Динамика индийско-китайского морского противостояния

3

Решение Индии послать корабль ВМФ Индии "Шивалик" для участия в многосторонних военно-морских учениях в северо-восточном китайском порту Циндао вызывало определённый интерес среди военно-морских наблюдателей.

Военно-морские учения, приуроченные к 65-летию создания ВМС Народно-Освободительной Армии Китая, были проведены одновременно с симпозиумом ВМС стран западной части Тихого океана. Китай в первый раз принимал у себя данное мероприятие. Ранее Пекин отменил смотр военно-морских сил, который планировалось провести перед учениями, ссылаясь на "особые условия", вызванные продолжающимся попытками определить местонахождение пропавшего лайнера MH370 в южной части Тихого океана.

Кроме того, к учениям присоединились военные корабли из Бангладеш, Сингапура, Индонезии, Брунея и Малайзии. Присутствие же пакистанского военного корабля стало причиной наибольшего ажиотажа среди индийских аналитиков. После Симпозиума ВМС стран Индийского океана в Перте в прошлом месяце, в котором принимал участие глава ВМС Пакистана, совместное выступление военных кораблей двух очевидных вечных соперников в Индийском океане было действительно значимым событием. ВМС Индии и ВМС Пакистана разделены известными холодными отношениями, и даже, несмотря на то, что ни одна из сторон из них не имеет, в течение уже долгого времени, причин для глубокой враждебности и подозрений, отсутствие политического доверия было очевидным. Учения в Циндао предоставили ВМС обеих стран хорошую возможностью инициировать некоторые формы оперативных контактов.

Сенсация, вызванная видом индийских и пакистанских военных кораблей в одном фотокадре, вряд ли уведёт внимание аналитиков от главной темы дня: зарождающейся индо-китайской военно-морской конкуренции. Официальные источники пытались изобразить участие Индии в учениях, организованных ВМС Народно-Освободительной Армии Китая как "рутину", а между тем они были наполнены символизмом и стратегическими возможностями, что делает их пригодными для глубокого анализа.

Для начала, несомненно, очень важно наблюдать участие ВМС Индии на учениях в Циндао в свете последних событий. Само по себе приглашение принять участие в многосторонних военных учениях не говорит о фундаментальным стратегическом сдвиге в отношениях. Военно-морские силы, даже те, которые разделяют враждебные отношения, часто взаимодействуют, если это касается региональных и коллективных проблем. ВМС Индии и ВМС НОАК регулярно взаимодействовали в борьбе против пиратства у берегов Сомали. И даже вместе участвовали в учениях в северо-западной части Тихого океана. Индия и Китай, как известно, имеют различные географические зоны морских интересов, и обоим опредёленно неудобно присутствие другого на их собственных театрах морского влияния.

Настороженность Индии в отношении китайской военной модернизации и наращивания морских сил привела Нью-Дели к последовательному отрицанию законности действий Пекина в Индийском океане, особенно участия в вопросах морского управления в региональных институтах, таких как Ассоциация регионального сотрудничества со странами Индийского океана (АРСИО) . Китайское участие быстро стало восприниматься как уступка растущему дипломатическому и экономическому авторитету Китая. Пекин также не приветствует военно-морские вылазки Индии в Южно-Китайском море.

И всё же Нью-Дели в последние месяцы демонстрирует большую готовность рассмотреть морские проекты Китая. Во время 17-ой встречи специальных представителей Китая и Индии по пограничным проблемам в феврале этого года Индия, казалось, проявила открытую готовность к присоединению к "Морскому Шёлковому Пути" – грандиозному морскому проекту, предложенному Пекином , который обещает развитие торговли, инфраструктуры и интеграции. Сообщается, что индийский представитель не стал открыто проявлять энтузиазм по поводу этого предложения. Но в тоже время он не отверг это предложение. Вероятный оптимизм Индии по поводу Морского Шёлкового Пути, скорее всего, мог быть продиктован желанием Индии вступить в конструктивный морской диалог с Китаем.

Интересно, что две недели назад ВМС НОАК провели широко разрекламированные учения в Восточной части Индийского океана. Учения были отмечены появлением "Чанбайшань" (Changbaishan), самого большого китайского десантного транспортного корабля; странно то, что это не вызвало никаких протестов со стороны Индии, как будто этот случай не был достоин какой-либо официальной реакции.*

Морской Шёлковый Путь

Неоднозначное политическое отношение Нью-Дели к растущему присутствию в Индийском океане имеет глубокие причины. Индия, как и другие страны Индийского океана, была поражена масштабностью Морского Шёлкового Пути. Проект, который дополняет другой китайский проект: "Новый Шёлковый Путь" – экономическую инициативу по развитию регионов, лежащих вдоль древнего маршрута, соединяющего Западный Китай с Южной и Центральной Азией. Проект Морского Шёлкового Пути принесёт выгоду уже в краткосрочной перспективе, что Пекин убедительно подчёркивал перед всеми своими потенциальными клиентами в Индийском океане. Обещанная коммерческая прибыль действительно стала решающим фактором поддержки проекта странами региона. Финансовые выгоды, однако, имеют свою цену и влекут за собой долгосрочные последствия, которые посягают на региональную морскую безопасность.

В то время как более мелкие детали по-прежнему неясны, проект Морского Шёлкового Пути, как известно, включает в себя строительство портов, логистических центров, складских помещений и создание зон свободной торговли. Другим разумным обоснованием этого проекта является то, что он является рычагом китайской "мягкой" политики. Предлагая данную морская инициативу , которая потенциально выгодна для всех государств региона, Пекин надеется укрепить свой имидж доброжелательной державы. Идея состоит в том, чтобы использовать коммерческую отдачу проекта для того, чтобы утвердить законность интересов Китая в Индийском океане. Конечно, смежное предложение, касающееся Фонда морского сотрудничества, объявленного китайским премьером Ли Кэцяном в прошлом году, осложнило попытки отказа государств региона от Морского Шёлкового Пути.

Интересно, что когда Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин делал это предложение во время своего визита в Юго-Восточною Азию в октябре 2013-го, проект Морского Шёлкового Пути предполагался как содействующий сотрудничеству и доброжелательным отношениям между Китаем и странами АСЕАН. Последующий визит китайского лидера в Шри-Ланку и Индию и приглашение их присоединиться к проекту продемонстрировало более широкое видение, охватывающее весь Индо-Тихоокеанский регион.

Однако общие экономические выгоды не могут скрыть реальную цель этого проекта: обеспечить безопасность морских коммуникаций, связывающих Индийский и Тихий океаны. С тех пор как африканские ресурсы стали центром сегодняшнего внимания Китая, проект должен был явиться альтернативой протяжённым китайским морским линиям снабжения, идущим с восточного побережья Африки до южного побережья Китая. Эти линии созданы, поддерживаются и контролируются Пекином. Поэтому в своей окончательной форме Морской Шёлковый Путь должен в конечном итоге установить китайские логистические центры в Индийском океане и соединить уже существующую "нить жемчужин".

В Индии, кажется, пересматривают свою морскую перспективу с учётом новых реалий. Растущие экономические отношения Китая с отдельными государствами Индийского океана, значительные финансовые и дипломатические вложения в китайские государственные компании, укрепляющие свои позиции в Азии и Африке, обширная сеть инфраструктуры, которая создается в Азии, – всё это делает невозможным для Индии или для какой-либо другой державы региона остановить наступление ВМС НОАК в Индийском океане. Что ещё более важно для Индии, значительные материально-технические и технологические возможности Пекина будут сопровождаться соразмерной политической волей и военной силой для реализации его обширного плана.

Затруднительное положение

Индийская политическая элита осознаёт, что ВМС Индии вскоре столкнется с конкуренцией со стороны ВМС НОАК в Индийском океане. После исчезновения лайнера MH370 Китай был самым активным участником поисковых работ, использовав более 11 военных кораблей и судов береговой охраны, обыскавших обширные участки южной части Индийского океана. С ростом своего морского потенциала ВМС Китая готовы играть большую роль в обеспечении безопасности в Индийском океане. Поэтому, невзирая на свои стратегические опасения, Нью-Дели необходимо найти благоразумный компромисс.

Затруднительное положение Индии подчёркивает фундаментальную аксиому: на шахматной доске международной геополитики контекст стратегического предложения так же важен, как и его содержание. Индия может противиться мысли, что Индийский океан окажется окруженным китайской инфраструктурой и логистическими аванпостами ВМС НОАК, но рост влияния Китая в регионе и индийская институциональная слабость препятствует тому, чтобы предотвратить это.

Новый прагматичный подход Нью-Дели, однако, имеет трезвую обратную сторону: растущая вовлечённость Пекина в обеспечение безопасности и управления данным регионом, в конечном итоге, бросает серьёзный вызов влиянию и статусу Индии в Индийском океане. То, что выглядит сегодня как беспроигрышное предложение, может оказаться предложением с нулевой суммой завтра. Это сложное уравнение, которое Индия вряд ли сможет решить в свою пользу, если, конечно, ей не хватит здравого ума делать жёсткие стратегические ходы и решения. Постепенное присвоение Индийского океана Китаем будет только ослаблять геополитические позиции и стратегическое влияние Нью-Дели в регионе.

Абхиджит Сингх – сотрудник Институт оборонных исследований и анализа, эксперт по морской безопасности в Индийском океане. Соавтор книги "Вызовы индийского океана – задачи для совместных решений"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    25 мая 2014 14:34
    Динамика индийско-китайского морского противостояния

    Дартс Авиа им бы устроиь ..)))
    1. +9
      25 мая 2014 14:56
      Админы удалите этот перл мой..))Пожалуйста..несет меня..! )))
      1. +2
        25 мая 2014 15:31
        Цитата: МИХАН
        Админы удалите этот перл мой..))Пожалуйста..несет меня..! )))

        Виталь,а у них шанс есть в таковом биатлоне покусаться ! а что АРДЖУН против ТИП...интересно ! wassat
      2. +2
        25 мая 2014 22:26
        Михан-пойди проспись
    2. +1
      25 мая 2014 16:19
      Цитата: МИХАН
      Динамика индийско-китайского морского противостояния

      Дартс Авиа им бы устроиь ..)))

      Их надо пригласить на международную Дартс Авиа которая пройдет через месяц в Воронеже.(может уже пригласили) А что. пусть полетают, постреляют, пообщаются со всеми. В этом ничего плохого, наоборот
  2. +2
    25 мая 2014 14:37
    Индийская политическая элита осознаёт, что ВМС Индии вскоре столкнется с конкуренцией со стороны ВМС НОАК в Индийском океане. После исчезновения лайнера MH370 Китай был самым активным участником поисковых работ, использовав более 11 военных кораблей и судов береговой охраны, обыскавших обширные участки южной части Индийского океана. С ростом своего морского потенциала ВМС Китая готовы играть большую роль в обеспечении безопасности в Индийском океане. Поэтому, невзирая на свои стратегические опасения, Нью-Дели необходимо найти благоразумный компромисс.

    Не пойму из-за чего пена!!! Граждане были китайские, поэтому и кораблей столько!!! Своих же искали...
  3. +2
    25 мая 2014 14:46
    Статья какая-то никакая... С одной стороны... с другой стороны... Болтология. Вначале о Пакистане, потом резкий поворот к Китаю. Много слов, и никакой инфрмации. Отминусовал.
  4. 0
    25 мая 2014 14:54
    Мир многополярен ... в нём нет однозначных цветов ... только чёрное или только белое ...
    Надо понимать цену союзам ... они аременны ... их срок равен сроку взаимных интересов ... поэтому прагматизм индийских политиков ... самая правильная тактика в сложившихся обстоятельствах.
  5. -3
    25 мая 2014 15:06
    Индия вообще то странная ..Народу много вроде ..(с китайцами будут биться..явно) Надеюсь без ЯО..Перенаселение однако..Да цинично и что ?
  6. +1
    25 мая 2014 15:10
    СОГЛАСЕН С МЕНТОРОМ. Я - НЕ Я. И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ.
  7. 0
    25 мая 2014 15:31
    Да собсно Китаю и не дадут присвоить себе Индийский океан. Как не крути,а серьёзных игроков там много.
  8. 0
    25 мая 2014 15:52
    Статья про море, поэтому, очевидно, много воды в статье. Индия и Китай не являются большими друзьями, но и не большие враги. Инциденты прошлого довлеют ещё и в нынешних условиях, но по мере мирного сосуществования этих государств, напряжение в отношениях между ними будет спадать.
  9. +5
    25 мая 2014 15:54
    Не говорю о статье.
    Дай Бог чтобы примирились наконец то Индия, Китай, Пакистан. Много у них всяких разногласий, решайте мирно. вражда между Вами выгодна только наглосаксам.
    1. 0
      25 мая 2014 18:01
      sterlya-ваши слова да как говорится богу в уши,но увы этого не будет пока сша не прикротят страны ссорить между собою.нестабильность в мире-возможность америке безнаказанно проводить в жизнь принцип-разделяй и властвуй
  10. 0
    25 мая 2014 16:08
    Всё естественно то что сейчас происходит,было время когда сша и Россия также наченала и это происходило с 45г Теперь ктото тоже достиг определённого уровня и таже возня,нечего нового! hi
  11. Repty
    0
    25 мая 2014 16:57
    Цитата: Ростовчанин
    Ростовчанин Сегодня, 14:37 Новый
    Индийская политическая элита осознаёт, что ВМС Индии вскоре столкнется с конкуренцией со стороны ВМС НОАК в Индийском океане. После исчезновения лайнера MH370 Китай был самым активным участником поисковых работ, использовав более 11 военных кораблей и судов береговой охраны, обыскавших обширные участки южной части Индийского океана. С ростом своего морского потенциала ВМС Китая готовы играть большую роль в обеспечении безопасности в Индийском океане. Поэтому, невзирая на свои стратегические опасения, Нью-Дели необходимо найти благоразумный компромисс.

    Не пойму из-за чего пена!!! Граждане были китайские, поэтому и кораблей столько!!! Своих же искали..



    Так может на воре шапка горит?

    Кроме того, среди пассажиров исчезнувшего "Боинга" были 20 сотрудников крупной американской компании Freescale Semiconductor, занимающейся производством полупроводниковых компонентов.

    Посадили боинг на своей базе, а теперь 20 сотрудников поднимают экономику Китая...

    Ну как то так...
  12. 0
    25 мая 2014 20:19
    Цитата: Sterlya
    Не говорю о статье.
    Дай Бог чтобы примирились наконец то Индия, Китай, Пакистан. Много у них всяких разногласий, решайте мирно. вражда между Вами выгодна только наглосаксам.

    Знаете, лично я не верю в примирение Индии и Пакистана. Штат Кашмир, мина заложеная англичанами почти семьдесят лет назад, и она срабатывала не раз. Добавьте еще Бангладеш, который Индия отжала у Пакистана и тем самым получила вечную головную боль. Личноя считаю, что Пакистан крутящийся между Китаем И США, когда-нибудь сделает окончательный выбор. И он будет не в пользу США.
    1. 0
      25 мая 2014 22:32
      А может надо циничней смотреть на мир,типа гноежоров из давно небелого дома?Пусть два далеко " недругароссии "малеха подгрызут друг-друга.
  13. 0
    25 мая 2014 23:29
    Реального морского противостояния между Индией и КНР нет и не будет.
    Дело даже не в том, что флот Китая развивается более быстрыми темпами и нацелен на решение более сложных задач.
    Просто и у Индии и у Китая головные боли в других местах. У Индии на западе в Пакистане и в своих мусульманских штатах. У Китая - тайвань и спорные ресурсобогатые спорные острова на границах с Японией и Вьетнамом.
    К этому следует добавить, что вооруженные нашим оружием, Индия и КНР будут испытывать наше давление "принуждением к дружбе".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»