Россия потратит на истребитель пятого поколения в 5 раз меньше американцев

Россия потратит на истребитель пятого поколения в 5 раз меньше американцев
В четверг впервые стала известна стоимость разработки российского истребителя «пятого поколения» Т-50. Как сообщил премьер-министр Владимир Путин, проект уже обошелся российскому бюджету в 30 млдр рублей и требует еще столько же. Если расчеты премьера окажутся верны, то Россия потратит на истребитель в пять раз меньше американцев. Даже с учетом взяток, на которые, по мнению экспертов, пойдет 10% от этой суммы.

О стоимости Т-50 Путин вспомнил в Жуковском, где посещал колыбель всех российских самолетов, в том числе и этого, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здесь он пообщался с сотрудницами центра, проводившими первые испытания аэродинамических моделей самолета, посмотрел, как в 16 раз в истории Т-50 взлетает в воздух и садится на полосу. И не смог скрыть эмоций.

«Это будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента— F-22 (американский истребитель пятого поколения) по маневренности, вооружению и дальности. Это изделие длительного срока изготовления и длительного срока службы, он будет служить 30–35 лет в строю, с учетом модернизации»,— сказал Путин, посмотрев полет Т-50.


Пять с минусом

Однако, радоваться, что у России есть принципиально новый боевой самолет, пока рано. Глава ОКБ «Сухой» Михаил Погосян заявил журналистам, что лишь в следующем году будет запущены работы по созданию так называемого двигателя «второго этапа», а по сути дела, того самого двигателя, который сделает из Т-50 самолет действительно пятого поколения: изменяемый вектор тяги и сверхзвуковая крейсерская скорость сделают самолет сверхманевренным, он сможет летать вбок, разворачиваться на месте, делать немыслимые для обычного самолета фигуры пилотажа.

Перспективы создания такого двигателя Путин будет обсуждать в пятницу во время поездки в Рыбинск на двигателестроительный завод НПО «Сатурн». Однако сейчас все эти характеристики лишь плод проектных мечтаний. Единственным преимуществом испытываемой в Жуковском машины пока является лишь невидимость для стандартных радаров— следствие особой формы и малого количества металлических деталей. Все остальное— в будущем ценой в миллиард долларов:

О том, на что пойдут эти деньги, расскзал глава ОКБ. «Это совершенно новые возможности оружия— ракеты большой дальности, которые появятся на этом самолете. Это и встроенные системы контроля, которые позволят существенно снизить стоимость обслуживания и эксплуатации этого самолета. Он сам себя будет диагностировать, и механик, который будет обслуживать машину, будет иметь возможность легко определить неисправность, которая неизбежно возникает в процессе длительной эксплуатации таких самолетов»,— рассказал Погосян о планах по доработке самолета.

Армия ждет Т-50 уже в 2012 году

Чуть позже начальник управления вооружения Минобороны Владимир Поповкин рассказал, что начиная с 2016 года в войска планируется поставить более 50 самолетов Т-50. При этом установочную партию из 6–10 самолетов военные хотят получить уже в 2012 году. Однако это вряд ли удастся, поскольку, по словам Погосяна, в 2010–2011 году будет построено еще три самолета для испытаний: итого по 2 самолета в год.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, опытная партия Т-50 поступит в липецкий центр боевого применения и переучивания личного состава, где проходит обкатка новых машин, не раньше 2015 года. При этом, в случае если Минобороны заключит контракты на серийные машины в 2016 году, реально в войска они начнут поступать в 2018.

Дешевле потенциального противника

При заявленных объемах производства Т-50 будет в среднем на 50% дороже Су-35 и стоить около 2 млрд рублей в ценах 2010 года, считает Макиенко. Это почти вдвое меньше, чем цена американского F-22, который оценивается в $130–180 млн

«Что касается эффективности, то вряд ли Т-50 будет превосходить F-22. Американский самолет сущеcтвует уже много лет, и работы над его совершенствованием продолжаются. И к 2016 году его характеристики могут заметно измениться»,— отметил Макиенко.

Преимущества не очевидны

Со слишком оптимистичным прогнозом российского премьера не согласился и первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

«По аэродинамике Т-50 в целом равен F-22, если брать детали, то в чем-то и превосходит, наша аэродинамическая школа все-таки намного лучше американской, это видно и по другим летающим машинам. Зато американцы превосходят нас по двигателям. Поэтому, вероятно, Т-50 будет более маневренным, чем F-22, но уступать ему по дальности при сопоставимых запасах топлива»,— посчитал Сивков.

Эксперты согласились и в том, что $2 млрд на разработку воздушной авиационной системы Т-50— это крайне мало. «Если речь идет не только о создании планера, а о создании системы в целом— то это очень немного. Американцам F-22 обошелся как минимум в $10 млрд. Поэтому здесь можно говорить об эффективном расходовании средств»,— посчитал Константин Макиенко.
10% ушло на взятки

Однако Константи Сивков предположил, что более 10% в цене разработки самолета занимает коррупционная составляющая, еще от 30 до 50% средств переплачено из-за длительного и недостаточного финансирования.

«Если бы все деньги выделялись сразу и вовремя, разработка Т-50 заняла бы намного меньше времени и стоила бы в 1,5–2 раза меньше»,— пояснил эксперт.

По словам Сивкова, боевая эффективность Т-50 будет зависеть от типа вооружения, которое на него установят. «С одними ракетам он будет уступать F-22, с другими— превосходить его. По возможности захвата цели сильного отставания от американцев нет»,— отметил Сивков.
Автор: Денис Тельманов
Первоисточник: http://www.gzt.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.gzt.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня