Советские линкоры в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.

Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.


Советские линкоры в Великой Отечественной войне
Линкор класса Севастополь 1914 г.


Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.
Советские линкоры в Великой Отечественной войне
Линкор после модернизации


Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».
Советские линкоры в Великой Отечественной войне
Линкор "Севастополь" СССР

За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.
Советские линкоры в Великой Отечественной войне
Линкор "Марат" перед войной

К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 75
  1. Денис 6 июля 2013 07:11
    Странная у них судьба.Хоть в ВОВ они и не провели ни одного боя с кораблями противника,но вклад их огромен.Без нехарактерного,как тогда считалось,огня их орудий по противнику на суше,защитникам Одессы,Севастополя и Ленинграда было бы ещё тяжелей и не только им
    В роли плавучих батарей они сделали своё дело
    Если линкоры считать тяжёлыми танками на море,то три линкора СССР были САУ
    1. Bongo 6 июля 2013 08:12
      По поводу Ленинграда согласен с вами, но в Одессе и Севастополе, они своего веского слова не сказали. Удивительно, но наши флотоводцы с маниакальной настойчивостью берегли эти устаревшие корабли от врага.
      1. Сахалинец 6 июля 2013 09:21
        Цитата: Bongo
        Удивительно, но наши флотоводцы с маниакальной настойчивостью берегли эти устаревшие корабли от врага


        Просто не имело смысла делать братские могилы из этих устаревших кораблей которые не обладали огневой устойчивостью для морской войны в 40-е годы. Слишком слабо было на этих кораблях бронирование особенно палубное.
        1. fzr1000 6 июля 2013 12:27
          У сожалению, из-за конструктивных просчетов, и к войне 1914 года они не подходили. Царское командование продержало их вдали от морских ТВД.
          1. Денис 6 июля 2013 13:09
            Цитата: fzr1000
            к войне 1914 года они не подходили
            Так в Балтике мин было больше чем у хорошей хозяйки клёцок в супе
            Немцы тоже что то крупней эсминца очень редко там задействовали
            1. fzr1000 6 июля 2013 19:11
              Почитайте про противостояние броненосца "Слава" с немецким флотом на Балтике из броненосцев и крейсеров. Если бы он действовал в составе эскадры броненосцев и тяжелых крейсеров....
              1. Денис 6 июля 2013 22:56
                Цитата: fzr1000
                Почитайте про противостояние броненосца "Слава" с немецким флотом на Балтике из броненосцев и крейсеров
                Там он тоже использовался больше как плавучая артбатарея
                Если бы он действовал в составе эскадры броненосцев и тяжелых крейсеров
                Скорости бы ему хватило,он же был очень не нов? С линкором разница почти вдвое,про Новики и нечего говорить
                1. fzr1000 7 июля 2013 01:00
                  Найдите описание, как эта "плавучая батарея" маневрировала под огнем противника и только 2-4 орудиями главного калибра противостояла 10-12 орудиям того же калибра у кораблей немцев. Ну честное слово....
                  1. Денис 7 июля 2013 10:55
                    Цитата: fzr1000
                    как эта "плавучая батарея" маневрировала под огнем противника
                    Манёвр под огнём противника и действия в составе эскадры это одно и тоже?
                    Ну честное слово....

                    И чтоб уже не новые орудия того же калибра могли соперничать с противником приходилось создавать крен-затоплять помещения одного борта.Ходовых качеств это тоже не добавляло
                    Возраст,Памяти Азова с эсминцами кайзера соперничать было бы ещё сложней
                    1. fzr1000 7 июля 2013 17:51
                      Да я согласен. Чего тогда спорим-то?
                  2. алексеев 7 июля 2013 19:15
                    А какие линейные корабли Балтфлота могли ещё так "маневрировать под огнем противника" на мелководье у Моонзудского архипелага кроме "Славы" и "Цесаревича"?
                    Даже "Андрей Первозванный" был с слишком большой осадкой.
                    Ну честное слово...
                    1. fzr1000 7 июля 2013 23:44
                      А что мешало не входить в Рижский залив, а пройти ближе к территориальным водам Швеции, повернуть и ударить немцам с фланга? То, что боялись новые дредноуты туда выпускать.БОЯЛИСЬ.
                      1. Денис 8 июля 2013 00:39
                        Цитата: fzr1000
                        То, что боялись новые дредноуты туда выпускать.БОЯЛИСЬ.
                        Возможно свежи в памяти действия U-9
                        Командир «U-9» Веддиген лежит на дне Северного моря, а сама лодка давно уже превратилась в груду обломков, но на земле, среди живущих, имеется моложавый, несколько мрачный на вид лейтенант Иоганн Шписс, вахтенный начальник и помощник Веддигена, который рассказал мне повесть о боевых действиях «U-9».

                        «Двадцать второе сентября 1914 года. Как хорошо я помню этот день! Для меня он является настоящим поворотным пунктом всего жизненного пути, одним из тех дней, на которые человек оглядывается с бесконечными воспоминаниями. В этот день незаметно скользящая под водой подводная лодка взрывом своих торпед вмешалась в борьбу государств. Мы, корсары глубин, нанесли свой первый смертельный удар. Один британский корабль уже был потоплен нашими товарищами с «U-21», но мы добились значительно большего успеха. Двадцать второго сентября 1914 года мы потопили большие английские крейсера: «Хуг», «Абукир» и «Кресси».
                        И это в самом начале войны!
                        11 октября 1914 года при возвращении из дозора в устье Финского залива был торпедирован германской подводной лодкой «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Боркхейма и затонул со всем экипажем (537 человек) в результате детонации боезапаса. «Паллада» стала первым российским боевым кораблем, погибшим в Первой мировой войне
                        Светлая память морякам!

                        А методы борьбы с ПЛ ещё не были отработаны
                      2. fzr1000 8 июля 2013 09:24
                        Противоторпедные сети выставлялись вокруг особо значимых кораблей. Но это было возможно, по-моему, только во время стоянки.
          2. Крэнг 6 июля 2013 20:28
            Ага - в итоге сражаться с немецкими дредноутами пришлось нашим броненосцам времен войны с Японией. У них то с защитой все было в порядке. Только с вооружением не очень.
            Крэнг
          3. Blackgrifon 6 июля 2013 20:35
            Цитата: fzr1000
            У сожалению, из-за конструктивных просчетов, и к войне 1914 года они не подходили. Царское командование продержало их вдали от морских ТВД.


            К моменту своего спуска на воду эти корабли не намного уступали аналогичным кораблям. Линейные силы ЧФ в ПМВ отличились в серии успешных операций. На Балтике эти корабли честно сражались и не давали немцам захватить господство на море. Вдали от ТВД корабли держали только на Балтике с середины ПМВ, в условиях численного превосходства немцев. На ЧМ все силы флота действовали активно.
            1. fzr1000 6 июля 2013 21:04
              Так я про Балтику и говорю. "Слава" был последним из серии "Бородино", т.е. еще 19 века проект. А новейшие линкоры не пускали в бой из-за слабой бронезащиты, боялись.
              Сравните бронепояс какой-нить "Аризоны" или того же "Тирпица" с тем же "Петропавловском". Да "Петропавловск" старее, но разница в подходе оооочень велика.
              1. Blackgrifon 6 июля 2013 23:57
                Цитата: Blackgrifon
                Сравните бронепояс какой-нить "Аризоны" или того же "Тирпица" с тем же "Петропавловском". Да "Петропавловск" старее, но разница в подходе оооочень велика.


                Запутался - мы про период ПМВ или ВМВ говорим? Если про ПМВ - то аналогами должны быть не "Тирпиц" и "Аризона", а "Кавур", "Ройал Соверейн" и т.п. - в их отношении разница в броне не велика - есть и свои плюсы. Если про ВМВ речь, то да - в сравнении с линкорами последнего покаления россиские/советские линкоры уступали "Тирпицу". Но это и понятно - разница в постройке в пару десятков лет и никакая модернизация уже не поможет. Правда в тот период сила уже была не в линкорах.
                1. fzr1000 7 июля 2013 00:44
                  Да хоть про какой период.У линкоров типа "Вайоминг" США верхняя бронепалуба была 57-76 мм, у "Ройаля" HMS - 50 мм, у "Гангута"- 37 мм, и это в носу, а на корме 10 мм. А у первых двух бронирование было одинаковым по всей длине. То же самое и по вертикальному бронепоясу, корма у наших была практически не защищена.
                2. fzr1000 7 июля 2013 01:10
                  "Вайоминг" и "Ройял" проекты до ПВМ.
                  1. Blackgrifon 7 июля 2013 12:05
                    Цитата: fzr1000
                    Да хоть про какой период.


                    А если сравнивать все характеристики? И потом есть разные доктрины - к примеру итальянские линкоры тоже ведь не лучше бронированны, но их преимуществом была скорость.
                    Сравним часть ТТХ "Вайоминг" с "Севастополем" ("Гангут") и "Императрицей Марией".
                    "Севастополь":
                    главный пояс: 225 мм цитадель,
                    100—125 мм оконечности,
                    верхний пояс: 75—125 мм,
                    верхняя палуба: 37,5 мм,
                    средняя палуба: 19—25 мм,
                    нижняя палуба: 12—50 мм. Скорость - 23 узла. Главный калибр - 12 305 мм орудий в 4 башнях.

                    "Императрица Мария":
                    пояс — 262-125 мм,
                    верхний пояс — 100 мм,
                    башни — до 250 мм,
                    три палубы — 37+25+25 мм,
                    рубка — до 300 мм. Скорость - 21 узел. Главный калибр - 12 305 мм орудий в 4 башнях.

                    А вот ТТХ тип "Вайоминг":
                    пояс — до 280 мм,
                    палуба — 63 мм,
                    башни — 305 мм,
                    рубка — 292 мм. Скорость - 20,5 узлов. Главный калибр - 6 305 мм орудий в 3 башнях.

                    Вывод: "Вайоминг" при немного большей броневой защите уступает в скорости и по вооружению как "Севастополям", так и более совершенным "Императрицам Мариям". Они все же уступают более мощным супердредноутам англичан и американцев, но в целом способны успешно противостоять всем другим типам ЛК периода ПМВ.
                    1. Kars 7 июля 2013 12:24
                      Цитата: Blackgrifon
                      Главный калибр - 6 305 мм орудий в 3 башнях.

                      Дико извеняюсь а где еще 3 башни?

                      Общие характеристики
                      Длина (м): 171,3
                      Ширина (м): 28,3
                      Водоизмещение (тонн): 26000
                      Скорость (узлов): 20,5
                      Осадка (м): 8,5
                      Экипаж: 1063
                      Вооружениe
                      Орудия: 12 305 мм
                      21 127 мм
                      Торпедные аппараты: 2 455 мм


                      Кстате еще можно сравнить даты

                      Линейный корабль "Вайоминг" заложили 9 февраля 1910 г., спуск состоялся 25 мая 1911 г. По окончании достройки 25 сентября 1912 г.

                      севастополи достроены в 1914,заложены в 1909

                      Может стоит сравнить с кораблем 14-16 года?
                      1. Kars 7 июля 2013 14:31
                        ___________________
                      2. fzr1000 7 июля 2013 17:55
                        Слушайте, апологеты царских дредноутов, чего они тогда на Балтике не участвовали в морских сражениях, если все так хорошо было? Еще раз, бронирование наших кораблей было хуже, чем всех остальных(не знаю чего там с итальянскими). Это ФАКТ, военный и исторический. Спорить дальше перестаю.
                      3. Blackgrifon 7 июля 2013 20:11
                        Цитата: fzr1000
                        Слушайте, апологеты царских дредноутов, чего они тогда на Балтике не участвовали в морских сражениях, если все так хорошо было? Еще раз, бронирование наших кораблей было хуже, чем всех остальных(не знаю чего там с итальянскими). Это ФАКТ, военный и исторический. Спорить дальше перестаю.


                        Но тот же ЧМ флот действовал отлично. А причины стояния на Балтике надо искать в руководстве. ЛК Императорского флота (по крайней мере его последние ЛК, а не ранние) были прзнаны неплохими и это тоже ФАКТ. А броня не всегда является основным показателем для корабля.
                      4. Blackgrifon 7 июля 2013 20:09
                        Цитата: Kars
                        Дико извеняюсь а где еще 3 башни?


                        Простите какие еще 3 башни? Три двухорудийные башни стояли.
                      5. Kars 7 июля 2013 20:26
                        Цитата: Blackgrifon
                        Простите какие еще 3 башни? Три двухорудийные башни стояли.

                        А что на фото что я привел Вам не видно?
                      6. Kars 7 июля 2013 20:26
                        ________________
                      7. Kars 7 июля 2013 20:30
                        _______________________
                      8. Blackgrifon 7 июля 2013 20:40
                        Цитата: Kars
                        А что на фото что я привел Вам не видно?


                        Опс. Согласен - ошибся :()

                        fzr1000! Я не пытаюсь доказать, что тип "Севастополь" был лучшим из лучших, но повторюсь - он больше относился к итальянской кораблестроительной школе, что, согласен, в условия Балтики было не самым лучшим вариантом, но в целом корабль был не хуже других одногодок.
                      9. fzr1000 7 июля 2013 23:48
                        Но он мог быть и получше, чем то , что получили на выходе. Думаю, достаточно споров. Уже все в прошлом. Кстати, Россия в который раз перед войной sad не успела перевооружиться.

                        Строительство линейных крейсеров на судостроительных заводах Петрограда, август 1915 г. На переднем плане — сборка корпуса линейного крейсера «Наварин», за ним — спущенные на воду «Бородино» и «Измаил», вдали, на стапеле Балтийского завода, корпус крейсера «Кинбурн». Возможно, это единственная фотография, где корпуса всех четырех сверхдредноутов запечатлены вместе.

                      10. Blackgrifon 8 июля 2013 00:15
                        Цитата: fzr1000
                        не успела перевооружиться.


                        Согласен. Программа перевооружения флота и армии была хотя и не самой хорошей, но уж точно неплохой. Жаль, что не получили ниодного сверхдредноута и линейного крейсера. Хотя с другой стороны после ПМВ их значение существенно снизилось.
                    2. Михаил Жуков 30 августа 2015 13:56
                      ЛК типа "Вайоминг" были вооруженны 12 305 мм орудиями в 6 башнях, так что по вооружению они ни как не уступали Севастополям
            2. Михаил Жуков 30 августа 2015 13:49
              С их бронированием они бы много не навоевали против линкоров.
      2. Ролм 6 июля 2013 10:40
        wassat От какого врага в черном море, у немцев был единственный линкор Тирпиц и то в Норвегии, а с самолетами линкору сражаться не к лицу, только отбиваться.
        Ролм
        1. Денис 6 июля 2013 13:05
          Цитата: Ролм
          От какого врага в черном море,
          Немцы одни воевали? Про дохленький флот Болгарии и Румынии понятно,но:
          Действительно серьезным противником являлась другая союзная Гитлеру страна - Италия. На вооружении флота Муссолини имелось 4 современных линкора, 22 крейсера, 59 эсминцев и 110 подводных лодок. В случае военного конфликта был возможен прорыв крупной итальянско-германской эскадры через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море

          http://korabley.net/news/sudba_linkora_parizhskaja_kommuna/2012-12-17-1337
          1. Blackgrifon 6 июля 2013 20:25
            Цитата: Денис
            Действительно серьезным противником являлась другая союзная Гитлеру страна - Италия. На вооружении флота Муссолини имелось 4 современных линкора, 22 крейсера, 59 эсминцев и 110 подводных лодок. В случае военного конфликта был возможен прорыв крупной итальянско-германской эскадры через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море


            Простите, но итальянский флот не провел НИ одну успешную боевую операцию даже обладая тотальным превосходством. Если бы не деятельность Х флотилии, то итальянский флот можно было считать плавучими мишенями.
            1. Крэнг 6 июля 2013 20:29
              Ну сражение в заливе Сирт можно считать успехом итальянцев.
              Крэнг
              1. Blackgrifon 7 июля 2013 00:00
                Цитата: Крэнг
                Ну сражение в заливе Сирт можно считать успехом итальянцев.


                М.б. все-таки лучше ничьей?
        2. altman 6 июля 2013 15:49
          у немцев был единственный линкор???? что то новенькое... belay
        3. LetterKsi 6 июля 2013 16:25
          У немцев были линкоры, например, Тирпиц, Бисмарк. Карманные- Адмирал Шеер, Граф Шпее. Это только на память
          1. Ролм 6 июля 2013 16:34
            wassat Бисмарк был к началу войны???А остальные тяжелые крейсера и не на балтике,не говоря про черное море.
            Ролм
            1. Blackgrifon 6 июля 2013 20:26
              Цитата: Ролм
              А остальные тяжелые крейсера и не на балтике,не говоря про черное море.


              Как раз на Балтике - один только "Принц Ойген" хорошо прославился. А на Черном море действовали исключительно легкие силы флота и ВВС.
            2. Крэнг 6 июля 2013 20:37
              Где тяжелые крейсера? "Шархнодст" и "Гнейзау" тяжелые крейсера? С 283мм калибром орудий и 350мм поясом? Если это и тяжелые крейсера, то ООООчень хорошие тяжелые крейсера. Нашим линкорам с ними скорее всего было бы не справиться.
              Крэнг
              1. Blackgrifon 7 июля 2013 12:08
                Цитата: Крэнг
                Где тяжелые крейсера? "Шархнодст" и "Гнейзау" тяжелые крейсера? С 283мм калибром орудий и 350мм поясом? Если это и тяжелые крейсера, то ООООчень хорошие тяжелые крейсера. Нашим линкорам с ними скорее всего было бы не справиться.


                Несмотря на прекрасные характеристики, ЛК тип «Шарнхорст» существенно уступали по своему вооружению отечественным линкорам. Их главные плюсы - броня и скорость.
                1. Ударник 7 июля 2013 17:50
                  Излишне оптимистичная оценка. Превосходство "Севастополя" по массе залпа нивелируется неудачным размещением башен ГК, к тому же Шарнхорст от 12" мм пушек защищен хорошо, а Севастополь от 11" нет. Да что говорить, "Шарнхорст" моложе на 25 лет и больше на 10 000 тонн.
                  1. Blackgrifon 7 июля 2013 20:48
                    Цитата: Ударник
                    Превосходство "Севастополя" по массе залпа нивелируется неудачным размещением башен ГК


                    Простите, но чем хуже схема расположения орудий у "Севастополя"? Аналогичную схему использовали англичане, немцы и итальянцы. И потом 9 283 мм все-таки не 12 305 мм. Столкновение "Шарнхорста" с "Принс оф Йорк", который нес более мощные орудия стало для немцев катастрофой.
                    "Шарнхорст" проектировался не для борьбы с линкорами - об этом говорят и его характеристики. Правда по броневой защите он на порядок превосходил "Севастополи". Этот ЛК мог навязать бой любому старому ЛК и прекратить его когда захочет.
                    1. Ударник 8 июля 2013 10:04
                      Линейная схема размещения башен у "Севастополя" ограничивала сектора обстрела средних башен, в бою с более быстроходным "Шарнхорстом" это большая проблема. Современники Севастополя строились уже по линейно-возвышенной архитектуре (например, близкие по идеалогии австрийские "Вирибус Унитис" и итальянские "Конте ди Кавур"), но наши все решили сделать по своему.
                      Насчет защиты - 350 мм пояс в качестве защиты от 12" выглядит получше, чем 225 мм от 11", да и 12" "Севастополя" с 14" "Дюк оф Йорк" не сравнить.
                      1. Цитата: Ударник
                        Линейная схема размещения башен у "Севастополя" ограничивала сектора обстрела средних башен, в бою с более быстроходным "Шарнхорстом" это большая проблема

                        Это вообще не проблема
                        Цитата: Ударник
                        Насчет защиты - 350 мм пояс в качестве защиты от 12" выглядит получше, чем 225 мм от 11"

                        Давайте уточним - 350-мм бронепояс от 471 кг снарядов или 225-мм бронепояс против 302 кг снарядов.
                        Конечно, шарнхорст будет иметь преимущества - но совсем не те, что Вы указали
                    2. Михаил Жуков 30 августа 2015 14:01
                      И на каких линкорах англичане располагали башни так же, как на Севастополях?
                      На момент ВМВ Севастополи сами то тянули на полноценный линкор еще меньше, чем Гнейзенау/Шарнхорст.
                2. dipqrer 29 сентября 2014 22:25
                  По огневой производительности Шарнхорст
                  был идентичен Марату,а по защите,скорости,
                  противоминной и зенитной артилерии,СУО,
                  автономности,да и пожалуй мореходности
                  превосходил значительно.
                  dipqrer
        4. fartfraer 6 июля 2013 19:44
          шарнхорст и гейзенау в дополнение к тирпицу,бисмарку и "карманным линкорам".
          fartfraer
      3. Денис 6 июля 2013 12:56
        Цитата: Bongo
        Одессе и Севастополе, они своего веского слова не сказали
        Сложно назвать это невесомыми словами
        Утром 29 декабря 1941 года передовые подразделения 22-й немецкой пехотной дивизии готовились к атаке. До Севастопольской бухты оставалось всего 2 км. Последний бросок штурмовых батальонов и цель наступления достигнута - Черноморский флот лишится базы и крепость падет.

        По переднему краю двигался дивизион самоходных орудий, разворачивались артиллерийские батареи. Внезапно со стороны Севастопольской бухты донесся низкий гудящий звук. Это была корабельная сирена ревун. Спустя мгновение немецкие позиции накрыл уничтожающий шквал снарядов огромной разрушительной силы. Пехотинцев засыпала волна песка и камней, штурмовые орудия взлетали вверх и переворачивались как игрушки. Этот сокрушительный удар нанесла артиллерия линкора «Парижская Коммуна». Орудия главного калибра буквально в упор с дистанции 30 км расстреляли немецкие части. Обстрел велся прямо из центра города от здания «холодильника» в Южной бухте. Декабрьский генеральный штурм города закончился крахом.
        И случай не еденичный
        Линкору «Парижская Коммуна» пришлось не только помогать войскам в прибрежных районах, но и защищать от нападения со стороны суши военно-морские базы. В ноябре немецкие войска прорвались в Крым. Возникла угроза потери главной базы ЧФ. 28 ноября 1941 года линкор «Парижская Коммуна» впервые открыл огонь главным калибром по немецким позициям на подступах к Севастополю, а это более 500 снарядов. 29 декабря в критический момент обороны Севастополя орудия линкора «заговорили» вновь. Корабль направился на огневую позицию в Южную бухту. При входе рядом с бортом взметнулись водные столбы. Это стреляла немецкая дальнобойная артиллерия, но корабль благополучно ошвартовался и открыл огонь по скоплению вражеских войск в Бельбекской долине. Обстрел фашистских позиций продолжался 14 часов. Линкор выпустил более 400 снарядов общим весом 100 тонн. Тогда гитлеровская армия не имела таких мобильных орудий как на «парижанке», поэтому все их попытки захватить город провалились.

        http://korabley.net/news/sudba_linkora_parizhskaja_kommuna/2012-12-17-1337
      4. Blackgrifon 6 июля 2013 20:30
        Цитата: Bongo
        Удивительно, но наши флотоводцы с маниакальной настойчивостью берегли эти устаревшие корабли от врага.


        ВМФ СССР всегда был в подчиненном положении перед Армией и все его операции проводились не столько в целях захвата господства на море, сколько в целях поддержки сухопутных войск.

        А на счет устаревших - не согласен. Корабли проходили модернизацию. Их одногодки во флотах Англии, Франции, Японии, Италии успешно воевали на протяжении всей ВМВ. Да как оснавная ударная сила флота они утратили свое значение к 39г., но считать их металлоломом не стоит.
        1. Михаил Жуков 30 августа 2015 14:04
          Их одногодки изначально были более удачными и современными кораблями.
      5. Крэнг 6 июля 2013 20:33
        Кто сказал что берегли? Они просто их использовали сообразно обстановке. На Балтийском и Черном морях где базировались эти линкоры у немцев просто не было сколько-нибудь существенных военно-морских сил. А выйти из этих морей на океанские просторы было проблематично. Так что наше командование не только берегло эти линкоры от врага. За всю войну был только один бой между относительно крупными боевыми корабля СССР и Германии - ЭМ "Решительный" против Z-39. Во всех остальных случаях сражались торпедные катера, охотники, ПЛ, всякие там переоборудованные шхуны и т.п. мелочь.
        Крэнг
        1. Blackgrifon 7 июля 2013 00:06
          Цитата: Крэнг
          Кто сказал что берегли? Они просто их использовали сообразно обстановке. На Балтийском и Черном морях где базировались эти линкоры у немцев просто не было сколько-нибудь существенных военно-морских сил.


          Не соглашусь - как минимум во второй половине войны немцы задействовали свои крупные надводные корабли в ряде операций на Балтике. Кроме того, у финов были пару броненосцев береговой обороны.

          Цитата: Крэнг
          А выйти из этих морей на океанские просторы было проблематично.


          Так ведь им даже на морские просторы не разрешали выйти - немцы в своих мемуарах признают, что они вначале войны не ожидали пассивности со стороны крупных надводных кораблей ВМФ СССР. В конце войны они избежали больших потерь именно в следствие пассивности ЛК и Кр. СССР. (в качестве источника - "Война на море" Руге)
        2. тлауикол 7 июля 2013 05:26
          Тирпиц,Шарнхорст,Шеер,Хиппер на севере; Гнейзенау,Лютцов,Шлезвиг-Гольштейн,Шлезиен "Дойчланд","Зейдлиц","Принц Ойген" и снова "Хиппер" на Балтике - до самого Выборга ходили,до устья Оби
  2. Kars 6 июля 2013 09:20
    Цитата: Bongo
    но в Одессе и Севастополе,они своего веского слова не сказали.

    Особено во время Керченского десанта.
    1. Kars 6 июля 2013 11:16
      ___________________
  3. русс69 6 июля 2013 14:21
    Меня в кораблях того времени всегда поражали архаические надстройки того времени. smile

    Фильмы по эти линкоры на канале "Звезда" недавно шли.
    Этот про "Марат"
    1. Кот 6 июля 2013 16:23
      Цитата: русс69
      Меня в кораблях того времени всегда поражали архаические надстройки того времени.

      Корабли того времени создавали "по мотивам" Цусимы - тоесть, старались по возможности сократить количество небронированных надстроек, спрятав все что можно за бронпоясом и под палубой. Для артиллерийского боя подход вполне себе логичный.
      А "города" на линкорах и крейсерах 30-40х годов появились не от хорошей жизни - они потребовались для размещения максимального количества зенитных автоматов и обеспечения им вменяемых углов обстрела.
      1. loft79 6 июля 2013 20:52
        Цитата: Кот
        А "города" на линкорах и крейсерах 30-40х годов появились не от хорошей жизни - они потребовались для размещения максимального количества зенитных автоматов и обеспечения им вменяемых углов обстрела


        Ну там вообще-то еще аппаратура разная. Дальномерные посты всякие ГК,ЗА. Потому и такие "Небоскребы" smile
        1. Кот 6 июля 2013 21:35
          Цитата: loft79
          Ну там вообще-то еще аппаратура разная. Дальномерные посты всякие ГК,ЗА. Потому и такие "Небоскребы"

          КДП и на старых линкорах были, плюс собственный дальномер в каждой башне. И что характерно - все системы, имеющие отношение к управлению огнем ГК, по умолчанию ныкались за бронепояс. Кроме самих дальномеров, естественно, их приходилось поднимать повыше. А вот в надстройки пихали жилые помещения, системы обслуживания тех самых ЗА и управления ими, и т.д. и т.п., то есть то что не играет большой рояли в обычном бою.

          Когда-то, на каком-то военно-морском форуме попадалась тема - попытка смоделировать артиллерийский бой между линкорами 1-й и 2-й мировых войн. И если на дальних дистанция "старый" линкор проигрывал из-за разницы в качестве систем наведения и управления огнем - то при сближении в худшем положении оказывался уже "новый" ЛК. Так как все эти надстройки - это не только ценный мех, а еще и источник пожаров, осколков, и прочих напрягов для команды корабля. Плюс, выпущенный с превышением снаряд, вместо того чтобы просвистеть над палубой - утыкался в какую-нибудь настройку и взрывался, со всеми вытекающими. Тот же пожар, он не просто красиво смотрится со стороны, он еще и затрудняет работу дальномерщиков - посредством дыма и "сугрева" КДП, используемая для тушения вода имеет нехорошее свойство скапливаться где не надо, понижая остойчивость корабля, и т.д. и т.п. Плюс, все эти безобразия могут быть следствием попаданий среднего калибра - который у противника имеется в количестве не меньшем чем ГК, еще и стреляет чаще. В то же время как "старые" линкоры воздействию СК подвержены гораздо меньше - пояс не пробьет и башни тоже, а на палубах ничего интересного особо и нету.

          Такое вот, влияние особенностей палубной архитектуры на исход боя =)
          1. loft79 7 июля 2013 00:03
            Я и говорю оборудования и вооружения все больше, а места нет.
            По сравнению с японцами наши линкоры отдыхают)

            Мутсу после переделки.
          2. Blackgrifon 7 июля 2013 00:08
            Цитата: Кот
            Такое вот, влияние особенностей палубной архитектуры на исход боя =)


            Это влияние и сейчас сказывается - все современные корабли имеют слабую броню. Яркий пример - потери англичан в Фолклендской войне.
          3. Михаил Жуков 30 августа 2015 14:07
            Линкоры ВМВ имели, как правило, выше скорость и именно они диктовали дистанцию боя.
    2. Денис 6 июля 2013 17:15
      вот про Парижскую Комунну
      http://www.youtube.com/watch?v=6k52Tsg4kJc
    3. Денис 6 июля 2013 23:08
      Цитата: русс69
      Меня в кораблях того времени всегда поражали архаические надстройки того времени.
      Был и своего рода модерн,правда не пошёл
      Особенно в этом эксперементировали наши нынешние вероятные друзья
      Минесота 1911 г
  4. omsbon 6 июля 2013 14:43
    Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок.

    Прочитав эту программу развития флота Советского Союза, как-то нынешняя программа НЕ впечатляет!
  5. пенсионер 6 июля 2013 15:00
    в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг.

    Рудель говорил, что одной 1000 кг. попал.
  6. пенсионер 6 июля 2013 15:13
    Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль)
    У Мухина в "Асах и пропаганде" интересная картинка есть: контур линкора и указаны места падения бомб. Если из рисунка извлечь контур судна, то останется пустое место (почти, 6 всё-таки попали)! При этом зенитчиками корабля были сбиты 2 и повреждены 7 самолётов (по памяти, могу и ошибиться в цифрах...Но порядок - такой). Бздели немцы неслабо, когда корабль бомбили! Это не беззащитные города бомбить.
    1. Blackgrifon 8 июля 2013 00:26
      Интересный вывод, учитывая что против кораблей в годы ВОВ все противники бросали максимум ВВС, которыи располагали. Вспомните действия японской авицации не Тихом океане или действия нашей авиации флота во второй половине, когда наши летчики давили во фьюордах немецкие корабли.
  7. xomaNN 6 июля 2013 16:02
    Наследие еще царской России - её линкоры, увы, в ВОВ показали свою полную бесполезность как корабли для сражений на море. "Марат" хотя бы как плавбатарея был полезен Питеру.
    1. Blackgrifon 8 июля 2013 00:20
      Скорее не корабли показали свою бесполезность, а их применение - английские ЛК, были не особо лучше, но прошли всю ВОВ, действуя в Средиземном море, Атлантике и др. А наш флот, ослабленный Гражданской Войной, был только на поре восстановления - программа по его перевооружению была ведь не слабой по размаху. Жаль не было предпринято попыток по развитию авианосцев.
      1. Михаил Жуков 30 августа 2015 14:12
        Английские линкоры были лучше
  8. LetterKsi 6 июля 2013 16:19
    То, что линкоры не встретились с аналогичными кораблями противника, думаю это не случайность. Скорее всего этого было не нужно, и дореволюционные линкоры явно проигрывали современным кораблям кригсмарине. Возможно, они могли еще потягаться с немецкими "карманными линкорами" типа "Адмирал Шеер", но с Тирпицем- это было бы самоубийством. Поэтому их использовали с умом и осторожностью
    1. Blackgrifon 8 июля 2013 00:22
      Простите, но разве "Тирпиц" и "Бисмарк" действовали на Балтике? В Балтийском море было достаточно немецких крейсеров (в т.ч. тяжелых и ПВО), которые могли быть уничтоженны нашими ВМФ, хотя бы во второй половине Войны.
      1. kara61 12 августа 2016 16:48
        На Балтике к 42-му году уже не было боеспособных кораблей Балтфлота.Несколько подлодок на ходу,вот и все что осталось.
        Все боевые корабли германцев были потоплены британцами.
        Достоверно у наших-Густлов и Шойбен у Маринеско,и Гойя у Л-3.
  9. Денис 6 июля 2013 16:22
    Цитата: пенсионер
    Бздели немцы неслабо, когда корабль бомбили! Это не беззащитные города бомбить.
    Всё же 6 – 76/55-мм 34К; 6x4 – 7,62-мм пулемета Максима,а позже и 3 – 12,7-мм ДШК на такой площади оптимизма гансам не добавляли.И это только зенитная,при атаке торпедоносцев могла и основная вжарить

    А доставалось Марату не только то авиации
    Несмотря на свою неподвижность, линкор активно участвовал в обороне города. Прикрывая огнём орудий караваны судов из Кронштадта в Ленинград и обратно, вёл контрбатарейную борьбу. Немцы тоже не дремали и неоднократно обстреливали «Марат». 12 декабря 1941 года из 23 выпущенных по кораблю крупнокалиберных снарядов три достигли цели, причём два из них пробили верхнюю палубу и взорвались во внутренних помещениях. Стало ясно, что толщина горизонтального бронирования недостаточна, поэтому были форсированы работы по укладке на верхней палубе линкора гранитных плит с кронштадтской набережной. Эти работы ещё не успели закончить, когда 28 декабря в «Марат» попало два снаряда. Один из них едва не привёл к новой катастрофе: пройдя навылет через артиллерийские погреба третьей башни главного калибра, снаряд по счастливой случайности не разорвался. И всё же усиленная «гранитная» палуба успешно выполнила своё предназначение: несмотря на то что до конца 1943 года линкор «принял» ещё несколько крупнокалиберных снарядов, серьёзных повреждений он больше не получил.
    1. тлауикол 6 июля 2013 19:08
      "Северная Каролина" для сравнения имела от 60ти до 96ти 40мм Бофорсов и до 40ка 20мм Эрликонов - вот это действительно страшно. А немцы боялись не шести маратовских пукалок, а сотен орудий и пулеметов, которыми были усеяны пристани, молы и волноломы Кронштадта, защищавшие старый линкор
  10. Per se. 6 июля 2013 16:47
    Говоря о линкорах нашего флота в ВОВ, наверное, надо было вспомнить и "Архангельск" ("Ройял Соверин"), что был передан СССР в начале 1944 года в счет репараций ВМФ Италии. Под советским военно-морским флагом линкор находился с мая 1944 года до января 1949, пока его не вернули британцам.
    1. Денис 6 июля 2013 17:22
      Цитата: Per se.
      "Архангельск" ("Ройял Соверин")
      Был,но никак себя не проявил
      До конца войны линкор не покидал Кольского залива. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы. Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10—12 ходовых суток
      Гейбританцы хорошего бы,тем более война кончалась,не подогнали
      1. Per se. 6 июля 2013 20:54
        Цитата: Денис
        Гейбританцы хорошего бы,тем более война кончалась,не подогнали
        Ну, естественно, нам и из итальянского флота после войны передали не "Литторио", на который претендовал Советский Союз, а старый "Джулио Чезаре", который получил у нас имя "Новороссийск", прошёл ремонт и модернизацию, был флагманом на ЧФ, до своей трагической гибели в ночь на 29 октября 1955 года.
        1. Денис 6 июля 2013 23:12
          Цитата: Per se.
          "Новороссийск", прошёл ремонт и модернизацию, был флагманом на ЧФ
          Там не модернезировать,перестраивать надо было,что невозможно.Бронезащита в угоду скорости слаба была.Главный его + в том,что главный калибр позволял использовать ядерные боеприпасы
          1. Blackgrifon 7 июля 2013 12:11
            Цитата: Денис
            Бронезащита в угоду скорости слаба была.


            На Средиземном море все ЛК Италии имели преимущество в скорости и дальности над британскими ЛК.
          2. Per se. 7 июля 2013 13:12
            Цитата: Денис
            Бронезащита в угоду скорости слаба была.
            Справедливости ради надо сказать, что для своего времени это был очень неплохой дредноут. Второе, надо отдать должное итальянцам, которые и провели перестройку, получив по сути новый корабль, который, если не лезть в амбиции, был хорошим линейным крейсером со скоростью в 28 узлов. Отдельная тема, - расточка 305 мм пушек под 320 мм, с заметным увеличением огневой мощи, не смотря на снятие одной трёхорудийной башни ГК. К сожалению, на наших старых линкорах ничего подобного сделано не было, а бронирование они имели еще более плохое, по устаревшим выводам русско-японской войны, где широко применялись фугасные снаряды. Скорость наших старых линкоров, как и защита от авиации, вообще не шла в сравнение с итальянцем. Поэтому, уважаемый Денис, для нас и самый старый итальянский линкор "Джулио Чезаре", был всё равно благом, во всяком случае, до возможного появления линкоров типа "Советский Союз".
  11. kirpich 6 июля 2013 21:12
    В 19-- годах, работал во Владике в ЭО АСПТР. И,однажды потащили, наш,проданый на гвозди крейсер"Александр Суворов". Тащили его в индусию.
    Блин! Как же он сопротивлялся,как не хотел на переплавку...
    Вот,вы не поверите,но есть душа у корабля. Как мы его упустили,как за ним гнались,как его поймали,это отдельная песня...
    Я,про то,что этот крейсер,мог бы послужить РОДИНЕ,... Ну,не на охране границ,но,хотя бы в переплавке. БЛ..ДЬ,я,до сих пор не понимаю - ЗАЧЕМ,продавать на гвозди металл имеющий стратегическое значение?
    1. Blackgrifon 7 июля 2013 12:12
      Есть такое понятие - "Предательство".
  12. Zomanus 7 июля 2013 05:31
    Читаешь вот описание первых месяцев войны "там не успели, тут не начали". И иногда задумываешься, а дадут ли доделать сейчас задуманное в армии? Ведь огромная масса средств отвлечена на всякие фиговины, типа Олимпиады и ЧМ-2018. Хотя на эти деньги вполне можно было построить жилье для рабочих заводов и сотрудников военной науки. Чувствую что втянули нас в хрень вроде гонки вооружений, что бы истощить наши ресурсы.
  13. APASUS 7 июля 2013 10:44
    У меня куча фото с "Октябрьской революции".Надо попробовать оцифровать ,правда я не спец в этой области.Там куча фотографий из разных походов и что где не очень понятно.Знаю что отец говорил много про Кубу.
    Май отец был командиром башенного орудия главного калибра.
  14. Кислый 7 июля 2013 16:33
    Советую прочесть.
    http://www.battleships.spb.ru/0595/obstrel.html
    Именно поэтому в ПМВ эти линкоры старались в бой не посылать.
    Помимо никуда не годной брони линкоры типа "Севастополь" обладали просто позорной дальностью плавания - 3000 миль, что меньше, чем у броненосцев конца 19 века. Это, а также плохие мореходные качества делали эти корабли пригодными разве что для Балтики, и сравнивать их с океанскими линкорами типа "Вайоминг" просто неправильно.
    Единственными сильными сторонами линкоров типа "Севастополь" (на момент спуска на воду) были высокая скорость и мощное артиллерийское вооружение, особенно противоминное. На этом достоинства исчерпывались.
  15. roma-belij 7 июля 2013 21:10
    Хотелось бы продолжения статьи про другие типы кораблей того времени.
    1. Андрей77 7 июля 2013 23:33
      Хотелось бы с проверенными ссылками. А то почитаешь перед сном такое... 15 линкоров!!!
  16. Андрей77 7 июля 2013 23:24
    Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок.
    --
    Автор, а первоисточник можно? Т.е. в 1936 году СССР обладал такими возможностями и деньгами? Или программу заведомо нереальную приняли? КТО в 36 году предложил за 10 лет построить 15 линкоров и 336 ПЛ, фамилию врага народа в студию?
    ========
    Однако перед самой войной программу было решено сократить
    --
    Очень мило. А чем раньше думали?


    1. Blackgrifon 8 июля 2013 00:29
      Как ни странно, но абсолютно ненужные ЛК "Советский Союз" строили даже во время ВОВ. И это когда палубная авиация доказала свое превосходство над ЛК, а эсминцы по праву стали считаться основными универсальными кораблями - "прислуга за всех", как называл их адмирал Каннингхем.
  17. _КМ_ 8 июля 2013 13:31
    Почитайте воспоминания Н.Кузнецова. Доктрина использования флота подразумевала защиту флангов сухопутных войск. Да и Сталин берег линкоры - он понимал, что закончится война с фашизмом бывшие союзники станут врагами, для борьбы с которыми нужен флот. Кроме того все ясно понимали невысокую боевую ценность линкоров в бою с современными одноклассниками и авиацией. Пользы от них в бою немного, а ущерб в случае потери велик. Особенно потеря линкоров сказалась бы на моральном духе военнослужащих. Поэтому и берегли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня