Military Review

Fiezeler Fi.103 Reichenberg

10
Among the many weapons offered by Luftwaffe for use in the last 18 months of World War II was the manned version of the Fiezeler Fi.103R rocket, better known as the V-1 (Fau-1) and widely used against the British Isles. This option was intended for use against ships and well-protected ground targets, and received the code designation "Reichenberg". His idea was put forward by the famous German pilot Ganna Reich and the Hauptsturmführer SS Otto Skorzeny. Prior to this, Reich and the Hauptman, Heinrich Leange, proposed using suicide volunteers to destroy important targets. Although such an attack scheme caused little support, it was further developed in a somewhat modified form.




For this role, several possible aircraft were considered, and Fi.103R was initially rejected in favor of the light bomber Me.328, which, in turn, gave way to the Fw.190 fighter with a large-caliber bomb suspension. It was assumed that the pilot, having sent the plane to the target, was to jump with a parachute. Meanwhile, a special part of 5./KG.200 was formed, led by Hauptmann Lyang. Its goal was to study non-standard methods of attacking protected targets, but the unofficial name "Leonidos shtafel" - in honor of the hero Thermopyla of the king of Sparta Leonidos - clearly indicated its purpose.

Tests were conducted with Fw.190 carrying various bombs. It was soon established that the chances of a heavily loaded fighter getting through the Allied interceptor barriers are extremely small. The German Gliding Institute (DFS) in Ainring was tasked to create a manned rocket version. The command of the SS troops supported this idea by proposing the use of a manned projectile also for the bombing of the industrial complexes of Kuibyshev, Chelyabinsk, Magnitogorsk, as well as the regions located beyond the Urals. Well-known sabotage specialist O. Skorzeny even gave the order to recruit and train 250 suicide pilots for these projectiles. Given the high stakes on this project, in just 14 days after the start of work, the training and combat versions of the rocket were made and tests started. At the same time, a line for reworking Fi.103R was prepared under Dannenburg.

The first flight tests were conducted in September 1944 of the year. The plane was launched into an engineless flight from a H.111 bomber, but crashed after losing control due to an accidental discharge of the cockpit canopy. The second flight the next day also ended with the loss of the aircraft. The third flight with the pilot Reich was more successful, although Fi.103R was damaged when it struck the He.111 at the moment of uncoupling. In the next flight, due to the loss of sand ballast, the plane crashed, and Ganna Reich miraculously survived among the wreckage. German propaganda later claimed that Reich fly-captain was seriously injured during the Fi.103R trial, although in fact she had been wounded earlier during the trials of the interceptor Me. 163b, when the take-off truck had not separated, and Reich landed on it. In the end, it was found that the vibration of the aircraft’s design caused by the engine’s work led to the destruction of one of the control system elements.

In total, four manned variants Fi.103R were created under the Reichenberg program, including three training variants. These were the "Reichenberg-I" - a single version with a landing ski, the "Reichenberg II" - with a second cabin at the site of the warhead, the "Reichenberg III" - a single version with a landing ski, flaps, a pulse engine Argus As.014 and a ballast on the location of the warhead.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


In principle, the aircraft of all four versions had the same design, which was largely borrowed from the Fau-1: a monoplane with a free-floating mid-wing, cigar-shaped fuselage and one-tail tail unit. The fuselage was built almost entirely of mild steel, and the removable wings had a wooden structure, they were mounted on the main side members of steel pipes just before the suspension of the projectile under the wing of the bomber He.111. The engine was the Argus pulsating jet engine, which developed thrust of the order of 226 kg at flight speed of 640 km / h. This engine was a pipe made of mild steel with a length of 3,48 m with a maximum diameter of just over 546 mm. The diameter of the nozzle was 40 cm, the thickness of the steel used in its manufacture was 2,5 mm. Engine weight does not exceed 163 kg.



Combat option - "Reichenberg IV" was the simplest alteration of the standard rocket. Fi.103R itself was divided into six compartments, including: a magnetic compass, a warhead in 850 kg amatol, a fuel tank, two compressed air cylinders, autopilot, height and range control devices, and rudder drives. Conversion to the "Reichenberg IV" included the installation of a small cabin in front of the engine air intake. On the dashboard were a sight, a clock, a speed indicator, an altimeter, artificial horizon, a gyrocompass on a rack attached to the floor, with a three-phase transducer and a small 24-volt battery. Management - the usual handle and pedals. Plywood seat with a soft headrest. The lantern opened to the right, had an armored windshield and marks indicating the dive angle. The cabin occupied the former compartment with compressed air cylinders. Reichenberg IV carried only one such balloon. It was located on the site of the former autopilot. The entire rear of the wing was occupied by aileron.



“Reichenberg” was supposed to be delivered to the target under the wing of He.111 in the manner of unmanned Fi.103R, which KG.53 fired at London. Communication between the pilots of the rocket and the carrier was carried out through a four-core cable connected in front of the cabin. Theoretically, after aiming at the target, the pilot should have dropped the lantern and dropped with a parachute, but his chances of surviving were estimated as one out of a hundred. To reset the lantern, it was necessary to use the handle on the left side of the cab. The cab light, before it could disconnect, had to be rotated 45º, which was almost impossible to do at 780-850 km / h. Training instructors for the "Reichenberg" has already begun, and although the landing on them required an enviable skill, non-motorized machines did not provide any problems. It was decided that 5./KG.200 is ready to use Reichenberg IV.

On the whole, the tests and fine-tuning of the projectile were clearly protracted, and when the Allied forces landed from their landing craft and ships on the Normandy coast, it became clear that the time for the use of the Reichenberg was lost. However, out of roughly built 175 projectiles of this type of 50 machines, they were commissioned by the Luftwaffe KG.200 squadron, which carried out special operations, where they formed the 5 squadron. Any information about the hostilities of this squadron is missing.



At the end of the war, a significant number of Fau-1 and Fi.103R shells fell into the hands of both the Soviet units and the allied forces.

Fi.103R-IV
Wingspan, m 5.72
Length, m 8.00
Height, m ​​1.82
Normal takeoff weight, kg 2250
Engine type VRD Argus As.014
Engine thrust, kgf 1 x 350
The maximum speed, km / h 800
Cruising speed, km / h 650
Practical ceiling, m 2500
Practical range, km 330
Flight duration, min 32
Crew, people. 1
Armament: 850-kg warhead

Sources:
http://pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/197-fi-103r
http://www.airwar.ru/enc/aww2/fi103.html
http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/2442-fieseler-fi103r-reichenberg/
http://en.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_103R_Reichenberg
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. spech
    spech 14 May 2014 11: 08
    +1
    I read somewhere that they also wanted to plant kamikaze in the alteration of V2.
    1. bigELDAK
      bigELDAK 14 May 2014 11: 54
      +2
      alternative history on the site (06.05.2014/XNUMX/XNUMX)
      http://alternathistory.org.ua/opytnyi-udarnyi-samolet-fi103-reichenberg-germaniy
      a

      1. bigELDAK
        bigELDAK 14 May 2014 12: 00
        0
        I suggest downloading and reading about much more EXOTIC devices of fasc.Germany
        http://civilavia.info/?p=1858
    2. 290980
      290980 14 May 2014 12: 30
      0
      I read somewhere that they also wanted to plant kamikaze in the remake of V2

      read a few years ago on the official website German space agency about the first astronaut launched into space in February 45th, right now this info was deleted.
      1. smile
        smile 14 May 2014 13: 14
        +2
        290980
        They deleted it because it was an elementary lie, undermining the authority of this space agency ... :)))
      2. Saburo
        Saburo 14 May 2014 22: 54
        0
        Probably you mean the two-stage A-9 / A-10 ICBM that the Germans planned to launch in the United States. She really, in theory, was supposed to make a suborbital flight with an astronaut pilot on board. But the problem is that almost no data about the rocket has been preserved, so the information about it varies, starting from the fact that even the sketch was not completed, ending with the fact that a test suborbital flight of the first stage with the pilot was made.
    3. vkrav
      vkrav 14 May 2014 13: 22
      0
      Yes, the japs ​​had Yokosuka MXY7 Ohka guided missile planes ... It was quite a kamikaze motorcycle, but the Americans, along with the carriers, were wetting them, even before the squad ...
  2. svp67
    svp67 14 May 2014 11: 58
    +2
    A gloomy German genius ... It’s interesting, having so many developments on television and even partially using these achievements in the guidance heads of planning air bombs, they decided to use the pilots anyway ... The Japanese came to the same decision, creating their own rocket with a suicide pilot True, without the possibility of salvation ...
    1. vkrav
      vkrav 14 May 2014 19: 30
      0
      Yes, this is it, Oka (cherry blossom). It has nothing to do with the gloomy Teutonic genius, the Japanese had enough of it :). Plywood glider, a ton of ammonal, a rocket engine and a suicide hero (only 1 each). In short, a glider with a rocket booster.
  3. GRAY
    GRAY 14 May 2014 13: 00
    +1
    Interestingly, when leaving the cockpit, were there any chances that the pilot with his head forward would suck in the turbine?
    1. svp67
      svp67 14 May 2014 13: 58
      +1
      Quote: GRAY
      Interestingly, when leaving the cockpit, were there any chances that the pilot with his head forward would suck in the turbine?
      There were several options, when leaving up - the use of a spring or powder catapult or leaving down through the bottom of the cab ...
  4. Yarik
    Yarik 14 May 2014 18: 53
    0
    RAY Today, 13:00 New
    Interestingly, when leaving the cockpit, were there any chances that the pilot with his head forward would suck in the turbine?

    There is not a turbine, something like a diaphragm should open and close.
  5. Bosk
    Bosk 14 May 2014 19: 49
    0
    I read it and immediately remembered Amet Khan Sultan at the helm of the "Comet" - not in the subject of course, but I remembered ...
  6. Peacemaker
    Peacemaker 16 May 2014 08: 04
    0
    I am truly struck by the attitude to the human life that the Germans and Japanese had ... I remembered about guided torpedoes from kamikaze. Although ... who knows, enlighten whether there were similar projects in the USSR?
  7. Nikoha.2010
    Nikoha.2010 18 May 2014 11: 46
    0
    And yet war advances technology. Brains tense and at the exit tanks, planes and other military equipment. And by the way, not a little work! In our rear, under the open sky, they collected and made weapons, and all of Europe plowed for Germany, in tolerable conditions (not to be confused with the contraction camps). Without the war, Brown and Korolev would not be in a hurry, the Germans were great on the technical side, but the German punctuality broke about the "r.a.z.d.o.lb.a.y.s.t.v.o" of the Russians and hatred to the enemy! Don't take it literally! IMHO!

Fiezeler Fi.103 Reichenberg

Среди многих образцов вооружения, предложенных Luftwaffe для использования в последние 18 месяцев Второй мировой войны, был и пилотируемый вариант ракеты Fiezeler Fi.103R, более известной как V-1 (Fau-1) и широко использовавшейся против Британских островов. Этот вариант предназначался для использования против кораблей и хорошо защищенных наземных целей и получил кодовое обозначение "Рейхенберг" ("Reichenberg"). Его идею выдвинули известная немецкая летчица Ганна Рейч и гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени. Перед этим Рейч и гауптман Генрих Лянге предлагали использовать для уничтожения важных целей добровольцев-самоубийц. Хотя такая схема атаки вызвала мало поддержки, она в несколько измененном виде получила дополнительное развитие.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


Для этой роли рассматривались несколько возможных самолетов, и Fi.103R был первоначально отклонен в пользу лёгкого бомбардировщика Ме.328, который, в свою очередь, уступил истребителю Fw.190 с подвеской крупнокалиберной бомбы. Предполагалось, что пилот, направив самолет на цель, должен был выпрыгнуть с парашютом. Тем временем была сформирована специальная часть 5./КG.200 во главе с гауптманном Лянге. Ее целью было исследование нестандартных методов атаки защищенных целей, но неофициальное название "Леонидос штафель" — в честь героя Фермопил царя Спарты Леонидоса — ясно указывало на ее назначение.


Испытания проводились с Fw.190, несущим различные бомбы. Вскоре было установлено, что шансы тяжело нагруженного истребителя пробиться через заслоны перехватчиков союзников крайне малы. Немецкий планерный институт (ДФС) в Аинринге получил задание создать пилотируемый вариант ракеты. Командование войск СС поддержало эту идею, предложив использовать пилотируемый самолет-снаряд также для бомбардировки индустриальных комплексов Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районов, расположенных за Уралом. Известный специалист по диверсиям О. Скорцени даже отдал приказ набрать и подготовить 250 летчиков-смертников для этих самолетов-снарядов. Учитывая высокие ставки на данный проект, всего за 14 дней после начала работ были изготовлены учебный и боевой варианты ракеты и начаты испытания. Одновременно под Данненбургом была подготовлена линия по переделке Fi.103R.

Первые летные испытания были проведены в сентябре 1944 года. Самолет был запущен в безмоторный полет с борта бомбардировщика Hе.111, но разбился после потери управления из-за случайного сброса фонаря кабины. Второй полет на следующий день также закончился потерей самолета. Третий полет с пилотом Рейч оказался более успешным, хотя Fi.103R и получил повреждения при ударе о Hе.111 в момент отцепки. В следующем полете из-за потери песочного балласта самолет разбился, а Ганна Рейч чудом уцелела среди обломков. Позже немецкая пропаганда утверждала, что флюг-капитан Рейч была серьезно ранена при испытании Fi.103R, хотя на самом деле она получила ранения раньше при испытаниях истребителя-перехватчика Ме.163b, когда взлетная тележка не отделилась, и Рейч совершила посадку на нее. В конце концов, было обнаружено, что вызванная работой двигателя вибрация конструкции самолета приводила к разрушению одного из элементов системы управления.

Всего по программе "Рейхенберг" были созданы четыре пилотируемых варианта Fi.103R, в том числе три учебных. Это были "Рейхенберг-I" — одноместный вариант с посадочной лыжей, "Рейхенберг-II" — со второй кабиной на месте боеголовки, "Рейхенберг-III" — одноместный вариант с посадочной лыжей, закрылками, импульсным двигателем Argus Аs.014 и балластом на месте боеголовки.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


В принципе, самолеты всех четырех модификаций имели одинаковую конструкцию, которая в значительной степени была заимствована у Fau-1: моноплан со свободнонесущим среднерасположенным крылом, сигарообразным фюзеляжем и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж был построен почти целиком из малоуглеродистой стали, а съемные крылья имели деревянную конструкцию, они монтировались на основных лонжеронах из стальных труб непосредственно перед подвеской самолета-снаряда под крылом бомбардировщика Не.111. Двигателем служил пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Argus, который развивал тягу порядка 226 кг при скорости полета 640 км/час. Этот двигатель представлял собой трубу из малоуглеродистой стали длиной 3,48 м с максимальным диаметром немногим более 546 мм. Диаметр сопла равнялся 40 см, толщина применявшейся при его изготовлении стали составляла 2,5 мм. Вес двигателя не превышал 163 кг.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


Боевой вариант — "Рейхенберг-IV" был простейшей переделкой стандартной ракеты. Сама Fi.103R делилась на шесть отсеков, включавших: магнитный компас, боеголовку в 850 кг аматола, топливный бак, два баллона со сжатым воздухом, автопилот, устройства контроля высоты и дальности полета и сервоприводы рулей. Переоборудование в "Рейхенберг-IV" включало установку небольшой кабины перед воздухозаборником двигателя. На приборной доске были прицел, часы, указатель скорости, альтиметр, авиагоризонт, гирокомпас на стойке, прикрепленной к полу, с трехфазным преобразователем и небольшой 24-вольтовой батареей. Управление — обычная ручка и педали. Сиденье из фанеры с мягким заголовником. Фонарь открывался направо, имел бронированное лобовое стекло и метки, указывающие угол пикирования. Кабина занимала бывший отсек с баллонами сжатого воздуха. "Рейхенберг-IV" нес только один такой баллон. Он располагался на месте бывшего автопилота. Всю заднюю часть крыла занимал элерон.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


"Рейхенберг" должен был доставляться к цели под крылом Hе.111 на манер беспилотных Fi.103R, которыми КG.53 обстреливала Лондон. Связь между пилотами ракеты и носителя осуществлялась через четырехжилькый кабель, присоединяемый перед кабиной. Теоретически после наведения на цель пилот должен был сбросить фонарь и выброситься с парашютом, но его шансы уцелеть оценивались как один из ста. Чтобы сбросить фонарь, нужно было использовать ручку на левой стороне кабины. Фонарь кабины, прежде чем мог отсоединиться, должен был быть повернут на 45º, что сделать на скорости 780-850 км/ч было почти невозможно. Подготовка инструкторов для "Рейхенбергов" уже началась, и хотя посадка на них требовала завидного мастерства, безмоторные машины особых проблем не предоставили. Было решено, что 5./КG.200 готова применить "Рейхенберги-IV".

В целом испытания и доводка самолета-снаряда явно затянулись, а когда союзные войска высадились со своих десантных судов и кораблей на побережье Нормандии, стало ясно, что время для применения "Райхенбергов" упущено. Тем не менее, из построенных примерно 175 самолетов-снарядов этого типа 50 машин было передано на вооружение выполнявшей специальные операции эскадры Luftwaffe КG.200, где они образовали 5-ю эскадрилью. Какие-либо сведения о боевых действиях этой эскадрильи отсутствуют.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


По окончании войны значительное количество самолетов-снарядов Fau-1 и Fi.103R попали в руки как советских частей, так и войск союзников.

Fi.103R-IV
Размах крыла, м 5.72
Длина, м 8.00
Высота, м 1.82
Масса нормальная взлетная, кг 2250
Тип двигателя ВРД Argus As.014
Тяга двигателя, кгс 1 х 350
Максимальная скорость, км/ч 800
Крейсерская скорость, км/ч 650
Практический потолок, м 2500
Практическая дальность, км 330
Продолжительность полета, мин 32
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 850-кг боеголовка

Источники:
http://pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/197-fi-103r
http://www.airwar.ru/enc/aww2/fi103.html
http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/2442-fieseler-fi103r-reichenberg/
http://en.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_103R_Reichenberg
Автор: НИВХ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. spech 14 мая 2014 11:08
    Где-то читал, что они и в переделку V2 хотели камикадзе посадить.
    1. bigELDAK 14 мая 2014 11:54
      на сайте альтернативная история(06.05.2014)
      http://alternathistory.org.ua/opytnyi-udarnyi-samolet-fi103-reichenberg-germaniy
      a

      bigELDAK
      1. bigELDAK 14 мая 2014 12:00
        Предлагаю скачать и прочитать про куда более ЭКЗОТИЧЕСКИЕ аппараты фаш.Германии
        http://civilavia.info/?p=1858
        bigELDAK
    2. 290980 14 мая 2014 12:30
      Где-то читал, что они и в переделку V2 хотели камикадзе посадить

      несколько лет назад читал на официальном сайте немецкого космического агенства о первом космонавте запущенным в космос в феврале 45ого, щас эту инфу удалили.
      1. smile 14 мая 2014 13:14
        290980
        Удалили потому, что это элементарное вранье, подрывающее авторитет этого космического агентства...:)))
      2. Saburo 14 мая 2014 22:54
        Наверное вы имейте ввиду двухступенчатую МБР А-9/А-10 которую немцы планировали запустить по США. Она действительно, в теории, должна была совершить суборбитальный полёт с пилотом-астронавтом на борту. Но проблема в том что почти никаких данных о ракете не сохранилось, так что информация о ней разнится, начиная от того что не был завершен даже эскиз, кончая тем что был произведён тестовый суборбитальный полёт первой ступени с пилотом.
    3. vkrav 14 мая 2014 13:22
      Да были у джапов управляемые самолеты-снаряды Yokosuka MXY7 Ohka...Вполне себе мотоцикл для камикадзе,но американцы их вместе с носителями мочили,еще до отделения...
      vkrav
  2. svp67 14 мая 2014 11:58
    Сумрачный немецкий гений... Вот интересно,имея столько наработок по телевидению и даже частично уже используя эти наработки в головках наведения планирующих авиабомб, они всё равно решили использовать пилотов ... К такому же решению пришли и японцы, создав свою ракету с пилотом смертником, правда без возможности спасения...
    1. vkrav 14 мая 2014 19:30
      Да это она и есть,Ока(цветок вишни).К сумрачному тевтонскому гению никакого отношения не имеет,у японцев своего хватало:).Фанерный планер,тонна аммонала,ракетный двигатель и герой-самоубийца(всего по 1 шт).Короче,планер с ракетным ускорителем.
      vkrav
  3. GRAY 14 мая 2014 13:00
    Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?
    1. svp67 14 мая 2014 13:58
      Цитата: GRAY
      Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?
      Там предполагалось несколько вариантов, при покидании вверх - использование пружинной или пороховой катапульты или же покидание вниз, через дно кабины...
  4. Yarik 14 мая 2014 18:53
    RAY Сегодня, 13:00 Новый
    Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?

    Там не турбина, что-то вроде диафрагмы д.б.Открывается-закрывается.
  5. Bosk 14 мая 2014 19:49
    Прочитал и сразу вспомнился Амет-хан Султан за штурвалом "Кометы"-не в тему конечно но вспомнился...
  6. Миротворец 16 мая 2014 08:04
    Меня искренне поражает отношение к человеческой жизни которая была у немцев и японцев... Вспомнил про управляемые торпеды с камикадзе. Хотя... кто знает, просветите, были ли подобные проекты в СССР?
  7. Nikoha.2010 18 мая 2014 11:46
    И всё-таки война продвигает технологии. Мозги напрягаются и на выходе танки, самолёты и прочая военная техника. И кстати не малым трудом! У нас в тылу, под открытым небом собирали и изготавливали оружие, а на Германию вся Европа пахала, в сносных условиях (не путать с контрационными лагерями). Без войны не спешили бы Браун с Королёвым, немцы с технической стороны молодцы, но немецкая пунктуальность разбилась об "р.а.з.д.о.л.б.а.й.с.т.в.о" русских и ненависть к врагу! Не принимайте буквально!ИМХО!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня