Moscow’s attempts to misinform Berlin

Moscow’s attempts to misinform Berlin

The military-political leadership of the Soviet Union understood that a war was approaching, and in the course of carrying out comprehensive preparations for it, carried out misinformation measures, an information and psychological operation. Its purpose was to delay the start of the war or even prevent its beginning.

In general, if we study Soviet prewar foreign policy and diplomacy, we can conclude that the USSR did everything to prevent the start of a world war. For this, Moscow tried to create a system of "collective security" in Europe, together with France and England, to stop the aggressive aspirations of the Reich - in Czechoslovakia, Austria, towards Poland. But Paris and London from the very beginning believed that Germany and the USSR would fight, and they would remain aside until the last moment, therefore the efforts of the USSR did not lead to a positive result.


In the pre-war months (although we must remember that we know that the war began on 22 June 1941 of the year, and then they did not know the dates in Moscow, it could start in March, April, early June, in July, and so on) in two directions. On the one hand, they tried in every possible way not to give a reason for war - they did not harshly intersect our airspace with German airplanes, strictly followed the schedule for supplying raw materials to Germany (we must remember that we received machines, samples weapons etc.), did not make diplomatic protests about the occupation of a number of countries by the Reich, etc. This is quite often shown in the “about the war” films, in the literature.

Citizens of Russia know little about the other side of Moscow’s actions - a demonstration of power, the disinformation of the enemy. Moscow sought to disorient Berlin, to deceive him:

- From the beginning of 1941, additional 4 armies began to be transferred to the border, the Red Army called for thousands of 800 reserve servicemen. The offensive strategy of the Red Army was also mentioned in the speech of Stalin 5 in May 1941 to the graduates of military academies.

- German agents in Moscow threw false information that the main attack of the German armed forces in the USSR is expected in the north-western direction, from East Prussia, through the Baltic to Leningrad. The best forces of the Red Army are also here. And the south-western, southern direction of the USSR is the most vulnerable. Although in reality, the military leadership of the USSR believed that the Wehrmacht would deliver the main attack in the south-western direction, and there were concentrated 58 divisions. Kiev special military district was the strongest among all districts to the beginning of the war.

- Misinformation was thrown about the "opposition sentiments" in the army, about the alleged presence in the leadership of the Communist Party of a certain broad "labor opposition movement" that criticizes Stalin for his extensive cooperation with the Reich.

- 14 June 1941 of the year was released famous TASS messages about the rumors circulating around the world about the impending attack on the Soviet Union in Germany. In Moscow, these rumors were called "meaningless" and linked them with the desire of certain forces to push the USSR and Germany together. Moscow thus showed Berlin its awareness of its preparations, which should have caused a new respite in the strike or, ideally, made Hitler negotiate. But in the Reich, the “flywheel of war” had already been launched with all its might and “answered” with complete silence.

Why did the misinformation fail?

- In Berlin, they knew that the USSR only gets stronger with each passing month, and if you don’t hit this year, there will be no more chance for a “blitzkrieg”. This is the last convenient time when the Red Army has not yet completed rearmament, retraining for new equipment, the construction of defensive lines has not been completed. In 1942, this will be another Army. And the Soviet Union can be defeated only by a “blitzkrieg”, the Reich cannot win in another war.

- The leadership of the Reich, Hitler was “programmed” from the very beginning to the war with the USSR, only this way it was possible to expand the “living space” and make the main step in the construction of its “New World Order”. Hitler did not see other possibilities that cooperation with the Union would bring more benefits than war with him.

Sources of:
http://army.armor.kiev.ua/hist/stalin-5-5-41.shtml
http://ru.wikisource.org/wiki/Сообщение_ТАСС_от_13_июня_1941_года
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Попытки Москвы дезинформировать Берлин

Попытки Москвы дезинформировать Берлин

Военно-политическое руководство Советского Союза понимало, что приближается война, и в ходе осуществления всесторонней подготовки к ней осуществляло дезинформационные меры, информационно-психологическую операцию. Её целью было оттянуть начало войны или даже предотвратить её начало.

В целом, если изучить советскую предвоенную внешнюю политику, дипломатию, можно сделать вывод, что СССР сделал всё, чтобы предотвратить начало мировой войны. Для этого Москва пыталась создать систему «коллективной безопасности» в Европе, вместе с Францией и Англией остановить агрессивные устремления Рейха – в Чехословакии, Австрии, в отношении Польши. Но Париж и Лондон с самого начала считали, что воевать будут Германия и СССР, а они до последнего останутся в стороне, поэтому усилия СССР не привели к положительному результату.

В предвоенные месяцы (правда, надо помнить, что это мы знаем, что война началась 22 июня 1941 года, а тогда в Москве сроков не знали, она могла начаться в марте, апреле, начале июня, в июле и так далее) руководство страны действовало в двух направлениях. С одной стороны, всячески старались не дать повода к войне – не пресекали жестко пересечения немецкими самолетами нашего воздушного пространства, чётко следили за графиком поставки в Германию сырья (надо помнить, что за это получали станки, образцы оружия и т. д.), не высказывали дипломатических протестов по поводу оккупации Рейхом ряда стран и т. д. Это довольно часто показывают в фильмах «про войну», в литературе.


Про другую сторону действий Москвы граждане России знают мало – демонстрация силы, дезинформация врага. Москва стремилась дезориентировать Берлин, обмануть его:

- С начала 1941 года к границе начали перебрасывать дополнительные 4 армии, в РККА призвали 800 тыс. запасников. Про наступательную стратегию Красной Армии говорилось и в речи Сталина 5 мая 1941 года перед выпускниками военных академий.

- Германской агентуре в Москве подбрасывали ложную информацию о том, что главного удара немецких вооруженных сил в СССР ждут на северно-западном направлении, из Восточной Пруссии, через Прибалтику на Ленинград. Сюда стягивают и лучшие силы Красной Армии. А юго-западное, южное направление у СССР самое слабозащищенное. Хотя в реальности военное руководство СССР считало, что главный удар вермахт нанесёт на юго-западном направлении, и там были сосредоточены 58 дивизий. Киевский особый военный округ был самым сильным среди всех округов к началу войны.

- Забрасывалась дезинформация об «оппозиционных настроениях» в армии, о якобы наличии в руководстве компартии некоего широкого «движения трудовой оппозиции», которое критикует Сталина за широкое сотрудничество с Рейхом.

- 14 июня 1941 года было выпущено знаменитое сообщения ТАСС по поводу циркулирующих по всему миру слухов о готовящемся нападении на СССР Германии. В Москве назвали эти слухи «бессмысленными» и увязали их с желанием неких сил столкнуть между собой СССР и Германию. Москва показывала таким образом Берлину свою осведомленность о его приготовлениях, что должно было вызвать новую отсрочку в ударе или, в идеале, заставить Гитлера пойти на переговоры. Но в Рейхе уже запустили «маховик войны» на всю мощь и «ответили» полным молчанием.

Почему не удалась дезинформация?

- В Берлине знали, что СССР с каждым месяцем становится только сильнее, и если не ударить в этом году, то шанса на «блицкриг» больше не будет. Это последнее удобное время, когда Красная Армия ещё не завершила перевооружение, переобучение на новую технику, не завершено строительство оборонительных рубежей. В 1942 году это будет уже другая Армия. А победить Советский Союз можно только «молниеносной войной», в иной войне Рейх победить не может.

- Руководство Рейха, Гитлер были с самого начала «запрограммированы» на войну с СССР, только так можно было расширить «жизненное пространство» и сделать главный шаг в строительстве своего «Нового Мирового Порядка». Гитлер не видел иных возможностей того, что сотрудничество с Союзом принесёт больше выгод, чем война с ним.

Источники:
http://army.armor.kiev.ua/hist/stalin-5-5-41.shtml
http://ru.wikisource.org/wiki/Сообщение_ТАСС_от_13_июня_1941_года


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. mitrich 7 июня 2011 12:39
    Все верно, этот вопрос историками уже достаточно исследован. И про Восточную Пруссию "туфту" гнали, и про партии "войны" и "мира" в руководстве СССР, и про возможность превентивных авиаударов по Берлину силами ВВС РККА в случае осложнения отношений между Германией и СССР, и о допустимости применения химического и бактериологического оружия Советским Союзом. Заводы наши авиационные немцам перед самой войной показали, с целью попугать.
    Все учли, кроме одного, а именно особенностей характера Адольфа Гитлера. А "великий фюрер германской нации" истеричен был, словно "рублевская жена". Чуть-что не по нраву, - крик, топание ногами, брызгание слюнями и прочие оргвыводы(это не я придумал и не киноэпопея "Освобождение", об этом само его окружение писало после войны). Немало генералов Гитлер до "кондрашки" довел таким вот своим поведением.
    Поэтому и давали ему информацию "вылизанную", удобную для себя и для партайгеноссе, чтобы под фюрерский гнев не угодить. В связи с чем вся советская дезинформация в землю ушла. Потому и пребывал Адольф в блаженной уверенности, что СССР - это "колосс на глиняных ногах"(его собственные слова). Впрочем, это лишь добавочный пункт к первым двум выводов автора.
    mitrich
  2. Cheburatorsn 12 июня 2011 03:02
    XRumer 7.06 Elite - лучший софт для SEO

    + постинг по форумам, блогам, гостевым книгам, доскам
    + широкие возможности рассылок по форумам: авторедактирование профилей, как создание топиков так и ответ в существующие, рассылка персональных сообщений всем участникам форумов и т.п.
    + обход большинства известных защит: полностью автоматический обход капчи, вопросов типа "2+2=?", Java-защит
    + рассылка по ВКонтакте и Одноклассникам
    + авторегистрация почтовых ящиков на mailru и GMail под рассылку
    + многое другое!

    Подробности - в Google ;)
    Cheburatorsn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня