"Strong old man"

Captain Vrungel was going to be the first in an international regatta on a yacht, called, of course, "Victory".

But the rock of natural elements tore off the first two letters, and the sailboat named "Trouble" set off for the world race.


As a result, the Russian "trouble", having undergone many incredible adventures, all won. So win?

"Strong old man"


Everyone is afraid, this is "Buratino"!

Military equipment must personify power not only with its combat characteristics, but also with proper names. In the Middle Ages, even the guns were called loudly: "Unicorn" or "Tsar", for example. The Russian Ilya Muromets became the first heavy bomber in the world.

And the mentioned captain was right three times when he said: “How you call a yacht, it will sail. Call the ship Hercules or Bogatyr - the ice will part before it, and try calling your ship Trough — it will sail, like a trough, and will certainly turn over somewhere in the very quiet weather. "

When a certain military development is launched, a secret numeric or alphanumeric cipher is assigned to the tactical and technical assignment for development work. For a more open correspondence, the topic may be called some name. In our country, the ROC on the military theme is traditionally called so that no enemy would ever guess by name what is being projected.

Well, who would have thought that under the name "Dwarf" in Kolomna Engineering Bureau, a mobile strategic complex was created that surpassed Topol in its stated characteristics? By the way, about the latter. How can you relate the tree is not the best breed with the pride of the Russian Strategic Missile Forces? No Just as no one could have imagined that the powerful names “Acacia”, “Carnation” or “Tulip” hide the most powerful self-propelled artillery and mortar installations. You can remember and quite cool combat name - "Buratino". This is not a wooden doll, but a heavy flamethrower system, most terrible in its destructive possibilities.

It was believed and it is believed that the more awkward and even sillier the name, the better. In one of the Nizhny Novgorod research institutes created a unique combat system - a silent mortar. Everyone probably knows that there are pistols with silencers of the sound of a shot. There are even completely silent and flameless pistols for saboteurs, where the bullet is pushed as it were by a piston, and not by a stream of powder gases. But in order to create a silent, flameless and smokeless 82-mm mortar ... Before that, no one in the world thought of it, and if he had thought of it, he would hardly have done so. But in Nizhny Novgorod, they thought of it and did it.

And as it was called Russian miracleweapon? Bright and menacing: 2B25. With such a "poor" name, a silent mortar appeared on the world arms market. Do not read in our military department wise instructions of captain Vrungel.

"Black Shark" against "Tiger"

But in the West, military equipment has always been called so that the enemy has goosebumps running. If the bombers, the "Flying Fortress" and even "Super Fortress." If the helicopters, the formidable "Indians": "Iroquois", "Apache", "Comanche", in extreme cases, "Tiger" or "Black Hawk Down". Fighters, of course, the ghostly and almost elusive “Phantoms” and “Mirages”, attack aircraft - all sweeping away “Tornado”. The best tanks, of course, "Leopards".

In our country, too, they tried to give military technology names that corresponded to their power. It was in 1980. And I must say that, really, as the yacht was called, so she sailed. One of the best multipurpose nuclear submarines in the world were the Soviet "Barracuda" and "Barca". The most formidable strategic missile to this day remains the "Voivode". The best for its time tank T-72 name was quite appropriate - "Ural".


At the tank factory in Nizhny Tagil, they completed the creation and conducted the entire cycle of state tests of a world-wide tank support vehicle - BMPT. And for a long time they mocked up, trying to attach their unique in characteristics fighter of enemy infantry and armored vehicles to their homeland Armed Forces, or at least sell it to someone abroad. Not attracted to dry abbreviation. Finally, this year the BMPT was named the Terminator. And immediately there was interest in the car. Undoubtedly, the Russian "Terminator" will soon become a star of international arms salons, and there you see - and it will stand up in its army.

However, the bulk of the work was carried out and conducted under the faceless names: "Bakhcha", "Vodnik", "Sprout", "Palma" and even "Dad". By the way, none of the topics listed in the serial models was embodied, it did not reach the troops in full. The exception is the BMD-4 "Bakhcha", the fate of which, however, is very vague.

At the beginning of 1990, nuclear strategic missile carriers were laid, they were named by pompous names: "Yuri Dolgoruky", "Vladimir Monomakh", "Alexander Nevsky". The princes were glorious feudal lords, but they had nothing to do with the sea. Even the orthodox prince Alexander Nevsky fought on land. Well, where are our underwater missile submarines with their Bulavami rocket clubs? For some reason they cannot become a storm of the seas and oceans.

"The power of the old man"

Anecdotal situation has arisen with the terms of reference for the development of new types of armored vehicles. The Ministry of Defense refused to finance further work on a "promising tank", called the "195 object". Did not like the BTR-90 "Sprout". For one reason - he has a rear engine. We decided to order a new tank and a new BTR. Without hesitation, the topic on which work is already underway on the Russian supertank, assigned the name "Armata". They say the name of the project was originally "Armada". Terrible and sonorous. But in the process of various approvals and reprints of the TTZ, someone pressed the wrong letter on the computer keyboard, a spelling error crept in that no one noticed, and it turned out what happened. But symbolic.

The word "Armata" has two semantic meanings - European and Turkic. For a Eurasian country is quite suitable. So what's the point? “Arm” - strength, weapon and “ata” - old man. “Old weapons”, “old man’s strength” or, if you will, “strong old man” - this is what the future main striking force of the Russian Ground Forces will be called? I suspect that the "senile might" will not cause shock and trepidation in the enemy. But the word "Armata" fully reveals the essence of the combat vehicle.

According to information from informed sources, this project should be implemented those developments that have already been obtained during the work on the "195 object" and even on the Omsk concept project of the Black Eagle tank. That is, everything new in the tank of the future will not yet be forgotten by the past of domestic tank building.

It is clear why the Ministry of Defense is confident that in 2015, the designers will present a completely finished sample of the “new” machine. It will simply be assembled from ready-made parts, like a Lego children's toy.

In addition to the tank, the military department ordered the industry to design a new armored personnel carrier that would fully meet its requirements. Namely: the engine should be in front, and the entrance-exit for the landing - behind. The name of the future Russian BTR gave the appropriate - "Boomerang". Equalize in creating the weapons of the future not only to the advanced West, but also to the aborigines of Australia! The main thing now is to successfully launch this “Boomerang” so that it does not return and inadvertently zashib.

Recall the adventures of Captain Vrungel. And the yacht he turned out "bedovoy", and the crew was stupid-thieving. But “Trouble” came first, and not a yacht with the corresponding “prize-winning” name! So maybe we should not despair? We will believe that our designers will be able to create a real wonder-weapon under their joke's names.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

"Крепкий старик"

Капитан Врунгель собирался стать первым в международной регате на яхте, именовавшейся, естественно, "Победа".

Но рок природных стихий сорвал первые две буквы, и в мировую гонку отправился парусник под именем "Беда".

В итоге русская "Беда", претерпев множество невероятных приключений, всех победила. Так победим?


"Крепкий старик"


Всем бояться, это "Буратино"!

Военная техника должна олицетворять мощь не только своими боевыми характеристиками, но и именами собственными. В средние века даже пушки называли звучно: "Единорог" или "Царь", к примеру. Первым тяжелым бомбардировщиком в мире стал российский "Илья Муромец".

И трижды прав был упомянутый капитан, когда говорил: "Как яхту назовешь, так она и поплывет. Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно "Корыто" - оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде".

Когда запускается некая военная разработка, тактико-техническому заданию на проведение опытно-конструкторских работ присваивается секретный цифровой или буквенно-цифровой шифр. Для более открытой переписки тема может называться каким-то именем. В нашей стране ОКР по военной тематике традиционно именуют так, чтобы никакой враг никогда по названиям не догадался, что проектируется на самом деле.

Ну кто бы мог подумать, что под именем "Гном" в Коломенском КБ машиностроения создавался мобильный стратегический комплекс, превосходивший по заявленным характеристикам "Тополь"? Кстати, о последнем. Как можно соотнести дерево не лучшей породы с гордостью отечественных РВСН? Никак! Так же, как никому в голову не могло прийти, что за цветочными названиями "Акация", "Гвоздика" или "Тюльпан" скрываются мощнейшие самоходные артиллерийские и минометные установки. Можно вспомнить и совсем прикольное боевое имя - "Буратино". Это не деревянная кукла, а страшнейшая по своим разрушительным возможностям тяжелая огнеметная система.

Считалось и считается, что чем несуразнее и даже глупее будет название, тем лучше. В одном из Нижегородских НИИ создали уникальную боевую систему - бесшумный миномет. Все, наверное, знают, что есть пистолеты с глушителями звука выстрела. Есть даже совсем бесшумные и беспламенные пистолеты для диверсантов, где пуля как бы выталкивается поршнем, а не потоком пороховых газов. Но чтобы создать бесшумный, беспламенный и бездымный 82-мм миномет... До этого в мире еще никто не додумался, а если бы и додумался - вряд ли бы сделал. А вот в Нижнем Новгороде и додумались, и сделали.

И как назвали это русское чудо-оружие? Ярко и грозно: 2Б25. С таким вот "бедовым" именем бесшумный миномет появился на мировом рынке вооружений. Не читают в нашем военном ведомстве мудрых наставлений капитана Врунгеля.

"Черная акула" против "Тигра"

А вот на Западе боевую технику всегда именовали так, чтобы у противника мурашки по коже бежали. Если бомбардировщики, то "Летающая крепость" и даже "Суперкрепость". Если вертолеты, то грозные "индейцы": "Ирокез", "Апач", "Команч", в крайнем случае "Тигр" или "Черный ястреб". Истребители, конечно же, призрачные и почти неуловимые "Фантомы" и "Миражи", штурмовики - все сметающие "Торнадо". Лучшие танки, естественно, "Леопарды".

В нашей стране тоже пытались давать военной технике имена, соответствовавшие их мощи. Было это в 1980-е. И надо сказать, что, действительно, как яхту называли, так она и плыла. Одними из лучших многоцелевых атомных подлодок в мире стали советские "Барракуды" и "Барсы". Самой грозной стратегической ракетой по сей день остается "Воевода". У лучшего для своего времени танка Т-72 имя было вполне соответствующим - "Урал".

На танковом заводе в Нижнем Тагиле завершили создание и провели весь цикл госиспытаний не имеющей мировых аналогов боевой машины поддержки танков - БМПТ. И долго мыкались, пытаясь пристроить свой уникальный по характеристикам истребитель вражеской пехоты и бронетехники в родные Вооруженные силы или хотя бы продать кому-нибудь за рубеж. Не привлекала сухая аббревиатура. Наконец, в этом году БМПТ нарекли именем "Терминатор". И сразу к машине возник интерес. Вне сомнения, русский "Терминатор" скоро станет звездой международных салонов вооружения, а там глядишь - и в строй своей армии встанет.

Однако в массе работы велись и ведутся под безликими именами: "Бахча", "Водник", "Росток", "Пальма" и даже "Папа". Кстати, ни одна из перечисленных тем в серийные образцы не воплотилась, до войск в полном объеме не дошла. Исключение - БМД-4 "Бахча", судьба которой, впрочем, весьма туманна.

В начале 1990-х заложили атомные стратегические ракетоносцы, нарекли их помпезными именами: "Юрий Долгорукий", "Владимир Мономах", "Александр Невский". Князья те славными феодалами были, да вот только к морю отношения не имели. Даже правоверный князь Александр Невский воевал на суше. Ну и где наши подводные ракетные субмарины с их ракетными дубинами-"Булавами"? Грозой морей и океанов они стать никак почему-то не могут.

"Сила старика"

Анекдотичная ситуация сложилась с техзаданием на разработку новых образцов бронетехники. Минобороны отказалось финансировать дальнейшие работы над "перспективным танком", называвшимся "объект 195". Не понравился и БТР-90 "Росток". По одной причине - у него двигатель сзади. Решили заказать новый танк и новый БТР. Не долго думая, теме, по которой уже ведутся работы над российским супертанком, присвоили имя "Армата". Говорят, название проекта изначально было "Армада". Грозно и звучно. Но в процессе различных согласований и перепечатываний ТТЗ кто-то надавил не ту букву на клавиатуре компьютера, вкралась орфографическая ошибка, которую никто не заметил, и получилось то, что получилось. Зато символично.

В слове "армата" два смысловых значения - европейский и тюркский. Для евроазиатской страны вполне подходит. Так в чем же смысл? "Арм" - сила, оружие и "ата" - старик. "Старое оружие", "сила старика" или, если хотите, "крепкий старик" - так будет называться будущая главная ударная сила Сухопутных войск России? Подозреваю, что шока и трепета у противника "старческая мощь" не вызовет. Зато слово "Армата" полностью раскрывает суть боевой машины.

По сведениям из информированных источников, в этом проекте должны быть реализованы те наработки, которые уже получены при работах по "объекту 195" и даже по омскому концепт-проекту танка "Черный орел". То есть все новое в танке будущего окажется пока еще не забытым прошлым отечественного танкостроения.

Понятно, почему в минобороны уверены, что в 2015 году конструкторы представят полностью готовый образец "новой" машины. Ее просто будут собирать из уже готовых частей, как детскую игрушку "Лего".

В дополнение к танку военное ведомство заказало промышленности спроектировать новый бронетранспортер, который полностью отвечал бы его требованиям. А именно: двигатель должен быть спереди, а вход-выход для десанта - сзади. Имя будущему российскому БТР дали соответствующее - "Бумеранг". Равняемся в создании оружия будущего не только на продвинутый Запад, но и на аборигенов Австралии! Главное теперь - удачно этот "Бумеранг" запустить, чтоб не вернулся и не зашиб ненароком.

Вспомним приключения капитана Врунгеля. И яхта у него получилась "бедовой", и экипаж был туповато-вороватый. Но первой-то пришла "Беда", а не яхта с соответствующим "призовым" именем! Так может, и нам не стоит отчаиваться? Будем верить, что наши конструкторы смогут создать под шутейными именами настоящее чудо-оружие.
Автор: Птичкин Сергей Михайлович. Обозреватель "РГ". Известен в военных и оборонно-промышленных кругах в РФ и за рубежом. 20 лет назад первым предложил давать новым самолетам и вертолетам звучные имена. Идея прижилась. Именно Птичкин стал автором имени "Черная акула", присвоенного одному из лучших российских ударных вертолетов.
Первоисточник: http://www.rg.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. ДАГЕСТАНЕЦ333 4 июня 2011 10:49
    И создадут.
  2. Cedric 4 июня 2011 18:57
    "Пушок" миномёт называется. ;)
    Cedric
    1. Fantom75100 5 июня 2011 13:29
      Мля,как поэтично))
      Fantom75100
  3. Мимопроходящий 4 июня 2011 20:14
    Что ни говорите, а лично мне больше нравится советская система наименований - чем смертоноснее оружие, тем невиннее название. Есть в этом что-то извращенно-зловещее, леденящее кровь. am
    А всякие псевдо звучные названия, вроде Ужасный Уничтожитель Всего Живого, производят впечатление разве что на папуасов, да на не далеких обывателей. fellow
    Мимопроходящий
  4. PSih2097 5 июня 2011 00:04
    Цветник Устинова - это сила...
  5. datur 5 июня 2011 00:28
    Что ни говорите, а лично мне больше нравится советская система наименований - чем смертоноснее оружие, тем невиннее название. Есть в этом что-то извращенно-зловещее, леденящее кровь--------да уж букетик СССР это была сила!!!!!
  6. Филипп Старос. 10 июля 2011 01:50
    Хорошее название - "бумеранг" - всегда возвращается.
    Что ещё нужно от Боевой Машины ПЕХОТЫ - что бы вернулись...
    Филипп Старос.
  7. Anatoly 14 октября 2011 20:11
    Забавная статейка. Русские всегда были большие любители аббревиатур и полноценные названия,тем более военной техники,как то... кривовато получаються.
    Anatoly
  8. Pacifist 26 октября 2011 16:34
    Улыбнуло :)
    Ничего плохого не вижу. Характеризует конструкторов как людей с чувством юмора. Одно дело когда тебя долбает терминатор. Это грозно и почетно, а совсем другое когда тебя отымеет буратино... прям как-то неудобно докладывать даже :)
    А если серьезно такие название , часть практики ввода противника в заблуждение на этапе проектирования и внедрения.
  9. Perry 8 декабря 2011 15:12
    а мне натовская классификация совковской техники нравится))) кроме "Фаггота"))
    Perry
  10. Spartak 19 февраля 2012 13:51
    Всегда нравились названия кораблей - "Неустрашимый", "Сообразительный" и тд. Что-то в этом есть.
    Spartak

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня