Military Review

Anniversary of Makarov's Grandfather

19



From 1951, the 9-mm PM was officially adopted by the Soviet Army, which still faithfully serves people in uniform.

- Unlock the fuse!
- Shutter!
A click of the bolts is heard, further sounds, a military man will not be confused with any others - the control descent and the fuse of the pistol. The equipped magazine is inserted into the handle, the pistol is put in a holster.

PM - familiar and reliable weapon military. But not everyone knows that this year Makarov is celebrating its anniversary - sixty years ago it was officially adopted by the Soviet Army.

Like the Kalashnikov assault rifle, the PM has long been a legendary weapon. Makarov pistol was produced almost half a century, only in the Soviet Union it was made more than two million pieces. PM was manufactured in Germany, Yugoslavia, China and many countries. However, let's do everything in order.

The last volleys of the Great Patriotic War died down, in which submachine guns, in particular PPSh (Shpagin) and PPS (Sudaeva), became popular small arms. Powerful and quick-fire, they enjoyed the love of not only the rank and file and sergeant personnel, but also the officers.

At the same time, simple in design and designed for a fairly powerful cartridge, but cumbersome and somewhat capricious (for example, due to design features, lack of a fuse — a random shot could occur at a fall on a hard surface) 7,62-mm self-loading TT pistol (Tula Tokarev), which was in service with the 1933 year, is clearly outdated, and it was decided to replace it with a more modern personal weapon.
Already at the end of 1945, tactical and technical requirements were developed and a competition was announced for the manufacture of pistols of two calibers - 7,65mm and 9mm. They should be light and more compact than the TT, and the choice of a slightly larger 7,62-mm caliber compared to Tokarev (9-mm) was due to the fact that by that time the corresponding cartridge had been developed effective in close combat — a larger-diameter ball does not “pierce” the enemy through, but “discards” it, and therefore disables it from the first shot. The final decision on the caliber of personal weapons was postponed until later when the prototypes were tested.

In the autumn of 1947, the first ground tests of pistols were carried out, which were presented as designers known at that time (the caliber of samples provided is indicated in parentheses) - Pavel Voevodin (9-mm), Sergey Korovin (7,65-mm), I. Rakov (7,65- mm), Sergey Simonov, better known as the designer of the SKS self-loading carbine, Konstantin Baryshev (9-mm), and little-known Nikolay Makarov (7,65-mm and 9-mm), Anatoly Klimov and Alexander Lobanov (7,65-mm).

According to the principle of operation of automation - the use of recoil free shutter - they were similar, by design features - different. For comparison, foreign guns Browning M1910 / 22, Walther PP, Sauer M38H (7,65-mm), Beretta M34, CZ 38 (9-mm) were tested, and the same TT was used as a control sample.

We will not go into the details of the tests - they are interesting, first of all, to specialists. We only note that the 7,65-mm Makarov and Korovin pistols and the Makarov and Baryshev 9-mm pistols were recognized as the most reliable and “most tenacious”. Makarov was simple in structure and in maintenance, there were 27 parts (7,65-mm sample - 25), its competitor - ten more. And although Baryshev's pistol was better at the accuracy of fire, and the first shot was made faster from it, the Makarov still surpassed it in the reliability of the automation. According to the test results, the fighting qualities of 9-mm cartridges were recognized as the best, the designers were offered to eliminate the identified shortcomings in a short time.

The next tests took place already in the spring of 1948. The already mentioned Makarov and Baryshev pistols were joined by an 9-mm specimen of Georgy Sevryugin, who had not previously participated in the competition. The championship again received the PM, and the commission concluded that it "can be recommended for the production of the series and subsequent military tests." In fact, it was granted "good" for the future and, as it turned out, the long life of the famous "Peem" - after three years it was officially adopted ...

The designer himself explained his success with a colossal work on the creation of a pistol: “Suffice to say that I worked daily at that time, practically without days off, from eight o'clock in the morning until two or three o'clock in the morning, as a result I modified and shot samples in two , and even three times more than my rivals, which, of course, made it possible to perfectly work out reliability and survivability. "

In 1967, a silent pistol (PB), created on the basis of the PM, was adopted by the army intelligence groups and special units of the KGB of the USSR. It was equipped with an integral silencer, which, unlike most similar systems, consisted of two parts. This made it possible to keep and carry a pistol with the front part of the muffler removed, and before using it, quickly install the nozzle, however, the gun retained the ability of firing even without a muffler. From the base model, the PB inherited the design of a trigger mechanism with self-cocking and a fuse located on the left side of the bolt, the store was also a native Makarovsky. The main difference from the prototype was that it was impossible to place a return spring inside it through a small length of the gate. She was in the handle and pressed on the shutter with a long moving lever. As mentioned above, the Makarov pistol was produced not only in the USSR, but also in many countries of the socialist camp.

Successfully release its analogues in our days. For example, the Chinese state corporation "Norinko" produces a combat version of a pistol called the Type 59, which is no different from the Soviet PM, except for factory markings on the bolt, as well as a sports version, which is mainly exported.

In the German Democratic Republic, the Makarov pistol was made by the Ernst Telman People’s Enterprise under the Pistole M trademark. The fall of the Berlin Wall and the unification of Germany became a real test for the plant — the GDR army was disbanded, respectively, and there were no government orders for weapons. However, soon Western investments helped restore production, and since 1994, the plant, which is now called “Jagd und Sportwaffen Gmbh,” began to produce a modernized version of Makarov.

The Czech analogue PM is produced at the Czech Zbroyovka plant, which has been in the city of Brno for almost 30 years. In 1982, the Czechoslovak army adopted a new pistol cartridge, which was similar in size to the 9х18 PM cartridge, but had a 20 percent reinforced charge, as well as a new pistol for this cartridge - “armadni pistol vz. 82. This gun was almost no different from the “big brother”, except that the fuse was located not on the gate, but on the frame, and the Czech PM store had a bigger one — not on the 8, but on the 12 cartridges. Simultaneously with the release of the military version, the production of a commercial one began, under the 9x17 Browning and 7,65 x17 Browning cartridges, which was called CZ-83. It should be noted that such pistols were very successfully sold for export. In 1992, in order to reduce costs, the production of pistols vz. 82 and CZ-83 were combined under the common name CZ-83. Now the weapon is produced in three calibers for the needs of the Czech security forces, and for free sale.

Several commercial versions of the good old “Peem” are being released by Ukrainian gunsmiths, who recycle the old firearm chambered for traumatic action. Such “traumatics” are produced using an identical technology - replacing the barrel with a “rubber-cutting” one's own production, replacing the return spring with a softer one, other manipulations to weaken the structure (drilling, etc.). Back in the 1990s, no one could have imagined that a civilian would be able to quite legally acquire an “almost real” PM. Somewhat later, Makarov pistols, recognized as excessive military property, began to be made "traumatic" by specialists from the Central Artillery Armament Base of the Armed Forces of Ukraine. The novelties were named PMR (or PMR-1) and “Viy”. As for the latter, then, alas, the first “rubber shooters” “Viy” did not please their customers - the pistols were assembled very poorly, and often from parts from different “Makarovs”!

But the later series of “traumatic” are made more carefully, they have a decent appearance and better workmanship ...

However, let us return to the “combat” biography of the Makarov pistol. In the 90 of the last century, Russian gunsmiths developed a modernized version of a Makarov pistol - PSM. He had a magazine for 12 cartridges, a large initial velocity of the bullet - 430 m / s (PM - 315 m / s), but lost the balance of the predecessor: the use of a more powerful cartridge cost him a loss of reliability. A few years later, the Russians adopted the pistol designed by Vladimir Yarygin. It is assumed that he will soon completely replace the “pensioner” of “Makarov”.

Vinnitsa scientific and production association "Fort" also developed and manufactured many samples of pistols that fully meet modern requirements. But the chronic shortage of funds does not allow rearming the security forces with their latest models. So, the grandfather "Makarov" will serve all people in uniform. It may be true that sixty is not old age, but maturity ...


Anniversary of Makarov's Grandfather Nikolai Fedorovich Makarov was born on May 9. 1914. in the village of Sasovo, Tambov Province. After graduating from the factory school, he worked as a mechanic to repair steam locomotives. In 1936, he graduated from the Tula Mechanical Institute. During the Great Patriotic War, he worked in a factory where the famous PPShs were made - Shpagin submachine guns.

Makarov began an independent design activity in 1943 year, taking part in the design competition for a new cartridge for the Soviet Army. In 1945, he went to work at the Central Design Bureau, where he worked until retirement.

In addition to his most famous brainchild - Makarov pistol - he participated in the development aviation guns AM-23, anti-tank missile systems "Fagot" and "Competition", which at different times were adopted by the Soviet Army. The contribution of the talented gunsmith to the country's defense was marked by the Golden Star of the Hero of Socialist Labor “Hammer and Sickle”, two orders of Lenin, the Order of the Red Banner, the Stalin and State Prizes.

However, Nikolai Fyodorovich owns several quite peaceful inventions. Yes, he invented the design of sealing glass jars with the glass cover pressed by a spring clip, and after retirement at the request of his wife, Nadezhda Yakovlevna, he invented a machine for rolling home canned food.
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vega
    Vega 31 May 2011 09: 27
    +1
    The gun is good
  2. datur
    datur 31 May 2011 11: 26
    0
    BUT OLD.
  3. Yeah
    Yeah 5 June 2011 00: 07
    0
    Nikolai Fedorovich Makarov - died in Tula in the 2000s in complete poverty
    1. Michael_Zverev
      Michael_Zverev 10 November 2016 07: 32
      0
      He died in 1988, retired (since 1974) continued active creative work, was elected a deputy of the Tula Regional Council of Workers' Deputies, for a long time was a member of the Regional Council of NTO "Mashprom". As a Hero of Socialist Labor, he had the right to a number of benefits (the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, by a decree of September 6, 1967, established a number of benefits to Heroes of Socialist Labor, Heroes of the Soviet Union and holders of all three degrees of the Order of Glory.). Even if he lived to the 2000s, it would still not be a beggar, the Heroes, in addition to their pension, also have a solid increase, more than 35 thousand rubles today.
  4. Nuucha
    Nuucha 6 June 2011 14: 13
    +1
    In the 90s of the last century, Russian gunsmiths developed a modernized version of the Makarov pistol - PSM

    Perhaps this is a PMM pistol?
  5. Aleks23
    Aleks23 8 August 2011 08: 08
    -1
    is the gun good?
    I remember recently on the news that the general had shot himself, tried to shoot from a Makar head and remained alive ..
    1. panzersoldat
      panzersoldat 1 September 2011 22: 43
      +2
      Nonsense. You must be able to shoot. A fool will miss from Beretta.
    2. sirToad
      sirToad 3 October 2011 10: 46
      +1
      I bring to your attention that this fact does not say anything about PM. In the 70s, a volunteer tried to shoot himself from a gun - he lived after another 10 years and died of pneumonia. this fact is even noted in textbooks on forensic medicine. and what - to be reckoned - shit? and you are amiable, at least in the hands of the PM held?
      1. Artyom from Orel
        Artyom from Orel 22 December 2011 18: 48
        0
        One Ukrainian general also tried to shoot himself from Makar, only the second time it turned out.
        In general, this is how lucky. They hit the head of the First World peasant from a machine gun, so he survived, only stopped sleeping forever.
        1. Artyom from Orel
          Artyom from Orel 22 December 2011 19: 10
          0
          And Stalin’s son, Jacob, also tried to commit suicide from Nagan, but survived
  6. fedora
    fedora 1 October 2011 12: 55
    -1
    PM let us down more than once, unfortunately we had no choice and we always worked as an AK. We called the PM "pukalka".
    1. opium21
      opium21 3 October 2011 12: 34
      +1
      do not tell tales about pm I personally used it to defeat when I was detained, the bullet entered the right buttock and came out with the eggs from a distance of about 35-40 m, PM is an excellent weapon, but they need to be able to deal with it as well and if you smeared it, then you and the gun will be bad
  7. sirToad
    sirToad 3 October 2011 11: 15
    +1
    "modernized version of the Makarov pistol - PSM"
    damn it! PSM is a special small-sized pistol. caliber 5,45 mm. I didn't shoot, but judging by the performance characteristics - "ladies' pistol"
    1. oper66
      oper66 3 October 2011 11: 51
      0
      No, the Makakrova gun was adopted for 12 rounds, but it’s not convenient the handle is too thick, but the PSM at 5.45 is a completely different small-caliber Stekkin gun designed for operational services and special forces. I shot excellent weapons from him, I was supposed to rearm in 90 for the operational services of the Ministry of Internal Affairs, but due to the fact that the bullet did not have a stopping effect on a complete rearmament, they did not put it. in general, a weapon for a killer - a shot is not heard at a distance of several meters the bullet after deformation is not identified, the main case is not to leave
      1. sirToad
        sirToad 3 October 2011 12: 21
        +1
        in the 90s? I doubt it. a fire teacher at the school of the Ministry of Internal Affairs gave us information on him back in 1988-89 that they refused him. our general (chief of the Department of Internal Affairs) is said to have had this (PSM).
    2. Alexanat
      Alexanat 6 March 2012 22: 47
      0
      PSM WAS DESIGNED FOR SPECIAL SERVICES. IT IS ALREADY THAN PM.
  8. dred
    dred 11 November 2011 17: 08
    -1
    Honestly, the design and accuracy are lame.
    1. komsomolets
      komsomolets 10 October 2013 02: 16
      0
      What prevents you accuracy, 25m-three 10 of three shots. Learn. Excellent gun.
  9. SIA
    SIA 24 January 2012 08: 46
    -1
    Retired grandfather, retired.

Юбилей дедушки «Макарова»

Юбилей дедушки «Макарова»


С 1951 года на вооружение Советской Армии был официально принят 9-мм ПМ, который и до сих пор верно служит людям в погонах.

- Снять с предохранителя!
- Затвор!

Слышен щелчок затворов, далее звуки, военный человек не спутает ни с какими другими - контрольный спуск и постановка пистолета на предохранитель. В рукоятку вставляется снаряженный магазин, пистолет укладывается в кобуру.

ПМ - привычное и надежное оружие военных. Но далеко не все знают, что в текущем году «Макаров» празднует юбилей - шестьдесят лет назад он был официально принят на вооружение Советской Армии.

Как и автомат Калашникова, ПМ уже давно стал оружием-легендой. Пистолет Макарова выпускался почти полвека, только в Советском Союзе его изготовили более двух миллионов штук. Изготавливался ПМ в Германии, Югославии, Китае и многих странах. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, в которой популярным стрелковым оружием стали пистолеты-пулеметы, в частности ППШ (Шпагина) и ППС (Судаева). Мощные и скорострельные, они пользовались любовью не только рядового и сержантского состава, но и офицеров.

Одновременно простой по конструкции и рассчитанный на достаточно мощный патрон, но громоздкий и несколько капризный (например, по причине конструктивных особенностей, отсутствия предохранителя - при падении на твердую поверхность мог произойти случайный выстрел) 7,62-мм самозарядный пистолет ТТ (Тульский Токарева), который находился на вооружении с 1933 года, явно устарел, и его решили заменить более современным личным оружием.
Уже в конце 1945 года были разработаны тактико-технические требования и объявлен конкурс на изготовление пистолетов двух калибров - 7,65мм и 9мм. Они должны быть легкими и более компактными, чем ТТ, а выбор несколько увеличенного по сравнению с «Токаревым» (7,62-мм) калибра 9-мм обуславливался тем, что к тому времени уже был разработан соответствующий патрон, который, по мнению специалистов, был эффективным в ближнем бою - шар большего диаметра не «прошивает» противника насквозь, а «отбрасывает» его, а значит, выводит из строя с первого выстрела. Принятие окончательного решения по калибру личного оружия отложили на потом, когда пройдут испытания опытных образцов.

Осенью 1947-го проводились первые полигонные испытания пистолетов, которые представили как известные в то время конструкторы (далее в скобках указан калибр предоставленных образцов) - Павел Воеводин (9-мм), Сергей Коровин (7,65-мм), И.Раков ( 7,65-мм), Сергей Симонов, более известный как конструктор самозарядного карабина СКС, Константин Барышев (9-мм), так и малоизвестные Николай Макаров (7,65-мм и 9-мм), Анатолий Климов и Александр Лобанов (7,65-мм).

По принципу действия автоматики - использование отдачи свободного затвора - они были похожи, по конструктивным особенностям - разными. Для сравнения с ними испытывались зарубежные пистолеты Browning M1910/22, Walther PP, Sauer M38H (7,65-мм), Beretta M34, CZ 38 (9-мм), а контрольным образцом оставался все тот же ТТ.

Не будем вдаваться в подробности испытаний - они интересны, прежде всего, специалистам. Отметим лишь то, что самыми надежными и «самыми живучими» были признаны 7,65-мм пистолеты Макарова и Коровина и 9-мм пистолеты Макарова и Барышева. «Макаров» был простым по структуре и в обслуживании, было 27 деталей (7,65-мм образец - 25), его конкурент - на десять больше. И хотя пистолет Барышева был лучше по кучности стрельбы, и из него быстрее делался первый выстрел, все же «Макаров» превзошел его в надежности действия автоматики. По результатам испытаний боевые качества 9-мм патронов признали лучшими, конструкторам предложили в сжатые сроки устранить выявленные недостатки.

Очередные испытания состоялись уже весной 1948 года. К уже упомянутым пистолетам Макарова и Барышева присоединился 9-мм образец Георгия Севрюгина, ранее не принимавшего участия в конкурсе. Первенство снова получил ПМ, и комиссия сделала вывод, что он «может быть рекомендован для изготовления серии и последующих войсковых испытаний». Фактически, было предоставлено «добро» на дальнейшую и, как оказалось, долгую жизнь знаменитого «Пээм» - через три года он был официально принят на вооружение ...

Сам конструктор объяснял свой успех колоссальной работой над созданием пистолета: «Достаточно сказать, что я в то время работал ежедневно, практически без выходных дней, с восьми часов утра и до двух-трех часов ночи, в результате чего я дорабатывал и расстреливал образцов в два, а то и в три раза больше, чем мои соперники, что, безусловно, дало возможность в совершенстве отработать надежность и живучесть».

В 1967 году на вооружение армейских разведывательных групп и спецподразделений КГБ СССР был принят пистолет бесшумный (ПБ), созданный на базе ПМ. Он был оснащен интегральным глушителем, который, в отличие от большинства аналогичных систем, состоял из двух частей. Это позволяло сохранять и носить пистолет со снятой передней частью глушителя, а перед применением быстро устанавливать насадку, впрочем, пистолет сохранял способность ведения огня и без глушителя. От базовой модели ПБ унаследовал конструкцию ударно-спускового механизма с самовзводом и расположенным на левой стороне затвора предохранителем, магазин был также «родной», Макаровский. Главным отличием от прототипа было то, что через небольшую длину затвора разместить внутри него возвратную пружину оказалось невозможно. Находилась она в рукоятке и давила на затвор с помощью длинного подвижного рычага. Как упоминалось выше, пистолет Макарова производился не только в СССР, но и во многих странах социалистического лагеря.

Успешно выпускают его аналоги и в наши дни. Например, китайская государственная корпорация «Норинко» производит боевую версию пистолета под названием Type 59, которая не отличается от советского ПМ ничем, кроме фабричных маркировок на затворе, а также спортивную версию, которая, в основном, идет на экспорт.

В Германской Демократической Республике пистолет Макарова изготавливался народным предприятием имени Эрнста Тельмана под маркой «Pistole M».Падение Берлинской стены и объединение Германии стали для завода настоящим испытанием - армия ГДР была расформирована, соответственно, не стало и государственных заказов на изготовление оружия. Однако вскоре западные инвестиции помогли восстановить производство, а с 1994 года завод, который сейчас называется «Jagd und Sportwaffen Gmbh», стал выпускать модернизированную версию «Макарова».

Чешский аналог ПМ выпускается на заводе «Чешская Збройовка», что в городе Брно, уже почти 30 лет. В 1982 году чехословацкая армия приняла на вооружение новый пистолетный патрон, который был аналогичным по размерам патрону 9х18 ПМ, но имел усиленный на 20 процентов заряд, а также новый пистолет под этот патрон - «armadni pistol vz. 82 ». Почти ничем от «старшего брата» этот пистолет не отличался, разве что предохранитель был расположен не на затворе, а на рамке, и магазин «чешский ПМ» имел более вместительный - не на 8, а на 12 патронов. Одновременно с выпуском армейской версии началось производство коммерческой - под патроны 9х17 Браунинг и 7,65 х17 Браунинг, - которая получила название CZ-83. Следует отметить, что такие пистолеты весьма успешно продавались на экспорт. В 1992 году с целью уменьшения расходов производство пистолетов vz. 82 и CZ-83 были объединены под общим названием CZ-83. Сейчас оружие выпускается в трех калибрах как для нужд чешских силовых структур, так и для свободной продажи.

Несколько коммерческих версий старого доброго «Пээм» выпускают и украинские оружейники, перерабатывающих старое огнестрельное оружие под патрон травматического действия. Такие «травматики» производятся по идентичной технологии - замена ствола на «резинострельный» собственного производства, замена возвратной пружины на более мягкую, другие манипуляции по ослаблению конструкции (сверление и т.п.). Еще в 1990-х годах никто и представить не мог, что гражданский человек будет в состоянии вполне легально приобрести «почти настоящий» ПМ. Несколько позже из пистолетов Макарова, признанных избыточным военным имуществом, стали делать «травматики» специалисты Центральной артиллерийской базы вооружения Вооруженных Сил Украины. Новинки получили названия ПМР (или ПМР-1) и «Вий». Что касается последнего, то, увы, первые «резинострелы» «Вий» не порадовали своих покупателей - пистолеты были собраны очень плохо, причем нередко из частей от разных «Макаровых»!

А вот поздние серии «травматика» сделаны более аккуратно, они имеют достойный внешний вид и лучшее качество изготовления ...

Однако вернемся к «боевой» биографии пистолета Макарова. В 90-х годах прошлого века российские оружейники разработали модернизированный вариант пистолета Макарова - ПСМ. Он имел магазин на 12 патронов, большую начальную скорость пули - 430 м / с (ПМ - 315 м / сек), но потерял сбалансированность предшественника: использование более мощного патрона стоило ему потери надежности. Через несколько лет россияне приняли на вооружение своих силовых структур пистолет конструкции Владимира Ярыгина. Предполагается, что вскоре он полностью заменит «пенсионера» «Макарова».

Винницким научно-производственным объединением «Форт» также разработано и изготавливается немало образцов пистолетов, полностью отвечающих современным требованиям. Но хроническая нехватка средств на позволяет перевооружить силовые структуры их новейшими образцами. А значит, дедушка «Макаров» еще послужит всем людям в погонах. Может и правда, что шестьдесят - не старость, а зрелость ...


Юбилей дедушки «Макарова» Николай Федорович Макаров родился 9 мая 1914г. в селе Сасово Тамбовской губернии. После окончания фабричнозаводского училища работал слесарем по ремонту паровозов. В 1936 году окончил Тульский механический институт. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, где изготавливались знаменитые ППШ - пистолеты-пулеметы Шпагина.

Самостоятельную конструкторскую деятельность Макаров начал в 1943 году, приняв участие в конкурсе на проектирование нового патрона для Советской Армии. В 1945 году перешел на работу в Центральное конструкторского бюро, где проработал до выхода на пенсию.

Кроме своего самого известного детища - пистолета Макарова - участвовал в разработке авиационной пушки АМ-23, противотанковых ракетных комплексов «Фагот» и «Конкурс», что в разные времена были приняты на вооружение Советской Армии. Вклад талантливого оружейника в обороноспособность страны был отмечен Золотой Звездой Героя Социалистического Труда «Серп и Молот», двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Сталинской и Государственной премиями.

Впрочем, Николаю Федоровичу принадлежат и несколько вполне мирных изобретений. Да, он придумал конструкцию герметизации стеклянных банок с прижатием стеклянной крышки пружинной скобой, а после выхода на пенсию по просьбе жены, Надежды Яковлевны, изобрел и машинку для закатывания домашних консервов.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 19
  1. Vega 31 мая 2011 09:27
    Пистолет хороший
    Vega
  2. datur 31 мая 2011 11:26
    НО СТАРЫЙ.
  3. угу 5 июня 2011 00:07
    Николай Федорович Макаров - умер в Туле в 2000-е в полной нищете
    угу
    1. Михаил_Зверев 10 ноября 2016 07:32
      Он умер в 1988 году, на пенсии (с 1974 года) продолжал активную творческую работу, избирался депутатом Тульского областного Совета депутатов трудящихся, продолжительное время являлся членом областного Совета НТО "Машпром". Как Герой Соцтруда имел права на ряд льгот (Президиум Верховного Совета СССР Указом от 6 сентября 1967 года установил ряд льгот Героям Социалистического Труда, Героям Советского Союза и кавалерам всех трёх степеней ордена Славы.). Даже если бы он дожил до 2000-х, то всё равно, нищим бы не был, у Героев кроме пенсии ещё и прибавка солидная идёт, более 35 тысяч рублей на сегодняшний день.
  4. Nuucha 6 июня 2011 14:13
    В 90-х годах прошлого века российские оружейники разработали модернизированный вариант пистолета Макарова -ПСМ

    Возможно речь идет о пистолете ПММ?
    Nuucha
  5. Aleks23 8 августа 2011 08:08
    пистолет хороший?
    помню недавно по новостям передавали как генерал застрелится пытался с макара в голову стрельнул и жив остался..
    Aleks23
    1. panzersoldat 1 сентября 2011 22:43
      Ерунда .Стреляться надо уметь .Дурак и из БЕРЕТТЫ промажет.
      panzersoldat
    2. sirToad 3 октября 2011 10:46
      довожу до Вашего сведения что этот факт ничего не говорит о ПМ. В 70-е вохровец пытался застрелиться из нагана - прожил после еще 10 лет и умер от пневмонии. сей факт даже отмечен в учебниках по судебной медицине. и что - стало быть наган - дерьмо? а вы любезный, хотя бы в руках ПМ держали?
      sirToad
      1. Артём из Орла 22 декабря 2011 18:48
        Один Украинский генерал тоже пытался из макара застрелиться, только со второго раза получилось.
        А вообще это как повезёт. В Первую Мировую мужику из пулемёта в голову попали, так выжил, только спать навсегда перестал.
        Артём из Орла
        1. Артём из Орла 22 декабря 2011 19:10
          А ещё сын Сталина Яков тоже пытался покончить с собой из нагана, но выжил
          Артём из Орла
  6. fedor 1 октября 2011 12:55
    ПМ подводил нас не один раз, к сожалению выбора у нас не было и мы всегда работали АК. У нас ПМ называли "пукалка".
    fedor
    1. opium21 3 октября 2011 12:34
      не рассказывай сказки про пм я лично его применял на поражение при задержании пуля вошла в праввую ягодицу а вышла вместе с яйцами с растояния примерно35-40 м,ПМ прекрасное оружие но для ближнего боя и им и с ним нужно уметь обращаься а если мазила то тебе и пушка плохой будет
  7. sirToad 3 октября 2011 11:15
    "модернизированный вариант пистолета Макарова - ПСМ"
    хрена с два! ПСМ - это пистолет специальный малогабаритный. калибра 5,45.мм. стрелять не доводилось но судя по ТТХ - "дамский пистолет"
    sirToad
    1. oper66 3 октября 2011 11:51
      нет есть писитолет макакрова был принят на вооружение обойма на 12 патронов но он не удобен слишком толстая рукоятка, но есть ещё и ПСМ на 5.45 это совсем другой писстолет стечкина мелкокалиберный преднозначен для оперативных служб и спецподразделений малогабариттный скрытноносимый. я с него стрелял прекрасное оружие предпологался на перевооружение в 90гг для оперативных служб МВД , но всвязи с тем что пуля не имела останавливающего действия на полное переворужение не поставили. вообще оружие для киллера -выстрел не слышен на растоянии нескольких метров пуля после деформации не индетифицируется, главное гильзу не оставить
      oper66
      1. sirToad 3 октября 2011 12:21
        в 90-е? сомневаюсь. нам препод по огневой в школе МВД по нему информацию давал еще в 1988-89гг что от него отказались. у нашего генерала (начальника УВД) говорят, был такой (ПСМ).
        sirToad
    2. Alexanat 6 марта 2012 22:47
      ПСМ БЫЛ РАЗРАБОТАН ДЛЯ СПЕЦ.СЛУЖБ.ОН УЖЕ ,ЧЕМ ПМ.
      Alexanat
  8. dred 11 ноября 2011 17:08
    Често говоря дизайн и точность хромает.
    dred
    1. komsomolets 10 октября 2013 02:16
      Чем Вам точность мешает,25м-три 10 из трех выстрелов.Учитесь.Отличный пистолет.
  9. SVV 24 января 2012 08:46
    На пенсию дедушка, на пенсию.
    SVV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня