МиГ МФИ - экспериментальный истребитель

МиГ МФИ - тя­же­лый од­но­ме­ст­ный ис­тре­би­тель, вы­пол­нен­ный по аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме «ут­ка» с цель­но­по­во­рот­ным пе­ред­ним го­ри­зон­таль­ным опе­ре­ни­ем (ПГО), сред­не­рас­по­ло­жен­ным тре­уголь­ным кры­лом и двух­ки­ле­вым опе­ре­ни­ем.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


В кон­ст­рук­ции ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны уг­ле­пла­сти­ки и по­ли­мер­ные ком­по­зи­ты, до­ля ко­то­рых в об­щей мас­се со­став­ля­ет око­ло 30%.


На сме­ну все­объ­ем­лю­ще­му при­ме­не­нию ком­по­зи­тов, не­сколь­ко лет на­зад ка­зав­ших­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми кон­ст­рук­ци­он­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, при­шла ра­зум­ная дос­та­точ­ность - на прак­ти­ке та­кие де­та­ли труд­но вклю­чить в си­ло­вую кон­ст­рук­цию, за­труд­не­на ор­га­ни­за­ция сты­ков и пе­ре­да­ча уси­лий, а в экс­плуа­та­ции ме­ша­ет их край­не низ­кая ре­мон­то­при­год­ность при по­вре­ж­де­ни­ях. Пе­ре­би­тые во­лок­на прак­ти­че­ски не под­да­ют­ся вос­ста­нов­ле­нию в обыч­ных ус­ло­ви­ях, вы­ну­ж­дая це­ли­ком за­ме­нять аг­ре­га­ты и ог­ра­ни­чи­вая их ис­поль­зо­ва­ние цель­ны­ми де­та­ля­ми не­боль­ших раз­ме­ров. В кон­ст­рук­ции МФИ из ком­по­зи­тов из­го­тов­ле­ны па­не­ли кры­ла, ПГО, крыш­ки и створ­ки лю­ков.

Алю­ми­ние­во-ли­тие­вые спла­вы со­став­ля­ют 35%, сталь и ти­тан - 30%, еще 5% при­хо­дит­ся на про­чие ма­те­риа­лы (ре­зи­на, стек­ло и др.).

Крей­сер­ский сверх­звук долж­ны обес­пе­чить два ТРДДФ АЛ-41Ф. Дви­га­те­ли, ос­на­щен­ные по­во­рот­ны­ми со­пла­ми, име­ют мак­си­маль­ную фор­саж­ную тя­гу 14000 кгс при соб­ст­вен­ной су­хой мас­се 1585-1600 кг. При нор­маль­ной взлет­ной мас­се они обес­пе­чи­ва­ют са­мо­ле­ту тя­го­во­ору­жен­ность по­ряд­ка 1,3. На­зна­чен­ный ре­сурс АЛ-41Ф до пер­во­го ре­мон­та ра­вен 1000 ча­сов, ре­сурс под­виж­ных час­тей со­пел - 250 ча­сов. Дви­га­те­ли про­шли пол­ный объ­ем лет­ных ис­пы­та­ний на ле­таю­щей ла­бо­ра­то­рии МиГ-25 (борт 306). Мак­си­маль­ная ско­рость МФИ долж­на бы­ла со­ста­вить М=2,6, а про­дол­жи­тель­ная крей­сер­ская, дос­ти­гае­мая без вклю­че­ния фор­са­жа, - М=1,4-1,6. Фор­саж­ный ре­жим рас­смат­ри­ва­ет­ся как крат­ко­вре­мен­ный бое­вой при до­го­не про­тив­ни­ка или обес­пе­че­нии так­ти­че­ско­го пре­иму­ще­ст­ва.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Са­мо­лет ос­на­щен под­фю­зе­ляж­ным воз­ду­хо­за­бор­ни­ком, раз­де­лен­ным на две сек­ции (ка­ж­дая об­слу­жи­ва­ет свой дви­га­тель). Воз­ду­хо­за­бор­ни­ки име­ют верх­ний ре­гу­ли­руе­мый го­ри­зон­таль­ный клин и ниж­нюю от­кло­няе­мую гу­бу, обес­пе­чи­ваю­щие плав­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние по­то­ка на вхо­де. Кон­ст­рук­ция вход­но­го уст­рой­ст­ва име­ет бо­ко­вые ско­сы и вер­ти­каль­ный цен­траль­ный клин. Пре­ду­смат­ри­ва­лось обо­ру­до­ва­ние 1.44 сис­те­мой до­за­прав­ки в воз­ду­хе.

Ниж­нее рас­по­ло­же­ние воз­ду­хо­за­бор­ни­ка вы­год­но и по тре­бо­ва­ни­ям вы­со­ких ма­нев­рен­ных ха­рак­те­ри­стик, по­зво­ляя из­бе­жать сры­ва по­то­ка при ин­тен­сив­ных ма­нев­рах с вы­хо­дом на боль­шие уг­лы ата­ки и ви­ра­жах. Это­му же под­чи­не­на аэ­ро­ди­на­ми­че­ская схе­ма «ут­ка» с вы­со­ки­ми не­су­щи­ми свой­ст­ва­ми. По­ми­мо это­го, ПГО вы­пол­ня­ет функ­ции демп­фи­ро­ва­ния при вы­хо­де на кри­ти­че­ские уг­лы.

Ме­ха­ни­за­ция кры­ла - двух­сек­ци­он­ные от­кло­няе­мые нос­ки, эле­ро­ны и две па­ры фла­пе­ро­нов, за­ни­маю­щие поч­ти всю пе­ред­нюю и зад­нюю кром­ки, под­клю­че­на к элек­тро­дис­тан­ци­он­ной циф­ро­вой сис­те­ме управ­ле­ния, кон­тро­ли­рую­щей по­ве­де­ние ста­ти­че­ски не­ус­той­чи­вой ма­ши­ны. Ее ха­рак­те­ри­сти­ки по­зво­ля­ют дос­тичь на­стоя­ще­го сим­био­за пла­не­ра, дви­га­те­лей с управ­ляе­мым век­то­ром тя­ги и бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния, од­но­вре­мен­но уп­ро­щая ра­бо­ту лет­чи­ка, по­вы­шая чув­ст­ви­тель­ность управ­ле­ния и пре­до­хра­няя ма­ши­ну от вы­хо­да на край­ние и за­пре­дель­ные ре­жи­мы. Все­го са­мо­лет не­сет семь пар управ­ляю­щих по­верх­но­стей, вклю­чая и та­кие не­тра­ди­ци­он­ные, как ру­ли на ниж­них ки­лях и «лас­ты» в кор­не­вых час­тях кры­ла.

Сни­же­ние ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти, дос­ти­гае­мое, в об­щем слу­чае, осо­бен­но­стя­ми ком­по­нов­ки са­мо­ле­та и ра­дио­по­гло­щаю­щим по­кры­ти­ем его по­верх­но­стей, у 1.44 мо­жет оце­ни­вать­ся толь­ко по спе­ци­фич­ным кон­ст­рук­тив­ным ре­ше­ни­ям, сни­жаю­щим ЭПР и эк­ра­ни­рую­щим не­ко­то­рые осо­бо за­мет­ные в этом спек­тре аг­ре­га­ты. По­кры­тия, не яв­ляю­ще­го­ся не­об­хо­ди­мым для пер­вич­ных лет­ных ис­пы­та­ний, са­мо­лет не не­сет. По­ми­мо об­щей ком­по­нов­ки с плав­ны­ми об­во­да­ми, вклю­чая и оваль­ное уп­ло­щен­ное се­че­ние фю­зе­ля­жа, скрыт­но­сти спо­соб­ст­ву­ет внут­рен­нее раз­ме­ще­ние воо­ру­же­ния и ук­ры­тие ком­прес­со­ров дви­га­те­лей, так­же даю­щих за­мет­ные «вспле­ски» при об­лу­че­нии. Ве­ду­щие к ним воз­душ­ные ка­на­лы име­ют S-образную фор­му. За­зо­ры по сты­кам эле­ро­нов, за­крыл­ков, нос­ков кры­ла и ру­лей вы­пол­не­ны ми­ни­маль­ны­ми. Той же ма­ло­за­мет­ной тех­но­ло­гии под­чи­не­на и ус­та­нов­ка раз­не­сен­ных ки­лей на кры­ле с раз­ва­лом на­ру­жу 15°.

Вме­сте с тем ряд ре­ше­ний, пусть и от­но­ся­щих­ся к ин­ди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям 1.44, пло­хо впи­сы­ва­ет­ся в со­вре­мен­ные пред­став­ле­ния о пу­тях сни­же­ния ЭПР: ниж­ние ки­ли, иг­раю­щие роль угол­ко­вых от­ра­жа­те­лей, пре­неб­ре­же­ние ап­ро­би­ро­ван­ной пи­ло­об­раз­ной ор­га­ни­за­ци­ей кро­мок лю­ков и па­не­лей, уг­ло­ва­тые сты­ки ки­лей, кры­ла и фю­зе­ля­жа, на­ли­чие гар­гро­та с те­ми же «уг­ла­ми».

Под­виж­ная час­ти фо­на­ря при от­кры­тии под­ни­ма­ет­ся вверх на двух ры­ча­гах с од­но­вре­мен­ной сдвиж­кой на­зад. Та­кая ки­не­ма­ти­ка по­зво­ля­ет зна­чи­тель­но сни­зить уси­лия, по­треб­ные при от­кры­тии (при тол­щи­не ос­тек­ле­ния 10 мм крыш­ка ве­сит бо­лее 150 кг) и об­лег­чить его при­вод.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Шас­си са­мо­ле­та трех­опор­ное с но­со­вым ко­ле­сом. Но­со­вая стой­ка с дву­мя ко­ле­са­ми 620x180 уби­ра­ет­ся на­зад по по­то­ку. Из-за плот­ной ком­по­нов­ки в рай­оне воз­ду­хо­за­бор­ни­ка она впи­сы­ва­ет­ся в ни­шу не пол­но­стью и за­кры­ваю­щие ее две створ­ки име­ют вы­пук­лую ко­ры­то­об­раз­ную фор­му. Ос­нов­ные стой­ки с амор­ти­за­ци­ей раз­лич­но­го ти­па уби­ра­ют­ся впе­ред. Они не­сут ко­ле­са 1030x320 низ­ко­го дав­ле­ния с вен­ти­ли­руе­мы­ми тор­мо­за­ми. Ис­поль­зо­ва­ние ко­лес то­го же ти­па, что и на Су-25 и Су-27, обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем к уп­ро­ще­нию кон­ст­рук­ции опыт­ной ма­ши­ны.

Воо­ру­же­ния 1.44 не не­сет, од­на­ко за­ре­зер­ви­ро­ва­ны от­се­ки и за­ло­же­ны уз­лы для его ус­та­нов­ки. Пред­по­ла­га­лось, что ис­тре­би­тель бу­дет не­сти встро­ен­ную 30-мм пуш­ку с уве­ли­чен­ной дис­тан­ци­ей эф­фек­тив­но­го ог­ня, при­чем ее ам­бра­зу­ра бу­дет за­кры­вать­ся под­виж­ной створ­кой для сни­же­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти и по тре­бо­ва­ни­ям ско­ро­ст­но­го по­ле­та. Во внут­рен­нем от­се­ке 1.44 пред­по­ла­га­лось раз­ме­щать на ка­та­пульт­ных ус­та­нов­ках боль­шин­ст­во ти­пов су­ще­ст­вую­щих ра­кет «воз­ду­х-воз­дух» и «воз­ду­х-зем­ля», а так­же спе­ци­аль­но соз­да­вав­шие­ся для МФИ ра­ке­ты воз­душ­но­го боя 5-го по­ко­ле­ния.

Тя­же­лые ра­ке­ты, бом­бы и под­вес­ные ба­ки мог­ли под­ве­ши­вать­ся на три па­ры под­крыль­е­вых дер­жа­те­лей, уз­лы ко­то­рых за­ло­же­ны и в кон­ст­рук­ции кры­ла. Од­на­ко ва­ри­ан­ты внеш­ней на­груз­ки не яв­ля­лись ос­нов­ны­ми, по­вы­шая за­мет­ность и не по­зво­ляя вы­пол­нять сверх­зву­ко­вой по­лет.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


1.44 не нес пол­но­го ком­плек­са при­цель­но-на­ви­га­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, ог­ра­ни­чен­но­го лишь не­об­хо­ди­мы­ми пи­ло­таж­ны­ми сис­те­ма­ми (этим объ­яс­ня­ет­ся не­боль­шой ко­нус не­штат­ной РЛС, а не­ко­то­рые «ра­дио­про­зрач­ные» об­те­ка­те­ли, та­кие, как «пи­лот­ки» ки­лей, на пер­вой ма­ши­не про­сто на­кра­ше­ны). В то же вре­мя все аг­ре­га­ты ком­плек­са про­хо­ди­ли от­ра­бот­ку, в том чис­ле и на ле­таю­щих ла­бо­ра­то­ри­ях. На са­мо­лет пред­по­ла­га­лось ус­та­но­вить доп­пле­ров­скую БРЛС 5-го по­ко­ле­ния с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой, по­зво­ляю­щую от­сле­жи­вать бо­лее 20 це­лей и од­но­вре­мен­но ата­ко­вать 6, а так­же при­цель­ное обо­ру­до­ва­ние оп­ти­че­ско­го и ИК-ка­на­лов для об­на­ру­же­ния, со­про­во­ж­де­ния и це­ле­ука­за­ния при сла­бой ви­ди­мо­сти. При­ме­не­ние та­ко­го обо­ру­до­ва­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как при­ори­тет­ное по ус­ло­ви­ям скрыт­но­сти (РЛС вы­да­ет са­мо­лет мощ­ным из­лу­че­ни­ем).

Для раз­ме­ще­ния РЛС зад­не­го об­зо­ра и бор­то­вой стан­ции по­ста­нов­ки по­мех пре­ду­смат­ри­ва­лись от­се­ки в ки­ле­вых бал­ках.

Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось ав­то­ма­ти­за­ции ре­ше­ния за­дач, осо­бо су­ще­ст­вен­ной при внут­рен­нем раз­ме­ще­нии воо­ру­же­ния, ко­гда ук­ры­тые в от­се­ке ГСН ра­кет ну­ж­да­ют­ся во внеш­нем це­ле­ука­за­нии от сис­тем са­мо­ле­та до са­мо­го мо­мен­та пус­ка. Во взаи­мо­дей­ст­вии лет­чи­ка и ма­ши­ны мак­си­маль­но реа­ли­зо­ва­лись прин­ци­пы «ви­жу-бью» и «пус­ти­л-за­был».

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Пред­ва­ри­тель­ные ра­бо­ты по соз­да­нию тя­же­ло­го ис­тре­би­те­ля пя­то­го по­ко­ле­ния для ВВС и ПВО и пред­на­зна­чен­но­го, в пер­вую оче­редь, для за­ме­ны са­мо­ле­тов Су-27 и, час­тич­но, МиГ-31, на­ча­лись в кон­це 1979 го­да, ко­гда в об­щих чер­тах оп­ре­де­ли­лись при­ори­те­ты в тре­бо­ва­ни­ях к ис­тре­би­те­лю бу­ду­ще­го. Ими долж­ны бы­ли стать сле­дую­щие на­прав­ле­ния:

мно­го­функ­цио­наль­ность, пред­по­ла­гав­шая рав­ные воз­мож­но­сти при дей­ст­ви­ях по воз­душ­ным и на­зем­ным це­лям;
ма­лая за­мет­ность во всех спек­трах (ви­зу­аль­ном, ра­дио­ло­ка­ци­он­ном, те­п­ло­вом и элек­тро­маг­нит­ном);
сверх­ма­нев­рен­ность, пред­по­ла­гав­шая реа­ли­за­цию не­тра­ди­ци­он­ных прие­мов и так­ти­че­ских эле­мен­тов воз­душ­но­го боя, а так­же рас­ши­ряв­шая диа­па­зон воз­мож­ных по­лет­ных ре­жи­мов без вы­хо­да на грань сры­ва и сва­ли­ва­ния;
сверх­зву­ко­вые крей­сер­ские ско­ро­сти по­ле­та, по­зво­ляю­щие осу­ще­ст­вить энер­гич­ную ма­не­ру воз­душ­но­го боя, на­вя­зы­ва­ние ини­циа­ти­вы про­тив­ни­ку и бы­строе реа­ги­ро­ва­ние на ме­няю­щую­ся так­ти­че­скую об­ста­нов­ку.
Пред­ва­ри­тель­ные об­щие чер­ты ис­тре­би­те­ля, по­лу­чив­ше­го вре­мен­ный шифр КБ «из­де­лие 5.12», офор­ми­лись в на­ча­ле 80-х го­дов. На­зва­ние, для со­хра­не­ния сек­рет­но­сти, бы­ло да­но по ана­ло­гии с тем, что ис­поль­зо­ва­лось в ра­бо­чей до­ку­мен­та­ции на МиГ-29, с даль­ней­шим уточ­не­ни­ем мо­ди­фи­ка­ции (9.12, 9.13, 9.15 и дру­гие). Та­ким об­ра­зом, да­же при слу­чай­ной утеч­ке ин­фор­ма­ции соз­да­ва­лось впе­чат­ле­ние, что речь идет об од­ном из ва­ри­ан­тов «два­дцать де­вя­то­го». Об­щее ру­ко­во­дство те­мой осу­ще­ст­в­лял Ге­не­раль­ный Кон­ст­рук­тор Рос­ти­слав Бе­ля­ков, глав­ным кон­ст­рук­то­ром был на­зна­чен Ге­ор­гий Се­дов (в 1997 его сме­нил Юрий Во­рот­ни­ков).

Тем вре­ме­нем поя­ви­лись со­об­ще­ния о раз­во­ра­чи­ваю­щих­ся поч­ти па­рал­лель­но аме­ри­кан­ских ра­бо­тах над про­ек­том пер­спек­тив­но­го так­ти­че­ско­го ис­тре­би­те­ля ATF (Advanced Tactical Fighter). Без за­держ­ки ре­ше­ние на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не со­стоя­лось и у нас - за­кры­тое со­вме­ст­ное по­ста­нов­ле­ние По­лит­бю­ро ЦК КПСС и Сов­ми­на СССР, при­ня­тое в 1986 го­ду, ого­ва­ри­ва­ло ос­нов­ные эта­пы, сро­ки и от­вет­ст­вен­ных по про­грам­ме МФИ - мно­го­функ­цио­наль­но­го ис­тре­би­те­ля. Ве­ду­щие авиа­ци­он­ные НИИ, МО и ВВС с уча­сти­ем КБ сфор­ми­ро­ва­ли кон­цеп­ту­аль­ный об­лик но­во­го ис­тре­би­те­ля, на ос­но­ве ко­то­ро­го ВВС сфор­му­ли­ро­вал чет­кое тех­ни­че­ское за­да­ние на пер­спек­тив­ный са­мо­лет.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


При его про­ек­ти­ро­ва­нии в ос­но­ву бы­ла по­ло­же­на все та же фор­му­ла «трех С», од­на­ко при­ори­те­ты в ней не­сколь­ко из­ме­ни­лись:

сверх­зву­ко­вая крей­сер­ская ско­рость;
сверх­ма­нев­рен­ность;
скрыт­ность.
Реа­ли­за­ция дос­та­точ­но про­ти­во­ре­чи­вых тре­бо­ва­ний по­тре­бо­ва­ла боль­шо­го объ­е­ма ис­сле­до­ва­ний. Сме­ще­ние ак­цен­тов при­ве­ло к су­ще­ст­вен­ным от­ли­чи­ям схе­мы МФИ от ис­тре­би­те­лей пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния, как раз по­сту­пав­ших на воо­ру­же­ние: при­шлось от­ка­зать­ся от ин­те­граль­ной ком­по­нов­ки, зна­чи­тель­но уве­ли­чи­вав­шей ми­дель и про­ти­во­ре­чив­шей тре­бо­ва­ни­ям крей­сер­ско­го сверх­зву­ка, кры­ло ли­ши­лось на­плы­ва и при­об­ре­ло по­ло­жи­тель­ное по­пе­реч­ное «V», бы­ли пред­ло­же­ны но­вые управ­ляю­щие по­верх­но­сти, для ко­то­рых еще пред­стоя­ло най­ти на­зва­ние. Вме­сте с тем в МФИ, по сло­вам од­но­го из кон­ст­рук­то­ров, про­смат­ри­вал­ся «эво­лю­цио­ни­ро­вав­ший МиГ-25» - вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ис­тре­би­тель, «под­рос­ший» до ка­че­ст­вен­но но­во­го уров­ня. Аэ­ро­ди­на­ми­че­ская кон­цеп­ция МФИ про­ра­ба­ты­ва­лась в ЦА­ГИ, ре­ко­мен­до­вав­шем для их осу­ще­ст­в­ле­ния сле­дую­щие ре­ше­ния:

схе­ма «ут­ка», вы­год­ная как в от­но­ше­нии ма­нев­рен­но­сти, так и луч­ших не­су­щих свойств, с зад­ней цен­тров­кой, не­ус­той­чи­вой ста­ти­че­ски;
кры­ло боль­шой пло­ща­ди и тре­уголь­ной фор­мы со стре­ло­вид­но­стью по пе­ред­ней кром­ке 40-45°;
от­кло­не­ние век­то­ра тя­ги дви­га­те­лей для улуч­ше­ния взлет­ных ха­рак­те­ри­стик и обес­пе­че­ния сверх­ма­нев­рен­но­сти;
под­фю­зе­ляж­ный ре­гу­ли­руе­мый воз­ду­хо­за­бор­ник, оп­ти­маль­ный на сверх­зву­ке и доз­ву­ке, а так­же на ма­лых ско­ро­стях и боль­ших уг­лах ата­ки и об­ла­даю­щий мень­шей ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­стью за счет «за­те­нен­но­сти» свер­ху фю­зе­ля­жем;
внут­рен­нее или кон­форм­ное раз­ме­ще­ние воо­ру­же­ния.
Аван­про­ект пер­спек­тив­но­го ис­тре­би­те­ля был вы­пол­нен спе­циа­ли­ста­ми ОКБ им. А.И.Микояна в 1985 г. Осо­бен­ность его за­клю­ча­лось в том, что вы­пол­нял­ся он в двух час­тях - по мно­го­функ­цио­наль­но­му фрон­то­во­му ис­тре­би­те­лю и ис­тре­би­те­лю ПВО, по­лу­чив­ше­му на­зва­ние МФИ, и по лег­ко­му фрон­то­во­му ис­тре­би­те­лю - ЛФИ. При этом пред­по­ла­га­лась вы­со­кая сте­пень уни­фи­ка­ции ме­ж­ду обо­и­ми са­мо­ле­та­ми. В 1986 г. ММЗ им. А.И.Микояна со­вме­ст­но с дру­ги­ми уча­ст­ни­ка­ми ра­бот ус­пеш­но за­щи­тил аван­про­ект по са­мо­ле­там МФИ и ЛФИ, вы­иг­рав кон­курс у ОКБ им.Сухого. В том же го­ду вы­шло со­вме­ст­ное пар­тий­но-п­ра­ви­тель­ст­вен­ное по­ста­нов­ле­ние, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым ММЗ им. А.И.Микояна по­ру­ча­лась раз­ра­бот­ка МФИ в «ве­со­вой ка­те­го­рии» Су-27.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


По­сле про­хо­ж­де­ния ма­кет­ной ко­мис­сии, ут­вер­див­шей об­лик МФИ, до­вод­ка и уточ­не­ние его схе­мы про­дол­жа­лись. Пер­вые ра­бо­чие чер­те­жи на «из­де­лие 5.12» бы­ли вы­пу­ще­ны уже в 1986 го­ду, од­на­ко пер­во­на­чаль­ная ре­дак­ция (под этим тер­ми­ном, при­ня­тым в прак­ти­ке КБ, име­ет­ся в ви­ду оче­ред­ной ва­ри­ант в про­цес­се соз­да­ния ма­ши­ны) пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. По­ми­мо при­вле­че­ния ма­те­ма­ти­че­ско­го ап­па­ра­та и ог­ром­но­го объ­е­ма про­ду­вок в аэ­ро­ди­на­ми­че­ских тру­бах ЦА­ГИ, бы­ли раз­вер­ну­ты ис­сле­до­ва­ния «из­де­лия 5.12» на круп­но­мас­штаб­ных управ­ляе­мых ле­таю­щих мо­де­лях.

Сбра­сы­вав­шие­ся с вер­то­лет­ной под­вес­ки че­ты­рех­мет­ро­вые по­лу­тон­ные «пя­тер­ки» вы­хо­ди­ли на край­ние ре­жи­мы, де­мон­ст­ри­руя по­ве­де­ние и управ­ляе­мость бу­ду­щей ма­ши­ны на за­кри­ти­че­ских уг­лах ата­ки и по­мо­гая ос­во­ить ме­то­ди­ки вы­хо­да из опас­ных ус­ло­вий.

В си­лу сек­рет­но­сти те­мы ис­пы­та­ния ве­лись в сте­пях по­ли­го­на НИК ВВС под Ак­тю­бин­ском. По­ле­ты при­уро­чи­ва­лись ис­клю­чи­тель­но к «ок­нам» ме­ж­ду про­ле­та­ми за­пад­ных раз­ве­ды­ва­тель­ных спут­ни­ков, а са­ми мо­де­ли име­ли мас­ки­рую­щую на фо­не ме­ст­но­сти жел­то-зе­ле­ную ок­ра­ску. Под­би­рать их пред­пи­сы­ва­лось в счи­тан­ные ми­ну­ты по­сле при­зем­ле­ния.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Эти ис­пы­та­ния шли не глад­ко, по­лом­ки и раз­бор про­ис­ше­ст­вий по­сле «управ­ляе­мых па­де­ний» бы­ли обыч­ным де­лом, од­на­ко их оку­па­ла ин­фор­ма­ция пле­нок те­ле­мет­рии и бор­то­вых ре­ги­ст­ра­то­ров, тут же шед­шая в де­ло. За­пи­си по­зво­ля­ли су­дить об эф­фек­тив­но­сти тех или иных ре­ше­ний, их изу­ча­ли лет­чи­ки-ис­пы­та­те­ли, по­лу­чив­шие уни­каль­ную воз­мож­ность за­го­дя оце­нить по­ве­де­ние бу­ду­ще­го са­мо­ле­та, осо­бен­но - на опас­ных ре­жи­мах. В по­ле­тах мо­де­лей с обыч­ным ме­ха­ни­че­ским управ­ле­ни­ем уже к 1990 го­ду уда­лось до­бить­ся ус­той­чи­во­го по­ве­де­ния без склон­но­сти к сва­ли­ва­нию на уг­лах до 60° и што­пор­ных ха­рак­те­ри­стик, за­вид­ных и для ма­шин «ус­той­чи­вой» схе­мы. Са­мо по се­бе это бы­ло мно­го­обе­щаю­щим, так как ра­нее счи­та­лось, что ста­ти­че­ски не­ус­той­чи­вый са­мо­лет по­доб­ной ком­по­нов­ки, не обо­ру­до­ван­ный сис­те­мой управ­ле­ния с ис­кус­ст­вен­ным со­хра­не­ни­ем ус­той­чи­во­сти, прак­ти­че­ски не­управ­ля­ем.

На ос­но­ве про­дол­жав­ших­ся ис­сле­до­ва­ний и по­ис­ков вно­си­лись из­ме­не­ния в кон­ст­рук­цию. Но­во­вве­де­ния, под­час су­ще­ст­вен­ные, вне­дря­лись и на со­би­рав­шем­ся на за­во­де при КБ пер­вом опыт­ном эк­зем­п­ля­ре. Ра­бо­ты над ним на­ча­лись в 1989 го­ду, уже под шиф­ром «про­ект 1.42». К 1994-му про­ект пре­тер­пел шесть ре­дак­ций, че­ты­ре из ко­то­рых бы­ли оп­ро­бо­ва­ны на ле­таю­щих мо­де­лях.

Пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось ос­на­ще­ние са­мо­ле­та дви­га­те­ля­ми с пло­ски­ми со­пла­ми, сни­жаю­щи­ми ра­дио­ло­ка­ци­он­ную за­мет­ность и эк­ра­ни­рую­щи­ми дис­ки тур­бин. Од­на­ко та­кая кон­ст­рук­ция, на пер­вый взгляд бо­лее про­стая, ока­за­лась труд­но­реа­ли­зуе­мой из-за не­удов­ле­тво­ри­тель­но­го рас­пре­де­ле­ния по­лей тем­пе­ра­тур в «ко­роб­ке» со­пла при пе­ре­хо­де от круг­ло­го се­че­ния к пря­мо­уголь­но­му, гро­зив­ше­го про­га­ра­ми сте­нок. Пе­ре­ход к пло­ским со­плам при­шлось от­ло­жить, а тем вре­ме­нем дви­га­те­ли­стам уда­лось осу­ще­ст­вить управ­ле­ние век­то­ром тя­ги пу­тем от­кло­не­ния при­выч­ных круг­лых ре­гу­ли­руе­мых со­пел, и с 1991 го­да они бы­ли вве­де­ны в ос­нов­ную ре­дак­цию.

Кры­ло МФИ с пря­мой пе­ред­ней кром­кой без на­плы­ва от­ли­ча­лось от став­ше­го об­ще­при­ня­тым на ис­тре­би­те­лях пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния. Фор­ми­ро­ва­ние вих­рей, сте­каю­щих пе­ред­них кро­мок и по­ло­жи­тель­но ска­зы­ваю­щих­ся на ус­той­чи­во­сти (ака­де­мик ЦА­ГИ Бюш­генс об­раз­но срав­ни­вал их с «рель­са­ми, по ко­то­рым сколь­зит са­мо­лет без сры­ва на боль­ших уг­лах»), при­зва­ны осу­ще­ст­вить бал­ки кре­п­ле­ния ПГО, рас­по­ло­же­ние ко­то­рых при­шлось кро­пот­ли­во под­би­рать экс­пе­ри­мен­таль­ным пу­тем - от их ус­та­нов­ки, тол­щи­ны и пре­вы­ше­ния над кры­лом за­ви­сит оп­ти­маль­ный снос по­то­ка и сход вих­рей, фор­ми­рую­щих об­те­ка­ние кры­ла. Осо­бен­но су­ще­ст­вен­ным это яв­ля­ет­ся при адап­тив­ной кон­ст­рук­ции кры­ла, ко­гда со­вме­ст­ная ра­бо­та от­кло­няю­щих­ся нос­ков и фла­пе­ро­нов ме­ня­ет кар­ти­ну об­те­ка­ния, «при­спо­саб­ли­вая» кры­ло к ре­жи­му по­ле­та.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


За­да­ча ока­за­лась слож­ной: пер­вые две ре­дак­ции с «чис­тым» ПГО сме­ни­ла оче­ред­ная, в ко­то­рой ло­па­сти ПГО (тер­мин «ста­би­ли­за­тор» по­те­рял свое зна­че­ние, так как пе­ред­нее опе­ре­ние МФИ вы­пол­ня­ет, в ос­нов­ном, дру­гие функ­ции) по­лу­чи­ли вну­ши­тель­ный вих­ре­об­ра­зую­щий зуб. В прак­ти­ке КБ та­кое ре­ше­ние уже ис­поль­зо­ва­лось при со­вер­шен­ст­во­ва­нии МиГ-23 - то­гда зу­бом ос­на­сти­ли его по­во­рот­ные кон­со­ли, а за­тем и цен­тро­план­ный на­плыв, что по­ло­жи­тель­но ска­за­лось на ма­нев­рен­но­сти.

Со­от­вет­ст­вую­щей транс­фор­ма­ции под­верг­лось и раз­ме­ще­ние воо­ру­же­ния. Про­ра­ба­ты­вал­ся ва­ри­ант внут­рен­не­го гру­зо­от­се­ка в верх­ней час­ти фю­зе­ля­жа, от­ку­да ра­ке­ты по­сле от­кры­тия ство­рок вы­бра­сы­ва­лись бы гид­ро­пнев­ма­ти­че­ски­ми тол­ка­те­ля­ми (кон­ст­рук­ция, от­ра­бо­тан­ная на МиГ-31, прав­да, с под­фю­зе­ляж­ным по­лу­уто­п­лен­ным раз­ме­ще­ни­ем). Та­кое раз­ме­ще­ние обе­ща­ло не­ко­то­рые пре­иму­ще­ст­ва, об­лег­чая за­хват и пуск по вы­ше­ле­тя­щим це­лям и при ма­нев­рах с пе­ре­груз­кой. Од­на­ко оно не­ми­нуе­мо по­влек­ло бы про­бле­мы в экс­плуа­та­ции - для подъ­е­ма на че­ты­рех­мет­ро­вую вы­со­ту ра­кет, мас­са ко­то­рых да­же у са­мых лег­ких Р-73М пре­вы­ша­ет 100 кг, а у ра­кет боль­шой даль­но­сти дос­тиг­ла 300-400 кг, по­тре­бо­ва­лись бы спе­ци­аль­ные кра­ны и по­мос­ты для ка­ж­до­го са­мо­ле­та - слиш­ком до­ро­гое, гро­мозд­кое и со­вер­шен­но не­при­ем­ле­мое для оте­че­ст­вен­ной прак­ти­ки ре­ше­ние. В ито­ге от­сек воо­ру­же­ния за­нял по­ло­же­ние в ниж­ней час­ти фю­зе­ля­жа, ку­да ра­ке­ты с по­мо­щью из­вест­ных не­слож­ных средств мо­гут быть под­ве­ше­ны пря­мо с те­ле­жек.

МФИ дол­жен был по­лу­чить РЛС но­во­го по­ко­ле­ния с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой. Та­кая кон­ст­рук­ция, со­стоя­щая из мно­же­ст­ва не­боль­ших мо­ду­лей, ка­ж­дый из ко­то­рых яв­ля­ет­ся са­мо­стоя­тель­ным ми­ни­из­лу­ча­те­лем, об­ла­да­ет на­мно­го боль­шим бы­ст­ро­дей­ст­ви­ем и эф­фек­тив­но­стью, чем обыч­ная РЛС с по­во­рот­ным зер­ка­лом ан­тен­ны, ме­нее слож­на ме­ха­ни­че­ски и бо­лее ус­той­чи­ва к по­вре­ж­де­ни­ям. Но­вин­кой в ком­плек­се воо­ру­же­ния яв­ля­лась РЛС «за­щи­ты хво­ста» с об­на­ру­же­ни­ем про­тив­ни­ка в зад­ней по­лу­сфе­ре и це­ле­ука­за­ни­ем ра­ке­там, в том чис­ле с об­рат­ным стар­том, за­пус­кае­мым на­зад по по­ле­ту (эта ме­то­ди­ка от­ра­ба­ты­ва­лась для ра­кет Р-60 и Р-73).

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Тем вре­ме­нем при по­строй­ке опыт­ной ма­ши­ны воз­ник­ли про­бле­мы, ока­зав­шие­ся бо­лее су­ще­ст­вен­ны­ми, чем не­из­беж­ные в но­вом де­ле труд­но­сти кон­ст­рук­то­ров и тех­но­ло­гов. К кон­цу 1991 го­да весь со­вет­ский ВПК с раз­ма­ху во­шел в жес­то­кий кри­зис. «Обо­рон­ка» ут­ра­ти­ла преж­ний при­ви­ле­ги­ро­ван­ный ста­тус, ка­та­ст­ро­фи­че­ски со­кра­ти­лись вы­де­ляе­мые сред­ст­ва, пред­при­ятия и КБ по­ки­ну­ли мно­гие знаю­щие спе­циа­ли­сты.

К это­му до­ба­ви­лись не­пла­те­жи и на­ру­ше­ние хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей, по­пыт­кой пре­одо­ле­ния ко­то­рых ста­ло объ­е­ди­не­ние ми­коя­нов­ско­го опыт­но­го за­во­да при КБ (АНПК МиГ) и МА­ПО, а с 1996 г. - еще и во­шед­ших в ВПК МА­ПО 12 смеж­ных пред­при­ятий, а так­же «Авиа­бан­ка». Впря­жен­ные «в од­ну те­ле­гу» раз­но­род­ные струк­ту­ры про­блем, од­на­ко, не ре­ши­ли. Фи­нан­со­вая и про­из­вод­ст­вен­ная ори­ен­та­ция но­во­го ру­ко­во­дства не луч­шим об­ра­зом ска­за­лась на жиз­ни КБ, не при­спо­соб­лен­но­го к сию­ми­нут­ной от­да­че. «Обо­рон­ка» и в со­вет­ские вре­ме­на не мог­ла слу­жить при­ме­ром эко­ном­но­го рас­хо­до­ва­ния средств, те­перь же но­вые воз­мож­но­сти по­рой при­во­ди­ли к ис­чез­но­ве­нию де­нег без ка­кой-ли­бо от­да­чи.

В от­но­ше­нии МФИ это име­ло уд­ру­чаю­щие по­след­ст­вия: вы­де­ляв­шие­ся по кон­крет­ным стать­ям фи­нан­сы «рас­тво­ря­лись» в не­драх ВПК и со­сед­ст­вую­щих струк­тур, в то вре­мя как по­строй­ка ма­ши­ны вре­ме­на­ми за­ми­ра­ла. Воз­ни­кав­шие во­круг ис­тре­би­те­ля «раз­бор­ки» до­хо­ди­ли иной раз до ап­па­ра­та пре­зи­ден­та, од­на­ко ра­бо­ты про­дол­жа­лись ни шат­ко, ни вал­ко. Так слу­чи­лось, на­при­мер, при мон­та­же сис­те­мы управ­ле­ния, для ко­то­рой ни­же­го­род­ский за­вод «Гид­ро­маш» не со­гла­шал­ся по­ста­вить без пред­оп­ла­ты ру­ле­вые ма­шин­ки. Не­до­уком­плек­то­ван­ны­ми ос­та­ва­лись и дру­гие сис­те­мы, ко­то­рые при­хо­ди­лось кон­сер­ви­ро­вать. Не по­ла­див с но­вым ру­ко­во­дством, по­ки­нул фир­му лет­чик-ис­пы­та­тель Ми­ха­ил Кво­чур, ко­то­ро­му пред­стоя­ло быть ве­ду­щим по МФИ.

В кон­це кон­цов са­мо­лет, хо­тя и не обо­ру­до­ван­ный еще ча­стью аг­ре­га­тов, в на­ча­ле 1994 го­да пе­ре­вез­ли в ЛИИ. В де­каб­ре на нем бы­ла вы­пол­не­на пер­вая ско­ро­ст­ная ру­леж­ка с от­ры­вом пе­ред­ней стой­ки. По­сле это­го вновь на­сту­пи­ла «эпо­ха за­стоя». Са­мо­лет пы­лил­ся в ан­га­ре, а его по­каз, ожи­дав­ший­ся из го­да в год, все вре­мя от­кла­ды­ва­ли под бла­го­вид­ны­ми пред­ло­га­ми. Ва­ку­ум за­пол­нял­ся ску­пой ин­фор­ма­ци­ей пред­ста­ви­те­лей фир­мы и МАП, под­твер­ждав­ших су­ще­ст­во­ва­ние но­во­го ис­тре­би­те­ля (что са­мо по се­бе бы­ло не­обыч­ным да­же с при­хо­дом глас­но­сти - о на­ли­чии су­хов­ско­го С-37 не бы­ло ска­за­но ни сло­ва вплоть до его пер­во­го по­ле­та).

На авиа­са­ло­не в Ле-Бур­же в ию­не 1995 го­да за­мес­ти­тель Ге­не­раль­но­го Кон­ст­рук­то­ра Ана­то­лий Бе­ло­свет со­об­щил, что фир­ма рас­счи­ты­ва­ет по­ка­зать 1.42 на вы­став­ке в Жу­ков­ском. Од­на­ко де­мон­ст­ра­цию то­гда от­ме­ни­ли бу­к­валь­но за не­сколь­ко ча­сов до от­кры­тия МАКС-95, объ­яс­нив это за­пре­том во­ен­ных, хо­тя све­же­ок­ра­шен­ный са­мо­лет был го­тов к вы­кат­ке. В сек­рет­ную зо­ну ан­га­ра до­пус­ти­ли толь­ко ру­ко­во­дство Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны и чле­нов пра­ви­тель­ст­ва.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


Пресс-служ­ба, ком­пен­си­руя не­со­сто­яв­шее­ся со­бы­тие,рас­про­стра­ни­ла текст ин­тер­вью Рос­ти­сла­ва Бе­ля­ко­ва, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что 1.42 соз­дан в от­вет на аме­ри­кан­скую про­грам­му ATF, а КБ «твер­до при­дер­жи­ва­лось со­от­вет­ст­вия ха­рак­те­ри­стик про­ек­та тре­бо­ва­ни­ям ВВС». В ре­зуль­та­те МФИ дол­жен был стать не толь­ко рав­ным аме­ри­кан­ско­му ис­тре­би­те­лю, но и «пре­взой­ти его по ря­ду ха­рак­те­ри­стик». По­след­нее за­яв­ле­ние в от­но­ше­нии уже во­всю ле­тав­ше­го аме­ри­кан­ско­го са­мо­ле­та за­тем ста­ло поч­ти ри­ту­аль­ным, по­вто­ря­ясь из го­да в год.

Ме­ж­ду тем, МФИ был вновь офи­ци­аль­но упо­мя­нут 21 мар­та 1996 го­да при по­ка­зе учеб­но-т­ре­ни­ро­воч­но­го МиГ-АТ. Ге­не­раль­ный ди­рек­тор МА­ПО-МиГ Вла­ди­мир Кузь­мин объ­я­вил, что, при ус­ло­вии над­ле­жа­ще­го фи­нан­си­ро­ва­ния, но­вый ис­тре­би­тель мо­жет быть под­нят в воз­дух «уже че­рез пол­го­да». Де­мон­ст­ра­ция 1.42 ожи­да­лась и на МАКС-97, пе­ре­но­си­лась со дня на день, но в ито­ге вновь не со­стоя­лась.

В ито­ге про­грам­ма МФИ ста­ла все боль­ше от­ста­вать от аме­ри­кан­ско­го ATF. От­тя­ги­вать и даль­ше ста­ло не­воз­мож­ным. Свою роль сыг­рал и ус­пех со­се­дей-кон­ку­рен­тов: 25 сен­тяб­ря 1997 су­хов­цы под­ня­ли в воз­дух свой про­то­тип фрон­то­во­го ис­тре­би­те­ля С.37 «Бер­кут». На­ко­нец, по­сле дол­гих про­во­ло­чек бы­ло при­ня­то ре­ше­ние про­де­мон­ст­ри­ро­вать МФИ, пусть и не­ле­таю­щий, при­уро­чив по­каз к 60-летнему юби­лею фир­мы.

По­каз са­мо­ле­та со­сто­ял­ся 12 ян­ва­ря 1999 го­да в ЛИИ, ку­да бы­ло при­гла­ше­но мно­же­ст­во жур­на­ли­стов, во­ен­ных ат­та­ше за­ру­беж­ных стран и со­лид­ный кон­тин­гент оте­че­ст­вен­ных вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц, в том чис­ле и чле­нов пра­ви­тель­ст­ва, от ко­то­рых за­ви­се­ла судь­ба 1.42. Сре­ди прие­хав­ших в Жу­ков­ский бы­ли ми­нистр обо­ро­ны РФ Игорь Сер­ге­ев, глав­но­ко­ман­дую­щий ВВС Ана­то­лий Кор­ну­ков, ми­нистр эко­но­ми­ки Ан­д­рей Ша­по­валь­янц и по­мощ­ник пре­зи­ден­та Ев­ге­ний Ша­пош­ни­ков.

Вслед за по­ка­зом со­стоя­лась пресс-кон­фе­рен­ция. На во­про­сы от­ве­ча­ли не толь­ко Ге­не­раль­ный ди­рек­тор АИПК «МиГ» Ми­ха­ил Кор­жу­ев и глав­ный кон­ст­рук­тор Юрий Во­рот­ни­ков, но и пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ст­ва. Ес­ли ми­коя­нов­цы вы­ра­жа­ли уве­рен­ность в ус­пе­хе и ре­аль­но­сти за­яв­лен­ных ха­рак­те­ри­стик, то ми­ни­ст­ры обо­ро­ны и эко­но­ми­ки ве­ли се­бя бо­лее сдер­жан­но, ук­лон­чи­во го­во­ря о фи­нан­си­ро­ва­нии ис­пы­та­ний.

В при­сут­ст­вии вы­со­ких гос­тей ми­коя­нов­цы ока­за­лись в слож­ном по­ло­же­нии: все на­зы­вав­шие­ся дос­то­ин­ст­ва и ха­рак­те­ри­сти­ки ис­тре­би­те­ля, еще не «про­би­вав­ше­го воз­дух», зву­ча­ли так, слов­но бы­ли под­твер­жде­ны на прак­ти­ке, а са­ма пре­зен­та­ция пер­во­го опыт­но­го эк­зем­п­ля­ра при­об­ре­ла с по­да­чи не­ко­то­рых при­сут­ст­во­вав­ших ха­рак­тер «про­да­жи» тол­ком не уком­плек­то­ван­ной ма­ши­ны. Мас­ла в огонь под­ли­ли по­сле­дую­щие га­зет­ные пуб­ли­ка­ции, аб­со­лют­но без­гра­мот­ные и час­то но­сив­шие ха­рак­тер от­кро­вен­ной трав­ли.

МиГ МФИ - экспериментальный истребитель


В то же вре­мя са­мая пер­вая пуб­ли­ка­ция с де­таль­ным опи­са­ни­ем и фо­то «МиГ 1.42» поя­ви­лась за день до офи­ци­аль­но­го по­ка­за в аме­ри­кан­ском авиа­ци­он­ном еже­не­дель­ни­ке «Ави­эйшн Уик энд Спейс Тех­но­лод­жи» от 11 ян­ва­ря 1999 го­да.

29 фев­ра­ля 2000 г. са­мо­лёт впер­вые ото­рвал­ся от зем­ли. Ис­пы­та­тель­ный по­лет со­сто­ял­ся на лет­но-ис­пы­та­тель­ной и до­во­доч­ной ба­зе (ЛИ и ДБ), рас­по­ло­жен­ной на аэ­ро­дро­ме Лет­но-исс­ле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та им. М. Гро­мо­ва в под­мос­ков­ном го­ро­де Жу­ков­ский. По­лет, про­дол­жав­ший­ся 18 ми­нут (с 11:25 по 11:43 мо­с­ков­ско­го вре­ме­ни), про­хо­дил в пол­ном со­от­вет­ст­вии с за­да­ни­ем. Са­мо­лет на­брал вы­со­ту око­ло 1000 м, сде­лал два кру­га над аэ­ро­дро­мом на ско­ро­сти 500-600 км/час, по­сле че­го ус­пеш­но вы­пол­нил по­сад­ку.

27 ап­ре­ля 2000 г. 1.44 со­вер­шил вто­рой 22-минутный ис­пы­та­тель­ный по­лет. В по­ле­те был про­ве­рен ряд са­мо­лет­ных и дви­га­тель­ных сис­тем, кро­ме то­го, в от­ли­чие от пер­во­го по­ле­та на ис­тре­би­те­ле вы­пус­ка­лось и уби­ра­лось шас­си.

Что ка­са­ет­ся соб­ст­вен­но са­мо­ле­та, то по­ка­зан­ный об­ра­зец не­сколь­ко от­ли­чал­ся от про­ек­та 1.42 в его ком­плект­ном ис­пол­не­нии. По­это­му пер­вый лет­ный об­ра­зец МФИ был по­стро­ен в ис­пол­не­нии «из­де­лие 1.44» с впол­не оп­ре­де­лен­ным и до­воль­но уз­ким це­ле­вым на­зна­че­ни­ем - оцен­ка са­мо­ле­та в воз­ду­хе, оп­ре­де­ле­ние осо­бен­но­стей его по­ве­де­ния и управ­ляе­мо­сти, а так­же «об­кат­ка» но­вых дви­га­те­лей.

На дан­ный мо­мент ра­бо­ты по про­ек­ту ос­та­нов­ле­ны.
Первоисточник: http://army.lv


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 56
  1. kosmos84 13 июля 2013 08:38
    На данный момент работы по проекту остановлены.
    развивали бы +беркут продолжили
    1. Гражданский 13 июля 2013 12:20
      вот плюнули и забили на проект... эх Россия
    2. mertvoe_exo 13 июля 2013 21:38
      эх ну статья норм но хватит сыпать соль на рану(( устал от статей про МФИ( печаль сильная одолевает при виде этого красавца и понемание что всё похерили и загубили(((
      mertvoe_exo
  2. fzr1000 13 июля 2013 08:43
    На дан­ный мо­мент ра­бо­ты по про­ек­ту ос­та­нов­ле­ны.


    Эта фраза надолго стала символом того времени,когда разрушение ВПК нашей страны принимало лавинообразный характер. Сейчас все же есть надежда на возрождение оборонной отрасли России. Не опоздать бы.
  3. KG_patriot_last 13 июля 2013 09:44
    Очень красивый самолет

    Лично будь я проектировщиков этого самолета, еще попытался бы обосновать нужность закругления воздухозаборников чисто из эстетитческого побуждения.
  4. Хозяин Тайги 13 июля 2013 10:51
    Самолёт был хорошим. Его зарезали потому, что "Сухим" не нужен был конкурент. Из-за подковёрной возни страна потеряла более 10 лет. Пак ФА взлетел только в 2010 м, а когда пойдёт в войска вообще неизвестно.

    Хозяин Тайги
    1. mark1 13 июля 2013 11:50
      Цитата: Хозяин Тайги
      Самолёт был хорошим. Его зарезали потому, что "Сухим" не нужен был конкурент. Из-за подковёрной возни страна потеряла более 10 лет. Пак ФА взлетел только в 2010 м, а когда пойдёт в войска вообще неизвестно.

      ПАК-ФА взлетел в 2010 году во многом благодаря индусам, без их финансирования программа может быть до сих пор бы находилась в зачаточном состоянии, наше государство даже один проект было не в состоянии тянуть. Погосян нашел способ дополнительно профинансировать проект, а МиГовцы нет, подковерная борьба в данном случае не причем - здоровая конкуренция
      1. dustycat 13 июля 2013 14:04
        Цитата: mark1
        . Погосян нашел способ дополнительно профинансировать проект, а МиГовцы нет, подковерная борьба в данном случае не причем - здоровая конкуренция


        ПОБЕДИЛА ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КТО БОЛЕЕ ЗДОРОВСКУЮ ПЬЯНКУ УСТРОИТ ДЛЯ ЛИЦ ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЕ И КТО БОЛЬШУЮ СУММУ ОТКАТА ПРЕДЛОЖИТ.
        Пока одни (МАПО МИГ) пытались сохранить необходимую для строительства самолета инфраструктуру и смежников, другие просто кормили иностранных конкурентов.
        Про "эффективного менеджера" Погосяна и обанкротившийся проект суперджет сейчас только ленивый не пишет.
        С ПАК ФА тоже думаю далее нескольких демонстрационных образцов не пройдет.
        1. Avenger711 13 июля 2013 20:37
          Простите, но вы пищите полный бред. Пока заводы, выпускавшие машины семейства Су-27 имели доход и потому выжили, МиГ-29 так и не нашел никаких продаж. SSJ 100 разом покрыл по коммерчески результатам и Ту-334, который был нафиг никому не нужен, потому что был ущербным и Ан-148, который просто не имеет сертификатов для продажи в Европе, или еще где-то на платежеспособном рынке. И пишут про SSJ только проплаченные украинские тролли, которым надо как-то проталкивать Ан-148, хотя на земле в первые годы, тот сидел кужа чаще SSJ, Про это почему-то не писали, хотя в профильных базах вся статистика есть.

          И глупо винить Симонова, а затем Погосяна в том, что иностранные заказчики покупали только их самолеты, а не МиГи, или что-то там еще. И не вина Погосяна, что МиГ-29 в армии просто сгнили, т. к. ресурс планера 1200 часов всего.
          Avenger711
          1. phantom359 13 июля 2013 22:37
            Цитата: Avenger711
            Простите, но вы пищите полный бред. Пока заводы, выпускавшие машины семейства Су-27 имели доход и потому выжили, МиГ-29 так и не нашел никаких продаж. SSJ 100 разом покрыл по коммерчески результатам и Ту-334, который был нафиг никому не нужен, потому что был ущербным и Ан-148, который просто не имеет сертификатов для продажи в Европе, или еще где-то на платежеспособном рынке. И пишут про SSJ только проплаченные украинские тролли, которым надо как-то проталкивать Ан-148, хотя на земле в первые годы, тот сидел кужа чаще SSJ, Про это почему-то не писали, хотя в профильных базах вся статистика есть.

            И глупо винить Симонова, а затем Погосяна в том, что иностранные заказчики покупали только их самолеты, а не МиГи, или что-то там еще. И не вина Погосяна, что МиГ-29 в армии просто сгнили, т. к. ресурс планера 1200 часов всего.

            Чем Ан148 не нравится? Готовый и вполне оформившийся аппарат,а сертификаты конкуренты не будут давать по любому поводу, чужой рот хуже пистолета, а учитывая давление политическое и экономическое, то нечему удивляться. А400 живой пример. Зато сертифицированный.)
            phantom359
            1. Avenger711 14 июля 2013 13:47
              Какие конкуренты? У SSJ с сертификатами почему-то все в порядке, может летать везде и закупается иностранными авиакомпаниями. Эти документы вообще-то международная организация выдает и я не помню случая, чтобы кто-то не мог пройти сертификацию, если техника позволяет. Несерийный Ан-225 и то прошел, и теперь возит сверхкрупные грузы. А вот Ан-148 с этим никак, у Ту-334 сертификат вообще позволял только по аэродрому пассажиров катать. Да и параметры у Ан-148 похуже будут.

              К А400 претензий нет, если что-то фейлилось при испытаниях, то сейчас исправлено.
              Avenger711
          2. Vbr 21 июля 2013 18:58
            "SSJ100 разом покрыл по коммерческим результатам и Ту-334" - это бред, потому что последний серийно никогда не выпускался, а в SSJ вгрохано уже в 40 раз больше. И первое, и второе усилия манагеров из ОАК, которые, кстати, дружат с Путиным и который про это знает(но не вмешивается). И самое главное, что эта дрянь - не наш самолёт, в отличие от выпускающегося на Украине и в РФ Ан-148/158
            Vbr
    2. Lone gunman 13 июля 2013 13:00
      необычный ,красивый самолёт 4+ поколения, на сегодняшний день уже устаревший- Т-50 просто лучше,как говорят эксперты,а не заслуженные пенсионеры с нашего сайта - ему нет равных...
      1. dustycat 13 июля 2013 15:52
        Откуда можно сказать что лучше и что устарело?!
        Судя по конфликту эфиопии и эритреи(обсуждаемых неподалеку) Су27 далеко не лучше МиГ29.
        Лучше или хуже можно судить только по результатам боевого применения.
        Судя по вторично похороненному проекту МиГ-Е8 и не узнаем никогда.
        Ну или если ПАК-ФА встретится в бою с ФА-18. Что более вероятно. По крайней мере вероятность этого много выше чем с МиГ1.44.
        1. Avenger711 13 июля 2013 20:39
          Простите, но в этом конфликте Су-27 vs МиГ-29, счет 3:0. Т. е. Су-27 порвали МиГ-29, как тузик грелку и этого в общем-то следовало ожидать. Кстати, а ведь как раз сегодня старую статью про эту войну с айрвара сюда притащили.
          Avenger711
          1. Vbr 21 июля 2013 19:06
            Как так говорить-то можно? На основании что "мировой рынок купил" одних много, а других мало? Это самолёты разных классов для разных функций
            Vbr
    3. Avenger711 13 июля 2013 20:32
      А вот специалисты иного мнения, и разбор недостатков где-то был.
      Avenger711
  5. Yankuz 13 июля 2013 11:15
    Уникальный самолет! Жалко - убили проект!
    Yankuz
    1. dustycat 13 июля 2013 14:05
      Убили дважды.
      Первый еще в начале 1970х..
  6. roma-belij 13 июля 2013 11:47
    Я инфу по этому проэкту отслеживаю с 95-го, но подвижек всё нет. У меня такое чувство, что наши правители решили продвигать только "Су", а Микояновцев окончательно добить.
    1. fzr1000 13 июля 2013 19:51
      Но МиГ 35 идет в серию так что не убили миговцев.
      1. Vbr 21 июля 2013 19:15
        Их, конечно, не расстреливали в подвале. Но КБ именно угроблено, модернизация Миг-29 - это остатки, причём большая часть уже была проведена ещё в начале 90-ых, кроме ОВТ. Да и что за серия 20 самолётов до 2018 г?
        Vbr
    2. Avenger711 13 июля 2013 20:40
      Да-да, виноваты правители, на выставки все ездили, а берут почему-то в основном Су-27. Пришли наши к каким-нибудь Эфиопам и заставили брать "сушки", самому-то не смешно?
      Avenger711
      1. fzr1000 14 июля 2013 00:43
        Мне пох на эфиопов. МиГ 35 пойдет в серию и на вооружение для ВВС РФ. Это-факт.
  7. Евгений46 13 июля 2013 12:51
    во многом этот борт был экспериментальным, впрочем, как и Су-47. Но наработки даром не пропали и реализовались в ПАК ФА
    1. Милафон 13 июля 2013 17:22
      Цитата: Евгений46
      Но наработки даром не пропали и реализовались в ПАК ФА

      Ага и в китайском истребителе J-20 , почему то.
      Милафон
      1. Avenger711 13 июля 2013 20:41
        Вот просто охренеть, как реализовались, все стелс-самолеты выглядят сходно.
        Avenger711
      2. phantom359 13 июля 2013 22:38
        Цитата: Милафон
        Цитата: Евгений46
        Но наработки даром не пропали и реализовались в ПАК ФА

        Ага и в китайском истребителе J-20 , почему то.

        очень даже ничего. Приятно, что наработки не пропали даром.
        phantom359
      3. Евгений46 14 июля 2013 01:29
        с тем же успехом можно объявить о реализации наработок от самолёта Можайского в ПАК ФА. Ибо есть крылья и он летает
        1. polyelectric 9 ноября 2013 01:38
          "Китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46 (глубокой модернизацией 1.44), купленные у ОКБ Сухого"-цитата из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93_1.44
          polyelectric
      4. 0255 14 июля 2013 16:22
        Китайский J-10 тоже МиГовцы в 1998 г. разрабатывали. Он похож на МиГ 1.44
        1. Bongo 15 июля 2013 02:06
          В основе проекта J-10 - израильский "Лави".
  8. тол100в 13 июля 2013 17:33
    Цитата: Yankuz
    Уникальный самолет! Жалко - убили проект!

    Убили не проект-убили конкуренцию между КБ.А это очень плохо. Не зря в свое время (притом очень тяжелое) железный еся сталкивал лбами авиаконструкторов, что бы выдавали на ГОРА уникальные ИЗДЕЛИЯ !
  9. Kir 13 июля 2013 18:10
    Такое ощущение что на сайте много поклонников КБ МИГ, а известно ли им сколько суховских проектов похерили? Кстати не обошлось и без миговцев в том числе, это так лирика, теперь другое указывать человека не стану может ещё работает в системе так вот (Кто осведомлён лучше подправит если что) когда пришло новое руководство на КБ МИГ с одного из серийных заводов год этак 2004-2006 так вот первое чем они озаботились это выбиванием себе любимым жилья и прочем, ну здесь наверное то-же Рука Великого и Ужасного Погосяна?
    Главная проблема в том, что сейчас наблюдается отсутствие Личностей с большой Буквы!!!
    Ну а самолёт, вон про "Беркут" то-же трендели сколько, а потом как сейчас пишут Эксперементальная машина, может и здесь то-же, А проект всё равно жалко!!!
    Касаемо-же кто лучше раптор или наш ПАК ФА, не дай-то бог война, но только реальные воздушные "поединки" и не только они могут выявить более или менее реальную картину, а писать всякий рекламный агиттрёп тут амерам пожалуй равных нет!!!
    Kir
    1. Avenger711 13 июля 2013 20:43
      А он и есть по сути экспериментальная машина с рядом концептуальных недостатков и никто не мешал нашему МО в приказном порядке передать чертежи и людей туда, где еще были спецы, т. е. у Сухого, но решили, что проще заново начинать.
      Avenger711
      1. Bad_gr 14 июля 2013 11:24
        Цитата: Avenger711
        но решили, что проще заново начинать.
        Почему заново ? у Т-50 ноги растут с Т-10, который прорабатывался ещё при создании Су-27. Проект адаптировали под новое ТЗ. Конечно Т-50 на Т-10 мало похож, но, повторюсь, не с нуля.
        1. Avenger711 14 июля 2013 13:49
          Не надо умничать, не сядете в лужу, Т-10 - это прототип Су-27.
          Avenger711
          1. Bad_gr 14 июля 2013 14:10
            Цитата: Avenger711
            Не надо умничать, не сядете в лужу, Т-10 - это прототип Су-27.

            Аналогичное замечание.
            Читайте историю создания Т-50.
          2. Bad_gr 14 июля 2013 14:35
            Цитата: Avenger711
            Не надо умничать, не сядете в лужу, Т-10 - это прототип Су-27.

            "....Согласно утверждениям в прессе Т-50 первый, начиная с 80-х гг. прошлого века, принципиально новый истребитель, имеющий реальные шансы встать в серию. Как сказано в ряде публикаций, «авиационные обозреватели» считают: аэродинамическая компоновка Т-50 соответствует всем требованиям технологии Stealth. И, основываясь на этом, объявляют её оригинальной.
            Оказывается это не совсем верно. В ОКБ Сухого, согласно утверждениям старожилов этой фирмы, подобная компоновка рассматривалась ещё в те времена, когда о технологии Stealth в мире никто даже и не слышал. Было это в далёком 1974 г. Тогда в «сотом» отделе (отделе общих видов) была проработана так называемая «подмышечная» компоновка Су-27, которая носила название Т10/12. Правда, дальше чертежей дело не пошло, но, несмотря на это, именно она легла в основу Т-50. Поэтому говорить об абсолютной новизне аэродинамической компоновки не приходится. Она, вопреки утверждениям, пришла как раз из советского задела, который при проектировании нового истребителя якобы не использовался. Убедиться в этом может каждый, посетив музей в Монино, где выставлен первый лётный экземпляр самолёта Т-10 (индекс Су-27), который внешне схож с Т-50 значительно сильнее, чем с серийным Су-27....."
            http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/voennyie_znaniyarossii_nujen_istrebitel_p
            yatogo_pokoleniya_kak_vozduh

            Так же по этой теме есть интервью Погасяна (смысл тот же).
            1. Ударник 14 июля 2013 17:49
              Т.е. по компоновке Т-50 не повторяет богомерзкий "Раптор", а происходит от некоего чертежа, забракованного в 1974-м году на этапе предэскизного проектирования Т-10? Круто, ничего не скажешь.
              1. Kir 14 июля 2013 18:04
                На вопрос кто кого повторяет трудно, единственно что верно что самолёты одинакового назначения и схожего "весового" класса явно не могут слишком сильно визуально разниться, аэродинамику и прочее ещё никто не отменял. Что-же до первенства идей, так простите посмотрите на какие периоды приходится взлёт мысли у штатовцев и в каких отраслях, ракетно космическая Вернер вон-Браун и т.д и т.п.
                Kir
  10. shpuntik 14 июля 2013 00:57
    На дан­ный мо­мент ра­бо­ты по про­ек­ту ос­та­нов­ле­ны.

    Хорошо ещё чертежи не "задвинули", видимо доступа не было.
    В общем: "Гайдар и его команда". negative
    shpuntik
  11. Rainman_1 14 июля 2013 12:34
    Цитата: kosmos84
    На данный момент работы по проекту остановлены.
    развивали бы +беркут продолжили

    Причём беркут идеален для палубной авиации.
    1. Avenger711 14 июля 2013 13:50
      По этому поводу, особенно по КОС было хорошо написано у П. Булата. Для истребителя схема малопригодна, т. к. плохо подходит для скоростей выше 1.3М.
      Avenger711
      1. Rainman_1 14 июля 2013 15:54
        да согласен один минус(((
  12. Сторож 14 июля 2013 15:11
    Для палубной авиации больше подходит МиГ-29К в силу своих более скромных габаритов чем Су-33. Вот где миговцам надо занимать нишу.
    1. Bad_gr 14 июля 2013 15:17
      Цитата: Сторож
      Для палубной авиации больше подходит МиГ-29К в силу своих более скромных габаритов чем Су-33. Вот где миговцам надо занимать нишу.

      Не факт. По дальности и боевой нагрузке Су-33 на много превосходит МиГ, за счёт чего авианосец имеет более длинные руки и ударить может крепче.
      Хотя, на мой взгляд, на авианосце лучше иметь смешанное вооружение: лёгкие и тяжёлые истребители, штурмовики и свой маленький АВАКС.
      1. Bongo 15 июля 2013 02:09
        Этих "длинных рук" в лётном состоянии осталось 6 шт., кроме того для строевых Су-33 так и не смогли адаптировать ПКР.
        1. Ударник 15 июля 2013 15:45
          Вы про безвременно почившиие Х-41?
          1. Bongo 15 июля 2013 15:49
            Не только, у нашей немногочисленной палубной авиации вообше какие либо ПКР отсутствуют.
            1. Bad_gr 15 июля 2013 16:19
              Цитата: Bongo
              Не только, у нашей немногочисленной палубной авиации вообше какие либо ПКР отсутствуют.

              И что изменится в лучшую сторону, если Су-33 заменить на МиГ-29к ?
              Если ПКР нет для Су-33, то тем более его нет и для 29-го. А вот перехват самолётов противника станет ближе к кораблю (из-за меньшего радиуса действия МиГ-29-ого), и самолётов надо будет посылать больше из-за их меньшей боевой нагрузки (а если столько же, то с меньшей эффективностью, по той же причине).
              1. Bongo 15 июля 2013 16:41
                Спорное утверждение. Безусловно Су-33 имеет большую дальность полёта и более мощную РЛС. Но учитывая ограниченность полезной площади на Кузнецове, МиГ выглядит предпочтительней. Что касается ПКР, то это вопрос скорее технический, их с одинаковым успехом можно было бы применять с любого самолёта. Видимо нашим морякам они не слишком нужны.
                1. Одиссей 15 июля 2013 18:30
                  Цитата: Bongo
                  и более мощную РЛС

                  Что Вы.Даже Жук-м с ЩАР превзойдет НОО1К,не говоря уж о Жук-А с АФАР.
                  Цитата: Bongo
                  Что касается ПКР, то это вопрос скорее технический

                  Ну легкие ПКР,например,Х-31АД,на Миг-29К обещают поставить.
  13. 0255 14 июля 2013 16:37
    хотелось бы узнать об испытаниях МФИ. Неужели он летал всего 2 раза в 2000 г.? Почему его не показывают на МАКС-ах? Не хочется верить, что он целых 13 лет стоит без дела. Тем более МиГовцы грозились в 2003-2004 годах возобновить его испытания как летающей лаборатории.
    В каком он состоянии на этом фото 2009 г.? Куда его выкатили из ангара?
  14. тол100в 14 июля 2013 17:16
    Цитата: Bad_gr
    , на авианосце лучше иметь смешанное вооружение: лёгкие и тяжёлые истребители, штурмовики и свой маленький АВАКС.

    Наверное я повторюсь, но в каждом боестолкновении (в зависимости от масштаба) МОЖНО и НУЖНО применять ВСЕ силы и средства доступные в данный момент. Что касается наших авианесущих, то дай бог чтобы они были укомплектованы хотя-бы одними из перечисленных: легкие, тяжелые и т.д. и т. п.
    1. Корсар 14 июля 2013 22:06
      МиГ МФИ - тя­же­лый од­но­ме­ст­ный ис­тре­би­тель, вы­пол­нен­ный по аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме «ут­ка» с цель­но­по­во­рот­ным пе­ред­ним го­ри­зон­таль­ным опе­ре­ни­ем (ПГО), сред­не­рас­по­ло­жен­ным тре­уголь­ным кры­лом и двух­ки­ле­вым опе­ре­ни­ем.

      Снова"тяжёлый" истребитель! А КТО и КОГДА займётся разработкой "лёгкого" МФИ,способного повторить успех МиГ-21?
  15. sergey158-29 14 июля 2013 20:34
    Не все эксперименты бывают удачными... negative
  16. 0255 15 июля 2013 21:40
    Цитата: Корсар
    МиГ МФИ - тя­же­лый од­но­ме­ст­ный ис­тре­би­тель, вы­пол­нен­ный по аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме «ут­ка» с цель­но­по­во­рот­ным пе­ред­ним го­ри­зон­таль­ным опе­ре­ни­ем (ПГО), сред­не­рас­по­ло­жен­ным тре­уголь­ным кры­лом и двух­ки­ле­вым опе­ре­ни­ем.

    Снова"тяжёлый" истребитель! А КТО и КОГДА займётся разработкой "лёгкого" МФИ,способного повторить успех МиГ-21?

    КБ Сухого проектирует легкий ПАК ФА. И некоторые надеются увидеть МиГ ЛФИ, который в 1990-е годы так и остался проектом. Хотя скорее всего Миг снова останется не у дел, в серию пойдёт лёгкий ПАК ФА
  17. cahekmosa 18 июля 2013 20:32
    пофиг на треп о подставах, сравнениях и проталкиваниях каких-либо проектов. Статья про 1.44, мне самолет нравится чисто внешне, хотелось бы чтобы он просто выступал на авиашоу. Этого конечно не будет, дорого, но жаль.
  18. sataha666 28 декабря 2013 17:12
    большое спасибо за статью, понравилась своей подробностью

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня