — дворцовая партия Софьи Алексеевны. Однако Голицын стоял к царице ближе прочих. По словам историка Валишевского: «Медведев воодушевлял группу, заражал всех жаждой борьбы и страстностью. Хованский предоставил необходимую вооружённую силу — волнующийся полк стрельцов. Однако любила Софья Голицына…. Она втянула его на дорогу, ведущую к власти, власти, которую хотела делить с ним». К слову, Василий Васильевич — образованнейший для своего времени человек, свободно владеющий основными европейскими языками, разбирающийся в музыке, увлекающийся искусством и культурой, аристократичный — был весьма хорош собою и обладал, по отзывам современников, пронзительным, чуть хитроватым взглядом, придававшим ему «большую оригинальность». Доподлинно неизвестно были ли отношения между царской дочерью и красавцем-боярином взаимными. Злые языки утверждали, что Василий Васильевич сошёлся с ней только ради выгоды. Хотя, возможно, и Голицыным руководил не один лишь голый расчёт. Общеизвестный факт, что Софья не являлась красавицей, однако не была она и угрюмой, толстой, непривлекательной бабой, какой является взору на знаменитой картине Репина. По запискам современников царевна привлекала обаянием молодости (тогда ей шел 24 год, а Голицыну было уже под сорок), жизненной энергией, бьющей через край, и острым умом. Так и осталось неизвестным, были ли у Василия и Софьи общие дети, но некоторые исследователи уверяют, что были, их существование держалось в строжайшем секрете.

После шести лет правления, в апреле 1682 года умер царь Федор Алексеевич. Вокруг Софьи собрались придворные, занявшие сторону Милославских, являющихся родственниками её матери. Им в противовес сформировалась группа сторонников Нарышкиных — родственников второй супруги царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Они и провозгласили новым царем маленького Петра в обход его старшего брата Ивана, который с рождения был болезненным и, как следствие, считался неспособным к управлению. Фактически вся полнота власти перешла к клану Нарышкиных. Однако торжествовали они не долго. В середине мая 1682 в Москве начался стрелецкий бунт. Сторонники Милославских использовали недовольство стрельцов, направив их ярость на своих политических противников. Многие виднейшие представители рода Нарышкиных, а также их сторонники были убиты, а хозяевами положения сделались Милославские. Первым Государем российским был провозглашен шестнадцатилетний царевич Иван, а вторым — Пётр. Однако по причине малолетства братьев управление государством приняла на себя Софья Алексеевна. Регентство царевны (с 1682 по 1689 год), в котором Василий Васильевич занимал ведущее положение, осталось ярким явлением в истории нашей страны. Князь Куракин — свояк и шурин Петра I (а, следовательно, противник царевны) оставил в своих дневниках интересный отзыв: «Правление Софьи Алексеевны началось с всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному…. Во время правления ее все государство пришло в цвет великого богатства, умножились всякие ремесла и коммерция, и науки почали быть восставлять греческого и латинского языку…».

Сам Голицын, будучи политиком весьма осторожным, не принимал никакого участия в дворцовых интригах. Однако уже к концу 1682 года в руках его сосредоточилась практически вся государственная власть. Боярин был пожалован в дворцовые воеводы, возглавил все основные приказы, включая Рейтарский, Иноземный и Посольский. По всем делам Софья советовалась в первую очередь с ним, а у князя появились возможности осуществить многие из своих задумок. В документах сохранилась запись: «И тогда ж царевна София Алексеевна князя Василия Васильевича Голицына дворовым воеводою назначила и учинила первым министром и судьею Посольского приказу…. И почал быть первым министром и фаворитом и был персоной изрядной, ума великого и любим от всех».

За семь лет Голицын успел сделать для страны много полезного. Первым делом князь окружил себя опытными помощниками, причем выдвигал он людей не по «породе», а по годности. При нем в стране получило развитие книгопечатание — с 1683 по 1689 годы было издано сорок четыре книги, что для той эпохи считалось немалым. Голицын покровительствовал первым профессиональным писателям Руси — Симеону Полоцкому и уже вышеупомянутому Сильвестру Медведеву, который был позднее казнён Петром, как сподвижник Софьи. При нем появилась светская живопись (портреты-парсуны), а также достигла нового уровня иконопись. Василий Васильевич радел о становлении образовательной системы в стране. Именно при его активном участии в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия — первое отечественное высшее учебное заведение. Свой вклад князь внёс и в смягчение уголовного законодательства. Был отменён обычай закапывать мужеубийц в землю и казнь за «возмутительные слова против власти», а также облегчены условия холопства за долги. Все это возобновилось уже при Петре I.

Широкие планы строил Голицын и в сфере социально-политических реформ, высказывая мысли о коренных преобразованиях государственного строя. Известно, что князь предлагал заменить крепостное право наделением крестьян землей, разрабатывал проекты освоения Сибири. Ключевский с восхищением писал: «Подобного рода планы разрешения крепостного вопроса вернулись в государственные умы в России не раньше чем через полтора столетия после Голицына». В стране была проведена финансовая реформа — вместо множества налогов, тяжким бременем лежавших на населении, был установлен один, собираемый с определённого числа дворов.

С именем Голицына было связано и улучшение военной мощи державы. Выросло количество полков, как «нового», так и «иноземного» строя, стали формироваться драгунские, мушкетёрские, рейтарские роты, служившие по единому уставу. Известно, что князь предлагал ввести заграничное обучение дворян военному искусству, убрать даточных рекрутов, которыми пополняли дворянские полки, набирая из непригодных к военному ремеслу тяглых людей и холопов.

Василию Васильевичу также приписывают организацию строительства в столице трёх тысяч новых каменных домов и палат для присутственных мест, а также деревянных мостовых. Самым впечатляющим стало сооружение знаменитого Каменного моста через Москву-реку, ставшего «одною из диковинок столичных, наравне с Сухаревой башней, Царь-пушкою и Царь-колоколом». Это сооружение оказалось настолько дорогостоящим, что в народе возникла поговорка: «Дороже Каменного моста».

Однако «великим Голицыным» князя прозвали из-за его успехов на дипломатическом поприще. Внешнеполитическая обстановка к началу 1683 года для России была сложной — натянутые отношения с Речью Посполитой, подготовка к новой войне с Османской империей, вторжение в русские земли крымских татар (летом 1682). Под руководством князя Посольский приказ наладил, а затем поддерживал связи со всеми европейскими государствами, империями и ханствами Азии, а также тщательно собирал сведения об африканских и американских землях. В 1684 году Голицын умело провел переговоры со шведами, продлив Кардисский мирный договор 1661 года без отказа от временно уступленных территорий. В том же году был заключен крайне важный договор с Данией о посольском церемониале, поднимавший международный престиж обеих держав и отвечающий новому положению нашей страны на мировой арене.

К этому времени в Европе организовалась Священная лига христианских государств, которую номинально возглавил Папа Римский Иннокентий XI. Странами-участниками было принято решение о ведении коалиционной войны с Османской империей, отклонение любых сепаратных договоров с врагом и вовлечение в союз государства Российского. Опытные европейские дипломаты прибыли в Россию, жаждая продемонстрировать на «московитах» свое искусство. Послы были крайне неосмотрительны, выдав нелояльное отношение своих правительств к интересам России, когда предложили Василию Васильевичу во избежание конфликтов с Речью Посполитой отдать ей Киев. Ответ Голицына был категоричным — передача на польскую сторону Киева невозможна, ибо его население выразило желание оставаться в российском подданстве. Кроме того Речь Посполитая по Журавинскому миру уступила Оттоманской Порте все Правобережье, а Порта по Бахчисарайскому миру признала Запорожье и Киевщину владениями России. Василий Васильевич выиграл переговоры, спустя некоторое время Папа Римский признал за Россией статус великой державы и согласился помочь в заключении мира с Речью Посполитой.

Переговоры с Польшей были затяжными — семь недель спорили дипломаты. Неоднократно послы, не соглашаясь с предложениями русских, собирались уезжать, однако затем снова возобновляли диалог. В апреле 1686 года Василий Васильевич, «проявив большое искусство», ловко используя противоречия между Турцией и Польшей, дипломатические и военные неудачи Яна Собеского, сумел заключить долгожданный и выгодный для нашей страны «вечный мир» с Польшей (Речью Посполитой), положив конец столетним раздорам между двумя славянскими государствами. Поляки навсегда отказались от своих претензий на Киев, Левобережную Украину, города на правом берегу (Стайки, Васильков, Триполье), а также Северскую землю и Смоленск вместе с окрестностями. Московское государство в свою очередь вступило в союз европейских держав, приняв участие в коалиционной борьбе с Турцией вместе с Венецией, Германской империей и Польшей. Значение договора было так велико, что после его подписания Софья Алексеевна стала именовать себя самодержицей, хотя и не посмела венчаться официально на царство. А Голицын впоследствии также возглавил русскую делегацию, прибывшую на переговоры с китайцами. Они завершились ратификацией Нерчинского договора, установившего по реке Амур русско-китайскую границу и открывшему России путь к экспансии Тихого океана.

Владение основными европейскими языками позволяло князю свободно разговаривать с иноземными послами и дипломатами. Стоит отметить, что иностранцы до семнадцатого века вообще предпочитали не рассматривать русских как культурную и цивилизованную нацию. Своей неутомимой деятельностью Василий Васильевич сильно пошатнул, если не разрушил, данный устоявшийся стереотип. Именно во время его руководства страной на Русь в буквальном смысле хлынули потоки европейцев. В Москве расцвела Немецкая слобода, где находили пристанище иностранные военные, ремесленники, лекари, художники и т.д. Голицын сам приглашал в Россию известных мастеров, искусников и учителей, поощряя внедрение иностранного опыта. Иезуитам и гугенотам было позволено укрываться в Москве от конфессиональных гонений у себя на родине. Жители столицы также получили разрешение приобретать за рубежом светские книги, предметы искусства, мебель, утварь. Все это сыграло значимую роль в культурной жизни общества. Голицын не только разработал программу свободного въезда в Россию чужеземцев, но также собирался ввести в стране свободное вероисповедание, постоянно твердил боярам о надобности учить своих детей, выхлопотал разрешение отправлять боярских сыновей на обучение за границу. Петр, посылая учиться дворянских отпрысков, лишь продолжил начатое Голицыным.

Для послов и многочисленных дипломатических делегаций Василий Васильевич любил устраивать специальные приемы, поражая приезжих роскошью и блеском, демонстрирующей силу и богатство России. Ни во внешнем виде, ни в обращении Голицын не хотел уступать министрам могущественнейших европейских держав, считая, что расточительность окупается впечатлением, оказываемым на партнеров по переговорам. По отзывам современников, послы, отправлявшиеся в Московию, никак не были готовы встретить там столь учтивого и образованного собеседника. Князь умел внимательно выслушать гостей и поддержать беседу на любые темы, будь то богословие, история, философия, астрономия, медицина или военное дело. Голицын просто подавлял иноземцев своею осведомленностью и образованностью. Помимо официальных приемов и переговоров, князь ввел неофициальные встречи с дипломатами в «домашней» обстановке. Один из приезжих послов писал: «Диковатых московитских бояр мы уже успели насмотреться. Они были тучны, угрюмы, бородаты и не знали других языков, кроме свиных и говяжьих. Князь Голицын же был европейцем в полном смысле слова. Носил короткие волосы, брил бороду, подстригал усы, владел многими языками…. На приёмах не пил сам и не заставлял пить, удовольствие находил только в беседах, в обсуждении последних новостей в Европе».

Нельзя не отметить голицынские нововведения в сфере моды. Еще при государе Фёдоре Алексеевиче под непосредственным влиянием Голицына все чиновники были обязаны вместо долгополых старомосковских одежд носить венгерские и польские платья. Также рекомендовалось брить бороды. Не приказывалось (как впоследствии при авторитарном Петре), а всего лишь рекомендовалось, чтобы не вызывать особых смут и протестов. Современники писали: «На Москве бороды стали брить, волосы стричь, польские кунтуши и сабли носить». Сам князь тщательно следил за своим внешним видом, прибегал к косметическим средствам, пользование которыми сегодня мужчинам кажется смешным — белился, румянился, холил остриженные по последней моде бороду и усы разными специями. Вот как описал внешность Василия Васильевича А.Н. Толстой в романе «Пётр I»: «Князь Голицын — писаный красавец, стрижен коротко, вздёрнутые усы, бородка кудрявая с проплешинкой». Его гардероб входил в число самых богатых в столице — он включал более сотни костюмов из дорогих тканей, украшенных изумрудами, рубинами, алмазами, закатанных серебряным и золотым шитьём. А каменный дом Василия Васильевича, стоявший в Белом городе между улицами Дмитровкой и Тверской, иноземные гости называли «восьмым чудом света». Длина здания составляла более 70 метров, в нём было больше 200 оконных затворов и дверей. Крыша здания была медная и сверкала на солнце, подобно золотой. Рядом с домом стоял домовой храм, во дворе находились кареты голландского, австрийского, немецкого производства. По стенам залов висели иконы, гравюры и картины на темы Священного писания, портреты отечественных и европейских правителей, географические карты в позолоченных рамах.

Потолки были украшены астрономическими телами — знаками Зодиака, планетами, звездами. Стены палат были обиты богатыми тканями, многие окна украшены витражами, простенки между окнами заставлены огромными зеркалами. В доме имелось множество музыкальных инструментов и мебели художественной работы. Воображение поражал венецианский фарфор, немецкие часы и гравюры, персидские ковры. Один заезжий француз писал: «Княжеские палаты ничем не уступали домам парижских вельмож…. Обставлены они были ничуть не хуже, превосходили их количеством живописных полотен и, особенно, книгами. Ну и приборами различными — термометрами, барометрами, астролябией. Ничего похожего у моих сиятельных парижских знакомцев не водилось». Сам хлебосольный хозяин всегда держал дом открытым, любил принимать гостей, часто устраивал театральные действа, выступая в роли актёра. От подобного великолепия нынче, к сожалению, не осталось и следа. В последующие века голицынский дом-дворец переходил из рук в руки, а в 1871 был продан купцам. Через некоторое время это была уже самая натуральная трущоба — в бывших беломраморных палатах хранили бочки с сельдью, резали кур и складировали всякие тряпки. В 1928 году дом Голицына снесли.

Помимо прочего, Василий Васильевич упоминается в исторической литературе как один из первых отечественных галломанов. Однако князь предпочитал заимствовать не только внешние формы иноземной культуры, он проникал в глубинные слои французской — и еще шире — европейской цивилизации. Ему удалось собрать одну из богатейших для своей эпохи библиотек, отличавшуюся разнообразием печатных и рукописных книг на русском, польском, французском, немецком и латинском языках. В ней имелись копии «Алкорана» и «Киевского летописца», сочинения европейских и античных авторов, разные грамматики, немецкая геометрия, труды по географии и истории.

В 1687 и 1689 годах Василий Васильевич участвовал в организации военных походов против крымского хана. Понимая сложность данных предприятий, сибарит по натуре, князь пытался уклониться от обязанностей командующего, однако Софья Алексеевна настояла на том, чтобы он отправился в поход, назначив его на должность военачальника. Крымские походы Голицына следует признать чрезвычайно неудачными. Искусный дипломат, к сожалению, не обладал ни знаниями опытного воеводы, ни талантом полководца. Возглавляя вместе с гетманом Самойловичем стотысячное войско в ходе первой военной кампании, осуществленной летом 1687 года, он так и не сумел достичь Перекопа. Из-за недостатка фуража и воды, нестерпимой жары русское войско понесло значительные небоевые потери и было вынуждено уйти из выжженных крымчаками степей. Вернувшись в Москву, Василий Васильевич использовал все возможности, дабы укрепить международное положение рассыпающейся Священной лиги. Послы его работали в Лондоне, Париже, Берлине, Мадриде, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене и Флоренции, пытаясь привлечь новых членов в Лигу и продлить хрупкий мир.

Через два года (весной 1689) была предпринята новая попытка добраться до Крыма. На сей раз отправили войско численностью свыше 110 тысяч человек при 350 пушках. Руководство этой кампанией опять было поручено Голицыну. На землях Малороссии к русскому войску присоединился новый украинский гетман Мазепа вместе со своими казаками. С трудом пройдя степи и одержав верх в сражениях с ханом, русское воинство добралось до Перекопа. Однако князь так и не решился перебраться на полуостров — по его словам вследствие нехватки воды. Несмотря на то, что второй поход также закончился неудачей, свою роль Россия выполнила в войне — 150-тысячная армия крымских татар была скована в Крыму, что дало Священной лиге возможность довольно ощутимо потеснить турецкие силы на европейском театре.

После возвращения Василия Васильевича из похода его положение при дворе сильно пошатнулось. В обществе зрело раздражение от неуспехов в Крымских походах. Партия Нарышкиных открыто обвиняла его в нерадении и получении взяток от крымского хана. Один раз на улице на Голицына бросился убийца, однако был вовремя схвачен охраной. Софья Алексеевна, чтобы хоть как-то оправдать фаворита, устроила роскошный пир в его честь, а вернувшиеся из похода русские войска были встречены как победители и щедро награждены. У многих это вызвало еще большее недовольство, к поступкам Софьи даже близкое окружение стало относиться настороженно. Популярность Василия Васильевича постепенно ослабевала, а у царевны появился новый фаворит — Фёдор Шакловитый, к слову, выдвиженец Голицына.

К этому времени уже подрос и Петр, обладавший чрезвычайно упрямым и противоречивым характером, не желающий больше слушать свою властную сестру. Он часто перечил ей, упрекал в излишней смелости и самостоятельности, не присущей женщинам. В государственных документах также говорилось, что регентша утрачивает возможность управления государством в случае женитьбы Петра. А у наследника к тому времени уже имелась супруга Евдокия. Семнадцатилетний Петр стал для царевны опасен, и опять она решила использовать стрельцов. Однако в этот раз Софья Алексеевна просчиталась — стрельцы ей уже не верили, отдавая предпочтение наследнику. Сбежав в село Преображенское, Петр собрал своих сторонников и, не медля, взял власть в свои руки.

Падение Василия Васильевича стало неизбежным следствием низложения властолюбивой царевны Софьи, заключённой своим сводным братом в монастырь. Хотя Голицын никогда не принимал участия ни в стрелецких бунтах, ни в борьбе за власть, ни, тем более, в заговорах об убийстве Петра, его конец был предрешён. В августе 1689 во время переворота он уехал из столицы в свое имение, а уже в сентябре вместе со своим сыном Алексеем прибыл к Петру в Троицу. По воле нового царя у ворот Троице-Сергиева монастыря 9 сентября ему зачитали приговор. Вина князя заключалась в том, что он сообщал о делах державы Софье, а не Ивану и Петру, имел наглость писать грамоты от их имени и печатать в книгах имя Софьи без царского соизволения. Однако основным пунктом обвинения стали неудачные Крымские походы, принесшие казне великие убытки. Любопытно, что немилость Петра за крымские неудачи легла лишь на одного Голицына, а, например, такой видный участник походов, как Мазепа, наоборот, был обласкан. Однако даже Пётр I признавал заслуги князя, питал уважение к поверженному врагу. Нет, соратником молодого царя в делах переустройства России Василию Васильевичу стать было не суждено. Но и жестокой казни, подобно другим клевретам Софьи, он предан не был. Князя и его сына лишили боярского титула. Все его поместья, вотчины и прочее имущество было отписано на государя, а ему самому вместе с семьей повелели отправляться на север в Архангельский край «на вечное житье». Согласно царскому указу опальным дозволялось иметь лишь самое необходимое имущество не более чем на две тысячи рублей.

К слову, у Василия Васильевича имелся двоюродный брат, Борис Алексеевич Голицын, с которым он был очень дружен с раннего детства. Эту дружбу они пронесли через всю жизнь, не раз помогая друг другу в сложных ситуациях. Пикантность обстоятельства заключалась в том, что Борис Алексеевич всегда был в клане Нарышкиных, что, однако, никак не влияло на его отношения с братом. Известно, что после падения Софьи Борис Голицын пытался оправдать Василия Васильевича, попав даже на непродолжительное время в немилость к царю.

Уже после того, как Голицын вместе со своей семьей уехал в ссылку в город Каргополь, в столице было предпринято несколько попыток ужесточить наказание опального князя. Однако Борису удалось защитить брата, которому повелели перебраться в село Еренск (в 1690 году). Туда ссыльные добрались глубокой зимой, однако и в этом месте им было не суждено остаться. Обвинения против Василия Голицына множились, и к весне поступил новый указ — сослать бывшего боярина и его семью в Пустозерский острог, расположенный в дельте реки Печоры и учинить им жалованье «поденного корма по тринадцать алтын по две деньги на день». Усилиями Бориса Голицына наказание снова удалось смягчить, вместо дальнего острога Василий Васильевич оказался в деревеньке Кеврола, стоящей на далекой северной речке Пинеге примерно в двухстах километрах от Архангельска. Последним же местом его ссылки стал поселок Пинега. Здесь князь вместе со своей второй супругой — Евдокией Ивановной Стрешневой и шестерыми детьми провел остаток своей жизни. Из ссылки он неоднократно посылал царю челобитные, прося, нет, не помилование, лишь увеличение денежного содержания. Однако Петр свое решение не изменил, хотя и закрывал глаза на посылки, отправляемые опальному боярину его тещей и братом. Также известно, что Борис Алексеевич, как минимум однажды навестил брата, в ходе поездки царя в Архангельск. Разумеется, без разрешения Петра I сделать подобное было немыслимо.

Со временем жизнь Василия Васильевича нормализовалась. Благодаря родственникам деньги у него имелись, а зная о влиятельном брате, местные власти относились к нему с почтением и делали всевозможные послабления. Он получил разрешение на посещение Красногорского мужского монастыря. Всего в северной глухомани Василий Васильевич прожил долгие двадцать пять лет, 2 мая 1714 года Голицын скончался и был похоронен в православном монастыре. Вскоре после этого Петр простил его семью и разрешил вернуться в Москву. В настоящее время Красногорско-Богородицкий монастырь является недействующим и полностью разрушен. К счастью, надгробие князя сумели спасти, ныне оно лежит в местном музее. На нем написано: «Под камнем сем погребено тело раба Божьего князя московского В.В. Голицына. Скончался 21 дня апреля от роду 70 лет».

Сподвижники Петра I попытались сделать всё, чтобы этот харизматический деятель и первый министр ненавистной новому царю сестры-регентши, был предан забвению. Однако звучали и другие мнения. О князе Василии высоко отзывались ревностные приверженцы Петра Франц Лефорт и Борис Куракин. Администрация Голицына получила высокие оценки от искушённой в политике императрицы Екатерины II. Одним из первых на Руси князь не только предложил план перестройки традиционного уклада государственной жизни, но и перешел к практическому реформированию. И многие начинания его не пропали втуне. Вольно или невольно петровские реформы явились воплощением и продолжением идей и задумок Василия Голицына, а победы его во внешних делах на долгие годы определили политику России.

По материалам книг: Л.И. Бердникова «Великий Голицын» и В.О. Ключевского «Князь Василий Васильевич Голицын».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 мая 2014
    "Стоит отметить, что иностранцы до семнадцатого века вообще предпочитали не рассматривать русских как культурную и цивилизованную нацию"
    Ага. Стоит вспомнить, например, письмо королевы Анны отцу, чтобы уяснить кто кого как рассматривал.

    Очередная пустая поверхностная пропагандистская антирусская свидомитская статейка.

    В статье упомянуто про иезуитов. Они свободно тогда при Софье орудовали в Москве. Прокатолическое проиезуитское правительсво Софьи, включая Голицына, было настолько предательским (тогдашние Горбачёвы, Керенские), что стоящей за Петром партии иностранцев-протестантов было легко осуществить пропротестансткий переворот. (Как? См., например, Брикнера). И потом руками еврея Шафирова запретить православную патриархию.

    И демагогия про крепостное право. Да оно тогда только что при Алексее Михайловиче было введено на Руси. До этого не было на Руси никакого крепостного права. Землевладелец (царская казна (владели землёй ещё монастыри)) выделял в пользование землю дворянам. Те сдавали её в аренды крестьянам (которые в то время, до "Тишайшего", были свободным "чёрным" тягловым сословием), и на полученные средства дворяне служили. А вот в Европе тогда крепостное право, рабство и многие другие формы порабощения процветали. Ещё со времён Римской империи.
    1. +2
      14 мая 2014
      А мне статья понравилась. Биография человека, про которого мы очень мало знаем. И ничего антирусского я в ней не нашёл.
      В статье очень хорошо видно, что преобразования Петра I возникли не на пустом месте, не по прихоти самодержца, а явились необходимым и логичным результатом предыдущего развития России. Предшественники Петра стремились проводить аналогичные преобразования, но не так решительно, последовательно и жёстко как Пётр. (Как бы ни относиться к реформам Петра, но после его преобразований Россия стала значительно сильней. Если при Алексее Михайловиче Россия с трудом противостоит Польше, то после Петра она превращается в великую европейскую державу, становясь наравне с Францией, Австрией и Англией, рядом с которыми Польша второразрядное государство).
      Что касается крепостного права, то к тому времени, когда оно было законодательно закреплено в России, в Западной Европе, например во Франции, оно уже отмирало, а в Европе Центральной было в самом разгаре. В России же пик крепостного права, со всеми его жестокостями, приходится на вторую половину XVIII века, т.е. на сто лет спустя описываемого в статье времени.
    2. Комментарий был удален.
  2. 0
    14 мая 2014
    Трудно говорить о том времени. Надо быть профессиональным историком и изучать документы. А мы в большей степени (и я в том числе) судим о тех временах прочитав "Пётр I" и посмотрев "Юность Петра" вместе с фильмом "В начале славных дел".
    Примерно также мы представляем Францию по книгам Дюма.
  3. parus2nik
    +2
    14 мая 2014
    Цитата: Николай С.
    А вот в Европе тогда крепостное право, рабство и многие другие формы порабощения процветали.

    Скажем так..крепостное право в Англии было отменено уже в 14 веке после восстания Уота Тайлера,но основной причиной, послужила чума...во Франции так же крепостное право было отменено после масштабного восстания крестьян именуемого "Жакерия" и тож где-то в веке 14..Процветало в Европе и Магдебургское право(самоуправление)..Рабство, да не спорю, самый крупный невольничий европейский рынок рабов г.Марсель,Франция...торговали африканцами,славянами(великороссы,малороссы),Пётр I даже заключил соглашение с французским королём Людовиком,что Франция будет выкупать россиян,а Россия возмещать..6 декабря 1590 года, царским указом Федора Иоанновича была отменена возможность добровольной смены крестьянами своих землевладельцев, которая именовалась в народе Юрьев день.Отмена царским указом Юрьева дня означала новую фазу закабаления крестьян. Теперь даже сама возможность смены землевладельца официально запрещалась.
    1. parus2nik
      +3
      14 мая 2014
      Минус за что? За то что в Марселе был крупнейший рынок торговли рабами? Или за то, что Фёдор Иванович Юрьев день отменил? За то,что в результате крестьянских восстаний,там на Западе,ихние феодалы отменили крепостное право?
    2. 0
      14 мая 2014
      Цитата: parus2nik
      во Франции так же крепостное право было отменено после масштабного восстания крестьян именуемого "Жакерия" и тож где-то в веке 14


      Минус - за свидомое враньё.

      Крепостное право во Франции было отменено только в 1793 году. Кропоткин П. А.: Великая французская революция 1789-1793 www.aitrus.info/node/941

      От Галицына В.В до этой даты много больше, чем от неё до отмены КП в России.

      Юрьев день никакого отношения к крепостному праву не имеет. Эти НЕДЕЛИ предназначались для расплаты арендатора с владельцем земли и государством и, при необходимости, для ухода крестьянина-арендатора в другое место.

      В Англии случай особый. Там овцы стали важнее людей. Поэтому людей согнали с наделов и, соответственно, раскрепостили. Классика истории. Не знать - стыдно.

      Романовские историки потратили немало усилий, чтобы доказать, что крепостное право ввели не они (Романовы), а Годунов или даже Фёдор. Но в текстах указов Годунова и Фёдора нет ничего про крепостное право. Есть про ОГРАНИЧЕНИЕ сыска не расплатившихся в "Юрьев день" и сбежавших с заработанным (т.е. нарушивших закон) ПЯТЬЮ годами. И в некоторые годы Юрьев день отменялся, т.к. территория Руси увеличивалась в разы и массовое переселение крестьян на новые свободные земли приводило к обнищанию дворян и к невозможности их службы.

      Кстати, крепостное право даже при Романовых касалось далеко не всей территории России, а там где было - не всех крестьян.

      PS. Закон о расовой сегрегации в ваших США отменён только в 1964 году. Формально. По факту - не совсем.
      1. 0
        14 мая 2014
        А я то думал, что во Франции крепостное право в исчезло к концу XV века. Оставались земельные подати, но личной зависимости уже не было. ПОСЛЕДНИЕ права дворянства на земельные угодья оставались до 1793 года.
        Кропоткин - это кто?
        1. parus2nik
          0
          14 мая 2014
          А я то думал, что во Франции крепостное право в исчезло к концу XV века. Оставались земельные подати, но личной зависимости уже не было. ПОСЛЕДНИЕ права дворянства на земельные угодья оставались до 1793 года.
          Кропоткин - это кто?

          Здесь,мы с вами по мнению Николая С глубоко заблуждаемся..Кропоткин П.А.- русский революционер, теоретик анархизма, географ, геоморфолог, историк...как видите большой авторитет...вдобавок и князь..Но наш оппонент и его видимо не внимательно читал..
          1. 0
            14 мая 2014
            Кропоткин для меня не авторитет.
            Просто, когда МЫ говорим о крепостном праве, в первую очередь подразумеваем торговлю людьми. Я, честно говоря, не слышал, чтобы французских крестьян продавали как борзых, даже в XVII веке, не говоря уже о XVIII веке.
            Мы не затрагиваем все тонкости французского крепостного права с юридической точки зрения. Места не хватит. Но в том виде, какое оно было у нас в 19 веке, у них не было и в 17 веке.
            ---------------
            Что касается статьи:
            а) ни о какой анти русской направленности у нее нет по определению. В истории есть ФАКТЫ, а не эмоции.
            в) Факты приведены верно. И В. Голицин, действительно очень интересная историческая фигура.
            с) В. Голицина, современные историки, ставят в тень по традиции, чтобы противопоставить ему фигуру Петра I, который ни одного дела не доводил до конца.
            Статья, несомненно интересна, для всех любителей русской истории.
      2. parus2nik
        0
        14 мая 2014
        Крепостное право во Франции было отменено только в 1793 году-ага были отменены феодальные законы ещё существовавшие, а крестьяне уже не были собственностью феода..
      3. parus2nik
        +2
        14 мая 2014
        В Англии случай особый. Там овцы стали важнее людей. Поэтому людей согнали с наделов и, соответственно, раскрепостили. Классика истории. Не знать - стыдно.
        Стыдно не знать, что овцы съели людей в 17 веке..а в 14 веке была отменена зависимость крестьянина от феодала..в Англии 14 июня 1380 г.в лондонском предместье Майл-Энд состоялась встреча крестьян с королём Ричардом II, во время которой они выдвинули требования (т. н. Майлэндская программа) отмены крепостного состояния и барщины, установления единообразной и умеренной денежной ренты, свободной торговли, амнистии всем участникам восстания. Король был вынужден принять эти требования.восстание, несмотря на поражение, содействовало ускорению освобождения крестьян от личной зависимости и замены барщины денежной рентой.
      4. parus2nik
        0
        14 мая 2014
        Николай, вы не можете объяснить простые вещи и тупо ставите минусы..С Баааааааааааальшим учёным, как вы спорить не стоит себе дороже..Заминусуйтесь laughing
        1. 0
          14 мая 2014
          Я минусую ИНОГДА, потому что Вы - лжец. И внаглую делаете вид, что не понимаете смысла написанного и продолжаете лгать. Типично для свидомита.

          Цитата: Turkir
          крепостное право в исчезло к концу XV века. Оставались земельные подати, но личной зависимости уже не было

          Цитата: parus2nik
          .Кропоткин П.А.- русский революционер, теоретик анархизма, географ, геоморфолог, историк...как видите большой авторитет...вдобавок и князь..Но наш оппонент и его видимо не внимательно читал..

          "Наконец, в 1779 г. были унич­тожены «право мертвой руки»** и личная крепостная зависимость в поместьях короля; а в следующем году решено было отменить пытку" Это по ссылке на Кропоткина. Это всего за 15 лет до полной отмены. Какой 15 век. Кстати, кроме крепостных (серфов и т.п.) во Франции были ещё и рабы (свои, не славяне и не негры). И отмена 1793 касается только территории коренной Франции (не колоний и заморских территорий).

          Цитата: parus2nik
          Да расчёт крестьянина,что бы уйти к другому хозяину..А зачем его отменили? Чем он мешал?

          Не понимаете смысла написанного до того? Тяжёлый случай.
          Не отменИли, а отменЯли в отдельные годы. Написано почему. Собственно потому, что крестьяне были свободны, Русь и расселилась так широко.
          Дворянин был таким же пользователем земли как и арендующий у него землю крестьянин. Хозяином (собственником) было государство. Это коренное отличие Руси от Запада.

          Цитата: parus2nik
          А зачем они доказывали и кому? эти романовские историки и кто они?..и потом Фёдор Иванович отменил право переходить крестьян переходить от одного хозяина к другому-так называемый Юрьев день.

          Я так понимаю, что Вы никаких историков не читали. И угомонитесь, лжец, насчёт Юрьева дня. Большинству труда не составит выяснить, что Юрьев день и при Годунове вполне функционировал.

          Цитата: parus2nik
          не на всей территории-на Дону не было,на Урале в казачьих землях не было, в Сибири тоже не было,на Кубани не было,на Тереке-не было..Но не все казаками были..В Архангелських землях в Поморье тоже не было..И знаете почему на русском Севере

          А ещё были государственные крестьяне, черносошные, половники, пашенные, однодворцы, приписные и много чего ещё. Никогда даже 50% русских крестьян (не казаков!) не было крепостными. Кстати, самая тяжелая барщина на Руси - 3 дня. А панщина в той же Польше (и на польских землях современной Украины) и 5, и 6 дней в неделю. При этом надо было ещё и денежный, и натуральный налог платить.
  4. parus2nik
    0
    14 мая 2014
    Цитата: Николай С.
    Юрьев день никакого отношения к крепостному праву не имеет. Эти НЕДЕЛИ предназначались для расплаты арендатора с владельцем земли и государством и, при необходимости, для ухода крестьянина-арендатора в другое место.

    Да расчёт крестьянина,что бы уйти к другому хозяину..А зачем его отменили? Чем он мешал?
  5. parus2nik
    +1
    14 мая 2014
    Романовские историки потратили немало усилий, чтобы доказать, что крепостное право ввели не они (Романовы), а Годунов или даже Фёдор.
    А зачем они доказывали и кому? эти романовские историки и кто они?..и потом Фёдор Иванович отменил право переходить крестьян переходить от одного хозяина к другому-так называемый Юрьев день..Юрьев день никакого отношения к крепостному праву не имеет.А зачем его отменили? Ещё раз спрашиваю...крепостное право даже при Романовых касалось далеко не всей территории России, а там где было - не всех крестьян.Конечно,не на всей территории-на Дону не было,на Урале в казачьих землях не было, в Сибири тоже не было,на Кубани не было,на Тереке-не было..Но не все казаками были..В Архангелських землях в Поморье тоже не было..И знаете почему на русском Севере не было крепостного права? Пшеница не растёт..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»