"White Plan" - the first experience of blitzkrieg

The main method of the Third Reich war, due to the lack of resources and the fact that Germany began to form its military power relatively recently, due to the prohibitions of the Versailles Treaty, before 1933, its capabilities were limited, it was a "blitzkrieg".

The Wehrmacht tried to crush the main forces of the enemy with the first blow, by achieving maximum concentration of forces on the main thrusts. 3 April 1939, the original plan of the war with Poland, the plan "Weiss" - the White Plan, developed by the headquarters of the German Armed Forces, was sent to the commander of the ground forces, air force and navy. May 1 commanders were required to provide their views on the war with Poland. The term of the attack on the Polyakov was also named - 1 of September 1939 of the year. By April 11, the Supreme Command of the Armed Forces (OKV) developed the “Directive on the uniform preparation of the Armed Forces for the war on 1939-1940,” it was signed by Adolf Hitler.



The disposition of opposing forces on 31 August 1939 of the year and the Polish campaign 1939 of the year.

The basis of the White Plan was the plan for a “blitzkrieg” - the Polish armed forces intended to divide, surround and destroy with rapid, deep strikes. The armored units and the Luftwaffe were to play a big role in this. The main attacks were to be delivered by Army Group North from Pomerania and East Prussia and South from the territory of Moravia and Silesia, they were to defeat the main forces of the Polish Army west of the Vistula and Narev rivers. The German Navy had to block Polish bases from the sea, destroy the Polish Navy, and support ground forces.

The rout and seizure of Poland was planned not only to solve the problem of Danzig and unite the territories of the two parts of the Reich (East Prussia was an enclave), but also as a stage in the struggle for world domination, the most important step in the implementation of the Nazi "eastern program", the expansion of "living space" the Germans. So, 23 May 1939, at a meeting with the military, Hitler said: “Danzig is by no means the object for which everything is being done. For us it is about expanding the living space in the East and providing food, as well as solving the Baltic problem. ” That is, there was no talk only about defeating Poland and solving the problem of Danzig, there was no “Polish corridor”, from the very beginning they planned to deprive Poland of their statehood, they had a policy of genocide and plunder of resources in favor of Germany.

In addition, the territory of Poland was to be an important base for striking the Soviet Union. The defeat of Poland was to be the first step to prepare a strike against France.

"White Plan" - the first experience of blitzkrieg

Commander-in-Chief of the ground forces, Walter Brauchitsch.

Hitler and Brauchitsch on the October 5 parade of the year 1939.

The seizure of Czechoslovakia and Memel by Germany sharply complicated the military strategic position of Poland, the Wehrmacht was able to deliver strikes from the north and from the south. With the seizure of Czechoslovakia, he strengthened the Wehrmacht and its capabilities, seizing powerful Czech industry and quite a few weapons, technology.

The main problem for the military-political leadership of Germany was the need to avoid a war on two fronts - a strike by the French army from the west, with the assistance of England. In Berlin, it was believed that Paris and London would continue to follow the course of "appeasement", the Munich course. So, Halder, the chief of the ground forces general staff, wrote in his diary, Hitler is sure that Britain will threaten, stop trading for a while, maybe he will recall the ambassador, but he will not enter the war. This is confirmed by General C. Tippelskirch: "Despite the existing Franco-Polish alliance and the guarantees that England gave Poland at the end of March ... Hitler hoped that he managed to confine himself to a military conflict with Poland alone." Guderian: "Hitler and his foreign minister Ribbentrop were inclined to believe that the Western powers would not dare to start a war against Germany and therefore they have a free hand to realize their goals in Eastern Europe."

In principle, Hitler was right, Paris and London "saved face" by declaring war on Germany, but in reality they did nothing to help Poland - the so-called "strange war." And the opportunity was left to settle without a blood “war” between Germany and France, England.

Hitler also played on the anti-Soviet sentiments of the elites of France and England, presenting the attack on Poland as preparing a strike against the Union, hiding his next stage on the path to domination in Europe - the defeat of France. In addition, the quick, lightning defeat of Poland, was to prevent the actual engagement of the Anglo-French forces in the war with Germany. Therefore, to cover the western border of Germany, a minimum of manpower and equipment was allocated, without tanks. They deployed only 32 divisions, with 800 aircraft - Army Group "C", of which only 12 divisions were fully equipped, the rest sharply inferior in their combat capabilities. They could be used only for a positional war and then on secondary sites. These divisions were supposed to hold defenses on the border with a length of about 1390 km, with Holland, Belgium, Luxembourg, France, the fortified line "Siegfried" was still being built and could not be a reliable support.

By the beginning of the war in Poland, only France on the eastern border had 78 divisions, more than 17 thousand guns and mortars, about 2 thousand tanks (excluding light armored vehicles), 1400 airplanes of the first line and in reserve 1600 aircraft. In the early days, this grouping could be significantly strengthened. Plus support for the Navy and the Air Force of England.


German generals were aware of this and were very nervous, so Manstein wrote: “The risk taken by the German command was very great ... no doubt that the French army from the first day of the war was many times superior to the German forces operating on the Western front” .


German soldiers on the border of Poland.

The task of the crushing defeat of the Polish army, the maximum concentration of forces and means

The task of total defeat and destruction of the Polish troops was finally formulated by A. Hitler at a meeting with the supreme generals 22 of August 1939 of the year: “Purpose: The destruction of Poland, the elimination of its manpower. It is not about entering a frontier or a new frontier, but about destroying the enemy, to which one should unswervingly strive by any means ... The winner is never judged or asked ... ”. It begins with these words and the Directive on the plan of attack on Poland by the commander-in-chief of the ground forces, Colonel-General Brauchitsch: "The aim of the operation is the destruction of the Polish Armed Forces."

To this end, the Wehrmacht maximally concentrated its forces and means against Poland: all the best-prepared divisions, all tanks, 1 and 4 air fleets were directed against it. By 1 September 1939 divisions were concentrated in full combat readiness (a few more were in reserve - 54 divisions were deployed against the Poles): in Army Group North, 62 and 3 Army, in Army Group South, 4, 8 , 10-I army. The total number of invasion forces numbered 14 million, 1,6th. artillery shells, 6 aircraft and 2000 tanks. In addition, the Polish command eased the task to the Wehrmacht, dispersing its forces across the entire border, trying to cover the entire border, instead of trying to close the main directions of possible attacks tightly by concentrating on them the maximum possible number of forces and means.

Gerd von Rundstedt, commander of Army Group South, focused on: 21 infantry division, 4 tank, 2 motorized, 4 light, 3 mountain rifle divisions; in reserve still 9 divisions, more 1000 tanks. Army Group Commander North Theodor von Bock had 14 infantry divisions, 2 tank, 2 motorized, 1 cavalry brigade, in reserve 2 division. Both army groups struck in the general direction of Warsaw, the Vistula, the Army Group South was attacked by the 10-I army, the weaker 8-I and 14-I supported it with offensive actions. In the center of the Wehrmacht concentrated relatively small forces, they had to distract the enemy, misleading him, regarding the main directions of attack.


Gerd von Rundstedt, led by Army Group South.

As a result, the Wehrmacht managed to concentrate on the directions of the main attacks overwhelming superiority: 8-multiple in tanks, 4-multiple in field artillery, 7-multiple in anti-tank artillery. In addition, measures were successfully taken to disguise large forces, including mechanized ones.

Planned maximum rates of offensive armored and motorized divisions, they were attributed not to be distracted by the final destruction of the defeated Polish units, assigning this task, as well as covering the flanks and rear of the infantry divisions. They were supposed to prevent the Polish command from taking measures to mobilize, concentrate, regroup, and seize the most important economic areas intact. August 14 Hitler set the task of defeating Poland in the shortest possible time - 8-14 days, after which the main forces were to be released for possible actions on other fronts. 22 August Hitler declared: “A quick outcome of military actions is needed ... The main thing is speed. Persecution until the complete destruction. "

An important role in disrupting enemy mobilization measures was assigned to aviation, it had to strike at Polish mobilization centers, disrupt traffic on the railways, on the highway, prevent the Poles from concentrating the grouping of forces in the offensive zone of the 10 Army, in Western Galicia, west of the Vistula ; to disrupt the organization of defense activities in the offensive zone of the Army Group North at the turn of the Vistula Drevenz and on the Narew.

Destruction of the enemy by reach and surroundings: The White Plan was based on the idea of ​​a deep reach, encirclement, destruction of the main forces of the Polish armed forces west of the Vistula and Narev rivers. This plan was brought to life by a successful strategic position - the ability to deploy troops in the territory of the former Czechoslovakia. By the way, Slovakia also allocated a couple of divisions for the war with Poland. So their Poles have angered their territorial claims.

As a result, the Wehrmacht advanced by two flank groups that were far apart, almost completely abandoning major operations in the center.


Theodore von Bock, commander of Army Group North.

Diplomatic cover, disinformation measures

To be able to deliver the most sudden blow - Berlin hid its intentions even from its allies, Rome and Tokyo. At the same time secret negotiations were held with England, France, Poland, declarations of adherence to the idea of ​​peace were proclaimed, and even the party congress appointed for September was called the "congress of the world."

In order to intimidate the French to keep them from entering the war, Hitler pointedly visited the Siegfried Line at the end of July, although the command and Hitler knew that she was not ready to raise the hype on the radio in the media about its full readiness and inaccessibility. Even the photos of the “new” fortifications were still old fortifications - up to the 1933 year. Rumors were spreading about the concentration of large forces in the West. As a result, in Warsaw they "pecked" and believed "that if the war starts, the main forces of Germany will fight in the West, there will be auxiliary forces against it and that even they will be able to conduct an offensive operation against East Prussia.

Putting pressure on Warsaw about Danzig and the construction of the railway and highway in the “Polish corridor”, Berlin simultaneously talked about the general direction of the struggle - against the USSR, about a possible joint campaign to the East, the Poles were promised Ukraine and access to the Black Sea. Depriving Poland in such a way the only way to survive is to agree to the help of the USSR, which he had repeatedly offered, before the conclusion of the pact with Germany.

On the border with Poland, the construction of defensive structures was launched, putting the Poles on their guard. This was one of the largest and most costly measures to mislead Poland. Since the spring of 1939, the so-called “Eastern Shaft” was built and the pace of construction was quite high, entire Wehrmacht divisions participated in the construction. At the same time, the construction explained the high concentration of Wehrmacht forces on the border with Poland. The transfer of additional units to East Prussia was masked by preparations for the 25 anniversary celebration of the victory over the Russian army near Tannenberg in August 1914 of the year.


Polish prisoners of war in a temporary German camp in Poland, September 1939.

Even the latent mobilization began only on August 25, it was considered that the available forces would suffice and therefore the full deployment of all forces could be neglected. Therefore, it was decided to temporarily refrain from creating an army reserve. Territorial divisions of Landwehr. Aviation deployment was planned only on the very first day of the war.

As a result, even before the official mobilization, Berlin was able to transfer and deploy for the invasion 35% military ground forces, 85% tank, 100% motorized and light divisions, only 63% allocated to the war with Poland. In the first operations against Poland, 100% of the motorized and 86% of the tank forces and the entire 80% of forces planned for the entire military campaign against Poland could participate. This allowed the first strike to be carried out with all the might of the main forces, while the Poles fulfilled only the 1% mobilization plan by September 60, deploying the 70% troops.


The campground of the German troops in front of the border with Poland shortly before the invasion of Germany. Shooting time: 31.08.1939-01.09.1939.

German Junkers U-87 (Ju-87) dive-bombers in the skies of Poland, September 1939.

result

In general, the plan was executed, but the reasons for this, not only because the Wehrmacht was great, there are other fundamental reasons: the weakness of Poland itself. The Polish elite completely failed the prewar stage, both politically and diplomatically, and militarily. They did not seek an alliance with the USSR, they finally became his enemy, did not make concessions on the issue of Danzig and the construction of the highway and railway to East Prussia - although there was a possibility that Berlin would limit itself and eventually Poland would, as she wanted, become a satellite of Germany , in the war with the USSR. They chose the wrong defense strategy - dispersal of forces across the entire border; before the war, they did not pay enough attention to aviation, air defense systems, and anti-tank artillery.

The Polish military-political leadership behaved disgustingly, not using every opportunity to fight, abandoned its people and army, while they were still fighting, fled, thereby finally breaking the will to resist.

Berlin was lucky that people in Paris were not the type of de Gaulle, the blow of the French army would put Germany on the brink of disaster, the path to Berlin was actually open. We would have to urgently transfer forces to the West, stopping the advance of the French army, the Poles would continue to resist. Hitler would get a real war on two fronts, a protracted war to which Germany was not ready, she would have had to look for a way out in diplomacy.


German soldiers inspect abandoned one-tower Polish tank "Vikkers", it is distinguished from the usual large air intake cage with grille

Polish 7ТР tanks, captured by the Germans, pass by the main stands at the parade on the occasion of the first anniversary of the surrender of the Polish troops 6 in October 1940 of the year. Governors Hans Frank and Field Marshal Wilhelm Liszt are present in the high stands. Shooting time: 06.10.1940. Location: Warsaw, Poland.

The German army is marching through captured Warsaw, the capital of Poland.

Sources of:
Documents and materials on the eve of the Second World War. 1937-1939. In 2's TM, 1981.
Kurt von Tippelskirch. History World War II. Blitzkrieg. M., 2011.
Manstein E. Lost victories. Memories of field marshal. M., 2007.
Solovyov B.G. The suddenness of an attack is an instrument of aggression. M., 2002.
http://militera.lib.ru/db/halder/index.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://militera.lib.ru/memo/german/guderian/index.html
http://waralbum.ru/category/war/east/poland_1939/
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Главным методом войны Третьего рейха, в силу недостатка ресурсов и того факта, что Германия приступила к формированию своей военной мощи сравнительно недавно, в силу запретов Версальского договора, до 1933 года, её возможности были ограничены, был «блицкриг».

Вермахт старался сокрушить основные силы противника первым ударом, путём достижения максимальной концентрации сил на главных направлениях удара. 3 апреля 1939 года первоначальный план войны с Польшей, план «Вайс» - Белый план, разработанный штабом Вооруженных сил Германии, был направлен командующим сухопутными войсками, ВВС и ВМФ. К 1 мая командующие были должны предоставить своё мнение, относительно войны с Польшей. Был и назван и срок нападения на Поляков – 1 сентября 1939 года. К 11 апреля верховное главнокомандование Вооруженных сил (ОКВ) разработало «Директиву о единой подготовке Вооруженных сил к войне на 1939-1940 гг.», её подписал Адольф Гитлер.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Диспозиция сил противников на 31 августа 1939 года и польская кампания 1939 года.


Основу Белого плана составлял план «молниеносной войны» - польские вооруженные силы предполагали стремительными глубокими ударами расчленить, окружить и уничтожить. Большую роль в этом должны были сыграть бронетанковые части и люфтваффе. Основные удары должны были нанести группа армий «Север» из Померании и Восточной Пруссии и «Юг» с территории Моравии и Силезии, они были должны разгромить главные силы польской армии западнее рек Висла и Нарев. ВМФ Германии должен был блокировать польские базы с моря, уничтожить польские ВМС, поддерживать сухопутные силы.

Разгром и захват Польши планировали не только с целью решения проблемы Данцига и соединения территорий двух частей Рейха (Восточная Пруссия была анклавом), но и как этап в борьбе за мировое господство, важнейший шаг в реализации «восточной программы» нацистов, расширения «жизненного пространства» немцев. Так, 23 мая 1939 года на совещании с военными Гитлер говорил: «Данциг – отнюдь не тот объект, из-за которого всё предпринимается. Для нас речь идёт о расширении жизненного пространства на Востоке и об обеспечении продовольствием, а также о решении балтийской проблемы». То есть разговора только о разгроме Польши и решении проблемы Данцига, «польского коридора» не было, с самого начала планировали лишить Польшу государственности, их ждала политика геноцида и разграбления ресурсов в пользу Германии.

Кроме того, территория Польши должна была стать важным плацдармом для удара по Советскому Союзу. Разгром Польши должен был стать первой ступенью и для подготовки удара по Франции.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Главнокомандующим сухопутными войсками, Вальтер Браухич.
"Белый план" - первый опыт блицкрига

Гитлер и Браухич на параде 5 октября 1939 года.

Захват Германией Чехословакии и Мемеля резко осложнил военно-стратегическое положение Польши, вермахт получил возможность нанести удары с севера и с юга. С захватом Чехословакии усилил вермахт и свои возможности, захватив мощную чешскую промышленность и немало оружия, техники.

Главной проблемой для военно-политического руководства Германии была необходимость избежать войны на два фронта – удара французской армии с запада, при содействии Англии. В Берлине считали, что Париж и Лондон по-прежнему будут придерживаться курса «умиротворения», Мюнхенского курса. Так, начальник генштаба сухопутных войск Гальдер писал в своём дневнике, Гитлер уверен в том, что Англия будет угрожать , прекратит на время торговлю, может, отзовёт посла, но в войну не вступит. Это подтверждает и генерал К. Типпельскирх: «Несмотря на существующий франко-польский союз и на гарантии, которые Англия дала Польше в конце марта… Гитлер надеялся, что ему удалось ограничиться военным конфликтом с одной только Польшей». Гудериан: «Гитлер и его министр иностранных дел Риббентроп были склонны считать, что западные державы не решатся начать войну против Германии и у них поэтому развязаны руки для осуществления своих целей в Восточной Европе».

В принципе Гитлер оказался прав, Париж и Лондон «сохранили лицо» объявив войну Германии, но в реальности ничего не сделали, чтобы помочь Польше – так называемая «странная война». И была оставлена возможность урегулировать без кровную «войну» между Германией и Францией, Англией.

Играл Гитлер и на антисоветских настроениях элиты Франции и Англии, представляя нападение на Польшу, как подготовку удара по Союзу, скрывая свой следующий этап на пути к господству в Европе – разгром Франции. Кроме того, быстрый, молниеносный разгром Польши, должен был предотвратить реальное втягивание англо-французских сил в войну с Германией. Поэтому, для прикрытия западной границы Германии выделалось минимум сил и средств, без танков. Там развернули только 32 дивизии, с 800 самолетами – группа армий «Ц», из них всего 12 дивизий были полностью укомплектованы, остальные резко уступали в своих боевых возможностях. Их можно было использовать только для позиционной войны и то на второстепенных участках. Эти дивизии должны были держать оборону на границе протяжённостью около 1390 км, с Голландией, Бельгией, Люксембургом, Францией, укреплённая линия «Зигфрид» ещё только строилась и не могла быть надёжной опорой.

К началу войны в Польши, только у Франции на восточной границе было 78 дивизий, более 17 тыс. орудий и минометов, около 2 тыс. танков (без учёта легкой бронетехники), 1400 самолетов первой линии и в резерве 1600 самолетов. В первые же дни эту группировку могли значительно усилить. Плюс поддержка ВМФ и ВВС Англии.

Немецкие генералы это всё осознавали и весьма нервничали, так Манштейн писал: «риск, на который пошло немецкое командование, был очень большим… не подлежит сомнению, что французская армия с первого же дня войны во много раз превосходила немецкие силы, действовавшие на Западном фронте».

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Немецкие солдаты на границе Польши.

Задача сокрушительного разгрома польской армии, максимальной концентрации сил и средств

Задачу тотального разгрома и уничтожения польских войск была окончательно сформулирована А. Гитлером на совещании с высшим генералитетом 22 августа 1939 года: «Цель: Уничтожение Польши, ликвидация её живой силы. Речь идёт не о выходе на какой-то рубеж или новую границу, а об уничтожении противника, к чему следует неуклонно стремиться любыми путями… Победителя никогда не судят и не спрашивают…». Начинается с этих слов и Директива о плане нападения на Польшу главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Браухича: «Целью операции является уничтожение польских Вооруженных сил».

Для этого вермахт максимально сосредотачивал свои силы и средства против Польши: против неё были направлены все наиболее подготовленные дивизии, все танки, 1-й и 4-й воздушный флоты. К 1 сентября 1939 года в полной боевой готовности было сосредоточено 54 дивизии (ещё несколько было в резерве – всего против поляков выставили 62 дивизии): в группе армий «Север» 3 и 4-я армии, в группе армий «Юг» 8, 10, 14-я армии. Общая численность сил вторжения насчитывала 1,6 млн. человек, 6тыс. артиллерийских орудий, 2000 самолетов и 2800 танков. К тому же польское командование облегчило задачу вермахту, рассредоточив свои силы по всей границы, стараясь прикрыть всю границу, вместо того, что бы постараться плотно закрыть основные направления возможных ударов, сосредоточив на них максимально возможное число сил и средств.

У Герда фон Рундштедта командующего группой армий Юг» было сосредоточено: 21 пехотная дивизия, 4 танковые, 2 моторизованные, 4 легкие, 3 горнострелковые дивизии; в резерве ещё 9 дивизий, более 1000 танков. У командующего группой армий «Север» Теодора фон Бока было 14 пехотных дивизий, 2 танковые, 2 моторизованные, 1 кавалерийская бригада, в резерве 2 дивизии. Обе группы армий наносили удары в общем направлении на Варшаву, к Висле, у группы армий «Юг» на Варшаву наступала 10-я армия, более слабые 8-я и 14-я поддерживали её наступательными действиями. В центре вермахт сосредотачивал сравнительно небольшие силы, они должны были отвлекать противника, вводя его в заблуждение, относительно главных направлений удара.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Герд фон Рундштедт, возглавлял группу армий "Юг".

В итоге вермахту удалось сосредоточить на направлениях главных ударов подавляющее превосходство: 8- кратное в танках, 4-кратное в полевой артиллерии, 7-кратное в противотанковой артиллерии. Кроме того, были успешно проведены мероприятия по маскировке крупных сил, включая механизированные.

Планировались максимальные темпы наступления танковых и моторизированных дивизий, им приписывалось не отвлекаться на окончательное уничтожение разбитых польских частей, возложив эту задачу, а также прикрытие флангов и тыла на пехотные дивизии. Они были должны не дать возможности польскому командованию провести мероприятия по мобилизации, сосредоточению, перегруппировке войск, захватить важнейшие экономические районы в неприкосновенности. 14 августа Гитлер поставил задачу разгромить Польшу в кратчайшие сроки – 8-14 дней, после этого основные силы должны были быть освобождены для возможных действий на других фронтах. 22 августа Гитлер заявил: «Необходим быстрый исход военных действий… Главное – быстрота. Преследование вплоть до полного уничтожения».

Важную роль в срыве мобилизационных мероприятий противника возлагалось на авиацию, она должна была наносить удары по польским мобилизационным центрам, сорвать движение на железных дорогах, по шоссе, не дать полякам сосредоточить группировку сил в полосе наступления 10-й армии, в Западной Галиции, западнее Вислы; срывать организацию оборонных мероприятий в полосе наступления группы армий Север на рубеже Висла-Древенц и на Нареве.

Уничтожение противника путём охвата и окружения: В основу Белого плана была положена идея глубокого охвата, окружения, уничтожения главных сил польских вооруженных сил западнее рек Висла и Нарев. Этот план был вызван к жизни удачным стратегическим положением – возможностью развернуть войска на территории бывшей Чехословакии. Кстати Словакия тоже выделила пару дивизий для войны с Польшей. Настолько их поляки разозлили своими территориальными претензиями.

В итоге вермахт наступал двумя далеко находившимися друг от друга фланговыми группировками, почти полностью отказавшись от крупных операций в центре.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Теодор фон Бок, командующий группой армий "Север".

Дипломатическое прикрытие, меры дезинформации

Чтобы иметь возможность нанести максимально внезапный удар – Берлин скрывал свои намерения даже от своих союзников, Рима и Токио. Одновременно велись тайные переговоры с Англией, Францией, Польшей, провозглашались декларации о приверженности идее мира, даже съезд партии назначенный на сентябрь назвали «съездом мира».

Для запугивания французов, чтобы удержать их от вступления в войну, Гитлер в конце июля демонстративно посетил «линию Зигфрида», хотя командование и Гитлер знали, что она не готова подняли шумиху на радио в СМИ, о её полной готовности и «неприступности». Даже фото «новых» оборонительных сооружений, были все ещё старых укреплений – до 1933 года. Распускались слухи о сосредоточении на Западе крупных сил. В итоге в Варшаве «клюнули» и поверили», что если война и начнётся, главные силы Германии будут воевать на Западе, против неё будут вспомогательные силы и что даже удастся самим провести наступательную операцию против Восточной Пруссии.

Давя на Варшаву по поводу Данцига и строительства железной дороги и шоссе в «польском коридоре», Берлин одновременно говорил о общем направлении борьбы – против СССР, о возможном совместном походе на Восток, полякам обещали Украину и выход в Чёрное море. Лишая Польшу таким образом единственной возможности выстоять – согласится на помощь СССР, которую тот не однократно предлагал, до заключения пакта с Германией.

На границе с Польшей развернули строительство оборонительных сооружений, усыпляя бдительность поляков. Это было одно из крупнейших и весьма дорогостоящих мероприятий по введению Польши в заблуждение. С весны 1939 года строили так называемый «Восточный вал» и темпы строительства были довольно высокими, в строительстве участвовали целые дивизии вермахта. Одновременно строительством объяснялась и высокая концентрация сил вермахта на границе с Польшей. Переброску дополнительных частей в Восточную Пруссию замаскировали подготовкой к празднеству 25-летия победы над Русской армией под Танненбергом в августе 1914 года.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Польские военнопленные во временном немецком лагере на территории Польши, сентябрь 1939 года.

Даже скрытую мобилизацию начали только 25 августа, посчитали, что наличных сил хватит и поэтому можно пренебречь полным развертыванием всех сил. Поэтому, приняли решение временно воздержатся и от создания армии резерва. Территориальных подразделений ландвера. Развертывание авиации планировалось только на самый первый день войны.

В итоге ещё до официальной мобилизации Берлин смог перебросить и развернуть для вторжения 35% состава сухопутных войск военного времени, 85% танковых, 100% моторизированных и легких дивизий, всего 63% выделяемых для войны с Польшей сил. В первых операциях против Польши смогли участвовать 100% моторизованных и 86% танковых и всего 80% сил запланированных для всей военной кампании против Польши. Это позволило осуществить первый удар всей мощью главных сил, в то время, как поляки к 1 сентября выполнили лишь 60% мобилизационного плана, развернув 70% войск.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Палаточный лагерь немецких войск перед границей c Польшей незадолго до вторжения Германии. Время съемки: 31.08.1939-01.09.1939.
"Белый план" - первый опыт блицкрига

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju-87) в небе Польши, сентябрь 1939 года.

Итог

В целом план был выполнен, но причины этого не только в том, что вермахт был великолепен, есть и другие фундаментальные причины: слабость самой Польши. Польская элита полностью провалила предвоенный этап, как в политико-дипломатическом плане, так и в военном. Не искали союза с СССР, окончательно стали его врагом, не шли на уступки по вопросу Данцига и строительства шоссе и железной дороги в Восточную Пруссию – хотя была возможность, что Берлин этим ограничится и в итоге Польша бы, как и хотела, стала бы сателлитом Германии, в войне с СССР. Выбрали не правильную стратегию обороны – распыление сил по всей границе, до войны не уделили достаточного внимания авиации, средствам ПВО, противотанковой артиллерии.

Отвратительно повело себя польское военно-политическое руководство, не использовав все возможности для борьбы, бросило свой народ и армию, когда те ещё дрались, сбежали, этим окончательно сломив волю к сопротивлению.

Берлину, повезло, что в Париже сидели люди не типа де Голля, удар французской армии, поставил бы Германию на грань катастрофы, путь на Берлин фактически был открыт. Пришлось бы срочно перебрасывать силы на Запад, останавливая наступление французской армии, поляки бы продолжили сопротивление. Гитлер получил бы реальную войну на два фронта, затяжную, к которой Германия не была готова, ей бы пришлось искать выход в дипломатии.

"Белый план" - первый опыт блицкрига

Немецкие солдаты осматривают брошенный однобашенный польский танк «Виккерс», от обычного его отличает большой кожух воздухозаборника с решеткой
"Белый план" - первый опыт блицкрига

Польские танки 7ТР, захваченные немцами, проходят мимо главных трибун на параде по случаю первой годовщины капитуляции польских войск 6 октября 1940 года. На высоких трибунах присутствуют губернатор Ганс Франк и генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист. Время съемки: 06.10.1940. Место съемки: Варшава, Польша.
"Белый план" - первый опыт блицкрига

Немецкая армия марширует по захваченной Варшаве, столице Польши.

Источники:
Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937-1939. В 2-х т. М., 1981.
Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны. Блицкриг. М., 2011.
Манштейн Э. Утерянные победы. Воспоминания фельдмаршала. М., 2007.
Соловьёв Б. Г. Внезапность нападения – орудие агрессии. М., 2002.
http://militera.lib.ru/db/halder/index.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://militera.lib.ru/memo/german/guderian/index.html
http://waralbum.ru/category/war/east/poland_1939/
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. datur 20 мая 2011 11:26
    ничего не меняется и сейчас.
  2. mitrich 20 мая 2011 16:18
    Бедные, бедные "пшеки". Любят они пенять нам на наш договор о ненападении с немцами от 23.08.1939. Но не любят, когда им напоминают, что за несколько лет до этого заключили с А. Гитлером подобный(мне лень сейчас рыться в книгах, чтобы освежить в памяти его дату, но точно помню, что такой договор у них имелся). И губы у них были не менее длинные, чем у Адольфа... Чехословакию с немцами на раз раздербанили(Тешинская область). Вот и получили то, на что сами нарывались.
    mitrich
  3. фигвам 20 мая 2011 16:46
    За что боролись,на то и напоролись!
  4. юнга 21 мая 2011 00:02
    "Берлину, повезло, что в Париже сидели люди не типа де Голля"
    Александр, Вы иногда пишите такие наивности. В создание ситуации было вложено столько долларов, что о везении в сидении в Париже нужных людей не может быть и речи.
    юнга

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня