Why recall socialism?

Why recall socialism?It seems to me that the main feature of the Russian matrix and its duality consisted primarily in the fact that Russia is really two in one.

This is a huge India, ruled by small Britain. Or, if you like, the image of the city in the swamp, and the swamp can be called Solaris for convenience, if for some this word is offensive. And the city is a state structure, built on it.


They come into contact in a complex way, just as a stone touches a marsh. They do not control each other. They are completely separate, hence the double morality. And corruption is nothing more than a mechanism of relations between them. The mechanism of buying people from the state. However, why say “corruption” if there is the word “tradition”, as Mikhail Ouspensky said. We pay them so that they do not prevent us from doing our business.

The device of the swamp is absolutely taboo for him; he does not want to think about himself, but thanks to some thinkers who originated in this swamp, we know about its basic structures. It is always horizontal, it does not like verticals. For him, compatriotal, kinship, family ties, “Odnoklassniki.ru”, “Sokamerniki.ru”, friends from school, etc. are important. It is, as a rule, absolutely unchanged, as Olesya Nikolaeva noted, in its principles. It does not evolve, everything is preserved in it. It is always dissatisfied and at the same time does not want any changes. It perfectly solves non-pragmatic tasks and is completely unable to solve specific tasks. It is no accident that in the West there is such a saying: call the Chinese a difficult task, call the Russian an impossible one.

At the same time, there is a city that is degrading quite quickly all this time. Degrades due to corruption, due to the complete inability to take concrete actions, due to negative selection, according to which people are selected to this top. In other words, the Russian matrix is ​​described in most detail and in detail by the Strugatsky story The Snail on the Slope, where there is a forest and an institute separately. The institute degrades faster than forests, because, unlike forests, it does nothing. The forest froze in its homeostatic state, but nevertheless also swamps quite quickly.

This matrix - the forest - an institution, when all the main state functions are somehow delegated to the authorities, and the people are left to serve as raw materials for it, is really effective for feudalism. But the challenges of the twentieth century, as we understand it, did not meet. Therefore, Russian statehood was absolutely dead by the 1914 year.

Starting with 1914, she began to receive more and more powerful galvanic shocks. The most powerful such galvanic blow was the Russian revolution, then three waves of terror. And, finally, the Great Patriotic War. The corpse was getting more and more powerful current. And at this expense went. I went to 1978 – 1979 until I began to decompose before my eyes.
To study the experience of the USSR

Nevertheless, the Soviet government, with all its horrors, gave rise to one very significant phenomenon, to which we, it seems to me, will have to return more than once. This is the phenomenon of intermediaries between the forest and the institute, a kind of third estate of the people, which is not the government or the people, but the so-called intelligentsia.

The main breakthroughs in Russian stories for all the time of Russia's existence - I would venture to say a terrible thing, but it is so - were associated with the Soviet project, and especially with its recent years, starting with the flight of Gagarin, whose 50 anniversary we celebrate, and ending with the powerful flourishing of Russian culture in the 70s . Nothing like what we had in 70, we will not have very long. Then there was a very obscure combination on the board, which in 1985 was simply swept away from that board by a decisive hand movement. Of course, we must revive it, rebuild it and finish it to the end. Since the situation is a new state of the people ... By the way, the author's song also marks him: the people are the ones who write folk songs. So the appearance of the author's song marked the emergence of a new people. This is the emergence of the intelligentsia.

We have only two scenarios in which this intermediary may arise. This is either a person from the people who has achieved something and learned how Mikhail Lomonosov, or a person from the aristocracy who for some reason became interested in the people like Leo Tolstoy. But it is precisely such figures, thirdly speaking, third in this binary confrontation, that can move Russia somewhere ahead.

Russia succeeded most of all at that moment when the intelligentsia, relatively speaking, people with grass roots, but with a large number of essays in bookcases, began to constitute the absolute majority of the masses. When by the 70 year, the percentage of people with higher education in the country for the first time exceeded the 50 number. And this is the way out of the binary, absolutely fruitless, today’s irrelevant confrontation between the masses and the elite. It seems to me that we should be engaged in the formation of this new intelligentsia.

It is clear that Russia, as a rule, is unsuccessful in the production of goods. But very successful in the production of environments. Production of media, it seems to me, should be the main task. I see here only three tasks at the moment that need to be really quickly solved. Since the “Soviet Union” brand is not currently occupied, I’m talking about a magazine, and such a magazine was once successful, we need a magazine, something like a messenger for the study of ancient culture, which would be called “Soviet Union” and studied technologies of the Soviet Union. This Union was good or bad in 60 – 70-s, and it was certainly bad in many ways, it was a breakthrough from the Russian matrix and in this sense its salvation. Therefore, the magazine, which at a good scientific and cultural level would highlight the problems of 60 – 70, is not the way Leonid Parfenov makes it in terms of glamor, but, of course, in the direction that he discovered, it is urgently needed. We have rolled back from this level and in our movement to the future we will definitely pass this phase again.

The second thing to do immediately. Preparing and trying to formulate a national non-pragmatic project that could today be equally interested in the elite to sponsor it and the masses to work in it. I think that there can be only two such projects. Either this is a great cosmic breakthrough, like a flight to Mars, or a model of the best education in the world, for which Russia, of course, has all the reserves and traditions, but there is no state will.

The third thing we must do. This is the creation of the media as they were created in the Soviet Union, which we talked about: active work on creating a new dissident environment that would have its own newsletters, magazines, its network culture (we have a good idea on the Internet), the formation of children's circles , right up to the model ones, to the most primitive ones, because it is from these circles and environments that all of today's elite came out. In general, if today we form a new intelligentsia, in the political sense nothing will be needed anymore, it will arrange everything for itself.

First principle

Now, maybe, I called important milestones, although they are so opposite in their essence. But in general, it seems to me that there are things secondary to the basic fundamentals. For example, there is the Ministry of Education. But what kind of education without culture? The purpose of education is to bring up a person who seems to be likened to the image of God. However, in general, now the aim is to create a certain robot today, a cyborg performing a certain function. And therefore, of course, education is pointless without cultural leadership.

Let us now turn to agriculture. We had such a program "Culture of the village." All suffered: what to bring there? I then had such an idea, a formula was born, even that in agriculture the way of life is more important than the result of labor. The Minister of Agriculture to some extent should be subordinated to the Minister of Culture. Why? Yes, if we want to produce competitive products on earth, we will inevitably and naturally come to intensive production. However, I do not know whether we will get the results we expect everywhere, in conditions of low soil fertility and not very favorable climate in most of the country. I think the probability of this is small.

At the same time, we understand that it is important for us that people live on this large space. And then they suggested: let's approach agriculture as a way of life of a person who has many children who live on earth. This is more important than the result of labor. And we will develop a program according to which the really necessary sufficiency of the peasant's material condition, his well-being, education and everything else would provide him with this image.

Of course, the work of the Ministry of Sport and Tourism without a cultural component is the training of pumped up people, more like animals than homo sapiens. Once, at one of the meetings in Velikie Luki, the mayor of the city asked me: you couldn’t speak with the Minister of Sports to close the Academy of Physical Culture with us. I ask: why? Yes, you know, the mayor is responsible, 90 percent of graduates of this university go then to gangster groups.

In passing, I note: today, the most powerful cultivation of sport as a kind of national idea is a delusion.

And what about the Ministry of Social Development and Health! If we today gave that value to the culture to which it is entitled, we would have less drug addicts, we would have more normal families.

So, the role and importance of culture, in general, the Minister of Culture, I think, should be repeatedly raised.
Collective unconscious

The second thesis, which would like to convey. Once I happened to engage in psychoanalysis, I spent a lot of time studying the works of Freud and Jung. Jung has a division - Jung's basis, where there is logic and ethics. Russia is an ethical country. The way of thinking of the Russian people is ethical. Orthodoxy is an irrational ethical space. All changes, all revolutions in Russia took place on ethical grounds, starting with the revolution of Lenin, where political slogans are not supported by any logic. War communism crumbled, and the NEP was formed on the basis of Stolypin reforms. Then there was the struggle with privileges. Then came a man who, again, was demanded precisely in ethical terms after the aging Yeltsin.

And now a colossal problem has advanced on us, because the people have ceased to believe in their hearts that the authorities are honest, they are thinking about the country. And you know, Europe is logical, rationally logical. Protestant rationally logical. And we are ethical. And in this sense, the cultural matrix in Russia is very important. It is certainly associated with Orthodoxy. Today, none of the great people actually explained the reasons for the great Russian revolution. And if Raskolnikov, who lives with the mistake of the eastern heart, when the most important task is thought up and the person sacrifices himself, then Raskolnikov repented after hard labor. If revolution is a punishment, then after this terrible time of 70 years without repentance, we returned to the image of Luzhin. And today we suffer in this image.

I think we will not be in this state for a long time. And of course, today this question is the most important: to understand what is ethical space in Russia today from the point of view of economic structure. Because, from my point of view, the ethics of capitalism is contrary to the ethics of Orthodoxy. Why do people remember socialism today?

You know, money motivation in capitalism is one side. Motivation with a conscience is the other side. I wondered: is it possible that there was such a system as socialism, so that a person worked and worked to the best of his talent and physical abilities, and received just as much as is necessary for life? So that there is no motivation for money? It seems to me that for Russia this is all ... I reproduce certain strokes of this collective unconscious, this cultural matrix, which, of course, was largely determined two thousand years ago, one thousand years ago, Russia adopted this gene code in itself.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Почему вспоминают социализм?

Почему вспоминают социализм?Мне кажется, что основная черта русской матрицы и ее двойственность состояли прежде всего в том, что Россия – это действительно два в одном.

Это огромная Индия, управляемая маленькой Британией. Или, если угодно, образ города на болоте, причем болото можно для удобства назвать Солярисом, если для кого-то это слово оскорбительно. А город – это государственная структура, над ним надстроенная.

Соприкасаются они сложным образом, как вообще соприкасается камень с болотом. Они друг другом не управляют. Они абсолютно разделены, отсюда двойная мораль. А коррупция – не более чем механизм отношений между ними. Механизм откупа народа от государства. Впрочем, зачем говорить «коррупция», если есть слово «традиция», как сказал Михаил Успенский. Мы платим им за то, чтобы они не мешали нам делать наши дела.


Устройство болота абсолютно табуировано для него самого, оно не хочет думать о себе, но мы благодаря некоторым мыслителям, зародившимся в этом болоте, примерно знаем основные его структуры. Оно всегда горизонтально, оно не любит вертикалей. Для него важны земляческие, родственные, семейные связи, «Одноклассники.ру», «Сокамерники.ру», друзья по школе и т. д. Оно, как правило, абсолютно неизменно, как отметила Олеся Николаева, в своих принципах. Оно не эволюционирует, в нем все сохраняется. Оно всегда недовольно и вместе с тем не хочет никаких перемен. Оно великолепно решает непрагматические задачи и совершенно не умеет решать задачи конкретные. Недаром на Западе в ходу такая поговорка: на трудную задачу зовите китайца, на невозможную – зовите русского.

Одновременно существует город, который все это время довольно быстро деградирует. Деградирует в силу коррупционности, в силу полной неспособности к конкретным действиям, в силу отрицательной селекции, по которой в эту верхушку отбираются люди. Иными словами, русская матрица наиболее подробно и детально описывается повестью Стругацких «Улитка на склоне», где существуют отдельно лес и институт. Институт деградирует быстрее леса, поскольку в отличие от леса ничего не делает. Лес застыл в своем гомеостатическом состоянии, но тем не менее тоже довольно быстро заболачивается.

Вот эта матрица – лес – институт, когда все главные государственные функции каким-то образом делегированы власти, а народу остается служить для нее сырьем, очень эффективна действительно для феодализма. Но вызовам ХХ века, как мы понимаем, она не соответствовала. Поэтому русская государственность была абсолютно мертва уже к 1914 году.

Начиная с 1914-го она начала получать все более мощные гальванические удары. Самым мощным таким гальваническим ударом была русская революция, затем три волны террора. И, наконец, Великая Отечественная война. Труп получал все более мощный ток. И за этот счет ходил. Ходил до 1978–1979 годов, пока не начал разлагаться на глазах.
Изучать опыт СССР

Но тем не менее советская власть при всех своих ужасах породила один очень существенный феномен, к которому нам, как мне кажется, придется возвращаться еще неоднократно. Это феномен посредников между лесом и институтом, некое третье сословие народа, которое не власть и не народ, а так называемая интеллигенция.

Главные прорывы в русской истории за все время существования России – рискну сказать ужасную вещь, но это так – были связаны с советским проектом и особенно с его последними годами, начиная с полета Гагарина, 50-летие которого мы отмечаем, и кончая могучим расцветом русской культуры в 70-е годы. Ничего подобного тому, что имели в 70-е, мы не будем иметь еще весьма долго. Тогда на доске стояла очень неочевидная комбинация, которая в 1985 году была просто решительным движением руки сметена с этой доски. Мы, безусловно, должны ее возродить, заново выстроить и доиграть до конца. Поскольку ситуация нового состояния народа… Кстати говоря, авторская песня ведь тоже его маркирует: народ – это тот, кто пишет народные песни. Так вот появление авторской песни знаменовало собой появление нового народа. Это появление интеллигенции.

У нас есть всего два сценария, по которому этот посредник может возникнуть. Это либо человек из народа, который чего-то добился и выучился, как Михаил Ломоносов, либо человек из аристократии, который почему-то заинтересовался народом, как Лев Толстой. Но именно такие фигуры, условно говоря, третьи в этом бинарном противостоянии, и могут двинуть Россию куда-то вперед.

Россия больше всего преуспела в тот момент, когда интеллигенция, условно говоря, люди с низовым происхождением, но с большим количеством собраний сочинений в книжных шкафах, стала составлять безусловное большинство народной массы. Когда к 70-му году процент людей с высшим образованием в стране впервые перевалил за цифру 50. И это и есть выход из бинарного, абсолютно бесплодного, уже неактуального сегодня противостояния массы и элиты. Именно формированием этой новой интеллигенции, как мне кажется, мы и должны заниматься.

Совершенно очевидно, что Россия, как правило, безуспешна в производстве товаров. Но очень успешна в производстве сред. Производство сред, мне кажется, и должно стать главной задачей. Мне видятся здесь всего три задачи на данный момент, которые надо действительно оперативно решать. Поскольку бренд «Советский Союз» сейчас не занят, я говорю о журнале, а журнал такой был в свое время успешен, нам необходим журнал, нечто вроде вестника по изучению античной культуры, который бы назывался «Советский Союз» и изучал технологии Советского Союза. Хорош или плох был этот Союз в 60–70-е годы, а он был, безусловно, плох во многих отношениях, он был прорывом из русской матрицы и в этом смысле ее спасением. Поэтому журнал, в котором на хорошем научном и культурном уровне освещались бы проблемы 60–70-х годов не так, как это делает Леонид Парфенов с точки зрения гламурной, но, безусловно, в том направлении, которое он открыл, насущно необходим. Мы откатились назад от этого уровня и в своем движении к будущему обязательно эту фазу еще раз минуем.

Второе, что необходимо делать немедленно. Подготовка и попытка сформулировать тот общенациональный непрагматический проект, который мог бы сегодня одинаково заинтересовать элиту для его спонсирования и массы для работы в нем. Я думаю, что таких проектов может быть всего два. Либо это великий космический прорыв, вроде полета на Марс, либо модель лучшего в мире образования, для которого в России, безусловно, есть все резервы и традиции, но нет никакой государственной воли.

Третье, что мы должны обязательно делать. Это то самое создание сред, как они создавались в Советском Союзе, о котором мы говорили: активная работа по созданию новой диссидентской среды, которая бы имела свои бюллетени, журналы, свою сетевую культуру (у нас это в Интернете неплохо поставлено), формирование детских кружков, вплоть до модельных, до самых примитивных, потому что именно из этих кружков и сред вышла вся сегодняшняя элита. В общем, если сегодня мы сформируем новую интеллигенцию, ничего в политическом смысле делать уже не понадобится, она все устроит себе сама.
Первооснова

Сейчас, может быть, я назвал важные вехи, хотя они такие противоположные по сути своей. Но в целом, мне кажется, есть вещи вторичные по отношению к базовым основам. Вот, например, имеется Министерство образования. Но какое же образование без культуры? Цель образования – воспитание личности, которая вроде бы должна уподобляться образу Божию. Однако, в общем-то, ныне преследуется цель создать некого робота на сегодняшний день, киборга, выполняющего определенную функцию. А потому, безусловно, без культурного главенства образование бессмысленно.

Обратимся теперь к сельскому хозяйству. У нас была такая программа «Культура села». Все мучились: что ж туда внести? У меня тогда появилась такая мысль, родилась формула даже, что в сельском хозяйстве образ жизни важнее результата труда. Министр сельского хозяйства в какой-то степени должен быть подчинен министру культуры. Почему? Да если мы хотим на земле производить конкурентоспособную продукцию, неминуемо и естественно придем к интенсивному производству. Однако не знаю, получим ли повсеместно те результаты, на которые рассчитываем, в условиях малого плодородья почвы и не очень-то благоприятного климата на большей части страны. Думаю, вероятность этого невелика.

В то же время мы понимаем: нам важно, чтобы на этом большом пространстве жили люди. И тогда предложили: давайте подойдем к сельскому хозяйству как к образу жизни человека, у которого рождается много детей, который живет на земле. Это важнее, чем результат труда. И разработаем программу, по которой бы действительно необходимая достаточность материального положения крестьянина, его благополучия, образования и всего остального обеспечивала ему этот образ.

Безусловно, работа Министерства спорта и туризма без культурной составляющей – это подготовка накачанных людей, больше похожих на животных, чем на гомо сапиенс. Как-то на одном из совещаний в Великих Луках мэр города обратился ко мне с просьбой: вы не могли бы поговорить с министром спорта, чтобы закрыть у нас Академию физической культуры. Спрашиваю: зачем? Да, знаете, отвечает городской голова, 90 процентов выпускников этого вуза идут потом в бандитские группировки.

Попутно отмечу: сегодня мощнейшая культивация спорта как некоей национальной идеи – заблуждение.

А что говорить о Министерстве социального развития и здравоохранения! Если бы мы сегодня придавали то значение культуре, на которое она имеет право, у нас было бы меньше наркоманов, у нас было бы больше нормальных семей.

Так вот, роль и значение культуры, вообще министра культуры, считаю, должны быть многократно повышены.
Коллективное бессознательное

Второй тезис, который хотел бы донести. Когда-то мне довелось заниматься психоанализом, я много времени отдал изучению трудов Фрейда и Юнга. У Юнга есть деление – базис Юнга, где есть логика и этика. Россия – страна этическая. Способ мышления русского народа – этический. Православие – иррационально-этическое пространство. Все изменения, все революции в России происходили по этическим мотивам, начиная с революции Ленина, где политические лозунги не подкреплены никакой логикой. Военный коммунизм рассыпался, а НЭП формировался на основе столыпинских реформ. Потом была борьба с привилегиями. Потом пришел человек, который опять-таки был востребован именно в этическом плане после стареющего Ельцина.

И сейчас на нас надвинулась колоссальная проблема, потому что народ перестал верить сердцем, что власть честна, она думает о стране. И вы знаете, Европа логична, рационально логична. Протестантство рационально логично. А мы этичны. И в этом смысле культурная матрица в России имеет очень важное значение. Она, безусловно, связана с православием. Сегодня никто из великих людей вообще-то не объяснил причины великой русской революции. И если Раскольников, живущий с ошибкой восточного сердца, когда придумывается сверхзадача и человек приносит себя в жертву, то Раскольников после каторги покаялся. Если революция – это наказание, то после этого страшного времени 70 лет без покаяния мы вернулись в образ Лужина. И сегодня мучаемся в этом образе.

Я думаю, долго не будем в этом состоянии находиться. И безусловно, сегодня этот вопрос самый главный: понять, что такое этическое пространство в России сегодня с точки зрения экономического устройства. Потому что, с моей точки зрения, этика капитализма противоречит этике православия. Почему сегодня вспоминают социализм в том числе.

Вы знаете, мотивация деньгами в капитализме – это одна сторона. Мотивация с совестью – это другая сторона. Я задумался: а можно ли, чтобы был такой строй, как социализм, чтобы человек трудился и работал в меру своего таланта и физических возможностей, а получал ровно столько, сколько нужно для жизни? Чтобы не было мотивации деньгами? Мне кажется, для России это все… Я воспроизвожу некие мазки вот этого коллективного бессознательного, вот этой культурной матрицы, которая, безусловно, во многом была определена две тысячи лет назад, тысячу лет назад Россия приняла в себе этот генокод.
Автор: Дмитрий Быков, писатель, поэт, журналист, кинокритик, сценарист
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Stavr 24 мая 2011 09:33
    Надо же? Дмитрий Быков вспомнил о духовности! А почему только сейчас? Не только в России, но и во всем мире, да и вообще любой человек, живущий потребностями только своего бренного тела, коими являются материальные блага, уподобляется лишь животному, пытающемуся всего лишь улучшить свое существование без осознания того факта: а кто же его телом управляет? Пока человек не поймет, что его я - это совсем не его бренное тело, а то, что внутри, то есть душа, он будет существовать как животное с простыми инстинктами выживания: войнами, обманом, деньгами, прочими нравстренными падениями, от которых он получает удовольствие в качестве раздражения определенных областей головного мозга: как то от наркотиков, еды, сексуальных наслаждений и т.д. Этап перехода на новую ступень человека означает осознание его ущербности, осознания того, что тело - всего лишь сосуд для вмещения гораздо большей, не поддающейся описанию жизни. Вдруг человек начинает понимать, что мир устроен гораздо-гораздо сложнее, чем может себе представить не только наука, но и самые богатые воображения фантаста. Пока человек не осознает фразу: "Я тот, кто во мне", говорить о будущем человеческой расы преждевременно! Культурный, высокоодаренный, одухотвореннй человек способен это осознать и это единственный путь вперед, тогда как все остальные ведут к деградации и самоуничтожению. Россия находится на гнани как раз последнего. Не случайно Дмитрий Быков задумался о пути, от которого россияне отклонились совершенно в другую сторону, ведущую в пропасть небытия.
    Stavr
  2. юнга 24 мая 2011 20:29
    "Это огромная Индия, управляемая маленькой Британией. Или, если угодно, образ города на болоте, причем болото можно для удобства назвать Солярисом, если для кого-то это слово оскорбительно. А город – это государственная структура, над ним надстроенная"
    Миропонимание Быкова так далеко от реальной России, что в отношении его я полностью согласен с В.И. Лениным: "Интеллигенция - это говно нации."
    юнга

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня