Aerion AS2 SBJ — «истребитель» для бизнеса

16
Если вы талантливый молодой инженер, работающий в одной из ведущих мировых авиакомпаний, и вдруг вам в голову пришла идея рассказать директору о новой шикарной идее разработки сверхзвукового пассажирского самолета, то можно поспорить, что вас практически сразу попросят из кабинета руководства или вовсе вышибут с работы. Однако ситуация меняется, если вы работаете в небольшой компании. В этом случае такой номер может сработать, более того, под такой проект можно будет выбить какие-то инвестиции и даже нарисовать некоторое количество красивых эскизов. Именно так и сделали молодые конструкторы из компании Aerion Corporation, которые уже очень давно эксплуатируют идею постройки самолета Aerion AS2 SBJ (supersonic business jet).

Данная компания давно мечтает создать частный сверхзвуковой самолет для представителей бизнес-сообщества. С этой идеей они носятся уже достаточно много лет, регулярно выпуская новости, отчеты и новые рендеры машины. Не так давно они представили общественности очередные новшества, решив внести в проект изменения. Так, самолет Aerion AS2 SBJ должен будет получить сразу 3 двигателя вместо изначально планировавшихся двух.

Если отбросить шутки в сторону, то данное решение конструкторов следует признать логически правильным. При наличии очевидных минусов такого решения — общее удорожание проекта, утяжеление машины, увеличение числа двигателей — имеется и очень важный положительный эффект в виде уменьшения удельной тяги на каждый из двигателей во время взлета. Меньше тяги на двигатель — меньше уровень шума. Стоит отметить, что именно грохот является одной из ахиллесовых пят многих сверхзвуковых самолетов, если речь идет о пассажирских машинах. Изначально разработчики проекта планировали установить на самолет 2 двигателя Pratt & Whitney JT8D в сверхзвуковой версии. Стоит отметить, что данный двигатель был создан еще 50 лет назад, и с тех пор устанавливался на многие популярные самолеты, в частности B727, MD80, DC9 и многие другие.


К основным отличительным чертам проекта Aerion AS2, которые выделяют его из ряда аналогичных проектов, можно отнести крыло оригинальной конструкции. Инженеры компании Aerion Corporation решили отказаться от крыла дельтовидной или оживальной формы в пользу использования собственной разработки — Aerion «unswept» SNLF (сверхзвуковой естественный ламинарный поток). Согласно утверждению специалистов компании, такие форма и профиль крыла дают существенный рост площади ламинарного обтекания, что в свою очередь позволяет уменьшить общую площадь планера сразу на 20%. Свои утверждения они подтверждают данными, которые были получены во время продувки модели в аэродинамической трубе НАСА.

Очевидно, что современные технологии сейчас не стоят на месте, они постоянно стремятся к совершенствованию. Так что исключать того, что в ближайшем будущем авиакомпании начнут эксплуатировать подобные сверхзвуковые самолеты, способные снизить время полета на дальние расстояния до 1-2 часов, не стоит. При этом в дискуссиях о будущем больших пассажирских сверхзвуковых лайнерах и в их проектировании в последние годы наблюдается затишье. Наряду с этим появилось большое количество проектов небольших сверхзвуковых самолетов, относящихся к бизнес-классу.

Сверхзвуковой самолет данного класса на 6-15 пассажиров едва ли проще разработать и создать, чем аналогичный самолет на 150 пассажиров, однако стоить он будет существенно дешевле, а спрос на такие машины специалисты прогнозируют довольно большой. В Европе и США в последние несколько лет появилось большое количество проектов подобных небольших сверхзвуковых самолетов, которые на данный момент находятся на различных стадиях реализации. Справедливости ради стоит отметить, что все проекты находятся пока только в бумажной стадии.


Все проекты таких машин, при всем разнообразии оригинальных узлов и деталей, объединяет одно — они либо похожи на подросшие истребители, к примеру, F-15 или Су-27, или значительно «усохшие» в размерах Ту-144 и «Конкорды». То же двойное оперение, те же дельтовидные крылья и т.д. На этом фоне именно проект Aerion AS2 SBJ выделяется из общей картины свежим взглядом. Aerion AS2 — это небольшой 12-местный самолет, в облике которого главное внимание на себя обращает прямое крыло, которое правильнее называть ромбовидным и такое же оперение.

Aerion AS2 — это реактивный сверхзвуковой самолет бизнес-класса, который привлекает внимание необычным ромбовидным крылом. Некоторым кажется, что данная модель не сможет сравниться с истребителями по экономичности и скорости полета, но на самом деле они заблуждаются. То, что проект данного самолета внешне напоминает давно канувший в лету истребитель F-104, который получил нелестное прозвище «летающий гроб» за многочисленные случаи смертей пилотов, еще ни о чем не говорит. Аэродинамика крыла данного самолета была выполнена с использованием самых новых и совершенных технологий. Размах крыла новинки составляет 19,8 м, длина самолета — 44,15 м. Данные размеры носят проектный характер и к моменту запуска самолета в производство могут измениться.

По словам создателей данного сверхзвукового самолета, его основным преимуществом перед конкурентами должен стать максимально тихий полет на сверхзвуковой скорости. До того как самолет не достигнет скорости 1,1 М, на земле не будет слышен звуковой удар. Благодаря этому самолету открывается дорога в массовую эксплуатацию без появления претензий и конфликтов, которые касаются разрешений и согласований от властей тех государств, над территорией которых будет проложен маршрут полета.


При полетах над населенными пунктами самолет может придерживаться скорости от 0,99 М до 1,1 М, что все равно существенно быстрее обыкновенных пассажирских самолетов и небольших машин бизнес-класса. В то же время при полетах над океаном или малонаселенной местностью самолет сможет развивать скорость до 1,6 М. При этом даже на такой скорости полета сила звукового удара будет ощутимо ниже, чем у сверхзвуковых истребителей меньших размеров и существенно меньше, чем у того же «Конкорда».

Сегодня главный вопрос заключается в том, будет ли такой самолет востребован рынком. Компания приводит скептикам такой пример — полет из Токио в Нью-Йорк с совершением посадки в Анкоридже (отдых 1 час) на новом самолете Aerion AS2 займет лишь 9 часов 33 минуту, включая само время отдыха, в то время как рейс без отдыха (но с совершением одной дозаправки) на самолетах бизнес-класса занимает 14 часов 21 минуту. При этом максимальная дальность полета равняется практически 8 тысячам километров при крейсерской скорости полета 1,4 М. Очень серьезные показатели.

При этом самолет сможет взлетать не только из больших аэропортов. Посадочная скорость машины, которая, по информации проектировщиков, составляет 237 км/ч, позволяет ей совершать посадку на аэродромы с длиной полосы всего 1,5 км. Посадка на такую полосу самолетов типа «Конкорда» была бы очень затруднительной, а на практике практически неосуществимой. Разбег самолета также сравнительно невелик — около 1,8 км, что является достаточно неплохим показателем для сверхзвуковой машины. В этом и заключается плюс использования ромбовидного крыла в сочетании с закрылками, которые выполнены по всему его размаху.


При этом есть и еще один важный момент, который является одной из главных причин того, почему сверхзвуковые лайнеры так и не вытеснили на обочину обыкновенные пассажирские машины с дозвуковой скоростью, — стоимость авиабилетов. В настоящее время, возвращаясь к идее сверхзвуковых пассажирских перевозок, но уже применительно к компактным самолетам бизнес-класса, производители в различных государствах считают, что богатые и дорожащие своим свободным временем люди смогут переплатить за большую скорость полета и сокращение времени рейса в 1,5, а то и в 2 раза. Именно на этом фоне возник проект самолета Aerion, создатели которого объявили о том, что полет на их самолете будет не дороже, а даже слегка дешевле, чем на существующих дозвуковых реактивных самолетах, рассчитанных на перевозку от 10 до 20 пассажиров.

Инженеры компании утверждают, что у их модели сопротивление воздуха при сверхзвуковой скорости полета, несмотря на использование ромбовидного крыла, будет на 20% ниже, чем у самолетов, оснащенных дельтовидным крылом аналогичных размеров. Также сюда добавляются хорошо известные турбореактивные двигатели компании Pratt & Whitney, которая по праву считается одним из лидеров отрасли. Все это позволило Aerion Corporation говорить о разработке быстрого, но при этом достаточно экономичного самолета стоимостью приблизительно в 80 млн. долларов. Впрочем, до начала серийного производства и продаж стоимость новинки может существенно вырасти. При этом специалисты компании оценивают современный рынок сверхзвуковых самолетов бизнес-класса приблизительно в 300-400 самолетов в год.

Ранее компания даже отчитывалась о том, что на самолет, который в настоящее время находится в стадии создания, нашлось 19 покупателей, а общая сумма заключенных контрактов равняется 1,5 млрд. долларов. Впервые в истории сверхзвуковой самолет бизнес-класса был представлен публике в рамках авиасалона Dubai Air Show. Конечно, цена данного самолета не может сравниться с той суммой, которую решил выложить человек, пожелавший купить самый большой в мире авиалайнер А380. Но в отличие от аэробуса, у нового Aerion AS2 есть его главное преимущество — скорость полета.


Максимальная скорость самолета должна составить 1,6 М (около 1900 км/ч). Учитывая тот факт, что во всех странах мира действует закон о запрете сверхзвуковых полетов над континентальными территориями, своей максимальной скорости самолет сможет достичь далеко не везде. При этом он сможет летать на сверхзвуке над поверхностью океана, а также над государствами, которые обладают обширными малонаселенными территориями. Среди таких стран можно выделить Россию, Канаду и Австралию. В этих странах существует возможность получения специального разрешения на такие полеты.

Источники информации:
http://ru-aviation.livejournal.com/2975482.html
http://transserver.net/modules/myarticles/article_storyid_99.html
http://totugo.ru/avia/52
http://news.kuda.ua/10464
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 мая 2014 10:18
    Неожиданная какая штука. Отличная идея.
    1. +1
      29 мая 2014 17:21
      Да ещё в ОКБ МиГ на базе 25-го разрабатывался такой проект, посмотри историю этого славного самолёта. Но если я не особо ошибаюсь, более рентабелен пассажирский ероплан на скоростях порядка 2.0-2.5 маха, просто лень искать сейчас в домашней библиотеке, а скачки на 1.5-1.7 маха- тупое прожигалово керосина, по-моему это написано в "АиВ" про Ту-144.
  2. -3
    29 мая 2014 10:28
    я думаю НАШИ РОССИЙСКИЕ Миллионеры не будь -ДУРАКАМИ давно бы УЖЕ в России открыли такое производство!
    а БЕДНЫХ миллионеров у нас МНОГО!
    1. +1
      29 мая 2014 10:38
      Без комментариев.

  3. 0
    29 мая 2014 11:38
    Очередной виток захода на старую тему ... сверхзвук для бизнеса ... Ничего нового .... Обсуждается давно но дальше стадии макетирования пока никто не прошёл.
    1. +1
      29 мая 2014 17:16
      от момента "давно" прошло довольно много времени появились новые технологии, материалы (если не новые так уже не золотые в плане цены), так что кто первый представит на рынок готовую до ума доведенную модель тот успеет пожнет (скорее всего) неплохую прибыль. А то что самолет будет востребован как эксклюзивный (аналогов нет) не приходится сомневаться (ведь покупают спорт кары под 2 с +ляма евро (даже очередь smile )), главное, чтоб он не стал по цене с его харак-ой "заоблочной"!
  4. 0
    29 мая 2014 12:49
    Упоминалось о подписанных контрактах, хотя скорее то был маркетинговый ход, а на деле - это были декларации о намерениях каких-либо авиакомпаний.
  5. +1
    29 мая 2014 13:10
    Могу только добавить, что у туполей есть проект сверхзвукового бизнесджета на базе Ту-22М3....
    Дальности хватит за океан...
    1. 0
      29 мая 2014 15:22
      не многоват ли он для бизнес-джета ? если только с ракетой ?
      1. +1
        29 мая 2014 15:47
        Для 12 рыл? В самый раз...
  6. +1
    29 мая 2014 19:41
    Своеобразный привет из середины ХХ века.
    Пока допилят, вокруг будут прыгуны суборбитальные.
  7. 0
    30 мая 2014 10:08
    Давно пора. Удивительно, что в 21 веке нет сверхзвуковых пассажирских самолетов.
  8. +1
    30 мая 2014 20:16
    Если хорошенько потереть , то всегда проявится ТУ 22 . Хотят опять наступить на те же "грабли" , что и КБ Туполева???? Ну в добрый путь. Те же яйца, только вид сбоку. Самый аварийный самолет наших ВВС в СССЕРии. Сняли с производства из-за сильной тубулентности за стабилизатором под потоком истекающих газов. Ну а плохой круговой видимости мы и не говорим. Вообщем такая же очередная туфта. Реклама-не более. серьезного на копейку, а понтов на мильоны. Историю авиации конструкторам учить надо, не более.
  9. +2
    30 мая 2014 21:12
    Реально, только наш опыт с ТУ 22 им поможет не наступить на те же "грабли"..
  10. svyach74
    0
    9 июня 2014 20:03
    Было интересно, спасибо, только что его Конкордом сравнивать! Разные габариты, разные задачи!
  11. iSpoiler
    0
    8 августа 2014 20:28
    Фигли тут думать?
    Привязываем к МиГ31 планер.....
    Главное чтоб трос потолще был)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»