Укрощение британского «Тигра»

Укрощение британского «Тигра»160 лет назад Россия вела тяжелую войну с коалицией из Великобритании, Франции, Сардинского королевства (Италии) и Турции, пытавшейся захватить южную часть Украины, в том числе Северное Причерноморье и Крым.

Среди эпизодов Крымской войны, в отличие от получившей известность обороны Севастополя, куда менее памятна защита Одессы весной 1854 года.

Этот важный порт и крупный экономический центр 20 апреля пыталась захватить сильная англо-французская эскадра. Но неожиданно для себя вражеская армада получил отпор, хотя против девяти фрегатов врага действовала одна-единственная русская батарея из четырех орудий. Один из неприятельских кораблей получил повреждения и загорелся. Тогда союзники, отойдя в море, массированным артогнем с безопасной дистанции разрушили половину города, уничтожив находившиеся в порту суда нейтральных стран и превратив в развалины дома мирных жителей. Среди многих одесситов был поражен снарядом и «француз» – ядро угодило в пьедестал памятника основателю Одессы герцогу де Ришелье.


Укрощение британского «Тигра»


30 апреля флот врага, решив повторить удар, отправил на разведку к Одессе три паровых английских фрегата. Один из них, «Tiger» («Тигр»), подошел слишком близко к берегу и в тумане сел на мель. Подоспевшая полевая батарея и кавалерийские разъезды сумели совершить неслыханное – чуть ли не врукопашную захватить новейший британский военный корабль. Среди участников этой необычной операции оказался и мой земляк командир эскадрона Белгородского уланского полка Михаил Ошанин – потомок старинного суздальского рода.

Кавалерист в Одессе

Ошанины – одна из самых старинных фамилий Суздальско-Ростовского края, ведущая счет своим предкам с XIV столетия. По легенде основателем рода стал некий «муж честен» Стеня, выехавший на Русь из Венеции еще при Дмитрии Донском. Традиционно Ошанины подвизались на ратном поприще. Дед будущего героя захвата английского фрегата Александр Иванович Ошанин служил в Суздальском пехотном полку, в составе которого участвовал во многих боях Семилетней войны 1750-1764 гг. с Пруссией, был ранен и вышел в отставку после заключения мира в чине секунд-майора. Офицером был и отец отважного улана Дмитрий Александрович, который прославился благотворительностью и даже выстроил церковь на свои средства.

Потомственный офицер Михаил Дмитриевич Ошанин родился в 1808 году, и вопрос, какую карьеру избрать, для него не стоял. После окончания Московского кадетского корпуса он окончил курс в специальной учебной части и в 1827-м получил назначение в Украинский уланский полк с производством в корнеты. К началу Крымской войны находившийся в составе Белгородского уланского полка Михаил Ошанин уже более четверти века прослужил в кавалерии. За его плечами были трудная война с мятежной Польшей и участие в кровопролитном штурме Варшавы, на груди – три боевых ордена. В 1853 году за отличие ротмистр Ошанин был пожалован в подполковники. Весной 1854-го белгородские уланы дислоцировались на окраине Одессы, куда их перевели с целью отражения возможного неприятельского десанта.

А 20 апреля, когда девять английских и французских паровых фрегатов обстреливали Одессу, с других кораблей союзной эскадры, державшейся в стороне, были отправлены 19 шлюпок с десантом. Однако попытка англичан и французов высадиться на берег в нескольких верстах от города была отбита. Десантников обстреляла русская артиллерия, потом подоспели кавалеристы.

в итоге шлюпки, так и не высадив ни одного человека, поспешили обратно под защиту боевых кораблей. Белгородские уланы 20 апреля проявили мужество и стойкость, проводя демонстрации для устрашения десанта под огнем неприятельских кораблей. В послужном списке полковника Михаила Ошанина, хранящемся ныне в Государственном архиве Владимирской области, говорится, что этот офицер 20 апреля 1854 года участвовал в обороне Одессы «во время появления на Одесском рейде англо-французской эскадры из 19 линейных кораблей и 9 пароходофрегатов и объявления города в блокадном положении»

Необычный бой

Утром 30 апреля в густом тумане в 6 верстах от Одессы под крутым берегом Малого Фонтана посланный на разведку английский 16-пушечный паровой фрегат «Тигр», следовавший вместе с двумя другими паровыми фрегатами «Везувий» и «Нигер», сел на мель. Попытки команды сняться с нее не увенчались успехом. Поначалу из-за тумана пароход не было видно с берега, но потом случайно проходящий поблизости садовник услышал английскую речь и шум, о чем сообщил конному пикету. Когда туман немного разошелся, оказалось, что севший на мель фрегат находится всего в 300 метрах от берега.

Сразу же к тому месту были подтянуты несколько артиллерийских батарей и кавалерия, в том числе дивизион Белгородского уланского полка, которым командовал подполковник Михаил Ошанин. После обстрела парохода из полевых пушек его командир Джиффард был тяжело ранен, ранения получили также несколько матросов. Спешившиеся кавалеристы, погрузившись на лодки, решили взять фрегат на абордаж, как это бывало во времена Петра Великого. Но до штурма дело не дошло, так как англичане спустили флаг и сдались.

В плен попали 24 офицера и 201 матрос, которых кавалеристы перевезли на берег. Когда колонна пленных шла в Одессу, на подходе к городу англичане увидели высокие столбы с перекладинами от качелей, которые по обычаю того времени использовались на только что закончившихся ярмарочных гуляньях. Напуганные собственным командованием, которое внушало подчиненным страхи о зверствах русских по отношению к пленным, моряки с «Тигра» приняли качели за виселицы и решили, что их ведут к месту казни. Некоторые британцы даже заплакали. Но с пленными обращались хорошо, и после окончания войны все они, кроме отважного капитана, умершего и похороненного в Одессе, были отправлены домой в Англию.

Английская пушка

С «Тигра» успели свезти на берег часть трофеев, когда «Везувий» и «Нигер», увидев, что их собрат захвачен русскими, попытались сдернуть его с мели. Им это не удалось, поскольку русская артиллерия вновь открыла огонь. После длительного обстрела «Тигр», на котором к тому времени не оставалось ни одного человека, взорвался.

Укрощение британского «Тигра»


Впрочем, его корпус по большей части остался неповрежденным. Позже с него при помощи водолазов сняли новейшую английскую паровую машину. Паровой фрегат «Тигр» водоизмещением 1200 тонн был построен всего за 4 года до начала войны в качестве яхты английской королевы Виктории, а потом включен в состав военного флота. Для того чтобы унизить «владычицу морей», император Александр II приказал построить императорскую яхту Черноморского флота, назвать ее «Тигр» и установить на корабль машину от потопленного «британца», что и было исполнено. Флаг английского фрегата передали на хранение в Морской кадетский корпус в Петербурге.

Укрощение британского «Тигра»


Подполковник Михаил Ошанин за отвагу при обороне Одессы был награжден орденами св. Станислава II степени и св. Анны IV степени «За храбрость». Всего же Михаил Дмитриевич имел шесть боевых орденов, в том числе офицерский крест св. Георгия IV степени. В 1858 году он вышел в отставку в чине полковника «с мундиром и пенсионом полного жалованья». Остаток жизни полковник провел в родной Владимирской губернии. Он скончался в августе 1877 года в 69-летнем возрасте. Захват «Тигра» оказался, пожалуй, самым ярким эпизодом в 30-летней карьере этого заслуженного офицера.

Любопытно, что снятые с «Тигра» английские пушки долго хранились в Одессе, а в 1904 году в честь 50-летия необычного боя одно из этих орудий было установлено на одесском Приморском бульваре. Там его и сегодня могут видеть все желающие, в том числе и наследники западной «дипломатии канонерок», до сих пор отправляющие в Черное море для давления на Россию теперь уже ракетные фрегаты и эсминцы. Пожалуй, теперь самое время им напомнить про плачевную судьбу британского «Тигра»…

Укрощение британского «Тигра»
Укрощение британского «Тигра»
Укрощение британского «Тигра»
Автор: Николай Фролов
Первоисточник: http://www.prizyv.ru/archives/365193


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Turkir 14 мая 2014 08:52
    Всегда интересно узнать исторические факты. Я, не знал ничего об Ошанине. Спасибо.
  2. papont64 14 мая 2014 10:50
    били бьем и будем бить
  3. KIND 14 мая 2014 10:51
    Хорошая шутка,себе на яхту двигатель поставить)))))У Императора походу с юмором было все в порядке....
  4. lars 14 мая 2014 11:56
    Спасибо за краткую, но содержательную и иллюстрированную статью. Замечательные истории славного боевого прошлого часто рассказываю на своих занятиях.
    lars
  5. parus2nik 14 мая 2014 13:16
    Пожалуй, теперь самое время им напомнить про плачевную судьбу британского «Тигра»…
    Они помнят, и хорошо помнят..но каждый раз когда лезут к нам,почему то убеждены,что подобное не повторится...и ошибаются..и всё равно лезут...
    parus2nik
  6. Cristall 14 мая 2014 18:19
    Интересный факт той войны заключается в том, что несмотря на бомбардировку(которую по моему мнению должны были превратить в "керченский захват города", чтобы нанести урон РИ) 2 по грузообороту порту империи, он все равно продолжал торговать всю войну.
    Незнаю зачем следовало захватывать Керчь и уничтожать Азовские города и суда, когда крупнейший торговый порт оставили практически нетронутым. Мнение есть что практичные торговцы англичане да и французы сами имели там бизнес, а может через греков... Тем более Одессу защищало куда меньше войск чем другие объекты.
    Вероятно после подвигов севастопольцев, неожиданные отпоры привели союзников в нежелание устраивать кучу Севастополей(там тоже была бомбардировка Северной стороны и безуспешная) по всему Черному морю.
    1. Мур 15 мая 2014 05:40
      По поводу захвата Керчи и бомбардировке азовских городов существует мнение, что таким образом успокаивалось общественное мнение "владычицы морей", возмущённое бесполезным топтанием у Севастополя.
  7. Mihal71 14 мая 2014 20:54
    Замечательный исторический очерк. Спасибо.
  8. OPTR 15 мая 2014 01:08
    Очень интересно, спасибо, только вопрос по тексту:
    Но с пленными обращались хорошо, и после окончания войны все они, кроме отважного капитана
    И в чем же "отважность" упомянутого британского капитана?
  9. 11111mail.ru 15 мая 2014 07:24
    160 лет назад Россия вела тяжелую войну с коалицией из Великобритании, Франции, Сардинского королевства (Италии) и Турции, пытавшейся захватить южную часть Украины,Автор Николай Фролов

    160 лет назад никакой "Украины" не существовало по определению, была южная, причерноморская ОКРАИНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
    11111mail.ru
    1. Kassandra 25 ноября 2014 15:57
      Окраиной она никогда не называлась, ее так назвали поляки - для ни да, она была окраиной.
      потом эстафету подхватили немцы создав с подобным названием в бывш. РИ свою оккупационную зону (с многократно большей территорией чем польская), просуществовавшую всего полгода, потом ее отлаженный бюрократический аппарат понравился троцкистам и они его оставили, заодно с прицелом на будущий раскол, и ослабление русских.
      всё идет по плану, и это хлавнойе...

      Для русских и др. нормальных славян она была есть и будет Киевская Русь. или Малороссия/Новороссия тогда уже. Украиной можно называть только незначительную историческую ее часть (Закарпатье ии среднее Сечевое Поднепровье с о.Хортица).
      Kassandra
  10. ВохаАхов 15 мая 2014 10:07
    Статье плюс и очень большой. Как то давно видел картину, точно не помню как называется, но типа "Взрыв на фрегате "Тигр". Очень хотелось узнать, что там произошло. И вот теперь по прошествии стольких лет мне это удалось - СПАСИБО БОЛЬШОЕ АВТОРУ. Буду в Одессе обязательно посмотрю на эту пушку.
  11. oreh72 19 мая 2014 19:14
    Спасибо автору за статью! Было очень интересно прочитать про героического земляка!
  12. TIT 19 декабря 2014 23:38
    Цитата: ВохаАхов
    точно не помню как называется, но типа "Взрыв на фрегате "Тигр". Очень хотелось узнать, что там произошло.

    случайно наткнулся
    TIT

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня