Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Разбой и безнаказанность

Разбой и безнаказанность


Как морским разбойникам Франции, Англии и Китая удавалось занимать государственные должности и содержать публичные дома
12 мая 1694 года англичане захватили фрегат французского корсара Рене Дюге-Труэна, а оставшихся после многочасового боя членов экипажа взяли в плен и отвезли в Плимутскую тюрьму. В отличие от пиратов, корсары имели официальное разрешение властей своей страны нападать на корабли иностранных государств, но и те, и другие занимались морским разбоем. «Русская планета» рассказывает о людях, заработавших себе славу на морских просторах.

Рене Дюге-Труэн


Рене Дюге-Труэн родился в 1673 году в Бретани, в городе Сен-Мало. Его отец, богатый судовладелец, готовил для сына будущее священника, однако мальчика с детства тянуло к морю. После смерти отца Дюге-Труэн бросил прежние занятия и сбежал в Париж, где благополучно проматывал свое наследство. Однажды родители возлюбленной его друга захотели отдать свою дочь в жены другому, и Дюге-Труэн заколол конкурента на дуэли. Семья Дюге-Труэнов поняла, что с сумасбродным наследником надо что-то делать, и старший брат юноши определил его добровольцем на корсарский корабль «Тринитэ». Через два года 19-летнему Дюге-Труэну доверили командование судном «Даникан», на борту которого находилось 14 пушек.

Разбой и безнаказанность

Рене Дюге-Труэн. Фото: wikipedia.org


В то время Франция воевала с Аугсбургской лигой. Дюге-Труэну сопутствовала удача, и он захватил немало кораблей противника. В 1692 году король Франции назначил юношу капитаном сорокапушечного судна, на котором Дюге-Труэн курсировал у берегов Ирландии, встречаясь с английскими и голландскими кораблями. Молодой капитан оправдал возложенные на него надежды: он уничтожил четыре английских корабля и захватил два торговых судна с ценным грузом. В 21 год не потерпевший ни одного поражения корсар командовал уже пятью кораблями.

Неудача настигла его в мае 1694 года. Фрегат «Дилижанс», которым командовал Дюге-Труэн, оказался в окружении шести военных английских кораблей, и раненый капитан был вынужден сдаться в плен. В Плимутской тюрьме к нему относились лучше, чем к обычным узникам: корсары, в отличие от пиратов, имели шансы избежать виселицы и быть обмененными на военнопленных. Кроме того, достойно сражавшегося противника полагалось уважать. За время своего заключения Дюге-Труэн успел завести немало знакомств. Среди них была местная рыночная торговка, влюбленная во французского беженца. Пленный капитан пообещал устроить им свидание и сбежал, как только вышел за пределы тюрьмы. Уже 16 июня Дюге-Труэн с несколькими товарищами возвращался во Францию на заранее купленном для побега судне.

В 1696 году Дюге-Труэн был официально принят в королевский флот в чине капитана. До окончания войны он продолжал захватывать и грабить английские суда, а затем на несколько лет отошел от дел. Услуги прославленного корсара снова понадобились, когда началась война за испанское наследство. К 1709 году на счету Дюге-Труэна было 16 боевых кораблей и 300 торговых.

В 1710 году судовладельческое дело семьи Дюге-Труэнов оказалось на грани банкротства из-за неудачной кампании по захвату португальских кораблей. Тогда корсар и его старший брат предложили министру Морского флота проект захвата Рио-де-Жанейро, чтобы получить с города выкуп. Людовик XIV дал свое согласие, и в июне следующего года из разных портов Франции вышли 17 кораблей, на которых в общей сложности находилось 738 пушек и больше шести тысяч членов экипажа. В сентябре Рио-де-Жанейро был захвачен. Сначала губернатор города отказывался платить, но буканьеры вынудили его уступить. Французы возвратились домой с добычей стоимостью 4 миллиона фунтов.

В дальнейшем Дюге-Труэн командовал флотом в различных городах Франции, без боя заставляя средиземноморских пиратов принимать условия своего правительства. Он умер в 63 года в звании генерала-лейтенанта флота, оставив после себя мемуары, которые были опубликованы в 1740 году.

Генри Морган

Подлинные факты биографии многих вошедших в историю пиратов бывает трудно установить, поскольку их жизнь часто окутана тайной и со временем обрастает легендами. Одним из источников информации о буканьерах служит книга Александра Оливье Эксквемелина «Пираты Америки», впервые изданная в 1678 на нидерландском языке. Происхождение и биография автора этого труда до сих пор точно не установлены. Кроме того, выполненные в XVII веке переводы на другие европейские языки сильно отличаются друг от друга и даже содержат новые подробности. Немецкое издание 1679 года окрестило автора А. О. Нюрнбергом, в переиздании 1803 года он стал носить имя Йозеф. На английском языке «Пираты Америки» были изданы в 1684 году.

Разбой и безнаказанность

Генри Морган. Фото: wikipedia.org


Благодаря Эксквемелину слава самого знаменитого пирата Карибского моря досталась англичанину Генри Моргану, с которым он вместе участвовал в разбоях. Когда пират прочел англоязычную версию своей биографии, он был страшно возмущен и подал на издателей Уильяма Крука и Томаса Мальтуса в суд за клевету. В 1685 году они были приговорены к выплате компенсации и исправлению недостоверных фактов.

Генри Морган родился в семье уэльсского землевладельца в 1635 году. Он не хотел продолжать дело отца и нанялся на корабль, который шел на Барбадос. Согласно Эксквемелину, когда судно пришло в пункт назначения, «Моргана, по английскому обычаю, продали в рабство», однако сам пират этот факт отрицал. Через три года, когда Морган якобы отработал свою переправу через Атлантический океан, он перебрался на Ямайку и быстро сошелся с пиратами. Награбив немного денег, он скинулся со своими новыми друзьями на небольшой корабль и был избран его капитаном.

Первая же экспедиция принесла Моргану славу успешного разбойника, и старый пират Мансфельд взял его в поход в качестве вице-адмирала. Когда Мансфельд погиб, Морган собрал флотилию из 12 кораблей и отправился на Кубу. Пираты захватили город Эль-Пуэрто-дель-Принсипе и разграбили его, после чего стали требовать с населявших его испанцев выкуп. Чтобы спасти свой город от поджога, местным жителям пришлось отдать захватчикам 500 голов скота.

Во время одной из вылазок за наживой Морган встретился в открытом море с капитанами пиратских кораблей, чтобы обсудить свои дальнейшие планы, после чего все выпили за здоровье короля и открыли стрельбу. Одна из пуль случайно попала в пороховой погреб корабля, и почти 30 человек погибли при взрыве. Английские пираты решили обвинить во всем французов, которые якобы вошли в сговор с испанцами, а через восемь дней тела погибших выловили, чтобы снять с них одежду и отрубить пальцы с золотыми кольцами.

В январе 1671 года Морган с отрядом в 1,2 тысячи человек отправился в поход на Панаму. В городе их встретили стрельбой из пушек, но пираты все равно захватили его, перебили всех, кто оказывал сопротивление, разграбили и сожгли. Через три недели, опустошив все окрестности как на суше, так и на воде, флибустьеры покинули город, нагрузив золотом, серебром и драгоценностями почти 60 мулов.

Морган не знал, что еще в июле 1670 года Англия и Испания подписали договор, призванный остановить нападения флибустьеров на испанские корабли. Когда в Испании узнали о сгоревшей Панаме, все пришли в страшное расстройство. Вину возложили на губернатора Ямайки Томаса Модифорда, которого выслали в Англию и посадили в Тауэр. Морган был доставлен на родину в 1672 году, однако, поскольку он действовал в интересах властей, его вину не признали. В конце 1674 года обоих отправили обратно на Ямайку, Модифорда — в качестве главного судьи, а посвященного в рыцари Моргана — вице-губернатором. Бывший флибустьер занимал эту должность в течение 14 лет, пока не скончался от туберкулеза и цирроза печени.

Чжэн Ши

Пиратами становились не только мужчины. Еще в XII веке датский историк Саксон Грамматик в труде «Деяния данов» упоминал некую скандинавскую принцессу Альвиду, которая не хотела выходить замуж за нелюбимого и стала морской разбойницей.

Существуют предания и легенды о многих женщинах-пиратах, среди них «гроза Южного Китая» Чжэн Ши (Чен И Сяо). О ранних годах ее жизни практически ничего не известно, включая ее настоящее имя и точную дату рождения. До того как в ее жизни появились пираты, она работала проституткой в китайском городе Кантон (ныне — Гуанчжоу).

Разбой и безнаказанность

Чжэн Ши. Фото: wikipedia.org


В 1801 году, когда Чжэн Ши было 16 лет, она вышла замуж за знаменитого китайского пирата Чжэн И, который то ли силой забрал ее на корабль, то ли пообещал совместное командование разбойничьим флотом, чтобы добиться от девушки согласия на брак. Чжэн И тогда занимался созданием коалиции всех пиратов Кантона. К 1804 году его объединенный флот Красного Флага был одним из самых могущественных в Китае.

В ноябре 1807 года супруг Чжэн Ши умер. По одной версии он погиб во Вьетнаме, по другой — утонул во время шторма. Вдове было необходимо каким-то образом показать экипажу доставшихся ей 400 кораблей, кто теперь главный, и она решила заручиться поддержкой самых влиятельных членов семьи покойного мужа: его приемного сына Чжана Бао и двоюродного племенника Чжена Ци. Чжан Бао был сыном рыбака, которого Чжэн И похитил из вьетнамской деревни, когда мальчику было 15 лет. Юноша быстро втянулся в пиратское дело и стремительно завоевывал все больший авторитет среди подчиненных своего отчима. Чжэн Ши был нужен помощник в командовании флотом Красного флага, который одновременно оставался бы ей верен и пользовался уважением рядовых пиратов, и Чжан Бао оказался идеальной кандидатурой. Чтобы лишний раз не рисковать, вдова скрепила партнерство, став любовницей своего пасынка.

Удостоверившись в том, что отныне ее власть неоспорима, Чжэн Ши занялась дисциплиной среди своих подчиненных. Пирату, который посмел самовольно сойти на берег, отрезали ухо. За повторную самовольную отлучку грозила смертная казнь. Под страхом смерти запрещалось грабить дружественные пиратам деревни, без спроса прикасаться к содержимому хранилища и насиловать пленных женщин. Пирата, который вступал в интимную связь с пленницей по ее собственному согласию, обезглавливали, а его пассию бросали за борт с привязанными к ногам пушечными ядрами.

Чжэн Ши за несколько лет увеличила число своих приспешников до 70–80 тысяч и расширила флот почти до двух тысяч судов, в то время как китайский императорский флот к 1808 году потерял в схватке с пиратами 63 судна. Китайское правительство отчаялось справиться с королевой морских разбойников и в 1810 году предложило амнистию всему ее пиратскому войску в обмен на мир. Чжэн Ши использовала предоставленную возможность как нельзя лучше: только 400 из десятков тысяч ее соратников понесли наказания, остальным разрешалось оставить себе все награбленное, многим из них предложили военные должности, а Чжан Бао занял приличный государственный пост. Чжэн Ши официально вышла за него замуж и родила сына, а после смерти второго мужа уехала в родной город, где открыла публичный дом и казино. «Гроза Южного Китая» прожила остаток жизни в богатстве и спокойствии, стала бабушкой и умерла в 60 лет.
Автор: Ольга Кузьменко
Первоисточник: http://rusplt.ru/sub/ratings/piraty-9763.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Гигант мысли 15 мая 2014 15:29
    Смысл разбоя остался тот же, что и был в стародавние времена. Но сейчас он переместился в уютные кабинеты правительственных чиновников англосаксов, которые ничуть не смущаясь отдают разбойничьи приказы. Прикрытием этих разбойничьих действий, чтобы они выглядели цивильно, занимается армада прикормленных СМИ.
  2. mrDimkaP 15 мая 2014 15:32
    В отличие от пиратов, корсары имели официальное разрешение властей своей страны нападать на корабли иностранных государств

    Это каперы.

    Из всех морских европейских держав не пиратствовали только испанцы.
    1. mamont5 15 мая 2014 16:00
      Цитата: mrDimkaP
      В отличие от пиратов, корсары имели официальное разрешение властей своей страны нападать на корабли иностранных государств

      Это каперы.


      Каперы и корсары одно и то же. Капер термин более ранний, корсар появился позднее.
  3. Роман1970 15 мая 2014 15:38
    Автор не написал о Магрибских пиратах. Их вотчиной было средиземноморское побережье Африки. Головорезы были те ещё...А вообще, в те времена тяжелее всего пришлось Мальте...Но разбой тогда и разбой сейчас сильно отличается. За одно и то же деяние "тогда" - вас бы повесили, а "сейчас" - назначат общественные работы...
  4. XYZ 15 мая 2014 15:44
    Сейчас все происходит в более цивилизованной и пристойной форме. Но задачи и цели абсолютно идентичны! Правда в последние годы, похоже наметился возврат к старым методам "работы". Регресс налицо.
    XYZ
  5. mig31 15 мая 2014 15:53
    История любого государства говорит о многом об этом государстве,возьмите к примеру ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ,ГОРДОСТЬ РАСПИРАЕТ!!!,о других знаю, но говорить не стану, НЕ.ДО.РО.С.ЛИ....
  6. kot28.ru 15 мая 2014 16:38
    А чем США и наглосаксы не пираты-чуть что то зона национальных интересов и демократизация с помощью НАТО! am При этом заявляя что они-исключительная нация-а это попахивает фашизмом! am
  7. Орк-78 15 мая 2014 23:45
    Когда-то читал Архенгольца...
    Орк-78

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня