The death of the battleship Yamato

The Yamato battleships were the largest and most powerful battleships not only of the battleships of the Japanese fleet, but of the whole world. At the time of launching in the world there was only one ship that had a greater displacement - the British passenger liner Queen Mary. Each of the guns of the main 460-mm caliber weighed 2820 tons and was able to send almost a half-ton shells at a distance of 45 kilometers. About 263 meters long, 40 wide, displacement 72 810 tons, 9 main-caliber guns with a diameter 460 mm, 150 power unit 000 hp - allowing the ship to reach speeds in 27,5 nodes (about 50 km / h) - These are just some of the technical specifications of these real sea monsters.

The Yamato and Musashi were the largest artillery ships in the world, capable of hitting targets at any distance from the Mars. The recoil of artillery guns was so strong that the designers had to impose a ban on the use of an onboard salvo — a simultaneous shot from all 9 barrels — in order to avoid mechanical damage to the ship that was irreversible.


Reservations were made according to the “all or nothing” scheme and included an 410-mm inclined belt and the world's thickest deck (200-230 mm.), Even the bottom of the vessel was protected by 50-80-mm. armored plates. This concept involved the creation of an armored stronghold that would protect all the vital centers of the vessel, providing it with a reserve of buoyancy, while leaving everything else unprotected. The Yamato Citadel was the shortest among the battleships built at the end of the 30-s with respect to the total length of the ship — the entire 53,5%. The front plate of the towers of the main caliber of the battleship had armor in 650-mm - the thickest armor ever installed on warships. The strong inclination of the frontal slab of the turret further increased the resistance of the projectile; it was believed that not a single projectile in the world was able to pierce it even when fired at close range.
The death of the battleship Yamato
Battleship in the process of construction

Japanese shipbuilders should pay tribute, they did almost everything that was in their power. The final word remained with the admirals, and here the descendants of samurai and students of the famous Togo suddenly showed up problems. At the very beginning of the war, the officers and pilots of the Japanese aircraft carriers joked bitterly that there are 3, the biggest and most useless things in the world: the Egyptian pyramids, the Great Wall of China and the battleship Yamato. The Japanese fleet often lacked its own battleships, which the fleet command protected. Using them at the very end of the war could not in any way change its outcome, the joke turned out to be very truthful.

The last trip "Yamato"

The battleship Yamato set off on his last trip in April 1945. The task of connection, to which, besides the battleship, the cruiser “Yahagi” and 8 destroyers, among which were 2 special destroyers of air defense of the “Akizuki” type (at that time there were other combat-capable ships, but for them there was no fuel), was on the thin edge between combat operation and suicide. The squadron was supposed to repel all attacks by American aviation and reach the landing site of the American units on Fr. Okinawa. The Japanese fleet command was able to find only 2500 tons of fuel for the operation. In the event that the return of the squadron was considered difficult, the battleship was instructed to rush off the coast of Okinawa and support the defense of the island with the fire of its guns. Such actions of the Japanese fleet could have been dictated only by complete despair, but the Japanese would not have been themselves if they had not made this suicidal attempt.

The commander-in-chief of the Japanese fleet, Admiral Toeda, believed that the operation had no 50% chance of a successful outcome, and he believed that if it was not carried out, the ships would never again go to sea. Even more skepticism was with Vice Admiral Seincha Ito, who was supposed to lead the squadron. His arguments against the suicidal campaign were: the lack of fighter cover, the great superiority of the Americans in surface ships, not to mention the aircraft, the lateness of the operation itself - the landing of the main forces of the American landing force on Okinawa was completed. However, all the arguments of the vice-admiral were rejected.

The most powerful ship of the Japanese fleet was to play the role of bait. In order to maximize his last voyage, he was given a retinue of 9 ships. All of them were supposed to serve as a cover for Operation Kikusui, a massive attack by kamikaze pilots on the American fleet at the landing site. It was with this operation that the Japanese command pinned its main hopes.

4 April, the composition of the battleship escort decreased by 1 ship. The destroyer "Hibiki" near the base collided with a floating mine and failed. The next day at 15 hours, the connection received a final order to go to sea. In 17: 30 from the battleship to the coast were sent to all the cadets who had practiced it, as well as the sick. All the tree that was on the ship was thrown overboard or sent ashore. Therefore, the sailors and the crew had to spend the whole evening, drinking the sake issued during the campaign, squatting - neither chairs, nor tables on the ship remained.

The mood on the Yamato was upbeat and at the same time doomed. In 18 hours, the team put on a clean uniform, the fleet commander’s address was read, which the crew met with triple Banzai. The fate of the ship and the sailors was already entirely in the hands of the enemy.

The Americans did not miss their chance. Already after 1 an hour 40 minutes after the squadron left, it was discovered by American submarines, and in the morning of April 7, and by a reconnaissance group from the 58 th aircraft carrier strike. First, the Americans were going to miss the connection as far as possible to the south and only then attack. From 9: In the morning, 15, a group of 16 American fighters, began to monitor the squadron. The Americans were so confident of victory that they transmitted messages about the movement of the Japanese in plain language, these messages were intercepted on the battleship and did not contribute to raising the morale on the ship.

In 11: 15, the Japanese squadron suddenly turned to the southeast, fearing that the Japanese were not going to Okinawa, and, not wanting to miss such a tasty prey, the Americans decided to attack. The first groups of aircraft from aircraft carriers of the 58 th strike connection, which was about 300 miles from the squadron, began to take off as early as 10 hours. The strike force to destroy the Japanese squadron consisted of 280 aircraft, of which 98 were Avenger torpedo bombers. In fact, 227 machines took part in the attack, 53 still “got lost” and did not find the target. In addition, 106 airplanes also took off for strikes on the squadron, but were late to take part in the battle.
Battleship in battle, you can see a bomb hit him

The first attack on the battleship began in 12: 20, before the 150 aircraft took part. At that time, the squadron marched at a speed in the 24 node and fired from all of its guns, including the Yamato 18-inch. The first American attacks were directed against the ships that went first in the warrant - the destroyer Hamakaze and the cruiser Yahagi. The destroyer sank after hitting the first torpedo. In the same attack, 3-4 aerial bombs hit the Yamato, which damaged a number of 127-mm guns and anti-aircraft installations, and also damaged the fire control post of medium caliber. In 12: 41, according to Japanese data, the battleship also received 2 bombs falling near the mainmast, as a result of which the 13 radar was put out of action. At the same time, according to Japanese data, the battleship was hit by 3-4 torpedoes, although only 2 hits are reliable, both are on the port side. Damage from torpedoes led to significant flooding, especially in the left-side outer engine room, a battleship appeared in 5-6 degrees, which, as a result of counter-floods, was reduced to 1 degrees.

The second wave of the attack began at 13 hours. At this time, the Yamato was moving at the speed of the 22 node. American pilots, being under heavy fire, used a very effective tactic. Going from the nose of the battleship and translating the aircraft into a flat dive, they fired from the side weaponstrying to move in zigzags without staying on the same course. Japanese air defenses simply did not keep up with them (they differed in the insufficient speed of horizontal and vertical laying). In addition, Japanese gunners were overwhelmed by the number of American aircraft, which also affected the effectiveness of their operations. The survivors of the last battle of the battleship did not deny this.


Approximately 50 aircraft from the attackers did not achieve Yamato bombing, but at least 20 from the torpedoes attacking the 4 battleship attacking the target (3 torpedoes to the left, 1 to the right). As a result of a torpedo attack, the ship received a heel in 15-16 degrees, the vessel's speed decreased to 18 nodes. Counter floods again managed to reduce the roll, this time to 5 degrees, the flow of seawater was taken under control. As a result of the torpedo attack, the auxiliary steering machine failed, the electrical equipment was damaged, and part of the artillery failed. The position of the battleship was not yet critical, but the reserves of vitality and stability were already at the limit. Apparently, the 6-7 torpedoes were the limit that ships of this class could withstand.

In 13: 45, the last attack on the wounded battleship began, during which Yamato hit at least 4 torpedoes, again mostly on the port side (1 in PB, 2-3 in LB). Also in the battleship hit several air bombs, which led to severe destruction in the middle of the body, almost swept away all the anti-aircraft artillery located here. Ship's speed dropped to 12 nodes. At that time only one propeller shaft was working on the battleship, and soon they were abandoned by the sailors and all the boiler rooms were flooded. The ship immediately lost speed, its roll on the left side again reached 16 degrees. Huge losses in personnel and failure of the central post of the struggle for survivability deprived the crew of the opportunity to fight for the salvation of the vessel.
The explosion of the battleship "Yamato"

The battleship tried to cover the destroyers of the air defense "Yukikaze" and "Fyutsuki", only two of these ships carried out their task to the end, possessing considerable speed and managing to avoid serious damage. At this time, the battleship was already agonizing, the roll on the port side reached 26 degrees, none of the 127 anti-mine or anti-aircraft guns could fire, like most anti-aircraft guns. Failed steering device and communications.

The tower-like superstructure was riddled with cannon-machine-gun fire: the superstructure personnel suffered heavy losses. In the center of this hell sat the squadron commander, Vice Admiral Ito. The admiral did not utter a word from the moment the attack began, giving control to the ship’s commander, possibly trying to express in this way his attitude against the hopeless deed that he had to do.

At that moment, when the Yamato fell on board with a roll in 80 degrees, an explosion of monstrous power was heard. Its power was such that its glow was seen on the ships of the American squadron, located a few dozen miles from the battlefield. A column of smoke rose to a height of 6 km and resembled a nuclear explosion in shape, the height of the flame reached 2 km. The reason for the explosion could be only one - the detonation of the powder cellars of the main caliber (about 500 tons of explosives), while what exactly caused the explosion will forever remain unknown.

2498 crew members, including the squadron commander and the captain of the vessel, were killed along with the ship. In total, in a battle, in addition to the battleship, the 4 destroyer and the cruiser were sunk, and the total number of the dead reached 3665 people. In the last battle, Yamato shot down 5 airplanes and damaged 20, the entire compound destroyed 10 airplanes: 4 dive bomber, 3 torpedo bomber and 3 fighter - not too expensive price for the death of pride fleet and escort ships. A total of about 10 torpedoes with 270 kg hit the Yamato. “Torpex” (equivalent to 400 kg. TNT) and 13 aerial bombs for 250 kg.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Гибель линкора Ямато

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.
Гибель линкора Ямато
Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.
Гибель линкора Ямато

4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.
Гибель линкора Ямато
Линкор в бою, видно попадание в него бомбы

Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового оружия, стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.
Гибель линкора Ямато
Взрыв линкора "Ямато"

Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 
Читайте также
Комментарии 10
  1. snek 24 мая 2011 13:09
    Интересно было бы если бы японцы (первые, кстати, показавшие весь потенциал морской авиации на практике) устанавили на Ямато пол сотни (а можно и больше) зенитных орудий разных калибров. На фоне главных орудий они вообще почти ничего не весят, единственная проблема - где обслуживающий персонал для них размещать.
    snek
    1. Nexus-6 24 мая 2011 17:27
      С зенитными орудиями и автоматами там все было в порядке, к концу войны на корабли их пихали куда только можно. Не было ( в отличие от американских ЛК ) современной системы управления зенитным огнем. В любом случае результат был бы темже.
      Nexus-6
  2. mitrich 24 мая 2011 16:12
    Было бы то же самое. Почему и надо строить авианосцы.
    mitrich
  3. юнга 24 мая 2011 16:25
    "Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т." умножаем на 9 = почти 25000 т. не многовато ли для 72 810 т водоизмещения? Может ноль в конце лишний, всё равно многовато, у "Новороссийска" при 320-мм ствол с затвором весил 64 т. Может 282 т. весила одна башня?
    юнга
  4. мишаня 25 мая 2011 01:18
    Правда что-то напутали с весом орудийных башен. Каждая из башен весила по 2500 т. а стволы по 165 тонн.

    Эхх... Если бы японцы не боялись бросить Ямато в прямое сражение, то американцы бы точно в штаны наложили. А то всё что могли амеры, это преувеличивать калибр и диаметр орудий...
    мишаня
  5. Ost 25 мая 2011 22:51
    Как ни странно, но беда ЛК "Ямато" заключалоась в том, что американцы узнали их истинные ТТХ только после войны! То есть они их особо не боялись, так как не представляли, что это за корабли. Намного интересней было бы посмотреть на действия американских адмиралов, если бы они знали каких монстров построили джапы.
    Ost
  6. СеняЯ 10 января 2012 00:14
    Просто надобыло использовать грамотно! разработать тактику применения сего чуда техники.....К примеру ЯМАТО идет в атаку на всех парах на АВИВНОСНОЕ соединение пендосов а его прекрывают пару легких авианосцев с АУГ из одних "зеро" штук 70 японских асов бы хватило))) ивсе сближаетсяи главным калибром топит авианосцы красота!
    СеняЯ
  7. ewgen2012ew 16 сентября 2012 10:19
    Кто читал "Цусиму" Новикова - Прибоя, наверное помнит слова русских матросов
    в ответ на оскорбления японцев - придет время и другие лучшие начальники поведут нас в бой,тогда мы вам и покажем. Слова эти оказались пророческими и пусть конкретно не мы а амеры ушатали Ямато, суть не в том тем более что Квантунскую армию раздолбали мы!!!!!!
    ewgen2012ew
    1. Classic 12 июня 2014 18:58
      Квантунскую армию тогда бы и Румыния с Италией раздолбали бы. К 1945 году она ничего серьезного из себя фактически не представляла.
      Classic
    2. igorsv 14 марта 2016 23:47
      У РОССИИ с конца 19-го века не было сильного флота. турки тоже не вояки. у нас большая сухопутная граница и 80-90% того что нам надо доставим по суше. флот у нас больше для престижа. обидно, что "обезьянам", слезшим с феодального строя за 30 лет до того, удалось создать мощный флот. мы так и остались им должны за Цусиму и Макарова.
      по подлодкам мы молодцы, а корабли так себе - средненькие, да еще брали трофейный металлолом. в 20 веке даже японцы нам нос утёрли, а уж остальные и подавно не боялись.
      вот немцы молодцы! что в 1 мировую, что особенно 2-ю, после разрухи, заставили мандражировать англичан и французов. а мы сидели на попе ровно и не отсвечивали.
  8. Classic 12 июня 2014 18:59
    Столько первоклассной стали ушло на эти ненужные проекты. А ведь Япония испытывала серьезнейший сырьевой голод.
    Classic

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня