Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии

Одной из самых больших загадок этого года вполне может стать история, связанная с производством кораблей на воздушной подушке класса «Зубр» в Феодосии. Если точно, то загадка не в начале производства, чего многие не ожидали, учитывая тот факт, что судостроительный завод «Море» долгое время находился в нерабочем состоянии, а в его крахе. Теперь обо всем по порядку.

Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии


Осенью прошлого года государственная компания «Укрспецэкспорт» заключила крайне выгодный контракт с Китаем на поставку кораблей типа «Зубр». Согласно официальным данным, сумма контракта составляла 350 миллионов долларов, и основным предприятием для выполнения заказа был выбран феодосийский завод «Море». Необходимо заметить, 52-метровый цех завода «Море» по-настоящему уникален. Эту огромную по масштабам сборочную площадку обслуживали 2 специальных мостовых крана, грузоподъемность каждого из которых составляла 50 тонн. Они совместно поднимали корабль на воздушной подушке, вес которого составляет 95 тонн.


Причина, по которой выполнение заказа было возложено на завод «Море», кроется в истории производства скоростных десантных судов на воздушной подушке типа «Зубр». Как известно, проектировать и строить подобные суда в мире были способны только шесть государств: Австралия, Англия, Новая Зеландия, Канада, США и СССР. В нашей стране производство велось только на двух предприятиях – вышеупомянутом заводе «Море» и ленинградском ЦКМБ «Алмаз».

На протяжении последних десятилетий производственная база под Феодосией была похожа на голую, выжженную землю. Завод стоял без заказов, с его территории украли все, что только смогли демонтировать. Разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. На заработки в Россию уехали лучшие инженерные и рабочие кадры. Обвинить их в этом невозможно, так как в Петербурге корабел-фрезеровщик, приехавший из Крыма, получал более 2000 долларов, что по украинским меркам просто заоблачная зарплата.

Но в конце осени 2010 года все резко изменилось. Многие судостроители покидают благополучный Петербург и возвращаются в родную Феодосию. На заводе «Море» начала кипеть работа, для китайцев заложены два корабля на воздушной подушке по проекту 12322. Скоростной амфибийный корабль класса «Зубр» предназначен для осуществления высадки десанта на любом побережье и его дальнейшей огневой поддержки. Способен переправлять грузы весом до 150 тонн, в том числе три танка и 140 человек десантной группы. Может передвигаться со скоростью около 120 км/ч по воде, льду, земле и преодолевать различные препятствия высотой 1,5 метра. Оснащен пятью независимыми газовыми турбинами. Серийное изготовление газотурбогенераторов для «Зубров» осуществляется на заводе «Заря-Машпроект», расположенном в Николаеве.

Самое главное в этой истории то, что в соответствии с заключенным контрактом китайцы получали в свое распоряжение уникальную техническую документацию. То, что высшее руководство Китая было заинтересовано в сделке, подтверждает тот факт, что они согласились даже оплатить значительную часть долгов украинского завода «Море».

Заказ из Китая обеспечил бы крымчан работой как минимум на ближайшие пять лет. Что далее, неизвестно, но можно быть полностью уверенными, что, получив необходимую техническую документацию, китайцы начнут производство «Зубров» самостоятельно.

Один из заказанных по контракту кораблей уже был в стадии готовности, когда произошло ЧП, перевернувшее все с ног на голову. Как сообщили в МЧС АР Крым: «При перемещении корпуса корабля двумя мостовыми кранами случилось разрушение и последующее падение одного из них». На сегодняшний день это вся официальная информация с завода «Море», но есть данные, полученные от самих рабочих завода.

Согласно утверждению, кран-балки начали работать не одновременно, и конструкция упала из-за возникшего перегруза. В то же время принять или опровергнуть данную версию сложно. Машинист крана, женщина 60 лет, погибла под обломками. Всю свою жизнь она проработала на предприятии сварщиком и лишь недавно переучилась на крановщика. Кроме крановщицы, погиб пожилой сборщик судовых корпусов, которому лопнувший трос снес череп. 38-летний рабочий доставлен в больницу со сломанными ногами, и еще несколько человек получили незначительные увечья.

Сегодня первый из четырех «Зубров», предназначенных для Китая, продолжает висеть на уцелевшей кран-балке. С повисшего в воздухе корабля слетели установленные бронеплиты, произошла значительная деформация корпуса. Заводчане сообщают, что не могут опустить его вниз из-за опасности обрыва тросов и крушения уцелевшей кран-балки – «самоубийц среди нас нет».

Подобная трагедия на феодосийской судостроительной компании «Море» произошла впервые. Главная беда заключается в том, что во время падения крана произошла значительная деформация несущих конструкций главного корпуса цеха. Если рассматривать цех снаружи, то он вроде бы цел, но при внутреннем осмотре становится понятно, что он непригоден для дальнейшей эксплуатации. По сути, это крах уникального производства.

В Феодосии начала работу государственная межведомственная комиссия по установлению причин аварии. В то же время на предприятии не исключают, что в ближайшее время китайская сторона потребует выплатить неустойку и даже расторгнет контракт. Действительно, зачем платить огромные деньги «Укрспецэкспорту», если можно делать «Зубры» самим? По неофициальным данным, всю необходимую техническую документацию по проекту китайцы получили ранее срока. Большинство инженерных кадров СК «Море» уже работают в Китае, где интенсивными темпами строится подобный завод.

Кроме Украины, контракт на «Зубры» для КНР всеми силами стремилась получить Россия, даже предлагавшая китайцам альтернативные варианты. Переговоры по данному вопросу между Россией и Китаем велись на протяжении последних десяти лет, однако окончились безрезультатно. По одной из неофициальных версий, причиной безрезультатности переговоров стала неуступчивость основного разработчика - ЦМКБ «Алмаз». Согласно этой версии, питерцы соглашались передать в Китай документацию на десантный корабль лишь после поставки 10-15 кораблей «Зубр» собственного производства.

С другой стороны можно предположить, что российское высшее руководство было не заинтересовано в продаже соседнему Китаю технологий производства уникального корабля, который может изменить военный паритет в дальневосточном регионе. Например, «Зубры» - это настоящий кошмар для соседнего неуступчивого Тайваня. Их могут вполне результативно применить и в возможных пограничных спорах с самой Россией.

Получив отказ от России, Пекин достаточно быстро и главное результативно для себя договорился с Киевом. Это стало очередным успехом Украины на ниве производства и экспорта вооружений, что, несомненно, вызвало нервную реакцию в России. Сегодня многие называют катастрофу в Феодосии выгодной как для ЦМКБ «Алмаз», так и для России в целом.

Вот исходя из вышеперечисленной информации и вырисовывается четкий треугольник: в одном его углу Украина с ее уникальным производством, в другом Россия с ее не желанием предоставлять сопернику уникальных технологий и в третьем Китай, который получил все, что было необходимо, а именно техническую документацию и специалистов, и, как следствие, денег платить он не проявляет желания, а все средства, которые были вложены, они с лихвой возвратят в виде неустойки.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. pokermen 9 июня 2011 11:51
    В войне все средства хороши.....возможно наши и поучаствовали в деверсии
    pokermen
  2. Михаил 9 июня 2011 12:34
    Ну как без руки Злейшего и Темнейшего? А по сути всё правильно. Пора ставить точку в продаже технологий. Только готовую продукцию с 10-15 летним разрывом. Без разрыва - завтра они придут в "гости" без стука в двери.
    Михаил
  3. rumpeljschtizhe 9 июня 2011 13:21
    ..хотелось по злорадствовать..
    но Китай опять выиграл
    rumpeljschtizhe
  4. datur 9 июня 2011 13:34
    да китаезы обыграли и кого ---хитрованов хохлов.радоваться бы надо ,но нечему- в дураках оказались и хохлы и мы. а китайцы опять в шоколаде.блин до каких пор свое-мое будет парить над нашим?
    1. Kavkaz 9 июня 2011 17:02
      Хохлы совсем оборзели,торгуют наследством СССР налево,направо по демпинговым ценам,а когда иссякнет это наследство,вспомнят о многовековом братстве между украинским и русским народом...

      К разработке,нового китайского танка тоже причастны хохлы,в копировании китайцами палубного СУ-33,они(хохлы) тоже поучаствовали..Теперь вот Зубр!!!!!Н

      А эта авария выгодна,только узкоглазым...
      Kavkaz
      1. Enemigo 9 июня 2011 19:47
        Цитата: Kavkaz
        Хохлы совсем оборзели,торгуют наследством СССР


        если хохлы - это в том числе и медвепутоёлкины, то ты чертовски прав! сколько уникальных кадров и технологий из России тю-тю за последние 20 лет. сколько всего делать разучились, сколько всего запороли и растеряли - уму непостижимо. такштааа... хахлы - зло!
        Enemigo
  5. Stefano 9 июня 2011 14:17
    А что вы хотите Китай ведущая страна мира и скоро и не тем будет воротить и управлять.
    Stefano
  6. mitrich 9 июня 2011 18:33
    Нормальная производственная история для современной Украины. А что вы хотели - столько лет завод не работал. Там, наверное, этот кран уже весь проржавел, да крановщица разучилась на нужные кнопки нажимать. Так что возвращайтесь, незадачливые феодосийские корабелы, обратно в Питер...А диверсии никакой не было, уверен. Это все конспирология.
    mitrich
    1. Enemigo 9 июня 2011 19:44
      ненормальная. статейка многого не договаривает. завод "Море" в Феодосии сохранял кадры (у меня работают знакомые на этом заводе) и ремонтировал боевые корабли как укрофлота, так и ЧФ. нашли чему радоваться.

      а то, можно подумать, одна Россия бережёт и приумножает наследие СССР, да ещё вся в шоколаде. как оно - "мистрали" покупать при своих-то верфях простаивающих? китайцам из России ушло много чего, включая "краснополь", авиационные и морские технологии...
      Enemigo
      1. PSih2097 9 июня 2011 19:53
        А кто Варяга за 20 кк$ пропил и Ульяновск раздербанил?
        1. Enemigo 9 июня 2011 20:54
          гражданин хороший, историю "Варяга" надо знать. Украине этот крейсер нужен не был - он сильно избыточен для Чёрного моря. а ельцинская кремлядь по двадцать раз мнение меняла. то он ей нужен, то пшолнах. так муму за мудя водили столько, что все приличные сроки прошли и корабль превратился в кучу металла, после чего хохлы разумно решили его продать по амортизационной цене.

          но ты бы лучше сделку провернул и всё устроил?

          учи матчасть, поцреотик. а что там ворьё на постсоветском пространстве делает - я не защитник не единой твари, откуда бы эта -удалено- ни была. но - чисто доброе пожелание - на себя тоже оборачивайтесь, а то целок вечно из себя ломаете - синдром брошенной жены. ах, меня бросили (предали, изнасиловали) эти ужасные (вписать название бывшей республики СССР).
          Enemigo
      2. APASUS 9 июня 2011 22:08
        Был на вашем заводе (МОРЕ) два года назад.Завод стоял.Постояли два корабля ВМС Украины у причала но работы по ним так и не начались.Тут еще САМ приезжал и притащил кучу олигархов местного разлива.На заводе есть своя гавань,причалы и даже аэродром.Собирались там строить очередной отель,но опять тишина.
        Если у завода не будет контрактов на строительство судов еще пять лет ,то можно его смело порезать на метал.
        APASUS
  7. mitrich 9 июня 2011 20:17
    ENEMIGO,
    про Комсомольск ничего не скажу, не знаю, а Питер, Балтийск и Североморск не простаивают. Если вы житель Крыма, не переживайте так, наверняка Пут..(нет, а то War восстанет) российское руководство отобъет благословенный полуостров вместе с вами обратно.
    А "Мистраль" корабль хороший, такой можно и купить, тем более что оставшиеся 2 будем строить сами. Что ж такого? Китай вон не постеснялся заказать "Зубры" у Украины, правда та контракт завалила, а мы чего должны стесняться заказать нужный России корабль во Франции?
    mitrich
    1. Enemigo 9 июня 2011 20:47
      у хорошего корабля габариты бьют для российских вертолётов и бронетехники. к тому же, нет причалов и инфраструктуры для них. т..е. прежде чем покупать "запорожец", нормальный хозяин гаражом для него озадачится.

      также сообщаю (получено в результате длительных бесед с флотскими в Севастополе): "мистраль" Россия получит без интересной электронной начинки - голый сарай. я понимаю, в России уже и сарай возвести не могут? самое годное, что будет идти вместе с "мистралем" - рулевые колонки, которые Россия делать не умеет (ибо они появились с развалом СССР). но отдельно рулевые колонки можно было заказать в Финляндии - они умеют не хуже и давно делали всякое для российского Флота. кроме всего прочего, в России есть свой (и не хуже) проект десантного корабля аналогичного класса, которому не нужна новая инфраструктура. на этом ресурсе есть описание данного проекта.

      но - да - верной дорогой идёте. скоро будет как при добрых царях - у солдата всё иностранное, не очень новое и не сильно качественное.
      Enemigo
  8. mitrich 9 июня 2011 20:59
    ENEMIGO,
    Ваши флотские друзья в Севастополе Вас обманули, да и откуда что они могут знать.
    Договоренность по "Мистраль" уже достигнута в части его комплектации,- такой же, как и для ВМС Франции. Вся битва сейчас вокруг цены контракта - 980 млн. евро или 1 млрд. 200 млн. евро. В любом случае, договор будет заключен до 27.06.11.
    mitrich
  9. Форвард 10 июня 2011 08:56
    Новые технологии нужны как воздух всем . Где их можно получить законно ? Только в случае заказа партии оригинальной техники . Так действует Китай , так действуют и наши ,восполняя пробел периода 90 годов, В данном случае покупкой Мистралей. То что произошло в Феодосии печально . Особенно в контексте того что , погибли и пострадали люди . Радоваться вобщем то нечему . Украинские клоуны в лице Ющенко и Тимошенко виноваты в развале всего и вся на Украине. Вот с кого и надо спрашивать по полной программе .
  10. rumpeljschtizhe 10 июня 2011 11:11
    Хватит про мистрали уже вот когда они поступят к нам и в каком виде тогда можно будет судить
    rumpeljschtizhe
  11. Крымский 15 июня 2011 14:29
    Первый раз после перестройки несколько лет назад на заводе "Море" начали строить "Зубры" для Греции, кажется, уже и не помню. Но и там была засада - один Зубр сделали, второй не вытянули. С китайским заказом - та же ерунда. Кранты нашему заводу наверное, жаль. Только вот кажется мне, что враги тут не при чем, сами все запороли.
    Крымский
  12. Gonoriy 15 ноября 2012 22:16
    А китайцы как всегда лапу погреют.Сами ничего не умеют делать.Так все нужное скупили пользуясь развалом СССР.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня