280-мм мортира Бр-5

Мор­ти­ры Бр-5 бы­ли пред­на­зна­че­ны для раз­ру­ше­ния осо­бо проч­ных бе­тон­ных, же­ле­зо­бе­тон­ных и бро­не­вых со­ору­же­ний; борь­бы с круп­но­ка­ли­бер­ной или ук­ры­той проч­ны­ми со­ору­же­ния­ми ар­тил­ле­ри­ей про­тив­ни­ка.

Ствол мор­ти­ры скре­п­лен­ный, двух­слой­ный, со­сто­ит из тру­бы, ко­жу­ха и ка­зен­ни­ка. Тру­ба со­сто­ит из на­рез­ной час­ти и ка­мо­ры, в стволь­ной час­ти тру­ба име­ет утол­ще­ние для урав­но­ве­ши­ва­ния ство­ла. На­рез­ная часть име­ет 88 на­ре­зов по­сто­ян­ной кру­тиз­ны. Ка­мо­ра со­сто­ит из двух ко­ни­че­ских и од­ной ци­лин­д­ри­че­ской час­тей. Ка­зен­ник пред­став­ля­ет со­бой сталь­ную по­ков­ку, на­вин­чен­ную на ко­нец ко­жу­ха, уст­рой­ст­во ка­зен­ни­ка в це­лом ана­ло­гич­но та­ко­во­му гау­би­цы Б-4. За­твор порш­не­вой, ти­па Шней­де­ра, за­пи­ра­ет­ся в два так­та, ана­ло­ги­чен по кон­ст­рук­ции за­тво­ру гау­би­цы Б-4, но боль­ше по га­ба­ри­там.

280-мм мортира Бр-5



Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва воз­душ­но-гид­рав­ли­че­ские. Ци­лин­д­ры тор­мо­за от­ка­та и на­кат­ни­ка ус­та­нов­ле­ны в муф­тах, за­кре­п­лен­ных гу­жо­на­ми на люль­ке. Люль­ка цап­фа­ми ле­жит в цап­фен­ных гнез­дах верх­не­го стан­ка и сво­им сек­то­ром свя­за­на под­виж­но с шес­тер­ней глав­но­го ва­ла. Тор­моз от­ка­та гид­рав­ли­че­ский. На­кат­ник гид­ро­пнев­ма­ти­че­ский. Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва при от­ка­те не­под­виж­ны. В от­ли­чие от ла­фе­та гау­би­цы Б-4 и пуш­ки Бр-2, тор­моз от­ка­та ла­фе­та гау­би­цы Бр-5 име­ет шпон­ки пе­ре­мен­но­го се­че­ния, что де­ла­ло воз­мож­ным пе­ре­ста­нов­ку ство­лов.

Ла­фет гу­се­нич­ный, со­сто­ит из верх­не­го стан­ка, ниж­не­го стан­ка и хо­до­вой час­ти. Верх­ний ста­нок пред­став­ля­ет со­бой кле­па­ную кон­ст­рук­цию, опи­раю­щую­ся тре­мя ро­ли­ка­ми на опор­ную по­верх­ность ниж­не­го стан­ка и пе­ре­ме­щаю­щую­ся при по­мо­щи по­во­рот­но­го ме­ха­низ­ма на бое­вом шты­ре в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти. Ниж­ний ста­нок в ло­бо­вой час­ти скре­п­лен с бое­вой осью круг­ло­го се­че­ния, кон­цы ко­то­рой под­виж­но со­еди­не­ны с гу­се­нич­ным хо­дом. Хо­бо­то­вая часть ниж­не­го стан­ка име­ет два сош­ни­ка - по­сто­ян­ный для твер­до­го грун­та и от­кид­ной для мяг­ко­го грун­та. Ниж­ний ста­нок Бр-5 по срав­не­нию с ран­ним стан­ком гау­би­цы Б-4 до­пол­ни­тель­но уси­лен при­кле­пан­ны­ми бо­ко­ви­на­ми и утол­ще­ни­ем верх­не­го лис­та. Хо­до­вая часть вклю­ча­ет в се­бя гу­се­нич­ный ход, тор­моз­ное уст­рой­ст­во, под­рес­со­ри­ва­ние, ле­бед­ку для раз­во­ро­та гау­би­цы.

Подъ­ем­ный и по­во­рот­ный ме­ха­низ­мы сек­тор­но­го ти­па. Име­ет­ся спе­ци­аль­ный ме­ха­низм при­ве­де­ния на за­ря­жа­ние, обес­пе­чи­ваю­щий бы­строе при­ве­де­ние ство­ла в го­ри­зон­таль­ное по­ло­же­ние. При­цель­ное при­спо­соб­ле­ние со­сто­ит из при­це­ла, па­но­ра­мы и при­во­да при­це­ла с крон­штей­ном. Подъ­ем­ный ме­ха­низм по­зво­лял на­во­дить мор­ти­ру в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти в диа­па­зо­не уг­лов от 0° до +60°, од­на­ко вес­ти стрель­бу мож­но бы­ло лишь при уг­лах вер­ти­каль­ной на­вод­ки бо­лее +15°. На­ве­де­ние в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти бы­ло воз­мож­но в сек­то­ре ±4°.

280-мм мортира Бр-5


При­спо­соб­ле­ние для за­ря­жа­ния со­сто­ит из кра­на с ле­бед­кой, ко­ко­ра, ме­ха­низ­ма сто­по­ре­ния ва­ла при­ве­де­ния к уг­лу за­ря­жа­ния, стел­ла­жа с бре­зен­том и сна­ряд­ной те­леж­ки. За­ря­жа­ние ору­дия про­ис­хо­ди­ло сле­дую­щим об­ра­зом: сна­ря­ды дос­та­ют­ся из по­греб­ка и ук­ла­ды­ва­ют­ся на де­ре­вян­ный по­мост. Сна­ряд, под­го­тов­лен­ный для пе­ре­воз­ки к мор­ти­ре, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся вер­ти­каль­но. Да­лее бо­ец из рас­че­та под­ка­ты­ва­ет сна­ряд­ную те­леж­ку к сна­ря­ду и ох­ва­ты­ва­ет сна­ряд при по­мо­щи за­хва­тов. За­тем сна­ряд ук­ла­ды­ва­ет­ся на те­леж­ку и за­кре­п­ля­ет­ся на ней, по­сле че­го под­во­зит­ся на те­леж­ке к стел­ла­жу и ста­вит­ся на бре­зент. Стел­лаж ус­та­нав­ли­ва­ет­ся у ла­фе­та под кра­ном, ко­кор опус­ка­ет­ся в гнез­до стел­ла­жа и оче­ред­ной сна­ряд, ле­жа­щий в стел­ла­же, ук­ла­ды­ва­ет­ся в ко­кор. Мор­ти­ра при­во­дит­ся к уг­лу за­ря­жа­ния, по­сле че­го вал ме­ха­низ­ма при­ве­де­ния к за­ря­жа­нию сто­по­рит­ся. Ко­кор на­ве­ши­ва­ет­ся на два крю­ка, на­хо­дя­щих­ся на ка­зен­ной час­ти ство­ла ору­дия. По­сле на­ве­ши­ва­ния ко­ко­ра трос не­сколь­ко ос­лаб­ля­ет­ся, при этом ла­пы ры­ча­гов ко­ко­ра ос­во­бо­ж­да­ют сна­ряд, ко­то­рый до­сы­ла­ет­ся в ка­нал ство­ла уси­лия­ми че­ты­рех бой­цов.

Воз­ка ору­дия на боль­шие рас­стоя­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­дель­но (ствол от­дель­но от ла­фе­та). На не­боль­шие рас­стоя­ния (до 5 км) до­пус­ка­ет­ся не­раз­дель­ная воз­ка ору­дия с от­тя­ну­тым ство­лом при ско­ро­сти не бо­лее 5-8 км/ч. Для транс­пор­ти­ров­ки ме­ха­ни­че­ской тя­гой ору­дие име­ло пе­ре­док сцеп­ным уст­рой­ст­вом. При раз­дель­ной воз­ке, ствол пе­ре­во­зил­ся на под­рес­со­рен­ной ору­дий­ной ко­лес­ной по­воз­ке Бр-10 со ско­ро­стью до 25 км/ч. Пе­ре­ход ору­дия из бое­во­го по­ло­же­ния в по­ход­ное при раз­дель­ной воз­ке за­ни­мал от 45 ми­нут до 2 ча­сов, в за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни го­да и ти­па грун­та. Бук­си­ро­ва­лось ору­дие гу­се­нич­ны­ми тя­га­ча­ми «Во­ро­ши­ло­вец», стволь­ные по­воз­ки - гу­се­нич­ны­ми тя­га­ча­ми «Ко­мин­терн».

280-мм мортира Бр-5


Мор­ти­ра Бр-5 име­ла кар­туз­ное за­ря­жа­ние. Для стрель­бы из мор­ти­ры ис­поль­зо­ва­лись бе­то­но­бой­ные и фу­гас­ные сна­ря­ды. Таб­ли­ца­ми стрель­бы пре­ду­смат­ри­ва­лось ис­поль­зо­ва­ние 11 пе­ре­мен­ных за­ря­дов мас­сой от 9,88 до 3,45 кг по­ро­ха. Шка­ла за­ря­дов ин­ди­ви­ду­аль­на для ка­ж­до­го из ис­поль­зуе­мых сна­ря­дов. К сна­ря­ду Г-675 ис­поль­зо­ва­лись пол­ный пе­ре­мен­ный за­ряд З-675Б (5 за­ря­дов) и умень­шен­ный пе­ре­мен­ный З-675БУ (6 за­ря­дов), к сна­ря­ду Ф-674К - пол­ный пе­ре­мен­ный за­ряд З-675 (2 за­ря­да) и умень­шен­ный пе­ре­мен­ный за­ряд З-675У (3 за­ря­да), к сна­ря­ду Ф-674 - пол­ный пе­ре­мен­ный за­ряд З-675А (3 за­ря­да), к сна­ря­ду Ф-674Ф - пол­ный пе­ре­мен­ный за­ряд З-675Ф (4 за­ря­да).

Ско­ро­стрель­ность мор­ти­ры со­став­ля­ла 1 вы­стрел в 4 ми­нуты.

Со­вет­ская ар­тил­ле­рия унас­ле­до­ва­ла от Рус­ской Им­пе­ра­тор­ской ар­мии два об­раз­ца осо­бо мощ­ных арт­сис­тем - 280-мм мор­ти­ру Шней­де­ра обр. 1914/15 г. и 305-мм гау­би­цу обр. 1915 г. К се­ре­ди­не 1930-х го­дов дан­ные ору­дия ус­та­ре­ли как мо­раль­но, так и фи­зи­че­ски, кро­ме то­го, их ко­ли­че­ст­во оце­ни­ва­лось как не­дос­та­точ­ное. Воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в соз­да­нии и за­пус­ке в се­рий­ное про­из­вод­ст­во но­вых об­раз­цов осо­бо мощ­ных ору­дий, в том чис­ле и 280-мм мор­тир. Ка­либр но­вой арт­сис­те­мы оп­ре­де­лял­ся стрем­ле­ни­ем ис­поль­зо­вать имею­щие­ся за­па­сы бо­е­при­па­сов. По­сколь­ку в 1931 го­ду бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние 203-мм гау­би­ца Б-4, а так­же ве­лась раз­ра­бот­ка про­ек­та 152-мм даль­но­бой­ной пуш­ки, бы­ло ре­ше­но соз­дать три­п­лекс - три раз­лич­ные ар­тил­ле­рий­ские сис­те­мы, ис­поль­зую­щие оди­на­ко­вый ла­фет, что зна­чи­тель­но уп­ро­ща­ло про­из­вод­ст­во и экс­плуа­та­цию ору­дий. Как и в слу­чае с 152-мм даль­но­бой­ной пуш­кой, соз­да­ни­ем 280-мм мор­ти­ры за­ня­лись кон­ку­ри­рую­щие кон­ст­рук­тор­ские бю­ро за­во­дов «Боль­ше­вик» и «Бар­ри­ка­ды».

280-мм мортира Бр-5


Про­ект мор­ти­ры за­во­да «Боль­ше­вик» по­лу­чил ин­декс Б-33, ру­ко­во­дство про­ек­том осу­ще­ст­в­лял ин­же­нер Круп­чат­ни­ков. Ствол мор­ти­ры был из­го­тов­лен в 1935 го­ду, на за­во­дские ис­пы­та­ния мор­ти­ра бы­ла от­прав­ле­на 1 фев­ра­ля 1936 го­да. Осо­бен­но­стя­ми кон­ст­рук­ции ору­дия бы­ли скре­п­лен­ный ствол из тру­бы, ко­жу­ха и ка­зен­ни­ка, а так­же порш­не­вой за­твор от мор­ти­ры Шней­де­ра. Ствол ус­та­нав­ли­вал­ся на ла­фе­те гау­би­цы Б-4 без урав­но­ве­ши­ваю­ще­го ме­ха­низ­ма, по­сколь­ку он был урав­но­ве­шен до­бав­ле­ни­ем гру­за на ка­зен­ник. На по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния мор­ти­ра бы­ла от­прав­ле­на 17 ап­ре­ля 1936 го­да, в це­лом они за­вер­ши­лись ус­пеш­но и по их ито­гам бы­ло ре­ко­мен­до­ва­но на­пра­вить мор­ти­ру на вой­ско­вые ис­пы­та­ния по­сле уст­ра­не­ния вы­яв­лен­ных не­дос­тат­ков.

На за­во­де «Бар­ри­ка­ды» про­ек­том 280-мм мор­ти­ры, по­лу­чив­шей ин­декс Бр-5, ру­ко­во­дил И.И. Ива­нов. За­во­дские ис­пы­та­ния опыт­но­го об­раз­ца мор­ти­ры про­во­ди­лись в де­каб­ре 1936 го­да. В ап­ре­ле 1937 го­да до­ра­бо­тан­ный по ре­зуль­та­там за­во­дских ис­пы­та­ний опыт­ный об­ра­зец дос­та­ви­ли на На­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ский ар­тил­ле­рий­ский по­ли­гон (НИ­АП) для про­ве­де­ния по­ли­гон­ных ис­пы­та­ний. Спе­циа­ли­сты по­ли­го­на про­из­ве­ли из мор­ти­ры 104 вы­стре­ла и в но­яб­ре то­го же го­да вы­не­сли свой вер­дикт: «Бр-5 по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния не вы­дер­жа­ла и не мо­жет быть до­пу­ще­на к вой­ско­вым ис­пы­та­ни­ям без ис­прав­ле­ния де­фек­тов и по­втор­ных по­ли­гон­ных ис­пы­та­ний».

Тем не ме­нее, в се­рий­ное про­из­вод­ст­во бы­ла за­пу­ще­на имен­но Бр-5 под офи­ци­аль­ным на­зва­ни­ем «280-мм мор­ти­ра обр. 1939 г.», при­чем пер­вый за­каз на из­го­тов­ле­ние мор­тир был вы­дан еще до окон­ча­ния по­ли­гон­ных ис­пы­та­ний, в мае 1937 го­да. При­чи­ны вы­бо­ра Бр-5 вме­сто Б-33 не­из­вест­ны, на ис­пы­та­ни­ях по­след­няя по­ка­зы­ва­ла луч­шие ре­зуль­та­ты, в ча­ст­но­сти боль­шую куч­ность и бо­лее вы­со­кую ско­ро­стрель­ность, а так­же бы­ла ме­нее мас­сив­ной по срав­не­нию с пер­вой.

280-мм мортира Бр-5


Пер­вый за­каз на 8 мор­тир Бр-5 был вы­дан за­во­ду «Бар­ри­ка­ды» в мае 1937 го­да. Поз­же, вви­ду не­до­ра­бо­тан­но­сти сис­те­мы, чис­ло за­ка­зан­ных на 1937 год ору­дий умень­ши­ли до двух, од­на­ко ни в том, ни в по­сле­дую­щем го­ду из­го­то­вить их не уда­лось. Эти две опыт­ные мор­ти­ры бы­ли по­да­ны на по­ли­гон в ию­не 1939 го­да и от­ли­ча­лись друг от дру­га спо­со­бом за­ря­жа­ния. По ре­зуль­та­там ис­пы­та­ний был вы­бран спо­соб за­ря­жа­ния, ана­ло­гич­ный при­ме­нен­но­му в гау­би­це Б-4. Кро­ме этих двух опыт­ных об­раз­цов, в 1939 го­ду бы­ло из­го­тов­ле­но еще 20 мор­тир, а в 1940 го­ду - по­след­ние 25 ору­дий, на чем их се­рий­ное про­из­вод­ст­во бы­ло пре­кра­ще­но.

Не­удач­ная кон­ст­рук­ция ла­фе­та ору­дий три­п­лек­са ста­ла ос­но­ва­ни­ем для ини­ции­ро­ва­ния ра­бот по раз­ра­бот­ке но­во­го ко­лес­но­го ла­фе­та, ли­шен­но­го не­дос­тат­ков ис­ход­ной гу­се­нич­ной кон­ст­рук­ции. В 1938 го­ду Глав­ное ар­тил­ле­рий­ское управ­ле­ние ут­вер­ди­ло так­ти­ко-тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к но­во­му ко­лес­но­му ла­фе­ту для ду­п­лек­са боль­шой мощ­но­сти (152-мм пуш­ка Бр-2 и 203-мм гау­би­ца Б-4), в 1940 го­ду дан­ный ла­фет пред­ла­га­лось раз­ра­бо­тать и для Бр-5. Ис­пол­ни­те­лем за­да­ния ста­ло КБ за­во­да №172 (Перм­ский за­вод) под ру­ко­во­дством Ф.Ф. Пет­ро­ва. Ла­фет по­лу­чил ин­декс М-50, но ра­бо­ты по не­му шли край­не мед­лен­но из-за боль­шой за­гру­жен­но­сти КБ ра­бо­та­ми по дру­гим сис­те­мам. В ито­ге к на­ча­лу вой­ны все ог­ра­ни­чи­лось раз­ра­бот­кой про­ек­та, по­сле че­го все ра­бо­ты бы­ли пре­кра­ще­ны.

В 1955 го­ду Бр-5 про­шли ка­пи­таль­ную мо­дер­ни­за­цию, для этих мор­тир был раз­ра­бо­тан но­вый ко­лес­ный ла­фет (глав­ный кон­ст­рук­тор про­ек­та - Г.И. Сер­ге­ев). Воз­ка ору­дия ста­ла не­раз­дель­ной, а ее ско­рость воз­рос­ла до 35 км/ч. Мор­ти­ры Бр-5М на­хо­ди­лись на воо­ру­же­нии, как ми­ни­мум, до 1970-х го­дов.

280-мм мортира Бр-5


Мор­ти­ры Бр-5 при­ня­ли уча­стие в со­вет­ско-фин­ской вой­не, че­ты­ре та­ких мор­ти­ры с но­яб­ря 1939 го­да вхо­ди­ли в со­став 40-го от­дель­но­го ар­тил­ле­рий­ско­го ди­ви­зио­на боль­шой мощ­но­сти. Мор­ти­ры при­ня­ли уча­стие в про­ры­ве ли­нии Ман­нер­педераст­ма, раз­ру­шая фин­ские ДО­Ты. Все­го в хо­де этой вой­ны мор­ти­ра­ми Бр-5 бы­ло вы­пу­ще­но 414 сна­ря­дов.

К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 47 мор­тир со­стоя­ло на воо­ру­же­нии вось­ми от­дель­ных ар­тил­ле­рий­ских ди­ви­зио­нов осо­бой мощ­но­сти РГК. Бр-5 ис­поль­зо­ва­лись в бо­ях на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке в 1944-м, при штур­ме Ней­штад­та, Ке­нигс­бер­га и в хо­де Бер­лин­ской опе­ра­ции.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Bongo 15 июля 2013 10:13
    Для отечественных довоенных артсистем особой и большой мощности был характерен лафет на гусеничном ходу, сильно снижавший скорость транспортировки. А так же относительная их малочисленность.
    1. русс69 16 июля 2013 01:52
      Цитата: Bongo
      Для отечественных довоенных артсистем особой и большой мощности был характерен лафет на гусеничном ходу, сильно снижавший скорость транспортировки

      Первые колесные лафеты для таких орудий, просто были слабоваты, особенно при выстреле. Поэтому и шли на гусеничном ходу.
      1. Bongo 16 июля 2013 02:43
        Вы ошибаетесь, по требованию военных изначально разрабатывались на гусеничном ходу.
  2. Iraclius 15 июля 2013 10:25
    Орудие кажется настолько массивным, словно вросшим в землю. И с каким удивлением видишь, как энергией отдачи мортира буквально отпрыгивает на своих гусеницах назад. Вот это мощь!
    Автору спасибо, статья обстоятельная.
  3. Карах 15 июля 2013 11:19
    Цитата: Bongo
    был характерен лафет на гусеничном ходу, сильно снижавший скорость транспортировки
    Это же орудия РГК, а не ПТО, им не к чему гонять по полю боя, чтобы отразить танковую атаку или поддержать огоньком пехоту. Им тактическая и даже оперативная маневренность не нужна. Для тех стратегических задач, которые решали орудия РГК, имеющейся скорости транспортировки вполне достаточно.
    1. Bongo 15 июля 2013 15:25
      Конечно, именно поэтому те, что сохранились после войны срочно перевели на колёсный ход.
      1. Marssik 15 июля 2013 16:10
        колеса куда экономичней гусениц и дороги портят меньше ,все таки у такой махины замучаешся траки менять
        1. Bongo 15 июля 2013 16:42
          И скорость транспортировки в разы больше.
  4. митридат 16 июля 2013 01:24
    да, гусеницы - не лучшее решение
  5. Андрей77 16 июля 2013 13:13
    А это что за зверь? Копия Бр-5 с удлиненным стволом?
    1. loft79 22 июля 2013 22:45
      Это 152-мм пуш­ка Бр-2
      если не ошибаюсь
  6. ALEW 16 июля 2013 18:54
    Эта мортира раньше часто мелькала в кинохронике о войне. Не задавался вопросом, что это за орудие. Прочитал с интересом, мощная штука, наверное финам и немцам мало не показалось. Интересно есть ли там возможность подключения привода вращения от тягача на шасси мортиры,посмотрю в нете.
    ALEW

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня