Асы в Красной Армии

Асы в Красной Армии

В Красной Армии командование ВВС относилось к категории пилотов-асов довольно противоречиво: с одной стороны, их поддерживали, они ведь были гордостью Военно-воздушных сил, всей страны, «сталинскими соколами». Их материально поощряли - лётчикам выплачивали денежные премии за каждый сбитый самолёт, за определенное число сбитых самолетов представляли к наградам. С другой стороны, командование было довольно равнодушно к процессу учёта сбитых врагов и личных счетов летчиков. Хотя отчетность в армии процветала и все более усложнялась, этот процесс не коснулся летчиков, пилоты по-прежнему писали о воздушных боях в вольном стиле.

Когда статистика выглядела уж совершенно фантастической, командование «метало молнии». То есть для командования счета пилотов, их победы были не главным – главным было выполнение задачи, поддержка сухопутных войск. В Полевом уставе РККА было прописано: «Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции». То есть главным было поддержать наземные силы, а не уничтожать авиацию врага в воздухе, на аэродромах, ведение индивидуальной «охоты». В целом это была правильная стратегия – поддержка своих войск, прикрытие ударной авиации.

Поэтому довольно часто первые победы будущих асов были потом не подтверждены. Первый сбитый самолет (или сбитый "в уме") давал пилоту психологическую уверенность в следующих боях. Он уже был «хищником», не боялся, а сам искал врага, уверенней маневрировал. Вчерашний курсант становился «стариком». Естественно, в командовании это понимали.


Справка: Ас - мастер воздушного боя, от фр. as — туз; первый в своей области. Это слово впервые было использовано в Первую мировую войну, так стали называть пилотов, исключительно хорошо владевших искусством пилотирования и воздушного боя, сбивших не менее 5 самолетов врага. По другой версии, слово ас происходит из древней германо-скандинавской мифологии – от слова Асы, боги жившие в небесном городе Асгард. Лучшим асом, по числу побед, Первой мировой войны был немец Манфред фон Рихтгофен – 80 побед.

Советское командование выбрало правильную стратегию – это подтверждает война и её исход. В 1944-1945 годы советская бомбардировочная, штурмовая авиация делала тысячи вылетов, могла почти безнаказанно бомбить позиции сухопутных войск вермахта. Бывало, что немецкие истребители даже и не появлялись. Немецкая тактика была ущербна – у них не хватало ни самолетов, ни пилотов, чтобы закрыть все направления, их истребительные эскадры бросали с места на место. Люфтваффе не решали задачу прикрытия своих войск, проведения ударного воздействия на войска врага. Небольшие группы асов просто физически не могли решить эти задачи. Они могли быстро набрать счета, действуя по принципу «бей и убегай» (любимый принцип наиболее удачливого из немецких экспертов по количеству сбитых самолетов Э. Хартмана), но потери советских ВВС, в силу их массовости, были выше от ошибок пилотирования и технических неисправностей, чем от воздействия асов врага.

Естественно, в массовых военно-воздушных силах СССР просел средний уровень подготовки. Кроме того, самолеты массовых серий, в отличие от штучных экземпляров для асов, теряли высокие характеристики опытных машин, качество их падало. Из-за дефицита материалов приходилось заменять детали на дерево и сталь (знаменитое «русс-фанера»). Необходимость обеспечить топливом большое количество техники приводила к снижению требований к топливу, если опытные машины летали на 100-октановом бензине, то для серийных машин поставляли бензин с октановым числом 78. Такое топливо ещё более снижало мощность двигателя, летные качества самолета падали. Но массовое производство давало в руки элиты народа (а пилоты - это элита нации) добротное средство ведения войны. Они могли защищать сухопутные войска, наносить удары по позициям противника, получали шанс в итоге стать асами.

Кстати, это особенность Русской цивилизации – приоритет общего над индивидуальным, личным. Стратегия основывалась не на группах летчиков-асов, а на массовых ВВС. Они более устойчивы к потерям техники, людей. Создание супераса дело нескольких лет, а на войне времени нет. В советском мобилизационном плане 1941 года потери летчиков вполне справедливо предполагались самыми высокими среди родов войск. Поэтому командование и уделило столько внимания для создания механизмов эффективного и быстрого восполнения потерь ВВС в личном составе и матчасти.

Асы в Красной Армии

Виталий Иванович Попков, личные победы: 47. Удивительный человек, одна из побед была одержана Виталием Ивановичем тараном. Факты из биографии В. И. Попкова легли в основу фильма Леонида Быкова "В бой идут одни «старики»".
Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
Асы в Красной Армии

Колдунов Александр Иванович, 46 побед, Дважды герой Советского Союза. Главный маршал авиации СССР.
Асы в Красной Армии

Скоморохов Николай Михайлович, 46 побед, дважды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

Источники:
Бодрихин Н. Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках
Исаев. А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Эмир-Усеин Чалбаш. Сковать боем! Советские асы против Люфтваффе. М., 2010.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html
http://www.allaces.ru/
http://wio.ru/aces/ace2rus.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. datur 3 июня 2011 17:24
    да были герои.
    1. plotnikov561956 1 января 2012 13:15
      А.И.Покрышкин ,лично сбитых 59,воспитал более 30 Героев Советского Союза,из них 2 дважды Герои. Разработал тактику истребительной авиации,элементы которой используются и сейчас. Назван президентом Рузвельтом величайшим летчиком 2-й мировой ,воевал с1941-1945 ,сбит не был, ни одного своего ведомого не потерял.Плеяда Героев которых он воспитал уничтожили более 400 самолетов противника. В 1945 полковник трижды Герой Советского Союза ,командир авиадивизии.
  2. Ordnung 7 ноября 2011 21:55
    Могу ошибаться, но где-то читал: самый результативный советский летчик, фамилия кажется Федоров, имя отчество не помню, командир аиационного штрафного подразделения. По итогам трех войн; Испания, Отечественная, Корея, личный победный счет за сотню...
    1. Свой 7 ноября 2011 21:58
      Кожедуб трижды Герой Советского Союза
      1. plotnikov561956 1 января 2012 13:21
        И.Кожедуб- трижды Герой Советского Союза, лично сбитых 62 ,воевал 1943-1945 ,майор зам командира Проскуровского полка
    2. Banshee 1 января 2012 13:46
      Что такое авиационное штрафное подразделение?
      Никогда о таких не слышал.
      Наоборот, в мемуарах летчиков часто читал, что им штрафбатом грозить бесполезно было, каждый день и так под смертью ходили.
  3. Banshee 1 января 2012 14:21
    В целом статья правильная, вот только оспорил бы пару моментов.

    в массовых военно-воздушных силах СССР просел средний уровень подготовки.

    Как раз наоборот, средний уровень был на должной высоте. ВВС советской армии не нуждались в кучке асов, которых невозможно было бы заменить. Система подготовки имела место быть как до войны, так и во время. ЗАПы для чего существовали?

    У нас не было хартманов и им подобных "спортсменов", а как раз имело место наличие достаточного количества подготовленных летчиков для если не уничтожения, то хотя бы для дачи отпора этим асам. Потому и к 1944 году асы у немцев начали "заканчиваться".

    Да, потеря командира/аса - это тяжелая вешь, когда в 42 погиб Борис Сафонов, его полк почему-то не распустил сопли, а начал мстить за любимого командира. И показатели не ухудшились. В отличие от тех же "Зеленых жоп" JG-54. Когда лучший ас зеленых Отто Киттель (257 побед) был ухайдакан майором Степаненко (30-я победа, к слову). была сказана фраза Хайнцем Кордезом "Нам теперь без Отто конец". Да, понятное дело, конец так и так бы наступил, что с Киттелем, что без. Один мегаас не вытянул бы всю группу, один черт.

    Или JG-52. Да, крутые парни, слов нет. Хартман (352), Баркхорн (301), Ралль (275), Граф (212), Линерт (202). Спора нет, в боях над Прутом очень сильно потрепали наших. НО: для "усмирения" JG-52 бросили 9 гвардейскую авиадивизию. Покрышкина. И что? Размен (официальный) 6:1 отнюдь не в пользу немцев. Линерт, бедняжка, жаловался потом в мемуарах, как им тяжко пришлось. А кто из наших Баркхорна сбил, так вообще и не выяснили. Сбили - и ладно.

    И не орали наши в рации "Шухер, Хартман в воздухе!!" Это орали немцы про кого? Вот то то...
    Нашим было пофиг, кто там ошивается. "Воздушные рабочие войны". Надо было дело делать, и дело было сделано. И не асами.
  4. Kaetani 7 января 2012 16:06
    Banshee Согласен полностью!!!
  5. akkash 2 декабря 2012 19:32
    Статья полностью не корректна по следующим пунктам.

    1. Командования ВВС всегда положительно относилось к асам. Им выдавались премии за сбитые самолеты противника. За выполнения заднаий объявлялась благодарность и вручались награды.
    2.Процесс учета был очень серьезен. В воспоминаниях Покрышкина и Скоморохова (мемуары Кожедуба еще не читал) говорится, что для фиксирования в личном счете сбитого самолета противника нужно было подверждение от сухопутных войск или других военнослужащих. Подтверждение сбитого самолета над территорией противника было очень осложнено. Поэтому каждый из наших асов недосчитался десятка побед в официальном счете.
    3.В отличае от германских ВВС, советским ВВС ставились задачи в поддержку войск на земле. Нужно было сбить бомбандировщики до нанесения удара, а не отлавливать их по одному из расыпавшегося строя при возвращении после нанесения удара. Нужно было прикрыть свои ударные самолеты от истребителей, а не выискивать отдельные истрибители, возвращающиеся на аэродром с пустыми баками. Нужно было истребителям в интересах войск проводить разведку и штурмовать войска противника, а не летать на свободную охоту.
    4. Низкооктановый бензин был из-за того, что металурги не могли сделать спалвы, который выдерживали бы более высокие температуры. Ведь чем больше октановое число, тем больше тепла выделяется. А без специальных сплавов конструкторы являются лишь "вольными художниками" а творцами победы.

    5.И последнее. После получения звания старших офицеров всех советских асов, командование сразу переселило из кресел истребителей за столы штабов полков. Чтобы дальше реализовывали свой талант и умение, командуя и обучая молодых и будующих асов, а не занимались индивидуализмом.

    В общем, статья сырая и поверхностная. Автору большой минус. Прошу посетителей присоединиться.
    akkash
  6. Dez 11 сентября 2013 15:27
    Да, доводы верны, но я не сказал бы что за это минусовать нужно т.к. основная мысль статьи донесена верно.
    Dez

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня