Military Review

American expedition 1863 of the year

7
In the fall of 1863, squadrons of Russian ships appeared off the coast of America (USA - North American United States). Americans seldom recall this incident, moreover, many do not know anything about its significance. Meanwhile, the preservation of its independence, the United States owes much to the Russian imperial the fleet.
In order to understand the true causes of the American expedition of Russian ships, one should pay attention to the events in Europe at that time.




22 January 1863, a rebellion broke out in Warsaw, and "for two months all Russian Poland was enveloped in its flames." In April, England, France, and Austria presented notes to the Russian government, essentially interfering in the internal affairs of the empire. There was a real threat of war with a coalition of the strongest Western powers.

The leaders of the Polish insurgency did not think of anything better than to call for the restoration of a free and independent Poland not within its ethnic borders, but within the middle of the seventeenth century, “from sea to sea”. They seriously declared that the whole of Ukraine (with Kiev), all of Belarus, Smolensk, Lithuania, part of modern Estonia and Latvia (which was once under Polish rule), and the Northern Black Sea Coast should become part of Poland.

As soon as the Russian troops began to suppress the insurgency, the Western powers interceded for the Polish insurgents. Beginnings, of course, England - the stronghold of humanism and democracy on earth. Five years ago, the British army stifled a bloody image of an uprising in India — prisoners were tied to gun muzzles and shots were blown to pieces, the population of entire villages were thrown tied up in a field, and elephants were let through. This was probably not considered an atrocity — but the Poles' suffering was somehow utterly distressing for the British. And England (together with Austria and France that joined it) began to bombard Petersburg with menacing notes, demanding to immediately grant Poland independence in accordance with its requirements (that is, in those very schizophrenic borders - “from sea to sea”).

From Petersburg they firmly answered that they would not tolerate interference in their internal affairs. The three "Polacophical" powers insisted, and in the end their notes turned into the real ultimatums: either Poland would be free, or - war!

The wars in Petersburg, of course, did not want to. Having only Prussia on its side, Russia was put in a very difficult position. In addition to a significant part of the troops engaged in the pacification of the rebellion, the entire Western army had to be prepared in case of complications in Finland and the Caucasus, where there was also intense propaganda by Polish and foreign agitators. The same precautionary measures had to be taken to protect the Russian maritime borders. The difficulty of Russia's position was aggravated by the fact that both in the Baltic Sea and in the Pacific Ocean our fleet was much weaker than the combined Anglo-French naval forces and, in the event of war, all the coasts of Russia opened up for Allied naval operations. In addition, there was a high probability of blocking the Russian fleet in the Baltic Sea, followed by its complete defeat.
It was then that Admiral N.K. Krabbe He offered an excellent way out: in order for the Russian fleet not to die, locked up in the Baltic, it should be put into the ocean. If the war really breaks out, the Russian cruisers, remaining elusive, will be able to very quickly disrupt the sea trade of England, intercepting British civilian ships. In fact, it was proposed to transfer the military fleet to privateering.

American expedition 1863 of the year

Rear Admiral Stepan Stepanovich Lesovsky


Admiral Krabbe assessed the political significance of the expedition conceived in the sense that Russia was removing the threat from itself, transferring it to its possible adversaries, which completely untied her hands in the Polish cause. Due to the fear of huge losses and a complete breakdown of trade, England should, according to Admiral Krabbe, immediately abandon the joint performance with France. This was supposed to close the Polish question. It was assumed that the French and Austrians, without British support, would not dare to fight against the union of Russia and Prussia. Krabbe's plan found support instantly.

A cruising squadron commanded by Rear Admiral S. S. Lesovsky as part of the frigates Alexander Nevsky (captain 1 of rank A.N. Andreev), Peresvet (lieutenant-captain N.V. Kopytov) entered the Atlantic from the Baltic Sea , Oslyabya (captain 1 of rank I.I.Butakov), Varyag corvettes (captain-lieutenant O.Kremer) and Vityaz (captain-lieutenant A.A.Lund) and clipper "Almaz" (captain Lt.P.Zeleny).

Following the instructions, the squadron ships were to leave the Baltic Sea one by one (except for the Oslyabya frigate, which was marching from the Mediterranean Sea), pass unnoticed by the North Sea and, beating England from the north, concentrate in New York.

On the night of 18 on July 1863 of the year, Rear Admiral SSLesovsky arrived on board the frigate Alexander Nevsky, stationed at Kronstadt raid, and at dawn the ship appeared and went to sea. The Peresvet frigate joined him at Revel, the Varyag and Vityaz corvettes joined the Dago island, and the Artelschik and Krasnaya Gorka screw transports that brought coal to replenish stocks in the Little Belt Strait.

Only in the morning of July 26, when the ships were in marching, did the crew know the purpose of the cruise. Having loaded coal with transports into the sea (for the first time stories Russian fleet refueling warships carried out on the move), the detachment's ships began to move through the straits and secretly entered the North Sea, circled the northern tip of Scotland and went across the Atlantic Ocean, little visited by merchant ships. Saving coal in case of a battle or prolonged windless weather, the detachment’s ships made most of the journey under sail. The cruisers survived two violent storms and a hurricane, but on August 18 fell behind the Almaz, on August 25 the Vityaz and on August 30 the Varyag. On September 5, Alexander Nevsky and Peresvet met Varyag and Vityaz, and 13 arrived together in New York. The laggard Almaz arrived on 29, and the next day the Oslyabya frigate arrived, making its own transition from the Mediterranean.


Rear Admiral Andrei Alexandrovich Popov


At the same time, another cruising squadron under the command of Rear Admiral A. Popov as part of the corvettes "Bogatyr" (Lieutenant Commander Chebyshev), "Kalevala" (Lieutenant Commander Carnellan), "Rynda" was concentrated for operations in the Pacific Ocean in San Francisco. "(Captain-lieutenant Sfursa-Zhirkevich) and" Novik "(captain-lieutenant Skryplev) and clippers" Abrek "(captain of the 1 rank KP Pilkin) and" Gaydamak "(captain-lieutenant A.A.Peschurov). 14 September 1863, the corvette Novik on the way from Hakodate to San Francisco crashed off Cape De Los Reis.

In addition to the threat to the maritime communications of England and France in the event of war, the task of the squadrons was to demonstrate solidarity with the Northern states of America during the civil war against the slave-owning South, supported by England and France. Russian squadrons were not tasked to participate in hostilities against the South. On the contrary, it was prescribed to observe the strictest neutrality. However, the mood of the crews of the ships was on the side of the northerners.

The presence of Russian warships restrained the fleet of southerners from active operations. Some American researchers believe that the Confederates "were warned about the determination of the Russian squadron to help local authorities in repelling the attack" and did not risk attacking San Francisco.


squadron SSLesovsky in New York


It must be said that the appearance of the Russian ships in New York and San Francisco at the height of the civil war off the coast of America produced a real sensation in the USA. In the fall of 1863, the American newspapers (New York Times, New York Herald, New York Daily Tribune, Daily Alta California, Harper's Weekly, National Intelligencer etc.) were filled with numerous articles, drawings, announcements of ceremonial demonstrations, receptions and dinners in honor of Russian sailors. Never before has Russia, its politics, its role in the world, and especially its relations with the United States, attracted so close attention of the American public.

The sudden appearance of the Russian squadrons in New York and San Francisco became for England a pedagogical slap on the softest point. By that time, the glory of the southern Alabama cruiser, which had practically paralyzed the Atlantic trade of the northerners and demanded 15 combat ships, had already thundered in the world. Five Russian cruisers in the Pacific and six in the Atlantic, consisting of two squadrons, gave a total of eleven potential Alabs, which could not be stopped even by Her Majesty’s fleet.


Corvette "Vityaz"


In July, 1864, when the troops of the northerners in America went on the offensive across the front, their victory over the Confederates was designated and the threat of hostilities from England and France disappeared, the Russian squadrons were withdrawn to their homeland. The results of this operation were highly appreciated by the Minister of Foreign Affairs of Russia, Prince A. Gorchakov, and had a strong influence on the development of cruisers as a new class of warships.

The war promised from the “Poleophile trio” did not come: all the terrible ultimatums of England - France - Austria turned out to be a grand bluff. In London, it was understood that if it came to war with Russia, squadrons based in American ports would be able to cause significant damage to Britain’s maritime trade and colonial possessions. This had a restraining influence on English policy towards Russia and the United States.


Screw frigate "Rynda"


President A. Lincoln praised the presence of Russian squadrons off the coast of the United States as a military factor that led to the failure of Britain and France to intervene in the course of the North-South Civil War. The union of the United States and the Russian Empire posed a great danger to Britain in the future. The creation of this union was a serious miscalculation of British diplomacy. When the squadron sailed home at a farewell dinner, the mayor of Boston said: “The Russian squadron did not bring us weaponsnor war projectiles to suppress the uprising, but she brought with her more than that - a sense of international fraternity, her own moral assistance. ”

Sources:
The military chronicle of the Russian fleet: A chronicle of the most important events in the military history of the Russian fleet from the 9th century. by 1917, the team of authors. - M .: Voenizdat MVS USSR, 1948.
Krestyaninov V.Ya. Cruisers of the Russian Imperial Navy.
Bushkov A. A. Unknown War. The secret history of the United States.
Military Encyclopedia: [In 18 t.] / Ed. V.F. Novitsky et al. - SPb .: T. in I.D. Sytin, 1911-1915.
Bolkhovitinov N. The Russian fleet's visit to the USA in 1863-1864. // www.shturman-tof.ru.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Chuykov
    Chuykov 19 May 2014 09: 33
    +5
    Yeah ... Russia has always hoped for the good memory and mutual assistance of its Western "friends, allies", as in Europe and in America, only history every time puts an end to our good thoughts ... it's time to understand that with these pigs never there will not be any respectable or good-neighborly relations, only purely partnership relations, in the morning there will be money in the evening chairs, and nothing else ... and also to check seven times so as not to cheat ...
  2. ImPerts
    ImPerts 19 May 2014 09: 49
    +3
    Do good and throw it into the water.
    Good done. Water turned out to be a standing swamp.
  3. Varang42
    Varang42 19 May 2014 11: 08
    +5
    Russia had a double, if not triple "profit" from this operation ... The Psheks calmed down, the status quo in Europe was restored, and received "temporary" "friendly" relations with the states .. so I take off my hat to the genius of Mr. Krabbe ..
  4. parus2nik
    parus2nik 19 May 2014 11: 44
    +5
    Americans rarely recall this incident, moreover, many do not know anything about its significance.
    Still ... they helped to preserve the unity of the country .. They didn’t allow open help to the Confederates from England and France .. Essentially they saved the USA .. Why should they remember that .. But minus from our side we don’t remember this, but we don’t remind the Americans .. By the way, a good film could be made on this subject .. a good propaganda step would be ..
  5. kristofer
    kristofer 19 May 2014 12: 02
    +4
    eh, if there were more such Krabbe in the Russian leadership, then grief would not have known
  6. Kibl
    Kibl 19 May 2014 20: 09
    +1
    Oh, what beautiful Russian frigates and corvettes, it’s only a pity that we ran into these undershots, then defeat the Confederates, where this Baraka macaque would climb!
  7. Turkir
    Turkir 19 May 2014 22: 42
    +1
    The leaders of the Polish rebellion did not come up with anything better than to call for the restoration of a free and independent Poland not within its ethnic borders ... They seriously proclaimed that all Ukraine (with Kiev), all Belarus, Smolensk, Lithuania should join Poland part of modern Estonia and Latvia (which was once under Polish rule), as well as the Northern Black Sea region.

    Until now, the "democratic gentry" cannot calm down.
    And WHAT APPETITES ?!
    -----------
    Article is a good reminder. That we need to remember. And do not forget.

Американские экспедиции 1863 года

Осенью 1863 года у берегов Америки (САСШ — Северо-Американские Соединённые Штаты) появились эскадры русских кораблей. Американцы редко вспоминают этот случай, больше того — многие вообще ничего не знают о его значении. А между тем сохранением своей независимости Соединённые Штаты во многом обязаны русскому императорскому флоту.
Для того, чтобы понять об истинных причинах американской экспедиции русских кораблей, следует обратить внимание на события в Европе того времени.

Американские экспедиции 1863 года


22 января 1863 года в Варшаве вспыхнуло восстание, и «в течение двух месяцев вся русская Польша была объята его пламенем». В апреле 1863 года Англия, Франция, а затем и Австрия предъявили русскому правительству ноты, по сути дела являвшиеся вмешательством во внутренние дела империи. Нависла реальная угроза войны с коалицией сильнейших западных держав.


Главари польского мятежа не придумали ничего лучше, кроме как призвать к воссозданию свободной и независимой Польши не в ее этнических границах, а в пределах середины XVII века, «от моря до моря». Они всерьез провозгласили, что в состав Польши должны войти вся Украина (с Киевом), вся Белоруссия, Смоленск, Литва, часть современных Эстонии и Латвии (находившаяся когда-то под польским владычеством), а также Северное Причерноморье.

Едва русские войска принялись подавлять мятеж, как за польских мятежников заступились западные державы. Начала, естественно, Англия — оплот гуманизма и демократии на земле. Пять лет назад английская армия кровавейшим образом подавила восстание в Индии — пленных привязывали к дулам пушек и выстрелами разносили на куски, население целых деревень бросали связанными в поле и пускали по ним слонов. Это, вероятно, зверством не считалось — но вот страдания поляков англичан отчего-то огорчили донельзя. И Англия (совместно с примкнувшими к ней Австрией и Францией) принялась бомбардировать Петербург грозными нотами, требуя немедленно предоставить Польше независимость согласно ее требованиям (то есть в тех самых шизофренических границах — «от моря до моря»).

Из Петербурга твердо отвечали, что не потерпят вмешательства в свои внутренние дела. Три «полякофильские» державы настаивали, и в конце концов их ноты превратились в самые настоящие ультиматумы: или Польша получит свободу, или — война!

Войны в Петербурге, конечно же, не хотели. Имея на своей стороне только Пруссию, Россия была поставлена в очень тяжелое положение. Помимо значительной части войск, занятых усмирением мятежа, приходилось держать наготове всю западную армию на случай осложнений в Финляндии и на Кавказе, где также велась усиленная пропаганда польских и иностранных агитаторов. Такие же предупредительные меры пришлось принять и для охраны русских морских границ. Трудность положения России усугублялась еще тем, что и в Балтийском море, и в Тихом океане флот наш был значительно слабее соединенных англо-французских морских сил и, в случае войны, все побережья России открывались для морских операций союзников. Кроме того существовала большая вероятность блокировки русского флота в Балтийском море с последующим полным его разгромом.
Тут-то на сцене появился управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе. Он предложил отличный выход: чтобы русский флот не погиб, запертый на Балтике, его следует вывести в океан. Если война и в самом деле вспыхнет, русские крейсера, оставаясь неуловимыми, смогут очень быстро нарушить морскую торговлю Англии, перехватывая британские гражданские суда. По сути, предлагалось перевести военный флот в режим каперства.

Американские экспедиции 1863 года

Контр-адмирал Степан Степанович Лесовский


Политическое значение задуманной экспедиции адмирал Краббе оценивал в том смысле, что Россия снимала с себя угрозу, перенося ее на своих возможных противников, чем совершенно развязывала себе руки в польском деле. Из-за опасения огромных убытков и полного расстройства торговли Англия должна была, по мысли адмирала Краббе, немедленно отказаться от совместного выступления с Францией. Это должно было закрыть польский вопрос. Предполагалось, что французы и австрийцы без британской поддержки, не решатся воевать против союза России и Пруссии. План Краббе нашел поддержку моментально.

В Атлантический океан из Балтийского моря вышла крейсерская эскадра под командованием контр-адмирала С.С.Лесовского в составе фрегатов «Александр Невский» (капитан 1 ранга А.Н.Андреев), «Пересвет» (капитан-лейтенант Н.В.Копытов), «Ослябя» (капитан 1 ранга И.И.Бутаков), корветов «Варяг» (капитан-лейтенант О.К.Кремер) и «Витязь» (капитан-лейтенант А.А.Лунд) и клипера «Алмаз» (капитан-лейтенант П.А.Зеленый).

Следуя указаниям, суда эскадры должны были поодиночке выйти из Балтийского моря (кроме фрегата «Ослябя», шедшего из Средиземного моря), пройти незамеченными Северное море и, обойдя Англию с севера, сосредоточиться в Нью-Йорке.

Ночью 18 июля 1863 года контр-адмирал С.С.Лесовский прибыл на борт фрегата «Александр Невский», стоявшего на Кронштадтском рейде, а на рассвете корабль снялся и вышел в море. У Ревеля к нему присоединился фрегат «Пересвет», у острова Даго — корветы «Варяг» и «Витязь», а в проливе Малый Бельт — клипер «Алмаз» и доставившие уголь для пополнения запасов винтовые транспорты «Артельщик» и «Красная Горка».

Только утром 26 июля, когда корабли находились в походном строю, команды узнали цель похода. Погрузив в море уголь с транспортов (впервые в истории отечественного флота заправку боевых кораблей осуществляли на ходу), корабли отряда начали движение через проливы и скрытно вышли в Северное море, обогнули северную оконечность Шотландии и пошли через Атлантический океан путем, мало посещаемым торговыми судами. Сберегая уголь на случай боя или длительного безветрия, корабли отряда проделали большую часть пути под парусами. Крейсера выдержали два жестоких шторма и ураган, но 18 августа отстал «Алмаз», 25 августа — «Витязь», а 30 августа — «Варяг». 5 сентября «Александр Невский» и «Пересвет» встретили «Варяг» и «Витязь» и 13-го вместе прибыли в Нью-Йорк. 29-го пришел отставший «Алмаз», а на следующий день прибыл фрегат «Ослябя», самостоятельно совершивший переход из Средиземного моря.

Американские экспедиции 1863 года

Контр-адмирал Андрей Александрович Попов


Одновременно для операций в Тихом океане в Сан-Франциско была сосредоточена другая крейсерская эскадра под командованием контр-адмирала А.А.Попова в составе корветов «Богатырь» (капитан-лейтенант Чебышев), «Калевала» (капитан-лейтенант Карнеллан), «Рында» (капитан-лейтенант Сфурса-Жиркевич) и «Новик» (капитан-лейтенант Скрыплев) и клиперов «Абрек» (капитан 1 ранга К.П.Пилкин) и «Гайдамак» (капитан-лейтенант А.А.Пещуров). 14 сентября 1863 года корвет «Новик» на пути из Хакодате в Сан-Франциско потерпел крушение у мыса Де Лос-Рейс.

Кроме угрозы морским сообщениям Англии и Франции в случае войны, в задачу эскадр входила демонстрация солидарности с Северными штатами Америки в ходе гражданской войны против рабовладельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией. Русским эскадрам не ставилась задача участвовать в боевых действиях против Юга. Наоборот, предписывалось соблюдать строжайший нейтралитет. Тем не менее, настроение экипажей кораблей было на стороне северян.

Наличие русских военных кораблей сдерживало флот южан от активных действий. Некоторые американские исследователи считают, что конфедераты «были предупреждены о решимости русской эскадры помочь местным властям в отражении нападения» и не рискнули атаковать Сан-Франциско.

Американские экспедиции 1863 года

эскадра С.С.Лесовского в Нью-Йорке


Надо сказать, что появление в разгар гражданской войны у берегов Америки русских кораблей в Нью-Йорке и Сан-Франциско произвело в САСШ настоящую сенсацию. Осенью 1863 года американские газеты (New York Times, New York Herald, New York Daily Tribune, Daily Alta California, Harper's Weekly, National Intelligencer etc.) пестрели многочисленными статьями, рисунками, объявлениями о торжественных манифестациях, приемах и обедах в честь русских моряков. Никогда ранее Россия, ее политика, роль в мире и особенно ее отношения с Соединёнными Штатами не привлекали столь пристального внимания американской общественности.

Внезапное появление русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско стало для Англии педагогическим шлепком по самом мягкому месту. К тому времени в мире уже гремела слава крейсера южан «Алабама», практически парализовавшего атлантическую торговлю северян и потребовавшего для своей поимки 15 боевых кораблей. Пять русских крейсеров на Тихом океане и шесть в Атлантике в составе двух эскадр давали в сумме одиннадцать потенциальных «Алабам», остановить которые не хватило бы сил даже у флота Ее Величества.

Американские экспедиции 1863 года

корвет "Витязь"


В июле 1864 года, когда войска северян в Америке перешли в наступление по всему фронту, обозначилась их победа над конфедератами и отпала угроза военных действий со стороны Англии и Франции, русские эскадры были отозваны на Родину. Результаты этой операции были высоко оценены министром иностранных дел России князем А.М.Горчаковым и оказали сильное влияние на развитие крейсеров как нового класса боевых кораблей.

Обещанной от «полякофильской троицы» войны так и не дождались — все грозные ультиматумы Англии — Франции — Австрии оказались грандиозным блефом. В Лондоне понимали, что если дело дойдет до войны с Россией, то эскадры, базирующиеся в американских портах, смогут причинить ощутимый ущерб морской торговле и колониальным владениям Великобритании. Это оказало сдерживающее влияние на английскую политику в отношении России и США.

Американские экспедиции 1863 года

Винтовой фрегат «Рында»


Президент А. Линкольн оценил пребывание российских эскадр у берегов США как военный фактор, приведший к провалу попыток Британии и Франции вмешаться в ход Гражданской войны между Севером и Югом. Союз Соединенных Штатов и Российской империи представлял собой большую опасность для Британии в будущем. Создание этого союза стало серьезным просчетом британской дипломатии. При отплытии эскадры домой на прощальном обеде мэр Бостона сказал: «Русская эскадра не привезла нам ни оружия, ни боевых снарядов для подавления восстания, но она принесла с собою более этого — чувство международного братства, своё нравственное содействие».

Источники:
Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. Коллектив авторов. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948.
Крестянинов В.Я. Крейсеры российского императорского флота.
Бушков А. А. Неизвестная война. Тайная история США.
Военная энциклопедия: [В 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1911-1915.
Болховитинов Н. Визит русского флота в США в 1863-1864 гг. // www.shturman-tof.ru.
Автор: НИВХ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Чуйков 19 мая 2014 09:33
    Дааа...Россия всегда надеялась на добрую память и взаимовыручку своих Западных "друзей,союзников",как в Европе та и в Америке,только история каждый раз ставит крест на наших добрых помыслах...пора бы уже понять что с этими свиньями никогда не будет никаких добропорядочных или добрососедских отношений,только сугубо партнёрские,утром деньги вечером стулья,и никак иначе...и ещё препроверить семь раз,чтобы не обманули...
    Чуйков
  2. ИмПерц 19 мая 2014 09:49
    Делай добро и бросай его в воду.
    Добро сделали. Вода оказалась стоячим болотом.
  3. VaranG42 19 мая 2014 11:08
    Россия с этой операции поимела двойной если не тройной "профит"... Пшеки угомонились, статус кво в Европе был восстановлен, и получила "временные" "приятельские" отношения со штатами.. так что снимаю шляпу перед гением господина Краббе..
    VaranG42
  4. parus2nik 19 мая 2014 11:44
    Американцы редко вспоминают этот случай, больше того — многие вообще ничего не знают о его значении.
    Ещё бы..помогли сохранить единство страны..Не допустили открытой помощи конфедератам со стороны Англии и Франции..По сути сохранили США..Зачем об этом им помнить..Но минус с нашей стороны мы об этом не вспоминаем,а америкосам не напоминаем..Кстати, на эту тему можно было хороший фильм снять..хороший пропагандистский шаг был бы..
    parus2nik
  5. kristofer 19 мая 2014 12:02
    эх, побольше бы таких Краббе в русском руководстве, то горя бы не знали
  6. KIBL 19 мая 2014 20:09
    Ах какие красавцы русские фрегаты и корветы,только жаль что мы впреглись за этих недоносков,победи тогда конфедераты,где бы сейчас лазила эта Барака-макака!
  7. Turkir 19 мая 2014 22:42
    Главари польского мятежа не придумали ничего лучше, кроме как призвать к воссозданию свободной и независимой Польши не в ее этнических границах, ... Они всерьез провозгласили, что в состав Польши должны войти вся Украина (с Киевом), вся Белоруссия, Смоленск, Литва, часть современных Эстонии и Латвии (находившаяся когда-то под польским владычеством), а также Северное Причерноморье.

    До сих пор "демократическая шляхта" успокоится не может.
    А КАКИЕ АППЕТИТЫ?!
    -----------
    Статья хорошее напоминание. О том, что НАМ помнить надо. И не забывать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня