На подлодке

16


Пишет Михаил Михин

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре - главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели - гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды - 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.




На пирсе у подлодки дежурит ВВВ - вооружённый верхний вахтенный.



Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко - в силах постоянной готовности должны служить профессионалы. В экипаже подлодки профессионалы нужны настоящие. Не липовые. Поинтересовался у товарищей моряков на счёт тягот и лишений. Подводники для начала отмолчались, потом подумали и сообщили: курить на подлодке нельзя. И в дальнем походе тоже нельзя. Некурящим не понять, а курящим объяснять не надо.



Ну а теперь впечатления и итоги наблюдений: что удивило сразу же - рубка, которая возвышается над корпусом - «необитаемая». Внутри темновато, отовсюду торчат целые снопы труб, какие-то вентили везде понатыканы, кое-где прорезаны небольшие квадратные лючки, под ногами специальный, кажется, стальной настил, похожий на тропинку. Металлическая «тропинка» привела бодрого московского путника к люку, ведущему в недра боевого подводного корабля. Люк, вообще-то говоря, нормального диаметра, а вот я - несколько ненормального. Плюс к тому - термобельё, фуфайка, толстая куртка - «аляска» с капюшоном, спецштаны, варежки, шапка и рюкзак с фототехникой.

Об том, чтобы пролезть внутрь с рюкзаком за плечами - не могло быть и речи. Опустить его вниз никак нельзя, люк высокий, рюкзак тяжёлый, груз внутри - хрупкий. Кинуть кому-то вниз - опасно. Руки сломаются, стекляшки побьются. Принял волевое решение поставить рюкзак себе на голову и спускаться не видя куда именно. Так и поступил. Еле протиснулся. Было очень смешно спускаться. Подниматься, конечно, было ещё смешнее, но чего ж не сделаешь ради редкого кадра!



В центральном посту.



Внутри подлодки, надо заметить, всё выглядело совершенно иначе. Нежели снаружи. Не сказать, что кругом стало сильно просторно, но и тесноты я не заметил. Осмотревшись в центральном посту, полюбовавшись видами Гаджиево через командирский перископ, отправился на импровизированную экскурсию в сопровождении помощника командира. Чтобы никто бесконтрольно не болтался где попало, везде были расставлены моряки, вежливо направлявшие заблудших на истинный путь. Очень правильная линия поведения, считаю.

Обнаружил комнату отдыха и психологической разгрузки для экипажа, осмотрел живые растения в нишах и небольшую сауну. Поразмыслив, направился, конечно, на камбуз. Честно говоря, как театр начинается с вешалки, так и пресс-тур на флот или в армию начинается с камбуза. Так вот - на камбузе царит полный порядок, питание всегда вкусное, разнообразное, четырёхразовое. Красное вино экипаж тоже получает, это правда. Говорят, ничего общего с выводом каких-то мифических радионуклидов оно не имеет, а вот для психологической разгрузки после вахты вполне годится. На сладкое экипажу положен, например, шоколад. Одну из шоколадок удалось выцыганить в качестве сувенира. Маленькая плитка с надписью «Гвардейский» (задарил потом камраду voutsen_cv). Выпил чайку, вскипевшего, разумеется, прямо на атомном реакторе. И отправился дальше.



Командир подлодки, капитан 1 ранга Сергей Евгеньевич Старшинов у командирского перископа.

На подлодке
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Эрик
    Эрик
    0
    10 июня 2011 10:21
    Лодка конечно неимоверно красивая... Такое чудовище и одновременно такая красавица...
  2. 0
    10 июня 2011 13:17
    лодка вещь и экипаж видать что надо! но вот комбезики показуха видимо для сессии выдали.
    1. 0
      9 апреля 2019 14:39
      Ну ты лошара. Обрати внимание на комбезиках две буковки РБ. Радиационная Безопасность. Кроме как в нём на лодке ты не имеешь права работать. И домой в нём ходить тоже. Может ты удивишься, но и обувь у них на лодках специальная- сандальки с дырочками.
  3. snek
    snek
    -1
    10 июня 2011 13:37
    Цитата: "Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко - в силах постоянной готовности должны служить профессионалы".
    Хм, а как же наша старая добрая песня про то, что контрактники - это наемники, которые разбегутся при первой опасности, а настоящий защитник Родины - это по определению призывник?
  4. 0
    10 июня 2011 13:55
    snek,
    Хм, а как же наша старая добрая песня про то, что контрактники - это наемники, которые разбегутся при первой опасности, а настоящий защитник Родины - это по определению призывник?------ а как дышло,куда повернешь так и будет.
  5. rumpeljschtizhe
    -1
    10 июня 2011 16:16
    по интерьерам такая убогость( я о дизайне помещений)
    кубрики нормальные разработать не могут...ни какой эргономики
    надо применять технологии из гражданского судостроения.
    судя по идиотским шкафчикам там бошку раскроить раз плюнуть.
    1. Дмитрий
      -1
      10 июня 2011 23:41
      Шкафчики,стульчики и прочие включатели на лодке и на гражданских судах Российской постройки-идентичны. В чем беда не знаю. Я отработал на танкере Пулково (постройка Питер 1996) это просто жуть. =) С уважением Дмитрий.
  6. olifus
    0
    10 июня 2011 23:24
    Цитата: rumpeljschtizhe
    по интерьерам такая убогость( я о дизайне помещений)кубрики нормальные разработать не могут...ни какой эргономикинадо применять технологии из гражданского судостроения.судя по идиотским шкафчикам там бошку раскроить раз плюнуть.

    эта лодка сдавалась флоту в конце 80х начале 90х, что вы хотите, тогда это было очень даже хорошо, тем более в армейском быту всегда главенствовал аскетизм.
  7. rumpeljschtizhe
    -1
    11 июня 2011 10:18
    я знаю что лодка сдавалась в начале 90-х
    я почему то уверен что и на новых типа Борей не лудше с с дизайном помещений.
    Дмитрий , я предлагал использовать стиль дизайна не из советского гражданского судостроения :-)
    есть же много фирм разрабатывающие катера, яхты там с дизайном все в порядке в каютах.
    (я не призываю к шикарности богатому убранству помещений на АПЛ)
    люди находятся в ней по пол года в тяжелейших условиях и скрасить их быт это важно
  8. Stefano
    +2
    11 июня 2011 18:03
    Вот это настоящий паёк вот так надо кормить всех солдат.
  9. provodnikbdsm
    +3
    11 июня 2011 23:00
    На Пантере не был, был на Барсе в 1992, но они идентичные.
    Комбинезоне не показуха, форма такая РБ. на всех лодках. кстати очень удобная, и тапочки.
    На лодках 971пр. срочников и так было то совсем ничего, так что назвать офицеров и мичманов контрактниками вполне можно.
    Дизайн интерьеров-нормальный.Потому как вахта 4часа через 8. Сменился и спать, иногда (ежедневно)воюешь за живучесть по учебной тревоге, так что, чем проще тем лучше, не отвлекает.
    Точно не скажу за 971пр. Но стандартная автономка у 667бдрм в девяностых была 75 суток, но продукты грузили на 120. Про тяжелейшие условия....Не более тяжело чем везде.(отходил 2 автономки)Так что интерьер точно переделывать не надо, отработан годами, там же за всей этой съёмной обшивкой ещё куча электрощитов и всяких вентелей и ЗИП.
    Паёк действительно на убой, даже в голодные времена путча 91г.
  10. +1
    11 июня 2011 23:11
    provodnikbdsm, ну тады лады!!!!!
  11. rozzzacka
    0
    13 июня 2011 02:35
    Привет всем!Ищу парня для необременительных встреч на вашей теретории(живу с мамой).
    Также возможен виртуальный секс по аське или скайпу но реальные встречи предпочтительны так как сама хочу ощущать твой твёрдый член в моей писечке...
    Все контакты тел. и т.д найдете в моей анкете на сайте бесплатных интим знакомств.Вот сылка на сайт http://dev0.ru/myanketa/
    Я вас жду.. ваша Роза
  12. rumpeljschtizhe
    -2
    14 июня 2011 09:44
    на дворе 2011 год
    да давайте оставим все как есть интерьер 70-х в кубриках
    на ..н кондиционеры на танках и т.д. странная психология
    служить то придется на лодках новому поколению и чем плохо если б кубрики были подобные
    http://www.flotdesign.ru/content/professionalnyi-konkurs-gavin-pavel-sergeevich-
    ershov-ilya-nikolaevich
    аскетизм и убожество разные вещи
    1. 0
      13 июля 2020 20:33
      Интерьеры замечательные. По сравнению с нашими, 1-го поколения, это просто шик.
  13. юнга
    0
    15 июня 2011 04:11
    rumpeljschtizhe прежде чем критиковать, надо хотя бы пожить в таких интерьерах у пирса, не говорю уж про сходить в море. И адреса правильные давать, а не кривые.

    datur в таких комбезиках ходят постоянно, только дурную привычку взяли на "парадное РБ" подворотнички пришивать.

    provodnikbdsm привет северянам от камчадалов
    1. 0
      13 июля 2020 20:36
      Прослужил на пл 675 проекта 23 года, ни разу не подшивали к РБ подворотнички. Койки застилали "по белому" - было, при сдаче задачи или прибытии на борт высокого командования. А подворотнички никогда.