Тайна «Слова о полку Игореве»

В тех же местах, где сегодня в Донбассе идут бои, князь Игорь попал в плен к половцам. Это случилось в районе соляных озер возле Славянска.

Тайна «Слова о полку Игореве»


Среди древнерусских книг одна всегда вызывала во мне мистический ужас — «Слово о полку Игореве». Я прочел ее в раннем детстве. Лет в восемь. В украинском переводе Максима Рыльского. Это очень сильный перевод, не многим уступающий оригиналу: «Глянув Ігор на сонце та й побачив — військо тьма покрила, і сказав до дружини-вояцтва: «Браття мої, друзі вірні! Лучче нам порубаними бути, ніж полону зазнати!». И еще вот это: «О Руська земле, уже ти за могилою!» (по-древнерусски, так как писал не переводчик, а сам автор великой поэмы, последняя фраза звучит так: «О Руская земле, уже за шеломянемъ еси!»). «Шелом» — это холм, внешне напоминающий шлем, высокая могила в степи.


Что вызывало у меня ужас? Не поверите: больше всего я уже тогда боялся, что снова вернутся «времена первых усобиц» и встанет брат на брата. Было ли это предчувствием того, что ждет наше поколение? Я рос в Советском Союзе — одном из сильнейших государств в мире. Чувство защищенности, которое тогда было у советских людей, нынешние украинские дети даже не могут представить. Китайская стена на Дальнем Востоке. Западная группа советских войск в Германии. Ядерный щит над головой. И песня: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!».

В школе нас учили, что Киевская Русь — колыбель трех братских народов. В Москве правил Брежнев — выходец из Днепропетровска. Сомневаться, что народы — братские, не было оснований. Московский инженер получал столько же, как и киевский. «Динамо» Лобановского выигрывало один чемпионат СССР за другим. Бомжа не только на Крещатике (нигде в Киеве!) ни днем, ни ночью было не найти. И все-таки я боялся. Боялся, что это незаслуженное счастье уйдет. Смута, феодальная раздробленность — эти слова преследовали меня уже тогда, как кошмар. Наверное, был у меня дар предчувствия.

И когда в 1991 году в Беловежской Пуще трое новых «феодалов» разделили нас, как когда-то князья смердов, а мы только молчаливо внимали, и границы пролегли между прежними братскими республиками, я вспомнил «Слово о полку...» снова. И постоянно вспоминал в «бандитские 90-е», когда новые «князья» делили все вокруг, как и современники Игоря. Разве не современно звучало вот это: «Стал говорить брат брату: «Это мое! И то тоже мое!». И начали князья по малое «се великое» молвити, а сами на себя крамолу ковать, а погании со всех стран приходили с победами на землю Рускую»? Автор «Слова...» всю суть наших бед еще 800 лет назад, в конце XII века определил.

После долгого забвения «Слово о полку Игореве» обнаружил в 90-х годах XVIII века граф Мусин-Пушкин — бывший адъютант екатерининского фаворита Григория Орлова. Выйдя в отставку, он занялся коллекционированием старинных книг и в одной из монастырских библиотек под Ярославлем наткнулся на рукописный сборник. В нем находился тот самый загадочный текст, который теперь известен любому.

Находка вызвала сенсацию. Патриоты Руси ликовали. Наконец-то и у нас откопан шедевр, сравнимый с французской «Песнью о Роланде». А, может быть, даже лучше! Молодой Карамзин поместил в гамбургском «Обозревателе Севера» восторженную заметку, где были и такие слова: «В наших архивах обнаружен отрывок из поэмы под названием «Песнь воинам Игоря», которую можно сравнить с лучшими оссиановскими поэмами и которая написана в XII столетии неизвестным сочинителем».

Тайна «Слова о полку Игореве»


ДВУЛИКИЙ ИГОРЬ. Почти сразу же возникли сомнения в подлинности поэмы. Рукопись «Слова о полку Игореве» сгорела в Москве в 1812 году, во время войны с Наполеоном. Все последующие перепечатки сделаны по первому печатному изданию 1800 года, озаглавленному «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича». Неудивительно, что именно французы потом стали утверждать, что «Слово...» — подделка. Кому же хочется признаваться, что твои земляки уничтожили, как варвары, великий славянский шедевр?

Рыцарственный Игорь был, однако, не так бел, как изображает его автор «Слова...». Симпатию на Руси он вызвал, когда стал жертвой — попал в плен к половцам. У нас всегда прощают прежние грехи страдальцам.

В 1169 году, согласно «Повести временных лет», юный Игорь Святославич оказался среди банды князей, ограбивших Киев. Инициатором нападения выступил суздальский князь Андрей Боголюбский. Впоследствии, уже в XX веке, кое-кто из националистических украинских историков пытался представить этот поход как первый наезд «москалей». Но на самом деле Москва тогда была всего лишь мелким острожком, ничего не решавшим, а в якобы «москальском» воинстве рядом с сыном Андрея Боголюбского — Мстиславом — почему-то оказались Рюрик из «украинского» Овруча, Давид Ростиславич из Вышгорода (это под самым Киевом!) и 19-летний черниговец Игорь с братьями — старшим Олегом и младшеньким — будущим «буй-туром» Всеволодом.

Разгром Киева был страшным. По свидетельству Ипатьевской летописи, грабили весь день, не хуже половцев: храмы жгли, христиан убивали, женщин разлучали с мужьями и уводили в плен под плач ревущих детей: «И взяли они добра без счета, и церкви оголили от икон и книг, и риз, и колокола поснимали все эти смоляне, и суздальцы, и черниговцы, и Олегова дружина…3ажжен был даже монастырь Печерский… И был в Киеве среди всех людей стон и печаль, и скорбь неутихающая, и слезы беспрестанные». Одним словом, тоже усобица и тоже горе.

А в 1184 году Игорь снова «отличился». Великий князь киевский Святослав отправил объединенное русское войско на половцев. В походе участвовал и будущий герой поэмы с братом — неразлучным «буй-туром» Всеволодом. Но стоило союзникам углубиться в степь, как между переяславским князем Владимиром и нашим героем разгорелась дискуссия о методах дележа награбленного. Владимир потребовал, чтобы ему уступили место в авангарде — передовым частям всегда достается больше добычи. Игорь, замещавший в походе отсутствовавшего великого князя, категорически отказал. Тогда Владимир, плюнув на патриотический долг, повернул назад и принялся грабить Северское княжество Игоря — не возвращаться же домой без трофеев! Игорь тоже не остался в долгу и, забыв о половцах, в свою очередь набросился на владения Владимира — переяславский городок Глебов, который захватил, не пощадив никого.

Тайна «Слова о полку Игореве»


Тайна «Слова о полку Игореве»

Поражение и бегство. Иллюстрации художника И. Селиванова к «Слову о полку Игореве».


Тайна «Слова о полку Игореве»

Озеро возле Славянска. На этих берегах Игорь с братом Всеволодом воевали с половцами. В тех же местах, где сегодня в Донбассе идут бои, князь Игорь попал в плен к половцам. Это случилось в районе соляных озер возле Славянска


КАРА ЗА МЕЖУСОБИЦУ. А в следующем году приключился тот самый злосчастный поход, по мотивам которого создана великая поэма. Вот только за кадром осталось то, что в составе Ипатьевской летописи содержится произведение, трактующее неудачу Игоря с куда более реалистических позиций. Историками оно условно названо «Повестью о походе Игоря Святославича на половцев». И неизвестный автор его рассматривает плен новгород-северского князя как справедливую кару за погромленный русский город Глебов.

В отличие от «Слова...», где многое дано только намеком, «Повесть о походе...» представляет собой подробнейший отчет. Игорь в ней выражается не высокопарным штилем, а вполне прозаично. В «Слове...» он вещает: «Хочу копье преломить край поля Половецкого с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону!». А в «Повести...» просто боится людской молвы и принимает опрометчивое решение продолжать поход несмотря на затмение солнца, сулящее неудачу: «Если нам, не бившись, вернуться, то срам нам будет хуже смерти. Пусть, как Бог даст».

Бог дал плен. Автор «Слова...» кратко упоминает: «Тут князь Игорь пересел из седла золотого в седло рабское». Летописец же в «Повести...» детально повествует, как предводитель распадающегося на глазах русского войска пытается повернуть свою побежавшую легкую кавалерию — «ковуев» (одно из его вассальных степных племен), но, не догнав их, попадает в руки половцев «на расстоянии одного полета стрелы» от своих основных сил: «И пойманный Игорь видел брата своего Всеволода, который крепко бился, и просил он душе своей смерти, чтобы не видеть падения брата своего. Всеволод же так бился, что даже оружия в руке его было мало, и бились они, обходя кругом озера».

Тут на зарвавшегося авантюриста, по словам летописца, находит раскаяние. «И рек тогда Игорь: «Помянул я грехи перед Господом Богом моим, как много убийств, кровопролитий сотворил я на земле христианской, как не пощадил христиан, но взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла испытали безвинные христиане — отлучали отцов от детей, брата от брата, друга от друга, жен от мужей, дочерей от матерей, подруг от подруг, и все смятено пленом и скорбью было. Живые завидовали мертвым, а мертвые радовались, как святые мученики, огнем от жизни сей приемля испытание. Старцы умереть порывались, мужей рубили и рассекали, а жен — оскверняли. И все это сотворил я! Не достоин я жизни. А ныне вижу отмщение мне!».
Не так просты были и отношения Игоря с половцами. По одной из версий, он сам был сыном половчанки. Как бы то ни было, новгород-северский князь охотно вступал в союзы со степняками. Причем не менее часто, чем воевал с ними. Ровно за пять лет до того, как попасть в плен к половецкому хану Кончаку, Игорь вместе с тем же Кончаком отправились вместе в набег на смоленских князей. Потерпев поражение на речке Черторый, они в буквальном смысле оказались в одной лодке. И половецкий хан, и русский князь, сидя рядышком друг с другом, бежали с поля битвы. Сегодня — союзники. Завтра — враги.

Да и в плену у Кончака в 1185 году герой «Слова о полку...» отнюдь не бедствовал. Он даже успел женить своего сына Владимира на дочери этого хана. Мол, чего время терять? Воронье выклевывало в степи глаза погибшим дружинникам, а князь уже вел переговоры с врагом — о будущем для себя и своего удела в Новгород-Северском. Наверное, сидели рядом с Кончаком в юрте, пили кобылье молоко, торговались об условиях сделки. А когда все уже было решено, и православный священник обвенчал княжича и половчанку, принявшую христианство, Игорь, воспользовавшись доверчивостью степняков, ночью вместе с симпатизировавшим ему половцем Овлуром вскочили на коней, когда все спали, и рванули на Русь: «Игорю Бог путь кажет из земли Половецкой на землю Рускую… Погасла вечерняя заря. Игорь спит. Игорь бдит. Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Овлур конный свистнул за рекою, велит князю разумети… Игорь соколом полетел, Овлур волком потек, стряхивая студеную росу, надрывая борзых своих коней…».

Кому приходилось вставать ночью в степи и идти по траве, роняющей росу, тот оценит поэтичность этой сцены. А тому, кто в степи не ночевал никогда, наверняка в степь захочется…

После бегства из плена Игорь проживет еще 18 лет и даже станет черниговским князем. Сразу же после смерти Игоря в 1203 году его брат — тот самый «буй-тур Всеволод» вместе «со всею Половецкою землею», как пишет Лаврентьевская летопись, отправится в поход на Киев: «И взяли и сожгли не только Подол, но и Гору и митрополию святую Софию ограбили и Десятинную святую божницу разграбили и монастыри и иконы ободрали…». По словам летописца, «сотворили великое зло в Русской земле, какого не бывало от самого крещения над Киевом».

Тайна «Слова о полку Игореве»


СНОВА КАК ТОГДА. Я отнюдь не желаю развенчивать поэтический образы, созданные автором «Слова о полку Игореве». Просто обращаю внимание на то, что был Игорь грешен. Было на руках его немало крови соплеменников. Не отправься он в свой последний злосчастный поход в Степь, так и остался бы в памяти потомков одним из бесчисленных феодальных разбойников. А скорее, просто затерялся бы на страницах летописей. Мало ли было таких, как он, мелких второстепенных князей, всю жизнь потративших на усобицы? Но раны, полученные не только за свой удел, а за всю «землю Рускую», смелый побег из плена, удививший всех и в Киеве, и в Чернигове, последующая вполне приличная жизнь словно искупили грехи молодости. У каждого из нас ведь есть и свой последний шанс, и свой звездный час.

Но важно даже не это. Почему вспомнился мне в очередной раз поход Игоря в землю Половецкую? Да потому, что действие знаменитой поэмы, о чем мы не задумываемся, все ее знаменитые военные сцены, происходят в нынешнем Донбассе — примерно в тех местах, где сегодня находится город Славянск. Игорь шел в степь вдоль Северского Донца. Он был северским князем — властителем славянского племени северян. Целью похода его был Дон, притоком которого является Донец. Где-то рядом с солеными озерами возле нынешнего Славянска, в местности, где нет пресной воды, князь Игорь был разбит половцами. Большинство исследователей сходятся именно на этой версии локализации места летописной битвы — именно между озерами Вейсовым и Репным в 1894 г. при прокладке железной дороги через Славянск рабочие выкопали на небольшой глубине множество человеческих костяков и остатков железного оружия — следы знаменитого сражения.

Все мы в той или иной степени — потомки и русичей, и половцев. Две трети нынешней Украины — это бывшая земля Половецкая. И только одна треть — северная — принадлежала Руси. И вот снова в тех же местах, что и восемь веков назад, льется славянская кровь. Снова пришла Усобица. Брат убивает брата. Что не может не наполнять душу мою печалью.
Автор: Олесь Бузина
Первоисточник: http://www.buzina.org/publications/1323-taina-slova-o-polku-igoreve.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. svp67 10 июня 2014 08:41
    Автор Олесь Бузина
    Со временем этот Человек будет так же знаменит, как и летописец Нестор... Очень тонко чувствует время, за что его ОЧЕНЬ не любят "западенцы"...
    1. Николай С. 10 июня 2014 10:15
      Олесь Бузина, конечно, молодец. И написал много хорошего. Но бывает, что и ему не совладать со всем валом свидомитского вранья. В этой статье он дал слабинку.

      За всё не буду. Но пару моментов.

      "«Шелом» — это холм, внешне напоминающий шлем, высокая могила в степи." Точнее "за шеломянем", а то так и до "шолом алейхем" недалеко.
      Вот с чего бы Бузине вещать как носителю истины в последней инстанции. К появлению рукописи значения этого слова уже никто не помнил. Хотя слово ещё единично встречается в летописях и фольклоре. Первым толкование как "горы, холма" дал Востоков А.Х.. У Даля оно уже более развёрнутое. Сейчас, например, Тимофеев В.П. аргументированно утверждает, что это слово может носить смысл "твердыня".

      "В 1169 году, согласно «Повести временных лет», юный Игорь Святославич оказался среди банды князей, ограбивших Киев. Инициатором нападения выступил суздальский князь Андрей Боголюбский."
      А это уже вполне по-свидомитски. Понимаю, киевлянину Бузине за стольный град всея Руси Киев обидно. Но вот какая закавыка. В 1157 году в Киеве отравили великого князя Руси Юрия Долгорукого - отца Андрея Боголюбского. Ставший вместо отца великим князем киевским, правителем всей Руси, Андрей княжить в Киев не поехал, а перенёс столицу Руси во Владимир, в котором он княжил до того. Ну и со временем наказал Киев за убийство отца. По тем временам более чем справедливо. Выжег всё. Хотя, окончательно дожёг Киев Рюрик смоленский несколько позже. Кстати, и сейчас киевляне должны понимать, что кара за убийства отцов неминуема.

      PS. Столица половеччины Шарукань в районе харьковского Чугуева, недалеко от Змиева - далеко Игорь зашел.

      Значения "Слова..." и, тем более, "Задонщины", выраженные в позиции авторов, за единство Руси должны понимать все.
      1. Емеля 10 июня 2014 19:45
        Цитата: Николай С.
        "«Шелом» — это холм, внешне напоминающий шлем, высокая могила в степи." Точнее "за шеломянем", а то так и до "шолом алейхем" недалеко.
        Вот с чего бы Бузине вещать как носителю истины в последней инстанции. К появлению рукописи значения этого слова уже никто не помнил. Хотя слово ещё единично встречается в летописях и фольклоре. Первым толкование как "горы, холма" дал Востоков А.Х.. У Даля оно уже более развёрнутое. Сейчас, например, Тимофеев В.П. аргументированно утверждает, что это слово может носить смысл "твердыня".


        Есть версия, что шеломом назывались Змеевые валы - остатки древних оборонительных(гидротехнических или ещё каких)сооружений.
        Емеля
      2. avt 10 июня 2014 22:22
        Цитата: Николай С.
        , Андрей княжить в Киев не поехал, а перенёс столицу Руси во Владимир, в котором он княжил до того. Ну и со временем наказал Киев за убийство отца.

        Причем был убит собственным окружением и предан личным охранником , что родом из Киева , он пошел на сговор с заговорщиками .
        avt
    2. КиселЪ 10 июня 2014 19:40
      Олесь Бузина в душе монархист .:.
      КиселЪ
  2. padonok.71 10 июня 2014 08:56
    История циклична и это не новость.
    Всегда удивляло, сколько в нас намешанно - Русь, печенег, половец, татар, чуть белоглазая и т.д. и т.п. А живем браты Словены! И жить будем до скончанья веков!
    padonok.71
  3. Max_Bauder 10 июня 2014 09:18
    "Слово..." учит тому что не правильно когда брат убивает брата, как киевляне дончан, иначе будет кара Божья. Не забудутся мольбы и стоны погибших женщин, детей, мужей, плач оплакивающих.
  4. parusnik 10 июня 2014 09:26
    Слово призывает к единению..русских князей...и не одно столетие...Мне,перевод Заболоцкого очень нравится..
  5. Stiletto 10 июня 2014 09:33
    Есть в "Слове" мощное финальное послание от летописца, кем бы они ни был: он призывает всех князей русских забыть раздоры и распри, и объединившись, отомстить врагу - за землю русскую, за раны Игоря, сына Святославлича. В Яндекс лезть не хочу, мог бы и поточнее процитировать, надо будет просто перечитать. Было время, примерно треть произведения наизусть знал, причем на старославянском.
    1. Комментарий был удален.
  6. Партизан Крамаха 10 июня 2014 19:44
    Цитата: Stiletto
    Есть в "Слове" мощное финальное послание от летописца, кем бы они ни был: он призывает всех князей русских забыть раздоры и распри, и объединившись, отомстить врагу - за землю русскую, за раны Игоря, сына Святославлича. В Яндекс лезть не хочу, мог бы и поточнее процитировать, надо будет просто перечитать. Было время, примерно треть произведения наизусть знал, причем на старославянском.

    Ага,помню-Не лепо ли ны бяшите начати старыми словесы повесть о плку Игореве...
  7. Арон Заави 10 июня 2014 20:09
    Г-да , если Вас интересует " Слово о полку Игореве" , рекомендую двухтомник Владимира Чивилихина " Память". В свое время эта книга пробудила во мне десятилетнем мальчишке , любовь к истории.
  8. prorok 10 июня 2014 23:32
    Эх, ребята, все мы любим историю, а вот историю недавнюю, ту историю, которая нас трогает больше всего, мы знать не хотим.

    Прочитал я как-то о войне, объявленной 24.03.1933 евреями Германии, и крепко задумался. Нехорошо мне стало. А потом я ещё прочитал "Безымянную войну капитана А. Рамзея, члена парламента Англии во время второй мировой. Больше всего меня поразили в ней слова: "Если бы английские люди знали правду, войны бы не было".
    Но добило меня "Чудо Дюнкерка". Это чудо спасения целой армии. Оно чудо, потому-что необъяснимо. А объяснение оказалось в том, что Гитлер (!) осознанно выпустил из котла 320 тысяч англичан и французов - при полном вооружении!
    Разве мог сделать такое "кровожадный" человек??!

    А после этого я ещё прочитал книгу "Как Черчилль развязал Вторую Мировую. Главный виновник войны" А. В. Усовского...

    Как мне после этого было не задуматься, не является ли история, которую мы знаем, трактовкой победителей?

    Конечно, простые солдаты тех времён ни в чём не виновны, они "сражались за Родину". Так, как сейчас сражаются некоторые украинцы, которых надул Парашенко и ему подобные.

    Но ведь и в 33-м войну объявили такие же "парашенки"?

    А недавно мне снова "повезло". Я прочитал статью об исповеди одного из "парашенков": "Нас изучают. Это не к добру" http://ynik.info/2013/09/17/nas_izuchajut._jeto_ne_k_dobru.html . Ну и заодно и саму "исповедь".

    Каждый, кто это прочитает, скажет: "Вот против кого надо воевать". А мы их жалеем, и не верим, что они такие. А потом из-за них, таких невиновных, начинаются новые войны.
    prorok
  9. Комментарий был удален.
  10. Асан Ата 11 июня 2014 01:57
    "Слово" в осовременненых версиях заканчивается фразой "Князю слава и дружине аминь". Однако в оригинале стоит не "и" а "а". Один известный человек не поленился и проанализировал "Слово", как часто в тексте "а" применяется как "и". Ни разу. То есть в оригинале было: "Князю слава, а дружине - аминь". Так вот и произойдет со всеми этими летчиками и прочим воинством, убивающим свой же люд на Юго-Востоке Украины. Посадят, убьют, предадут. А сами "князья" в переговорах с ВВП обелятся и отмоются. hi
    Асан Ата
  11. Чалдон 11 июня 2014 03:13
    Это точно - вельт политик...
  12. Rezident007 11 июня 2014 16:37
    Да уж - история самая неизвестная наука
  13. троян74 12 июня 2014 11:10
    Все рано или поздно возвращается на круги своя
    троян74

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня