"Танки – моя судьба и предназначение"

21
"Танки – моя судьба и предназначение"На 2014 год выпало сразу две знаковые даты в истории российского танкостроения. Первая – 13 июня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося конструктора-танкостроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, генерал-лейтенанта Валерия Николаевича Венедиктова – одного из создателей концепции танка Т-72, которая почти на полвека определила направление развития российской бронетехники. И вторая дата – сорок лет со дня постановки на серийное производство этого танка.

В 1949 году Валерий Венедиктов в составе группы лучших выпускников бронетанковой академии был командирован в КБ-520 Уральского танкового завода (ныне Уралвагонзавод) и почти сорок лет там трудился, пройдя все ступени до должности главного конструктора. Уже в 1954 году он был назначен заместителем главного конструктора Леонида Николаевича Карцева по опытным работам. Эта должность весьма и весьма специфична: под руководством и на его повседневном контроле находились все этапы создания новых танков – от первой линии чертежа на кульмане до серийной машины.

Имя Венедиктова чаще всего связывают и в первую очередь ставят ему в заслугу с непосредственным участием в разработке и постановке на производство танка Т-72 и с его дальнейшей модернизацией. Действительно, Т-72 – его главное достижение, его судьба и тяжкий крест. Это были два десятилетия напряженного труда в качестве заместителя главного конструктора Карцева, ведущего по большинству опытных работ. Кроме всех экспериментальных образцов машин, ставших на серию в тот период, надо отметить концептуальный объект 140, объект 150 (будущий истребитель танков ИТ-1) и первый в мире танк с газотурбинным двигателем.

Особо выделить трагическую судьбу прорывных – объекта 167М (1964 год) и глубокой модернизации танка Т-62 (1967 год) с пушкой калибра 125 мм, с автоматом заряжания, механизмом выброса стреляных гильз и другими новациями, крест-накрест заколоченных дубовыми решениями «как не отвечающие перспективам развития бронетанковой техники» (из протокола НТС МОП). Постановка этих машин на вооружение могла в корне изменить ландшафт в советском танкостроении и обеспечить превосходство по боевой эффективности над танками Запада. Тем не менее вплоть до 1973 года на производстве стоял танк Т-62 с более низкими тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Но конструктор предлагает, а «верха» располагают...

Почему так произошло и почему власть имущие определили свою позицию именно так, эта тема требует глубокого анализа и оценки, чтобы в настоящем не повторились события того времени.

В 1968 году вышел знаковый для тагильского КБ приказ министра, приоткрывающий путь к новому танку. Хотя текстуально этот документ носил паллиативный характер, но был достаточен для начала работ. Всего за год Леонид Карцев с товарищами буквально совершили подвиг, создав в металле и начав натурные испытания концепта объекта 172, из которого впоследствии выросла «семьдесятдвойка».

Много позднее я спросил у Сергея Ивановича Ветошкина, бывшего заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК), как мог министр оборонной промышленности Сергей Алексеевич Зверев в той непростой обстановке пойти на такой рисковый шаг, подписывая упомянутый приказ, и получил следующий ответ: «Запомните, Зверев никогда свои яйца в одну корзину не откладывал».

СУДЬБА, СТАВШАЯ ИСТОРИЕЙ

В 1969 году, после ухода Карцева, Венедиктов был назначен главным конструктором КБ Уралвагонзавода, основной задачей которого в то время была постановка на крыло заложенного его предшественником и единомышленником объекта 172. Испытания этого объекта выявили ряд значительных конструктивных проблем и вот тогда-то с пыльных полок на свет божий явились во всей красе наработки прежних лет, замурованные «верхами» и нашедшие свое место в объекте 172М.

После интенсивных доработок и жестких испытаний в различных климатических и дорожных условиях объект 172М был принят на вооружение. В начале 1974 года с конвейера Уралвагонзавода сошли первые танки Т-72, которым судьбой и талантом тагильских конструкторов были уготованы многие лета славной боевой судьбы.

С первых дней в новой должности Валерий Венедиктов в полной мере вкусил масштабное, чаще всего обоснованное только личными предпочтениями и амбициями давление чиновников разного уровня, поучающих, что такое хорошо, а что такое плохо.

Когда речь заходила о деле, Валерий Николаевич был непреклонен, отстаивая свою точку зрения, невзирая на уровень и чины оппонентов – от Устинова, Зверева и так далее по списку. «Истина выше благоразумия», эта теза Сократа была ему по душе, и он не раз шел на прямой конфликт с власть имущими, защищая и отстаивая свою позицию.

Как пример, диалог на коллегии Министерства оборонной промышленности (МОП):

Венедиктов: Считаю необходимым и целесообразным установку на Т-72 комплекса управляемого вооружения «Кобра»…

Зверев озверел: Сколько можно меня учить, что мне делать, а что не делать в моем министерстве!

Венедиктов: В министерстве Вы хозяин, а я – главный конструктор танка.

Зверев: Пока (пауза) я министр, «Кобры» на Т-72 не будет!

Заданный Венедиктовым посыл дальнейшего повышения характеристик танка требовал полной отдачи сил. Он себе и другим задавал высочайший темп работы. А это не всегда находило понимание. Один из заместителей, однокашник по академии, на просьбу ускорить какую-то работу заметил: «Валера, ну куда ты гонишь, не война на дворе…» Венедиктов вспылил: «Да, не война, но нужно все делать быстро и качественно сегодня, потому что у дня завтрашнего будут свои заботы!»

Но вернемся немного назад: 1954 год можно считать датой создания самого результативного творческого тандема в истории российского танкостроения. Представьте себе, на «лицевом счету» Карцева и Венедиктова, этих двух выдающихся конструкторов, более 120 000 танков, изготовленных на отечественных предприятиях и за рубежом по документации, разработанной КБ-520/УКБТМ под их руководством.

Но дело даже не в количестве – главное, что их танки Т-54А/Б, Т-55, Т-62 и Т-72 стали самыми массовыми и воюющими в мире. Они до сих пор состоят на вооружении более чем 50 стран мира и принимали участие во всех локальных конфликтах нового и новейшего времени, пройдя жесткую проверку временем и боем, подтвердив свою высочайшую эффективность и надежность.

«ПОВЕРИЛ Я АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ…»

Писать о Венедиктове очень трудно. Многогранная, сложная, как говорят художники, ускользающая натура. Каждый, кто с ним сталкивался, имел свое представление о Валерии Николаевиче, отличное от мнения других.

Человек высокой культуры и фанат своего дела. Вспыльчив, но отходчив. Венедиктов был человеком непростым и для многих очень неудобным. Он был каким-то индивидуально-штучным, и в нем присутствовала особая творческая интеллигентность. Не терпел равнодушия и верхоглядства, мог простить ошибки, неизбежные во всяком деле, но за халтуру давал прикурить по полной.

Трудоголик – рабочий день даже в «мирное» время 12–14 часов. В технической политике (обстоятельства заставляли) – иезуит, но и мастер лобовой атаки.

Некоммуникабелен (мало друзей – много врагов, не личных, по работе). И при этом (вот в чем парадоксальность его личности) – удивительная способность находить и сплачивать единомышленников, заражая их своей верой.

Венедиктов по нынешней терминологии – харизматическая личность. Одним словом – Лидер.

Острое чувство юмора и умение четко излагать свои мысли иногда в самой парадоксальной форме. В КБ до сих пор помнят его легендарную фразу: «Я собрал вас посоветоваться, кто не согласен, может идти…»

И умение находить сильные стороны в сотруднике. Например: «Такой-то, конечно, не фонтан, но как чертит… Не чертеж, а графика Дюрера». В то время компьютеры еще были далекой мечтой.

Увлекающийся, но трезво оценивающий внешние факторы, Валерий Николаевич поражал глубиной своей технической эрудиции. Он не просто вникал в тему, он буквально в нее вгрызался. И это касалось всего, что было в танке: СУО, вооружение, двигатель и так далее по списку. Особой его заботой была надежность всех систем и танка в целом. И не считал зазорным учиться у своих коллег-конструкторов, понимая, что они более глубоко владеют всеми аспектами проблем.

Как-то он сказал мне: «Танки – моя судьба и предназначение. До войны я слышал о танках, горланил «Три танкиста, три веселых друга», но не помышлял о танках. Война все изменила у многих, но я думаю, что, какой бы я путь ни выбрал, он все равно бы привел к танкам. Вспомните коллизию в новелле О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Его отличала парадоксальность мышления и не только в технической, главной сфере его жизненных интересов. Он был тонким ценителем классической литературы и музыки. В его библиотеке соседствовали собрания сочинений Толстого, Тургенева, Достоевского, Бунина, Пушкина и Лермонтова… Позднее, в семидесятых, в круг его интересов вошли О. Уайльд и О. Генри.

Любимых писателей и композиторов он оценивал очень своеобразно: для души – Тургенев, Бунин, Пушкин, а «Войну и мир» Толстого, а также музыку Баха предлагал ввести в курс «Проектирование машин и механизмов», считая их произведения вершиной компоновки… О Моцарте говорил: «…при всей его музыкальной виртуозности он не смог бы спроектировать даже лопату!»

1982 год. Полигон. Летнее утро. Небо чистое, голубое. Птички чирикают. Ни ветерка. Из приемника в автомобиле – любимый романс шефа «Утро туманное, утро седое…». Ну, сплошная лирика. Валерий Николаевич в мажоре… Ждем танк.

И вот эффектное появление танка на фоне солнца. На максимальной скорости, поднимая клубы пыли, грохоча гусеницами и ревя двигателем, пролетел мимо нас танк Т-72.

Венедиктов мне, восхищенно:

– Посмотрите, как он красив, гармоничен и пластичен, как рысь!..

И нараспев:

– «Поверил я алгеброй гармонию…» – И тут же: – Когда вернемся в КБ, пригласите ко мне Быстрицкого, пусть доложит о ситуации с СУО!

Одной из сильных сторон Венедиктова был дар предвидения дальнейших путей развития танкостроения и, в частности, танка Т-72. Отправная точка и основная философская база его творчества – движение по пути эволюционного, пошагового повышения ТТХ в процессе постепенного изменения предшествующего состояния, подготавливающего динамичное изменение с последующим переходом на более высокую качественную ступень. «Еще в 1972 году, до постановки танка Т-72 на производство, в КБ начались работы по его дальнейшему совершенствованию», – с этой фразы он многократно начинал свое выступление на совещаниях в «верхах».

ИТОГ

В ретроспективе: созданная буквально подвижническим трудом Карцева и Венедиктова и их коллег уникальная тагильская школа танкостроения на протяжении более полувека доказала и продолжает доказывать свою жизненную силу и результативность.

На своем пути к серии «семьдесятдвойка» прошла через множество драматических коллизий, но этот танк без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, самыми массовыми и боевыми в последней четверти ХХ века. Практически идеальное сочетание стоимости, боевой эффективности, надежности и простоты в эксплуатации вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали танк Т-72 самым востребованным на мировом рынке вооружения.

И сейчас, во втором десятилетии ХХI века, с конвейера Уралвагонзавода сходят внуки первых «семьдесятдвоек» – танки Т-72Б3.

В 2004 году, к 30-летию постановки Т-72 на производство и 80-летию со дня рождения Валерия Венедиктова, в Нижнем Тагиле был воздвигнут памятник его создателям – всем тем, кто своим трудом и талантом сотворил эту замечательную машину. Мемориал представляет собой ладонь, открытую миру, на которой стоит танк Т-72 – детище таланта Леонида Карцева, Валерия Венедиктова и их соратников.

У выдающихся Личностей, Творцов, Созидателей своя хронология жизни. Они приходят в мир как все, но в нужное время. А уходят в бессмертие…
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 июня 2014 07:25
    Что помешало хоть пару фото вставить для наглядности?
    1. +3
      7 июня 2014 19:20
      Цитата: Kars
      фото

      good
      Т-72Б1. Красотуля.

      Ножевой трал нацепили, люльку НСВТ развернули... механ щиток укрепил
      Этож что они делать собрались ?
      wink
      "Кишки" не видно... позамерзали чтоль ?
      winked
      1. +2
        7 июня 2014 20:30
        Цитата: Aleks тв
        Т-72Б1. Красотуля.

        Видно знатока Т-72.
        Если чесно у меня в основном фото Т-64/80 что первое попалось то и добавил.

        ножевой трал--лет 7-8 назад купил,до сих пор не собрал,не поставил,отзывы почитал надо много переделыват,для копийности.
        1. 0
          7 июня 2014 20:33
          Цитата: Kars
          надо много переделыват

          Трудись, Андрей.
          good

          А я, признаться, так и не могу освоить аэрограф... все руки не доходят.
          winked
          Лентяй, однако.
          feel yes
          1. 0
            8 июня 2014 12:56
            занимательная статья. плюс.
            рекомендую желающим почитать книги генерала танковых войск РККА Попеля. душу захватывает
  2. КАЛИНИНГРАД
    +4
    7 июня 2014 07:27
    ВЕЧНАЯ СЛАВА ИМ !!!
  3. +4
    7 июня 2014 08:07
    Соль земли. На таких и держится Россия hi
  4. +4
    7 июня 2014 09:10
    что-бы сейчас не говарили урря-патриоты но семьдесятдвойка для своего времени была революционной машиной.танк до сих пор очень хорош при умном его приминении.а конструктору-спасибо за ваш труд-Россия Вас будет помнить всегда
    1. +3
      7 июня 2014 13:11
      Да она и сейчас на уровне.Есть выдающиеся танки, а есть рабочие лошадки войны, что на себе её тащат. Т-72 из них.
  5. parus2nik
    +5
    7 июня 2014 10:28
    Спасибо, Вам Валерий Николаевич!
  6. +4
    7 июня 2014 10:42
    Гениальный конструктор,его творение до сих пор воюет по всему миру
  7. Борменталь
    +3
    7 июня 2014 11:09
    Товарищу Венедиктову, танку и человеку посвящается. Побольше бы России Таких Венедиктовых, и поменьше других.
  8. +2
    7 июня 2014 17:35
    Огромный плюс,люди не за страх а за совесть работали...... Да и про родной завод.
  9. +4
    7 июня 2014 19:07
    Низкий вам поклон, Валерий Николаевич, за Т-72.
    Особенно за мой РОДНОЙ Т-72Б, объект 184. - НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ЛОШАДКА.
    Честь имею.

    Фото: мемориальная доска в Нижнем Тагиле.
  10. +2
    7 июня 2014 19:31
    Красавцы...
    good
    Все фото кликабельны.
  11. +1
    7 июня 2014 19:32
    На танковой директриссе.
    Поворот на исходную.
    1. +2
      7 июня 2014 19:35
      Aleks тв

      ,,,Алексей,добрый день.Фотографии с личного архива? hi Красавцы,,,
      1. +2
        7 июня 2014 19:39
        Цитата: bubalik
        Алексей,добрый день.Фото с личного архива?

        День добрый, Сергей.
        hi
        Не...
        мои фотки попроще и черно белые... на пленке Свема и Тасма.
        сканировать надоть.
        winked
        1. +2
          7 июня 2014 19:46
          Aleks тв RU Сегодня, 19:39мои фотки попроще и черно белые.


          ,,,тем более интересно! Так сказать жизненные, без всяких без прикрас,, winked
  12. +2
    7 июня 2014 19:34
    Нам все - пох.
    Мы из "Забудь Вернуться Обратно".
    wink
  13. +3
    7 июня 2014 19:55
    Цель моей работы в ВС уничтожение танков на поле боя. Поэтому изучал ТТХ и результаты БД. По моим скромным оценкам Т-72 до сих пор превосходит любой танк в мире!
  14. +1
    8 июня 2014 11:21
    "Особо выделить трагическую судьбу прорывных – объекта 167М (1964 год) и
    глубокой модернизации танка Т-62 (1967 год) с пушкой калибра 125 мм,
    с автоматом заряжания, механизмом выброса стреляных гильз и другими новациями,
    крест-накрест заколоченных дубовыми решениями «как не отвечающие перспективам
    развития бронетанковой техники» (из протокола НТС МОП)."

    Что за модернизация Т-62? Кто знает?
    В Израиле танк Т-62 произвел сильное впечатление своими наступательными
    возможностями. И была серьезная обеспокоенность, что, если ему еще усилят
    броню, то он превзойдет М-60 Паттон почти по всем параметрам.
    А пришел Т-72. Когда спецназ его сфоткал и обмерил в Ливане в 82 году. то
    вздохнули с облегчением. Его лобовая броня не произвела впечатление, а ДЗ
    не очень боялись. Новые ОБПСы, срочно разрабатываемые в то время, должны
    были пробивать лоб без проблем.
    АЗ тоже не впечатлил. Небольшой выигрыш по скорострельности, который он давал,
    не мог компенсировать отставание по точности.
    1. 0
      8 июня 2014 15:11
      Цитата: voyaka uh
      Что за модернизация Т-62? Кто знает?

      Alexey, есть такая буква.

      На УВЗ к концу 1965 года уже имелись наработки по измененной системе автоматического заряжания на основе Т-62, опробованные на опытных танках «объект 167», «объект 167М (вариант модернизации Т-62). Это был вращающийся транспортер с двухрядным расположением выстрела, полностью размещающийся под поликом боевого отделения на электрической тяге.
      А так же новый Челябинские дизельный двигатель В-45К, развивающий мощность в 730 л.с. с вентиляторной системой охлаждения.
      Иные наработки по объектам 166, 167, 167м были отвергнуты Министерством оборонной промышленности, как и идея установки ГМТ (гидромеханическая трансмиссия).

      После известного постановления Совета министров СССР от 15 августа 1967 года все работы по Объекту 167м были свернуты.
      Под руководством Леонида Николаевича Карцева и его заместителя Валерия Николаевича Венедиктова был разработан мобилизационный вариант Т-64А.
      Однако испытания данной машины были провалены.
      После чего 12 мая 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах «Объекта 167».

      Тогда в КБ УВЗ, которое с 7 января 1970 возглавил Валерий Николаевич Венедиктов, было решено использовать на "объекте 172" ходовую часть от "объекта 167" с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением "объект 172М" и к концу года было построено три таких танка. Двигатель, форсированный до 780 л.с., получил индекс В-46. Была введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62. Масса "объекта 172М" возросла до 41 т. Но динамические характеристики остались на прежнем уровне за счет увеличения мощности двигателя на 80 л.с., емкости топливных баков на 100 л и ширины гусеницы на 40 мм. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия.

      Так что наработки по Объекту 167 достаточно хорошо вписались в Т-72 (Объект 172М).

      Если интересна тема как из Объекта 167(Т-62м) и Объекта 434(Т-64) создали Т-72 (Объект 172М), почитайте тут:
      http://topwar.ru/31638-istoriya-sozdaniya-legendy-40-let-tanku-t-72.html

      Фото: Объект 167
      1. +1
        8 июня 2014 18:21
        Спасибо.

        "От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие
        себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и
        дифференцированной броней"

        Но на танках, поступивших тогда на вооружение Сирии была обычная гомогенная
        броня, если я не ошибаюсь?
        Я читал, что Т-64 вызвал некоторую панику в Израиле и США. Ведь Абрамс еще
        не было, Меркава-1 только появился, и с обычной слабоватой броней. А Паттон М-60
        пробивался ОБПСами. Было непонятно, что делать. Израиль навесил на Паттоны еще
        кучу навесной брони и ДЗ. Американцы лихорадочно проектировали свой "Тигр" :) - Абрамс.
        Но когда стало ясно, что в арабские страны пойдет Т-72, было расслабление.
        Достаточно стало выпускать новые ОБПСы и спокойно усиливать Меркава до Меркава-2,
        и по графику проектировать сложный Абрамс.
        1. 0
          8 июня 2014 19:07
          Цитата: voyaka uh
          Но когда стало ясно, что в арабские страны пойдет Т-72, было расслабление.

          Чуть не так.
          Была поставлена ЭКСПОРТНАЯ модификация Т-72. Вся соль в слове "экспортная", а не "Т-72".
          wink
  15. +1
    8 июня 2014 16:07
    Настоящий Человек. Главный конструктор. Были люди в наше время.