Один в оборонке не воин

Один в оборонке не воин


Выполняя задачу тотального замещения импорта при создании новых вооружений, наш ВПК не должен переусердствовать. Стране необходимо избавиться от критической зависимости там, где это возможно, но сохранить налаженные связи, где это необходимо

На совещании в Сочи Владимир Путин поручил Министерству обороны и Военно-промышленной комиссии при правительстве России разработать комплекс мер, направленных на замещение импортной продукции в отечественном ВПК. «Это будет связано с небольшими дополнительными средствами, которые нужно будет выделить на решение проблем импортозамещения, но в конечном итоге это правильный процесс», — подчеркнул Путин. Глава государства особо отметил, что «мы должны сделать все для того, чтобы все, в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс России, производилось на нашей территории и чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота новыми системами вооружений». Путин выразил уверенность, что это пойдет только на пользу российской промышленности. Мотив президентского воззвания предельно прост — избавить в долгосрочной перспективе наш ВПК от влияния каких бы то ни было санкций со стороны иностранцев. Проблема в том, что выполнить указания Путина можно лишь частично и не ранее чем через три-четыре года.


Дорогой металлолом

Напомним, что из-за запрета, наложенного нынешними украинскими властями на сотрудничество с Россией в сфере ВТС, как минимум две отрасли нашего ВПК оказались под мощным ударом. Это почти все вертолетостроение и производство надводных кораблей — от корветов до фрегатов и эсминцев. Причем сам запрет, как честно сказал первый вице-премьер Украины Виталий Ярема, был введен по инициативе западных партнеров, которые потребовали от Киева разорвать ВТС с Россией.

Больше всего этот запрет бьет по Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая закупает на Украине морские газотурбинные двигатели. Эти установки производит николаевское госпредприятие «Зоря-Машпроект», ими оснащаются все наши новые корабли ближней и средней океанской зоны. Более того, в мире такие двигатели кроме украинцев делают еще только две компании — американская GE и британская Rolls-Royce. В рамках гособоронзаказа ОСК должна выпустить шесть фрегатов проекта 11356 для нашего Черноморского флота. Это почти точно такие же корабли, как те, что в середине прошлого десятилетия мы строили для Индии. Но поскольку теперь они строятся только для нас, то «Зоря-Машпроект» прекратила отгрузку турбин в Россию. Правда, официально украинцы исполнять контракт не отказываются, но сроки поставок двигателей для второго фрегата уже сорваны и никаких комментариев от Украины по этому поводу нет. Первый из новых фрегатов, «Адмирал Григорович», был спущен на воду со стапелей калининградского «Янтаря» в середине марта этого года и сейчас проходит конструкторские испытания. Остальные пять кораблей находятся в разной степени строительства, но ясно, что если «Зоря-Машпроект» так и не выполнит контракт, то все эти фрегаты превратятся в очень дорогой металлолом. «В принципе, есть теоретическая возможность перепроектировать эти фрегаты на дизель, но сколько это займет времени и денег, сейчас трудно даже прогнозировать», — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В России морские газотурбинные установки никогда не выпускались. Впрочем, ситуация не безнадежна. Как докладывал глава Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владислав Маслов, в России уже разработаны турбинные установки М70 и М75, сейчас производится их адаптация к кораблям. «Ускорить эти работы вполне реально. Это не десятилетие, это короткие сроки», — сообщил глава ОДК. Но сколько на это потребуется инвестиций и где будет организован выпуск установок, Маслов сказать не смог.

Два миллиарда и четыре года

Немного менее критична ситуация с двигателями для вертолетов. На Украине их производит частное запорожское предприятие «Мотор-Сич». Его продукция устанавливается практически на все наши вертолеты, кроме «Ансата», Ка-62 и Ка-226. Легкие машины «Камова», которые еще не выпускаются крупными сериями, предполагается комплектовать французскими двигателями Ardiden 3G компании Turbomeca. Есть еще у нас новый вертолет Ми-38, который должен прийти на замену машинам Ми-8/Ми-17 и оснащаться двигателями компании Pratt & Whitney Canada. Но канадцы поставку двигателей все время срывают, в результате чего Ми-38 до сих пор не выпускается даже мелкими сериями. А вот производство всех остальных вертолетов практически полностью зависит от поставок продукции «Мотор-Сич». И пока что это предприятие строго и в полном объеме исполняет все свои контрактные обязательства перед Россией. Сейчас запорожцы выполняют пятилетний контракт стоимостью 1,2 млрд долларов на поставку «Вертолетам России» 270 вертолетных двигателей ТВЗ-117 в год. Кроме того, «Мотор-Сич» поставляет двигатели АИ-222 для учебных самолетов Як-130.

На нынешнем этапе полностью заменить украинские двигатели нам нечем. На предприятии «Климов» в Петербурге выпускается до 300 вертолетных двигателей в год, из которых 250 — в плотной кооперации с той же «Мотор-Сич». А полностью из российских деталей на «Климове» производится лишь около 50 вертолетных двигателей. Таким образом, в случае прекращения поставок двигателей с Украины «Вертолеты России» смогут выпускать всего три-четыре десятка вертолетов в год, то есть вынуждены будут сократить производство в шесть-семь раз. Правда, российские власти надеются, что до этого дело не дойдет. «У нас очень много совместных планов с компанией “Мотор-Сич”, и мы надеемся, что все они будут реализованы», — заявил замминистра промышленности России Юрий Слюсарь. Правда, при этом он заметил, что в России уже реализуется программа по импортозамещению вертолетных двигателей. «Наша задача — выйти в конце 2015-го — начале 2016 года на выпуск 350 вертолетных двигателей, полностью произведенных в России», — сообщил Слюсарь. Но если учесть, что потребности «Вертолетов России» в двигателях составляют 550 штук в год, то очевидно, что принимаемых мер все равно будет недостаточно. Полная независимость от Украины в этих комплектующих будет стоить России порядка 2 млрд долларов и потребует не менее четырех лет. «То, что надо быстро развивать собственное производство двигателей, было ясно еще в 2004 году во время оранжевой революции, но никто особенно не торопился это делать», — говорит Константин Макиенко. Теперь же ситуация намного хуже, так как под вопросом могут оказаться не только исполнение гособоронзаказа, но и наши экспортные контракты на поставку вертолетов за рубеж.

Не всё по силам

Если морские газотурбинные установки и вертолетные двигатели наша оборонка еще может научиться выпускать собственными силами, то освоить производство высокотехнологичных станков и измерительной аппаратуры, бортового радиоэлектронного оборудования, некоторых материалов и элементной базы мы уже не в состоянии. Не секрет, что, например, на Воткинском заводе, где выпускаются ракеты «Тополь-М», «Ярс» и «Булава», больше половины станков — швейцарского, чешского, французского и даже американского производства. Едва ли не все наши новейшие истребители типа Су-30 и МиГ-29СМТ, которые получают российские ВВС, комплектуются французской авионикой. На них, а также на некоторых военных кораблях, в частности, стоят автономные навигационные комплексы Sigma 95 производства Sagem, аналогов которых у нас в принципе сделать не могут. «Эта продукция поставляется на завод в Раменское, где вроде бы встраивается в уже готовый бортовой комплекс российского производства. Но по факту там французские системы проверяют только на наличие “закладок”», — сообщил нам осведомленный военный эксперт.

Другое дело, что французы даже под нажимом США не перестанут продавать свои системы и подсистемы России. Это ясно показала ситуация с вертолетоносцами «Мистраль», которые мы приобрели у Франции почти за 1,2 млрд евро. Несмотря на прямое пожелание американцев разорвать этот контракт с Россией, глава французского МИД Лоран Фабиус заявил, что с юридической точки зрения такой возможности нет. А президент Франции Франсуа Олланд после встречи с представителями профсоюза верфи в Сен-Назере, где строят «Мистрали» для России, публично пообещал, что «контракт с Россией будет выполнен без изменений и завершен в октябре».

«Французы очень ориентированные на прибыль люди. Они на словах будут во всем соглашаться с американцами, но не перестанут продавать нам свои системы, так как сотрудничество с Россией уже очень далеко зашло, его прекращение или даже приостановка обернется гигантскими потерями и массовыми увольнениями», — объясняет Константин Макиенко. Так что в этом плане бояться санкций нам особо не стоит. Что же касается вопроса о тотальном замещении импорта, то даже оборонная промышленность США не способна выпускать всю номенклатуру продукции для Пентагона — целый ряд изделий и компонентов американцы закупают у англичан, канадцев, немцев и проч. Правда, зависимость США от этих стран не столь критична, как у нас от Украины или Франции, и при необходимости американцы смогут за несколько лет наладить практически любое производство самых современных систем.

У нас же излишнее рвение в этом вопросе может привести к тому, что поставленная цель хотя и будет в итоге выполнена, но по качеству и, самое главное, по техническому уровню российские системы вооружений будут уступать лучшим мировым аналогам. В этом смысле весьма показателен пример КНДР. Эта страна все вооружение производит исключительно собственными силами, вот только выиграть с ним более или менее серьезную войну на практике не получится.
Автор: Алексей Хазбиев
Первоисточник: http://expert.ru/expert/2014/22/odin-v-oboronke-ne-voin/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. avt 28 мая 2014 09:41
    ,,У нас же излишнее рвение в этом вопросе может привести к тому, что поставленная цель хотя и будет в итоге выполнена, но по качеству и, самое главное, по техническому уровню российские системы вооружений будут уступать лучшим мировым аналогам. В этом смысле весьма показателен пример КНДР. Эта страна все вооружение производит исключительно собственными силами, вот только выиграть с ним более или менее серьезную войну на практике не получится."- Вот за этот вывод и поставил первым минус. negative Статья по психологии полностью соответствует новому ,,мЫшленнию " современных манагеров ! Да , проблем иного ! Не все решаются в короткие сроки , да и никто не говорит что нужно , согласно заветам чу чхе,замыкаться в себе . Но при грамотных управленцах проблем нет . Да , сроки могут быть сдвинуты , как во времена Сталина , когда к примеру при установленном сроке в год , просрочив ,но не намного, сделали Ту-4 . Аналог , не копию В-29.Меньше выть надо , ,,что все пропало и мы отстали навсегда от ,,цивилизованных cтран",работать надо, покупать недостающие технологии ,или красть их , как это делали мы при индустриализации и китайцы сейчас.
    avt
    1. Nayhas 28 мая 2014 10:04
      Цитата: avt
      Да , сроки могут быть сдвинуты , как во времена Сталина , когда к примеру при установленном сроке в год , просрочив ,но не намного, сделали Ту-4 . Аналог , не копию В-29.

      Сделали... На том же американском и германском оборудовании.
      Да и уровень сложности намного вырос, одно дело алюминиевые конструкции, другое дело из композитных материалов когда сами материалы закупаются за бугром.
      Только и слышно, "мы сами с усами!"... Мы сами это ВАЗ-2109 максимум, с помощью Рено не более чем Лада Гранта...
      1. shurup 28 мая 2014 10:28
        А что Вам ВАЗ-2109? Давно ли мечтали хоть Запорожцем обзавестись? А ВАЗ, кроме того, что ездит вместо хорошо пешком идти, так ещё и ремонтопригоден в полевых условиях. Три марки по всему СССР гоняли, если помните, прежде чем Фиат выбрать.
      2. avt 28 мая 2014 11:53
        Цитата: Nayhas
        Сделали... На том же американском и германском оборудовании.

        И что ? Ну и сейчас тоже сделать можно , плюс китайское оборудование ,а там и свое налаживать нужно в долгосрочной перспективе . В чем проблема то ? Только во вменяемом руководстве , которое не,, мелочь" по карманам тырит с песнями про то что ,,отстали навсегда" ,сыто отрыгивая .
        Цитата: Nayhas
        . Мы сами это ВАЗ-2109 максимум, с помощью Рено не более чем Лада Гранта...

        Мы сами , это когда ракетные двигатели прошлого века закупают американцы .Хватит под видом разоблачения ,,квасного патриотизма" cо сладострастием в навоз лицом кидаться и радоваться что воняет . Кстати квас гораздо полезнее и вкуснее кока колы.
        avt
    2. timer 29 мая 2014 00:18
      Согласен с коментом на 100%, а с автором статьи-нет!ВПК находиться не на луне, а встроен в общий механизм промышленности РФ.Почему стоят станки импортные-ДА ПОТОМУ,ЧТО ГАЙДАРОВСКИЕ РЕФОРМЫ А-ЛЯ АМЕРИКА, ПОЛНОСТЬЮ РАЗВАЛИЛ ЭТО ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ(ВПРОЧЕМ КАК И МНОГИЕ ДРУГИЕ).Моя позиция-ВПК должен стать локомотивом постиндустриальной экономики России!Я часто коментировал статьи аналогичной тематики на "Военном Обозрении".Суть коментов в одном-ВПК должен стать комгломератом новых технологий,управленческих решений,кадров и высшей школы мирового уровня!А возможно и кузницей новых политических лидеров РФ.
      timer
    3. Geisenberg 29 мая 2014 07:58
      Цитата: avt
      ,,У нас же излишнее рвение в этом вопросе может привести к тому, что поставленная цель хотя и будет в итоге выполнена, но по качеству и...


      Вы видимо не внимательно читали. Тут написано, что Николаев скорее всего станет частью РФ в ближайшее время, а заводы нем находящиеся станут собственностью ВПК РФ. Давно пора понять, что у больших мальчиков ни в коем случае нельзя отбирать игрушки, а то можно поголове получить.
  2. shurup 28 мая 2014 10:22
    Плохо держать яйца в одной корзине, за исключением монопольного сговора, что в случае ОСК вполне возможно.
    Меня интересует состояние производства комплектующих для электронной промышленности. Пусть наши микросхемы и будут самыми большими в мире, но пусть они будут и в массовом производстве к тому же. Задрали уже критерии экономической эффективности в системе оборонной промышленности.
  3. Афиноген 28 мая 2014 10:33
    До чего довели Родину мать. Раньше когда был Советский союз оборонку делали сами нигде не покупали и была лучшая.
  4. Cristall 28 мая 2014 11:01
    Поскольку во всем мире разрабатывают и серийно производят морские газотурбинные двигатели (установки) лишь Rolls-Royce и николаевский "Зоря" – "Машпроект", получается, что альтернативы николаевским двигателям в России на данный момент просто нет. Отечественный морской ГТД с 1992 года пытаются создать на Рыбинском НПО "Сатурн". В конце 2006 года было объявлено, что первый ГТД для ВМФ там наконец создан и прошел испытания. Аналогичное заявление последовало и в конце 2008 года. В 2009 году вновь объявлено, что создание отечественного ГТД наконец завершено. Однако ни на одном корабле ВМФ России отечественные газотурбинные двигатели до сих пор не установлены и, насколько можно судить по отрывочным сведениям, адмиралы не горят желанием их устанавливать. О причинах не сообщается, но можно догадаться, что пока недостаточно решены проблемы с надежностью и ресурсом отечественных ГТД, не отлажено серийное производство, должным образом не проведены стендовые испытания – не решена проблема со стендом для этих испытаний. Стенд планировали построить к 2013 году, но его все нет, единственный стенд, где можно испытывать морские ГТД, – в Николаеве! К слову, отечественные дизельные корабельные установки ВМФ также категорически не устраивают – по причине их низкой надежности. Потому на корабли, где предусмотрен дизель, ставят двигатели немецкой фирмы MTU. Можно добавить, что и редукторы для значительной части корабельных энергетических установок российских боевых кораблей также делают на николаевском "Зоря" – "Машпроект".
    http://www.svoboda.org/content/article/25368574.html
    http://www.svoboda.org/content/article/25308098.html
    http://www.svoboda.org/content/article/25320203.html
    статьи очень интересные по поводу корабельных установок и прочего в кооперации русско украинских предприятий
    Кстати не знал что ГТД выпускают всего 3 фирмы в мире...думал в каждой стране есть.
    Зоря Машпроект
    На предприятии усилили штат инженеров-технологов. В различные подразделения в течение месяца приняли 57 работников. В основном это молодые специалисты – выпускники Национального университета кораблестроения им. Адмирала Макарова.
    Молодые технологи прошли конкурсный отбор. На сегодняшний день талантливая молодежь приступила к работе под руководством опытных наставников. Новых работников служба информационных технологий обеспечила современным оборудованием, в том числе с возможностью работ с применением 3D-моделирования.Новые специалисты будут работать в металлообрабатывающим, механосборочном, сборочно-сварочном, агрегатном и других цехах производства.
    Инженер-технолог является одной из ключевых фигур производственного процесса: он устанавливает порядок выполнения работ, выбирает оптимальные режимы и оборудование, на котором осуществляется технологический процесс, разрабатывает и внедряет новые технологические процессы.
    Это гуд, молодежь нужна, а то КБ Южное маловато набрало(тоже 50 ) и ЗМ тоже..Незнаю сколько другие высокотехнологичные набрали. Вузы то тоже стоять не могут.
    По поводу всей ситуации-я не видел данных по отказу ЗМ от контракта с РФ. Доля РФ там больше чем у МС(30%) к тому же были планы по приватизации и выкупа ЗМ русскими. МС частник-он сам решает что ему делать. ЗМ -государственное.
    Так что ссылочку по отказу ЗМ от сотрудничества прошу-а то официалка ЗМ молчит. А о срывах нигде не пишет.
    Общий вывод---да нужны мы оба друг другу. Можно признаваться можно нет.
  5. Nitarius 28 мая 2014 12:38
    ну что МОГУ СКАЗАТЬ! НАДО ВСЮ ЗАПАДНУЮ УКРАИНУ-К СЕБЕ ЗАГРЕБАТЬ! ???
    и пора это делать БЫСТРЕЕ! иначе угробять ПРОИЗВОДСТВО!
  6. saag 28 мая 2014 14:31
    "...больше половины станков — швейцарского, чешского"
    Чехи могут станки делать, а в РФ нет, интересно почему?
    1. santepa 28 мая 2014 23:16
      Да в России поприватизировали и разворовали все заводы в 90е,а чехи НЕТ! Вот и весь ответ!!!!
      santepa
  7. silberwolf88 28 мая 2014 15:24
    Баланс из желаемого и возможного ... тема сложная ... надеюсь ума хватит определиться с ключевыми технологиями ...
  8. alekc73 28 мая 2014 15:26
    не зря устроили майдан на украине.цель-ослабить россию.
  9. Волосатый сибиряк 28 мая 2014 15:30
    Едва ли не все наши новейшие истребители типа Су-30 и МиГ-29СМТ, которые получают российские ВВС, комплектуются французской авионикой.

    Хм.. А я думал , что французская авионика устанавливается только на самолёты идущие на экспорт, а для своих ВВС устанавливают отечественное оборудование.
    1. santepa 28 мая 2014 23:18
      Пока гром не грянет...................!!!!!!!!!!!!!
      santepa
  10. Комментарий был удален.
  11. Zomanus 6 июня 2014 06:24
    Да производство это не только станки. Это и ИТР и технологии и квалификация и мотивация рабочих. Да много чего. При этом у нас все делают разрозненно. Станки зашибись, но работающим на них платят копейки. Это значит, что человек постоянно смотрит на сторону. Либо сделали разработку, но денег на ее внедрение нет и производственных мощностей тоже. Вот когда это все будет в комплекс, тогда можно будет говорить не только про работу, но и про развитие.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня