Проблема Каспия, зона возможного конфликта

Проблема Каспия, зона возможного конфликта

Южные рубежи России-Руси во все времена были одним из главных источников угрозы. Это положение вещей сохранилось и до настоящего времени: с юга нависает Китай, регулярно поднимает вопрос о Курильских островах Япония, с юга идут потоки наркотиков, оружия, нелегальной миграции, проникают носители радикального ислама. На юге расположен неспокойный Кавказ и Каспийское море.

В настоящее время Каспий является одной из зон возможного конфликта на планете, одна из причин этого - правовой статус Каспийского моря. Он до сегодняшнего дня так и не урегулирован. Азербайджан, Туркменистан, Казахстан настаивают на разделе по срединной линии моря, а Тегеран - на разделе Каспийского моря по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами (он обладает всего 14% побережья моря). А поспорить есть за что – общие запасы углеводородов оцениваются примерно в 18—20 млрд. тонн (возможно, они больше, данные постоянно меняются), плюс рыболовство и добыча морепродуктов – на Каспийском море осуществляется более 90% мирового вылова осетровых. Кроме того, хорошие возможности для развития туризма, для отдыха, лечения.




Отношения Ирана и РФ по Каспию до сих определяются договорами 1921 и 1940 годов: по ним была установлена свобода судоходства по всему морю, свобода рыболовства, кроме 10-мильных исключительных национальных зон, запрещено плавание чужих судов, не каспийских государств. В 1998-2002 годах было заключено соглашение с Казахстаном о разграничении дна в северной части моря и протокол к нему. В 2001-2003 годах было заключено соглашение и протокол к нему между Казахстаном и Азербайджаном. 14 мая 2003 года между РФ, Казахстаном, Азербайджаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна моря.

Поэтому страны Каспийского региона фактически развернули гонку морских вооружений. Россия довольно долго на неё почти не реагировала, советский «задел» в лице Каспийской флотилии позволял быть уверенным в безопасности этого направления. Но годы шли, соседи уже не ограничиваются патрульными и пограничными катерами, так, Туркмения и Казахстан объявили о создании полноценных ВМС, строят свои военно-морские базы.

России также приходится думать, как укрепить свой обветшалый военный потенциал на Каспийском направлении, да и гражданский флот уже со времен Союза устарел. 4 мая 2011 года вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил о том, что "в целом отечественный флот, работающий на Каспии, можно охарактеризовать как мелкотоннажный, морально и физически устаревший, неконкурентоспособный". Из 148 судов, зарегистрированных на Каспии, почти все ещё советской постройки, им более 30 лет. Строящиеся на верфях суда практически все делают для иностранных фирм.

В правовом отношении Иванов заявил, что РФ против раздела моря на национальные сектора: "Россия считала и считает Каспий уникальным внутриконтинентальным водоемом и выступает против раздела его акватории на национальные сектора, поскольку это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70 лет режима хозяйственного использования этого водоема». Некоторые ресурсы моря, например, водные биоресурсы, не могут быть разделены и требуют согласованной политики. Общими являются и проблемы - безопасность мореплавания, природопользование и защита экологии, особенно это связано с авариями на нефтепромыслах.

В этот же день главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что на этом направлении будут сформированы новые береговые ракетные и авиационные части. Флотилии до 2020 года обещали 16 новых кораблей, уже в этом году в строй должны войти два ракетных корабля - "Дагестан" и "Волгодонск" и три десантных корабля. «Дагестан» - это корабль проекта 11661 — шифр «Гепард», головой корабль флагман Каспийской флотилии – «Татарстан». Он имеет ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение, основа ударной мощи - ударный комплекс "Уран" с противокорабельными крылатыми ракетами типа Х-35Э, они меют дальность стрельбы до 130 километров. Проблема только в том, что «Дагестан» заложили ещё в 1991 году. «Волгодонск» - это малый артиллерийский корабль проекта 21630 (шифр «Буян»), он был заложен в Санкт-Петербурге на «Алмазе» в 2005 году.

На Западе эти планы сразу назвали «милитаризацией» Каспия, как будто это Россия её начала, а не другие государства. Так, профессор Военного колледжа американской армии Стивен Бланк на страницах интернет-издания «EurasiaNet» написал: «Высказывания Сергея Иванова по поводу Каспия согласуются с общим наращиванием Россией потенциала своих военно-морских сил, диктуемым желанием Кремля защитить свои энергетические интересы – не только на Каспии, но и в Северном Ледовитом и Тихом океанах». По его мнению, этот шаг спровоцирует гонку вооружений в Каспийском регионе и даже создают вероятность вооруженного конфликта.

Источники:
http://www.rg.ru/2011/05/04/sektor-anons.html
http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=70539
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сторожевые_корабли_проекта_11661
http://topwar.ru/3766-ssha-za-militarizaciyu-sosedej-rf-po-kaspiyu.html
http://topwar.ru/3774-proekt-21630-buyan-malyj-artillerijskij-korabl.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти