Military Review

The civil war in Burma: "The Army of God" and other peripetias of the struggle for the independence of the Karen people

3



The proclamation of the state sovereignty of Burma (now Myanmar) entailed the growth of serious contradictions within the Anti-Fascist League of People’s Freedom that came to power. The result of aggravating relations between the socialist and communist wing of the ALNS was a civil war between government forces and armed formations of the Communist Party of Burma, more precisely, its two factions - the Red Flag, operating in the state of Arakan, and the White Flag, which operated in the north and east of the country . But if the civil war initiated by the Communists began to decline after the liberalization of China’s political course, then separatism of national minorities was a much more serious problem for the country.

Myanmar is a multinational state. About half of the population is made up of Burmese (Myanmar) - the Buddhist people, who stood at the origins of the country's statehood. The rest of the population is represented by numerous ethnic groups belonging to the Mongoloid race and speaking Tibeto-Burmese, Thai, Mon-Khmer languages.

During British colonial rule, the British managed to play on the contradictions between the Burmese as the main and state-forming people of the country, and numerous national minorities, which were opposed to the Burmese precisely in order to turn them into a pillar of the colonial regime. Naturally, the proclamation of the sovereignty of Burma was perceived by national minorities as a chance for their own national independence. Moreover, the separatist sentiment was actively fueled by the British, who had promised independence to several Burmese states before the departure of the colonial administration.

One of the centers of resistance of the central government arose in the South-East of Burma, in the territory of the state of Karen. The main population of this territory is Karen - a people, or rather, a conglomeration of ethnic groups and tribes belonging to the Karen branch of the Tibeto-Burmese language family. In modern Myanmar, the Karen population has up to 7 millions of people, and only about half a million Karen live in neighboring Thailand. In the famous film “Rambo - 4”, the events of which unfold in the territory of Burma, the main character assists the Karen people, who are represented by a national minority oppressed by the central authorities.

For a long time, the Southern Karen were subjected to the cultural influence of neighboring monks. Mona - now one of the most peaceful peoples of Burma - lived on the territory of the country long before it was inhabited by the Burmese proper. It was the monks who were Khmer relatives who created the first states in Lower Burma. Naturally, the subsequent expansion of the Burmese from the north and the defeat of the monarchal kingdoms, accompanied by the excision of the most passionate part of the monks, contributed not only to the pacification of the mon lands, but also the flight of a part of the monks to the neighboring Karen lands. Since then, the feudal elite of the Karen was subjected to Mon influence, absorbing, among other things, hatred of central Burmese power.

The British colonial administration, following the principle of "divide and conquer", saw reliable assistants in the southern Karen influenced by the monastic influence. The Karen leaders themselves, who were eager to take historical Burmese revenge. In addition, unlike the Burmese - staunch followers of the Hinayana ("little chariot") Buddhism, the Karen were willingly Christianized, accepting the faith of British missionaries. Today, up to 25% of the Karen, mainly in the Irrawaddy Delta, identify themselves as Christians - Baptists, Seventh-day Adventists, Catholics. At the same time, Christianity is intricately combined with the preservation of traditional tribal beliefs.

The Karen Christians were positively perceived by the British colonialists and had advantages in entering military and civil service. During the years of the Japanese occupation of Burma, the Karen actively resisted the new authorities, acting under the guidance of the British. The beginning of the armed confrontation of the pro-Japanese Army of Burma’s independence, from which the entire post-war Burmese elite, and the Karen formations subsequently grew, also dates back to this time. In retaliation for the participation of the Karen in the war on the side of the British, the Japanese and the Burmese allies (before 1944) destroyed the Karen villages, killed civilians, which also could not but affect the relations between the two peoples.

Despite the fact that the British colonial administration promised to resolve the issue of Karen statehood after the war, in reality no steps were taken to this end. Moreover, tensions between the leadership of the Burmese socialists and the Karen leaders grew. At the time of the proclamation of independence, many Karen soldiers, former British soldiers, served in the armed forces of Burma. For obvious reasons, the authorities sought to get rid of the Karen component in the army. Thus, General Dan Smith, a Karen by nationality who held the post of chief of staff of the Burmese army, was dismissed and arrested.

To protect their interests, the Karen National Union was created. He was led by General Bo Me (1927-2006), a religious Baptist, began his political career by participating in anti-Japanese resistance on the British side. Despite his young years, he was able to quickly take up leadership positions in the Karen national movement. After the Karen National Union proclaimed independence of the Karen state from Burma in 1949, the Karen National Liberation Army (KNLA) was created under the direct supervision of Bo Mea, which for half a century remained the most serious actor of the Burmese civil war. The purpose of these structures was the creation of an independent state of Cochol (“Recovered Land”) in the territory of the state of Karen and other areas densely populated by Karen ethnic groups.

At first, the Karen rebels managed to attack the Burmese positions so seriously that the world community doubted the very prospect of the existence of Burma as a single unitary state. In particular, in 1949, the Karen besieged the Burmese capital Yangon (Rangoon), not to mention full control over the territory of the state of Karen.

The seriousness of the intentions of the Karen National Union regarding the creation of their own national state was confirmed by the fact that the Karen people fought against drug trafficking and the cultivation of narcotic cultures. For Burma and Indochina in general, it was on the verge of nonsense - the fact is that almost all the armed groups that participated in civil wars in the region of the famous “golden triangle” (the junction of the borders of Burma, Thailand and Laos) scooped a significant part of their budgets precisely drug trafficking. Even the communist detachments did not disdain control of the opium poppy plantations.

The Karen National Union not only conducted military operations against the Burmese government with the hands of its armed wing - the national liberation army, but also sought to develop infrastructure in the territories under its control. To the best of opportunities, new schools, medical institutions were created, trade between settlements was streamlined. The efforts of the Burmese army to neutralize the Karen formations were complicated by the fact that the latter retreated to the mountains, which the central government had no control over. As a result, the Burmese recouped the peaceful population of the Karen villages, which supported their rebels and was the last resource and human base. During the years of confrontation, more than a million people left their villages and became refugees in neighboring Thailand.

The Karen’s desire for secession from Burma grew the stronger, the more tough government forces acted against the civilian population of Karen State. The destruction of civilians, repression against adherents of the Christian religion, the use of banned mines - all this was abundantly present in the war of the Burmese government and the Karen National Union.

As is the case in such conflicts, other states, primarily the USA and Great Britain, who patronized the Karen movement as a natural way of weakening central Burmese power, also relied on Karen. Significant assistance to Karen national resistance was also provided by neighboring Thailand. Between Thailand and Burma, there has been a long-standing military-political rivalry dating back centuries, when the Burmese even managed to defeat the Thai kingdom for a while and occupy its capital. Naturally, the Karen in this situation were considered by the Thai leadership as an excellent tool for weakening the centuries-old rival, all the more flirting with socialist ideology.

The 20,000 Karen army, which controlled the southeastern territories of Burma, received all-round assistance from Thailand, including weapons. On the territory of Thailand, there were military camps of the Karen rebels. With the help of a protracted civil war, Thailand has seriously neutralized Burma as a rival in the region, but nothing can last forever. After the Cold War began to decline, Thailand significantly reduced support for the Karen separatists. Burma, renamed Myanmar, normalized relations with its closest neighbor and the royal government, there was nothing left but to gradually oust the Karen formations from its territory.

By 1990. the split of the Karen national movement on religious grounds also applies - Buddhists accused the dominant Christians of discrimination and encroachment on their interests and formed their own Democratic Karen Buddhist army, which rather quickly found itself on the side of their co-religionists - the central Burmese government. At the same time, more radical and exotic splits from the Karen National Union - the Karen National Liberation Army appeared.

One of them was the Army of God, which became famous throughout the world for children and adolescents not only of the majority of its militants (a common thing for Indochina - children and adolescents always met in abundance among the Khmer Rouge and other rebel groups), but also leaders . The brothers John and Luther Hthu, who appropriated the title of colonel to themselves, began to command the Army of God at the age of twelve, which was too young even by local standards. The army of young brothers came to the center of attention of the world community in January, 2000, when ten of its militants seized a hospital in the Thai town of Ratchaburi. The “soldier of God” was taken hostage by 700, and then (after partial release) of 200 hospital staff and patients. However, the training of Thai special forces turned out to be more serious than faith in charismatic brothers - the terrorists were destroyed as a result of a special operation. A year later, in the Myanmar, the Khtu brothers themselves were captured.

It is noteworthy that Khtu brothers negatively assessed the more moderate and numerous wing of the Karen resistance, consolidated around the Karen national liberation army - the hopes for a peaceful outcome of the struggle for independence do not even leave the Karen movement veterans who had fought for decades.

However, the armed resistance of the Karen rebels with some intensity continues to this day. In 2012, a truce was concluded between the central leadership of Myanmar-Burma and the Karen National Union, but not all Karen armed groups, as is the case during civil wars, agreed with the “opportunist” line of their leadership. Therefore, the territory of the state of Karen and its border areas of Thailand are still considered one of the troubled areas of the region.

The conclusion from the foregoing review of the Karen armed resistance can be drawn as follows. While the activity of the Karen national movement corresponded to the interests of neighboring Thailand, the British and Americans looming behind the Bangkok government, it was viewed as national liberation, worthy not only of sympathy and assurances of moral support, but also quite tangible material and military assistance.

Changes in the political situation in the world and the region showed that the Karen were only pawns in the game of the larger actors of world and regional politics, when the time they were used as a tool came to an end, they were left to themselves. And now the prospects for independent or autonomous existence of the territories inhabited by the Karen depend exclusively on themselves. The Americans and the British did much worse with the national movements of Burma that were involved in the production and trafficking of drugs. On the "opium wars" in the "Golden Triangle" - in the following material.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ptah
    Ptah 23 May 2014 09: 36
    0
    Burma Civil War:

    Yeah, well ...
    Are these there too .... "keeping up with world trends"?
    1. ilyaros
      23 May 2014 15: 48
      0
      yes they have been fighting there for a long time, the whole history of post-war
  2. The comment was deleted.
  3. Landwarrior
    Landwarrior 23 May 2014 14: 34
    +1
    In Southeast Asia, there is a "golden triangle" where drugs are produced on an industrial scale. Therefore, a certain "heat of passions" is always maintained there, so that the authorities of the countries are engaged in the fight against the rebels, and not against the drug mafia. That's all hi

Гражданская война в Бирме: «Армия Бога» и другие перипетии борьбы за независимость каренского народа

Гражданская война в Бирме: «Армия Бога» и другие перипетии борьбы за независимость каренского народа


Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.

Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.


Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей историей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Ptah 23 мая 2014 09:36
    Гражданская война в Бирме:

    Даа нууууу....
    Неужели и эти туда же.... Т.с. "не отставая от мировых тенденций"?
    1. ilyaros 23 мая 2014 15:48
      да они там давно воюют, всю историю послевоенную
  2. Комментарий был удален.
  3. Landwarrior 23 мая 2014 14:34
    В Юго-Восточной Азии-"золотой треугольник", где производят наркоту в промышленных масштабах. Посему там всегда поддерживается определенный "накал страстей", чтобы власти стран занимались борьбой с повстанцами, а не с наркомафией. Вот и всё hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня