Military Review

Burma Civil War: Communists vs. Government - Red and White Flags

2



The civil war in Burma is little known to the average Russian. Only experts and amateur historians, yes, perhaps, those who have watched and remembers the movie “Rambo-4” have an idea about the events, which will be discussed below. Meanwhile for all of us история This civil war is an example of what a state that is located at the intersection of interests of the most diverse powers, possessing certain natural resources, and, at the same time, not distinguished by political and social stability, can grasp.

In the second half of the twentieth century, during the so-called The “cold war”, Indochina, became an important space for military-political activity. Even before the beginning of the Second World War, communist and national liberation parties and movements began to form in the Asian colonies of the European powers, under the influence of the Soviet Union. The victory in the Second World War, which in Southeast Asia had the character of a bloody confrontation between the Japanese imperial army and the anti-fascist coalition represented by British, Australian, American troops, led to the strengthening of the positions of national liberation movements throughout the world.

Naturally, the winning moods affected also Indochina. In its eastern part - Vietnam, and then Laos - the national liberation movement ultimately ended with the victory of the communists, the American military aggression, the victory over the American troops and their allies and the establishment of socialist regimes that exist with certain adjustments of the political and economic course present tense. Cambodia survived the "Polpotovsky experiment." Royal Thailand, which had never been in the status of anyone's colony and maintained state sovereignty throughout history, became a loyal ally of the United States. But Burma - the most western and in many ways the most closed country of the Indochinese Peninsula - for many decades it has become a place of clash of interests of various forces. What caused a long civil war in the territory of the country, some centers of which have not been eliminated until the present time.

Since 1989, the country has abandoned the name "Burma", which has been popular outside of it, and for the last twenty-five years it has been called "Myanmar". But for the convenience of our readers, we will use in this article its old and usual name. All the years of its post-war independent (from British colonialists) existence are the years of the government of successive authoritarian regimes and incessant civil war.

Representatives of several dozen nations and tribal groups live in this relatively large state (55 million). Although for the average European or American, they are all “on one person”, in fact, between them there are very serious differences in language, in religion, and in the characteristics of culture and management. Bye Burma from 1885 to 1945 was under the control of the British crown, English politicians managed to maneuver between the contradictions of numerous ethnic groups of the country and build a fairly viable management system. Japanese occupation of Burma in 1942-1945 and its subsequent liberation from the British protectorate, entailed the aggravation of previous offenses.

Post-war Burma began its history as a federal state - the Union of Burma, which included seven provinces inhabited predominantly by Burmese (Myanmar) and seven national states (Shan, Chin, Mon, Kaya, Karen, Kachin and Arakan). Naturally, from the first days of the independent existence of the state, the political situation in it destabilized. The catalyst was the promise of the leaving British colonialists to grant state independence to several territories densely populated by national minorities - the states of Shan, Karen and Kaya. The nationalities of other states were also connected, and it also seemed to them that in Burmese Burma their national rights and interests would be greatly affected.

The central power of post-war Burma was represented by “national” socialists from the Anti-Fascist League of People’s Freedom (hereinafter - the ALNS). This organization, which inherited the traditions of pre-war national liberation parties and societies (“Dobama Asiyon” and others), was based on the principles of “Burmese socialism”, which, however, did not duplicate the Marxist-Leninist concept, but offered its own model of reforming economic, social and political life country.

The first leader of the ALNS was Aung San, the legendary Burmese revolutionary who was killed by terrorists in 1947 year and is a well-known Russian-speaking reader on the biography, published in the “Life of Remarkable People” series by Igor Mozheiko. For eleven years, the ALNS (from 1947 to 1958) was headed by U Nu, one of the few Burmese politicians who are well known to the average Russian-speaking older man thanks to his friendship with the Soviet Union.

Having established itself in power, the government of U Nu embarked on an economic reform aimed at the gradual transformation of Burma into a prosperous socialist country. However, by this time the social situation in the country had deteriorated significantly, which was to blame, including the impoverishment of Burmese peasants due to the predatory actions of Hindu usurers. Among the poor peasants in the lower part of the country, the Communist Party of Burma, which offered a more radical program of action, gained significant influence. Already in the 1948 year, shortly after the country's independence was declared, clashes began between government forces and armed detachments of the Communist Party of Burma.

It is worth noting that by this time the Communist Party of Burma had split into two parts - simply the Communist Party, also called the “White Flag” party, and the Communist Party of the Red Flag. The latter was considered more radical and occupied irreconcilable positions, although in the armed confrontation with the Burmese authorities participated the military formations of both factions of the Burmese Communist Party. It turned out that the "Red Flag", accused by opponents of Trotskyism, entrenched in the west of the country, in the province of Arakan, and Lower Burma, and then the northern and eastern provinces of the state, became the arena of the White Flag activity, reorienting to Maoism.

Despite all the efforts of the Soviet Union and the international communist movement to prevent a war between the socialists and the communists, it was becoming increasingly fierce. An important role was played by the split of the communist movement, part of which went for China. For obvious reasons, in Southeast Asia, the positions of the Chinese Communist Party, which adopted the doctrine of Maoism, turned out to be very strong. It was precisely because of the pro-Chinese orientation that the Soviet Union did not render the Communist Party of Burma the support that, say, the Vietnamese Communists received.
The initial success of the Communists in the civil war was largely due to the support they enjoyed among the peasant population of Lower Burma. Promising to endow the peasants with land and overcome the exploitation of Indian usurers, the Communists attracted the sympathy of not only the rural population, but also many soldiers mobilized into government forces, who deserted in whole groups and went over to the rebels.

And, nevertheless, by the middle of 1950's, the activity of the communists began to gradually subside, largely due to organizational squabbles and the elementary inability of the communist leaders to negotiate with each other and with other key actors of the armed confrontation in the country — first all over, with ethnic formations in national states.

In 1962, General Ne Win came to power in Burma. A veteran of the Army of Independence of Burma, he received military education in the Second World War in Japan, with whom the “takins” (fighters for the independence of Burma) then worked closely together. After the Takin’s transition to anti-Japanese positions, the end of World War II and the proclamation of independence, Ne Win consistently held senior positions in the armed forces of sovereign Burma until he was appointed Prime Minister in 1958 and made a coup d'état in 1062.

The political platform of Not Vina, like U Nu, was based on socialist principles, but unlike the predecessor, the general did not fail to bring them to life. The whole industry of Burma was nationalized, agricultural cooperatives were created, opposition political parties were banned. The new leader of the country took decisive measures against the communist rebels. The armed units of the Communist Party suffered several serious defeats, after which they were forced to retreat to the remote northern areas of the country inhabited by national minorities, and go to the classic guerrilla war.

Burma Civil War: Communists vs. Government - Red and White Flags


Unlike Ne Win, who occupied important posts, his peer and former comrade in the national liberation movement, Takin Tan Tun, after the end of World War II, went into a deaf opposition. It was he who headed the Communist Party of Burma (White Flag) and for twenty years spent in the jungle, led its combat operations against the central government of the country. British researcher Martin Smith calls Takina Tan Tuna second in importance after Aung Sana’s leader of the national liberation movement in Burma, emphasizing his level not only as an organizer and leader, but also as a theoretical worker.

Takin Tan Tun and his supporters supported the Chinese line in the international communist movement, accusing the Soviet Union and the CPSU of supporting the semi-colonial nationalist regime of Ne Win. Naturally, the actions of the Maoist Communist Party were beneficial to China, which acquired a conductor of its influence in Burma and West Indochina as a whole. At the same time, the reorganization of the Communist Party began in the Chinese way, accompanied by the creation of a school of political training and the conduct of its own "cultural revolution" in order to cleanse the party of "revisionists." As a result of this “cultural revolution” large-scale purges were carried out in the party, which also concerned its leaders. At the same time, according to the Maoist rule, the number of executors of sentences included friends and even sons or brothers of “traitors of the party line” sentenced to death.

In 1968, Takin Tan Tun was killed by one of his militants. Domestic purges and ongoing operations by government forces have also led to a significant reduction in the scope of the PBC. The party, which suffered serious losses, was forced to concentrate its activities in the areas inhabited by national minorities, primarily in the Wa area.

The ideological line of the Communist Party remained Maoist. In 1978, the new party leader, Takin Ba Thein Tin, described the Soviet policy as imperialistic and Vietnam as hegemonic, wholly supporting Cambodian Khmer Rouge. The “people's war”, based on the rebel potential of the villages, was viewed as the main tactical line of the communists at the present stage of the confrontation.

As China’s political course was being liberalized, its numerous satellites — the Communist Parties of Southeast Asia — were losing their real positions in their countries. The weakening of the Burmese Communist Party, which followed in the 1980s, was largely due to a reduction in Chinese aid, although at the same time, the specifics of ethnic and social relations in the Burmese provinces, the skillful policy of the central leadership that combined military operations with truces with the leaders should not be understated. national minorities.

At present, the communist partisans in Burma do not have even the slightest influence they used before, and certainly they cannot be compared in scale with the like-minded people in the not-so-distant Philippines. However, according to reports of the Burmese and British media, if there are certain social grounds, the Communist Party of Burma is able to resume its combat activity.



Thus, we see that the communist insurgency in Burma, which for several decades was one of the key problems of the central government, reduced its activity with the de-radicalization of China’s senior partner. Today, the Chinese government is more inclined to use economic leverage, rather than support radical formations in neighboring countries. As for the Soviet Union, in the case of Burma, he suffered a clear political fiasco. The military regime was quite closed, including for the expansion of Soviet ideology, and the ability to influence it by controlling the activities of the Communist Party was lost at the end of the 1940-s, since the Union reoriented itself to the support of the socialist government of U Nu.

The Americans and the British turned out to be more far-sighted players in Burmese politics, using the activities of nationalist movements of ethnic minorities to fulfill their strategic interests. But this is another story, about which - in the following material.
P P 'SЊSЏ RџRѕR "RѕRЅSЃRєRёR№
Author:
Photos used:
Bruce Haley
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parus2nik
    parus2nik 22 May 2014 13: 26
    +1
    Thank you, very interesting .. freshened up the memory ...
  2. andy.v.lee
    andy.v.lee 23 May 2014 06: 40
    +1
    Nda ... A beautiful country where Buddhist stupas are decorated with gold and precious stones.

Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флаги

Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флаги


Гражданская война в Бирме малоизвестна среднестатистическому россиянину. Лишь специалисты и любители-историки да, разве что, те, кто смотрел и помнит фильм «Рэмбо-4», имеют представление о событиях, речь о которых пойдет ниже. Между тем, для всех нас история этой гражданской войны служит примером того, что может постичь государство, находящееся на стыке интересов самых разных держав, обладающее некоторыми запасами природных ресурсов и, при этом, не отличающееся политической и социальной стабильностью.

Во второй половине ХХ века, в годы т.н. «Холодной войны», важным пространством военно-политической активности стал Индокитай. Еще до начала Второй мировой войны в азиатских колониях европейских держав, под влиянием Советского Союза, стали формироваться коммунистические и национально-освободительные партии и движения. Победа во Второй мировой войне, которая в Юго-Восточной Азии имела характер кровопролитного противостояния японской императорской армии и антифашистской коалиции в лице английских, австралийских, американских войск, привела к укреплению позиций национально-освободительных движений во всем мире.


Естественно, победные настроения затронули и Индокитай. В его восточной части – Вьетнаме, а затем и Лаосе, - национально-освободительное движение в конечном итоге завершилось победой коммунистов, американской военной агрессией, победой над американскими войсками и их союзниками и установлением социалистических режимов, существующих с определенными корректировками политического и экономического курса вплоть до настоящего времени. Камбоджа пережила «полпотовский эксперимент». Королевский Таиланд, который так и не побывал в статусе чьей-либо колонии и на протяжении всей истории сохранял государственный суверенитет, стал верным союзником Соединенных Штатов. А вот Бирма – самая западная и во многом самая закрытая страна Индокитайского полуострова – она на долгие десятилетия стала местом столкновения интересов самых разных сил. Что и вызвало длительную гражданскую войну на территории страны, отдельные очаги которой не ликвидированы вплоть до настоящего времени.

Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флагиС 1989 года страна отказалась от названия «Бирма», которое было популярно за ее пределами, и последние двадцать пять лет она именуется «Мьянма». Но мы для удобства восприятия читателями будем в этой статьей использовать ее старое и привычное название. Все годы ее послевоенного самостоятельного (от британских колонизаторов) существования – это годы правления сменяющих друг друга авторитарных режимов и непрекращающейся гражданской войны.

В этом относительно крупном государстве (55 млн. человек) проживают представители нескольких десятков народов и племенных групп. Хотя для среднего европейца или американца они все «на одно лицо», в действительности между ними существуют очень серьезные различия и в языковой принадлежности, и в религии, и в особенностях культуры и хозяйствования. Пока Бирма с 1885 и по 1945 гг. находилась под управлением британской короны, английским политикам удавалось лавировать между противоречиями многочисленных этносов страны и выстраивать достаточно дееспособную систему управления. Японская оккупация Бирмы в 1942-1945 гг. и последующее ее освобождение от британского протектората, повлекло за собой обострение прежних обид.

Послевоенная Бирма начала свою историю как федеративное государство – Бирманский Союз, в который вошло семь провинций, населенных преимущественно бирманцами (мьянма), и семь национальных штатов (Шан, Чин, Мон, Кайя, Карен, Качин и Аракан). Естественно, что с первых дней независимого существования государства политическая ситуация в нем дестабилизировалась. Катализатором послужило обещание уходивших британских колонизаторов предоставить государственную независимость нескольким территориям компактного проживания национальных меньшинств – штатам Шан, Карен и Кайя. Подключились и народности других штатов, которым также показалось, что в «бирманской» Бирме их национальные права и интересы будут всячески ущемляться.

Центральная власть послевоенной Бирмы была представлена «национальными» социалистами из Антифашистской лиги народной свободы (далее – АЛНС). Эта организация, наследовавшая традиции довоенных национально-освободительных партий и обществ («Добама Асийон» и др.), стояла на принципах «бирманского социализма», который однако не дублировал марксистско-ленинскую концепцию, а предлагал собственную модель реформирования экономической, социальной и политической жизни страны.

Первым лидером АЛНС был Аун Сан – легендарный бирманский революционер, убитый террористами в 1947 году и известный русскоязычному читателю по биографии, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» за авторством Игоря Можейко. На протяжении одиннадцати лет АЛНС (с 1947 по 1958 гг.) АЛНС возглавлял У Ну – один из немногих бирманских политиков, хорошо известных среднему русскоязычному человеку старшего поколения благодаря его дружбе с Советским Союзом.

Утвердившись у власти, правительство У Ну приступило к проведению экономической реформы, ставившей целью постепенное превращение Бирмы в преуспевающую социалистическую страну. Однако к этому времени социальная ситуация в стране значительно ухудшилась, виной чему было, в том числе, и обнищание бирманских крестьян из-за хищнических действий ростовщиков-индусов. Среди беднеющих крестьянских масс нижней части страны получила существенное влияние Коммунистическая партия Бирмы, предлагавшая более радикальную программу действий. Уже в 1948 году, вскоре после провозглашения независимости страны, между правительственными войсками и вооруженными отрядами Коммунистической партии Бирмы начались столкновения.

Стоит отметить, что к этому времени Компартия Бирмы раскололась на две части – просто Компартия, называемая также партией «Белого флага», и Компартия Красного флага. Последняя считалась более радикальной и занимала непримиримые позиции, хотя в вооруженном противостоянии с бирманскими властями участвовали боевые формирования обоих фракций бирманской компартии. Сложилось так, что «Красный флаг», обвиняемый оппонентами в троцкизме, закрепился на западе страны, в провинции Аракан, а ареной деятельности «Белого флага», переориентировавшегося на маоизм, стала сначала Нижняя Бирма, а затем – северные и восточные провинции государства.

Несмотря на все старания Советского Союза и международного коммунистического движения предотвратить войну между социалистами и коммунистами, она становилась все ожесточенней. Немаловажную роль сыграл и раскол коммунистического движения, часть которого пошла за Китаем. По понятным причинам в Юго-Восточной Азии позиции китайской компартии, взявшей на вооружение доктрину маоизма, оказались очень сильны. Именно по причине прокитайской ориентации Советский Союз и не оказывал Коммунистической партии Бирмы той поддержки, которую получали, скажем, вьетнамские коммунисты.
Первоначальный успех коммунистов в гражданской войне во многом объяснялся той поддержкой, которой они пользовались среди крестьянского населения Нижней Бирмы. Обещая наделить крестьян землей и преодолеть эксплуатацию индийских ростовщиков, коммунисты привлекали симпатии не только сельского населения, но и многих мобилизованных в правительственные войска солдат, которые целыми группами дезертировали и переходили на сторону повстанцев.

И, тем не менее, уже к середине 1950-х годов активность коммунистов начинает понемногу спадать, во многом – из-за организационных дрязг и элементарного неумения коммунистических лидеров договариваться как друг с другом, так и с другими ключевыми акторами вооруженного противостояния в стране – прежде всего, с этническими формированиями в национальных штатах.

В 1962 году к власти в Бирме пришел генерал Не Вин. Ветеран Армии независимости Бирмы, военное образование в годы Второй мировой войны он получил в Японии, с которой «такины» (борцы за независимость Бирмы) тогда тесно сотрудничали. После перехода «такинов» на антияпонские позиции, окончания Второй мировой и провозглашения независимости страны Не Вин последовательно занимал высокие посты в вооруженных силах суверенной Бирмы, пока не был в 1958 году назначен премьер-министром и в 1062 не совершил государственный переворот.

Политическая платформа Не Вина, как и У Ну, базировалась на социалистических принципах, только в отличие от предшественника генерал не преминул воплотить их в жизнь. Была национализирована вся промышленность Бирмы, созданы сельскохозяйственные кооперативы, запрещены оппозиционные политические партии. Решительные меры новый руководитель страны предпринял и в отношении коммунистических повстанцев. Вооруженные отряды Компартии потерпели несколько серьезных поражений, после чего были вынуждены отступить в труднодоступные северные районы страны, населенные национальными меньшинствами, и перейти к классической партизанской войне.

Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флаги


В отличие от Не Вина, занявшего важные посты, его ровесник и бывший товарищ по национально-освободительному движению Такин Тан Тун после окончания Второй мировой войны ушел в глухую оппозицию. Именно он возглавил Коммунистическую партию Бирмы (Белый флаг) и на протяжении двадцати лет, проведенных в джунглях, руководил ее боевыми операциями против центральной власти страны. Британский исследователь Мартин Смит называет Такина Тан Туна вторым по значимости после Аун Сана деятелем национально-освободительного движения Бирмы, подчеркивая его уровень не только как организатора и руководителя, но и как теоретического работника.

Такин Тан Тун и его единомышленники поддержали китайскую линию в международном коммунистическом движении, обвинив Советский Союз и КПСС в поддержке полуколониального националистического режима Не Вина. Естественно, что действия маоистской компартии были выгодны Китаю, который приобрел проводника своего влияния в Бирме и Западном Индокитае в целом. Одновременно началась реорганизация компартии на китайский лад, сопровождаемая созданием школы политической подготовки и проведением собственной «культурной революции» с целью очищения партии от «ревизионистов». В результате этой «культурной революции» в партии были проведены масштабные чистки, коснувшиеся и ее руководителей. При этом, по маоистскому правилу, в число исполнителей приговоров включались друзья и даже сыновья или братья осужденных на смерть «предателей партийной линии».

В 1968 году Такин Тан Тун был убит одним из своих боевиков. Внутренние чистки и непрекращающиеся операции правительственных войск также привели к значительному сокращению масштабов деятельности КПБ. Партия, понесшая серьезные потери, была вынуждена сосредоточить свою активность в районах проживания национальных меньшинств, прежде всего в области Ва.

Идеологическая линия компартии оставалась маоистской. В 1978 г. новый руководитель партии Такин Ба Тейн Тин охарактеризовал политику СССР как империалистическую, а Вьетнама – как гегемонистскую, всецело поддержав камбоджийских «красных кхмеров». «Народная война» с опорой на повстанческий потенциал деревень рассматривалась в виде основной тактической линии коммунистов на настоящем этапе противостояния.

По мере либерализации политического курса самого Китая, его многочисленные сателлиты – компартии Юго-Восточной Азии – теряли реальные позиции в своих странах. Ослабление бирманской компартии, последовавшее в 1980-е годы, во многом было вызвано именно сокращением китайской помощи, хотя в то же время не следует преуменьшать и специфику этнических и социальных отношений в бирманских провинциях, умелую политику центрального руководства, сочетавшего войсковые операции с перемириями с лидерами национальных меньшинств.

В настоящее время коммунистические партизаны не имеют в Бирме даже толики того влияния, каким пользовались прежде, и уж конечно их совсем нельзя сравнивать по масштабу деятельности с единомышленниками в не столь далеких Филиппинах. Впрочем, по сообщениям бирманских и английских средств массовой информации, при наличии определенных социальных оснований компартия Бирмы в состоянии возобновить свою боевую активность.

Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флаги


Таким образом, мы видим, что коммунистическое повстанческое движение в Бирме, на протяжении нескольких десятилетий являвшееся одной из ключевых проблем центрального правительства, снижало свою активность по мере дерадикализации старшего партнера – Китая. Сегодня китайское правительство в большей степени склонно использовать экономические рычаги влияния, нежели поддержку радикальных формирований в соседних странах. Что касается Советского Союза, то в случае с Бирмой он потерпел явное политическое фиаско. Военный режим оказался достаточно закрытым, в том числе и для экспансии советской идеологии, а возможность оказывать на него влияние, управляя деятельностью компартии, была потеряна еще в конце 1940-х годов – с тех пор как Союз переориентировался на поддержку социалистического правительства У Ну.

Американцы и англичане оказались более дальновидными игроками в бирманской политике, использовав для реализации своих стратегических интересов деятельность националистических движений этнических меньшинств. Но это уже совсем другая история, о которой – в следующем материале.
Илья Полонский
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: Брюс Хейли (Bruce Haley)

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. parus2nik 22 мая 2014 13:26
    Спасибо,очень интересно..освежили память...
    parus2nik
  2. andy.v.lee 23 мая 2014 06:40
    Нда... Красивая страна, где буддийские ступы украшают золотом и драгоценными камнями.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня