Кремль заинтересовался самолетами Ил-96

72
Газета «Коммерсантъ» сообщает, что руководство ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» заявило о согласовании планов по производству 14 новых Ил-96 различных модификаций до 2024 года. Заказы на них поступили от различных государственных структур, а один из самолетов сделают специально для министра обороны Сергея Шойгу.

«На сегодняшний день согласованы и подписаны планы по производству новых самолетов Ил-96 различных версий для государственных заказчиков. Эти самолеты будут строиться у нас, на воронежском авиазаводе. Предполагается, что в период с 2014 по 2024 год всего будет произведено и передано заказчикам 14 бортов данного типа в пассажирских версиях с различными компоновками пассажирской кабины, а также в специальных вариантах», - сообщил генеральный директор ВАСО Сергей Юрасов.

По словам Юрасова, план по производству Ил-96 «достаточно амбициозный», но специалисты завода «тщательно, на всех уровнях проанализировали возможные риски». В настоящий момент «активно ведется набор персонала, в первую очередь основных производственных рабочих».
  • http://kommersant.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 мая 2014 10:05
    Хорошая новость, только вот удручают - сроки. 14 машин за 10 лет..
    1. +26
      16 мая 2014 10:12
      Кремль заинтересовался самолетами Ил-96


      что раньше не интересовались????
      все б.....Боинги закупали.....

      ИЛ-96,красавец!!!!
      жаль не дожил гл..конструктор ИЛа....


      1. +14
        16 мая 2014 10:16
        Тем более, если переработать проект, применить современную авионику, двигатели, материалы. Получится вообще шикарный самолёт, наверное будет даже вполне конкурентен (в плане топливной экономичности и стоимости лётного часа) с Боингом и Аэрбасом.
        1. +6
          16 мая 2014 10:21
          Удивительная новость...Как это заинтересовался?А что должно произойти,чтобы не заинтересовались в связи с событиями на украине и практическим развалом АНа?Контракты то сейчас будет ой как сложно заключать...
          1. +7
            16 мая 2014 10:27
            а один из самолетов сделают специально для министра обороны Сергея Шойгу.
            Шойгу нужно летать не на Ил-96, а на Ту-160, сделать пассажирскую модификацию и пусть летает.
            1. +4
              16 мая 2014 11:04
              Цитата: Canep
              Шойгу нужно летать не на Ил-96, а на Ту-160, сделать пассажирскую модификацию и пусть летает.

              Ага, и в комплекте, для НАТО, спроектировать крылатую "гуманитарную" ракету с увеличенным боевым снаряжением - чтобы не мучились....
        2. 0
          16 мая 2014 10:27
          Получится тогда уж точно не Ил-96, а другая какая то машина. Наверно хорошая. ) А может и нет. (
        3. +5
          16 мая 2014 12:16
          Цитата: N.O.M.A.D.E.
          Тем более, если переработать проект, применить современную авионику, двигатели, материалы. Получится вообще шикарный самолёт, наверное будет даже вполне конкурентен (в плане топливной экономичности и стоимости лётного часа) с Боингом и Аэрбасом.

          И самое главное четыре двигателя, а не два как у некоторых конкурентов. Более безопасно и планеры у нас всегда были надёжней и крепче.
          Я бы на месте государства заказывал бы их и покупал и в авиакомпании в лизинг и аренду бы сдавал и тем самым конкуренция иностранным самолётам и поднятие своей экономики. Своё ближе к телу. Вот вам и инвистиции в промышленность и рабочие места и уровень жизни и независимость. Долгосрочные проекты вполне нормально себя окупают тем более в наше время когда нестабильность во всём мире.
          Лучше бы нам санкции ввели на запрет продажи бу самолётов с Запада.
          А может нам самим инициативу проявить? Вот Обама то обрадуется.
        4. -1
          16 мая 2014 21:03
          Цитата: N.O.M.A.D.E.
          Тем более, если переработать проект, применить современную авионику, двигатели, материалы. Получится вообще шикарный самолёт, наверное будет даже вполне конкурентен...

          Самолету уже более 30 лет, он устарел, не лучше бы разработать какой нибудь новый "Ил-106" например? request
      2. +3
        16 мая 2014 10:26
        Кремль и раньше им интересовался- заказывал потихоньку для авиакомпании "Россия". Вот ещё денег подбросят.
      3. +3
        16 мая 2014 10:33
        Цитата: cosmos111
        что раньше не интересовались????
        все б.....Боинги закупали.....

        До сих пор пожинаем плоды политики дерьмократов 90-ых:чубаисов,абромовичей,гайдаров и т.д.Подумать только:березовский,возглавлял Совет Безопосности РФ.Упоминая при простых людях их имена,мы наблюдаем вспышки ненависти.
      4. +11
        16 мая 2014 10:43
        Цитата: cosmos111
        что раньше не интересовались????
        все б.....Боинги закупали.....

        Ну, для первых лиц "Боинги" никогда не закупали, на своем летали. А машина - песня! Модернизировать ее - и вперед. Только для нее объемы перевозок нужны приличные, это ведь не кукурузником по соседним полям коноплю опылять.
      5. +3
        16 мая 2014 10:59
        ....Хороший самолет....Даже по прошествии стольких лет...
      6. +1
        16 мая 2014 11:04
        г-н Ливанов не являлся главным конструктором ИЛ-96
    2. +6
      16 мая 2014 10:17
      Самолет серьезный, самый большой пассажирский, широкофюзеляжный, Российский...надо брать!
    3. +4
      16 мая 2014 10:25
      Если учесть, что проект давно гуляет на грани закрытия, то это просто чудесно для завода - все правительственные и военные Ил-62 заменят на Ил-96.
    4. +3
      16 мая 2014 11:04
      Вот кто как думает, но может стоит с китайцами скооперироваться. они вполне могут постановлять электронику и может какие другие комплектующие: салон, кресла и т.д. решаются несколько проблем.
      1. самолет получается более качественней и дешевле
      2. будет возможность попасть на рынок Китая с широкофюзеляжным самолетов( китайцы больше поддержать своего производителя чем аербас и боинг)
      3. Китайски рынок само больше развивающейся, посему будут большие заказы на самолеты данной размерность, если занят этот рынок- как большой удар по аербасу и боингу, в случае если китайцы сами начнут без кооперации "Илы" производить
      1. 0
        16 мая 2014 14:07
        Китайцы вряд ли вложатся по ряду причин. Во первых у них нет опыта производства современных машин, собственно как и сложной электроники. Второе. Внутренний рынок России и Китая будет закупать такие самолёты только из под палки - у нас нет ни современных двигателей, ни в общем то привычной в мировой практике авионики, ни системы обслуживания.
        Поэтому такую машину делать как коммерческий проект (а он будет стоить немало) можно будет только при помощи госфинансирования. А денег и так мало. Для узких же задач, таких как правительственные перевозки и платформа для военных вполне годится существующий Ил-96.
        1. 0
          19 мая 2014 05:20
          "У нас нет современных двигателей"
          У нас есть НК-93, которому не давали проходить испытания.
          1. 0
            19 мая 2014 05:27
            Это больше легенда чем правда.
        2. 0
          19 мая 2014 06:48
          китайцы копируют не плохо, вот будет им работа, а насчет движков все верно, российски не дотягивают до зарубежный по экономичности, технологичности, ремонтопригодности и т.д
  2. +6
    16 мая 2014 10:05
    14 бортов за 10 лет, это называется "сегодня работаем на расслабоне":-)
    1. +5
      16 мая 2014 10:12
      Так, ещё и подумал, что будут набирать сотрудников, обучать, налаживать линию, по всей видимости вводить изменения в проект (электроника, возможно частично в двигатели и планер..), заново налаживать связи с снежниками. На это, думаю, уйдёт, приличное время. Данная машина, давно уже не производилась. В итоге, после этого начнут и строить, как раз и выйдет примерно по 1,5 самолёта в год.
    2. +8
      16 мая 2014 10:23
      Цитата: saag
      14 бортов за 10 лет, это называется "сегодня работаем на расслабоне":-)

      Нужно быть реалистами .Больше при существующих мощностях и качестве работников не вытянуть.Но главное,под этот заказ можно будет и ПТУ заводское организовать,и рабочие места открыть,и проектировщикам подкинуть денег на работы...
      1. +3
        16 мая 2014 10:26
        Вот тут, согласен. Пока ещё не растеряли носителей опыта, работников прошлого поколения, то срочно необходимо обучать новое поколения в ПТУ и на заводах.
    3. +1
      16 мая 2014 11:02
      .....А ты как хотел??? Как Боинг по 6-8 щтук в год клепать??? Хорошо бы..Но интереса у авиаперевозчиков почему то не наблюдается...А зря..Хорошая машина...
  3. +1
    16 мая 2014 10:08
    Нам ли занимать опыта,вперед и с песней,если Родина требует..
  4. +9
    16 мая 2014 10:09
    Надо свою авиацию на крыло, а не кормить Боинг, Аеробус и.т.д.
    1. 0
      16 мая 2014 10:12
      Абсолютно верно! +100
  5. +1
    16 мая 2014 10:10
    ИЛ-96 Шойгу не жирновата будет, а если каждому министру по Ил-96, а замам по Ту-214?!
    1. +8
      16 мая 2014 10:14
      О предназначении данного борта, ничего не сказано. Возможно, он буде выполнять функции штабного борта управления. Думаю, вряд ли, он будет как VIP самолёт.., для транспортировки 5й точки.
      1. +1
        16 мая 2014 10:22
        "специально для министра обороны Сергея Шойгу!!!"
        почему тогда не написать для МО?
        МО его личное?


        http://www.newsru.com/russia/16may2014/il.html

        где в частности говорится " По данным "Коммерсанта", Минобороны планирует приобрести 11 самолетов, в том числе ЛИЧНО для главы ведомства Сергея Шойгу."
        1. +2
          16 мая 2014 10:24
          Ну писали то журналисты. Они и не такие пёрлы порой выдают.
          1. 0
            16 мая 2014 10:28
            Вопросы есть?) smile
            1. 0
              16 мая 2014 10:39
              ) Я и говорю, что писали журналисты - "Коммерсант". Они и не такое написать могут. Там же, не написано, для каких именно целей, данный самолёт.
              1. 0
                16 мая 2014 10:42
                Будем ждать оф. информации.
    2. +1
      16 мая 2014 10:28
      Ну так сейчас Ил-62, заменят на Ил-96. Всё как бы по рангу, но конечно великоват. Всё равно другого с такой же дальностью нет.
    3. +2
      16 мая 2014 10:44
      Не знаю, как БУДЕТ - но Шойгу, будучи министром МЧС, не летал на "своем" борту просто так - всегда возил что-то срочное, или кучу спецов с собой перебрасывал.
      Ну а при срочности - всегда найдется СУ-27УБМ с двухместной кабиной wink
  6. +1
    16 мая 2014 10:10
    Скорей всего, нужна подготовка персонала и оборудования для строительства этих самолетов.
  7. +3
    16 мая 2014 10:11
    Вот и ИЛ на крыло поднимается. Счастливого полета ему.
    1. 0
      16 мая 2014 10:28
      Он так уже давно поднимается. Заказы по самолёту в год, у него есть давно.
  8. 0
    16 мая 2014 10:14
    «активно ведется набор персонала, в первую очередь основных производственных рабочих».

    Новые рабочие места это радует..
  9. Dromac
    0
    16 мая 2014 10:16
    Это просто здорово! Надеюсь будут модернизированные борты. А потом может кто еще подтянется с желанием приобрести данный аппарат. По всякому это шаг вперед..
  10. +1
    16 мая 2014 10:19
    На ВАСО ещё 3 ил-96-400 (грузовая модификация) стоят пылятся.
    Интересно а можно ли заменить двигатели на новые движки от ил-476?
    1. 0
      16 мая 2014 10:34
      На Ил-96 и Ил-76МД-90 (Ил-476) используются одни и те же двигатели - ПС-90. Так что если заказать, то вполне можно отремонтировать. Впрочем кому они нужны - эти Ил-96-400? Хозяину точно нет.
      1. 0
        16 мая 2014 14:41
        Цитата: clidon
        Впрочем кому они нужны - эти Ил-96-400

        Чартыры во всевозможные места мира(Тайланд, Турция, Египет, Куба, доминика и тд.)
        и лично я только на них бы и летал(при условии, что сидения будут стоять по нормам СССРа!)сплошной бизнессклаСС!
        А То в Тайланд 6-8 часов на "батонах" и "арбузах", счастья НОЛЬ!
        1. 0
          16 мая 2014 14:55
          Это грузовики в общем то. Да и сиденья расставляют больше не страны и модификации лайнеров а заказы компаний.
    2. +2
      16 мая 2014 10:39
      так и так на Ил-476 стоят ПС-90А-76, на Ил-96 ПС-90А

      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%A1-90%D0%90-76
  11. +1
    16 мая 2014 10:20
    Отлично! Воронежу и области очень нужны доходы в виде налогов, рабочие места , а городу- метро!
    1. 0
      16 мая 2014 12:30
      Цитата: Надежда1960
      а городу- метро

      Метро вопрос спорный и проблематичный. Не всё так просто как кажется.
    2. 0
      16 мая 2014 12:42
      Метро в Воронеже не построить, а вот монорельсовые дороги нужно строить.
  12. +2
    16 мая 2014 10:23
    В этом деле главное- поддержать опытные кадры и передать опыт молодым. Хорошие спецы не должны луком на рынке торговать.
  13. +3
    16 мая 2014 10:24
    Самолёт был хорош ... просто двигателей под него соответствующих не было создано.

    Если сейчас модернизировать авионику ... добавить композитов в элементах планера (для снижения массы) и подобрать более экономичный двигатель с соответствующей тягой и ресурсом эксплуатации ... получится ещё более лучшая машина.
  14. +2
    16 мая 2014 10:30
    Так хочется своё летало, плавало(Ходило), ездило.
    То что 14 машин за 10 лет, так ведь всё разрушено.
    Сейчас набери персонал, обучи, наладь, поставь.
    Очень надеюсь что это начало а не конец.
  15. KononAV
    0
    16 мая 2014 10:44
    Ужасные цифры с такими темпами производства этому самолету никогда уже не встать на крыло. Будем надеяться МС-21/400 будут больше делать
    1. +2
      16 мая 2014 10:55
      МС-21 не конкурент ИЛ-96 по дальности полёта.
  16. +1
    16 мая 2014 10:45
    Главное что бы молодых заинтересовали. Парни развитые, только применение себе никак не найдут, зарплату на уровне, и меньше административных кадров, пожирающих фонд зарплаты. И не ставьте евреев во главе конструкторского бюро, вечно душат разработки, администраторы х..ы.
  17. +2
    16 мая 2014 10:46
    Кремль заинтересовался самолетами Ил-96

    Странно, что он не сделал этого раньше...
  18. +2
    16 мая 2014 10:46
    Правильное решение. Во-первых наше правительство должно летать на наших самолетах. Во-вторых, если мы не будет строить широкофюзеляжные самолёты, то через 3-4 года уже потеряем и квалификацию и поставщиков для такого типа лайнеров. Этого допускать нельзя. Вообще, конечно, надо новую модель, с 2-мя двигателями. Ну или пока модернизировать 96-й в части двигателей и систем управления, как это сделали с 76-м.
    1. +2
      16 мая 2014 12:32
      Цитата: wizarden
      Вообще, конечно, надо новую модель, с 2-мя двигателями.

      Не согласен - безопасность снижается. Лучше пусть четыре и фиг с ним что дороже, но безопасней.
      1. 0
        16 мая 2014 14:55
        С 4-мя авиакомпании не берут - не выгодно. А сделать чтобы 4 двигла работали экономичней 2-х не реально.
      2. 0
        16 мая 2014 15:53
        Давайте уж 6 движков делать, что уж там. ) Современные машины и на дух движках показывают чудеса надёжности.
  19. +1
    16 мая 2014 10:47
    Интересно было бы увидеть сравнение характеристик с конкурентами.
  20. +3
    16 мая 2014 11:14
    ил-96 не устраивают менеджмент аэрофлота,которому нравятся только американские самолеты, вообще все компании с государственным участием у нас, действуют независимо от государства, и ,так называемые, представители государства, учитывают любые интересы кроме государственных.
  21. +3
    16 мая 2014 11:17
    А почему у министра обороны такого великого государства не может быть служебного самолёта? Шойгу же не министр обороны Израиля,который летал по делам на рейсовых самолётах,как обычный пассажир,а сейчас министерство обороны закупает для него Боинг,а чем мы хуже Израиля?
  22. +2
    16 мая 2014 11:23
    Больше! Больше отечественной авиатехники!Разориться на лицензии для выпуска современных двигателей и вперёд! Покупать технологии а не готовую продукцию
    ИЛюшин, ТУполев, ЯКовлев - да у нас своих производителей хватает!
  23. dmitrij.blyuz
    +4
    16 мая 2014 11:29
    Ну наконец-то дождались!Я,уж,грешным делом тихо попрощался с мечтой о воспроизводстве 96-х.Новость- good
  24. +2
    16 мая 2014 11:30
    единственный доступный госструктурам дальнемагистральный широкофюзеляжник производства не стран нато. так что ничего удивительного в сохранении его в производственной программе нет.
  25. 0
    16 мая 2014 11:36
    крутые объемы спору нет..Напоминает концлагерь пайка чтоб не сдохли но не более того..Я понимаю что СССР мы не догоним, но 14 штук за 10 лет это крохи.
  26. +1
    16 мая 2014 12:44
    Отличный самолет, надежный и безопасный, жаль из-за всяких "эффективных менеджеров" не стал массовым.
    Нужно вводить пошлины и налоги на боинги и аеробусы, чтобы компании покупали Русские самолеты, Русская авиапромышленность должна развиваться.
    1. +1
      16 мая 2014 14:47
      Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолеты Ил–96 были собраны в первой половине 1990 годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил–96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

      В 2005–2006 годах три Ил–96–300 были поставлены на Кубу, в том числе один – для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил–96–300 – один для пассажирских, другой для VIP–перевозок. Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил–96–300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатежеспособностью компании.

      В 2009 году в авиакомпании Полет началась эксплуатация грузовых самолетов Ил–96–400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полет насчитывается три Ил–96–400Т с планом получением еще трех машин в 2010 году.

      Коммерческая эксплуатация самолета началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва–Нью–Йорк. Первое время самолет использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас–Пальмас, Нью–Йорк, Тель–Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос–Анджелес, Сан–Франциско, Сиэтл, Рио–де–Жанейро, Буэнос–Айрес, Сеул, Сан–Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.
      Летно–технические характеристики Ил–96
      1. 0
        16 мая 2014 16:07
        Согласно реестру в эксплуатации находятся
        8 машин в обслуживании российского правительства и 3 у кубинцев. Ещё один находится в распоряжении ОКБ Ильюшина.

        Компания "Полёт" вывела из эксплуатации грузовые машины этого типа летом 2013 го. "Аэрофлот" начал процесс списания своих Ил-96 в прошлом году и завершил их вывод из эксплуатации 30 марта этого года. Однако возможно на них найдётся ещё покупатели.
      2. 0
        16 мая 2014 22:11
        я в курсе, а так же в курсе как аэрофлот кинул производителя ил96, отказавшись от него, при этом получив скидки на пошлины. От самолета отказались, но снижением пошлин попользовались капитально. так же экипажам ил96 платили меньше чем экипажам иностранных самолётов.
        ИЛ96 по ряду показателей превосходит западные аналоги, он более безопасен и более стабилен в полёте.
        Пора вводить пошлины и налоги на боенги и аеробусы,
        чтобы компании покупали модернезированные ИЛ96,Ту204,Ту334 и прочие наши самолёты. хватит уже покупать иностранный хлам.
        1. 0
          17 мая 2014 00:37
          Ну насчёт более безопасен (а что такое стабилен) я бы не стал так уж однозначно говорить. Машина явно и весьма устарела. Причём денег на новый проект явно нет, а старый устроит военных. 11 машин из 14 пойдут именно им. Может перед Ил-96 раскроется перспектива заправщика и ВКП.
          1. 0
            17 мая 2014 10:37
            Летчики говорят, что там где боенги тресет как фиг знает что, ил96 летит "как по рельсам". Может быть он и староват, но если немного доработать его последнюю модификацию, он особо ничем уступать не будет, а салон для пассажиров можно сделать любой по заказу клиента.
            1. 0
              17 мая 2014 12:05
              Не знаю, что такое говорят лётчики, ни разу не слышал о каком то особой "устойчивости" Ил-86 и его "дальнобойного" собрата. Машина устарела уже во всех отношениях - и "борт" старый (да ещё и малоизвестный в мире), 4 не самых лучших двигателя (хотя нужно два мощных, но откуда ж их взять), устаревший планер с нулевым содержанием композитов. Одно соглашусь - салон на самом деле можно сделать любой.
              Всё это ставит крест (точнее уже давно поставило) на машине как коммерческой, даже если её "немного доработать", а на деле переделывать практически всё. Только палкой загонять всех перевозчиков будем? Палкой в капиталистическом государстве пользоваться стоит осторожно, можно всё переломать. Людей и завод жалко - вот поэтому заказы от военных у них будут с голоду не помрут. А пока заниматься "живыми" проектами, как тот же МС-21.
  27. +1
    16 мая 2014 12:47
    надо нагибать аэрофлот И т.П. чтобы -заказывали его!
    1. +1
      16 мая 2014 16:10
      Аэрофлот их только то списал. 4-х двигательные машины не выгодны.
  28. 0
    16 мая 2014 12:52
    хоть это бы сделали и то хорошо
    чего уж тут греха таить я думал уже похоронили 96- ой
  29. +1
    16 мая 2014 16:05
    Цитата: Cosmos1987
    ЛИЧНО для главы ведомства


    Вам жалко, что-ли ? Я лично - категорично ЗА наличие у министра обороны РФ личного борта!
    Не гондурас, чай - Россия...
  30. +1
    16 мая 2014 16:08
    Наши самолёты всегда были самыми лучшими, и то что их ругают (пассажирские), так это не КБ виновато, а был такой госзаказ. А теперь (видимо за хорошие откаты) накупили "Боингов" и прочий хлам, который вылетал все возможные ресурсы. У нас есть ИЛ, есть ТУ, вот их и нужно строить и использовать, а авиахлам-просто запретить закупать.
  31. +1
    16 мая 2014 16:43
    Неужели прозрели?Может и Тушками заинтересуется кремль?Сколько можно губить авиа промышленность всяким погосянам?
  32. +1
    16 мая 2014 17:03
    Ну наконец-то
  33. dmitrij.blyuz
    0
    16 мая 2014 17:58
    Это грузовики в общем то Э-э-э.Поподробней?Интересуйтесь иногда Авиацией.
  34. dmitrij.blyuz
    +1
    16 мая 2014 18:01
    Полетим? Ил-96.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»