Какие легкие бронированные машины будут востребованы в будущем?



Машины VBL французской армии в Мали во время операции Сервал. Французская армия значительно увеличила бронированную составляющую своего контингента по сравнению с предыдущими интервенциями



Это может показаться довольно странным, когда вы задумаетесь об этом, но, несмотря на тот факт, что люди рождены на суше, а не в воде или воздухе, с точки зрения их возможностей передвижения земля остается самой сложной средой. Это еще более верно для военной мобильности, где на возможность двигаться от одной точки к другой влияет не только рельеф местности, но и присутствие противника. Широкое применение мин и придорожных бомб в Ираке и Афганистане, очень сильно ухудшавшее подвижность, способствовало появлению новой категории транспортных средств, названной Mrap (Mine Resistant Ambush Protected – с усиленной противоминной защитой). Машины этой категории обеспечили своим экипажам как баллистическую защиту, так и защиту от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ), при этом уровень последней постепенно повышался по мере того, как противник оттачивал свое мастерство в этом смертоносном искусстве.

После завершившегося вывода из Ирака и идущего полным ходом подобного процесса в Афганистане возникает вопрос, а что придет следующим? Будут ли будущие операции проводиться в пустыне типа иракской или в горной местности а-ля Афганистан?

Самой последней военной операцией стала операция «Сервал», проведенная французскими войсками в Мали в январе 2013 года. Прошлые военные операции на этом континенте проводились с участием незащищенных машин, в основном грузовиков высокой проходимости, использовавшихся в качестве бронетранспортеров и платформ вооружения. Операция «Сервал» стала совершенно другой историей, поскольку существенная часть французского контингента был оснащена бронированными средствами, варьирующимися от БМП VBCI до БТР VAB, легкими бронированными машинами VBL и грузовиками с бронированной кабиной Xerax, в то время как материально-техническое снабжение всё еще в основном полагалось на незащищенные машины.

Хотя большая часть районов в Африке предлагает на выбор маршрут движения (главным образом вне дорог), что уменьшает шансы наехать на закопанную бомбу по сравнению с некоторыми афганскими долинами с их безальтернативными маршрутами, тем не менее, передвижение по Африке на легких машинах стало опасным делом. При этом согласно французским источникам приоритеты в Мали были расставлены в следующем порядке: сбор информации, огневое могущество и защита.

Что касается мобильности, то здесь возможности африканских мостов (как правило, это наплавные мосты) и размеры дорог в деревнях накладывают серьезные ограничения по массе и размерам используемых транспортных средств.

Понятно, что ограничения по массе и ширине машины необходимы, поскольку могут оказывать сильное влияние на военные операции. Ведь масса и ширина напрямую влияют на развертываемость, а стратегическая транспортная авиация имеет свои ограничения. Но еще более важна доступность адекватной инфраструктуры района высадки; бесполезно иметь парк больших транспортов, если местная посадочная полоса неспособна принять и обработать достаточное число самолетов одновременно. И чем больше по размерам машины, тем большее число челночных рейсов необходимо для их развертывания, ведь далеко не всегда доступен морской порт и удобная гавань.

Таким образом, снижение логистической нагрузки остается приоритетом, особенно для районов высадки. Еще одним сложным регионом является Юго-Восточная Азия, где многие районы имеют мягкие почвы. Лучшую подвижность на них, конечно же, будут иметь легкие гусеничные машины. Что касается новых миссий в ближневосточном районе (читай Сирия), то здесь доминирующим должен остаться сценарий с высокой вероятностью действий противника в городских условиях.

В какой степени войска, задействованные в Ираке и Афганистане в последние годы, могли бы быть вовлечены в многонациональные миссии в одном из вышеназванных регионов – это дело политики. Хотя понятно, что если правительства призывают военных управлять какими-то контингентами в этих районах, то они будут нуждаться в максимальной гибкости. В то время как американское военное участие в Африке растет, на данный момент оно ограничено главным образом военной помощью. Европейские страны во многом занимают очень схожую позицию, хотя единственной не африканской страной в этой части Африки является Франция. Другие крупные страны, работающие на африканском континенте, также избегают прямых военных действий. С другой стороны африканские страны выражают свое намерение самостоятельно иметь дело с локальными контингентами, хотя во многих случаях задействованные военные силы не могли обеспечить достаточную надежность.

Главной военной державой в Африке, конечно же, является ЮАР, которая, в конечном счете, заказала 264 колесных боевых машин Badger 8x8 в разных конфигурациях. Они постепенно заменят Ratel 6x6, в настоящее время стоящие на вооружении, а также и другие машины, например Casspir и Mamba. Новая машина базируется на шасси Patria AMV и вооружена в основном башней Denel 30 мм. С целью повышения противоминной защиты в ней применена технология LMT Flat Floor Technology, которая, таким образом, прервала линейку машин с V-образной формой днища, многие годы стоявших на вооружении южноафриканской армии. С общей массой 27 тонн она резко контрастирует с 19-тонной машиной Ratel.


Из-за своей массы и размеров не все Mrap, эксплуатирующиеся в Ираке и Афганистане, подходят для других типов местности


Какие легкие бронированные машины будут востребованы в будущем?

VAB Mk III оборудована башней TRT от BAE Systems. Renault Trucks Defense предлагает этот вариант тем армиям, которым нужны эффективные и доступные по цене БТР/БМП





Машина Fuchs производства компании Rheinmetall хотя и разработана в эпоху Холодной войны, хорошо адаптирована к новым сценариям и активно продвигается на рынке по всему миру




Oshkosh M-ATV в Афганистане. Этот бронеавтомобиль появился в результате анализа полученного опыта; по сравнению с прежними «бегемотами» он имеет уменьшенные размеры и массу, а также независимую подвеску



Весьма продвинутый, совершенно новый и, тем не менее, доступный по цене БТР Titus от Nexter сочетает проверенное шасси Tatra с современным бронированным корпусом и двигателем от компании Cummins


Безвозмездная помощь и не только

Еще одной африканской страной, которая может позволить себе покупку новых бронированных машин, является Алжир. Он обратился к Германии с заявкой на приобретение первой партии из 52 машин Fuchs в конфигурации БТР с намерением в будущем купить еще некоторое количество. При массе 19 тонн и ширине три метра эта машина с колесной формулой 6x6 должна обеспечить хорошую проходимость на почвах Северной Африки.

Если будут необходимы машины меньшего размера, алжирская армия купит машины Nimr, разработанные и изготовленные в Объединенных Арабских Эмиратах компанией с таким же именем и входящей в Tawazun group. В бронированной конфигурации 4х4 машина имеет ширину всего 2,2 метра и общую массу около 10 тонн. Эта модель, скорее всего, постепенно распространится по всей Северной Африке благодаря заводу в городе Хенчела в 400 км от столицы Алжира.

Фактически первым покупателем легкой машины Nimr стала Ливия. Более 150 машин было поставлено и большая часть из них в бронированной конфигурации с повышенным уровнем защиты 3. Последние 49 штук были поставлены в начале 2013 года в качестве подарка новому ливийскому правительству. Италия со своей стороны подарила 20 автомобилей Puma 4x4. Ливийская армия также имеет на вооружении легкую колесную машину БРДМ 4х4, унаследованную со времен Холодной войны. Большая часть этих машин пройдут модернизацию, контракт на которую был заключен с сербской компанией Югоимпорт.

Кения также начала обновлять свои бронированные машины, купив 8 БРДМ-3. Хотя акроним означает разведывательную машину не надо путать с легкими машинами БРДМ и БРДМ-2 4х4. Она имеет колесную конфигурацию 8x8 очень похожую на конфигурацию БТР-80A; в машине с общей массой примерно 15 тонн размещается экипаж 3 человека плюс шесть десантников. Кенийская армия купила свыше 60 машин M26-15 типа Mrap производства южноафриканской OTT Technologies, которые участвовали в борьбе с сомалийским повстанцами Аль-Шабаб.



На снимках машина Nimr 6x6 с разными боевыми модулями; эмиратская компания активно продвигает свое семейство машин и становится новым игроком на рынке легких бронированных машин


Семейство машин Protector от компании Mobile Armoured Vehicles может обеспечить защиту в самых разных сценариях


Видеопрезентация Protector II от компании Mobile Armoured Vehicles с моими субтитрами



Компания BAE Systems готова к производству своей RG31 (на фото в конфигурации Mk5E) с уровнем защиты необходимой заказчику


Производство в Африке

Производство машин в Африке сосредоточено в основном в ЮАР. Компания BAE Systems определенно является основным производителем со своим семейством RG. Компания поставляла модель RG-32 в страны, которые использовали эти машины в военных операциях ООН на континенте. И не удивительно, поскольку RG-32 является самым маленьким членом семейства с шириной почти 2,2 метра и массой не более 10 тонн. Большое количество машины Casspir и Mamba стоят на вооружении многих африканских стран. Компания BAE Systems разработала 15-тонную машину RG Protector, взяв за основу проект RG-32, и предложила ее в вариантах 4x4 и 6x6.

Для африканского рынка компания BAE systems предлагает модель RG-31 в варианте Mk5, которой весит 18,6 тонн, и модель RG-32, которая также идет в уменьшенных версиях с меньшими уровнями защиты для того, чтобы справиться с ограничениями по массе, накладываемыми плохими дорогами этого континента.

Южноафриканская компания Mechem Vehicles (подразделение Denel) в настоящее время производит машину Casspir 2000. В ее каталоге также имеются модели Casspir MkII и MkIV. В 2013 году компания Denel Mechem объявила о контракте на 10 машин Casspir 2000 для армии Бенина, в то время как 15 машин были изготовлены для ООН.

Еще одна южноафриканская компания ICP производит бронированные машины; её модели Reva III, IV и V 4x4 массой от 9 до 13 тонн, служат не только в Южной Африке, но также в Сомали, Экваториальной Гвинеи и Южном Судане. Компания Paramount также является крупным игроком, ее БТР Mbombe 6x6 обеспечивают всеракурсную ситуационную осведомленность, тогда как модели Marauder и Matador 4x4 являются машинами типа Mrap с общей массой 18 тонн.

Чад сделал европейский выбор, купив 22 машины Acmat Bastion Patsa у французской компании Renault Trucks Defense, все они были поставлены в 2013 году. Небронированные машины Acmat весьма обычны для Африки. Марокко является еще одним крупным заказчиком компании Renault в Северной Африке, его армия эксплуатирует VAB 6x6, которым вскоре нужна будет модернизация или замена.

Это лишь несколько примеров машин, которые используются в настоящее время на континенте с многочисленными потенциальными горячими точками. Немногие африканские страны могут позволить себе приобретение большого числа машин, а вот предоставление дешевой или вообще бесплатной военной техники всегда остается рычагом влияния на любой район. Следовательно, излишек машин класса Mrap, образовавшийся в связи с выводом из Афганистана, мог бы стать решением на некоторых рынках, хотя не все подобные машины подходят для эксплуатации в некоторых районах.

Недавно утверждалось, что американская армия могла бы оставить на вооружении примерно 6000 машин Mrap поровну разделенные между M-ATV и MaxxPro, хотя специализированная техника, например Mrap для расчистки маршрутов, вполне могла бы также остаться в эксплуатации. Пока еще не ясно, сколько подобных машин Mrap будут вывезены на родину. По мнению некоторых источников, США не должны оставлять самые продвинутые (читай лучше защищенные) варианты афганским силам безопасности. При возможном ходе событий вполне понятно, что некоторая часть может попасть в руки повстанцев. Эти машины могут использоваться в качестве реальных целей с целью совершенствования повстанцами своих придорожных бомб и СВУ. Последствия этого будут ужасными, поскольку это может означать распространение знаний по всему террористическому сообществу. Те же источники также говорят о возвращении на родину даже тех машин, которые не подлежат ремонту, с целью дать оппоненту любую полезную информацию. Впрочем, понятно, что излишек Mrap окажет влияние на рынок бронированных машин в предстоящие годы, в частности в районах, не слишком озабоченных стандартами пригодности автодорог к эксплуатации.



Компания Paramount является одним самых инновационных южноафриканских игроков. На снимках ее новейшее изделие – машина из семейства Matador




Армия Чада вооружила некоторые подразделения машинами Bastion Patsas от Renault Trucks Defence. Эти «полузащищенные» машины в основном эксплуатируются спецподразделениями



США приобрели свыше 20000 машин Mrap различных модификаций и американская армия планирует оставить только 6000 из них. Какое количество из оставшихся машин попадет на рынок остается открытым вопросом


На Ближнем Востоке растет число игроков на рынке бронированных машин. Кроме вышеупомянутой Nimr, компания Streit Group также разрабатывает новые машины на своих заводах в ОАЭ, Канаде, США, Индии, России и Пакистане. Модельный ряд варьируется от БТР/БМП Varan 6x6 (прототип проходит ходовые испытания) до модульных семейств Scorpion и Typhoon (доступны в конфигурациях 4x4 и 6x6 и с независимыми подвесками). Еще одна компания Armored Group имеет производственные мощности в Эмиратах, Канаде и США. Ее машины Batt (Ballistic Armored Tactical Transport – боевой транспорт с баллистической защитой) были проданы в Анголу, Чад, Эфиопию, Нигерию, Уганду, но также в другие страны, например Саудовскую Аравию и Оман на Ближнем Востоке, и в Эквадор и Мексику в Центральной Америке.



Машину Typhoon 4x4 типа Mrap массой 12,5 тонн предлагает Streit Group – развивающаяся компания в области бронированных машин




Компания Streit Group имеет заводы в ОАЭ, Канаде, США, Индии, России и Пакистане. Она расширяет свою продуктовую линейку и кроме машин типа MRAP выпускает БТР и БМП


Южная Америка и Дальний Восток

Южная Америка и Дальний Восток представляет собой огромные рынки, поскольку многие армии обновляют свое вооружение. В Латинской Америке самый большой контракт подписан между бразильской армией и компанией Iveco do Brasil на 2044 бронетранспортеров VBTP-MR Guarani 6x6. Помимо хорошей защищенной мобильности и огневого могущества эта машина считается оптимальной для участия бразильского контингента в миссиях ООН. В конце октября бразильская армия завершила первые эксплуатационные испытания в городских условиях и не удивительно, что она развернула свою машину на Гаити накануне выборов, намеченных на начало 2014 года.

В то время как немногие местные производители активны в бизнесе военных бронированных машин, а оборонные бюджеты, по всей видимости, сохраняют тенденцию к сокращению, многие международные компании смотрят на этот регион мира для компенсации процессов закупок военной техники на национальных и западных рынках. То же самое относится и к другим районам, например к Индии с ее огромным рынком, а вот Китай все еще находится под запретом для многих западных компаний.

Впрочем, на Дальнем Востоке имеется несколько конкурирующих компаний. Одни могут вести самостоятельные разработки, а другие находятся на достаточно продвинутой стадии «развития» для того, чтобы принять участие в программах совместной разработки. Например, в Малайзии компания Deftech в настоящее время производит свои БТР/БМП AV-8 8x8 на базе шасси турецкой FNSS PARS 8x8. Сингапурская компания STK в инициативном порядке разработала Terrex 8x8, а южнокорейские компании, например Doosan DST и Hyundai Rotem, уже многие годы предлагают колесные БТРы в конфигурациях 6x6 и 8x8 для своей национальной армии.

Китай, конечно, остается очень крупным производителем, хотя в настоящее время его основным, если не единственным заказчиком является китайская армия, по крайней мере, что касается транспортных средств.

Япония всегда четко выполняла возложенный самой на себя запрет на экспорт вооружения. Впрочем, это может вскоре измениться, поскольку Токио необходимо играть более активную роль в миротворческих операциях, что очевидно приведет к частичной отмене запрета, принятого в конце Второй мировой войны. Америка в настоящее время акцентирует внимание на Тихоокеанском регионе, где местность и рельеф могут различаться более сильно, чем где-либо прежде. Мягкие грунты покрывают значительные площади и определяют использование легких гусеничных машин. В этой связи одна из новейших разработок Kaplan, представленная турецкой компанией FNSS, по цифрам удельного давления на грунт приближается к Alvis CVR(T). Гусеничная машина Kaplan могла бы выиграть на подобной местности. Остается лишь гадать, как много армий развернут в своих следующих контингентах «правильные» машины.



Свыше 1500 легких бронированных машин Komatsu стоят на вооружении японских сил самообороны. Япония может пересмотреть свою политику запретов и стать новым действующим игроком на рынке защищенной мобильности



Легкая гусеничная машина Kaplan показана компанией FNSS в 2013 году. Она создает низкое давление на грунт, что обеспечивает хорошую проходимость на мягких грунтах, которые можно встретить в Юго-Восточной Азии


Использованы материалы:
Armada International Compendium Air, Sea and Land Mobility 2013
www.nexter-group.fr
www.baesystems.com
www.armored-cars.com
www.mavehicles.com
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти