The main directions of development of missile boats of naval forces of foreign countries



The American conceptual approach to the formation, together with the European allies in the NATO bloc and partners in the Asia-Pacific region, of a “fleet of a thousand warships” implies, in particular, the creation of coalition groups of diverse forces in marine (ocean) theaters of military operations. This approach is largely due to the coordination of plans for reforming in the leading Western countries the structure of the national naval forces, the maintenance, orientation and implementation of shipbuilding programs, as well as the organization of training and combat operations at sea.


So, in particular, the priority directions of development of the Navy of the Federal Republic of Germany, Italy, Great Britain, France, Spain and a number of other states of the Alliance are the creation of large ships of main combat types (multipurpose aircraft carriers, destroyers of squadrons, universal landing craft, corvettes and frigates of URO). These ships are able for a long time to perform combat missions at a great distance from the places of permanent basing. In this vein, the fight against the enemy's ship grouping in the waters, which are adjacent to the coast of the above states, is considered unlikely. In this regard, the protection of territorial waters and the protection of national interests in the economic maritime zones are entrusted mainly to patrol ships (boats) of the coast guard.

In general, this was perhaps one of the main reasons for the collapse of the construction of new missile boats (RCA) in these countries and the withdrawal of the existing RCA from the naval force. As a class, the RCA data are preserved in the structure of fleets of only some European countries that have a specific military-geographical position (the presence of small areas for navigation, access to a closed sea theater, island, torrential zones, etc.), as well as territorial problems with neighboring states.

In this regard, one of the main directions in the development of the class of rocket boats is the improvement of their tactical characteristics in order to increase the efficiency of solving arising combat missions in the near sea and coastal zones. The current RCA is supplied with new anti-ship missiles (PKR) with an increased range of fire, equipped with inertial control systems with correction according to the space radionavigation system (CRNS), telecontrol equipment and jam-proof homing systems that provide damage as surface targets not only near the coastline , but also in the closed water areas of ports and bays, and land facilities.

In addition, the current missile boats are equipped with effective means of self-defense, including rapid-fire artillery mounts (AU, caliber 20-30 mm), short-range anti-aircraft missile systems, and universal artillery (AU caliber 57 mm and above). A common practice, in particular, is the use of X-NUMX-mm Kompatto and Super Rapid artillery installations (maximum effective range 76 km) by Italian company OTO Melara on PKA.

The radio equipment of modern boats includes automated systems of combat control, communications and reconnaissance (ASBU), coupled with radar and optoelectronic systems for lighting surface and air conditions, active and passive means of electronic warfare, systems of mutual exchange of information, including the receipt of target designation data from external sources.

It should be noted that, according to existing views, missile boats should provide effective solutions to problems at a relatively short distance from the bases, which is covered by the range of anti-ship missiles. In peacetime, the main purpose of the RCA is to perform the functions of patrol boats. In this regard, the priority requirements for their main power plant (GEM) are: efficiency, reliability, high enough power density (maximum speed of 30-40 nodes and more), as well as the ability to maintain a small stroke for a long time (6- 7 nodes). In most cases, this led to the choice of developers of diesel power plant.

During the construction of the RCA, advanced technologies of reducing visibility in various wavelength ranges are widely used. To reduce radar visibility, the superstructure's lining is made of radio-absorbing materials, an X-shaped profile is attached to the external contours, and the multi-elementity in the superstructure architecture is minimized. In order to reduce the visibility in the infrared wavelength range, the exhaust gases of engines are usually carried out on a horizontal duct system below the waterline.

A typical example, in particular, is the Finnish boat of the “Hamina” type. The structure of its power plant includes two diesel 16V 538 TV93 (total power 7 550 hp) German company MTU, each of which works through a gear transmission on two reversible jet propulsion.



The armament of the RCA consists of four container launchers (PU) of MTO-85M anti-ship missiles. This rocket was created by the Swedish company SAAB on the basis of the RBS-15 MK 2 RCC. The main difference from the prototype is an improved turbojet engine, thanks to which the maximum firing range is increased by 50% - to 150 km. In addition, the boat is equipped with a Bofors 57-mm artillery unit, a vertical launch installation on eight Umkonto short-range anti-aircraft missiles (UMD) by the South African company Denel, as well as two 12,7-mm machine guns. The solution of anti-sabotage tasks is provided by the Elma nine-barrel grenade launcher.

The radio-electronic equipment includes a three-coordinate radar station (TRS-3D / I6-ES airborne and overhead target detection and control satellite (maximum detection range of 90 km aerial targets), as well as the Zeros 200 firing system with radar, television, thermal imaging stations and laser range finder. The boat is also equipped with a rocker and lowered hydroacoustic stations.

Processing data from the specified radio equipment or external sources, and issuing target designation systems weapons implemented using the ANCS-2000. In total, from the 1998 to the 2007 year, four PSCs of the Hamina type were built.


In the interests of the Greek Navy, seven rocket boats of the Ipopliarhos Roussen type are being built. Considering the longer operating area (includes the central part of the Mediterranean and the Aegean Sea), boats of this type compared to the Finnish RCA have an increased displacement (full - 660 t) and are equipped with a four-shaft power plant (four 595TE diesel engines with total power 23170 hp).

The main directions of development of missile boats of naval forces of foreign countries


The armament consists of: two four-container launchers of Exoset anti-ship missiles MM-40 block 2 (maximum range 70 km) or block 3 (180 km), and the Ram self-defense missile system of the self-defense Ram on 21 SAM RIM , 116-mm gun mounts "Super Rapid" and two 76-mm single-barrel AU of the Italian company OTO Melara.

The opening of the tactical situation and the issuance of target designation to the weapon systems is provided by the “Tacticos” automated control system according to the three-coordinate PLC detection of air and surface targets MW-08 and the Mirador optoelectronic system, as well as from external sources via the Link-11 communication line
The Greek Navy has five IRAs of the Ipopliarhos-Roussen type. The last two corps will be transferred to the fleet in 2012.

Tactical and technical characteristics close to the Greek project have Kilic-type boats being built in Turkey since 1996 (the project was developed by the German company Friedrich Lürsen Werft). This RCA is also equipped with a four-shaft power plant (four diesel engines 956 TV91 from MTU) with a total power of 15 120 hp. and is characterized by comparable combat capabilities.



Armament of the boat: two four-container PU for firing the XRUM Block 2 RCC (maximum range of 120 km), 76-mm single-barreled and 40-mm paired gun mounts of the OTO Melara company, two 7,62-mm machine guns. The basis of radio-electronic means, as on the Greek boat, is the radar MW-08.

So far, eight boats have been built at the German shipyard "Lürsen" and the Turkish "Istanbul". The ninth corps was handed over to the fleet at the end of the 2010 of the year. In addition, the command of the Turkish Navy is working on the issue of building two more RCA of this type.

Fundamentally different is the design of the Umoe Mandal company, which implements the construction of a skeg type missile hovercraft for the Norwegian Navy. Their design feature are two hulls connected by a common deck, which, along with the superstructure, are made of multi-layer carbon fiber-reinforced fiberglass.



The catamaran scheme, according to experts, provides higher than one-hull ships stability of the boat, and the use of composite structural materials - a significant reduction in its visibility in different wavelength ranges and a decrease in displacement.
The significant innovative capacity of this project provided high tactical and technical characteristics of the Sheld-type boat and opportunities for solving a wide range of tasks.

A combined diesel-gas turbine power plant was installed on the head RCWAVP, which, during testing, provided the highest speed of 57 nodes at sea roughness, 1 score and 44 node - at waves up to 3 points. The following series of boats used a more reliable and easy-to-operate gas turbine installation - two sustainer STI8 and two afterburner ST40 turbines (developed by the American company Pratt & Whitney). At the same time, the total power of the power plant (about 16 000 hp) has not changed, which allowed to maintain the speed characteristics of the head boat.

It should be noted that, according to the results of testing and trial operation of the RKAVP in the Norwegian and US Navy, a number of changes were made to the project. In particular, the contours of the nasal tip of the hull are given a more sloping shape in order to reduce shock loads and the wave resistance of water. The upper deck in the tank area is reinforced with an additional set to accommodate the 76-mm artillery "Super Rapid" artillery unit instead of the previously planned 57-mm AU. As the main armament, the boat carries two four-container launchers of the NSM Norwegian new anti-ship missiles (maximum range 185 km).

In turn, the development of rocket boats is one of the important areas of modernization of the national naval forces in the leading countries of East Asia. It is believed that the large-scale construction of the RCA with relatively small amounts of financial expenditures makes it possible in a short time to expand the operational capabilities of the surface forces not only to solve tasks in the near sea zone, but also to combat enemy enemy ship groupings, as well as in the interests of disrupting its communications in relatively remote areas.

The corresponding program is implemented in Japan. The national naval forces have six HYABUS type RCAs deployed in the naval squadrons in the 2002-2005 years.



The armament of the boat includes four SS anti-ship missiles SSM-IB (maximum firing range 150 km), 76-mm artillery "Super Rapid" and two 12,7-mm machine guns. The radio-electronic means include radar detection of surface targets of national production, as well as radar and optoelectronic station fire control artillery. The absence of radar stations for detecting airborne targets limits the ability of the boat to defend itself against attacking airborne targets, primarily RCC.

The PRC Navy has the largest number of countries in the world in the combat force (more than 100 units). Since 2005, China has launched serial construction on the 022 project of Houbey-type catamaran launch boats to replace the outdated RCAs of the Huanfeng and Housin types. This project, developed on the basis of the Australian high-speed cargo-passenger ferry of the firm “Austal”, is characterized by a high degree of innovative solutions and, according to Western experts, is the most successful experience in introducing modern technologies to reduce the visibility and improve boat performance.



The two-part architecture provides RCA with increased seaworthiness, and a large deck area - placement of weapon systems and technical means.

A characteristic feature is the two-arch design of the nasal tip, formed by two lateral displacement hulls and the main platform connecting them, which in normal conditions is above the design waterline. This design allows for a headwater without reducing the speed of travel to reduce the degree of impact of shock loads, as well as the likelihood of the body's own vibration. In order to reduce the weight of the boat, all hull structures and elements of the set are made of aluminum alloys.

The low level of underwater noise is ensured by the use of two-stage damping of the main aggregates of the main power plant. It consists of two diesel engines with a total power of 6 865 l. c, each of which works through gears on two reversible jet propulsion. Along with the improved contours of the underwater part of the hulls, this makes it possible to develop the maximum travel speed up to 38 nodes.

Reduced thermal visibility RCA is provided by the output of exhaust gases cooled to 60-80 ° С to the inter-shell space at the waterline level.

The boats are equipped with two quadruple hangar-type PUs for firing with anti-ship missiles YJ-83 (maximum firing range of 150 km), PU is installed on the superstructure for the Jianway portable anti-aircraft missile system (12 SAM missile), the six-column 30-AU is located in the nose and the AU six-column XU-mm anti-aircraft missile system Type 630.

In addition to the navigation radar, the 362 Type surface and airborne radar detection system, as well as the HHOS 300 optoelectronic surveillance system, which includes a thermal imager, a highly sensitive TV camera and a laser range finder, are part of the radio-electronic means.

The construction of “Hubei” type boats is carried out simultaneously in four shipbuilding plants: “Tsiyushin Shipyard” (Shanghai), “Huanglu Shipyard” (Guangzhou), “Xi Jiang Shipyard” (Liuzhou) and No. 4810 (Lushun). So far, at least 40 RCA has been built.

In Taiwan, serial construction of the RCA of the Kuang Hua-6 type, equipped with a three-shaft diesel power plant of the German company MTU with a total power of 9 600 hp, is underway. It is based on four Syunfeng-2 launchers (maximum range of 150 km) and 20-mm 75 Type artillery of national production. In addition, reserved space for another AU "Type 75" and the launch pad of man-portable air defense missile systems.



Provision was made for the use of RCA as functional elements of a distributed system of information support and control of heterogeneous forces and means of the Taiwanese Navy. Due to the lack of own means of target designation, the formation of flight missions for firing anti-ship missiles is carried out by the ship-based ASU “Ta Chen” only on the basis of data from external sources.

The construction of rocket boats is conducted by two sub-series. The first sub-series Navy entered into service in May 2009 of the year, and the transfer of the fourth and fifth corps is expected before the end of the current year. In total, it is planned to build an 2012 RCA before the 30 of the year to replace the outdated type “High Oy”.

A large-scale program to create missile and artillery boats on a single project "Comtoksuri" is being implemented in the Republic of Korea. Unlike most foreign analogs, a combined diesel-gas turbine power plant is installed on Korean RCA, which includes two sustained diesel engines 16V1163 from MTU and two gas turbines LM500 from General Electric, connecting via a full-speed reducer.



The boats are equipped with nationally manufactured weapons systems, including two two-container launchers of SSM-700K Heson anti-ship missiles (maximum firing range of 150 km) by LIG NEX1, as well as one 76-mm and paired 40-mm artillery of Deu . Radio-electronic means are represented by MW-08 and Zeros 200 radar stations (gunfire control).

In March 2008, the Navy of the country was handed over the lead RCA "Young Yungha", and at the end of 2010, the second and third boats in the series. In total, before the 2018, in the shipyards of the Khanjyn Heavy Industries (Masan) and STX Shipbuilding (Jinhe) shipyards, it is planned to build 24 rocket and 18 artillery boats.

In general, an analysis of the main trends in the design and construction of rocket boats in foreign countries allows us to conclude that they are developing as multifunctional combat systems, which, according to the nomenclature of their radio engineering and rocket-artillery weapons, are approaching corvette-class ships and light frigates. Along with the traditional functions of the anti-ship (anti-cocking) support of the actions of the diverse forces of the national naval forces, the RCA are widely used primarily in peacetime to solve the tasks of sentinel and border guard services.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Американский концептуальный подход к формированию совместно с европейскими союзниками по натовскому блоку и партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе «флота из тысячи боевых кораблей» подразумевает, в частности, создание на морских (океанских) театрах военных действий коалиционных группировок разнохарактерных сил. Данный подход во многом обусловлен координацией планов реформирования в ведущих западных странах структуры национальных военно-морских сил, содержанием, направленностью и выполнением кораблестроительных программ, а также организацией подготовки и ведения боевых действий на море.

Так, в частности, приоритетными направлениями развития ВМС ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, Испании и ряда других государств Североатлантического союза являются создание больших кораблей основных боевых типов (многоцелевых авианосцев, эскадренных миноносцев, универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов УРО). Данные корабли способны в течение продолжительного времени выполнять боевые задачи на большом удалении от мест постоянного базирования. В данном ключе борьба с корабельной группировкой противника в акваториях, которые прилегают к побережью вышеуказанных государств, считается маловероятной. В связи с этим охрана территориальных вод и защита национальных интересов в экономических морских зонах поручаются преимущественно патрульным кораблям (катерам) береговой охраны.


В общем это послужило, пожалуй, одной из основных причин сворачивания строительства в данных странах новых ракетных катеров (РКА) и вывода действующих РКА из боевого состава ВМС. Как класс, данные РКА сохраняются в структуре флотов лишь некоторых европейских стран, которые имеют специфическое военно-географическое положение (наличие малых для плавания районов, выход к закрытому морскому ТВД, островных, проливных, шхерных зон и др.), а также территориальные проблемы с соседними государствами.

В связи с этим одним из основных направлений в области развития класса ракетных катеров является усовершенствование их тактических характеристик для увеличения эффективности решения возникающих боевых задач в ближней морской и прибрежной зонах. На вооружение нынешних РКА поступают новые противокорабельные ракеты (ПКР) с повышенной дальностью стрельбы, снабженные инерциальными системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС), аппаратурой линий телеуправления и помехозащищенными системами самонаведения, которые обеспечивают поражение как надводных целей не только вблизи береговой черты, но и в закрытых акваториях портов и бухт, так и наземных объектов.

Кроме того, нынешние ракетные катера оборудуются эффективными средствами самообороны, среди которых скорострельные артиллерийские установки (АУ, калибр 20-30 мм), зенитные ракетные комплексы ближнего действия, а также универсальная артиллерия (АУ калибра 57 мм и выше). Широко распространенной практикой, в частности, является применение на РКА 76-мм артустановок «Компатто» и «Супер Рапид» (максимальная эффективная дальность стрельбы 16 км) итальянской фирмы «ОТО Мелара».

В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами освещения надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.

Необходимо отметить, что, согласно существующим взглядам, ракетные катера должны обеспечивать эффективное решение задач на сравнительно небольшом удалении от пунктов базирования, которое перекрывается дальностью стрельбы противокорабельных ракет. В мирное время основным предназначение РКА является выполнение функций патрульных катеров. В связи с этим приоритетными требованиями к их главной энергетическмой установке (ГЭУ) являются: экономичность, надежность, достаточно высокая удельная мощность (максимальная скорость хода 30-40 узлов и более), а также способность в течение длительного времени поддерживать режим малого хода (6-7 узлов). В большинстве случаев это обусловило выбор разработчиками дизельной ГЭУ.

В ходе строительства РКА широко применяются передовые технологии снижения заметности в различных диапазонах длин волн. Для уменьшения радиолокационной заметности обшивка надстройки выполняется из радиопоглощающих материалов, внешним обводам придается Х-образный профиль, а многоэлементность в архитектуре надстройки сводится к минимуму. В целях снижения заметности в инфракрасном диапазоне длин волн вывод выхлопных газов двигателей, как правило, осуществляется по горизонтальной системе газоходов ниже уровня ватерлинии.

Характерным примером, в частности, является финский катер типа «Хамина». В состав его ГЭУ входят два дизеля 16V 538 ТВ93 (суммарная мощность 7 550 л. с.) германской фирмы MTU, каждый из которых работает через редукторную передачу на два реверсивных водометных движителя.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Основу вооружения РКА составляют четыре контейнерные пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет МТО-85М. Эта ракета создана шведской фирмой СААБ на базе ПКР RBS-15 Мк 2. Основным отличием от прототипа является усовершенствованный турбореактивный двигатель, благодаря которому максимальная дальность стрельбы повышена на 50% - до 150 км. Кроме того, катер оснащен 57-мм артустановкой фирмы «Бофорс», установкой вертикального пуска на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) ближнего действия «Умконто» южноафриканской фирмы «Денел», а также двумя 12,7-мм пулеметами. Решение противодиверсионных задач обеспечивает девятиствольный гранатомет «Элма».

В состав радиоэлектронных средств входят трехкоординатная радиолокационная станция (РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Церос 200» с радиолокационной, телевизионной, тепловизионной станциями и лазерным дальномером. Катер оборудован также подкильной и опускаемой гидроакустическими станциями.

Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью АСБУ ANCS-2000. Всего в период с 1998 по 2007 год построены четыре РКА типа «Хамина».

В интересах греческих ВМС строятся семь ракетных катеров типа «Ипоплиархос Роуссен». Учитывая более протяженную операционную зону (включает центральную часть Средиземного и Эгейское морей), катера этого типа по сравнению с финскими РКА имеют увеличенное водоизмещение (полное - 660 т) и оснащены четырехвальной ГЭУ (четыре дизеля 595ТЕ суммарной мощностью 23170 л.с).

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


В состав вооружения входят: две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Экзосет» ММ-40 block 2 (максимальная дальность стрельбы 70 км) или block 3 (180 км), а также ПУ зенитного ракетного комплекса самообороны «Рам» на 21 ЗУР RIM-116, 76-мм артустановка «Супер Рапид» и две 30-мм одноствольные АУ итальянской фирмы «ОТО Мелара».

Вскрытие тактической обстановки и выдача целеуказания системам оружия обеспечивается АСБУ «Тактикос» по данным трехкоординатной PЛC обнаружения воздушных и надводных целей MW-08 и оптоэлектронной системы «Мирадор», а также от внешних источников по линии связи «Линк-11»
В боевом составе ВМС Греции находятся пять РКА типа «Ипоплиархос-Роуссен». Последние два корпуса планируется передать флоту в 2012 году.

Тактико-технические характеристики, близкие к греческому проекту, имеют строящиеся с 1996 года в Турции катера типа «Килич» (проект разработан германской фирмой «Фридрих Люрсен верфт»). Данный РКА также оснащен четырехвальной ГЭУ (четыре дизельных двигателя 956 ТВ91 фирмы MTU) суммарной мощностью 15 120 л.с. и характеризуется сравнимыми боевыми возможностями.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Вооружение катера: две четырехконтейнерные ПУ для стрельбы ПКР «Гарпун» Block 2 (максимальная дальность стрельбы 120 км), 76-мм одноствольная и 40-мм спаренная артустановки фирмы «ОТО Мелара», два 7,62-мм пулемета. Основу радиоэлектронных средств, как и на греческом катере, составляет РЛС MW-08.

До настоящего времени на германской судоверфи «Люрсен» и турецкой «Стамбул» построены восемь катеров. Девятый корпус передан флоту в конце 2010 года. Помимо этого, командование турецких ВМС прорабатывает вопрос о постройке еще двух РКА этого типа.

Принципиально отличается от указанных образцов проект фирмы «Умое Мэндал», которая реализует программу строительства для ВМС Норвегии ракетных катеров на воздушной подушке (РКАВП) типа «Шёлд» скегового типа. Их конструктивной особенностью являются два соединенных общей палубой корпуса, которые наряду с надстройкой выполнены из многослойного армированного углеволокном стеклопластика.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Катамаранная схема, по оценке специалистов, обеспечивает более высокую, чем у однокорпусных кораблей, устойчивость катера, а использование композиционных конструкционных материалов - существенное снижение его заметности в различных диапазонах длин волн и уменьшение водоизмещения.
Значительная инновационная емкость данного проекта обеспечила высокие тактико-технические характеристики катера типа «Шёлд» и возможности для решения широкого круга задач.

На головном РКАВП установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая в ходе испытаний обеспечила наибольшую скорость хода 57 узлов при волнении моря 1 балл и 44 узла - при волнении до 3 баллов. На последующих катерах серии применена более надежная и простая в эксплуатации газотурбинная установка - две маршевые STI8 и две форсажные ST40 турбины (разработчик - американская фирма «Пратт энд Уитни»). При этом суммарная мощность ГЭУ (около 16 000 л.с.) не изменилась, что позволило сохранить скоростные характеристики головного катера.

Необходимо отметить, что по результатам испытаний и опытной эксплуатации РКАВП в ВМС Норвегии и США в проект были внесены ряд изменений. В частности, обводам носовой оконечности корпуса придана более покатая форма в целях уменьшения ударных нагрузок и волнового сопротивления воды. Верхняя палуба в районе бака усилена дополнительным набором для размещения 76-мм артиллерийской установки «Супер Рапид» вместо планировавшейся ранее 57-мм АУ. В качестве основного вооружения катер несет две четырехконтейнерные пусковые установки новых противокорабельных ракет NSM норвежской разработки (максимальная дальность стрельбы 185 км).

В свою очередь, развитие ракетных катеров является одним из важных направлений модернизации национальных ВМС в ведущих государствах Восточной Азии. Считается, что крупносерийное строительство РКА при сравнительно небольших объемах финансовых затрат позволяет в сжатые сроки расширить оперативные возможности надводных сил не только по решению задач в ближней морской зоне, но и по борьбе с корабельными группировками противника, а также в интересах нарушения его коммуникаций в сравнительно удаленных районах.

Соответствующая программа реализована в Японии. Национальные ВМС располагают шестью РКА типа «Хаябуса», введенными в боевой состав ВМС в 2002-2005 годах.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Вооружение катера включает четыре ПУ противокорабельных ракет SSM-IB (максимальная дальность стрельбы 150 км), 76-мм артиллерийскую установку «Супер Рапид» и два 12,7-мм пулемета. В состав радиоэлектронных средств входят РЛС обнаружения надводных целей национального производства, а также радиолокационная и оптоэлектронная станции управления огнем артустановки. Отсутствие радиолокационных станций обнаружения воздушных целей ограничивают возможности катера по самообороне от атакующих воздушных целей, прежде всего ПКР.

Наибольшим из стран мира количеством РКА в боевом составе располагают ВМС КНР (более 100 единиц). С 2005 года в Китае развернуто серийное строительство по проекту 022 ракетных катеров-катамаранов типа «Хоубей» с целью замены устаревших РКА типов «Хуанфэн» и «Хоусинь». Указанной проект, разработанный на базе австралийского скоростного грузопассажирского парома фирмы «Аустал», характеризуется высокой степенью использования инновационных решений и, по оценкам западных экспертов, является наиболее удачным опытом внедрения в практику китайского военного кораблестроения современных технологий снижения заметности и улучшения ходовых качеств катера.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Двухкорпусная архитектура обеспечивает РКА повышенную мореходность, а значительная площадь палубы - размещение систем оружия и технических средств.

Характерной особенностью является двухарочная конструкция носовой оконечности, образованная двумя боковыми водоизмещающими корпусами и связывающей их основной платформой, которая в нормальных условиях находится выше конструктивной ватерлинии. Такая конструкция позволяет при встречном волнении без снижения скорости хода уменьшить степень воздействия ударных нагрузок, а также вероятность возникновения собственной вибрации корпуса. В целях снижения массы катера все корпусные конструкции и элементы набора изготовлены из алюминиевых сплавов.

Низкий уровень подводного шума обеспечивается применением двухкаскадной амортизации основных агрегатов главной энергетической установки. В ее состав входят два дизельных двигателя суммарной мощностью 6 865 л. с, каждый из которых работает через редукторные передачи на два реверсивных водометных движителя. Наряду с улучшенными обводами подводной части корпусов это позволяет развивать наибольшую скорость хода до 38 узлов.

Снижение тепловой заметности РКА обеспечивается выводом охлажденных до 60-80 °С выхлопных газов в межкорпусное пространство на уровне ватерлинии.

Катера оснащены двумя счетверенными ПУ ангарного типа для стрельбы противокорабельными ракетами YJ-83 (максимальная дальность стрельбы 150 км), на надстройке установлена ПУ для переносного зенитного ракетного комплекса «Цзяньвэй» (боекомплект 12 ЗУР), в носовой части размещена шестиствольная 30-мм АУ «Тип 630».

В состав радиоэлектронных средств помимо навигационной входя РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Тип 362», а также оптоэлектронный комплекс наблюдения HHOS 300, включающий в себя тепловизор, высокочувствительную ТВ-камеру и лазерный дальномер.

Строительство катеров типа «Хоубей» ведется одновременно на четырех кораблестроительных заводах: «Цюсинь шипъярд» (Шанхай), «Хуанлу шипъярд» (Гуанчжоу), «Сицзян шипъярд» (Лючжоу) и № 4810 (Люйшунь). До настоящего времени построено не менее 40 РКА.

На Тайване ведется серийное строительство РКА типа «Куанг Хуа-6», оснащенного трехвальной дизельной ГЭУ германской фирмы MTU суммарной мощностью 9 600 л.с. Его основу бортового вооружения составляют четыре ПУ ПКР «Сюнфэн-2» (максимальная дальность стрельбы 150 км) и 20-мм артустановка «Тип 75» национального производства. Кроме того, зарезервированы места для еще одной АУ «Тип 75» и опорно-пусковой установки переносных зенитных ракетных комплексов.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Предусматривалось применение РКА в качестве функциональных элементов распределенной системы информационного обеспечения и управления разнородными силами и средствами тайванских ВМС. В связи с отсутствием собственных средств целеуказания формирование полетных заданий для стрельбы ПКР производится корабельной АСБУ «Та Чен» только на основании данных от внешних источников.

Постройка ракетных катеров ведется подсериями по две единицы. Ввод в боевой состав ВМС первой подсерии осуществлен в мае 2009 года, а передача четвертого и пятого корпусов ожидается до конца текущего года. Всего до 2012 года планируется построить 30 РКА на замену устаревших типа «Хай Оу».

Крупномасштабная программа создания ракетных и артиллерийских катеров по единому проекту «Комтоксури» реализуется в Республике Корея. В отличие от большинства зарубежных аналогов, на корейских РКА установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая включает в себя два маршевых дизельных двигателя 16V1163 фирмы MTU и два газотурбинных LM500 фирмы «Дженерал электрик», подключающихся через редуктор на режимах полного хода.

Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств


Катера оснащены системами оружия национального производства, в том числе двумя двухконтейнерными пусковыми установками противокорабельных ракет SSM-700K «Хэсон» (максимальная дальность стрельбы 150 км) фирмы LIG NEX1, а также одной 76-мм и спаренной 40-мм артиллерийскими установками фирмы «Дэу». Радиоэлектронные средства представлены радиолокационными станциями MW-08 и «Церос 200» (управление стрельбой артустановок).

В марте 2008 года ВМС страны передан головной РКА «Ён Юнгха», а в конце 2010-го - второй и третий катера в серии. Всего до 2018 года на верфях фирм «Ханджин хэви индастриз» (Масан) и «STX шипбилдинг» (Чинхэ) намечено построить 24 ракетных и 18 артиллерийских катеров.

В целом анализ основных тенденций в области проектирования и строительства ракетных катеров в зарубежных странах позволяет сделать вывод о развитии их в качестве многофункциональных боевых систем, которые по номенклатуре своего радиотехнического и ракетно-артиллерийского вооружения приближаются к кораблям класса корвет и легким фрегатам. Наряду с традиционными функциями противокорабельного (противокатерного) обеспечения действий разнородных сил национальных ВМС РКА широко используются прежде всего в мирное время для решения задач дозорной и погранично-таможенной службы.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня