Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе оружия. Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.

НС-23


Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I


Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.

Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.

Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

НР-23

В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
НР-23 (на заднем плане) в сравнении с Н-37 (на переднем плане) в дрезденском музее Бундесвера


В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28


Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

АМ-23

В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
Техники выполняют обслуживание пушки АМ-23 в полевых условиях


Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
Осмотр пушек АМ-23 на нижней подвижной установке ДТ-7НС бомбардировщика Ту-16


Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.

Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL и антеннами станции РЭБ "Саяны-М" на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010 г. (автор фото - Алексей Власов, http://russianplanes.net)


В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.

В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).

Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.

В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I
Пушки АМ-23 в дистанционно-управляемой башне дальнего бомбардировщика 3МД


Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.


По материалам:
http://airwar.ru/
http://airpages.ru/
http://museum-arms.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://zid.ru/
Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 1999

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. inkass_98 23 мая 2014 10:14
    Спасибо, жду продолжения, интересный обзор.
  2. Marssik 23 мая 2014 11:28
    Хотели компенсировать слабость 23х115 количеством ,почему не наоборот...
    1. Igor75 23 мая 2014 12:29
      Непонятен вопрос. Если слабость в сравнении с 23х152 - то снаряд тот-же, начальная скорость больше, но и отдача намного больше, следовательно или темп стрельбы меньше, или масса пушки больше. Если вопрос о снаряде - то это уже другой калибр.
      1. Marssik 23 мая 2014 16:15
        Проще....2 маленьких или одна большая, странный подход брать гильзу от пулеметного боеприпаса и впихивать в нее пушечный снаряд.
        1. anomalocaris 23 мая 2014 21:00
          У двух маленьких был примерно такой же импульс отдачи как у одной большой... ВЯ-23 не мог вынести ни один истребитель (хотя её и пытались ставить), уж слишком мощной у неё была отдача. А вообще, история создания 23мм авиационной пушки в СССР это грустная и трагическая история...
          anomalocaris
        2. anomalocaris 24 мая 2014 08:50
          Вполне обычный для того времени подход - взять гильзу крупнокалиберного пулемёта и развернуть дульце под малокалиберный снаряд.
          anomalocaris
  3. Nikolay74 23 мая 2014 12:12
    Во время службы в армии 1994-95г на авиаскладах в г.Чита видел авиа пушку 37 г.в. мы её в ж.д. контейнер перетащили на списание ушла. Меня тогда очень сильно удивило, самолетов под них нет а пушка столько лет храниться. К сожалению не знаю марки, молодой тогда был, такими вещами особо не интересовался
    1. anomalocaris 23 мая 2014 21:01
      ШВАК. Других тогда просто не было.
      anomalocaris
  4. Igor75 23 мая 2014 12:19
    Хорошая статья. Ставлю плюс.
  5. Туркестанец 23 мая 2014 13:57
    Статья получилась в первой части полной.Спасибо. Надеюсь, что во второй части вы продолжите её и начнёте с таких пушек как Р-23, ГШ-23 и.т.
    И ещё у всех причисленных пушек был великолепный инструмент и приспособления для разборок, обслуживания пушек.
  6. Argon 23 мая 2014 15:33
    На мой взгляд не достаточно описанны предпосылки перехода на патрон низкой баллистики,и в связи с этим истории пушки Б-20,которая,стала как бы переходным этапом.
  7. Робертос 23 мая 2014 16:35
    Отличная статья, очень интересная тема.
    Робертос
  8. Туркестанец 23 мая 2014 20:00
    Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.

    Вторую часть этого предложение не понял. Прошу пояснить.
    1. Argon 23 мая 2014 20:51
      ну была у Ту-16 одна курсовая пушка справа вверху от штурманского места.
  9. kotvov 23 мая 2014 21:23
    спасибо.интересная тема.надеюсь будет продолжение.
  10. Туркестанец 23 мая 2014 21:25
    Наверное автор имел виду неподвижную пушечную установку установленной впереди кабины летчиков с левой стороне фюзеляжа

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня