Ка-60 "Касатка"

12
29 июля 1998 года на территории летно-испытательной станции фирмы "Камов" состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60, способного решать широкий круг задач в интересах вооруженных сил и других "силовых" ведомств.

Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения над полем боя совместно с более тяжелыми боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990-м был построен натурный макет, а в 1997-м - прототип вертолета - Ка-60-1. Вертолет грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т - на внешней подвеске призван заполнить нишу отечественного вертолетного парка, которую ранее занимал Ми-4 - одна из самых массовых и удачных машин первого поколения, выпущенная "тиражом" 3850 экземпляров.



В отличие от других винтокрылых машин фирмы "Камов" Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным вентилятором-фенестроном. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то у Ка-60 на этот режим придется, по расчетам, не более 1%.

Конструкция Ка-60 на 60% состоит из композиционных материалов. Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики: максимальная скорость превышает 300км/ч, статический потолок достигает 2100м, практический - 5150м.

Конструкция агрегатов и силовых систем вертолета придает ему высокую степень надежности. В случае аварийного приземления силовая схема планера позволит выжить экипажу и пассажирам при больших вертикальных скоростях снижения. Ремонтопригодность и современные методы диагностики сохраняют высокий уровень боеготовности Ка-60.

Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность на чрезвычайном режиме – 1550 л.с, взлетная – 1300 л.с.) создан ОАО "Рыбинские моторы". Его разработка началась в 1989 году по тактико-техническому заданию Министерства транспорта СССР.



В конструкции РД-600В реализованы последние достижения авиационной науки. Расчеты на прочность двигателя выполнены на незначительный ресурс - 10 тыс. циклов. Модульность конструкции, развитая система контроля и диагностики, встроенное эффективное полезащитное устройство и электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным механическим каналом позволят эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния и осуществлять мелкий ремонт на аэродромах базирования. Удельный расход топлива на крейсерском режиме - 225 г/л.с. в час. Финансирование программы создания РД-600В осуществляется в соответствии с договором, заключенным с Министерством экономики. Однако недостаточный объем выделяемых средств вынуждает ОАО "Рыбинские моторы" вкладывать в программу и собственные средства.

Первая опытная машина оснащена четырехлопастным несущим винтом, а на серийных вертолетах будет установлен пятилопастной воздушный винт с шумо-понижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12.7мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.



Ка-60 - машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС "Арбалет", разработанной НПО "Фазотрон" и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 - многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения. Учебно-тренировочный вари ант (именно его армия собирается закупить в первую очередь) призван заменить в летных училищах устаревшие вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР Польшей, а также Ми-8 - машины совершенно другой "весовой категории", малопригодные для обучения курсантов. Исследования показали, что использование Ка-60 в учебных целях позволяет сократить расходы на закупку новых вертолетов на 40% и снизить эксплуатационные расходы (по сравнению с учебным парком из Ми-8) на 60%.

Еще одно назначение Ка-60 - разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию "Самшит" с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами (разработчик - Екатеринбургский оптико-механический завод), а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами (КБ "Электроавтоматика", Санкт-Петербург), Ведутся работы над корабельным вертолетом Ка-60К, предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ. Предусмотрены также другие модификации Ка-60 - транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д.



Ка-60, впервые в России спроектированный с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так и американских - FAR-29, имеет хороший экспортный потенциал при стоимости, на 20% меньшей, чем у его зарубежных аналогов. Опытный экземпляр нового вертолета готовится к началу летных испытаний. А на авиационном заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка к серийному производству Ка-60. Хочется надеяться, что в начале XXI века новая машина фирмы "Камов" займет свое место в боевом строю.

Тактико-технические характеристики вертолета:
Экипаж: 1-2
силовая установка: 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт
диаметр несущего винта: 13.5м
взлетный вес: 6500кг
максимальная скорость: 300км/ч
крейсерская скорость: 265км/ч
статический потолок: 2100м
динамический потолок: 5150м
дальность полета: 700км
полезная нагрузка: 2000-2750кг

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. мишаня
    +1
    16 мая 2011 23:35
    очень симпотичная ласточка)) а сколько штук выпущено? небось десяток...
    1. 0
      16 мая 2011 23:40
      На всех фотках бортовой номер 601, так что возможно и вообще в единственном экземпляре
    2. kesa1111
      0
      17 октября 2011 04:43
      Читал что не меннее 100, в серию с 2015 года.
    3. mexanik
      0
      8 января 2013 19:16
      На всех фотографиях машины с бортовым номером 601 или 602. 602 разбился при аварийной посадке... Эх а ведь машина хорошая.
  2. KASKAD
    0
    25 октября 2011 01:21
    Пулеметик бы на него да убирающиеся в корпус нары и почти BlackHawk
  3. Alexandr_K
    +1
    13 ноября 2011 10:54
    Цитата: мишаня
    очень симпотичная ласточка)) а сколько штук выпущено? небось десяток...

    Всего-навсего две машины, хотелось-бы верить что это - пока...
  4. +2
    18 ноября 2011 23:38
    Я был школьником, когда впервые о Ка 60 заговорили и показали. С тех пор прошло почти 20 лет, а вертолет все еще не в серии.
  5. bereg
    0
    24 декабря 2011 02:24
    думаю что больше 2х. одна касатка точно разбилась экипаж жив
  6. Wolkin
    0
    11 января 2012 18:51
    Два человека пострадали 23 июня 2010 года при аварийной посадке вертолета Ка-60 между городами Дзержинский и Котельники в Люберецком районе в Подмосковье. Экспертиза показала, что причиной аварии была КОНТРОФАКТНАЯ втулка лопастей заднего винта вертолета, установленная в КБ «Камов».
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Ка-60

    На данный момент идёт доводка вертолёта, МО РФ по предварительным данным уже заказана партия из 100 единиц с началом поставок с рубежа 2014—2015 годов, возможно часть вертолётов будет оборудована в корабельном варианте.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Ка-60
    Это только начало поставок 14-15 год.
    Если будут деньги, то построят 10 отрядов на всю страну к какому году не известно.
  7. Hans Grohman
    +1
    31 января 2012 18:16
    Красивая машина! Очень.
  8. U84
    U84
    0
    17 июля 2015 22:32
    Что мне смутило меня в этой машине! Вроде сейчас 21 век. Про средства защиты ни чего не сказано. Бонально советский МИ 8 был оснащён вооружением. Получается, чтоб отразить нападение, у этого вертолёта ни чего нету, получается как консервная банка с мясной тушенкой с костями. В военных действиях щадить никого не станут - лёгкая мешень этот вертолёт для переносного ПЗРК. Для приличия оснастили бы ракетами, и пулемётом крупного калибра и хорошей авионикой обнаружения и защиты.
  9. U84
    U84
    0
    17 июля 2015 22:41
    Интересен тот факт, смогут ли сохранить конструкторы такую же неуизвимость как у МИ8 способность приземлиться на землю даже при подбитии - тем самым сохранить жизнь людям, находящимся на этом вертолёте. И выдержит ли борт со стеклом - очередь из автомата Калашникова? Или по сильнее 9 мм от ВСС. Про средства защиты ни чего не сказано, хотя бы пулемёт и пара ракет, чтоб оборонятся можно было. Вертолёт - это лёгкая мещень для ПЗРК и зенитки.