Битва за «ворота Порт-Артура». Бой у Цзиньчжоу

26 мая 1904 года произошёл бой у Цзиньчжоу (Кинчжоу), сражение на дальних подступах к Порт-Артуру. В конце апреля 1904 года в Бицзыво (примерно в 150 км к северу от Порт-Артура) была высажена японская 2-я армия под командованием генерал-лейтенанта Ясуката Оку. Японцы двинулась к Цзиньчжоускому перешейку, который закрывал единственный путь наступления на главную базу русского флота в самой узкой части Ляодунского полуострова (между Цзиньчжоуским заливом и заливом Хунуэза). Оборону на Цзиньчжоуской перешейке держал 5-й полк из состава 4-й дивизии генерала Фока.

Ситуация перед сражением

Стратегические последствия поражения на реке Ялу (Сражение на реке Ялу) и гибели адмирала Макарова были огромными. 1-я императорская армия под командованием генерала Куроки оказалась на маньчжурском берегу реки Ялу и получила операционный простор для своего дальнейшего наступления к Квантуну. Путь в Южную Маньчжурию был расчищен. Стратегическая инициатива в войне перешла к японскому командованию. Теперь почти всё южное побережье Ляодунского полуострова было свободно для высадки японских десантов.


Война стала развиваться по сценарию японского военно-политического руководства. Японское командование ещё до начала войны планировало высадку войск на восточном берегу Ляодунского полуострова, у города Бицзыво. Японцы хорошо знали эти места, так как уже высаживались здесь во время войны с Китаем. К 17 апреля 2-я армия барона Оку в составе 1-й, 3-й и 4-й пехотных дивизий, отдельной артиллерийской бригады (всего около 40 тыс. чел. при 200 орудиях и 48 пулеметах) была погружена в корейском порту Цинампо на 83 транспорта. Высадка армии у Бицзыво прошла без проблем.

Вслед за 2-й армией с моря на Ляодунское побережье стали высаживать 3-ю армию генерала Ноги, которая была сформирована специально для осады Порт-Артура. Десантирование и развертывание 3-й армии прикрыла 2-я армия. Одновременно западнее устья реки Ялу, в порту Дагушань (Такушань), начали десантирование 4-й армии под командованием генерала Нодзу (Ноцу).

При переходе Желтым морем к Ляодунскому полуострову японские десантные армады со многими десятками тысяч солдат, сотнями орудий и многими тоннами военных грузов и оборудования, не встретили абсолютно никакого противодействия русского Тихоокеанского флота. Гибель Макарова почти полностью парализовала деятельность Порт-Артурской эскадры. Хотя вице-адмирал Хейхатиро Того серьёзно опасался действий легких сил русской эскадры — отрядов быстроходных миноносцев и крейсеров. Того боялся, что миноносные силы русского флота нанесут удар по транспортным конвоям. Для более тесной блокады Порт-Артура он перевёл броненосный Соединенный флот на острова Эллиот. Японцы установили более тесную морскую блокаду Порт-Артура и решили провести третью операцию по блокированию русского флота.

Перед началом операции была проведена морская разведка. Для проведения операции выделили 12 пароходов-заградителей. Операция началась в ночь на 3 мая. В Порт-Артуре около часу ночи с Золотой горы на море засекли вражеский миноносец, а затем ещё несколько. Флот и береговые силы подняли по боевой тревоге. Первый пароход-заградитель (брандер) появился в 1 час 30 минут ночи. Несмотря на сильный артиллерийский огонь береговых батарей, и кораблей, он смог миновать боновые заграждения, был подорван экипажем и затонул. Следующий брандер взорвался и утонул, не дойдя до бона. За первыми пароходами пошли и другие. Они пытались прорваться к проходу на рейд, где их взрывали или они ко дну от огня русской артиллерии. Экипажи уходили на шлюпках, их ждали миноносцы, которые вели огонь по кораблям и береговым укреплениям. 10 японских пароходов (два не дошли до места назначения) утонули в районе прохода из гавани на внешний рейд. В целом операция была хорошо подготовлена и проведена. Однако и на этот раз японцам не удалось блокировать русский флот.

Однако опасения японского командования оказались излишними. Контр-адмирал В. К. Витгефт и главнокомандующий на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев (он сбежит из Порт-Артура при угрозе его блокады с суши) и не помышляли об активных действиях в открытом море. Алексеев переключил все силы флота на оборону. Были усилены средства по охране рейда, организовано траление мин, с кораблей на береговые укрепления начали передавать орудия и пулеметы и т. д. Всё это привело к падению боевого духа моряков, на флоте царили растерянность и уныние. Флот не выходил в море даже с ограниченными целями.

Когда 4 мая поступило известие о появлении японских десантных сил в районе Бицзыво, адмирал Алексеев поспешил покинуть Порт-Артур и передал команду эскадрой начальнику своего походного штаба контр-адмиралу Витгефту. При этом он дал ему указание не предпринимать активных действий флота, ограничившись поисками крейсеров и миноносцев, при этом «не подвергая их риску». После отъезда Алексеева Витгефт провел несколько совещаний.

Адмирал-«чиновник» с первых же дней отказался от принципа единоначалия и ввел в систему коллегиальность — все решения принимали голосованием, на которых пассивная тактика флота была окончательно утверждена. Нерешительность охватила командиров большинства кораблей. Даже миноносцы решили держать во внутренней гавани и беречь. В район Бицзыво корабли решили не посылать, найдя множество оправданий — от блокирующего флота противника, мин и дальности расстояния до плохого состояния кораблей и отсутствия уверенности, что высадке десанта можно помешать. Кроме того, продолжили усиливать оборону крепости за счёт корабельной артиллерии. Началось систематическое разоружение кораблей. Флот быстро терял боеспособность. 8 мая на общем совещании флотских и сухопутных начальников, генерал-лейтенант Стессель принял общее решение: «…флоту надлежит всеми силами содействовать сухопутной обороне как людьми, так и вооружением, ни в коем случае не останавливаясь на полумерах».

Хотя в этот период японский флот понёс серьёзные потери. 2 (15) мая 2 японских броненосца нарвались на русские мины и погибли (затонули эскадренные броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»). В итоге у адмирала Того оставалось всего четыре эскадренных броненосца 1-го класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их оставалось шесть. Кроме того, ночью японский броненосный крейсер 1-го класса «Касуга» протаранил легкий крейсер «Иошино», который через несколько минут наполнился водой, перевернулся и исчез под водой. Во время этой катастрофы погибло 32 офицера и 300 нижних чинов. «Касуга» получил значительные повреждения и его отправили на ремонт. Потери японцев в мае не ограничились гибель этих кораблей. 12 мая и 14 мая на минах погибли миноносец и авизо (небольшой корабль, который служит в целях разведки и связи). 16 мая канонерская лодка «Агаки» протаранила и потопила канонерку «Осима». 17 мая на русских минах подорвался и утонул минный истребитель «Акацуки», половина экипажа погибла.

Эти дни были названы «чёрными» японского флота. За сравнительно короткое время японский флот понес большие потери, как от поражения в морском сражении. Японский флот был серьёзно ослаблен. Только воспользоваться этим было некому. Командование Порт-Артурской эскадры не использовало удачный момент для удара по японцам или просто прорыва во Владивосток. Не было адмирала подобного Макарову. Витгефт проводил коллегиальные совещания и продолжал разоружать флот. С началом осады Порт-Артура с суши 1-я Тихоокеанская эскадра оказалась под угрозой полной гибели или сдачи.

Битва за «ворота Порт-Артура». Бой у Цзиньчжоу

Потопление броненосца «Ясима»

Высадка и движение японских войск

Вечером 21 апреля русские дозорные («охотники») в Бицзыво обнаружили японские суда. В составе конно-охотничьей команды было всего 60 человек. Командир дозора штабс-капитан Войт сообщил об этом в Порт-Артур. Однако о противодействии высадке японского десанта русское командование не задумывалось. Об этом не думали ни до войны, ни после её начала. Ни Алексеев, ни командование Порт-Артурской крепостью пальцем не пошевелили, чтобы организовать береговую оборону или сбросить в воду высаживающиеся силы противника.

После того как четыре японские армии высадились на материке, у командующего русской Маньчжурской армии генерала от инфантерии А. Н. Куропаткина была возможность вообще не допустить блокады Порт-Артура с суши, или хотя бы оттянуть ее начало на значительный срок. Русская Маньчжурская армия к концу апреля 1904 г. была значительно укреплена соединениями Приамурского военного округа и Забайкальской области. Были полностью мобилизованы Забайкальское, Амурское и Уссурийское казачьи войска, иркутские казаки и отдельный корпус Заамурской пограничной стражи. Вскоре ждали прибытия 4-го Сибирского корпуса (из Сибири) и 10-го и 17-го армейских корпусов из европейской части Российской империи. Возможный контрудар Маньчжурской армии мог поставить японские войска в очень тяжелое положение.

Не было и планов по срыву японского десанта. Только в ночь на 22 апреля в Бицзыво направился батальон под командованием подполковника Ранцева. Ранним утром 22 апреля несколько японских транспортов приблизились к берегу. Прикрывавшие их канонерки открыли огонь по берегу. В 7 часов утра началась высадка частей 3-й дивизии. Дозорные Войта и батальон Ранцева не смогли помешать высадке японских войск.

Необходимо отметить условия, в которых японцы производили высадку. Море на избранном для высадки десантных сил участке очень мелкое. И японские транспорты были вынуждены останавливаться на расстоянии 7-10 верст от берега. В отлив обнажался участок моря шириной до двух верст. Причем у Бицзыво эта полоса представляла нечто вроде болота, где люди проваливались по пояс. При десантировании во время отлива японские шлюпки могли подойти на расстояние до 1,5-2 верст об берега. Остальное расстояние японским солдатам приходилось преодолевать по пояс в холодной воде и грязи. Поэтому 22 апреля японцы смогли высадить только 8,5 батальона пехоты, саперный батальон и 1-2 эскадрона конницы. Ни одно орудия выгрузить не удалось. Японские передовые силы остались без артиллерийской поддержки. Японцы направили один батальон для захвата Бицзыво и выставив охранение, начали окапываться. Они ждали русской атаки.

Но её не было. Небольшие русские силы оставили Бицзыво без боя. 23 апреля погодные условия ухудшились. На море было сильное волнение и в этот день японцы не высадили ни одного солдата. День был идеальным для русской контратаки. Японские передовые силы не имели артиллерии. А корабли не могли их поддержать огнем. Стрельба на дистанцию 8-10 верст с канонерок была малоэффективной, а в условиях волнения, бессмысленной. Ближе же японские корабли подойти не могли.

Таким образом, русское командование не приняло меры для заблаговременной противодесантной подготовки Бицзыво, хотя местность была идеальной для противодействия противнику. Не был использован момент и для контратаки, которая могла привести к уничтожению передового японского отряда. Командование Порт-Артура не приняло мер и для противодействия противнику с моря. Командир 4-й дивизии генерал-майор Фок, который имел в районе высадки свою дивизию, остался в роли зрителя, не проявив никакой самостоятельности и инициативы. Командующий Маньчжурской армией генерал Куропаткин для противодействия японскому десанту направил отряд из семи батальонов под началом генерал-майор Зыков. Но отряд до места высадки не дошел и ни одного выстрела по японцам не сделал. Это неудивительно, особенно учитывая приказ, который получил Зыков от Куропаткина. В нём говорилось: «Важнейшая задача... предохранить свои войска от потерь и ни в коем случае не ввязываться в решительный бой».

24 апреля японцы начали высадку подразделений 1-й дивизии. Высадка шла медленно и сопровождалась большими сложностями. Только 28 апреля была закончена выгрузка 4-й дивизии. 30 апреля завершилась выгрузка последних частей 1-й и 3-й дивизий. На берег выгрузили до 40 тыс. солдат (36 пехотных батальонов и 9 кавалерийских эскадронов) при 214 орудиях. 2-я японская армия высадилась без потерь.

28 апреля японские войска прервали железнодорожное сообщение Порт-Артура с Мукденом. Армия генерала Оку двигалась к Порт-Артуру тремя колоннами. В правую колонну входила 4-я дивизия, которая направлялась на Цзиньчжоу и порт Адамс. Средняя колонна — 1-я дивизия, придерживалась железной дороги. В левую колонну входила 3-я дивизия, которая направлялась по берегу Корейского залива.

Битва за «ворота Порт-Артура». Бой у Цзиньчжоу

Высадка 2-й японской армии на Ляодунском полуострове

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Странно все это. Автор пишет:
    26 мая 1904 года произошёл бой у Цзиньчжоу (Кинчжоу), сражение на дальних подступах к Порт-Артуру. В конце апреля 1904 года в Бицзыво (примерно в 150 км к северу от Порт-Артура) была высажена японская 2-я армия под командованием генерал-лейтенанта Ясуката Оку.

    И с этим я согласен. Но далее
    В итоге у адмирала Того оставалось всего четыре эскадренных броненосца 1-го класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их оставалось шесть.

    Давайте уточним. Если мне не изменяет память, то кессоны с "Ретвизана" и "Цесаревича" сняли 23 и 24 мая, аккурат перед сражением 26 мая и куда позднее того, как японская армия высадилась у Бицзыво.
    Таким образом, для противодействия высадке Витгефт мог вывести в море 4 броненосца - 2 "Севастополя" и 2 "Пересвета". Это при том, что эскадренные броненосцы типа "Ослябя" (которые "Пересвет" и "Победа") вообще-то создавались как океанские рейдеры, соответствующие своей боевой мощью британским броненосцам второго класса. Поэтому даже в официальной переписке их называли то броненосцами-крейсерами, то броненосными крейсерами, а то и просто крейсерами. И пусть "Пересвет" числился эскадренным броненосцем, но ровней тому же "Сикисиме" он, конечно, не был.
    Таким образом, даже если предположить, что в день выхода русской эскадры Камимура с 4 своими броненосными крейсерами ушел гонять владивостокские крейсера, и даже с учетом того, что Касуга ушла на ремонт, Витгефт имел бы 2 броненосца + 2 броненосца-крейсера + броненосный крейсер (Баян) против 4 первоклассных японских ЭБР и 3 броненосных крейсеров, куда более мощных, чем "Баян". Это не то, что на превосходство, это и на равенство сил не тянет. Тем не менее, в теории, можно было бы и рискнуть.
    А вот на практике нужно просто поставить себя на место Витгефта и вспомнить, что справочная литература по РЯВ еще не написана, а интернета в Порт-Артур не протянули. Нужно сравнивать не фактически имевшиеся в распоряжении Того силы, а то, какими, по мнению Витгефта силами, японцы располагали. И тут все совсем плохо.
    2 (15) мая 2 японских броненосца нарвались на русские мины и погибли (затонули эскадренные броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»).

    пишет автор, вот только русские знали ОБ ОДНОМ погибшем броненосце. Второй пошел ко дну по дороге домой, и японцы долгое время скрывали его гибель
    Кроме того, ночью японский броненосный крейсер 1-го класса «Касуга» протаранил легкий крейсер «Иошино», который через несколько минут наполнился водой, перевернулся и исчез под водой.

    Об этом, увы, Витгефт не знал тоже. Более того - ему неоткуда было знать, что Камимура с 4 броненосными крейсерами ушел 16 апреля ловить ВОК!
    1. Таким образом, Витгефт ожидал, что на перехват его 2 ЭБР + 2 броненосцев-крейсеров + Баяна (который проектировался как бронированный разведчик при эскадре и не мог стоять в линии, вдвое уступая огневой мощью крейсерами типа "Асама") выйдут 5 полноценных ЭБР и от 4 до 8 броненосных крейсеров
      В общем, можно только пожалеть, что Витгефт со товарищи проявили пассивность и не попытались атаковать высадку легкими силами, отправив миноносцы и крейсера в ночной рейд на место японской высадки. Но ставить ему в вину отказ от генсражения - не слишком-то разумно.
      1. Барбоскин 26 мая 2014 11:42
        Именно под командованием безвольного Витгефта, русские моряки установили мины на которых погибли два японских броненосца. Погиб Витгефт как и полагается боевому командиру на мостике своего флагмана во главе с эскадрой. Он не был готов командовать флотом, но он сделал, что мог, не нам его судить. Светлая ему память.
  2. Cristall 26 мая 2014 12:15
    Странно, вы что то рассчитали что ВИтгефт мог вывести ВСЕ броненосцы...
    А я считаю что он не мог...Вообще все броненосцы 1ТЭ не стоили 2--Цесаревица и Ретвизана. А они то как раз еще ремонтировались...
    Ретвизан вообще вел перекидную стрельбу..его сняли с кессонов а ремонт так и не был закончен. Боюсь предположить что и в попытке прорыва он шел будучи не до конца отремонтированным. Цесаревич аналогично...
    Думаю именно неоконченный ремонт 2 лучших на тот момент броненосцев русских-играл большую роль. Хотя десант можно было прикрыть именно миноносным флотом и крейсерским отрядом...Но в миноносцах японцы превосходили в 2 раза русских..
    Хотя не оправдываю пассивное почти предательское начальственное управление....Погиб Макаров и все...больше решительных не осталось...
    1. Цитата: Cristall
      .Погиб Макаров и все...больше решительных не осталось...

      Ну, был Эссен, только вот, гадство, чином на тот момент не вышел...
      1. Cristall 26 мая 2014 17:52
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Ну, был Эссен, только вот, гадство, чином на тот момент не вышел...

        Да Эссен вообще только стал командовать броненосцем(старым Севастополем) и Макаров его только что снял с Новика(на тот момент)
        Не забывайте что был еще Шеснович(чей доклад бы не помешал для статьи о готовности Ретвизана к боевой нагрузке в составе эскадры)
        Был Бойсман(Пересвет--тот еше "броненосец")
        Вообще половина командующих броненосцами была более решительна, чем штаб.
        Молчу о командире крейсерского отряда. Который не побоялся взять на себя ответственность и увести наиболее быстроходные корабли(кроме ремонтирующегося Баяна) из Артура. Именно он под шатунгом не боялся Якумо, и хотя его поддерживал Новик, Аскольд довольно успешно справился с задачей.
        В общем вывод--младший состав был готов на решительность но не имел полномочий. Старший состав-старые , боялись любой ответственности.
        Исключение-Макаров. Но та война убила все "русские исключения" в первую очередь--Макаров, Кондратенко, артурского Тотлебена...
        1. Цитата: Cristall
          Не забывайте что был еще Шеснович(

          Цитата: Cristall
          Был Бойсман

          Оно конечно, но все же Эссен на "Новике" - это что-то:) А так судить сложно, вот возьмем к примеру Вирена - он очень хорошо командовал "Баяном", а поди ж ты
          «Флоту оставаться в Артуре, составляя с ним нераздельное целое, но разделить суда на те, которые будут выходить на рейд, и другие, которые останутся в гавани, окончат кампанию, и вся команда их пойдёт на берег и примет участие в обороне Артура». После гибели Витгефта в бою в Жёлтом море именно Вирен был назначен начальником Порт-Артурского отряда кораблей и продолжил разоружение эскадры.

          Или Эссен, который, е-же-ей, пошел бы на прорыв на одном "Севастополе" и с едва ли третью команды, если б его не подорвали.
          Цитата: Cristall
          Молчу о командире крейсерского отряда

          Рейценштейн? Весьма достойный командир.
          Цитата: Cristall
          Но та война убила все "русские исключения" в первую очередь--Макаров, Кондратенко, артурского Тотлебена...

          Что вообще говоря, с точки зрения теории вероятности как-то...странновато.
  3. Денимакс 26 мая 2014 13:30
    Цитата: Барбоскин
    Именно под командованием безвольного Витгефта, русские моряки установили мины на которых погибли два японских броненосца.

    Можно было-бы повторить операцию с минами. Выйти в море с эскадрой и заманить на минное поле, желательно в вечернее время. Для этого изготовить специальные плавучие мины-растяжки. Тоесть связать две мины прочным линем метров 100 длиной, и механизм самолеквидации в виде сахарной заглушки на плавучем корпусе. Перед появлением японской эскадры несколько миноносцев могли-бы быстро сбросить эти мины фронтом.
    1. Цитата: Денимакс
      Для этого изготовить специальные плавучие мины-растяжки. Тоесть связать две мины прочным линем метров 100 длиной, и механизм самолеквидации в виде сахарной заглушки на плавучем корпусе. Перед появлением японской эскадры несколько миноносцев могли-бы быстро сбросить эти мины фронтом.

      Ну да. А еще можно обработать мину напильником, чтобы была не круглой, а в форме диска, привязать за линек к миноносцу, разгоняться в сторону японского флота, резко разворачиваться, и мина блинчиком летела бы в японские корабли, издавая при этом ужасные звуки "блёк-блёк-блёк!" А еще можно было сбрасывать мины с воздушных змеев.Снять котлы и машины с "Дианы" и "Паллады", добавить их к имеющимся на Аскольде и получить первый в мире глиссер-крейсер (он как раз сможет воздушные змеи для мин запускать). Перестроить "Цесаревич" в подводную лодку, а "Севастополь" - в паротанк, и пусть Ноги делает сэппуку. wassat
      Да и вообще - можно столько всего придумать... laughing
  4. Серый 43 26 мая 2014 21:04
    Эта война,по моему мнению,велась некомпетентным верховным командованием русскими войсками,талантливые командиры не смогли убедить начальство в том,что Япония,на самом деле,серьёзная держава войска которой обучены,оснащены и профинансированы врагами России и совсем не походит на тех,как их описывал Куропаткин. Большинство русских офицеров не видели особой разницы между японцами и китайцами,расплата за подобную беспечность была кровавой,что показала осада Порт-Артура и Цусима. В этой войне проявили себя такие легендарные личности как Эссен,Колчак и др. их талант и опыт оказался неоценим при возрождении флота перед ПМВ
  5. Cristall 27 мая 2014 11:23
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Или Эссен, который, е-же-ей, пошел бы на прорыв на одном "Севастополе" и с едва ли третью команды, если б его не подорвали.

    Эссена, напомню, истинно заколебало сидеть в Порт Артурской Луже...
    После праздничного расстрела 11 дюймовками порта--когда вся эскадра(кроме Севастополя и пару других) легла на грунт(и начальство заверяло что так лучше, так как будут подняты русскими после деблокады) --он принял решение идти на прорыв. До этого прорывы увенчались успехом(туманы и отвод эскадры ТОГО--ему делать уже было нечего, 1ТЭ лежала на дне бухты)
    Но последняя атака миноносцев и минных катеров--подорвала Севастополь и кан лодку. С остатками 1ТЭ было покончено. К чести Эссена он затопил Севастополь так далеко чтобы японцы поднять его уже не смогли.
    Эхх...ну не могли силы небесные раз и назначит Эссена командующим эскадры...Он же не Щеголев прыгать через чины...да и прыжок тут нужнен был огромный.
    Вирен--он формалист, хороший служака но та же опасливость.
    Щеснович и Эссен, ну может Иванов.. вот кто могли идти в бой под Шатунгом и вывести 1ТЭ из Артура. А может быть и нанести ТОГО то--чего русские должны и могли сделать всю войну на море.
    Именно 1ТЭ была лучшим морским соединением. Имея Ретвизана и Цесаревича во главе, должны были что то решать. 2ТЭ и 3ТЭ это корабли не подготовленные к театру.
    Да и сил 1 ТЭ хватало! Слать нужно было не броненосцы на помощь, а крейсера и миноносцы.А еще лучше приказы о назначении решительного человека...
  6. Денимакс 29 мая 2014 11:08
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Да и вообще - можно столько всего придумать...

    Хохмить не стоит. Если серьёзно, какие возможности были у Артуровцев нанести урон в кораблях? Согласитесь,что японский флот был самым главным мешающим фактором в достижении победы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня