Основной боевой танк Т-72Б4



Представьте себе, что вы фанат автомобилей марки Mersedes-Benz. И тут выходит новая модель, которую вы хотели бы приобрести. Гладкие полированные бока. Мощный двигатель. 20-дюймовые «катки». Блестящая решетка радиатора с трехлучевой звездой. И вот вы уже с вожделением смотрите на этот «агрегат», одновременно прикидывая, где бы занять недостающую сумму. Но тут вдруг компания решает, что автомобиль непомерно дорог, и начинаются мероприятия по удешевлению авто. Без бамперов этот автомобиль поедет? А что — поедет. Снимаем. Без зеркал этот автомобиль поедет? Поедет. Снимаем. А зачем нам 20-дюймовые диски с 225-й резиной? Снимаем и ставим штампованные R13 с узкой и высокопрофильной резиной «Таганка». Поедет? Поедет. Фары — тоже роскошь. Снимаем и заменяем заглушками. В конечном итоге подобных «усовершенствований» вы оторопело смотрите на получившийся пепелац, и душу вашу обуревают противоречивые чувства.


Примерно те же ощущения испытываешь, когда смотришь на новейший отечественный серийный экземпляр ОБТ под названием Т-72Б3. Причем ни агрессивная пропаганда, ни заявления в духе «не уступает Т-90» не избавляют вас от подспудного ощущения, что где-то что-то с ним не так. Вот этот танк:

Основной боевой танк Т-72Б4

Данный агрегат представляет собой модернизацию хорошо известного танка Т-72Б образца 1985 года. Целью данной модернизации было доведение боевых качеств танка Т-72Б до уровня танка Т-90А при минимально возможных расходах. Делается это примерно таким способом. На завод привозится старый Т-72Б и разбирается до винтика. Негодные детали заменяют на новые, а годные просто чистят и перебирают. Корпус, башня и другие кузовные детали пескоструятся, грунтуются и заново окрашиваются. После чего устанавливают новую 125-мм пушку 2А46М5 и новый автомат заряжания, приспособленный для использования длинных БОПСов последнего поколения «Свинец-2». Наводчик получает автоматизированную СУО в составе нового 4-канального прицела «Сосна-У» и новых датчиков входной информации. Командир получает новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». Устанавливается новая противопожарная система (ППО). Чуть улучшается наблюдательный комплекс командира ТКН-3М. Он получается так называемый режим «Дубль» и обозначается как ТКН-3МК. Вместо КНДЗ «Контакт-1», хорошо защищавшей старый Т-72Б, на корпус и башню танка монтируется несколько блоков КВДЗ «Контакт-5», аналогичный устанавливаемой на танки Т-72БМ и Т-80У 1985-87 года. Некоторые изменения вносят в ходовую часть. Все остальное остается без изменений. В том числе и двигатель. Удовольствие оценивается в скромные 52 000 000 рублей. Цена нового Т-90А составляет примерно 120 000 000 рублей, что в два с половиной раза больше.

На данный момент вопреки требованиям танкистов Министерство обороны Российской Федерации отказалось от закупок новых танков Т-90А и полностью перешло на комплектование армии танками Т-72Б3. Давайте попытаемся оценить эту модель беспристрастно. Итак, начнем с огневой мощи. Пробивная мощь новых снарядов увеличилась примерно на 20% по сравнению с теми, которыми стреляет обычный Т-72Б. Точность стрельбы выросла в 1,7 раза. Дальность эффективной стрельбы днем увеличилась примерно на 1 км про сравнению с Т-72Б, а дальность эффективной ночной стрельбы возросла примерно в три раза. При этом поисковые возможности выросли очень незначительно — и то только за счет оборудования наводчика. Привет командирскому ТКН-3МК. За счет введения режима «Дубль» несколько уменьшилось время реакции на обнаруженную командиром цель. Также командир со своего места получил возможность видеть то, что видит наводчик, так как ему поставили отдельный монитор от СУО наводчика. Стрелять из пушки со своего места командир, вопреки расхожему мнению, не может. При нажатии на кнопочку башня просто разворачивается туда, куда смотрит прибор командира, и цель попадает в поле зрения наводчика. Такая система у нас стояла еще на тяжелом танке ИС-3 выпуска 1945-го года.

Защищенность танка и возросла, и ослабла одновременно. С одной стороны, КВДЗ «Контакт-5» представляет собой более серьезную защиту, чем старый КНДЗ «Контакт-1» Т-72Б. С другой стороны, установлена она на башне кусками и участками, а на бортовых экранах ее и вовсе нет. Характеристики подвижности не изменились, так как двигатель и трансмиссия остались прежними.

В общем, конструкция танка Т-72Б3 производит впечатление временной халтуры, причём недоделанной. Особенно это впечатление усиливает новый многоканальный прицел «Сосна-У» установленный так, что остеохондроз шеи наводчику обеспечен. Снаружи головка прицела закрывается крышкой на болтах. Открыть или закрыть ее, находясь под защитой брони, совершенно невозможно. В целом Т-72Б3 все-таки значительно уступает хорошо проработанному танку Т-90А. Кроме того, кое в чем он уступает даже своему предшественнику Т-72Б! В общем, мы в данном случае опять имеем дело с явной халтурой и постараемся понять, почему.

Для начала стоит на пальцах объяснить читателю, как формируется облик танка и его цена. Вариант первый. Заказчик в лице Министерства обороны Российской Федерации составляет так называемое техническое задание (ТЗ), в котором формирует все требования к новому танку. Если конкретный военный, который этим занимается, дружит с головой, то техническое задание будет корректным. Если он не в ладах с разумом, то ТЗ может напоминать записки сумасшедшего. В нашем случае события, похоже, развивались ближе ко второму варианту.

Следующий шаг делает подрядная организация в лице завода. Его представители формируют так называемое коммерческое предложение. В этом коммерческом предложении указывается перечень всего нового оборудования с их ТХ, его стоимость и стоимость всех сопутствующих операций. После чего между заказчиком и исполнителем идет согласование итоговой цены.

Вариант второй. Заказчик в лице Министерства обороны Российской Федерации просто устанавливает цену, которую готов платить за новый танк, а подрядчик, исходя из этой цены, уже формирует коммерческое предложение, исходя из собственных представлений о том, как должен выглядеть этот новый Т-72.

При любом из этих вариантов ответственность за конечный облик танка несут обе стороны. Если заказчик написал в ТЗ чушь, а подрядчик эту чушь строго воссоздал в металле, то варианта всего три:

• Заказчик идиот и подрядчик идиот.
• Заказчик членовредитель, а подрядчик идиот.
• Заказчик идиот, а подрядчик членовредитель.

Если заказчик не составлял ТЗ, но утвердил чушь, предложенную подрядчиком, схема та же самая. Камнем преткновения в данном случае, конечно же, является цена. Цена формируется из:

1. Работ по переборке и ремонту базового танка.
2. Стоимости нового оборудования.
3. Стоимости доставки нового оборудования.
4. Работ по установке и монтажу нового оборудования.
5. Пуско-наладочных работ.
6. Гонораров различным участникам этого процесса (как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. Как правило, заложены в цену оборудования).

Если конечная цена заказчика не устраивает, и перед подрядчиком встает проблема поджаться в цене, то надо знать следующее: в условиях нынешних реалий гонорары вряд ли подожмут очень сильно. Скорее, эта экономия скажется на новом оборудовании.

На то, как будет выглядеть конечный продукт, судя по Т-72Б3, обеим сторонам этого проекта, похоже, наплевать.

Ну, а что же нам, простым танкистам, остается делать в таком случае? Молча принимать и осваивать «новый» танк? Скажем решительное «нет» такому наглому и наплевательскому отношению к нашим жизням и обороноспособности нашей Родины. Понятно, что с безмозглыми ребятишками в погонах почти бесполезно о чем-то конструктивно беседовать, но работники замечательного завода на Урале, коим именем названы первоклассные русские мотоциклы, следовало бы кое-что знать.

Конечно, это бизнес и «ничего личного», но браться за ТАКОЙ проект — просто создавать самим себе антирекламу. Хотите, чтобы над вами весь мир потом смеялся? И в первую очередь китайцы, которые из того же Т-72 сделали первоклассный основной боевой танк Type-99A2. (И пусть многое в нем не такое совершенное, как у нас.) Чего стоит один только внешний вид, говорящий о том, что китайцы тщательнейшим образом подошли к проектированию этого танка.

ТЗ на Т-72Б4 от танкистов.
Берете модернизированный сердюковскими специалистами Т-72Б3 и:

1. Добавляете блоки КВДЗ «Контакт-5» или «Реликт» на башню так, чтобы они очень плотно, без зазоров, закрывали всю лобовую и верхнюю проекцию башни. Защитить блоком типа «свиное рыло» или «Клин» надо и маску пушки. Все это очень недорого.

2. Меняете хлипкие резинотканевые бортовые юбки на нормальные броневые экраны из брони толщиной 10-15 мм. Откидные секции. Снизу к ним нужно предусмотреть упоры. Как это сделать, посмотрите по типу танка «Центурион».

3. Новые экраны целиком завешиваете элементами КНДЗ «Контакт-1», оставшимися при переборке старых Т-72Б. До самой кормы.

4. Эти же элементы КНДЗ «Контакт-1» крепите на кормовой лист корпуса и обделываете ими верх и борта башни, не прикрытые ящиками. Это не будет ничего стоить, т.к. элементы КНДЗ «Контакт-1» идут вместе со старым танком.

5. Вы посчитали, что оснащение нового танка БИУС «нецелесообразно»? Что ж, поставьте хотя бы просто GPS/ГЛОНАСС. Автомобильный широкоформатный навигатор крепится рядом с монитором СУО командира и стоит порядка 30 000 рублей. Антенна внешняя.

6. Вы посчитали, что командир танка, в отличие от наводчика, может обойтись и древним, как мамонт, прибором ТКН-3? И что крутую систему от Т-90А на танк ставить слишком дорого? Хорошо. На крыше башни монтируется купольная управляемая видеокамера с плавной регулировкой оптического увеличения в 1-30х. Защитное стекло этой камеры заменяется на бронированное или, по крайней мере, вандалостойкое. Снизу под рукоятями ТКН-3М ищем место для блока PТZ и ZOOM-управления камерой. Например, тот же KDM-6658, но желательно с джойстиком. На самом ТКН-3МК надо смонтировать огромный широкоформатный монитор с азимутальным указателем, на который будет выводиться изображение низкоуровневой купольной камеры. Сам ТКН-3МК остается в качестве резервного. Стоимость всей этой аппаратуры не превысит 150 000 — 200 000 рублей. Сущий пустяк в сравнении с ценой за весь танк.

7. Самое главное. Удаляете из танка всю немеханизированную боеукладку. За счет этого увеличивается объем внутренних топливных баков. Их надо сделать из тонкой брони толщиной 5 мм. Сам АЗ (внимание!) закрываете круглым перевернутым вверх дном бронированным «стаканом» с толщиной брони 50-100 мм. Отверстие для забора лотков с выстрелами в этом стакане должно быть снабжено автоматическими шторками, открывающимися только на время прохода лотка и мгновенно закрывающимся после того, как снаряд и заряд забран из АЗ. По обоим бокам бронированной капсулы АЗ должны быть сделаны два отверстия, к которым должны крепиться газоотводные каналы. Газоотводные каналы должны выходить наружу под углом с задней стороны в крыше корпуса на углах башни и снабжаться специальными захлопками. В этом случае живучесть и защищенность Т-72Б4 станет лучше, чем у любого существующего на сегодняшний день танка. Боекомплект располагается снизу в самом защищенном месте. И если каким-то чудом его и удастся поразить, то с обеих сторон у задних углов башни в небо поднимутся два гигантских столба пламени, но танкисты внутри разве что чуть вспотеют. Дело кончится в лучшем случае заменой АЗ и завариванием дырки. Обидная кличка Т-72 «жареная задница» наконец-то станет достоянием истории.

8. Кормовой ящик ЗиП развить по габаритам. Чтобы он выступал за башню на 1,5 метра. В этом ящике сделать крепления для того, чтобы там можно было перевозить как дополнительный боекомплект, так и любые другие вещи. К трем забашенным ящикам ЗиП прикрепить стальную полосу, от которой с шагом 5-7 см должны свисать металлические цепи с резиновыми шарами на концах. Шары должны чуть волочиться по крыше корпуса.

9. Многоканальный прицел «Сосна-У» установить на месте прицела ТПД-К1 и снабдить его управляемой изнутри крышкой.

Вот такой танк мы хотим видеть и осваивать — вместо неудачного продукта ПТУшников под названием Т-72Б3. Стоимость переделки в Т-72Б4 обычного Т-72Б порядка 60 000 000 рублей. Стоимость доведения Т-72Б3 до стандарта Т-72Б4 не более 8 000 000 рублей. При этом по защищенности и живучести Т-72Б4 будет лучшим в мире танком с огромным отрывом от ближайшего конкурента. По огневой мощи он не уступит Т-90А. А по защищенности даже превзойдет его.
Автор:
Крэнг
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

118 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти