“Unattachable defense lines of the 20th century” Molotov Line (part 4)

The Molotov Line is a fortification system built by the USSR in the 1940-1941 years along the new western border, after the Soviet Union annexed the Baltic countries, the western regions of Belarus and Ukraine, and Bessarabia. After receiving the new lands, the Stalin Line lost its significance, it was necessary to build a new line of fortifications at the new border, which was called the Molotov Line. According to one of the opinions, the line got its name due to the fact that the change of borders was a direct consequence of the Molotov-Ribbentrop Pact. This name is informal in nature and has become widely used comparatively recently.

The line was built from the Baltic Sea to the Carpathians and included 13 SDs, most of which covered about 100 km. state border. The line included the following fortifications: Telšiai, Shaulyaisky, Kaunas, Alytus, Grodno, Osovetsky, Zambrovsky, Brest, Kovelsky (Lyubomlsky), Vladimir-Volynsky, Strumilovsky, Rawa-Russian, Peremyshlsky. The fortifications on the new border were comparable in quality and quantity to the best lines of defense of the Second World War. The number of garrisons DOTov depending on their type ranged from 8-10 to 30-40 people. Field filling of the URs should have been provided by rifle army units. As of 22 June 1941, of the 5807 pillboxes scheduled to be built on the Molotov Line, only 880 was completed. UR readiness was estimated at an average of 15-20%. It is worth noting that in this assessment of combat readiness there is a share of guile, we will talk about this in more detail later.


DOTS line Molotov

In 1938, the USSR introduced the system of classification of pillboxes by their resistance to shock. There were a total of 4 classes from M-1 to M-4. Dots of the M-1 class had the thickness of the floor wall in 150 mm, the overlappings in 110 mm, the back wall - 80 mm. And at a distance of 6 km, they were able to withstand the impact of 203-mm howitzer or 152-mm cannon shell. DOTs of class M-2 had a thickness of the floor wall in 135 mm, floors - 90mm, rear wall - 60 mm. At a distance of 6 km, they withstood 152-mm howitzer and cannon shells. DOTs of class M-3 had the thickness of the floor wall in 90 mm, floors - 60 mm, rear wall - 50 mm, such DOTs at a distance of 6 km, were able to withstand a hit 122-mm howitzer or 76-mm cannon shell.
“Unattachable defense lines of the 20th century” Molotov Line (part 4)
One of the pillboxes of the Molotov line in the Baltics

Sometimes the class M-4 was also used. Such bunkers were of two types: light machine gun with a single embrasure and false targets. Light machine gun pillboxes had the name "Mosquito", they installed only 1 machine gun "Max". Usually they were installed in the band of the supposition and were the first to open fire on the enemy. After the position was detected by the enemy, the calculation retreated to the main line of defense. False structures of class M-4 were either a simple concrete box with no equipment, or only a front wall in which the embrasure was simulated.

In addition, firing points were additionally assigned names that clarified the direction of their fire. DOT - frontal firing point, caponier - flank fire in 2-x directions, polukaponir - flanking fire in one direction, blockhouse - all-round fire. In 1938, this qualification was even more complicated and began to indicate the nature of the weapons installed, for example, the OPPK, a cannon-machine-gun polukaponir.

Machine gun pillboxes

Most of the long-term fortifications were intended for the installation of machine guns and had many similarities. Most of the machine gun pillboxes had 2 combat dungeons, 2-3 embrasures, a separate room for an observer with a periscope, an anti-chemical vestibule and an entrance vestibule. The Tambour before the entrance to the DOT was shot through by the fire of a manual machine gun through a special loophole and was built in the form of a dead end with a hole or a throughperder, which ensured the reduction of the impact of the blast wave on the entrance door. DOT was equipped with a standard set of equipment: air filtration system, electric generator, chemical protection, tanks for water, cooling machine guns, telephone and radio communications. The rest room for the garrison was absent in most cases, but dugouts were built for this purpose near the firing point.
Maxim machine gun with water cooling pipes

Most of the machine gun pillboxes armed with 7,62-mm machine guns "Maxim" arr. 1910 of the year. It was rather heavy and outdated. weapon, but it proved its reliability to all and had a rate of fire in 500-600 shots per minute. Due to the fact that the machine gun had water cooling, a system of pipes connected to the water tank was installed in the DOT. With their help, struggled with overheating of the machine gun during the shooting. The machine gun "Maxim" was quite a noisy weapon. The roar from his shooting did not allow the use of fire control with the help of the traditional system of voice negotiation tubes. To solve this problem, engineers had to create a light fire control system.

Artillery facilities

In addition to machine guns, artillery buildings were also built in the USSR, mainly for the installation of 76,2-mm guns. Most often, the guns were installed in double-decker bunkers. On the lower floor there was a filtering unit, a power plant and an ammunition depot. The upper floor served to accommodate combat casemates. Most often, 2 implements were installed in adjacent casemates, one of which was pushed slightly in relation to the other. In form, such structures were either caponier or polucaponira. Steel inner and front doors were used as protection against infantry, although in practice, if enemy infantry approached close to such an artillery point, its fate was predetermined.

The embrasure was equipped with an armored frame with anti-bristle projections. It installed a ball mask installation, which provided guidance to the gun in two planes. Installed aiming devices allowed the gunner to recognize targets visually, while advanced artillery observers were often used. The gun was equipped with a device for removing spent cartridges and a sliding mechanism.

PTO facilities

At one time, only machine guns and caponier guns were used on the Stalin line, but soon there was a need to strengthen the anti-tank defense. As a result, many structures were created, in which 45-mm guns were installed, which at that time could fight all types of tanks. As in the case of heavier 76,2 mm guns, the 45 mm anti-tank gun was mounted in a ball-wrencher with a special armored frame, which minimized the damage from the bounce. The gun was installed in the park with the 7,62-mm Degtyarev machine gun and was built in two planes manually. To search for targets used telescopic sight. The trigger mechanism was made in the form of a pedal, and the spent cartridges rolled down a special chute into the pipe and then thrown out. Also, the gun was equipped with flexible rubber hoses, which were intended to remove harmful powder gases from the bunker.
Shelter for conventional field 45-mm PTE guns


It is worth noting that such a setup was quite complicated and expensive, so very often they resorted to a simpler solution, which, moreover, was much cheaper. A reinforced concrete shelter was built for a conventional 45-mm field gun, which fired through an open embrasure.

To the issue of line readiness

Many sources mention only that 880 fortifications were fully prepared, and the total readiness of the EAs was only 15-20%. In these statements there is a certain amount of cunning. Back in April, 1941 Zhukov ordered that all the built but unarmed fortifications in the new URs had armor doors installed and conventional field armament mounted. These works received priority over the installation of power equipment, communications equipment and anti-chemical protection. As a result of these efforts, at the time of the onset of the German attack, about 2300 structures were considered combat ready.

If you look at the problem, a number of interesting details will open even wider. For example, in the 4 issue of the Military Historical Journal for the 1989 year (the press organ of the USSR Ministry of Defense) a table with numbers was placed that reflected the state of the URs on the new border on 1 June 1941. So it contained information that in Brest Ur 128 pillboxes were completed. At the same time, information on the completion dates is usually not given anywhere. The construction of pillboxes in the Brest UR should have been completed on July 1, 1941. Work on the construction of a fortified area was in full swing from morning to evening.

As Sandalov wrote (at that time the chief of staff of the 4 Army, in the zone of which Brest UR was located), “all the engineer units of the 4 Army and the 33 Engineer Regiment of the district subordination were involved in the construction of the Brest Fortified Area. In March-April, 1941 was additionally attracted to the works of 10 from the local population and from the 4 thousand from the local population. From the beginning of June, the 2 battalion from each rifle regiment of the division was involved in the construction of fortifications. ” All this suggests that by June 22, most of the 380 planes planned for erection of DOTs were ready or almost ready.
Pillboxes of the Brest UR with traces of shelling

For each kilometer of the Brest UR front, there were approximately 3 concrete boxes dug into the ground, the walls of which withstood heavy German implements. Of these, one fully built and equipped accounted for 2 partially incomplete. All this was in addition to the natural obstacle in the form of the Bug River. Even having placed usual rifle platoons with machine guns in unfinished pillboxes, it would be possible to create a continuous zone of fire destruction.

However, in the German reports for 22 June, no one will find information about the battles at the breakthrough of the line of the Brest Ur. Only one stingy record: "The border fortifications are broken in the sections of all corps of the 4 Army". Of course, fighting on the line of the fortified area was going on, but the Germans simply did not pay much attention to them. For example, until June 30, 4 of the bunker were held near the Polish town of Siemiatycze, in which the soldiers of the 3 squadron of the 17 th machine gun battalion of the Brest UR defended. The trouble is that most of the 17 and 18 personnel of the machine gun battalions of the Brest UR in the morning of June 22 departed in the direction of Vysokoy, where the headquarters of the 62 st. It was with such a calm and melancholic record that the Chief Officer of the 4 Army, Sandalow, noted the fact of mass retreat of the troops in the first hours of the war.

The Molotov Line was overcome by the enemy rather quickly, not because it was not completed, but mainly because it was not occupied in time by the troops. The close location of the fortifications to the border, panic and confusion caused by the suddenness of the attack and the fact that the construction and engineering equipment of the perpendicular have not yet started, was fatal here. Minefields, engineering barriers, as well as masking of bunkers were not completed.

Sources used:

www.retrospicere.narod.ru/fortification-ussr/forti_04-993a.htm
www.retrospicere.narod.ru/fortification-ussr/forti_04-993b.htm
www.sn-plus.com/regions/1150.html
www.necton.lv/uk/50-molotov-line
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Неприступные линии обороны XX века» Линия Молотова (часть 4)

Линия Молотова – система укреплений, построенная СССР в 1940-1941 годах вдоль новой западной границы, после того как Советский Союз присоединил страны Балтии, западные области Белоруссии и Украины, а также Бессарабию. После получения новых земель Линия Сталина утратила свое значение, на новой границе необходимо было построить новую линию укреплений, которая получила название Линии Молотова. По одному из мнений линия получила свое название из-за того, что изменение границ являлось прямым следствием Пакта Молотова-Риббентропа. Данное название носит неформальный характер и стало общеупотребляемым сравнительное недавно.

Линия строилась от Балтийского моря до Карпат и включала в себя 13 УРов, большая часть из которых прикрывала около 100 км. государственной границы. В состав линии входили следующие укрепрайоны: Тельшяйский, Шауляйский, Каунасский, Алитусский, Гродненский, Осовецкий, Замбровский, Брестский, Ковельский (Любомльский), Владимир-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский, Перемышльский. Укрепления на новой границе по качеству и количеству были сравнимы с лучшими полосами обороны Второй мировой войны. Численность гарнизонов ДОТов в зависимости от их типа колебалась от 8-10 до 30-40 человек. Полевое заполнение УРов должны были обеспечить стрелковые армейские части. По состоянию на 22 июня 1941 года из 5807 ДОТов, намеченных к постройке на Линии Молотова, было завершено строительство лишь 880. Готовность УРов в среднем оценивалась в 15-20%. Стоит отметить, что в такой оценке боеготовности есть доля лукавства, более подробно поговорим об этом позже.

ДОТы линии Молотова


В 1938 году в СССР была введена система классификации ДОТов по их снарядоустойчивости. Всего было 4 класса от М-1 до М-4. Доты класса М-1 имели толщину напольной стены в 150 мм, перекрытия в 110 мм, задней стены – 80 мм. И на дистанции до 6 км, способны были выдержать попадание 203-мм гаубичного или 152-мм пушечного снаряда. ДОТы класса М-2 имели толщину напольной стены в 135 мм, перекрытия – 90мм, задней стены – 60 мм. На дистанции до 6 км они выдерживали попадания 152-мм гаубичных и пушечных снарядов. ДОТы класса М-3 имели толщину напольной стены в 90 мм, перекрытия – 60 мм, задней стены – 50 мм, такие ДОТы на расстоянии до 6 км, способны были выдержать попадание 122-мм гаубичного или 76-мм пушечного снаряда.
«Неприступные линии обороны XX века» Линия Молотова (часть 4)
Один из ДОТов линии Молотова в Прибалтике

Иногда применялся также класс М-4. Такие ДОТы были двух видов: легкие пулеметные с одной амбразурой и ложные цели. Легкие пулеметные ДОТы имели название «Москит», в них устанавливался лишь 1 пулемет «Максим». Обычно они устанавливались в полосе предполья и первыми открывали огонь по врагу. После того как позиция обнаруживалась противником, расчет отступал к главной линии обороны. Ложные сооружения класса М-4 представляли из себя либо простую бетонную коробку без оборудования, либо лишь фронтальную стену в которой имитировалась амбразура.

Помимо этого огневым точкам дополнительно присваивались наименования, которые уточняли направление их огня. ДОТ – фронтальная огневая точка, капонир – ведение флангового огня в 2-х направлениях, полукапонир – фланговый огонь в одном направлении, блокгауз – круговой огонь. В 1938 году данная квалификация была еще более усложнена и стала указывать и характер установленного вооружения, к примеру, ОППК – орудийно-пулеметный полукапонир.

Пулеметные ДОТы

Большая часть долговременных фортификационных сооружений предназначалась для установки пулеметов и имела много общих черт. Большинство из пулеметных ДОТов имело 2 боевых каземата, 2-3 амбразуры, отдельное помещение для наблюдателя с перископом, противохимический тамбур и входной тамбур. Тамбур перед входом в ДОТ простреливался огнем ручного пулемета через специальную бойницу и строился в виде тупика с отверстием или сквозника, что обеспечивало снижение воздействия взрывной волны на входную дверь. ДОТ оснащался стандартным набором оборудования: системой фильтрации воздуха, электрогенератором, противохимической защитой, баками для воды, охлаждающей пулеметы, телефонной и радиосвязью. Помещение для отдыха гарнизона в большинстве случаев отсутствовало, но рядом с огневой точкой для этих целей строили землянки.
«Неприступные линии обороны XX века» Линия Молотова (часть 4)
Пулемет "Максим" с подведенными трубами водяного охлаждения

Большинство пулеметных ДОТов вооружались 7,62-мм пулеметами «Максим» обр. 1910 года. Это было довольно тяжелое и уже устаревшее оружие, но оно доказало всем свою надежность и обладало скорострельностью в 500-600 выстрелов в минуту. Из-за того, что пулемет имел водяное охлаждение, в ДОТе монтировали систему труб, связанных с водяным баком. С их помощью боролись с перегревом пулемета во время стрельбы. Пулемет «Максим» был достаточно шумным оружием. Грохот от его стрельбы не позволял использовать управление огнем при помощи традиционной системы голосовых переговорных труб. Чтобы решить эту проблему инженерам пришлось создать световую систему управления огнем.

Артиллерийские сооружения

Помимо пулеметных в СССР строились и артиллерийские сооружения в основном для установки 76,2-мм орудий. Чаще всего орудия устанавливались в двухэтажных ДОТах. На нижнем этаже размещалась фильтровентиляционная установка, силовая установка и склад боеприпасов. Верхний этаж служил для размещения боевых казематов. Чаще всего здесь устанавливалось 2 орудия в смежных казематах, один из которых был выдвинут чуть вперед относительно другого. По форме такие сооружения являлись либо капонирами, либо полукапонирами. В качестве защиты от пехоты использовались стальные внутренние и входные двери, хотя на практике, если пехота противника подходила вплотную к такой артиллерийской точке, судьба ее была предрешена.

Амбразура была оборудована бронированной рамой с противорикошетными выступами. В ней устанавливалась шаромасочная установка, которая обеспечивала наведение пушки в двух плоскостях. Устанавливаемые прицельные приспособления позволяли наводчику распознавать цели визуально, при этом часто использовались и передовые артиллерийские наблюдатели. Орудие оборудовалось устройством для удаления стреляных гильз и откатным механизмом.

Сооружения ПТО

В свое время на линии Сталин использовались лишь пулеметы и капонирные орудия, однако вскоре назрела необходимость в усилении противотанковой обороны. В результате чего было создано множество сооружений, в которых устанавливались 45-мм орудия, которые на тот момент могли бороться со всеми типами танков. Как и в случае с более тяжелыми 76,2 мм орудиями, 45-мм противотанковое орудие монтировалось в шаромасочную установку со специальной бронированной рамой, которая позволяла минимизировать ущерб от рикошетов. Орудие устанавливалось в спарке с 7,62-мм пулеметом Дегтярева и наводилось в двух плоскостях вручную. Для поиска целей использовался телескопический прицел. Спусковой механизм изготавливался в виде педали, а стрелянные гильзы скатывались по специальному желобу в трубу и далее выбрасывались наружу. Также орудие оснащали гибкими резиновыми шлангами, которые предназначались для отвода из ДОТа вредных пороховых газов.
«Неприступные линии обороны XX века» Линия Молотова (часть 4)
Схема укрытия для обычного полевого 45-мм орудия ПТО

Стоит отметить, что такая установка была достаточно сложной и дорогой, поэтому очень часто прибегали к более простому решению, которое к тому же было гораздо более дешевым. Строилось железобетонное убежище для обычного полевого 45-мм орудия, которое вело огонь через открытую амбразуру.

К вопросу о боеготовности линии

Во многих источниках упоминается лишь о том, что полностью было готово 880 укреплений, а общая готовность УРов составляла лишь 15-20%. В этих заявлениях есть некая доля лукавства. Еще в апреле 1941 Жуков приказал, чтобы во всех построенных, но невооруженных укреплениях в новых УРах были установлены броневые двери и смонтировано обычное полевое вооружение. Данные работы получали приоритет перед установкой силового оборудования, средств связи и средств противохимической защиты. В результате этих усилий к моменту начала немецкого нападения около 2300 сооружений считались боеготовыми.

Если взглянуть на проблему еще шире откроется ряд интересных деталей. К примеру, в 4 номере «Военно-исторического журнала» за 1989 год (печатный орган Министерства обороны СССР) была помещена таблица с цифрами, которая отражала состояние УРов на новой границе на 1 июня 1941 года. Так в ней содержалась информация о том, что в Брестском Уре 128 ДОТов были завершены. При этом нигде обычно не приводятся информация о сроках завершения строительства. Работы по возведению ДОТов в Брестском УРе должны были быть закончены 1 июля 1941 года. Работа по строительству укрепрайона кипела с утра до вечера.

Как писал Сандалов (в то время начальник штаба 4-й армии, в полосе которой и находился Брестский УР), «на строительство Брестского укрепрайона были привлечены все саперные части 4-й армии, а также 33-й инженерный полк окружного подчинения. В марте-апреле 1941 года было дополнительно привлечено к работам 10 тыс. человек из числа местного населения и 4 тыс. подвод. С начала июня к строительству оборонительных сооружений привлекалось по 2 батальона от каждого стрелкового полка дивизии». Все это дает основания полагать, что к 22 июня, большая часть из всех 380 планируемых к возведению ДОТов была уже готова или почти готова.
«Неприступные линии обороны XX века» Линия Молотова (часть 4)
ДОТ Брестского УРа со следами обстрела

На каждый километр фронта Брестского УРа приходилось примерно по 3 врытых в землю бетонных коробки, стены которых выдерживали попадания тяжелых немецких орудий. Из них на одну полностью построенную и оборудованную приходилось по 2 частично незавершенных. Все это было дополнением к естественной природной преграде в виде реки Буг. Даже разместив в недостроенных ДОТах обычные стрелковые взводы с пулеметами, можно было бы создать сплошную зону огневого поражения.

Однако в немецких донесениях за 22 июня никто не найдет информации о боях при прорыве линии Брестского УРа. Лишь одна скупая запись: «Пограничные укрепления прорваны на участках всех корпусов 4-й армии». Конечно же, бои на линии укрепрайона шли, но немцы просто не обратили на них особого внимания. К примеру, до 30 июня держались 4 ДОТа у польского местечка Семятыче, в которых оборонялись бойцы 3-й роты 17-го пулеметного батальона Брестского УРа. Беда в том, что большая часть личного состава 17 и 18 пулеметных батальонов Брестского УРа уже утром 22 июня отходила в направлении Высокого, где находился штаб 62-го укрепрайона. Вот такой спокойной и меланхоличной записью отметил начштаба 4 армии Сандалов факт массового отступления войск в первые часы войны.

Линия Молотова была преодолена противником достаточно быстро не потому, что была не достроена, а главным образом потому, что не была вовремя занята войсками. Роковым образом здесь сказалось близкое расположение укреплений к границе, паника и неразбериха, вызванные внезапностью нападения и тот факт, что к постройке и инженерному оборудованию предполья еще не приступали. Минные поля, инженерные заграждение, равно как и маскировка ДОТов были не завершены.

Использованы источники:

www.retrospicere.narod.ru/fortification-ussr/forti_04-993a.htm
www.retrospicere.narod.ru/fortification-ussr/forti_04-993b.htm
www.sn-plus.com/regions/1150.html
www.necton.lv/uk/50-molotov-line


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня