«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий. Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли. Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина. Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.


В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.
«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)
Укрепления линии Мажино, наши дни

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная. При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Данный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики. Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.
«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)
Огневая точка секторного обстрела, скрытая от фланкирующего огня

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте. В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму - около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек. В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров. Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по-возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов. Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров. В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км., французские генералы считали ее неприступной.
«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)
Укрепления линии Мажино, наши дни

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров. На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.
«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)
Узкоколейка, соединяющая ДОТы и Укрепрайоны линии Мажино

На уровне седьмого этажа находился штаб форта, еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени – 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, около 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты. Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км. фронта (на некоторых участках это число доходило до 14), нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника. Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом, многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт. Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки. Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.
«Неприступные линии обороны XX века», Линия Мажино (часть 1)
Укрепления линии Мажино, наши дни


Использованы источники:
www.popmech.ru/article/5840-liniya-mazhino/
www.rusproject.org/pages/history/history_10/secret_maginot.php
www.azbukivedi-istoria.ru/publ/politika/podzemnye_forty_linii_mazhino/2-1-0-105
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. bpvo58 30 мая 2011 09:47
    Одна линия железобетонных укреплений все-таки оправдала свое создание на все 100% Это КаУР под Ленинградом
    bpvo58
    1. ReDMD 11 октября 2011 16:55
      Насколько она себя "оправдала" вопрос весьма спорный. 80 % КАУРа вообще не участвовала в бд. Да собственно ему и участвовать-то нечем было, так же как и Сталинской линии...
      ReDMD
  2. мишаня 30 мая 2011 21:46
    Если ещё на карте было бы показано, как распологалась линия обороны и с какой стороны немцы всё-таки её обошли, вопросов по статье на оставалось бы. А так, отличная тема, и статья тоже.
    мишаня
  3. копарь 21 декабря 2012 13:27
    Хорошая статья,но присоединяюсь к мнению предыдущего опонента,нет схемы этой линии.
  4. Thrasher 11 апреля 2013 17:17
    Из Вашей статьи следует, что Франция начала подготовку к войне еще до прихода Гитлера к власти. И закончила её за год до этого события (при этом продолжая усовершенствование линии обороны). Вы придерживаетесь мнения что французы знали о будущей войне? «Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте.» Это Ваше высказывание говорит о том, что для Франции все уже было известно и более того, ничего странного они в этом не видели еще в 1926 г, когда начали разработку проекта линии Мажино.
    Thrasher
    1. Алекс 24 июня 2014 13:50
      Цитата: Thrasher
      Это Ваше высказывание говорит о том, что для Франции все уже было известно

      Ну так план Шлиффена тайной не был и в классической войне с Францией он практически единственно возможная стратегия. Вот к ней Франция и готовилась.
  5. knn54 11 апреля 2013 17:41
    В 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана, в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. На этом,не доведенном до планируемого уровня защиты, участке и произошел прорыв в результате наступления пехоты. Немецкая пехота наступала без танковой поддержки под мощным прикрытием авиации и артиллерии, которая широко применяла дымовые снаряды. Многие из французских дотов не выдерживали прямых попаданий снарядов и бомб; кроме того, большое количество сооружений не было приспособлено для круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга с помощью гранат и огнеметов.
    Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны силами 2-х пехотных дивизий за несколько часов в 2-х местах.
    Генерал-полковник Вильгельм фон Лееб,командующий группой армий «Ц», за эту операцию был произведен в генерал-фельдмаршалы.
    1. Алекс 24 июня 2014 13:55
      Цитата: knn54
      Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны силами 2-х пехотных дивизий за несколько часов в 2-х местах.
      Преодоление этих недостроенных и не включенных в общую систему обороны участков я бы так громко не называл. А то складывается впечатление, что ее чуть ли не в самом сердце проткнули.
      Немцы прекрасно знали, что штурмовать линию Мажино в лоб - явное самоубийство, вот нанесли удар там, где можно было максимально использовать свои подвижные механизированные группы. В общем, Бельгия французам солидную свинью подсунула, а французы ее с удовольствием скушали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня