Началось строительство новых Бе-200

12


На Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева весной нынешнего года началось производство первых серийных самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Напомним, что до настоящего времени все серийные и опытные самолеты данного типа производились в Иркутске. Принципиальное решение о перемещении серийного производства самолетов Бе-200 из Иркутского авиазавода, входящего в состав корпорации «Иркут», в Таганрог было принято еще в 2006 году. После этого в Таганрог была перевезена часть существующей оснастки, построены новые стапеля для сборки самолетов, за рубежом закуплены новейшие обрабатывающие центры и целый ряд другого высокотехнологичного оборудования.

Давно объявленное начало строительства серийных Бе-200 на ТАНТК им. Г.М. Бериева долгое время тормозилось отсутствием стойких контрактов. В «повисшем» состоянии пребывал даже первоначальный контракт на семь Бе-200ЧС, который в начале 2000-х годов заключило МЧС России с корпорацией «Иркут». В соответствии с данным контрактом корпорация «Иркут» в 2003–2006 гг. изготовила и поставила заказчику 4 серийных самолета-амфибии. Из этих самолетов в настоящее время три находятся в летной эксплуатации. Пятый самолет, который построен в 2007 году, в 2008-м продали Азербайджану.

Ситуация резко изменилась только в 2010 году. Правительством РФ, после бушевавших прошлым летом по всему государству лесных пожаров, было принято постановление о необходимости пополнить авиационную группировку российского Министерства чрезвычайных ситуаций новыми самолетами типа Бе-200.

Наряду с этим, в сентябре прошлого года самолет-амфибия Бе-200ЧС-Е обрел долго ожидаемый сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), который открыл самолету дорогу на западные рынки.

В сентябре 2010-го на «Гидроавиасалоне-2010» в Геленджике было торжественно подписано соглашение о поставке МЧС России 8-ми новых Бе-200ЧС.

Одновременно было предусмотрено, что ТАНТК им. Г.М. Бериева на первом этапе достроит в полном соответствии с требованиями техзадания и передаст в 2011 году МЧС России два последних самолета, предусмотренных стартовым заказом семи амфибий, строительство которых была начато еще в Иркутске.

После этого предприятие начнет поставки новых Бе-200ЧС, уже произведенных на заводе, заказчику.

В июле 2010 года в Иркутске был облетан шестой серийный Бе-200ЧС, имеющий бортовой №301. В августе прошлого года самолет прибыл в Таганрог. В настоящее время самолет-амфибия находится в цехах ТАНТК, и на нем проходят согласованные с МЧС доработки, которые после начала эксплуатации самолетов уже внедрялись на предшествующих машинах заказчика в ходе плановых ремонтов. Последний седьмой серийный Бе-200ЧС (бортовой №302), изготовление которого начато в Иркутске, удалось достроить весной этого года. Его первый полет состоялся 3 апреля в Иркутске, и в этом же месяце самолет был доставлен в Таганрог. Следом за машиной №301 самолет пройдет аналогичную доработку перед тем как поступит заказчику. По итогам открытого аукциона, который состоялся 17 ноября 2010 года, поставщиком данных двух машин выбран ТАНТК им. Г.М Бериева. С этим же предприятием был заключен государственный контракт общей суммой 2,908 млрд руб. (около 48 млн.долл. за самолет). Срок поставки, определенный контрактом, - 30.11.2011 года.

До последнего времени, несмотря на то, что идет изготовление агрегатов и деталей, оставалась неопределенной ситуация с заказами на новые Бе-200 сборки ТАНТК им. Г.М Бериева. В конце концов, 26.05.2011 года Владимиром Путиным было подписано Распоряжение № 902-р «О заключении долгосрочного государственного контракта на закупку шести самолетов Бе-200ЧС для нужд МЧС России». В соответствии с вышеуказанным распоряжением, выполнение контракта должно быть закончено до 2014 года. Им же определен объем государственного финансирования данного заказа на период 2012–2015 годов в общем объеме 8,724 млрд. рублей. Самолеты-амфибии будут поставляться в подразделения авиации Дальневосточного, Сибирского и Центрального региональных центров МинЧС.

Как сообщил Александр Горин, первый заместитель гендиректора – директор производства ТАНТК им. Г.М. Бериева, головной самолет таганрогской сборки должен быть готов в апреле-июне 2013 года. В целом же, по словам Виктора Кобзева, гендиректора – генконструктора ТАНТК, в 2013 году на заводе планируется изготовить три Бе-200ЧС. Остальные 3 самолета должны будут построить в 2014 году. В том же 2014-м запланирован выпуск и первого экспортного Бе-200ЧС-Е. В.Кобзев рассказал, что действующие планы предусматривают производство в Таганроге до 6-ти самолетов Бе-200 в год, с потенциальным последующим его ростом до 10–12 самолетов. По оценкам Кобзева, только одна Европа может востребовать 30–35 машин этого типа. В число возможных потребителей Виктор Кобзев включил Францию, Грецию и Испанию. Немалые надежды он связывает также с азиатскими рынками, в частности, с Индией, в которой Бе-200 в настоящее время принимает участие сразу в нескольких тендерах. В РФ же самым большим заказчиком Бе-200 может стать «Авиалесоохрана», в непосредственные обязанности которой, в отличие от МинЧС, именно и входит борьба с лесными пожарами. Но до настоящего времени не принято никаких конкретных решений по вопросу переоснащения авиапарка данного ведомства.

Немаловажен тот факт, что на уже смонтированных в цехах ТАНТК стапелях для производства амфибий Бе-200 возможна и сборка «сухопутных» вариантов самолета Бе-300. Со слов В.Кобзева, оба самолета, по большому счету, унифицированы на 75–85%: Бе-300 разнится от амфибии Бе-200 исключительно обводами нижней части фюзеляжа, выполняемой уже не похожей на лодку, а имеющей привычную «самолетную» конфигурацию. Унаследованная от Бе-200 схема с верхней установкой двигателей позволяет Бе-300 успешно эксплуатировать с грунтовых аэродромов, давая возможность решать широкую сферу задач в регионах, в которых слабо развита аэродромная инфраструктура.

В лаборатории статических испытаний ТАНТК им. Г.М. Бериева в настоящее проходят разнообразные тесты сразу два экземпляра Бе-200 – ресурсный и статический. Кроме того, журналистам показали единственный в России пилотажный тренажер экипажа Бе-200ЧС. Данный тренажер разрабатывался и изготавливался специалистами ТАНТК во взаимодействии с фирмой «Транзас». На тренажере установлена современная проекционная система визуализации обстановки за кабиной пилотов. Кроме того, он наиболее правдоподобно имитирует работу органов управления самолета в полете и при решении задач по тушению пожаров. На данном тренажере проходят тренировки и подготовку все летчики авиации МинЧС России и Азербайджана, которые летают на самолетах- амфибиях Бе-200ЧС.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    12 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. Stavr
      Stavr
      +2
      3 июня 2011 09:41
      Ну, хоть что-то сдвинулось с места в строительстве самолетов. В СССР их делали тысячи за год, а сейчас авиапарк России пополняется лишь поштучно. Воистину справедлива поговорка: "пока жареный петух русского в темечко не клюнет, он и не перекрестится" (я несколько перефразировал).
    2. 0
      3 июня 2011 11:01
      поддерживаю Stavr наконец то ... не было бы добра ... если бы ранее не случилось худо
    3. 0
      3 июня 2011 20:32
      о. Воистину справедлива поговорка: "пока жареный петух русского в темечко не клюнет, он и не перекрестится" --- куда он должен еще клюнуть?
    4. Михаил
      0
      5 июня 2011 14:24
      datur,
      Как по мне, то дать хорошего пендаля для ускорения, что в мозгах, что в полёте т.н. тела.
    5. mitrich
      +1
      5 июня 2011 18:12
      Да уж, прав STAVR, что нет худа без добра...Это я про пожары. А я еще в 2006 слышал, что с Таганрогом заключен договор на постройку 6 новых Бе-200, и где они?
      Летом прошлого года, когда эти самолеты как воздух были нужны, в МЧС осталось этих машин всего 4(было 7, но одна списана из-за аварии, одна продана в Азербайджан, судьба третьей непонятна): "Иван Борзов", "Василий Раков", "Иван Сухомлин" и "Евгений Преображенский".
      Если уж на спасение "КИТ-финанс" государство деньги нашло, то почему на Бе-200 их не было? Хотя сама статья приятна, если все задуманное будет реализовано, ведь этот самолет можно использовать не только для пожаротужения, особенно в регионе Каспийского моря.
      Видел эту машину в "Кольцово"(Екатеринбург), очень понравилась чисто с эстетической точки зрения.
      1. +1
        31 июля 2011 21:57
        Просто мы (наше государство) воплощаем бредовые прихоти! Дорогой наш министр Шойгу ,задумал создание Евро эскадрильи ,для помощи в тушении лесных пожаров нашим евро друзьям.А когда коснулось летом 2010,то реально МЧС смогло предоставить только два Бе-200.И это от Калининграда до Владивостока!!!!Недавно прочитал ещё новость.деньги полученные от американцев,за доставку грузов на МКС не все пойдут на модернизацию нашей космической программы.Какой то питон предложил зажечь олимпийский огонь в Сочи,лучом из космоса.Когда найдется реально головастый мужик который этим министрам руки пообрубает за их художества!!
    6. kesa1111
      +1
      11 октября 2011 16:37
      Можно выпускать сколько сможем для себя. Желающих купить хватает.
    7. 0
      29 октября 2011 17:12
      Слава богу. А то нас только индусы последнее время выручали.......
    8. 0
      15 ноября 2011 17:35

      есть движение;))
    9. NickitaDembelnulsa
      0
      31 декабря 2011 06:41
      Замечательная новость, особенно она порадовала моего отца, который тоже приложил ручки в строительстве первого серийного Бе-200. А в то время когда эти самолеты собирали в Иркутске, мой отец был начальником цеха авиационного завода, но тогда эти самолеты строили очень малыми сериями, и то что их снова запустили в серию не может не радовать.
    10. михаил 9999
      0
      5 марта 2012 14:02
      интересно а флоту они что не нужны ? есть информация?"
    11. 0
      12 ноября 2012 20:41
      Эти машины очень нужны России с ее просторами.Надеюсь дальше будет больше.
    12. 0
      10 апреля 2018 19:22
      А на замену (или поддержку Бе-12) слабо?

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»