Вопрос о победах ВВС Третьего рейха

Когда смотришь на асов Второй мировой войны, возникает ряд вопросов, и главный из них: почему летчики-истребители Германии и Японии сбили больше самолётов, чем летчики стран-победителей, СССР и США. Так, 23-летний «ариец» Эрих Хартманн официально сбил 352 вражеских самолета - из них 345 (по другим источникам - 348) советских. Его товарищи по 52-й истребительной эскадре люфтваффе Герхард Баркхорн – 301 победа, Гюнтер Ралль – 275 побед. Для сравнения, наши лучшие асы: Иван Кожедуб сбил 64 самолёта противника, Александр Покрышкин – 59.

Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Эрих Хартманн.

Кроме того, асами у Рейха было более 3 тысяч пилотов – те, кто сбил более 5 самолетов врага, ещё 13 пилотов сбили 200-275 самолетов, 92 аса – 100-200 самолетов, 360 человек – 40-100. Выходит, немецкие асы-истребители наших пачками валили? На Тихом океане было так же, японские асы сбили больше, чем американские: Тэцудзо Ивамото – 202 победы (по другим данным - 80), Хироёси Нисидзава - 147—150 (по другим – 87), Сёити Сугита – 120 (по другим - 70). Лучшие американские летчики-истребители: Ричард Айра Бонг – 40 самолетов, Томас Бьюкенен МакГуайр – 38, Дэвид МакКэмпбелл – 34.


Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Ричард Айра Бонг

Во время войны на Халкин-Голе велись очень интенсивные воздушные бои: лучший советский лётчик (по показателю сбитых врагов) Сергей Грицевец – 12 японских самолетов, японский ас Хиромити Синохара с мая и до своей гибели 27 августа сбил 58 самолетов, 27 июня 1939 года он за день сбил 11 советских самолётов.

Разные авторы поднимали этот вопрос, но к единому мнению не пришли, кто-то считает, что вражеские летчики врали, в реальности было сбито примерно столько же, сколько и лучшими советскими асами; другие считают, что немецкие пилоты просто были лучше и десятками сбивали неопытных летчиков противника. Третьи считают, что проблема в методике подсчётов. Но интересно то, что Япония и Германия проиграли войну, в том числе и воздушную.

Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Гю́нтер Ралль

Методики подсчётов

Обвинить японцев и немцев в серьёзных ошибках, возможно сознательных, при методике подсчёта, не выходит. Если изучить воздушные бои, выходит, что серьезные ошибки есть у всех сторон, а не только у немецкой или японской.

Так, после боёв на Халкин-Голе СССР заявил, что было сбито 588 японских самолетов и ещё 58 уничтожили на земле, японцы заявили об уничтожении 1162 самолетов в воздухе и 98 на земле. Но в реальности Советский Союз потерял 207 самолетов в бою и ещё 42 - не боевые потери, японцы сообщили о потере 88 самолетов в бою, и 74 были списаны из-за боевых повреждений. То есть советские данные о потерях врага были завышены в 4 раза, японские в 6 раз. Этот коэффициент, 1 к 4 примерно, сохранился в Военно-воздушных силах Красной Армии и Великой Отечественной войне.

Основная причина расхождения реальности и сообщений пилотов - не их ложь, а сама сложность боя и неизвестность судьбы «подбитого» самолета. Многие самолеты бывали буквально изрешечены, но возвращались на аэродромы. Часто самолет уклонялся от боя, например: топливо заканчивалось, боеприпасы, уходил из схватки, падал в штопор, уходя от огня врага, но затем мог выровняться – его также могли посчитать сбитым. Отсюда и фантастические счета стрелков «летающих крепостей»: немецкие «Мессершмитты», когда выходили из атаки, в силу особенностей двигателя, всегда дымили, их тоже записывали в «сбитые».

Так, за июль 1941 года самолеты ПВО Москвы совершили 89 боёв, отражая 9 налетов вражеских бомбардировщиков, в августе - 81 бой при 16 налетах. Они заявили, что сбили 59 самолетов в июле, 30 в августе. По данным немцев: в июле потеряно 20-22 самолета, в августе – 10-12, то есть расхождение примерно в три раза. Так же ошибались у немцев: 30 июня 1941 года состоялось воздушное сражение над Двинском, наши бомбардировщики, всего 99 единиц, бомбили мосты, их атаковали немецкие истребители. Они заявили о 64-65 сбитых самолетах, по нашим данным было потеряно 34 самолета, ещё 18 подбитыми смогли успешно вернуться на аэродромы, то есть расхождение примерно в 2 раза.

Ещё один пример, уже Западный фронт, 6 марта 1944 года налёт на Берлин: американцы (пилоты истребителей, стрелки бомбардировщиков) заявили, что уничтожили 179 самолетов противника (83% отражавших налет немецких самолетов), немцы же потеряли 66 истребителей. Немецкие летчики заявили, что сбили 128 бомбардировщиков и истребителей, ещё 12 самолетов предположительно сбили, в реальности американцы потеряли 69 бомбардировщиков и 11 истребителей.

Бой под Харьковом 13 мая 1942 года, немцы заявили, что сбили 65 самолетов, наши потери в этот день – 20 самолетов. 14 мая немцы докладывают о 47 самолетах, из них Герман Граф сбил 6, Адольф Дикфельд – 9 самолетов. Наши реальные потери – 14 самолетов.

Причём попытка объяснить разницу «баллами» и «победами» ничего не решает – эти системы существовали в люфтваффе параллельно – «баллы» (двухмоторный самолет – 2 балла, четырехмоторный – 4) учитывались для награждения и для присвоения званий. Также и в советских ВВС параллельно учёту «побед» существовала система денежных премий из учёта ценности сбитого самолета.

Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Гюнтер Ралль (второй слева) после своей 200-й воздушной победы. Второй справа — Вальтер Крупински.

Помощь фотопулеметов, посты ВНОС

Фотопулеметы улучшали возможности правильного подсчёта, но также не решали проблемы. На наших самолетах фотопулемет «ПАУ-22» начали ставить ещё до войны. Фотопулемет снимал с меньшей скоростью, чем кинокамера – примерно 8-10 кадров в секунду, и, самое главное, он прекращал работу после отпускания гашетки управления огнём, поэтому поражение цели последним снарядом он не фиксировал, не фиксировал он и поведение самолета противника после попадания. Фактически он мог зафиксировать гибель самолета врага только при его гибели в процессе стрельбы. Их массовое использование ничего не изменило, проблема осталась.

Посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) также не могли дать правильной картины, обычно бой шел далеко, и трудно было определить тип сбитого и упавшего самолета визуально. Всего один пример: 19 апреля 1943 года, бой под Мурманском, ВНОС зафиксировала 4 сбитых самолета, их записали в «победы». Позднее поисковые группы нашли 4 самолета: один вражеский «мессер» и три наших.

Какой итог можно сделать по этим данным: число побед завышалось в несколько раз с каждой стороны, и, если уменьшить победы немецких асов в несколько раз, как они реально сбили, надо также уменьшать и победы летчиков антигитлеровской коалиции. Разрыв всё равно остается. Так в чём же причина? Немцы и японцы были лучшими пилотами, чем русские и американцы?

Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Мессершмитт Bf.109.

Главная причина разницы в сбитых самолетах

Германия более интенсивно использовала свои ВВС, примерно 6 вылетов в день на пилота во время крупных операций. Кроме того, учитывая, что у врагов было больше самолетов, их можно было чаще встретить немецким пилотам. Так, Эрих Хартманн совершил 1525 боевых вылетов, Герхард Баркхорн более 1104 боевылетов, Вальтер Крупински одержал 197 воздушных побед в 1100 боевых вылетах. Для сравнения: у И. Кожедуба всего 330 боевых вылетов. В итоге, если разделить число вылетов у немецких асов и лучшего лётчика СССР, то выходит, что на 4-5 вылетов – 1 победа. Если бы Кожедуб совершил столько же вылетов, сколко и немецкие асы, число его побед также могло было бы насчитывать двумя-тремя сотнями.

Но командованию ВВС Советского Союза не надо было использовать пилотов на «износ», у нас хватало и машин, и пилотов, поэтому они и совершали меньшее число вылетов. Немецкие лётчики воевали почти беспрерывно, у Третьего рейха просто не хватало ресурсов для создания необходимого числа самолетов и подготовки большого количества пилотов. Кроме того, подразделения люфтваффе были вынуждены постоянно перебрасывать с участка на участок. Так, перевооруженную на «Фокке-Вульфы» первую группу 51-й истребительной эскадры бросили в бой под Ленинградом в сентябре-октябре 1942 года; затем участвовали в операции «Марс», по её завершению до января 1943 года воевали в районе Великих Лук; затем операция «Баффель» - отвод 9-й армии Моделя с ржевского выступа. Или первая и вторая группы 54-й истребительной эскадры «Зеленые сердца»: с начала войны и до 1943 года воевали в группе армий «Север», с мая 1943 года переведены в группу армий «Центр» - бои в районе Орла, операция «Цитадель», после поражения - отход на «линию Хаген». С августа 1943 года первая группа воюет в полосе армий «Юг», под Полтавой остаются до октября; затем переброшены опять в группу армий «Центр» - бои под Витебском, Оршей; летом 1944 года перебросили в группу армий "Север». Вторую группу перебрасывают на Украину, после «Цитадели», в марте 1944 года возвращается в группу армий «Север». Также перебрасывали и другие истребительные подразделения.

Советские авиационные подразделения использовали в основном только на «своем» фронте, не тасовали, ещё и каждые 1-2 месяца выводили в тыл на переформирование – пополнение матчасти, перевооружение. Только с середины 1943 года стали пополнять часть сразу на фронте, как немцы. Так, 16-й гвардейский авиаполк А. Покрышкина убыл на переобучение для «Аэрокобр» в конце декабря 1942 года, а вернулся на фронт только 9 апреля 1943 года. 434-й полк майора Клещеева (380 боевылетов, воздушных побед 16 индивидуальных и 15 в группе) с мая по сентябрь 1942 года трижды переформировывали. Естественно - это уменьшало возможности пополнить личный счёт.

Такие же проблемы были у японцев на Халкин-Голе – 4-6 вылетов в день, поэтому пилоты немцев и японцев были «самыми усталыми людьми войны». Они имели больше возможностей стать асами, но войну проигрывали, включая и воздушную.

Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Белл P-39 «Аэрокобра» — самолёт Покрышкина в 1943—1944 годах.
Вопрос о победах ВВС  Третьего рейха

Иван Иванович Клещев

Источники:
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Мухин Ю. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе. М., 2006.
http://alexgbolnych.narod.ru/toliver_constable/index.htm
http://www.airforce.ru/history/khalkin-gol/index.htm
http://allaces.ru/p/people.php?id=13284
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лётчиков-асов_Второй_мировой_войны#.D0.AF.D0.BF.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D1.8F



Игра Бакуган, созданная по мотивам одноименного японского мультфильма Bakugan, полностью воспроизводит различные сюжеты и декорации, предлагая самому стать режиссером событий. Настольная игра Bakugan состоит из арены для битв, пластиковых шариков, превращающихся в монстров, разнообразных карточек, наборов для битв и многое другое. Купить можно в интернет магазине игрушек toy.ru .


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. mitrich 26 мая 2011 12:02
    Я этот вопрос специально исследовал, для себя, конечно, и пришел к таким выводам. Если отталкиваться не от сообщений Совинформбюро и "Дойче Вохеншау", то методика подсчета сбитых самолетов противника в РККА, как и у американцев, была намного более корректной, чем у немцев. При этом непреложным фактом является то, что пилоты Люфтваффе были более подготовлены, чем советские летчики, особенно в первый период войны, так как их готовили основательно, несколько лет, а не как у нас, по сокращенным программам (что тоже можно понять, учитывая катастрофические потери ВВС в начальный период войны).
    Сбитых самолетов на счету немецких асов больше потому, что:
    1)количество сбитых учитывалось по количеству двигателей. Скажем, 4-моторный ТБ-7 учитывался как 4 сбитых самолета;
    2)немцы учитывали как уничтоженные в бою самолеты, расстрелянные на аэродромах базирования (вспомните жаркий июнь 1941);
    3)немцы практиковали метод "свободной охоты" над территорией противника, тогда пилоту верили на слово (наши асы такой метод не практиковали по вышеуказанной причине);
    4)у немцев существовало правило, при котором ведомые летчики отдавали свои победы ведущему (как правило, командиру звена или эскадрильи);
    5)фотопулемет, как правило, фиксировал лишь попадание пули-снаряда в самолет противника, а не его падение на землю.
    Основное принципиальное отличие в подсчете сбитых самолетов противника советскими асами заключалось в том, что подвердить победу они могли только рапортами НАЗЕМНЫХ войск. Хорошо, если самолет противника падал на нашей территории, а если на территории, занятой противником? Таким образом Кожедуб недосчитался многих своих побед, в том числе и над американцами (во время войны в Корее). Если бы мы считали свои победы, как немцы, то тот же Хартманн к концу войны был бы уже трижды сбит.
    Оттого и разница в цифрах.
    mitrich
  2. olifus 26 мая 2011 12:49
    убыл на переобучение для «Аэрокобр» в конце декабря 1942 года, а вернулся на фронт только 9 апреля 1942 года

    это как понимать?
    olifus
  3. Скил 26 мая 2011 13:33
    До переформирования, с начала войны воевал на МиГ-3 и Як-1, перевооружили на P-39 «Аэрокобра», про апрель 1942 г. была опечатка - апрель -1943 возвращение в строй
  4. slan 26 мая 2011 21:06
    Если не врут, у СССР была действительно более четкая бухгалтерия и не в 1.5 раза. Не удивлюсь, если среди пройдошных немецких асов были экземпляры вовсе не стрелянные, а тупо пилившие фиктивные победы с таким же вороватым начальством. Главное не кто как голосует, а кто считает голоса (с) Странно осознавать, что 60 лет назад русские побеждали на деле, а немцы на бумаге. Это ж как все изменилось с тех пор..
    slan
  5. ДАГЕСТАНЕЦ333 27 мая 2011 10:26
    Ну теперь все понятно, а то странновато все выглядело.
  6. Denzel13 26 апреля 2012 01:07
    Еще один автор статьи начитавшийся Толивера и Констебля, либо их пересказчиков типа Зефирова.

    Просто так для примера:
    24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов. Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме. После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!. Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п., однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один! Все!
    Еще есть вопросы по Хартману?
    Есть что продолжить.

    А по счетам немецких "экспертов", есть такие соображения. Очень советую по этому поводу почитать книгу Ю.Мухина "Асы и пропаганда". Если отбросить излишнюю, по моему субъективному мнению, политизированность, то остаются очень интересные факты:
    1) Попав на Восточный фронт немецкие "эксперты" начинали наращивать астрономические счета сбитых самолетов РККА.
    2) Попав после Восточного фронта на Западный, те же эксперты очень резко теряли активность, сбивая в 10-20 раз меньше за больший промежуток времени.
    Из вышесказанного напрашивается вывод, что англо-американские летчики были лучше подготовлены и немеким было труднее их сбивать.
    Но факт №3 - у лучшего аса Союзников, без учета РККА было 38 сбитых (вспоминаем сколько у нас было асов сбивших более 40), а в количественном отношении летчиков Союзников сбивших более 5 самолетов стран Оси было более чем в 10 раз меньше чем в РККА.
    Еще можно соотнести потери на Восточном фронте у немцев и на Западном. Зачастую немцы по своей отчетности "уничтожали" больше чем имелось на каком либо участке фронта наших самолетов. Взять хотя бы воздушное сражение над Голубой линией на Кубани в 1943 году. Все потому, что как мог немецкий летчик заполнить бланки отчетности на 9 -10 сбитых в одном бою американских бомбардировщиков в небе над Берлином, когда все видели, сколько их упало на самом деле, еще и с учетом сильнейшего зенитного прикрытия? Другое дело Восточный фронт - кто проверит сколько упало сбитых советских самолетов, особенно за линией фронта?
    И факт №4 - немецким летчикам давали крест на Восточном фронте за сбитие, в разное время войны, от 50 до 150 самолетов, а на Западном аналогичную награду получали за 10-15 самолетов (что, кстати соответствовало у нас ГСС). Тут опять можно применить вышеуказанный факт №3 относительно пилотов Союзников. Вобщем на Западном фронте с приписками было сложнее, т.к. навиду. И то система балов, а не гарантировано уничтоженых самолетов делала свое дело и там.

    Denzel13
  7. Альф 12 июня 2012 15:25
    Анкета подсчета сбитых самолетов в люфтваффе:
    1. Доклад самого летчика. ( Ну это даже обсуждать не стоит-можно и 20 себе за раз приписать)
    2. Доклад ведомого. ( Смотри выше)
    3. Доклад командира группы. ( То же выше)
    4. Пленка фотокинопулемета. (Если самолет взорвался в кадре, то тут без вариантов, а если задымил, ушел вниз, но выравнялся и ушел домой-тогда как ?)
    5. Подтверждение наземных частей. ( Германские истребители вели, в основном, свободную охоту за линией фронта. С 1942 года линия фронта примерно стояла на месте, с 1943 двигалась на Запад, так что проверить победу было довольно затруднительно)
    Я не утверждаю, что все немецкие победы были вымышлены, но одноклассные истребители всех стран были примерно одинаковы по своим ТТХ, в чем-то лучше, в чем-то хуже. Подготовка летчиков примерно одинакова, опять же плюс, минус (Германский летчик, попадая в часть летом 44-го, имел налет 28 часов, американский -100-120). Так отчего же такая дикая разница ?
  8. Пеликан 24 декабря 2012 22:16
    Хоршо бы посчитать по сухому остатку. Наши боевые потери 46 тыс машин. А у люфтваффе на восточном фронте? С ходу в инете толковых цифр не нашёл.
  9. Алекс 23 июня 2014 18:52
    Статья - полная пурга. То, как Хартман себе победы добывал, даже в горячечном бреду не привидится, а Раллю фамилию с буквой "В" впереди писать впору. Одно не понятно: как такое очковтирательство прокатывало в армии "самой педантичной нации в мире"?
    Статье однозначный минус.
  10. err322 21 ноября 2014 16:54
    Статья скомпонована насыщенно.
    Но убрать бы из неё 2 никчемушных "вывода":
    1. "Но интересно то, что проиграли войну, в том числе и воздушную"
    2. "...но войну проигрывали, включая и воздушную".

    Читатель Алекс
    и не только

    горячечный Хартман?
    Вы про аса Эриха Альфреда Хартманна?
    Одно то, как он артистично бежал из плена...

    Враль?
    Это ас Гюнтер Ралль?
    см. wiki: 621 боевой вылет, сбит 8 раз
    (КА-АРРОЧЕ, писака-враль, прятавшийся в тылу!),
    3 раза ранен.
    На 1 вылет 0,44 сбитых. Наводит на размышления. Кого уж на какие.

    Если же Вам просто за своих обидно, то опять в wiki:
    Г.-Й. Марсель в Африке на таком же мессере 06.06.42 сбил 6 за 11 мин. 01.09.42 он сбил 17.

    Раздражает "очковтирательство"?
    Но на Восточном фронте к смертникам могло быть снисхождение
    (уж в сов. ВВС-то <некоторые> летуны при первой возможности бомбили по лесам да своих).
    На Западном же, над густонаселенными курортами
    лётчик, который не хотел загреметь на Восточный, вёл себя скромнее.

    Я не с наездом на Вас, я про точки зрения/отсчёта у "своих".
    err322

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня