Финляндия в союзе с Антантой против России. Первая советско-финская война. Часть 2

После провала наступления на Петрозаводск и Олонец, крахом закончились и все планы Маннергейма по организации похода на Петроград через Карельский перешеек. На захват северной столицы России дал согласие Юденич, и «Временное правительство Северной области», действовавшее в Архангельске. Однако противниками похода финской армии на Петроград выступили финский парламент и британское правительство. Финские парламентарии считали, что поход на Петроград не оправдает себя с финансовой точки зрения. А британцы просто просчитали события на несколько шагов вперед. Они уже хорошо изучили большевиков, имея большой опыт общения с ними. В том, что финскую армию разобьют, в Лондоне не сомневались. К тому же нападение финнов на Петроград могло разозлить русских. Отбросив финнов от Петрограда, Красная Армия могла и пересечь финскую границу, а дальше ситуация могла выйти из под контроля. Большевики могли восстановить Красную Финляндию. Это не устраивало Лондон.

Необходимо отметить, что Карельский перешеек защищали лучшие части советской 7-й армии. Здесь же было сосредоточено большее число орудий 7-й армии – 119 орудий из 170 имеющихся. К тому же Красную Армию поддерживала корабельная артиллерия Балтийского флота. Флот не мог воевать в открытом море, но был мощной опорой для сухопутных войск. Серьёзную силу представляла и Кронштадтская крепость с её 305-мм, 254-мм, 203-мм и 152-мм орудиями. С учётом развитой железнодорожной сети в районе Петрограда, который был плотно связан с Москвой, при необходимости на Карельский перешеек можно было перебросить и резервы из Центральной России. Поэтому финский поход на Петроград так и не состоялся. 25 июля 1919 года Маннергейм проиграл президентские выборы и в очередной раз уехал из Финляндии.

Однако британцы активизировали помощь Финляндии по морской линии. К лету 1919 года британские силы в Финском заливе были увеличены до трех легких крейсеров, восьми эсминцев и пяти подводных лодок. К тому же британцы стали применять малые торпедные катера. Они были доставлены на грузовых пароходах в Швецию, а оттуда в Або и Хельсинки. Часть экипажей катеров приехала в Финляндию в качестве коммерсантов, часть – в виде яхтсменов. Уже в июне 1919 года английские торпедные катера совершили 13 набегов на Петроград. В ночь с 17 на 18 июня английский торпедный катер, из отряда катеров А. Эгара, торпедной атакой потопил русский бронепалубный крейсер «Олег» (последний из крейсеров типа «Богатырь»).


Кроме того, летом 1919 года начались разведывательные и боевые полеты английских и финских самолетов в районе Петрограда. В конце июня – начале июля британский флот были усилен четырьмя крейсерами, базой гидросамолетов (на 12 машин) и семью торпедными катерами. В июле 1919 года вражеские самолеты практически ежедневно летали над Кронштадтом и иногда наносили по нему бомбовые удары. Советская авиация отвечала налетами на острова восточной части Финского залива и финское побережье, пыталась атаковать вражеские суда, но без особого успеха.

С 1 августа 1919 года вражеские самолёты бомбили Кронштадт практически ежедневно. Базировались они на территории Финляндии. В ночь с 17 на 18 августа британские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадтской гавани (т. н. «Кронштадтская побудка»). В атаке участвовали восемь торпедных катеров, которые базировались в Биоркэ и Териоки. Чтобы отвлечь внимание русских, сначала Кронштадт атаковали английские самолеты. Они сбросили 100-фунтовые бомбы и открыли огонь из пулеметов по кораблям. Британские и финские гидропланы бомбили и обстреливали Кронштадт чуть ли не ежедневно и как по расписанию, утром или вечером, почти в одно и то же время. Поэтому кронштадтцы уже привыкли к этим налётам. К тому же аэропланы обычно сбрасывали бомбы с большой высоты и неприцельно, не принося особого вреда.

В 4 часа 20 минут в гавани стали рваться торпеды. Первым обнаружил противника стоявший на Малом Кронштадтском рейде сторожевой эсминец «Гавриил». Эсминец атаковал два быстроходных катера противника. Первым же залпом он накрыл противника: один катер был потоплен, другой отступил. Затем «Гавриил» заметил ещё несколько вражеских катеров. Сторожевик смог отогнать катера, которые пытались прорваться из-за Военного угла гавани. Однако шедшие от Военного угла вдоль стенки гавани ко входу в Среднюю гавань катера смогли прорваться. По ним «Гавриил» не мог стрелять, так как опасался попасть по своим кораблям, которые стояли за стенкой в гавани.

Один из двух английских катеров, который прорвался вдоль стенки в Среднюю гавань, двумя торпедами поразил крейсер «Память Азова». Крейсер был плавучей базой подводных лодок, но субмарины в ту ночь сменили место стоянки и не пострадали. Второй вражеский катер смог поразить линкор «Андрей Первозванный». Линкор получил попадание торпедой в носовую часть левого борта (в условиях послереволюционной разрухи корабль так и не восстановили и в 1924 году вывели из строя). Попутно катерные пулемётчики обстреляли суда стоящие у стенки гавани. Однако, не долго музыка играла. В 4 часа 25 минут оба эти катера при выходе из гавани были уничтожены эсминцем «Гавриил». Ещё один британский катер был поврежден огнем артиллерии и, чтобы он не попал в руки большевиков, англичане его взорвали.

Надо отметить, что эта атака, получившая неофициальное название «Кронштадтская побудка» (иногда это сражение называют «Английской побудкой»), произвела огромное впечатление на красных командиров. Преступное разгильдяйство балтийских «братишек» было быстро забыто, и малые торпедные катера, единственным достоинством которых была только их скорость, стали мечтой красных военморов. Уже в сентябре 1919 года Реввоенсовет Балтийского флота обратился в Реввоенсовет республики с просьбой срочно начать выпуск быстроходных катеров этого типа. Катера были весьма простой конструкции: два авиационных мотора, средняя скорость 40 узлов, при выходе в атаку катер мог развить и более высокую скорость. Вооружение было минимальным - две торпеды, пулеметы, корпус реданный (редан – «ступенька» на днище), который позволял глиссировать. В результате до Второй мировой войны в СССР строили аналогичные катера. Вторая мировая война показала, что они устарели: мореходность и дальность действия низкая, вооружение слабое. Эти катера не могли идти ни в какое сравнение с большими немецкими торпедными катерами.

В дальнейшем советская и англо-финская авиация продолжали обмениваться ударами. 31 августа русская подводная лодка «Пантера» утопила британский эскадренный миноносец «Виттория» постройки 1917 года. Это была первая крупная победа советских подводников. 4 сентября на русских минах погиб однотипный «Виттории» эсминец «Верулам».

28 сентября 1919 года перешла в наступление армия Юденича. Белые войска в ходе упорных боев заняли 12 октября Ямбург, а во второй половине октября - Лугу, Гатчину, Красное Село, Царское село и Павловск, вышли на ближние подступы к Петрограду (Пулковские высоты). Однако вскоре Красная Армия перешла в контрнаступление и к 1 декабря армия Юденича была разгромлена. Уцелевшие белые части отошли в Эстонию, где они были интернированы.

Белые терпели поражение в России, и Лондон потерял интерес к дальнейшему противостоянию в Балтике. В декабре 1919 года британский флот ушёл из Финского залива. Советская Россия и Эстония подписали перемирие. 2 февраля 1920 года в эстонском городе Тарту был подписан мирный договор между РСФСР и Эстонией. В феврале 1920 года Красная Армия покончила с белым «Временным правительством Северной области», которое сбежало за границу. В марте Красная Армия заняла Мурманск. 18 мая 1920 года Красная Армия заняла Ухту – столицу т. н. «Временного правительства Архангельской Карелии», которое признало только Финляндия.

Финляндия в союзе с Антантой против России. Первая советско-финская война. Часть 2

Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. «Потопление подводной лодкой Балтийского флота „Пантера“ английского эскадренного миноносца "Витториа"

Финляндия в союзе с Антантой против России. Первая советско-финская война. Часть 2 Тартуский мирный договор

С 10 по 14 июля 1920 г. в Тарту прошли мирные переговоры Советской России и Финляндии. Финское правительство требовало передать Финляндии Карелию. Понятно, что советская делегация отказала. Переговоры провалились. Боевые действия продолжились. 14-21 июля 1920 г. Красная Армия выбили последние финские отряды с карельской территории. У финнов осталось только две волости – Ребола и Поросозеро. После новых поражений финны стали сговорчивее. К тому же надежды на помощь белых и западных держав рухнули. Белые потерпели поражение, а западные державы сами не хотели воевать с Советской Россией. 14 октября 1920 года был подписан Тартуский мирный договор между РСФСР и Финляндией.

Согласно мирному соглашению к Финляндии на Севере отошла вся Печенгская волость (Петсамо), западная часть полуострова Рыбачий, и большая часть полуострова Средний. Все острова, к западу от ограничительной линии в Баренцевом море, также отошли финнам. Финские войска оставили Ребольскую и Поросозерскую волости, которые возвращались в состав советской Карелии. Морская граница между двумя государствами в Финском заливе была установлена от устья реки Сестры до Стирсуддена, затем она шла к острову Сейскари (Лесной) и острову Лавенсаари (Мощный) и, обойдя их с южной стороны, поворачивала к устью реки Наровы. В результате РСФСР была отрезана от выхода в международные воды Финского залива. Советско-финская граница на Карельском перешейке устанавливалась от Финского залива по реке Сестре и далее шла на север по старой административной границе Великого княжества Финляндского.

Кроме того, Финляндия и Россия приняли несколько решений военного характера, которые несколько снизили уровень милитаризации приграничных территорий. Так, финны провели демилитаризацию принадлежавших им островов в Финском заливе; пообещали разоружить форты Ино и Пумола на Карельском перешейке; не должны были возводить батареи, сектор обстрела которых выходил бы за границы территориальных вод Финляндии; не должны были держать в Северном Ледовитом океане подводный флот и авиацию, размер надводного флота был ограничен (15 кораблей водоизмещением не более 400 тонн каждое, число судов водоизмещением до 100 тонн не ограничивалось) и т.д. Оба государства обязались держать на Ладожском озере, и впадающих в него реках и каналах военные суда водоизмещением не более 100 тонн, вооруженных пушками калибром не более 47 мм.

Установленная договором граница в целом сохранилась до 1940 года. Московский мирный договор закрепил ряд уступок Финляндии в пользу СССР.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. smile 15 мая 2014 10:28
    Отличный цикл статей. Без излишней политизации и эмоций. Очень хотелось бы, чтобы цикл был продолжен - у нас слабо освещаются действия товарисчей финнов в период с 20х по 40е года, а это довольно активные действия по милитаризации страны, поиску союзников с целью совместного нападения на нас, активнейшие подрывные действия против нас, засылка диверсионных групп, в том числе и групп, сформированных РОВС, чье представительство было открыто в Финляндии в середине тридцатых.

    Кстати, все ,наверное, понят истерику в прибалтийских странах, связанную с тем, что по данным их СМИ Мистраль мог пойти служить в Балтику? Их умные журналюги даже всерьез обсуждали методику уничтожения корабля с помощью береговой артиллерии. :))) Так вот, эта болтовня выросла не на пустом месте - в 20-40х годах финны заключили с прибалтийскими странами ряд договоров о совместных действиях против нашего флота - фактически была объединена под единым командованием вся многочисленная мощнейшая береговая артиллерия, доставшаяся им от РИ, регулярно проводились совместные учения. И сил у них вполне хватило бы для того, чтобы запереть наш флот, и не допустить его выхода в Балтику.
  2. Добрый кот 15 мая 2014 11:07
    "вся многочисленная мощнейшая береговая артиллерия, доставшаяся им от РИ, " Вот ,блин, все же от нас получили, что за народцы такие неблагодарные, это очень мягко сказано
    1. smile 15 мая 2014 11:53
      Добрый кот
      Эх, если бы только артиллерия....В практически вся инфраструктура, в том числе многочисленные порты, форты, крепости,железные дороги, мощная промышленность, имевшиеся там на момент отторжения, построены были в Финляндии на русские средства русскими промышленниками. государством и в, большинстве своем, русскими людьми в интересах всей страны....в Прибалтике - то же самое, только, в отличие от Финляндии, они это еще и в значительной мере умудрились угробить с 20 по 40 год....а потом мы им опять все построили...а потом они опять все угробили - с 91 к нынешнему времени...что поделаешь, видать карма у них такая, сами, получается, могут лишь все прос...ть...:)))
  3. Turkir 15 мая 2014 11:13
    Очень интересно. Хорошо бы написать еще об Эстонии за тот же период времени.
    1. smile 15 мая 2014 11:57
      Turkir
      Если не читали, попробуйте глянуть книгу Широкорада "Прибалтийский фугас Петра Великого". Не могу сказать, что книга идеальна, и не все выводы мне нравятся, но там масса информации и ссылок на документы и монографии, в том числе и "вражеские"...:)))
      1. Turkir 15 мая 2014 16:43
        Мерси. Обязательно прочту.
  4. parus2nik 15 мая 2014 13:22
    Мда...вот так,ходишь,ходишь в школу, а потом бац, и вторая смена..И опять же везде видны уши Запада..без его поддержки и благо славления....много чего бы не было..
    parus2nik
  5. Dart_Veyder 19 июня 2014 10:20
    прочёл автору +
    Dart_Veyder

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня