Опасная «Стрекоза»

Первой израильской управляемой ракетой (УР) класса «воздух — воздух», которая выпускалась большой серией, стала ракета малой дальности Shafrir, созданная на основе американской ракеты AIM-9B Sidewinder.

Опасная «Стрекоза»


В условиях развивающегося в 1950-х годах Суэцкого кризиса Израиль искал способы повысить свою обороноспособность путём закупок современного оружия. США оказывали Израилю экономическую помощь, но воздерживались от поставок вооружений. В эти годы основным поставщиком современного вооружения стала Франция.


Опасная «Стрекоза»

Управляемая ракета "воздух — воздух" Nord 5103 (AA-20)


В области управляемых ракет для ведения воздушного боя ВВС Израиля в 1959 году для вооружения истребителей Super Mystere компании Dassault Aviation закупили 40 французских ракет Nord-5103 с ручным командным наведением (дальность стрельбы — 4 км), изготавливавшихся с 1956 года. Эти ракеты, получившие в Израиле название «Тахмас», из-за сложного управления были признаны в Израиле неперспективными. Более совершенная французская ракета Matra R.530 в конце 1950-х годов только начинала разрабатываться, получить же новую американскую ракету AIM-9В Sidewinder с пассивной тепловой головкой самонаведения (ГСН) не удалось.

В 1959 году ВВС Израиля выпустили требования на разработку собственной ракеты класса «воздух — воздух» с тепловой ГСН. Контракт на разработку УР Shafrir («Стрекоза») был заключён с компанией Rafael Armament Development Authority в марте 1959 года. При этом требовалось не просто создать ракету, а организовать всю необходимую инфраструктуру для проектирования, производства и испытаний. Главой этого проекта стал Хилель Бар-Лев.

Первый вариант ракеты являлся попыткой создать новую, полностью собственную конструкцию ракеты с малым радиусом действия для ведения ближнего боя. Однако, испытания прототипов закончились провалом. Через два года после начала работ разработчикам стало окончательно ясно, что ракета получилась неудачной — слишком малые размеры ракеты (длина 2 м, диаметр 110 мм, масса 30 кг) не позволяли исправить положение и провести существенные доработки конструкции.

В качестве мер, способных исправить положение, конструкторы предложили увеличение диаметра корпуса до 140 мм, длины ракеты до 2,5 м, массы боевой части с 11 до 30 кг, оснащение ракеты роллеронами (как у AIM-9В Sidewinder). При этом стартовая масса ракеты возросла более чем вдвое — с 30 до 65 кг, дальность действия ракеты на малой высоте полёта возросла с 1,5 до 3 км, а на высотах полёта порядка 10000 м — с 3 до 9 км.

Опасная «Стрекоза»

Управляемая ракета Shafrir


Несмотря на то, что характеристики ракеты не отвечали выдвинутым к ней требованиям, ВВС Израиля, остро нуждавшиеся в ракете, 27 декабря 1962 года приняли решение о закупке 200 ракет для вооружения истребителей Mirage IIIC. Предлагаемые компанией Rafael улучшения ракеты не были внедрены из-за опасений, что работы по улучшению повлекут за собой задержку развёртывания ракет в ВВС.

В марте 1963 года во Франции были проведены первые испытания УР Shafrir со стрельбами по маневрирующим целям. Результат был разочаровывающим, Shafrir показала полную неспособность поражать такие цели. И всё же было решено, что ракеты будут приняты для вооружения истребителей Mirage IIIC в 1963 году. Предполагалось, что параллельно с этим будет завершена программа модернизации ракеты и улучшения будут внесены в конструкцию ракеты (эти изменения затронули главным образом установку дистанционного взрывателя). 4 ноября 1963 года УР Shafrir была официально принята на вооружение ВВС Израиля. 6 декабря 1965 года объём заказываемых в производство ракет был ограничен 120 ракетами и 50 пусковыми пилонами.

Израильские лётчики предпочитали ракетам пушки в силу ненадежности первого поколения УР класса «воздух — воздух», а ракету Shafrir по причине неэффективности даже прозвали «сбрасываемый бак». УР Shafrir критиковали и за малую дальность боевого применения, низкие характеристики, необходимость выполнять пуск строго в направлении сопла двигателя самолета противника.

Достигнутая УР Shafrir вероятность поражения цели оценивалась в 21% без использования дистанционного взрывателя и в 47% при применении дистанционного взрывателя. Реальное боевое применение УР Shafrir с истребителя Mirage IIIC, также подтвердило её слабую эффективность — из десятков пусков в период до, во время и после Шестидневной войны, известно о сбитии только трёх самолётов: 5 июля 1967 года — МиГ-21 ВВС Египта, 2 февраля и 29 мая 1969 года — МиГ-21 ВВС Сирии.
В декабре 1970 года УР Shafrir-1 официально снята с вооружения ВВС Израиля.

Опасная «Стрекоза»

Истребитель Kfire C.2 ВВС Израиля


Учитывая, что УР Shafrir-1 по своим характеристикам не устраивала ВВС Израиля, параллельно с поставкой её в 1963 году в войска, была начата разработка новой модификации ракеты — Shafrir-2. В полном объёме работы по проекту новой ракеты начались 25 марта 1964 года.

Первоначально разработка велась под руководством Хилель Бар-Лев, а в мае 1964 года его сменил доктор Зеев Бонен. Для снижения технологического риска разработки УР Shafrir-2 разрабатывалась как увеличенный в габаритах вариант Shafrir-1. Одни источники сообщают, что принципиально новым в ракете был только дистанционный электромагнитный взрыватель, тогда как другие утверждают, что при проектировании ракеты и головка самонаведения и дистанционный оптико-электронный взрыватель были заимствованы с УР Shafrir-1.

В ходе Шестидневной войны израильскими войсками на египетском аэродроме Бир-Гафгафа на Синайском полуострове было захвачено около 80 советских ракет ближнего воздушного боя К-13 (около 40 исправных и столько же разобранных) и 9 пусковых устройств, которые являлись, по сути, результатом реверс-инжиниринга американской УР AIM-9В Sidewinder. В декабре 1967 года, после испытаний на совместимость с оборудованием истребителей Mirage IIIC советские ракеты были приняты на вооружение 119-й эскадрильи ВВС Израиля.

Опасная «Стрекоза»


Вместе с тем, начиная с конца 1962 года, после заявления президента Кеннеди об «особых отношениях» с Израилем и о поставке ему военного оборудования, США начинает вытеснять французов с израильского рынка вооружений. А после Шестидневной войны, когда Франция ввела эмбарго на поставки Израилю своего оружия, США наконец-то продали (в 1968 году) Израилю ракеты Sidewinder — в начале AIM-9B («Баркан»), а затем и АIМ-9D («Декер»). Эти события, несмотря на успешный ход разработки Shafrir-2, чуть не привели к остановке проекта, т.к. хотя по своим характеристикам израильская ракета и превосходила АIM-9В, она уступала АIM-9D оснащаемой охлаждаемой ИК ГСН и дистанционным электромагнитным взрывателем, была почти вдвое дороже её и на порядок дороже АIM-9B.

Тем не менее, руководству Rafael удалось найти необходимые рычаги, чтобы убедить правительство Израиля в необходимости продолжить работы над Shafrir-2 — 9 марта 1969 года был сделан первый заказ на серийное производство Shafrir-2. Далее события развивались быстро — 14 апреля ВВС начали приёмку ракет, 1 июля было официально объявлено о боеготовности ракеты, а уже 2 июля 1969 года, на следующий день, с помощью УР Shafrir-2 был сбит первый МиГ-21 египетских ВВС.

Опасная «Стрекоза»

Управляемая ракета Shafrir-2


Внешне Shafrir-2 напоминала AIM-9B, но диаметр корпуса израильской ракеты больше. Тепловая головка самонаведения ракеты способна захватывать цель только при выполнении пуска в ее задней полусфере. При захвате цели ГСН ракеты в наушниках летчика раздается звуковой сигнал. УР Shafrir-2 отличалась большей надежностью в сравнении с советской К-13. В войне Судного дня УР Shafrir-2 «оставила в тени» ракеты AIM-7 и АIМ-9, ее боевой части хватало, чтобы уничтожить МиГ-21, в то время как одна AIM-9 порой наносила этому самолету лишь тяжелые повреждения. Дальность стрельбы УР Shafrir-2 на малой высоте достигла 5 км, высота применения — до 18000 м, скорость полёта — 2,5 М, стартовая масса — 93 кг. УР Shafrir-2 способна маневрировать с перегрузкой 6 g.

В 1973 году, во время войны Судного дня, эта ракета показала себя самой эффективной в ВВС Израиля: в 176 пусках ею было сбито 89 египетских и сирийских самолётов, или 32,1% от общего их количества. Производство УР Shafrir-2 продолжалось вплоть до июня 1978 года, за это время было изготовлено 925 боевых ракет и 65 их учебных модификаций (считая поставленные на экспорт). С вооружения УР Shafrir-2 была снята в 1980 году. Всего за 11 лет нахождения на вооружении израильских ВВС с помощью УР Shafrir-2 было сбито 106 самолётов.

Опасная «Стрекоза»

A-4 Skyhawk ВВС Аргентины


Самолетами-носителями ракет Shafrir-1 являлись французские истребители Mirage IIIC, а Shafrir-2 — истребители Mirage IIIC, Nesher, Kfir и штурмовик A-4 Skyhawk.

После использования УР Shafrir-2 в 1982 году в долине Бека (Ливан) эти ракеты закупили Чили, Колумбия, Эквадор, ЮАР, Тайвань и Турция.

Источники:
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/Rafael_Shafrir
http://orujii.ru/novosti-weapons/6766-izrailskie-ur-klassa-vozduh-vozduh
http://fakty-o.ru/rafael_shafrir
Автор: НИВХ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. А Нас Рать 27 мая 2014 09:34
    Автору + за труд, ждем продолжения по "Питону" - эволюции "Шафрира" и о "Дерби".
  2. mirag2 27 мая 2014 09:48
    Хилель Бар-Лев был очень разносторонним человеком:
    в 15 лет от роду приехал в Эрец-Исраэль(1939г),
    в 1942г окончил сельскохозяйственную школу,
    в 1948г. воевал с Британцами,
    в 1956-учился в их военной академии,
    в 1959г разработал ракету,
    1961-64гг 3года учебы в Колумбийском университет(экономика+администрирование),
    в 1967г построил линию Бар-Лева(в пику Шарону),но ее быстро прорвали египтяне,
    1972-77гг министр промышленности,
    1984-90гг министр полиции,
    в 1992-94гг посол Израиля в Москве,фактически до смерти-94г.
    Организация госуд.переворота 1993г.была спланирована и проведена западными спецслужбами.Еще в первых числах сентября 1993 известный международник Иона Андронов не побоялся предать гласности факты об операции израильских спецслужб "Моссад"по устранению вице-президента России - Руцкого.А член Верховного Совета Андронов с парламентской трибуны привел известные ему факты по дискредитации Руцкого через "подкрышные"организации "Моссада".(
    http://ekvador2011.blogspot.ru/2012/11/93.html)
    1. zaazua 27 мая 2014 10:26
      Я тут прошел по ссылке и увидел это
      Доказанно участие 6-й бригадыНАТО и 4-й бригады изр. спецназа

      Ваши комментарии по этому опусу!
      zaazua
      1. Комментарий был удален.
      2. Турик 27 мая 2014 11:53
        Опять евреи тут свои самоделки рекламируют. Заговор прям какой то...масонский.
        Турик
        1. Argon 27 мая 2014 13:16
          Ну сгущать краски не надо,информация в общем то полезная,хотя конечно не без элементов пропаганды,что в общем то,свойственно и большинству советских\российских публикаций.Если в двух словах то"стрекоза"стала опасной после того как американцы передали технологии по ГСН,а до этого только попытки и проэкты.У нас дела с ракетами БВБ обстояли не лучше,все эти Р-3,К-13 по сути"балласт",нормально пускаться начала только Р-60,а попадать Р-60М,однако на момент ее появления условия БВБ сильно изменились,сделав ее,фактически,средством самообороны.Р-73 по настоящему рабочий агрегат,однако он имеет все традиционные недостатки"советской школы".Низкая чувствительность и селективная способность ГСН- компенсируется наличием ОЛС и системой"Щель",наличие значительных демаскирующих факторов пуска,относительно большой вес,высокое аэродинамическое сопротивление"на подвеске".В общем-вчерашний день.Надеюсь,что в рамках проэкта Т-50 появятся новые АСП БВБ которые обеспечат нам"отрыв"(от наших западных портнеров)как когда то,в конце80х его обеспечила Р-73.
          1. Nayhas 27 мая 2014 13:38
            Цитата: Argon
            Надеюсь,что в рамках проэкта Т-50 появятся новые АСП БВБ которые обеспечат нам"отрыв"(от наших западных портнеров)как когда то,в конце80х его обеспечила Р-73.

            Вроде РВВ-БД это та же Р-73 с новой ГСН, или не так?
            1. Argon 27 мая 2014 22:22
              Не имею информации по вооружению Т-50,но подобный проэкт известен с середины 90х Р-74.Однако учитывая работы янкесов в этом направлении,думаю такой подход разумен как временная мера.Считаю,что на смену Р-73"разбив класс"придут две ракеты,одна будет несколько дальнобойней предшественницы,вторая,более легкая,с газоструйным управлением.(но это только мои фантазии).
  3. air wolf 27 мая 2014 09:53
    Р-60 по прежнему рулит laughing а про Р-73 уже можно и не говорить!
  4. Туркестанец 27 мая 2014 10:47
    Ребята вы не повторяетесь? Ну прям родные братья:
    -Сайдвиндер США
    -Р-3С СССР
    -Shafrir-2 Израиль
    1. ватник 27 мая 2014 16:58
      Немного не правильно:Израиль получил полную техническую документацию на УР"Сайдвендер" но в виду полной технической отсталости (нет оборудования для производства и грамотных конструкторов) не смог выпустить предложенный вариант ракеты.Попытки выпустить максимально упрощённый вариант ракеты так же оказался провальным.В дальнейшим с большим трудом (после прибытия оборудования и специалистов из США)удалось наладить выпуск копий штатовских ракет.
      1. А Нас Рать 27 мая 2014 22:09
        Цитата: ватник
        В дальнейшим с большим трудом (после прибытия оборудования и специалистов из США)удалось наладить выпуск копий штатовских ракет.

        Неверно, США наотрез отказывались поставлять военные технологии в Израиль до 1968-69 года.
        Основной акцент местных властей был на обучение израильских специалистов (в том числе за рубежом), первоочередная цель была не только наладить производство оружия, но создать польноценную научно-инженерную школу и освоить призводство собственного оборудования. Причем намного раньше, практически с основанием государства. Так что к 60-тым была уже научная база и специалисты, единственное чего им не хватало - это опыт.

        Пы.Сы. - Даже начав продовать Израилю оружее, США долгое время отказывались делиться технологиями, настаивая на обслуживани своими специалистами. И сдались только поняв, что когда они не делятся технологиями, то в ход идет "китайский" метод, реверс-инженеринг.
  5. профессор 28 мая 2014 09:20
    Единственное, что хотелось бы уточнить это то что линейка Шафрир в последствии бял переименована в Питон и её продолжили Питон-3 (после Шафрир-2), Питон-4 и Питон-5 позволяющая стрелять "через плечо".


    Шафрир-2
  6. beifall 7 июня 2014 16:48
    Продвинутые вояки, знают толк в технике и воюют грамотно, находясь окружении братьев из семито-хамитской языковой группы, настоящем мусульманском море.................в 100 млн. человек.
    beifall

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня