Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"

Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973г. разработкой авианосца проекта 1153, который предполагал размещение самолетов запускаемых с помощью катапульты - истребителей Миг-23K и штурмовиков Су-25K. Водоизмещение корабля составляло 80000 тонн и размер авиагруппы - 70 самолетов.

Смерть министра обороны маршала Гречко, поддерживавшего этот проект и вступление на этот пост маршала Устинова, который не был его сторонником, повлекли за собой приостановку и отмену его реализации в 1983г.

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 "Ульяновск" началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки авианосца проекта 1160. Предполагалось построить 4 корабля. 4 октября 1988 года головной "Ульяновск" (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.


Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"


От предыдущих ТАВКР "Ульяновск" отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков. Надстройка ("остров") размещалась по правому борту. Система бронирования включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную защиту. Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Источником электроэнергии служит генератор мощностью 27000 кВт. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки "Луна".

Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок протикокорабельных ракет "Гранит", 4 установок ЗРК СМ-9, 8 пусковых установок "Кортик" (позже "Палаш"), 2 реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС "Трон-Дипломант", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трехкоординатная РЛС "Подберёзовик", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат-М", навигационный комплекс "Андромеда", система космической связи "Центавр", РЛС управления полетами "Резистор" и ситему наведения истребителей "Газон", станция РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1".

Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"


С появлением ТАКР "Ульяновск" отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. По боевой эффективности корабль мог бы быть вполне сопоставим с американскими авианосцами типа "Нимитц" и значительно превосходить французский "Шарль де Голль".

Был почти сформирован корпус корабля, но после прекращения финансирования он 1 ноября 1991 года был снят со строительства (при 20% технической готовности) и исключён из списков кораблей ВМФ. 5 февраля 1992 года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разделка его корпуса на стапеле на металл (завершилась 29 октября). Пошёл на переплавку и металл для второго корабля.

Тактико-технические характеристики

Размерения
Водоизмещение: 85000 т
по др. данным: стандартное - 60000 т, полное - 79758 т
Длина: 323,7 м
по ватерлинии 302,6 м
Ширина: 39,5 м
Осадка: около 10,7 м
Длина лётной палубы: 323,7 м
Ширина лётной палубы: 75,5 м

Энергетическая установка
Тип: Ядерная энергетическая установка (4-е реактора, 4 паровых турбины)
Количество валов: 4
Мощность: около 240000 л.с.
Скорость, дальность плавания
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: н.д.
Автономность: н.д.

Вооружение
Около 80 (по др. данным 60-85) самолётов и вертолётов
(Су-27, Су-25, Ка-32, Як-44 (ДРЛО))
16 ПУ ПКРК "Гранит"
4 х 6 ПУ ЗРК СМ-9 (192 ракеты)
8 х 30-мм 6-ти ствольных зенитных установок АК-630М
8 установок комплекса "Кортик" (каждая с 2 х 30-мм орудиями и зенитными ракетами 3М-88, боекомплект 256 ракет, 48000 снарядов)
2 ПУ противолодочного и противоторпедного комплекса РПК-5/Удав-1 (60 ракет)
2 катапульты.

Прочие сведения
Команда: - Около 2300 чел. офицеров флота и матросов
- Около 1500 чел. лётно-технического состава.

Источник:
Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995. // Морская коллекция. - 1995. - №1.
Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев. / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 344.
Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 115-119.
Первоисточник: http://army.lv


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Фильм МО СССР про ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», проект другой (11435), но посмотреть этот фильм стоит.

Читайте также
Комментарии 12
  1. Михаил 24 мая 2011 12:06
    Ещё один пособник горбатого отметился, то секретарь по идеологии цк кпу, то воинам оун-упа жрать носил, Черноморское пароходство разворовал и сам себя седым лисом назвал - пес щелудивый с помойки. А резали при участии СП с пиндосами, а как разрезали - так и пропали соучредители с концами.
    Бля, встал бы Сталин с гроба и навёл порядок с этой шушерой. Так всё разворовать и уничтожить, что людьми строилось и защишалось. Моральные -удалено-
    Михаил
  2. Виктор 24 мая 2011 20:56
    Так значит проект тяжёлого авианосца был разработан и практически начинал реализовываться. Значит дело за малым, принять политическое решение, тем более, что Николаевские верфи снова к нашим услугам.
  3. PSih2097 26 мая 2011 19:24
    Счас он стоить наверное будет 1,5 - 2 ккк$, без авиакрыла, а вместо мистраля проект 11780 "Иван Тарава":
  4. Форвард 27 мая 2011 09:37
    Посмотришь такое в нынешние времена и плакать хочется . Этот Ульяновск совсем немного американцам уступал по авиокрылу и водоизмещению .
    1. Устинов 055 055 31 октября 2016 08:22
      Вот вот, просрали все. 4 корабля должны были войти встрой а горбатый все профукал сволочь
  5. ПАТРОН 18 августа 2011 10:00
    Ну что это за политика возлогать ответственность на человека у которого с головой не всё в порядке!?Тогда это был Устинов,сейчас Сердюков.Не надо лезти в ту область про которую знаешь не больше чем ребёнок про строоение ракетного двигателя...
    ПАТРОН
  6. Денис 28 сентября 2011 03:38
    да,те ребята точно что не съели,то понадкусывали и выкинули
  7. mind1954 28 сентября 2011 04:12
    В Финляндии специально закупили "козловый кран"( он на фотографии ).
    Смотрелся хорошо на американской спутниковой фотографии (на нём
    название фирмы). Половинки собирали на двух стапелях и спускали
    на воду, а у стенки стыковали. Проект интересно назывался.
    Кстати, в это время в Ленинграде порезали на металл несколько,
    заложенных на стапелях то ли корветов, то ли фрегатов, кажется 5 шт.

    P.S. Самое поразительное, что это Гречко гонял моряков и говорил:
    что вы переводите время и деньги на всякую полиативную специали-
    зированную ерунду. Сделайте нормальный универсальный
    авианосец, как у американцев, а потом будет видно полностью он
    устраивает или нет.
    mind1954
  8. mizantrop 13 февраля 2012 22:01
    Эх .ля,такую красоту профукали,какой там Мисраль...ОЧ жаль!
  9. мамба 16 августа 2012 15:38
    Не везёт России с флотом. Стал он и гордостью и болью нашей.
    Позже всех, только при Петре, стали строить настоящий флот, но так и не стали по-настоящему морской державой.
    Все победы русского черноморского флота, да и сам флот стёрла Крымская война.
    К первой мировой войне построили несколько дорогущих дредноутов, которые на Балтике так и простояли всю войну, а их команды, от нечего делать, быстро разложились и с головой нырнули в революционную смуту.
    В шестидесятые Хрущёв пустил на мишени крейсера послевоенной постройки.
    К семидесятым годам 20-го века доросли до карманных авианосцев, но и тут получили по рукам.
    А в девяностые ... Дальше хочется материться, но этот крик души всё равно будет удалён!
    мамба
  10. ZABVO 4 декабря 2012 08:17
    Очень жалко, что не успели... recourse
  11. seregatim86 24 апреля 2015 09:35
    Да, сейчас бы он пригодился, очень жаль нашему флоту сделали подножку, планировались и авианосцы и орланы строились и много чего ещё.
    seregatim86
  12. Устинов 055 055 31 октября 2016 08:25
    Остается только надеяться что после того как пройдет кризис, наше руководство наконец даст команду на стройку крейсеров штук 8ми и еще 8 кораблей 2го ранга что бы вместе они смогли быть заделом для постройки нового авианосца для ВМФ Росссии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня