Military Review

American experienced bomber Martin XB-51

7
World War II was the impetus for the rapid development of all types of weapons. This applies to armor technology, rocket technology and of course the aircraft. However, after the end of hostilities, development did not stop, although it slowed down a bit. During this period, a large number of various machines were developed, and among them were quite a few with original designs. Among them, the XB-51 bomber developed by the American company Glenn L. Martin Company is particularly notable. The most remarkable design feature of this machine is the number and location of the engines: two engines were placed under the nose and one in the tail.


American experienced bomber Martin XB-51


The aircraft Martin Model 234 (designation of the machine) was developed under the new requirements of the Air Force of the United States Army, put forward on the bomber direct support to the troops after the end of the Second World War. The new aircraft was supposed to combine powerful rifle armament, high speed of flight and a significant bomb load. It was assumed that the bomber would have a powerful cannon battery in the nose of the fuselage, the maximum bomb load would be more than 5450 kg (12000 pounds), and high near-sonic speed would be the only means of protection against the attack of enemy aircraft. In this regard, such an aircraft was supposed to be equipped with jet engines. The machine was designed for action from medium and low altitudes. The new machine was given the "military" designation XA-45 (A - attack aircraft). During the design, the designers used nearly fifteen years of experience with the front-line bomber company Maryland, B-10, B-26 Marauder and Baltimore. The desire to meet the requirements during the design of the XB-51 forced the company to make such decisions that this aircraft can certainly be considered one of the most original. After finalizing the aircraft began to be classified as an average bomber. Martin received an order for the production of two experienced XB-51 bombers.

Martin XB-51 had a rather original design, as well as some unusual features, including the location and number of turbojet engines. It should also be noted that the XB-51 was designed to perform tasks that were also assigned to the Martin B-57В bomber ("Canberra"), the English version of which was simultaneously developed with the XB-51 bomber. However, the similarity of the machines consisted only in the number of crew members, otherwise the aircraft were the exact opposite.



The aircraft is a cantilevered midplane with a swept wing and tail. The first calculations showed that the bomber's take-off weight was approaching 36 tons. It was decided to place the payload, which the 24 500-pound bombs were supposed to place in the extended bomb bay, without carrying it to external nodes. Three General Electric J47-GE-7 engines (thrust each 2360 kg, mounted on the first prototype) or J47-GE-13 (thrust each 2640 kg, on the second prototype) served as the power plant. Two engines were mounted on pylons on opposite sides of the fuselage, the third engine was mounted in the tail section. Such a number of engines was caused by the need to achieve the desired characteristics of thrust - the two engines were clearly not enough, and when installing four, it became redundant. Placing three engines in the rear fuselage would have caused the bomb bay to move forward from the wing, which would lead to a significant runoff of the alignments after the bombs dropped. The shift of alignments was necessary to compensate for by increasing the area of ​​horizontal tail, and this significantly increased the mass. Therefore, it was decided to move the two engines forward, and leave one in the rear fuselage.

In addition, the engines hung under the wings interfered with a thin profile. In the area of ​​possible suspension, the construction height of the wing did not guarantee the use of materials of that time to obtain a sufficiently strong structure. In addition to the main engines of the power plant, it was possible to install jet accelerators for takeoff. The XB-51 bombers were equipped with a braking parachute.



The tandem chassis layout for Martin was not new: it was first used in an experimental modification of the B-26 bomber. In addition to a number of advantages, it also had some disadvantages, the main of which was the difficulty of sharply increasing the pitch angle during the takeoff run due to the distant location behind the center of gravity of the rear support. In those years, this deficiency was overcome in several ways: some companies extended the front strut, exposing the aircraft to the required angle of attack (the aerodynamic resistance increased during the takeoff run); others made the front strut telescopically extendable when the breakaway speed was reached (caused significant weight and structural costs). Some of the developers solved the problem, as they say, “head on” - by increasing the area of ​​horizontal tail. The company Martin found its own way - it created a wing with a variable angle of installation during the take-off process: the wing (sweep along the leading edge of the 34 ') rotated around an axis that lay in the plane of the rear spar. The wing had a negative transverse “V” angle and was fitted with slats and flaps that took most of the span. For the transverse control, the interceptors located on the upper surface and the small ailerons at the ends of the wing served. At low speeds, flaps were also used for lateral control, which have the possibility of differential extension. Flap control and wing angle control are mechanically connected.

The use of such a wing made it possible to take off / land practically in the horizontal position of the fuselage, evenly distributing the load on the main landing gear. Due to the speed of the mechanism for changing the installation angle, the maneuverability has improved during the transition after dropping bombs to climb, leaving when landing on a second circle, and the like.



The fuselage of the aircraft was carried out according to the scheme of semi-monocoque. It was assumed that a battery of eight 20-mm or four 75-mm guns would be installed in the nose. Behind the weapons compartment was the crew cabin. The main objectives of the Martin XB-51 bomber were the destruction of enemy air defenses and artillery, as well as tactical support for US ground and / or naval forces. To perform these tasks, it is enough to have a pilot member of the crew - however, the second crew member is necessary for the implementation of radio navigation bombardment. Both crew members are placed in an air-conditioned pressurized cabin located in front of the fuselage. This placement allowed equipping both workstations with ejection seats. The pilot was located under a fighter-type lantern, the navigator-radio operator was below the pilot, there was a special porthole on the starboard side. Between the cockpit and the tail of the engine compartment is a bomb bay.

The first flight of the first prototype was carried out 28 October 1949 year. This vehicle had a tail number 46-685. The long cigar-shaped form of the fuselage was the reason why the bomber was immediately given the nickname "Flying Cigar" ("Flying Cigar"). The second prototype, built in the spring of 1950 of the year and lifted into the air of 17 on April of 1950 of the year with the hull number 46-686, was painted according to the “Glossy Sea Blue” standard for the American Navy. The machine carried the designation of the Second Squadron heavy attack aircraft "Royal Rampants".

In flight tests, the Martin XB-51 bomber proved to be quite good, and although there were failures and accidents from time to time, the pilots spoke about it quite well. But in the 1951 year, the US Air Force changed the requirements for the front bomber, in connection with which they corresponded to English English "Canberra" rather than Martin XB-51.



The project was closed, a license for an English bomber was acquired, and ironically, this production was established precisely at the facilities of the Martin company. The engineers of the company thoroughly changed the import development, and in the mass production of the machine began under the designation B-57. Both prototypes of the XB-51 bomber continued test flights, taking part in a variety of research programs.

9 May 1952 of the year when maneuvering at low altitude crashed the second prototype. The first machine continued to work in research programs, took part in the filming of the movie "Toward the Unknown" where he depicted the XF-120 fighter "Gilbert fighter". Successful flights continued until March 25 1956, when the plane crashed during takeoff. Commissions to investigate accidents with XB-51 bombers concluded that in both cases the cause was pilot error.

Flight performance of the Martin XB-51 bomber:
Length - 25,96 m.
Height - 5,28 m.
Wing area - 50,91 m2.
The wing span is 16,19 m.
Wing load - 102 kg / m².
Thrust to weight ratio - 0,28.
Maximum take-off weight - 26974 kg.
Empty weight - 13419 kg.
Main engines: General Electric J3-GE-47 turbojet 13.
One engine - 2359 kgf.
Accelerators: 4 rocket booster RATO.
Single accelerator - 442 kgf.
The maximum flight speed is 1038 km / h.
Cruising flight speed - 856 km / h.
Maximum rate of climb - 2128 m / min.
Practical range - 2575 km.
Practical ceiling - 12344 m.
Crew - 2 person.
Armament:
- bomb load - 4760 kg.
- eight guns caliber 20 mm (ammunition 1280 cartridges).
Typical load: 4726 kg bombs in the bomb bay and 2907 kg bombs on outdoor hangers or eight 127-mm NUR HVAR.

Prepared by materials
http://www.airwar.ru
http://crimso.msk.ru
http://jetaircraft.ru
http://forum.worldofwarplanes.ru
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. 11111mail.ru
    11111mail.ru 20 May 2014 11: 51
    +2
    Martin found its own path - created a wing with a variable installation angle during take-off:

    The use of such a wing made it possible to take off / landing practically in the horizontal position of the fuselage,

    Very interesting! Article plus.
  2. mirag2
    mirag2 20 May 2014 13: 18
    -1
    Yes, the original experimental setup, obviously.
  3. Maksim...
    Maksim... 20 May 2014 14: 00
    +1
    Yeah, the machine is interesting! good
  4. spech
    spech 20 May 2014 16: 34
    +1
    the location of 2 engines in front and below for the attack aircraft is fool
    PS and article clearly +
  5. Taoist
    Taoist 20 May 2014 17: 33
    +1
    A dead-born monster, as well as all of which sacrificed aerodynamic benefits for operational benefits. In order to suspend b / c this pepelats needs to be lifted on jacks - otherwise the cart with bombs will not go under it ... Placement of engines almost on the ground and no protection of the entrance tract - the engines must be surged at a time ... the gas jet from the nose engines is injected under the wing - we have failures of lifting force at certain angles of attack .... Well, a bicycle chassis is always a problem when landing with the slightest error in piloting. However, our Yak-28x had similar problems - and they were built in a rather large series ... But the technical staff cursed them.
    1. 52
      52 20 May 2014 17: 56
      +1
      Everything is not as scary as you draw. It was an era of daring step into the unknown. and no one wrote textbooks on the subject. Il-22, Yak-30, but you never know! As for the Yak-28, the bombers did not really shine with ground service, and the interceptors were not far away. But the opinion about the scouts and the PP-shnik was different.
      1. Argon
        Argon 20 May 2014 20: 40
        0
        Well, in general, the main feature of the machine was the "adjustable" wing, which was a rather successful solution (at that time) and was widely used in US carrier-based aviation.
  6. 52
    52 20 May 2014 17: 49
    +1
    Peter, is this not a reprint from Aviation and Time? Well, so, just ask?
  7. Greenhorn
    Greenhorn 21 May 2014 04: 09
    +1
    Why does he need eight guns? Work as an attack aircraft?

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51

Вторая Мировая послужила толчком для стремительного развития всех видов вооружений. Это касается броне техники, ракетной техники и конечно самолетов. Однако после окончания боевых действий развитие не прекратилось хотя немного и замедлилось. В этот период было разработано большое количество разнообразных машин и среди них было немало имеющих оригинальную конструкцию. Среди них особенно выделяется бомбардировщик ХВ-51 разработанный американской компанией Glenn L. Martin Company. Наиболее примечательной конструктивной особенностью данной машины является количество и расположение двигателей: два двигателя размещались под носовой частью и один в хвосте.

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51


Самолет Martin Model 234 (проектное обозначение машины) разрабатывался под новые требования Военно-воздушных сил Армии США, выдвинутые на бомбардировщик непосредственной поддержки войск после окончания Второй мировой войны. Новый самолет должен был сочетать в себе мощное стрелковое вооружение, высокую скорость полета и значительную бомбовую нагрузку. Предполагалось, что бомбардировщик будет иметь в носовой части фюзеляжа мощную пушечную батарею, максимальную бомбовую нагрузку более 5450 кг (12000 фунтов), а единственным средством защиты от атаки самолетов противника станет высокая околозвуковая скорость. В связи с этим такой самолет должен был оснащаться реактивными двигателями. Машина предназначалась для действий со средних и малых высот. Новой машине присвоили «военное» обозначение XA-45 (A – штурмовик). Во время проектирования конструкторами был использован почти пятнадцатилетний опыт компании по производству фронтовых бомбардировщиков Maryland, В-10, В-26 Marauder и Baltimore. Стремление удовлетворить выдвинутым требованиям во время проектирования ХВ-51 вынудило компанию пойти на такие решения, что данный самолет наверняка может считаться одним из наиболее оригинальных. После доработки самолет стал классифицироваться как средний бомбардировщик. Компания Martin получила заказ на производство двух опытных бомбардировщиков XB-51.


Martin XB-51 имел довольно оригинальную конструкцию, а также некоторые необычные особенности, к числу которых следует отнести расположение и количество турбореактивных двигателей. Следует также отметить, что XB-51 предназначался для выполнения задач, которые также были возложены на бомбардировщик Martin В-57В («Канберра»), английский вариант которого одновременно разрабатывался с бомбардировщиком XB-51. Однако сходство машин заключалось лишь в количестве членов экипажа, во всем остальном данные самолеты являлись полной противоположностью.

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51


Самолет – свободнонесущий среднеплан, имеющий стреловидное крыло и хвостовое оперение. Первые расчеты показали, что взлетный вес бомбардировщика приближается к 36 тоннам. Полезную нагрузку, которую должны были составлять 24 500-фунтовые бомбы, решено было разместить в удлиненном бомбовом отсеке, не вынося ее на внешние узлы. В качестве силовой установки служили три турбореактивных двигателя General Electric J47-GE-7 (тяга каждого 2360 кг, устанавливались на первом прототипе) или J47-GE -13 (тяга каждого 2640 кг, на втором прототипе). Два двигателя устанавливались на пилонах по разные стороны фюзеляжа, третий двигатель монтировался в хвостовой части. Такое количество двигателей обуславливалось необходимостью достижения заданных характеристик тяги – двух двигателей явно не хватало, а при установке четырех она становилась избыточной. Размещение трех двигателей в хвостовой части фюзеляжа привело бы к тому, что бомбоотсек смещался относительно крыла вперед, что повлекло бы к значительному разбегу центровок после сброса бомб. Сдвиг центровок необходимо было компенсировать за счет увеличения площади горизонтального оперения, а это существенно увеличивало массу. Поэтому было принято решение два двигателя перенести вперед, а один оставить в хвостовой части фюзеляжа.

Кроме этого подвесить двигатели под крылья мешал тонкий профиль. В зоне возможной подвески строительная высота крыла не гарантировала при использовании материалов того времени получение достаточно прочной конструкции. Кроме основных двигателей силовой установки имелась возможность монтажа реактивных ускорителей для взлета. Бомбардировщиков XB-51 оснащался тормозным парашютом.

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51


Тандемная компоновка шасси для компании Martin новой не являлась: впервые она использовалась на экспериментальной модификации бомбардировщика В-26. Кроме ряда преимуществ, она имела и некоторые недостатки, главным из которых была трудность резкого увеличения угла тангажа во время разбега на взлете по причине далекого расположения за центром тяжести задней опоры. В те годы указанный недостаток преодолевался несколькими способами: одни компании удлиняли переднюю стойку, выставляя самолет на необходимый угол атаки (возрастало аэродинамическое сопротивление при разбеге); другие переднюю стойку делали телескопически выдвигаемой при достижении скорости отрыва (вызывало существенные весовые и конструктивные издержки). Некоторые из разработчиков решали проблему, что называется, «в лоб» – за счет увеличения площади горизонтального оперения. Компания Martin нашла собственный путь – создала крыло с изменяемым углом установки в процессе взлета: крыло (стреловидность по передней кромке 34') поворачивалось вокруг оси, которая лежала в плоскости заднего лонжерона. Крыло имело отрицательный угол поперечного "V" и снабжалось предкрылками и закрылками, которые занимали большую часть размаха. Для поперечного управления служили расположенные на верхней поверхности интерцепторы и небольшие элероны на концах крыла. На малых скоростях для поперечного управления использовались и закрылки, которые имеют возможность дифференцированного выдвижения. Управление закрылками и управление углом установки крыла связано механически.

Использование подобного крыла позволяло совершать взлет/посадку практически в горизонтальном положении фюзеляжа, равномерно распределяя на стойки основного шасси нагрузку. За счет быстродействия механизма изменения угла установки улучшилась маневренность при переходе после сброса бомб к набору высоты, уходе при посадке на второй круг и тому подобное.

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51


Фюзеляж самолета выполнялся по схеме полумонокок. Предполагалось, что в носовой части будет установлена батарея из восьми 20-мм или четырех 75-мм пушек. За отсеком вооружения находилась кабина экипажа. Главными задачами бомбардировщика Martin XB-51 были уничтожение средств ПВО и артиллерии противника, а также тактическая поддержка наземных и/или морских сил США. Для выполнения данных задач достаточно оного члена экипажа – пилота – однако, второй член экипажа необходим для осуществления радионавигационной бомбардировки. Оба члена экипажа размещаются в кондиционированном гермоотсеке расположенном в передней части фюзеляжа. Данное размещение позволило оснастить оба рабочих места катапультными креслами. Летчик располагался под фонарем истребительного типа, штурман-радист - ниже летчика, по правому борту имелся специальный иллюминатор. Между кабиной пилотов и хвостовым двигательным отсеком размещается бомбовый отсек.

Первый полет первого опытного образца был осуществлен 28 октября 1949 года. Данная машина имела бортовой номер 46-685. Длинная сигарообразная форма фюзеляжа послужила причиной того что бомбардировщику сразу дали прозвище «Flying Cigar» («Летающая сигара»). Второй прототип, построенный весной 1950 года и поднявшийся в воздух 17 апреля 1950 года с бортовым номером 46-686, был окрашен по схеме «Glossy Sea Blue», стандартной для американских ВМС. Машина несла обозначения Второй эскадрильи тяжелых штурмовиков «Royal Rampants».

На летных испытаниях бомбардировщик Martin XB-51 показал себя весьма неплохо, и хотя время от времени происходили отказы и аварии, пилоты довольно хорошо о нем отзывались. Но в 1951 году американские военно-воздушные силы изменили требования к фронтовому бомбардировщику, в связи с чем им в большей степени соответствовал английский English Electric «Canberra», а не Martin XB-51.

Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51


Проект закрыли, была приобретена лицензия на английский бомбардировщик, и по иронии судьбы, это производство наладили именно на мощностях фирмы Martin. Инженерами фирмы была основательно изменена импортная разработка, и в серийное производство машины началось под обозначением B-57. Оба опытных экземпляра бомбардировщика XB-51 продолжали испытательные полеты, принимая участие в разнообразных исследовательских программах.

9 мая 1952 года при маневрировании на малой высоте рухнул второй опытный самолет. Первая машина продолжала работу в исследовательских программах, принял участие в съемках киноленты «Toward the Unknown» где изображал истребитель XF-120 «Gilbert fighter». Успешные полеты продолжались до 25 марта 1956 года, когда самолет разбился во время взлета. Комиссии по расследованию катастроф с бомбардировщиками XB-51 сделали вывод, что в обоих случаях причиной стали ошибки пилотов.

Летно-технические характеристики бомбардировщика Martin XB-51:
Длина – 25,96 м.
Высота – 5,28 м.
Площадь крыла – 50,91 м2.
Размах крыла – 16,19 м.
Нагрузка на крыло – 102 кг/м².
Отношение тяги к массе – 0,28.
Максимальный взлетный вес – 26974 кг.
Вес пустого – 13419 кг.
Основные двигатели: 3 турбореактивных двигателя General Electric J47-GE-13.
Тяга одного двигателя – 2359 кгс.
Ускорители: 4 ракетных ускорителя RATO.
Тяга одного ускорителя – 442 кгс.
Максимальная скорость полета – 1038 км/ч.
Крейсерская скорость полета – 856 км/ч.
Максимальная скороподъемность – 2128 м/мин.
Практическая дальность – 2575 км.
Практический потолок – 12344 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение:
- бомбовая нагрузка - 4760 кг.
- восемь пушек калибра 20 мм (боезапас 1280 патронов).
Типовая нагрузка: 4726 кг бомб в бомбоотсеке и 2907 кг бомб на наружных подвесках или восемь 127-мм НУР HVAR.

Подготовлено по материалам
http://www.airwar.ru
http://crimso.msk.ru
http://jetaircraft.ru
http://forum.worldofwarplanes.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. 11111mail.ru 20 мая 2014 11:51
    Компания Martin нашла собственный путь – создала крыло с изменяемым углом установки в процессе взлета:

    Использование подобного крыла позволяло совершать взлет/посадку практически в горизонтальном положении фюзеляжа,

    Весьма интересно! Статье плюс.
    11111mail.ru
  2. mirag2 20 мая 2014 13:18
    Да,оригинально-экспериментальная компоновка,очевидно.
  3. Максим... 20 мая 2014 14:00
    Да уж, машинка интересная! good
    Максим...
  4. spech 20 мая 2014 16:34
    расположение 2-х двигателей спереди и внизу для штурмовика это fool
    ПС а статье однозначно +
  5. Даос 20 мая 2014 17:33
    Мёртворожденный монстр, как впрочем и все в которых в жертву кажущейся аэродинамической выгоде приносили эксплутационные характеристики. Что бы подвесить б/к этот пепелац нужно поднимать на домкратах - иначе тележка с бомбами не войдёт под него... Размещение двигателей почти у самой земли и никакой защиты входного тракта - движки помпажить должны на раз... газовая струя от носовых двигателей инжектирована под крыло - имеем провалы подъёмной силы на определённых углах атаки.... Ну а велосипедное шасси это всегда проблемы при посадке при малейшей ошибке в пилотировании. Впрочем у наших Як-28х были сходные проблемы - а они строились довольно большой серией... Но техперсонал их проклял.
    1. 52гим 20 мая 2014 17:56
      Всё не так страшно, как Вы рисуете. Это была эпоха дерзновенного шага в неизвестное. и никто учебников не писал по предмету.Ил-22, Як-30, да мало ли их! А насчёт Як-28- бомберы и впрямь не блистали наземным обслуживанием, да и перехватчики недалеко ушли. Но о разведчиках и ПП-шниках мнение было другое.
      1. Argon 20 мая 2014 20:40
        Ну вообще то главной особенностью машины было"переставное"крыло,что явилось довольно удачным решением(на тот момент)и нашло широкое применение в палубной авиации США.
  6. 52гим 20 мая 2014 17:49
    Пётр, а это не перепечатка из "Авиация и Время"? ННу так, чисто поинтересоваться?
  7. Greenhorn 21 мая 2014 04:09
    А зачем ему восемь пушек? Работать в качестве штурмовика?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня