Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Американский концептуальный подход к формированию совместно с европейскими союзниками по натовскому блоку и партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе «флота из тысячи боевых кораблей» подразумевает, в частности, создание на морских (океанских) театрах военных действий коалиционных группировок разнохарактерных сил. Данный подход во многом обусловлен координацией планов реформирования в ведущих западных странах структуры национальных военно-морских сил, содержанием, направленностью и выполнением кораблестроительных программ, а также организацией подготовки и ведения боевых действий на море.

Так, в частности, приоритетными направлениями развития ВМС ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, Испании и ряда других государств Североатлантического союза являются создание больших кораблей основных боевых типов (многоцелевых авианосцев, эскадренных миноносцев, универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов УРО). Данные корабли способны в течение продолжительного времени выполнять боевые задачи на большом удалении от мест постоянного базирования. В данном ключе борьба с корабельной группировкой противника в акваториях, которые прилегают к побережью вышеуказанных государств, считается маловероятной. В связи с этим охрана территориальных вод и защита национальных интересов в экономических морских зонах поручаются преимущественно патрульным кораблям (катерам) береговой охраны.


В общем это послужило, пожалуй, одной из основных причин сворачивания строительства в данных странах новых ракетных катеров (РКА) и вывода действующих РКА из боевого состава ВМС. Как класс, данные РКА сохраняются в структуре флотов лишь некоторых европейских стран, которые имеют специфическое военно-географическое положение (наличие малых для плавания районов, выход к закрытому морскому ТВД, островных, проливных, шхерных зон и др.), а также территориальные проблемы с соседними государствами.

В связи с этим одним из основных направлений в области развития класса ракетных катеров является усовершенствование их тактических характеристик для увеличения эффективности решения возникающих боевых задач в ближней морской и прибрежной зонах. На вооружение нынешних РКА поступают новые противокорабельные ракеты (ПКР) с повышенной дальностью стрельбы, снабженные инерциальными системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС), аппаратурой линий телеуправления и помехозащищенными системами самонаведения, которые обеспечивают поражение как надводных целей не только вблизи береговой черты, но и в закрытых акваториях портов и бухт, так и наземных объектов.

Кроме того, нынешние ракетные катера оборудуются эффективными средствами самообороны, среди которых скорострельные артиллерийские установки (АУ, калибр 20-30 мм), зенитные ракетные комплексы ближнего действия, а также универсальная артиллерия (АУ калибра 57 мм и выше). Широко распространенной практикой, в частности, является применение на РКА 76-мм артустановок «Компатто» и «Супер Рапид» (максимальная эффективная дальность стрельбы 16 км) итальянской фирмы «ОТО Мелара».

В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами освещения надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.

Необходимо отметить, что, согласно существующим взглядам, ракетные катера должны обеспечивать эффективное решение задач на сравнительно небольшом удалении от пунктов базирования, которое перекрывается дальностью стрельбы противокорабельных ракет. В мирное время основным предназначение РКА является выполнение функций патрульных катеров. В связи с этим приоритетными требованиями к их главной энергетическмой установке (ГЭУ) являются: экономичность, надежность, достаточно высокая удельная мощность (максимальная скорость хода 30-40 узлов и более), а также способность в течение длительного времени поддерживать режим малого хода (6-7 узлов). В большинстве случаев это обусловило выбор разработчиками дизельной ГЭУ.

В ходе строительства РКА широко применяются передовые технологии снижения заметности в различных диапазонах длин волн. Для уменьшения радиолокационной заметности обшивка надстройки выполняется из радиопоглощающих материалов, внешним обводам придается Х-образный профиль, а многоэлементность в архитектуре надстройки сводится к минимуму. В целях снижения заметности в инфракрасном диапазоне длин волн вывод выхлопных газов двигателей, как правило, осуществляется по горизонтальной системе газоходов ниже уровня ватерлинии.

Характерным примером, в частности, является финский катер типа «Хамина». В состав его ГЭУ входят два дизеля 16V 538 ТВ93 (суммарная мощность 7 550 л. с.) германской фирмы MTU, каждый из которых работает через редукторную передачу на два реверсивных водометных движителя.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Основу вооружения РКА составляют четыре контейнерные пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет МТО-85М. Эта ракета создана шведской фирмой СААБ на базе ПКР RBS-15 Мк 2. Основным отличием от прототипа является усовершенствованный турбореактивный двигатель, благодаря которому максимальная дальность стрельбы повышена на 50% - до 150 км. Кроме того, катер оснащен 57-мм артустановкой фирмы «Бофорс», установкой вертикального пуска на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) ближнего действия «Умконто» южноафриканской фирмы «Денел», а также двумя 12,7-мм пулеметами. Решение противодиверсионных задач обеспечивает девятиствольный гранатомет «Элма».

В состав радиоэлектронных средств входят трехкоординатная радиолокационная станция (РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Церос 200» с радиолокационной, телевизионной, тепловизионной станциями и лазерным дальномером. Катер оборудован также подкильной и опускаемой гидроакустическими станциями.

Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью АСБУ ANCS-2000. Всего в период с 1998 по 2007 год построены четыре РКА типа «Хамина».

В интересах греческих ВМС строятся семь ракетных катеров типа «Ипоплиархос Роуссен». Учитывая более протяженную операционную зону (включает центральную часть Средиземного и Эгейское морей), катера этого типа по сравнению с финскими РКА имеют увеличенное водоизмещение (полное - 660 т) и оснащены четырехвальной ГЭУ (четыре дизеля 595ТЕ суммарной мощностью 23170 л.с).

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


В состав вооружения входят: две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Экзосет» ММ-40 block 2 (максимальная дальность стрельбы 70 км) или block 3 (180 км), а также ПУ зенитного ракетного комплекса самообороны «Рам» на 21 ЗУР RIM-116, 76-мм артустановка «Супер Рапид» и две 30-мм одноствольные АУ итальянской фирмы «ОТО Мелара».

Вскрытие тактической обстановки и выдача целеуказания системам оружия обеспечивается АСБУ «Тактикос» по данным трехкоординатной PЛC обнаружения воздушных и надводных целей MW-08 и оптоэлектронной системы «Мирадор», а также от внешних источников по линии связи «Линк-11»
В боевом составе ВМС Греции находятся пять РКА типа «Ипоплиархос-Роуссен». Последние два корпуса планируется передать флоту в 2012 году.

Тактико-технические характеристики, близкие к греческому проекту, имеют строящиеся с 1996 года в Турции катера типа «Килич» (проект разработан германской фирмой «Фридрих Люрсен верфт»). Данный РКА также оснащен четырехвальной ГЭУ (четыре дизельных двигателя 956 ТВ91 фирмы MTU) суммарной мощностью 15 120 л.с. и характеризуется сравнимыми боевыми возможностями.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Вооружение катера: две четырехконтейнерные ПУ для стрельбы ПКР «Гарпун» Block 2 (максимальная дальность стрельбы 120 км), 76-мм одноствольная и 40-мм спаренная артустановки фирмы «ОТО Мелара», два 7,62-мм пулемета. Основу радиоэлектронных средств, как и на греческом катере, составляет РЛС MW-08.

До настоящего времени на германской судоверфи «Люрсен» и турецкой «Стамбул» построены восемь катеров. Девятый корпус передан флоту в конце 2010 года. Помимо этого, командование турецких ВМС прорабатывает вопрос о постройке еще двух РКА этого типа.

Принципиально отличается от указанных образцов проект фирмы «Умое Мэндал», которая реализует программу строительства для ВМС Норвегии ракетных катеров на воздушной подушке (РКАВП) типа «Шёлд» скегового типа. Их конструктивной особенностью являются два соединенных общей палубой корпуса, которые наряду с надстройкой выполнены из многослойного армированного углеволокном стеклопластика.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Катамаранная схема, по оценке специалистов, обеспечивает более высокую, чем у однокорпусных кораблей, устойчивость катера, а использование композиционных конструкционных материалов - существенное снижение его заметности в различных диапазонах длин волн и уменьшение водоизмещения.
Значительная инновационная емкость данного проекта обеспечила высокие тактико-технические характеристики катера типа «Шёлд» и возможности для решения широкого круга задач.

На головном РКАВП установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая в ходе испытаний обеспечила наибольшую скорость хода 57 узлов при волнении моря 1 балл и 44 узла - при волнении до 3 баллов. На последующих катерах серии применена более надежная и простая в эксплуатации газотурбинная установка - две маршевые STI8 и две форсажные ST40 турбины (разработчик - американская фирма «Пратт энд Уитни»). При этом суммарная мощность ГЭУ (около 16 000 л.с.) не изменилась, что позволило сохранить скоростные характеристики головного катера.

Необходимо отметить, что по результатам испытаний и опытной эксплуатации РКАВП в ВМС Норвегии и США в проект были внесены ряд изменений. В частности, обводам носовой оконечности корпуса придана более покатая форма в целях уменьшения ударных нагрузок и волнового сопротивления воды. Верхняя палуба в районе бака усилена дополнительным набором для размещения 76-мм артиллерийской установки «Супер Рапид» вместо планировавшейся ранее 57-мм АУ. В качестве основного вооружения катер несет две четырехконтейнерные пусковые установки новых противокорабельных ракет NSM норвежской разработки (максимальная дальность стрельбы 185 км).

В свою очередь, развитие ракетных катеров является одним из важных направлений модернизации национальных ВМС в ведущих государствах Восточной Азии. Считается, что крупносерийное строительство РКА при сравнительно небольших объемах финансовых затрат позволяет в сжатые сроки расширить оперативные возможности надводных сил не только по решению задач в ближней морской зоне, но и по борьбе с корабельными группировками противника, а также в интересах нарушения его коммуникаций в сравнительно удаленных районах.

Соответствующая программа реализована в Японии. Национальные ВМС располагают шестью РКА типа «Хаябуса», введенными в боевой состав ВМС в 2002-2005 годах.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Вооружение катера включает четыре ПУ противокорабельных ракет SSM-IB (максимальная дальность стрельбы 150 км), 76-мм артиллерийскую установку «Супер Рапид» и два 12,7-мм пулемета. В состав радиоэлектронных средств входят РЛС обнаружения надводных целей национального производства, а также радиолокационная и оптоэлектронная станции управления огнем артустановки. Отсутствие радиолокационных станций обнаружения воздушных целей ограничивают возможности катера по самообороне от атакующих воздушных целей, прежде всего ПКР.

Наибольшим из стран мира количеством РКА в боевом составе располагают ВМС КНР (более 100 единиц). С 2005 года в Китае развернуто серийное строительство по проекту 022 ракетных катеров-катамаранов типа «Хоубей» с целью замены устаревших РКА типов «Хуанфэн» и «Хоусинь». Указанной проект, разработанный на базе австралийского скоростного грузопассажирского парома фирмы «Аустал», характеризуется высокой степенью использования инновационных решений и, по оценкам западных экспертов, является наиболее удачным опытом внедрения в практику китайского военного кораблестроения современных технологий снижения заметности и улучшения ходовых качеств катера.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Двухкорпусная архитектура обеспечивает РКА повышенную мореходность, а значительная площадь палубы - размещение систем оружия и технических средств.

Характерной особенностью является двухарочная конструкция носовой оконечности, образованная двумя боковыми водоизмещающими корпусами и связывающей их основной платформой, которая в нормальных условиях находится выше конструктивной ватерлинии. Такая конструкция позволяет при встречном волнении без снижения скорости хода уменьшить степень воздействия ударных нагрузок, а также вероятность возникновения собственной вибрации корпуса. В целях снижения массы катера все корпусные конструкции и элементы набора изготовлены из алюминиевых сплавов.

Низкий уровень подводного шума обеспечивается применением двухкаскадной амортизации основных агрегатов главной энергетической установки. В ее состав входят два дизельных двигателя суммарной мощностью 6 865 л. с, каждый из которых работает через редукторные передачи на два реверсивных водометных движителя. Наряду с улучшенными обводами подводной части корпусов это позволяет развивать наибольшую скорость хода до 38 узлов.

Снижение тепловой заметности РКА обеспечивается выводом охлажденных до 60-80 °С выхлопных газов в межкорпусное пространство на уровне ватерлинии.

Катера оснащены двумя счетверенными ПУ ангарного типа для стрельбы противокорабельными ракетами YJ-83 (максимальная дальность стрельбы 150 км), на надстройке установлена ПУ для переносного зенитного ракетного комплекса «Цзяньвэй» (боекомплект 12 ЗУР), в носовой части размещена шестиствольная 30-мм АУ «Тип 630».

В состав радиоэлектронных средств помимо навигационной входя РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Тип 362», а также оптоэлектронный комплекс наблюдения HHOS 300, включающий в себя тепловизор, высокочувствительную ТВ-камеру и лазерный дальномер.

Строительство катеров типа «Хоубей» ведется одновременно на четырех кораблестроительных заводах: «Цюсинь шипъярд» (Шанхай), «Хуанлу шипъярд» (Гуанчжоу), «Сицзян шипъярд» (Лючжоу) и № 4810 (Люйшунь). До настоящего времени построено не менее 40 РКА.

На Тайване ведется серийное строительство РКА типа «Куанг Хуа-6», оснащенного трехвальной дизельной ГЭУ германской фирмы MTU суммарной мощностью 9 600 л.с. Его основу бортового вооружения составляют четыре ПУ ПКР «Сюнфэн-2» (максимальная дальность стрельбы 150 км) и 20-мм артустановка «Тип 75» национального производства. Кроме того, зарезервированы места для еще одной АУ «Тип 75» и опорно-пусковой установки переносных зенитных ракетных комплексов.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Предусматривалось применение РКА в качестве функциональных элементов распределенной системы информационного обеспечения и управления разнородными силами и средствами тайванских ВМС. В связи с отсутствием собственных средств целеуказания формирование полетных заданий для стрельбы ПКР производится корабельной АСБУ «Та Чен» только на основании данных от внешних источников.

Постройка ракетных катеров ведется подсериями по две единицы. Ввод в боевой состав ВМС первой подсерии осуществлен в мае 2009 года, а передача четвертого и пятого корпусов ожидается до конца текущего года. Всего до 2012 года планируется построить 30 РКА на замену устаревших типа «Хай Оу».

Крупномасштабная программа создания ракетных и артиллерийских катеров по единому проекту «Комтоксури» реализуется в Республике Корея. В отличие от большинства зарубежных аналогов, на корейских РКА установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая включает в себя два маршевых дизельных двигателя 16V1163 фирмы MTU и два газотурбинных LM500 фирмы «Дженерал электрик», подключающихся через редуктор на режимах полного хода.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Катера оснащены системами оружия национального производства, в том числе двумя двухконтейнерными пусковыми установками противокорабельных ракет SSM-700K «Хэсон» (максимальная дальность стрельбы 150 км) фирмы LIG NEX1, а также одной 76-мм и спаренной 40-мм артиллерийскими установками фирмы «Дэу». Радиоэлектронные средства представлены радиолокационными станциями MW-08 и «Церос 200» (управление стрельбой артустановок).

В марте 2008 года ВМС страны передан головной РКА «Ён Юнгха», а в конце 2010-го - второй и третий катера в серии. Всего до 2018 года на верфях фирм «Ханджин хэви индастриз» (Масан) и «STX шипбилдинг» (Чинхэ) намечено построить 24 ракетных и 18 артиллерийских катеров.

В целом анализ основных тенденций в области проектирования и строительства ракетных катеров в зарубежных странах позволяет сделать вывод о развитии их в качестве многофункциональных боевых систем, которые по номенклатуре своего радиотехнического и ракетно-артиллерийского вооружения приближаются к кораблям класса корвет и легким фрегатам. Наряду с традиционными функциями противокорабельного (противокатерного) обеспечения действий разнородных сил национальных ВМС РКА широко используются прежде всего в мирное время для решения задач дозорной и погранично-таможенной службы.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня