A-12 Avenger II – палубный штурмовик ВМС США

15
Программа создания свершенно новых образцов палубной авиации для ВМС США "Улучшенной Тактической Авиации" (ATA) началась в 1983 году. Согласно этой программе должен был быть создан средний штурмовик, способный преодолевать огромные расстояния и при этом обладать высокой грузоподъемностью, чтобы заменить палубный Grumman A-6. 13 января 1988 года компании McDonnell Douglas и General Dynamics были выбраны для работы над программой ATA. Стоимость контракта оценивалась в $4,38 миллиардов, и в случае необходимости планка могла быть поднята максимум до $4.84 миллиардов. Контракт включал в себя разработку и поставку восьми полномасштабных моделей самолета и четырех тестовых копий.

A-12 Avenger II – палубный штурмовик ВМС США


Avenger II - это уникальный аппарат типа летающее крыло, аэродинамика которого способствует длительным перелетам и при этом он может нести на своем борту системы вооружения класса «воздух-земля» и «воздух-воздух». В планах военно-морских сил США было принятие на вооружение боевых самолетов, которые по своему техническому оснащению будут превосходить используемый F-117A. По предварительным расчетам, самолеты Avenger II должны были полностью заменить существующие до этого типы самолетов на авианосцах уже к середине 90-х годов.

Но 7 января 1991 года министр обороны США Ричард Чейни отменил программу, что стало крупнейшим расторжением контрактов за всю историю существования американской оборонной промышленности. Причиной столь решительного шага стала цена проекта, которая достигла суммы трехлетнего бюджета ВВС и ВМС США.

Военно-морские силы первоначально планировали купить 620 самолетов производства McDonnell Douglas/General Dynamics для вооружения палубной авиации, и еще 238 самолетов планировалось закупить для удовлетворения нужд в подобной технике Морской пехоты. В ВВС США рассматривали покупку 400 самолетов по средней стоимости, которая изначально оценивалась в $100 миллионов каждый.



На A-12 изначально планировалось установить два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 со специальной форсажной камерой. Предполагалось, что средний штурмовик, оснащенный складывающимся крылом, сможет развивать максимальную скорость до 930 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 1,5 тыс. километров. Вооружение должно размещаться во внутренних бомбоотсеках, для чего расширена внутренняя часть фюзеляжа. Основным вооружением самолета должны были стать две ракеты класса "воздух-воздух" AMRAAM AIM-120, две - класса "воздух-земля" AGM-88 HARM, а также целый комплекс неуправляемых ракет и корректируемых бомб. Максимальный вес вооружений не должен был превышать 2,3 тонны.

С массой технических сложностей компании General Dynamics и McDonnell Douglas столкнулись уже на этапе проектирования самолета. В частности, конечная масса самолета получалась на 30% больше той, что ранее была запланирована в проекте. Кроме того, неприятные сложности возникли с применением композитных материалов при строительстве первого прототипа самолета. Кроме этого, в своем отчете командованию ВМС США разработчики указали на технические проблемы с созданием радара.

В ходе реализации проекта A-12 Avenger II не было создано ни одного действующего прототипа самолета. Массогабаритный макет среднего штурмовика был рассекречен в 1996 году и выставлен на обозрение на территории бывшей базы ВМС США Карсвелл. Эксперты финансового рынка утверждают, что именно неудачная разработка A-12 Avenger II стала одной из главных причин огромных убытков компании McDonnell Douglas и ее последующего экономического поглощения авиастроительной компанией Boeing.



В общей сложности, компании McDonnell Douglas и General Dynamics совместно потратили $3,88 миллиарда на реализацию проекта A-12 Avenger II, получив от правительства всего $2,68 миллиарда. Сразу после закрытия работ над проектом командование ВМС США выставило требование о возврате вложенных средств в размере $1,35 миллиарда, которые военные потеряли из-за невыполненного контракта. Компании McDonnell Douglas и General Dynamics без лишних раздумий в ответ подали собственное исковое заявление в Федеральный суд США (CFC), потребовав от командования ВМС США $1,2 миллиарда неустойки за прекращение работ по программе разработки штурмовика.

Свою позицию в суде ВМС США основывали на том, что обе компании не сумели реализовать требования контракта, заключенного с указанием фиксированной цены и конкретного срока. То есть компании McDonnell Douglas и General Dynamics должны были разработать самолет не дороже чем за $4,8 миллиарда и поставить его в армию не позже 1994 года. С учетом того, что эти требования выполнены в итоге так и не были, заявили в ВМС, заключенный контракт и был разорван.

Компании же в качестве оправдания утверждали, что по условиям контракта министерство обороны, ВМС и ВВС США должны были предоставить им доступ к технологии малозаметности (Стелс), прежде использованной при работе над созданием штурмовика F-117 Night Hawk, а также бомбардировщика B-2 Spirit. По данным компаний, эти спецтехнологии им переданы не были, военные указали, что на них наложен гриф "особо секретно". Не имея полного доступа к секретным материалам, General Dynamics и McDonnell Douglas не сумели выполнить контракт в полном объеме.



Рассмотрение дела продолжалось несколько лет в связи с тем, что для установления истины суду было необходимо ознакомиться не только с публичными материалами дела, но и с материалами по секретным технологиям. Документация по части спецтехнологий была раскрыта судьями военного суда, однако в 1993 году Федеральный суд США получил уведомление от Мерилла Макпика, госсекретаря ВВС США, что дальнейшее раскрытие секретной информации невозможно, поскольку это нарушает правила хранения государственной тайны. Суду пришлось принимать итоговое решение, имея в распоряжении лишь минимальный комплект документов.

Вскоре после закрытия работ над проектом A-12 Avenger II ВМС США приняли решение о приобретении истребителей F/A-18E/F Super Hornet, которые разработал Boeing. Принятие нового самолета на вооружение произошло в 1999 году. В составе ВМС США он должен был заменить истребители F-14 Tomcat и палубные штурмовики A-6. Любопытно, что на самолете F/A-18E/F используются реактивные двигатели F414, которые являются новым поколением F404, на базе которых в 1983 году разрабатывалась силовая установка для A-12 Avenger II.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 июля 2013 07:41
    Интересный проект, больше похожий на "распил" по американски. Только вот технические характеристики и дальность полёта не впечатлила. Хотя судить сложно, не имея данных о массе и габаритах самолёта.
  2. White
    +3
    19 июля 2013 10:59
    Интересный мог выйти самолет, хотя доведи они его до конца все равно его наверняка постигла бы судьба Раптора. А статья скуповатая на http://paralay.com/a12.html намного больше информации.
  3. +7
    19 июля 2013 14:19
    так это же оно
    1. +1
      19 июля 2013 23:07
      Много послевоенных разработок были инспирированы трофейными немецкими прототипами, чертежами и даже зарисовками.
      Во вчерашней статье "Летающая сигара: бомбардировщик B-51"
      обнаружилось семейное сходство B-51 с эскизами Messerschmitt Me P.1102

      Видимо все проекты в стадии разработки были настолько засекречены,
      что встречались и "тезки":
      A-12 от Lockheed (высотный самолёт-разведчик)
      A-12 от Douglas (всепогодный бомбардировщик палубной авиации)
  4. Alexanderlaskov
    0
    19 июля 2013 15:17
    Тяжко США нести бремя мирового жандарма.
  5. 0
    19 июля 2013 17:03
    Нагрузить при хороших двигателях можно было бы наверно много всякого вооружения.
    Но вот сколько таких самолётов поместилось бы на авианосец?
    У этой "бабочки" крылья то нескладные.
    Странно что проект прошёл. Деньги решают всё?
    1. Бурелом
      +1
      19 июля 2013 22:52
      Складные
  6. biglow
    0
    19 июля 2013 19:50
    Вот они нравы частного ВПК ,скрывают друг от друга технологии .
  7. Kir
    0
    19 июля 2013 20:07
    Вроде как статья о нём уже была здесь на сайте, если-да то интересно то что на тех изображениях ни на каких "проекциях" не "читалось" сопло, интересно если я прав то типа на модели оно не за каким , либо .......
  8. +1
    19 июля 2013 20:37
    Походу "ОН" был воплощен в Х-47В!
  9. Taidrem
    0
    21 июля 2013 10:40
    Теперь ясно откуда в небе нло появляются))
  10. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013 17:42
    У него нет хвостового оперения!!!