Вертолет атаки и разведки Comanche RAH-66

Вертолет атаки и разведки Comanche RAH-66


Comanche RAH-66 вертолет разведки и атаки создавался Boeing и Sikorsky для американской армии. 4 января 1996 был совершен первый испытательный полет вертолета. Программа, согласно которой создавался Comanche RAH-66, так же предусматривала модернизацию девяти существующих самолетов Boeing и создание двух совершено новых прототипов и по предварительным расчетам все работы должны были быть закончены к 2006.

Полный анализ проекта всей системы вооружения был завершен в июне 2003 и должен был сопровождаться поставкой 78 вертолетов тремя отдельными партиями в 2007.


В феврале 2004 американская армия отменила дальнейшее исследование, развитие и отказалась от покупки Comanche RAH-66. Причиной отказа было названо несоответствие требованиям изменения операционных обстановок.

Конгрессу была предложена поправка к бюджетной заявке 2005 года, которая позволила бы армии закрыть программу Comanche и перераспределять фонды, для реструктуризации армейских программ авиации. Армия планировала, закупить еще приблизительно 800 новых самолетов и модернизировать еще 400 за счет сэкономленных фондов по программе Comanche.

Вертолет атаки и разведки Comanche RAH-66


Но что, же представлял собой столь разрекламированный вертолет Comanche RAH-66

Во время вооруженной миссии связанной с разведкой Comanche мог определять и идентифицировать цели и в цифровой форме передать информацию в штаб командования. Вся информация передавалась в режиме реального времени, что позволяло молниеносно изменять акценты атаки и проводить координационные решения непосредственно во время боя.

Корпус вертолета бронированный и устойчив к 23-миллиметровому орудийному огню. Радарное поперечное сечение было минимизировано, прежде всего, фюзеляжем точной формы и внутренней конфигурацией оружия.

У вертолета были сложный пятилопастный несущий основной винт и дополнительный сложный веерообразный рулевой для увеличенной способности антивращающего момента. Задний винт мог выдерживать попадания 12.7-миллиметровых боеприпасов и выполнять разворот на 180° за 4.7 секунды в режиме парения.

У Comanche было две идентичных кабины для командира и второго пилота, которые были герметичными и имели прекрасную пневматическую систему давления для защиты от химической и биологической войны. Дистанционная система управления полетом была рассчитана на троих человек.

Кабина была оснащена системой ночного видения от Lockheed Martin, и у командира было широкое поле обозрения (35 ° × 52 °). Электроника наблюдения была подключена к шлему, что позволяло вести наблюдение постоянно. Система наблюдения, интегрированная в шлем (HIDSS) была основана на жидкокристаллическом дисплее с активной матрицей (AMLCD). Цели определялись, и оружие приводилось в действие от общего или индивидуального пульта.

У каждой интегрированной кабины были жидкокристаллические дисплеи плоского экрана Harris Corp., цветной дисплей для цифровой движущейся системы карты, тактической ситуации и ночного выполнения работы.

Northrop Grumman обеспечил интегрированные связи Comanche, навигацию и идентификацию (CNI). CNI предоставлял устойчивую мультиволну, многополосные многорежимные радиосвязи, спутниковую связь и усиленную систему оповещения расположения на позиции (EPLRS) через тактический Интернет.

Вертолет атаки и разведки Comanche RAH-66


Вооружение Comanche состояло из ПТУР с лазерным наведением типа "Хеллфайер", управляемых ракет класса "воздух-воздух" системы "Стингер", сигнальные ракеты и 20-мм орудие "Вупкан-2". Число ракет на каждой дверной установке изменялось, например каждая дверь могла держать три "Хеллфайер", или шесть ракет "Стингер".

Вертолетный комплекс контрмер включал AN/AVR-2A (V) передовой лазерный принимающий сигнал предупреждения от электрооптических систем Goodrich (прежде Raytheon) Дэнбери, Коннектикута, и ITT AN/ALQ-211 SIRCM (комплекс интегрированных контрмер радиочастоты), а так же комплекс инфракрасных глушителей.

У вертолета были система глобального позиционирования, радарный высотомер и отношение, возглавляющее ссылочную систему (AHRS) от Northrop Grumman (прежде Litton).

Comanche был оборудован двумя двигателями T-800-LHT-801 turboshaft от LHTec с максимальной номинальной силой 1,432 л.с. каждый.

Вертолет атаки и разведки Comanche RAH-66


Тактико-технические характеристики RAH-66 Comanche
Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
Длина: 14,28 м
Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
Диаметр несущего винта: 12,9 м
Диаметр фенестрона: 1,37 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
Высота: 3,37 м (до несущего винта)
Масса пустого: 4 218 кг
Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4 x Hellfire и 2 x Stinger)
Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
Силовая установка: 2 x турбовальных LHTEC T800-LHT-801
Мощность двигателей: 2 x 1 563 л.с. (2 x 1 165 кВт)
Максимальная скорость: 324 км/ч
Крейсерская скорость: 306 км/ч
Боевой радиус: 278 км
Перегоночная дальность: 2 222 км
Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
Скороподъёмность: 4,5 м/с
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 x трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30-мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
Боевая нагрузка:
внутренний отсек: 6 x ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 x ЗУР FIM-92 Stinger
внешняя подвеска:
8 x ПТУР AGM-114 Hellfire или
16 x ЗУР FIM-92 Stinger или
56 x 70-мм НАР Hydra или
1703 л ПТБ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 48
  1. Yankuz 20 июля 2013 07:30
    Красиво выглядит. Больше нечего сказать...
    Yankuz
    1. Mikhado 20 июля 2013 16:39
      Еще бы аффтырь перевел статью по-человечески...
      То-то он имячко не указал.
    2. poquello 20 июля 2013 18:59
      "Красиво выглядит. Больше нечего сказать..."

      На вкус и цвет товарищей нет. По мне - похож на больную аквариумную гуппяшку.
  2. kotdavin4i 20 июля 2013 09:08
    Бодрого утра всем, глупо закрывать проект - когда образец создан и испытан, угробили кучу денег, создали машину с хорошими боевыми параметрами... и выкинули на свалку...
    1. Наган 20 июля 2013 09:21
      А что делать - денег нет на дорогие игрушки. А повышение подоходного налога при Буше Jr не проканало бы - он помнил почем обошлась его папе фраза "Read my lips - no new taxes", точнее отход от нее.
    2. IronRonin 20 июля 2013 10:26
      Но почему-то с F-35 этого не случилось, где логика?
      IronRonin
    3. Avenger711 20 июля 2013 14:18
      Не обнаружили преимуществ перед "Апачем" видимо. Тем более что комик заметно меньше.
      Avenger711
      1. KORESH80 21 июля 2013 12:04
        Если бы он обладал большими преимуществами перед Апачем Лонгбоу, то в начале 2000-ных от него бы не отказались, у пентагона еще не было таких фин. проблемм. Вроде все работает, летает - бери и запускай в серию, но нет - программа закрыта, деньги выброшены.
    4. aviator_ИАС 21 июля 2013 18:31
      Сей проект появился в результате нездоровой эйфории от т.н. стелс технологий и совершенно оправданно разделил судьбу F-117. В обоих случаях главная ставка была на "невидимость", в ущерб другим качествам. Стоил дорого, в обслуживании тоже дороже Апача, а боевые качества оставляли желать лучшего. Вбухали миллиарды долларов и слили программу. Начинаешь верить в то что неспроста российский физик опубликовал в одно время книгу, если не ошибаюсь, " Об интерференции радиоволн". Забугорные стратеги крючок заглотили, и в итоге угрохали уйму денег на технологию, против которой у нас уже был готов ассиметричный ответ. Так же как нас развели на "Звездных войнах", многое из того что полосатые разрабатывали оказалось фикцией. Но в отличии от Союза америкосы были только рады новым воможностям угробить миллиарды. Они себе еще нарисовали. А а если серьёзно, то Команча "съели" беспилотники. Дешевле, проще и нет необходимости рисковать пилотом.
  3. Yankuz 20 июля 2013 10:30
    Надеюсь что не только в моделях это чудо будет и у нас в России:
    "Чёрный призрак"
    Yankuz
    1. пацантрэ 20 июля 2013 13:04
      Это чудо,к сожалению,как раз-таки не более чем модель.
    2. Комментарий был удален.
    3. FoooXxXxX 20 июля 2013 13:48
      Когда то будет,может,вертолет Камов перспективен!
      FoooXxXxX
    4. 0255 20 июля 2013 16:14
      Я ещё модель Ка-58 собирал, думал - круто, что в России есть такой вертолёт, думал что он на вооружении. Потом пишу "Ка-58" в поисковике - и облом, оказывается это в лучшем случае просто проект
      1. Kir 22 июля 2013 04:25
        И не проект даже а бред от дизайнеров, тут уже на форуме это обсуждалось, кстати если покапать нет там есть и более экзотичные "леталки" вот только вопрос как их ухитряются в наглую продавать под видом моделей реальных машин, так и надо писать игрушка на основе буйной дизайнерской ....
        Kir
  4. bootlegger 20 июля 2013 12:05
    Хвостовой винт, судя по всему, на электро трансмиссии.
    Не вижу канала для механической...
    1. Freem2012 20 июля 2013 12:30
      Хвостовой вал есть. Тоже по началу думал, что электропривод, но в инете есть чертеж с изображением внутренностей.
      1. Бурелом 20 июля 2013 15:27
        К выше написанному.
        Бурелом
  5. Рафаэль_83 20 июля 2013 12:19
    Статье минус.
    Во-первых, не мешало бы подвергать тексты пропущенные через Promt хотя бы минимальной вычитке. Сижу гадаю, что могло бы означать
    отношение, возглавляющее ссылочную систему (AHRS) от Northrop Grumman
    .
    Во-вторых, ничего не сказано о системе EFAMS (быстросъемные крылья/пилоны внешней подвески), лишь в ТТХ скромно упомянуто о том, что и снаружи вертушки, оказывается, можно подвесить вооружение.
    В-третьих, три отсека с радио-электронным оборудованием обеспечивались избыточным давлением для препятствия запылению и повышения надежности.
    В-четвертых, не сказано о скорости обслуживания и обеспечения: благодаря свободному доступу к узлам/агрегатам/вооружению технический персонал из трех человек осматривает и заменяет боекомплект между вылетами за 12 минут, а для транспортировки машина может быть легко демонтирована в течение 20 минут для переброски на борту "Геркулеса".
    В-пятых, наружная обшивка на 40% выполнена из съемных панелей, изготовленных с применением технологии "стелс", двери, обтекатели и ряд второстепенных элементов выполнены из сотовых композитов на основе арамидного волокна (типа "кевлар").
    В-шестых, что еще за, мать его,
    дополнительный сложный веерообразный рулевой
    ??? Если речь о хвостовом винте, то уж будьте любезны писать конкретно, а именно: рулевой винт, диаметром 1,37 м, так называемого "вентиляторного типа" "фэнтэйл" (исключительно редкий образец, надо заметить, равно как и "фенестрон"), установлен в кольцевом канале вертикального оперения, имеет лопасти, расположенные асимметрично с целью снижения уровня шума.
    И т. д. и т. п., можно найти еще кучу информации.

    Ну и напоследок, позволю себе поерничать. Можно ведь было бы написать, что сей суперсовременный образец хоть и не побывал ни разу в реальных боях, тем не менее отметился в целой плеяде замечательных авиасимов, в т. ч. одноименных, а также RAH-66 Comanche vs Ka-50 Hokum (несколько частей), и стратегическом сериале C&C: Generals (ух, как они были озвучены!). А! Еще в Халке они снимались (целая туча летала)!
    С ув. hi
    1. Kram 20 июля 2013 12:56
      Ставлю Вам 100 плюсов: грамотно и компетентно!
    2. пацантрэ 20 июля 2013 14:34
      Плюсанул.От себя добавлю,что автор еще и запятые не удосужился грамотно расставить,аж глаза режет.
    3. prophet190 20 июля 2013 16:09
      Да помню как гонял в 3-й и 4-й частях. Особенно запомнились в 4-части миссии по захвату острова в Маниле и оборона в базы в Тихом океане с последующей эвакуацией агента.
      prophet190
    4. Des10 20 июля 2013 18:28
      Мозг!Спасибо.
  6. Freem2012 20 июля 2013 12:26
    Статья никчемная, можно сказать рекламная. Все тоже самое на вики написано. Нет раскрытия технических особенностей. Про трансмиссию ничего не написано. Вместо того чтобы это тут размещать лучше бы ссылку дали на вики или авиа порталы!
  7. FoooXxXxX 20 июля 2013 13:42
    FoooXxXxX
    1. rumpeljschtizhen 20 июля 2013 18:31
      команч по дизайну красивие
      наш какойто уродец даже в эскизе
      1. dustycat 21 июля 2013 17:46
        На Ил2 в профиль весьма похож - Ил2 тоже не копенгаген в профиль.
        Однако эффективность его более симпатична.
        А форма весьма рациональна и более продуманна.
        У меня один друг проект "Цинкер" прорабатывал в 3Дмакс.
        Очень похожи по фюзеляжу. Цинкер правда продумывался как конвертоплан.
        1. Kir 22 июля 2013 04:36
          Кстати хоть я и не любитель закордонников и тех кто их защищает но факт есть факт "наш" просто ....... , на ступень ниже "прародителей" Ка-50 и Ка-52, да и обводы сие ..... , типа аля стелс то-же не факт что в реальности такие-бы были углы, касаемо-же фантазмов то-же балуюсь правда не 3D, но выставлять это в качестве проекта, простите это уже ни в какие ворота, разве что в параллельной реальности.
          Kir
  8. пацантрэ 20 июля 2013 14:35
    Очень интересный вертолёт.Действительно новое поколение.Сколько ж он,интересно,стоил,что от него отказались.Апач-то очень и очень дорогая игрушка,70 лямов стоит...
  9. 0255 20 июля 2013 16:19
    радоваться надо, что США отказались от такой хорошей машины. Пусть себе летает и воюет в С&C Generals, Асt of War, Ка-52 против Команча и др. компьютерных играх, а не уничтожает мирных жителей стран, где есть нефть и нет демократии.
  10. antonio 20 июля 2013 17:02
    Красивый хищник ничего не скажешь
    antonio
  11. sergey261180 20 июля 2013 18:01
    Корпус вертолета бронированный и устойчив к 23-миллиметровому орудийному огню
    Да ладно! У него тогда стекла сантиметров 7 должны быть толщиной.
    sergey261180
  12. Des10 20 июля 2013 18:34
    "У вертолета были сложный пятилопастный несущий основной винт и дополнительный сложный веерообразный рулевой для увеличенной способности антивращающего момента. Задний винт мог выдерживать попадания 12.7-миллиметровых боеприпасов и выполнять разворот на 180° за 4.7 секунды в режиме парения. "
    тут бы поподробнее бы...
    Как-то не по русски сказано.
    но интересно.
  13. Constantine 20 июля 2013 22:01
    Команч, насколько мне известно, был эпичным распилом денег. Скорее всего, его преимущества примерно в том же соотношении к Апачу, что и преимущества F-35 перед F-16. Разве что оболочка модная. Сейчас бы стояли как и F-22, а воевали бы реально практичные машины типа Апача.

    Что касается:
    Но почему-то с F-35 этого не случилось, где логика?

    Скорее всего F-35 не прикрыли потому, что последний проект - международный, что накладывает определенные репутационные и финансовые издержки. Хотя, точно этого никто из местных не знает и не может знать ;)

    + судя по некоторой информации, 1292 вертолета для армии США должны были стоить около 34 млрд. долларов, что в пересчете получается дешевле AH-64D Apache. Похоже на историю с F-35, который должен был стоить дешевле F-16, но на деле оказался дороже Су-35 и Су-34 вместе взятых, что как-бе совсем разные по возможностям машины. Возможно, что Команч так же перестал вписываться в цену и мог подорожать в разы т.к. с технической точки зрения он более совершенный, а соответственно и более сложный, чем Апач.
    Constantine
    1. Незнайка 21 июля 2013 05:12
      "Команч" шел на замену OH-58 Kiowa. С Апачем они должны были работать вместе.
    2. aviator_ИАС 21 июля 2013 18:37
      Мне кажется всё проще. Просто задачи которые на него возлагали стали с успехом решать беспилотники.
  14. papik09 21 июля 2013 06:49
    автор, а Вы русским языком владеете с помощью переФодчика или где?
  15. Landwarrior 21 июля 2013 11:04
    Красивая игрушка, ничего не скажешь laughing Как я когда-то писал в одной из "вертолетных" тем- самый частоиспользуемый в компьютерных играх вертолет laughing А в "Красном Шторме" старого антисоветчика Т. Клэнси один "команч" раскатывает в металолом чуть ли ни дивизию советских танков. Читал и ржал wassat
    1. Рафаэль_83 21 июля 2013 12:38
      Осмелюсь поправить, ув. Сергей hi .
      Сам "Красный шторм" перечитываю регулярно, так там из всего парка невидимок работают Ф-19 "Фризби" (он же "ГоустРайдер"), к тому же действие романа явно разворачивается в 80-хх гг., когда о "стелсах" еще толком ничего известно не было. Да и в действиях штатовской авиации описываются только самолето-вылеты. Зато на вертолетах вовсю летают советские товарищи (правда, 24-и он и опустил изрядно).
      А вот "Команчи" участвовали в тайной операции на территории Японии в книге "Долг чести" (той, где джапы обзаводятся ядерным оружием и развязывают в ойну со Штатами). Других операций этих вертушек у борзописца Клэнси не припомню (хотя, возможно в "Медведь и Дракон" было, надо перечитать).
      1. Landwarrior 21 июля 2013 20:28
        Рафаэль_83, спасибо за наводку, но был в "Красном шторме" Команч;) Глава 40 "Поле смерти". Правда, с кучей танков я березку перегнул laughing Всё полностью цитировать не буду, кусочек приведу;)
        – «Буффало три-один», это «Команч», прием.
        – «Команч», это «три-один», докладывайте, прием.
        – Мы только что уничтожили русский грузовик. В остальном все в порядке. Вперед, ковбои! – не удержался от возгласа пилот вертолета
        1. Рафаэль_83 21 июля 2013 21:31
          Bloody! A... hell! My mistake.
          И ведь верно, прошу прощения. Память уже не та, перед тем как что-то комментировать буду перепроверять первоисточник hi
          1. Landwarrior 21 июля 2013 22:23
            Всё нормально hi Я тоже сначала подумал, что "команч"-это позывной wink Потому как непонятно как-то Клэнсич его описывает wassat
  16. Bosk 21 июля 2013 12:55
    А как будит к примеру...по себестоимости?,ведь "Игле" или "Стингу" на красоту мягко говоря наплевать...я уж не говорю о ствольной артиллерии.
  17. azov 21 июля 2013 13:31
    А я вот думаю, что отказались после того, как сербы сбили F-117 ракетой 70-х годов. Вся эта невидимость оказалась липовой и программу stealth свернули. Тем более, что в случае войны с бедуинами, функции разведки может выполнять "апач" с гораздо более мощным вооружением.
    1. пацантрэ 21 июля 2013 20:03
      Почему тогда программу F-35 и F-22 не закрыли?Почему наши ПАК ФА делают малозаметным?Логику иногда надо включать,прежде чем ляпнуть.
      1. azov 21 июля 2013 20:41
        да потому что принципы разные. и ф-22 и ф-35 это истребители 5 поколения, а не бомберы с дозвуковой скоростью.
        1. пацантрэ 22 июля 2013 00:51
          Какие еще принципы и причём тут бомберы?Как это вообще относится к вертолётам?Ф-35 как раз дозвуковой (на крейсерской скорости) истребитель-бомбер.
          Сбили дозвуковой бомбер,а причём тут вертолёт,если вы уже начинаете разграничивать по классам?
          Цитата: azov
          Вся эта невидимость оказалась липовой и программу stealth свернули.

          Еще раз,если невидимость липа и программы свернуты,почему летают Ф-22,Ф-35 и ПАК ФА?
          1. azov 22 июля 2013 17:01
            Принцип "невидимости" ф-117 в форме корпуса и в материалах внешней обшивки. На алюминиевый ф-22 нанесена радиопоглощяющая краска. ф-35 вообще сделан из композитных материалов. По данному вертолету нарыл только вот что "выпуклая форма фюзеляжа с плоскими поверхностями, радиопоглощающее покрытие фюзеляжа и лопастей".Вполне возможно он сделан на основе тех же технологий, что и ф-117.
  18. dustycat 21 июля 2013 17:40
    Промптом что ли переводили?Очень корявый текст.
    Скорее всего после популярного объяснения как сбивать Ф117 старыми советскими системами отказались.
    Тем более что высотное применение вертолетов разведки - когда и нужна собственно невидимость - бред сивой кобылы.
    А на малой высоте и старый с головой наблюдения над винтом имел не большую радиозаметность.
    Единственно что интересно - это способ размещения вооружения на "дверях".
    Нашему "крокодилу" это был бы очень неплохой вариант модернизации.
  19. DuraLexSedLex. 21 июля 2013 19:15
    Красивый пепелац, что не говорите)))У меня моделька в детстве была, я её очень аккуратно склеивал и прокрашивал)))Красывый, может бесполезный, но красивый)
    DuraLexSedLex.
  20. Starover_Z 23 июля 2013 17:05
    Симпатичный аппарат, низкопрофильный, напомнил КА-50. Разведчик знатный получился. Странные "товарищи" эти американцы, такой аппарат и отказаться.
    Поставил бы ему +, да надо поддерживать отечественного производителя.
    1. A_Alex 25 июля 2013 23:27
      он столько стоить должен был , Что даже амерам стало хреново. Вот и закрыли проект
  21. POBEDA 23 июля 2013 19:59
    Господа а кто-нибудь знает, что за вертолет грохнулся в пакистане про штурме дома Бен Ладена? По фото обломков ничего не ясно.... что еще за неизвестный вертолет-то?
    http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D
    0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%
    D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%20&clid=172
    5448&lr=213
    POBEDA
  22. A_Alex 25 июля 2013 23:25
    не знаю кто обратил внимание или нет но на видио видна толщина стекл кабины и каких то панелей и что то не особо верится что они выдержат попдание 23 мм снарядов! У ми-28 площадь остекления в разы меньшеа а толщина на порядок больше!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня