У китайского «Барсука» советская родословная

6
У китайского «Барсука» советская родословная


На вооружение военно-воздушных сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость, возможно, станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета.

H-6K - это последняя на сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах и который Китай производил по лицензии.

Вечный самолет

Что же это такое, H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?

XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты большой дальности. За счет применения главным образом советских технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16. Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).

Самым большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6 КРВБ CJ-10А по три с каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.

Теперь на самолете отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и часть запаса топлива.

H-6K в отличие от части предыдущих модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета советского Ту-16.

Причины в такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин - особенно Ту-95 и Ту-16 - былы созданы десятки вариантов, превратив их в «мастеров на все руки».

Ракетная интрига

Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь другого тяжелого самолета в Китае просто нет.

Вопрос вызывает назначение получившейся системы «самолет-ракета» и её возможностей. CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически все, что можно сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность – круговое вероятное отклонение.

Непонятен пока и генезис самой ракеты. Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское авиационно-производственное объединение.

Независимо от реального потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны. Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМС США, включая авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы Пентагона.

Итак, создание стратегических крылатых ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.

О технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших примеров происходящего. В настоящее время создание принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».

В этом случае реализация данного проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. JustMe
    +1
    27 мая 2011 10:23
    Все таки какие интерессные были 90-ые годы
    У нас в оборонном НИИ было три группы деятелей (которых я знаю), которые за некоторую сумму денег готовы были вам вынести любую техническую документацию... или образцы техники..
    С заезжим подданным его Величества можно было спокойно побеседовать за чашкой чая о тактико-технических параметрах военной техники или о стиле работы разных разведок...
    А невзрачная китаянка, которую я периодически встречал на местном рынке, перед работой в России работала в Штатах, да и вообще - она была капитан китайской армии.
  2. +1
    27 мая 2011 10:50
    JustMe, а теперь такие деятели выносят остатки богатств нашей страны.
  3. mitrich
    +1
    27 мая 2011 13:11
    Этот самолет - настоящая революция авиационной промышленности Китая. Я бы даже не стал говорить об очередном китайском плагиате наших ракетоносцев. H-6K является доработанной версией семейства СИАНЬ Н-6, первые образцы которого, действительно, были "слизаны" с Ту-16. Наиболее значимые улучшения Н-6К касаются электро- и радиоооборудования самолета, систем вооружения (правда, как справедливо отмечает автор, подлинные свойства крылатых ракет CJ-10A не ясны, - может дерьмо, а может быть и "чудо конструкторской мысли"). Самолет имеет более широкий диапазон применения и более высокую крейсерскую скорость по сравнению с предыдущими образцами.
    Ясно одно: КНР получила в свое распоряжение ПЕРВЫЙ собственный стратегический бомбардировщик с ПОДЛИННЫМИ возможностями нанесения ядерных ударов по целям чуть ли не по всей Азии (Россия не исключение). Несколько успокаивает то, что сами китайцы называют местом базирования Н-6К 8-ю бомбардировочную дивизию в г.Гуанчжоу(юг страны), а потенциальными противниками этих машин - цели на о.Тайвань и о.Гуам, где американцы базируют свои АУГ.
  4. JustMe
    0
    27 мая 2011 20:09
    mitrich,
    такое ощущение - что в Китае удалось найти правильную пропорцию и зафиксировать "правила игры" между администраторами и специалистами-технократами. А то что я видел в нашем Аэроспейсе - это группы кланов на уровне предприятия играют в свои странные эгоистичные игры, Если что то новое и делалось и достигалось - это была личная инициатива кого-то да и уровня всегда не выше начлаба, Если от верху что то и шло то это всегда имело привкус какого-то распила а не технического решения.
  5. 0
    20 сентября 2011 17:48
    он разве первый,больше братья узкоглазые ничего не с3,14здили?
    список то больше половины инета займёт
  6. 443190
    0
    9 января 2012 17:28
    Да и бог с ними что сперли . Молодцы китаезы. Никто точно не знает как и что у них получилось но бояться будут и подумают о последствиях. Нам от этого тоже радости мало.Теперь половина России как потенциальная цель.